Гуру Кен

07/03/2024 - 02:12   Поп   Новости, ТВ и радио
На «РЕН ТВ» 7 марта выходит документальный фильм «Юрий Шатунов. Неизвестный кумир», в который вошли ранее неизвестные кадры концертов Шатунова и впервые о своем отце рассказали дети певца.

Вообще рассказать что-то новое про Юрия Шатунова мог разве что только сам певец, однако он вплоть до своей трагической смерти вообще не горел таким желанием. Его жена больше занималась детьми и хозяйством, и никогда не ездила в туры. Андрей Разин, наоборот, рассказывает слишком много, и почти ничему из этого доверять невозможно. Главный композитор «Ласкового мая» Сергей Кузнецов уже умер, но и при жизни рассказывал обо всем неохотно и как будто не совсем искренне.

«Юрий Шатунов. Неизвестный кумир»
«Юрий Шатунов. Неизвестный кумир»

Так что фильм «РЕН ТВ», который мне удалось посмотреть до премьеры, прошел по проторенной дорожке, - опросил некое количество звезд разных поколений на общие темы, в качестве каких-никаких источников привлек отдельных участников «Ласкового мая» разных лет, а самыми содержательными спикерами ожидаемо оказались режиссер клипов Шатунова Александр Игудин (он же автор фильма) и двоюродная сестра певца Татьяна.

С самым сложным для любой телепередачи периодом жизни — детством и началом карьеры — фильм справляется на удивление блестяще. Тут и какие-то редкие записи первых концертов на VHS вместе с юным Сергеем Кузнецовым и его бегающими глазками, и свидетельства родственников и даже сотрудницы того самого детдома, нарезка интервью Шатунова о старте карьеры. Все основательно и наглядно.

Сложнее пришлось с периодом переезда Шатунова и Кузнецова в Москву к Андрею Разину. И тут придется указать редакторам на некоторые неточности. В фильме несколько раз повторяется мысль, что Разин услышал кассету «Ласкового мая» на вокзале. На самом деле, кассету услышал коллега Разина по группе «Мираж» Аркадий Кудряшов, причем на рынке Алма-Аты. Он показал эти яркие песни Разину в Москве, и тогда уж предприимчивый Андрей решил заняться «Ласковым маем». Часто, но как-то робко спикеры и закадровый голос говорят о клонах «Ласкового мая», которые запустил Разин. А что так робко?

«Я создал студию «Ласковый май». Получил печать, сделал гастрольное удостоверение. У меня было право выдачи гастрольных удостоверений. И я запустил все эти 67 коллективов по территории Советского Союза», - хвастался сам Андрей Разин в одном из интервью.

Наконец, авторы фильма представили восхождение «Ласкового мая» как мощный всплеск популярности Юрия Шатунова. Но это совершенно не верно! Кассеты «Ласкового мая» продавались на всех кассетных развалах и ларьках СССР, но про существование Юрия Шатунова и о том, как он выглядит, никто в стране не знал. Дело в том, что когда Сергей Кузнецов отдал кассету в тиражирование на Оренбургский ж/д вокзал (о чем упоминается в фильме), - там не было фотографий по бедности, да и состава не было, только список песен (включая «Белые розы» и «Седую ночь»). А когда Андрей Разин уже в Москве стал делать то же самое на площади трех вокзалов, то он уже сознательно отдал кассеты, перезаписанные на студии Юрия Чернавского, без фотографий и списка участников. Потому что в «Мираже» уже получил опыт концертов групп-клонов, и уже запланировал провернуть то же самое с «Ласковым маем». В итоге все концерты «Ласкового мая» в стране, включая концерты многочисленных клонов, проходили с афишами без фотографий, а в залах Разин строго запрещал телесъемку! Фото разрешались, да, но газеты тогда были черно-белые, так что различить лица фактически было невозможно. Разин ставил условие, что только сольные концерты, никаких коллег. Ни сборных концертов, ни одного коллеги за кулисами. Никто Шатунова не знал в лицо. Пока не появились видеоклипы. Страна увидела лицо Юрия Шатунова только 8 января 1989 года в программе «Утренняя почта», где вышел клип «Белые розы». А уже в 1991 году группа распалась, и Шатунов уехал в Германию.

Закадровый голос уверяет про 13 подряд сольных концертов группы в «Олимпийском». На самом деле, как я это помню, их было 17. Дело на стыке 1989 и 1990 года было так. Алла Пугачева объявила 10 концертов в «Олимпийском» со всеми звездами, а «Ласковый май» — 11. Они начали повышать ставки. И дошло до 16 у Пугачевой, и 17 у «Ласкового мая».

Но во всем, что касается дальнейшей сольной карьеры Юрия Шатунова и одновременно его судебной тяжбы с Андреем Разиным по авторским и смежным правам на золотые хиты Кузнецова, в фильме представлено достаточно точно. И умилительные кадры с комментариями детей певца, Эстеллы и Дэнниса, - эмоционально дополняют общую картинку. Комментарий главврача Домодедовской больницы дает финальные штрихи.

