Ойме

16/12/2023 - 00:21   Поп   Интервью, Этно и world-music
Этно-поп-группа Oyme выпустила новый альбом «Mastorava vol. 1». В преддверии выхода ее лидер Ежевика рассказала NEWSmuz.com о том, как на нем появился Батырхан Шукенов и в чем замысел альбома.

«Ойме» — ведущий российский этно-поп-коллектив, работающий с финно-угорской музыкальной традицией мордовских народностей эрзя и мокша. Неоднократный участник фестивалей, конкурсов, шоу-программ и ТВ-проектов. В активе - совместные треки c обладателями «Грэмми» легендарными Deep Forest, первое место в номинации world music международного конкурса Unsigned Only, участие в самом известном в мире фестивале этнической музыки WOMAD под руководством Питера Гэбриэла, номинант американской премии IMA, победитель ISC (Honorable Mention).

Название альбома «Mastorava» состоит из двух слов: mastor — земля, ava — мать-женщина. Оно объединяет и Землю, как таковую, и ее воплощение в Богине-матери. В саму концепцию альбома заложена идея четырех: четыре стороны света, четыре стихии, четыре времени года и четыре богини эрзянской и мокшанской мифологии: Толава (богиня огня), Вармава (богиня ветра), Ведява (богиня воды), Норовава (богиня урожая). Каждую часть предваряет Intro, несущее культурные коды финно-угорских традиций.

В этом году выходит первая часть альбома «Mastorava», посвящённая частям света: север и юг; и стихиям: огонь и вода.

В записи альбома приняли участие: Батырхан Шукенов (саксофон), Сергей Клевенский (духовые), Андрей Мисин (аккордеон), Сергей Харута, Алексей Батыченко (труба), Николай Орса (варган), Мария Ромашкина (вокал) и др. Музыкальный продюсер проекта: Владимир Осинский. Сведение: Сергей Калачёв (Гребстель, проект «Вилы»), Владимир Осинский. Мастеринг: Владимир Осинский. Записано в студии звукозаписи Владимира Осинского.

- Ежевика, «Mastorava» - это все-таки новый альбом или концептуальный сборник? Спрашиваю, потому что в трек-листе много давно известных песен, вроде Vaya или Shakshata.

- Но официально представлены единицы! В первой части альбома всего лишь одна такая песня. Только Vaya вышла на цифровых площадках как сингл в связи с выходом клипа. А то, что ходит по VK, уверена, потихоньку будет удалено лейблом после выхода альбома. И вполне справедливо: все песни, за исключением Vaya, с новым сведением, а подчас и переписаны вокалы, ненавязчиво внесены улучшайзеры. «Mastorava» - альбом с концепцией.

- Давай о концепции. Как этномузыколог, можешь ли пояснить связь богинь огня и воды с севером и югом на этой части альбома?

- А вот никак если с позиции официальной: север соотносится с водой, а юг с огнем. Ну, вроде как в скандинавской мифологии - точно так. У наших респондентов мы такого не слышали, а вот наше ощущение соотношения стихий созвучно с нашим зрителем, как-то мы задавали подобный вопрос аудитории. Совпало.

У меня лично чёткие ассоциации из детства - севера с зимой, а юга с летом. В зимнем цикле эрзян и мокшан в календарных праздниках и обрядах важную роль играет огонь. Вообще суперполезная стихия в морозное время года. Тоже самое мы можем сказать про воду летом. К примеру, в закличке (основа её легла в одну из заглавных песен альбома) как раз об этой нужде и упоминается. Масторава плачет от засухи и просит дождя. Закличка дождя и сам обряд исполнялись летом. Ситуативно, в зависимости от необходимости.

«Ойме»
«Ойме»

- Расскажи про давно ушедшего от нас Батырхана Шукенова. В какие песнях звучит его саксофон, как он вообще попал на запись «Ойме», и какие-то свои личные впечатления о нем.

- Батыр - это объятия. Он приходил и солнце всходило. Вот! «Калядки» — хорошо, что там звучит его саксофон. Батыр - большой друг Владимира Осинского. Их студии дружили в лучших традициях дружбы музыкантов от Бога. Батыр любил музыку «Ойме». Где-то есть фото, где мы сидим на диванчике втроём. Я посередине. Вся какая-то прыщастая и счастливая между двумя музыкальными глыбами! Это огромная потеря нашего мира, что мы его так быстро отдали в другой мир.

Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов
Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов

- То есть Батыр просто пришел на студию Осинского, и мимоходом записал партию?

- Это к Володе Осинскому вопрос. Но вообще да, легко записал. Никто друг за другом не бегал и не уговаривал. Уж не знаю, у себя или на нашей студии. Но как-то раз, и вот мы радуемся и будем радоваться Батыру дальше.

- Людям, далеким от эрзянской и мокшанской культур, можно ли объяснить для понимания альбома, как почитаются богини? Те же богиня огня Толава и богиня воды Ведява. Есть ли молитвы, или гимны, или ритуалы, или песни и религиозные тексты?

- Молитвы, конечно, с чёткой структурой текста: обращение, восхваление богини, и уж только после личная просьба, и в финале благодарение.

А ещё семантика Ведявы - деторождение. Как правило, невесты ходили к реке либо к колодцу, просили матушку воды Ведяву о рождении здоровых детей. Этот обряд входил в свадебный цикл, центральные события которого длились три дня. Молодая бросала в воду подарок Ведяве — кольцо. Ведява покровительствует любви и деторождению, потому и песни у нас в части «Юг» соответствующие. И колыбельная, записанная в наших экспедициях, и песни об отношениях и в семье также. А ещё песни об устройстве мира.

Почитание огня - это также глубоко архаичная форма верования, которая восходит к довольно ранним периодам человечества. Исследователи пишут, что при молениях наши предки добывали огонь посредством трения дерева об дерево. Такой огонь считался священным. Из свадебных обрядов XIX века: когда встречали молодых после венчания, то как только пара перешагивала порог дома, был обычай кидать под ноги сковороду с жаром, - предохраняет от порчи. И зажжённой лучиной обводили внутри одирьвань парь (сундука невесты), прежде чем уложить туда её вещи. Ну, что уж говорить про зимние праздники и праздники на стыке зимы и весны...

- А почему именно богини? В Мордовии весьма брутальные мужчины. Над богинями есть какой-то брутальный мужской Бог?

- Нет! Над богинями нет. Изначально матриархат, мир, дружба и жвачка. Мир в более архаичных мифах творила птица-демиург - Иненармунь (великая птица). Есть разные версии создания мира, связанные с водоплавающей птицей. Короче. Изначально был первородный океан. А затем Иненармунь снесла Ине ал (великое яйцо), из которого создался мир. В другом варианте, Великая птица снесла три яйца и из них рождаются три божества женского рода: Норовава, Вармава и Вирява. Правда, в одних мифах птица самостоятельна, в других она действует по указке Нишкепаза - верховного бога. Поди разберись.

Но точно пласт парных божеств мужского пола появляется одновременно с трансформацией в человеческом обществе: с распадом родовой общины и появлением большой патриархальной семьи. В общем, если с юмором и кратко, жили себе мирно, и тут мужчинам пришло в голову поделить мир и воевать. И боги появились мужские. Только сейчас дошло про мордовских брутальных мужчин… Пусть будет так.

- Поговорим о мировой world-music. Как тебе кажется, сегодня есть варианты продвижения мордовской и любой другой этнической музыки в топ-чарты или хотя бы в тренды соцсетей? Что изменилось в последние годы?

- Ну… Я вижу больше возможностей реализации культурного национального проекта с помощью грантовой поддержки государства, если мы говорим о России. Она вполне серьезная, но за тяп-ляп оформленный проект тебе не выдадут финансирования. Насчёт международных гастролей, как и ранее было, так и сейчас, этим нужно заниматься. Просто так ничего не бывает.

- Зачем понадобились Intro? Кажется, что ваши песни и весьма страстны для огня, и достаточно текучи для воды. Считаете, что недостаточно высказались в песнях?

- Intro отделяют концептуально части и времена года. Выражают музыкально как настрой стихии, так и рисуют образ богини. Уточню, что мы придаем традиционному описанию богинь наше личное современное прочтение характера. Забегая вперёд, на второй части альбома Mastorava богиня урожая Норовава у нас весьма воинственна. В экспедициях "Ойме" мы зафиксировали легенды о женщинах, встающих на защиту своей земли.

Плюс интро вполне кинематографичны. И там тоже заложены музыкальные финно-угорские коды: к примеру, инструменты, а в некоторые интегрированы с вокальными сольными жанрами (колыбельная в интро Юг. Ведява). А мы любим кино! У нас сейчас в команде кинокомпозиторы. Даже мне пришлось учиться писать музыку для кино, так и увлеклась вполне серьезно. Обязательно посмотри марийскую короткометражку-боевик «Чоткар»! Вообще, за национальным кинематографом будущее. И свежие идеи. Я - оптимист в этом смысле.

- Вы ждете попадания альбома в топы? Сейчас будто бы есть запрос на коренную музыку.

- Не думали об этом. Пока наш топ - мнение об альбоме главы лейбла Navigator Records. Можешь сам спросить у Алексея Козина. В каких-то моментах верю больше людям, скупым на эмоции. Одно могу сказать, даже меня, которая при создании миллион раз каждую ноту слушала, итоговый результат - мастеринг - вдохновляет и восхищает. Ух! Настоящее счастье финноугров - викингов, два в одном: магия и драйв! Я бы даже уточнила, российских финноугров: от первой ноты до финальной - фирменный звук студии звукозаписи Владимира Осинского. Нашей студии. И это настоящий патриотизм: двигать и развивать многонациональные традиции родной страны на высшем уровне.

Кстати, давай поделюсь тем, что нашла недавно, разбирая шкафы и старый макбук. Несколько лет, когда мы только-только начали подумывать об альбоме, один из немногочисленных вариантов его имени был Navigator. Пару недель назад нашла и сами файлы, люблю все идеи оформлять письменно.

- Почему Navigator?

- Части света. Типа компас. Типа нужен был современный аналог слову компас, семантически близкий.