Думаю, даже знатокам творчества «Ласкового мая» будет интересен этот фильм «РЕН ТВ», тут есть на что посмотреть и кого послушать. И снова окунуться в ту самую атмосферу.

Гуру КЕН

05/03/2024 - 04:26   Rock   Концерты
Свежепересозданная группа «Парк Горького» провела свой первый сольный концерт на площадке Crocus City Hall, и несмотря на наличие громких имен, это было весьма неоднозначно.

Чтобы понять предысторию, стоит углубиться в 90-е. Стас Намин, внук советского министра Анастаса Микояна, после игр с жизнелюбивыми ВИА «Цветы» вдруг решил создать рок-группу мирового уровня Gorky Park. А почему нет? Время благоприятствовало: перестройка, Горбачев, максимально доброжелательное отношение американцев к России. И создал. Состав из Носкова, Маршала, Белова, Минькова и Львова произвел буквально фурор. Название имело смысл — студия Намина базировалась в Парке Горького, да и до сих пор там базируется, теперь там целый театр. Падение «железного занавеса». Gorky Park поехал в Америку, и там «Bang» (1989) попал в «Топ-15» на американском MTV и продержался там два месяца, «Try to Find Me» добрался до 81-й позиции в Billboard Hot 100, альбом добрался до 80-й строчки в Billboard 200. Да и клип «My Generation» оказался в тяжелой ротации. Но успех вскружил голову, и музыканты решили уволить Стаса Намина, а Носков ушел сам. Следующий альбом (1992) включал хит Moscow Calling, но потом вышли два альбома, не имевшие успеха, и все музыканты вернулись в Россию.

Стас Намин все эти годы напоминал, что правообладателем на название группы является именно он, и примерно в 2017 году он по суду получил эти права. Так что вопрос воссоздания группы был скорее вопросом времени. Стас Намин привлек знаменитого сессионщика-басиста Марко Мендоза (Whitesnake, Thin Lizzy, Journey). Привлек Кенни Ароноффа (Джон Фогерти, The Smashing Pumpkins, Боб Сигер, Джо Кокер, Тони Айомми, Джерри Ли Льюис, Джо Сатриани и Джон Бон Джови) на барабанах. Но на концерте в «Крокусе» его почему-то не было.

Концерт показал, что Стас Намин по-прежнему ориентируется на саунд «Бон Джови», и не ищет компромиссов. Вряд ли это самая удачная коммерческая тактика. Рок 90-х сейчас фактически не популярен, а группы номинально «из России» не самые желанные гости в Америке. При этом звук «Парка Горького» феноменален, и разве что «Би-2» могут составить ему конкуренцию по плотности фронта. Я увидел проблему в другом. Ну что же за зажатые сейчас в группе солисты? Вот Марко Мендоза, он ведет себя как рокер. Но что такое с остальными? Они стоят как мальчики-зайчики, комсомольцы-активисты. Это вообще ни разу не рок-н-ролл. Как такое мог допустить Стас Намин?

Gorky Park
Gorky Park

Группа сыграла все ранее изданные песни, а еще кавер на песни Боба Дилана «Masters of War» (весьма достойный). Но я совершенно не понимаю, где они собираются эти песни еще петь. Англоязычные. В российской провинции? Их там не поймут. В Америке? Их туда не пустят. Тогда для кого это все? Музыканты также исполнили песню Peace in our time вокалиста, гитариста и основателя американской рок-группы Bon Jovi Джона Бон Джови и бывшего ее гитариста Ричи Самбора, написанную специально для "Парка Горького".

Стас Намин
Стас Намин

Стас Намин сделал рискованный шаг, поставив на сессионщиков. Тут не только Марко Мендоза или Кенни Аронофф, тут и лидер-вокалист Сергей Арутюнов, отец которого, Николай Арутюнов, — великолепный блюзовый вокалист, который долгое время тоже работал в «Цветах». И соло-гитарист 17-летний Тимофей Григорович. И гитарист-виртуоз и лидер-вокалист, а также аранжировщик и композитор Олег Изотов.

Марко Мендоза
Марко Мендоза

«My Generation» хоть как-то раскачала зрителей, но потом началась самая настоящая катастрофа. Музыканты звучали как-то сами по себе. Это не выглядело как группа. Не знаю, кто там был в качестве звукооператора, но он тоже добавил проблем: барабанщик Алексей Баев звучал сам по себе. И если в лирических балладах он был слышен, и даже подзвучен идеально, то на бодрых треках его попросту не было слышно (только пукалки доносились), и это дефект работы звукача. Он убил добрую треть концерта.