- Есть ли спонсоры этно-музыки в России? Бизнес вообще интересуется этой темой?

- Скорее нам повезло на меценатов на несколько крупные творческие проекты Oyme. Вот человек слова и дела Андрей Полевой. Именно при его большой поддержке выходит двойной альбом Oyme «Mastorava». Наши меценаты - хорошие и умные люди. С отличным вкусом. Наши люди. От всей Души искренность и благодарность!

Сейчас голоса девчонок «Ойме» и песни, говорят, звучат на ВДНХ на выставке «Россия», на стенде Мордовия. Но опять это не из сферы бизнеса.

Спонсоры - это те, которые что-то материальное получают от сотрудничества. За нами шлейф стабильности и качества. Дерьмо рекламировать не станем. Видимо и сотрудничество будет такое же. Крепкое. Настоящее.

- Когда выйдет вторая часть альбома «Mastorava»?

- В 2024 году.

Гуру КЕН
В статье использована фотография из домашнего архива Ежевики

08/12/2023 - 03:48   Mix   Концерты, Этно и world-music
Поп-фолк группа «Ойме» презентовала в «16 тоннах» свой новый альбом «Mastorava», который еще даже не вышел.

Тут есть два нюанса. Альбом «Mastorava» должен был выйти к 5 декабря, дате презентации, но по техническим причинам на стримингах не вышел, и теперь ожидается через пару недель. А еще концертная презентация нового альбома — фактически знакомство слушателей с лучшими треками, ведь на стримингах есть только один альбом этой невероятной группы «Shtatol» (2016), и там нет самых ярких треков.

Oyme
Oyme

Нельзя сказать, что «16 Тонн» были полностью забиты, но заметное количество поклонников Oyme точно были тут. Для музыканта всегда загадка, как презентовать новый альбом, если его еще не слышали, - но «Ойме» нашли выход в видео-презентациях. Тут было всякое, - и о любви к России, и о ценности мордовских этносов, и просто о значимости этноэкспедиций. Вряд ли это впечатлило зрителей, но некоторое время и внимание зрителей это точно заняло.

А дальше что? Дальше мы получили вдохновенный сет от одной из лучших групп этно-поп-музыки в стране. 12 песен из нового альбома, вдохновленного, по словам Ежевики, из эрзянской и мокшанской культур сторон света, - богинь Толава (богиня огня) и Ведявава (богиня воды). Всего же получилось около 16 треков, включая 12 треков «Mastorava» + 2 акапеллы + 2 (венгерская Hungarian song и песня из будущего альбома «Вирявакай»). Ну, и неизбежный бис из главного хита «Вайя».

Ежевика
Ежевика

Кстати, именно на «Вайя» с демонстрацией знаменитого клипа меня буквально пробила ностальгия, этот клип настолько хорош, что создает эстетику мордовской поп-этно группы буквально с начала до конца.

Стоит отметить музыкантов. Четыре девушки «Ойме» поют свое многоголосие буквально безупречно. Это тот случай, когда этно-группа действительно этно-группа. Звучит потрясающе. К ним прибавились невероятно профессиональные басист и барабанщик, которым непросто было играть в условиях очень плотного плейбэка, но они восхитительны. Скрипач скорее оставил смешанное впечатление, потому что играл такой авангард, который скорее «Вежливому отказу» сгодился бы, но точно не плотному звуку «Ойме».

Нельзя сказать, что концерт «Ойме» прошел без проблем. Ну знаете, сначала долгая череда нудноватых видео, где главный месседж — о том, что «Ойме» - за Россию. Потом несколько пауз с невнятным видеорядом, когда звучат фанерой песни «Ойме» ради непонятно чего, а группа… просто уходит со сцены с концами. Такого анти-концерта сложно еще вспомнить. Группа точно делала буквально все, чтобы провалить концерт. Но все получилось не так. Музыка, многоголосие, вокальная культура — подтянули все остальное. Думаю, просто не надо строить концерт в «Тоннах» как концерт в Кремле или Колонном зале. Вообще-то все и так понимают.

Лидер группы «Ойме» Ежевика Спиркина пообещала выход второй части альбома в будущем году, высказала большое спасибо спонсору альбома Андрею Полевому (от меня тоже благодарность). А в большом интервью NEWSmuz.com, которое выйдет в день выхода альбома «Mastorava», сказала:

«У меня лично чёткие ассоциации из детства - севера с зимой, а юга с летом. В зимнем цикле эрзян и мокшан в календарных праздниках и обрядах важную роль играет огонь. Вообще суперполезная стихия в морозное время года. Тоже самое мы можем сказать про воду летом. К примеру, в закличке (основа её легла в одну из заглавных песен альбома) как раз об этой нужде и упоминается. Масторава плачет от засухи и просит дождя. Закличка дождя и сам обряд исполнялись летом. Ситуативно, в зависимости от необходимости».

Получается, что первая часть альбома «Mastorava», посвященная Северу и Югу, выйдет в этом году. А вторая часть, посвященная Востоку и Западу, - в 2024 году.

Быстрый поиск:
18/08/2023 - 04:23   Mix   Этно и world-music
Фолк-поп группа «Oyme» и лидер группы «Мельница» Хелависа выпустили совместный макси-сингл «Путь один», который оставляет весьма яркие впечатления (слушать релиз).

Oyme — один из флагманов мордовской культуры, включающей эрзянские и мокшанские напевы в современных поп-аранжировках с профессиональным многоголосием. Хелависа — флагман ирландско-шотландской культуры в рок-обработках. Встретились флагман с флагманом. Причем при весьма курьезных обстоятельствах, как вспоминает лидер группы Oyme Ежевика Спиркина.

«Хелавису читаю давно, нравится, моё. Однажды кто-то решил из региональных артистов поиграться с рекламой, и нагреться, и отхватить кусок славы на имени «Мельницы» и моём имени. Хелависа, кажется, разместила пост, или я об этом. Честно не помню. Ну, и мы закомментились. Это триггернуло. Списались в личке: «А давай дуэт? А, давай».

Oyme
Oyme

Надо учесть, что у Oyme есть опыт дуэтов с мировыми звездами world-music Deep Forest (и даже совместные концерты в Москве, например). У «Мельницы» дуэтов вроде нет, но Хелависа много записывала дуэтов с российскими звездами уровня Андрея Князева или Романа Рябцева. В итоге выбирала Хелависа, а прислала подборку возможных песен для дуэта Ежевика.

«Песни на выбор предложила вначале я. И этого хватило. Само как-то логично пошло. Я после Deep Forest задумалась, с кем бы из российских музыкантов мне бы хотелось спеть. Ну, так чтобы самой в лучших смыслах было ажиотажно и с огнём. Я без личной живой заинтересованности ничего не делаю, поскольку именно это мой личный пинок вперёд», - рассказывает Ежевика.

«Давно хотела дуэта внутри российской этно-сцены. Песню предложила Ежевика, мы хотели вложить в нее и фолк, и современную поп-музыку», - говорит Хелависа.

Всего в макси-сингл вошло 4 песни. Кроме дуэта с Хелависой, тут есть «Частушки», «Tyushtya's song» и «Sense» с участием Владимира Осинского, продюсера Oyme и владельца студии, где все это записывалось.

«Дуэт, как и остальные песни записывались на студии Владимира Осинского. Никакой дистанционной записи не было. Честно говоря, путь дуэтной песни практически длиной с «Ойме». Если вести отсчёт от самой первой идеи о создании группы. Все треки записаны в разные годы. Снизу вверх по хронологии. Все в разной стилистике, однако объединенные этнической интонацией. Каждый трек имеет свою историю, свою эмоцию и фольклорные элементы: от инструментов до вокальных флажолетов. EP «Путь один» - путь становления Oyme. Дорога к основному своему стилю с характерной звуко-тембральной палитрой «Души» (так переводится название группы) под руководством музыкального продюсера Владимира Осинского», - рассказала Ежевика.

Что тут кажется не так? Да ничего. Дуэт Хелависы и Ежевики действительно мелодичен и лишен конкретной этнической привязки. Жужжащие ритм-гитары подтвердят. Там есть, что попеть, и обе певицы прекрасно справляются со сложнейшими фиоритурами, хотя и необычно слышать Ежевику сверху, а Хелавису снизу. Мне не хватает порывистости риффов в припеве, кажется, некоторая утрированная ритмичность тут точно не помешала бы.

«Частушки», которые точно «русские», как подчеркивается в тексте, - ну просто прекрасны. В смысле, что сами-то частушки привычны, а вот аранжировки к ним — шедевральны. Тут и ломаный ритм, и свистелки-свиристелки на месте. И этот гулкий 808 бас — ему тут нашлось применение, как надо.

«Тюшитя» - распевная балладная песня, разложенная на изрядное многоголосие, благо, Oyme это умеет. Не хит, но поймайте кайф от этого самого многоголосия, если есть слух.

Sense – самое странное, что тут есть. Степные напевы, world-music, очень сладкоголосо, - но без кульминации, без припева. «Что вижу, то пою». Это красиво, но бессмысленно, разве что для саундтреков фильмов может пригодиться.

В целом, это один из самых заметных этно-релизов этого года, бедноватого на эффектные записи. И не последний, кажется. Ежевика рассказала, что у нее готов двойной альбом, и он уже готов, но его выход задерживается по техническим причинам.

«Большой двойной альбом «Oyme» (23 трека) на базе традиций эрзян и мокшан готовится к выпуску в 2024 году», - объявила Ежевика.

Гуру КЕН

05/06/2023 - 17:24   Mix   Новости, Этно и world-music
В московском театре «Градский Холл» состоялся финальный концерт масштабного конкурса этнической музыки «Вся страна», организованного Российским музыкальным союзом (РМС) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Зрителями концерта стали более 400 человек в зале, а также более 200 000 человек, присоединившихся к онлайн-трансляции.

Поддержать финалистов конкурса могли все желающие: билеты на концерт распространялись на безвозмездной основе, а трансляция концерта велась на нескольких площадках в интернете: на сайтах вся-страна-конкурс.рф и РМС, порталах «Культура.РФ» и «Одноклассники». Также концерт показали по местному телевидению в Бурятии, на сайте Донецкой филармонии и на официальной странице «ВКонтакте» Правительства Республики Мордовия. Кроме того, на сайте проекта вплоть до церемонии награждения победителей было открыто голосование за приз зрительских симпатий.

Финал конкурса получился ярким и запоминающимся. На протяжении концерта зрители в зале активно аплодировали, наблюдая за красочными музыкальными номерами в сопровождении видеосюжетов. Конкурсанты из восьми федеральных округов и новых территорий России представили по два номера: первый – из собственного репертуара, второй – подготовленный всего за две недели по заданию жюри. В результате жеребьевки музыкантам выпадал другой федеральный округ, и они должны были выбрать песню, символизирующую одну из культур округа. Все участники финала блестяще справились с заданием. Так, и музыканты, и зрители смогли не только познакомиться с культурами разных народов нашей страны, но и прочувствовать их особенности.

Выступления финалистов оценивали именитые члены жюри, присутствовавшие в зале: композитор, продюсер, народный артист РФ, художественный руководитель Московской государственной творческой мастерской под руководством Алексея Рыбникова, лауреат Государственной премии РФ, сопредседатель Совета РМС Алексей Рыбников; генеральный директор РМС, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александр Клевицкий; актер, музыкант, режиссер, композитор, художественный руководитель Студии SounDrama и Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков; поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням Александр Шаганов; певица, композитор, режиссер, художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот», лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Анастасия Ведерникова; кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Национальной премии «Радиомания», ведущая программы «Фолк-альбом «Радио России» Людмила Осипова; программный директор Радио «Орфей» Игорь Летин.

Финальный концерт масштабного конкурса этнической музыки «Вся страна»
Финальный концерт масштабного конкурса этнической музыки «Вся страна»

Посовещавшись после концерта и распределив призовые места, члены жюри вышли на сцену, чтобы объявить победителей.

Первое место завоевал Чингис Раднаев (Дальневосточный федеральный округ / Республика Бурятия, город Улан-Удэ). Второе место было присуждено этно-группе «Ойме» (Приволжский федеральный округ / Республика Мордовия, город Саранск). Третье место занял Нерехтский рожечный хор (Центральный федеральный округ / Костромская область, Нерехтский район, город Нерехта). Победители получили денежные премии и дипломы лауреатов конкурса.

«Низкий поклон всем участникам и низкий поклон зрителям за горячую реакцию, за такой эмоциональный прием. Это было очень важно, – отметил композитор, продюсер, народный артист РФ, художественный руководитель Московской государственной творческой мастерской под руководством Алексея Рыбникова, лауреат Государственной премии РФ, сопредседатель Совета РМС Алексей Рыбников. – Одна из зрительниц сказала: «Это очень духоподъемно». В наше сложное время увидеть счастливых людей, которые наслаждаются жизнью, творчеством, которые счастливы, что живут в России, – это так просто и это так много!»

Специальный приз от партнера проекта – Национального фонда поддержки правообладателей – достался Ансамблю ятхисток Государственного академического ансамбля песни и танца Калмыкии «Тюльпан» (Южный федеральный округ / Республика Калмыкия, город Элиста). Этот коллектив набрал наибольшее количество голосов по итогам зрительского голосования на сайте проекта.

Выйдя на сцену для вручения приза, поэт-песенник Александр Шаганов процитировал строки из песни своего авторства «Люблю тебя, Россия».

«Чувство радости не покидало меня весь сегодняшний вечер, – признался поэт. – Какие же мы богатые в нашей стране – богатые своей семьей, своим единством!»

Также были вручены специальные дипломы конкурса. За лучшее исполнение задания жюри был награжден Урсул Аныев (Сибирский федеральный округ / Республика Алтай, село Онгудай), за творческую волю к победе – фолк-бэнд «Русский акцент» (новые территории, вошедшие в состав России / Донецкая Народная Республика, город Донецк).

В завершение церемонии награждения участников конкурса поблагодарил генеральный директор РМС, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александр Клевицкий:

«Конкурс «Вся страна» проведен очень вовремя. Сегодня, когда нас пытаются разобщить, музыкальное искусство объединяет все народности нашей большой страны. Проникая друг в друга, разные культуры обогащают Россию. Надеюсь, что этот конкурс будет жить дальше. Поздравляю всех с замечательным праздником!»
05/06/2020 - 19:59   Mix   Клипы, Этно и world-music
Этно-поп группа Oyme представила видеоклип на эрзянскую народную песню «Tyushtya’s song» («Песня Tюшти»).

Oyme посвятила новую работу родным и близким, ушедшим и живущим светлой памятью в наших сердцах.

В основе трека - эрзянская народная песня о вожде Тюште, объединившем эрзян. Уходя на другие земли, Тюштя сказал, что его сила и душа всегда будет рядом со своим народом. В минуту отчаянья зов трубы торамы услышит вождь и волшебная сила Тюшти придёт на помощь.

«Идея клипа: показать значение неразрывности связи поколений и непрерывность жизни. Идея акустического альбома Oyme 'Quarantine' в формате EP возникла во время самоизоляции весной 2020 года в связи с пандемией. Все звуковые и вокальные партии в первом сингле альбома записаны участниками на удалённом расстоянии, находясь дома. Это и новый музыкальный опыт, и время духовных поисков и развития, отсечение лишнего и фокусировка на важных жизненных ценностях. Слоганом для времени карантина стала философская фраза "время собирать камни"», - говорится в пресс-релизе.

Ойме
Ойме

В записи акустической версии сингла Tyushtya’s song приняли участие бытовые предметы - пепельница, крышки от горшков, а также бубенцы, флейта-сунда, колокольчики, домра, скрипка, бас-гитара и губные клавиши. В клипе использованы кадры исследовательского направления группы OYMEexpeditions: шокшанский обряд поминовения предков "Ума маштома" в с. Нароватово (2016), эрзянская свадьба в c. Старые Турдаки (2012), экспедиции в с. Шокша, с. Сакаево, с. Подлесная Тавла (2013), с. Мордовские Юнки (2015).

Вторая версия этой же народной песни в стиле world music войдёт в двойной электронный альбом, посвящённый юбилейному году жизни Oyme.

Быстрый поиск:
17/01/2020 - 03:16   Mix   Этно и world-music
Мордовская этно-поп группа «Oyme» показала в Москве новую композицию «Adai-Adai», записанную в сотрудничестве с малайзийскими музыкантами (слушать песню).

В очередном отпуске на Борнео солистка группы «Oyme» Ежевика Спиркина познакомилась с молодым малайским музыкантом Даузом, который увлеченно принялся показывать ей сокровища аутентичной малайской музыкальной культуры. С Mohd Firdaus Iezara Dauz они познакомились в 2018 году, когда Oyme представила Россию (точнее, культуру финноугров России) на знаменитом фестивале RWMF (Rainforest World Music Festival). Это знакомство вылилось в серьезную работу над новым треком «Adai-Adai», основанным на традиционной малайской мелодике в аранжировке «Oyme». А Dauz учил Ежевику правильному малайскому произношению.

Обмен треками продолжился по интернету, после чего «Oyme» презентовала новый трек журналистам. Участники «Oyme» вышли в традиционных малайзийских одеяниях (к слову, не очень отличимых от эрзянских или мокшанских), спели многоголосием саму композицию а капелла (!), а затем показали ряд обрядов и гаданий, принятых в укладе народов Мордовии.

Oyme
Oyme

Для должной атмосферы даже накрыли стол в стилистике малайзийской кухни, - с ананасами, креветками, бананами и ростками сои.

Новый трек «Adai-Adai» насыщен привычными для малайской музыки гамеланами, гулкими битами, есть вкрапления вполне себе worldmusic семплов и даже скрипичных соло. Но самое удивительное — вокальные партии, пропетые Ежевикой и ее солистками на удивление аутентично, будто это настоящий хор из малайской деревушки. Послушайте, - это фантастическое многоголосие с опеваниями и тремоло, которое размножается в голове под гулкие биты и семплы современного world.

Для хитовости, возможно, не хватает баса и яркой мелодии. Но ведь изначальная цель — соединить возможности эрзянского и малайского распева, доказать, что в мире множество исконной музыки, удивительно сопоставимой друг с другом. И у «Oyme» это получилось в полной мере.

Музыканты «Oyme» обещают, что скоро выпустят еще один трек с участием малайзийского музыканта Dauz.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Быстрый поиск:
31/10/2019 - 19:58   Mix   Профи, Этно и world-music
Этно-поп группа Oyme выступила на юбилейном XXV международном музыкальном форуме WOMEX, самом престижном в Европе.

Более 2700 профессионалов (в том числе 300 артистов) собираются каждый октябрь из более чем 90 стран. Музыкальный спектр WOMEX не имеет аналогов на международной фестивальной сцене, начиная с самой традиционной музыки и заканчивая новым глобальным местным андеграундом, охватывающим народные, коренные, местные и диаспорные культуры, а также городские и электронные звуки со всего мира, а также все музыкальные сопоставления всех жанров. 7 этапов, более 750 компаний-экспонентов, 100 докладчиков, фильмы, концерт открытия и церемония награждения в течение пяти насыщенных дней и вечеров.

Oyme на WOMEX 2019

WOMEX-2019 прошел 23–27 октября в финском Тампере. Россию на нем представила мордовско-московская этно-поп группа Oyme, ее привез известный российский промоутер Александр Чепарухин.

Стенд Oyme на WOMEX 2019
Стенд Oyme на WOMEX 2019

«Вообще вся эта поездка прошла под слоганом: финно-угорская Oyme. Однако центральное фото на стенде выставки сделано в Дагестане, новый трек лезгиночная "Рассея" стала предфинальной композицией в концертном выступлении группы на шоукейсах WOMEX, и про Дагестан в сравнении с финноуграми мы говорили и на конференции. У Oyme было три локации. Свой стенд (совместно с компанией Чепарухина) с особым оформлением, картой России в виде рыбы, объединяющего культурного и языкового кода финноугров. Вторая точка - это 45-минутный перформанс на клубной сцене в шоукейсах, где Oyme выступила с программой world music, представив новый трек на эстонском языке. Третья локация - просветительская - часовой концерт-лекция в очень непринуждённой обстановке про культуру финноугров. Здесь мы спели народные песни в традиционном аутентичном ключе, многоголосно», - рассказывает лидер Oyme Ежевика Спиркина.

Oyme на WOMEX 2019

Видеопрезентация на больших экранах во время выступления Oyme была создана на основе картин известного мордовского художника-футуриста Юрия Дырина.

Oyme на WOMEX 2019

Главным, конечно, был живой сет Oyme в клубе Klubi. Здесь выступают специально отобранные коллективы в рамках шоукейсов, а приехавшие специалисты, эксперты, промоутеры, организаторы фестивалей отсматривают и делают (или не делают) предложения музыкантам. Выступление Oyme вызвало шквал аплодисментов и огромный успех.

Oyme на WOMEX 2019

«Все три дня после концерта люди к ним подходили, узнавали даже скрипача ночью на улице, - рассказывает ездивший на форум фотограф Алексей Молчановский. - Они там реально зажгли! К примеру, на выставке строго-настрого запрещено выступать, а они и там пели! А потом Ежевика под аккомпанемент скрипки пошла с посохом-люлямой по всем коридорам... Да что там! Когда мы приехали, на пустом стенде лежала распечатка, что, мол, в Финляндии сухой закон, и на выставке пить запрещено. Но это же Oyme, они же из России, как же без водки и гостеприимства? Уже на второй день в открытую на стенде стояли стаканчики с водкой, народ у стенда ломился!»

Oyme на WOMEX 2019
Oyme на WOMEX 2019

На профессиональной конференции дипломированный этномузыколог Ежевика Спиркина и промоутер Александр Чепарухин рассказали о финноугорских языках, современном финно-угорском культурном движении, менталитете финноугров и стереотипах о них.

«Сушёная рыба для финноугров, как сушёное мясо для дагестанцев! Даже в переводе эта шутка была понятна собравшимся, и они дружно рассмеялись. Огромное спасибо Александру Чепарухину за отличный перевод!» - говорит Ежевика Спиркина.

Публика много смеялась, в зале собрались представители из разных стран и очень тепло встретили Oyme с аутентичной акапельной программой, исполненной здесь же на конференции.

Группа Oyme уехала с WOMEX с килограммом визиток и многочисленными предложениями о сотрудничестве на европейском рынке.

Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Быстрый поиск:
22/04/2019 - 00:30   Mix   Клипы, Этно и world-music
Этно-группа Oyme представила новый клип, собственное прочтение старинной аварской легенды и народной песни «Гьорол эбел» («Мать ветра»).

Съемочной площадкой и основным местом действия клипа стало горное село Гамсутль. Привлечь внимание общественности к сохранению культурного наследия и национальных языков – таковы задачи новой работы Oyme, обычно исследующей финно-угорское наследие мордовских земель, эрзянское и мокшанское.

В основе трека, созданного под руководством известного кинокомпозитора Владимира Осинского, аварская народная песня, которая записана в Гунибском районе Дагестана в одной из экспедиций группы Oyme (OYMEexpeditions).

- Клип о любви к родине, о мирном образе мужчины-пастуха как о созидателе, настоящем защитнике своей земли. Таков его долг - продолжать создавать гармонию здесь, которая отразится эхом в далеком мире, говорит режиссер клипа Максим Быканов.

Мать Ветра («Гьорол эбел» на аварском) – мифический персонаж. Дух или божество, к которому обращались за поддержкой женщины. Некая сила, забирающая печаль из сердца и дарующая надежду.

- По жанру это любовная лирика, настолько пронзительно исполняемая жителями, точно плач об ушедшем мужчине, - рассказывает Ежевика Спиркина, этномузыколог, руководитель OYME. - Ладонь - защита, доверие. Аварский солярный знак - непрерывное движение, жизнь, вечность. Аварец просыпается, оглядывается и видит вокруг засушливую местность, высохшие деревья, разруха. Он надеется на чудо, полагаясь на авось. Но чуда почему-то не происходит. Чего-то не хватает. Мать ветра приходит к нему во снах каждую ночь, что-то пытаясь сказать аварцу. В итоге аварец решает сделать что-то сам, ведь жизнь - это движение. Он сажает дерево, которое даёт ростки. За его долгую жизнь вырастает чудесный сад. И - разрушенные стены Гамсутля восстанавливаются!

Главную роль сыграл Муртазали Магомедов, руководитель туроператора «Тур в Дагестан». Видеосъёмки осуществлены компанией DL Studio (г. Махачкала).

Ежевика Спиркина
Ежевика Спиркина

На вопрос, чем вызван интерес финноугорской группы к аварскому культурному наследию, Ежевика Спиркина отвечает так:

- Сюжет перекликается с нашей эрзянской легендой о предводители эрзян - вожде Тюштя. По эрзянской легенде, эрзяне никак не могли объединиться. Тогда пришли они к простому пахарю и попросили стать их предводителем. Он не соглашался, говорил, что он без знаний, он обычный человек, и не может стать вождем целого народа. Но потом согласился при одном условии - если он сейчас воткнет засохший посох в землю, и посох превратится в живое дерево, то это будет знак, что сам Инешкипаз благословил его на это. Пахарь воткнул посох в землю и зазеленел. Так пахарь, став Тюштей, объединил эрзянские земли и племена в одно целое. Так эрзяне стали народом.

Oyme - первая группа из России, принявшая участие в записи совместных треков c обладателя Грэмми легендарными Deep Forest (альбом «Evo Devo» 2016 года). В 2016 году, по мнению общества «Финляндия – Россия», группа вошла в пятёрку лучших финно-угорских реперов. В 2017 году Союзом независимых критиков и журналистов клип Vaya был признан лучшим музыкальным видео в России в номинации «этно». В 2018 году группа представила Россию на всемирно известном Rainforest World Music Festival (Malaysia).

Быстрый поиск:
02/07/2018 - 05:31   Mix   Анонсы, Этно и world-music
6 июля в концертном зале Центрального Дома Художника состоится музыкальный фестиваль "Иван Купала", приуроченный к одному из старейших славянских праздников.

Фестиваль "Иван Купала" посвящен одному из древних народных праздников, который славяне и многие другие народы мира отмечали в дни летнего солнцестояния и пика расцвета природы.

Иван Купала

Фестиваль организуется культурным фондом «Вереск» и проходил в самых разных формат — от дневных концертов на берегу Москвы-реки до выездных 3-дневных openair-фестивалей в Калужской области.

В 2018 году фестиваль празднует 10 лет со дня первого проведения и приглашает всех желающих на концертную программу в стенах одной из самых душевных концертных площадок столицы - Центрального Дома Художника, чтобы погрузиться в атмосферу этого волшебного славянского праздника. В программе - выступления любимых фолк-рок групп, мастер-классы по народным танцам, ярмарка, купальские обряды, видео-арт на большом экране.

Расписание

  • 18:30 - 19:00 Сбор публики, мастер-классы по народным танцам
  • 19:00 - 19:20 Туда-Сюда (клуб народного танца)
  • 19:20 - 19:50 Varevo
  • 19:50 - 20:20 Ойме
  • 20:20 - 20:45 Якруна
  • 20:45 - 21:45 Калинов Мост
  • 21:45 - 22:10 Корни Озёр

6 июля, 18:30, ЦДХ

10/04/2018 - 16:56   Mix   Профи
Союз музыкальных критиков России подвел итоги 2017 музыкального года, назвав лучших в самых различных жанрах.

Полные итоги таковы.

Академическая/современная музыка:

  • Запись года: Симфонии Д. Д. Шостаковича, ГСО Республики Татарстан п/у Александра Сладковского (лейбл "Мелодия").
  • Оперный спектакль года: "Турандот" (Геликон-опера)
  • Концерт года: "Реквием" Верди. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии п/у Юрия Темирканова, хор ГАБТа (СПб, 19 декабря 2017)

    "Реквием" Верди. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии п/у Юрия Темирканова, хор ГАБТа
  • Певица года: Анна Нетребко
  • Певец года: Нажмиддин Мавлянов
  • Инструменталист года: Михаил Плетнёв
  • Дирижер года: Валерий Гергиев
  • Современный композитор года: Родион Щедрин

Рок/метал

  • Рок-концерт года: "Вежливый отказ" в ММДМ
  • Рок-фестиваль года: "Дикая мята"
  • Рок-группа года: "Вежливый отказ"
  • Рок-песня года: Борис Гребенщиков - "Время N"

    Борис Гребенщиков - "Время N"
  • Рок-альбом года: "Вежливый отказ" - "Военные куплеты"

Поп-музыка / r'n'b / рэп:

  • Поп-концерт года: Филипп Киркоров, шоу "Я", Кремль
  • Поп-альбом года: Елена Темникова - Temnikova II
  • Поп-песня года: Грибы — Тает лед
  • Поп-исполнитель года: Alekseev
  • Поп-исполнительница года: Алена Свиридова
  • Поп-группа года: Serebro
  • Поп-композитор года: Максим Фадеев

Этно / world / аутентика / инструментал вне жанров / видео

  • Этно-альбом года: Baraka «Мантры Заратустры»
  • Видеоклип года: OYME — Vaya

    Лучшее видео года: OYME — Vaya
  • Альбом инструментальной музыки года: Алексей Давлетшин «Kiss&Fly»
  • Лучший оригинальный саундтрек кино: музыка Сергея Курёхина к фильму Сергея Овчарова «Оно»

Джаз / блюз

  • Джаз/блюз альбом года: LRK Trio - «If You Have A Dream»
  • Джаз-блюз дебют года: Ярослава Симонова
  • Джаз/блюз событие года: Jazz Across Borders

Союз музыкальных критиков России образован в марте 2018 года как виртуальное объединение музыковедов и профессиональных музыкальных критиков, рецензирующих события музыкальной жизни России в самых разных жанрах. Сейчас в него входят более 60 экспертов из крупнейших изданий страны. Сайт Союза музыкальных критиков: https://www.facebook.com/groups/rumusiccritics/ В ближайшее время заработает полноценный сайт Союза.

Страницы