Выход Николая Носкова смикшировал недовольство зрителей. По крайней мере, он спел самые главные свои сольные хиты "Я тебя люблю", "Снег", "На меньшее я не согласен", "Это здорово", что и было его главным условием выхода на сцену, а затем спел «Bang» с участием солистов театра Стаса Намина (там есть высокие ноты).

Gorky Park
Gorky Park

И по реакциям Стаса Намина, который вышел на сцену, я так и не понял, понимает ли он, во что ввязался. Он был обидчив по отношению к Александру Маршаллу и Алексею Белову (что можно понять), велеречив к новому составу группы (и это можно понять), но совершенно ничего не сказал про будущее.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
16/12/2023 - 00:21   Поп   Интервью, Этно и world-music
Этно-поп-группа Oyme выпустила новый альбом «Mastorava vol. 1». В преддверии выхода ее лидер Ежевика рассказала NEWSmuz.com о том, как на нем появился Батырхан Шукенов и в чем замысел альбома.

«Ойме» — ведущий российский этно-поп-коллектив, работающий с финно-угорской музыкальной традицией мордовских народностей эрзя и мокша. Неоднократный участник фестивалей, конкурсов, шоу-программ и ТВ-проектов. В активе - совместные треки c обладателями «Грэмми» легендарными Deep Forest, первое место в номинации world music международного конкурса Unsigned Only, участие в самом известном в мире фестивале этнической музыки WOMAD под руководством Питера Гэбриэла, номинант американской премии IMA, победитель ISC (Honorable Mention).

Название альбома «Mastorava» состоит из двух слов: mastor — земля, ava — мать-женщина. Оно объединяет и Землю, как таковую, и ее воплощение в Богине-матери. В саму концепцию альбома заложена идея четырех: четыре стороны света, четыре стихии, четыре времени года и четыре богини эрзянской и мокшанской мифологии: Толава (богиня огня), Вармава (богиня ветра), Ведява (богиня воды), Норовава (богиня урожая). Каждую часть предваряет Intro, несущее культурные коды финно-угорских традиций.

В этом году выходит первая часть альбома «Mastorava», посвящённая частям света: север и юг; и стихиям: огонь и вода.

В записи альбома приняли участие: Батырхан Шукенов (саксофон), Сергей Клевенский (духовые), Андрей Мисин (аккордеон), Сергей Харута, Алексей Батыченко (труба), Николай Орса (варган), Мария Ромашкина (вокал) и др. Музыкальный продюсер проекта: Владимир Осинский. Сведение: Сергей Калачёв (Гребстель, проект «Вилы»), Владимир Осинский. Мастеринг: Владимир Осинский. Записано в студии звукозаписи Владимира Осинского.

- Ежевика, «Mastorava» - это все-таки новый альбом или концептуальный сборник? Спрашиваю, потому что в трек-листе много давно известных песен, вроде Vaya или Shakshata.

- Но официально представлены единицы! В первой части альбома всего лишь одна такая песня. Только Vaya вышла на цифровых площадках как сингл в связи с выходом клипа. А то, что ходит по VK, уверена, потихоньку будет удалено лейблом после выхода альбома. И вполне справедливо: все песни, за исключением Vaya, с новым сведением, а подчас и переписаны вокалы, ненавязчиво внесены улучшайзеры. «Mastorava» - альбом с концепцией.

- Давай о концепции. Как этномузыколог, можешь ли пояснить связь богинь огня и воды с севером и югом на этой части альбома?

- А вот никак если с позиции официальной: север соотносится с водой, а юг с огнем. Ну, вроде как в скандинавской мифологии - точно так. У наших респондентов мы такого не слышали, а вот наше ощущение соотношения стихий созвучно с нашим зрителем, как-то мы задавали подобный вопрос аудитории. Совпало.

У меня лично чёткие ассоциации из детства - севера с зимой, а юга с летом. В зимнем цикле эрзян и мокшан в календарных праздниках и обрядах важную роль играет огонь. Вообще суперполезная стихия в морозное время года. Тоже самое мы можем сказать про воду летом. К примеру, в закличке (основа её легла в одну из заглавных песен альбома) как раз об этой нужде и упоминается. Масторава плачет от засухи и просит дождя. Закличка дождя и сам обряд исполнялись летом. Ситуативно, в зависимости от необходимости.

«Ойме»
«Ойме»

- Расскажи про давно ушедшего от нас Батырхана Шукенова. В какие песнях звучит его саксофон, как он вообще попал на запись «Ойме», и какие-то свои личные впечатления о нем.

- Батыр - это объятия. Он приходил и солнце всходило. Вот! «Калядки» — хорошо, что там звучит его саксофон. Батыр - большой друг Владимира Осинского. Их студии дружили в лучших традициях дружбы музыкантов от Бога. Батыр любил музыку «Ойме». Где-то есть фото, где мы сидим на диванчике втроём. Я посередине. Вся какая-то прыщастая и счастливая между двумя музыкальными глыбами! Это огромная потеря нашего мира, что мы его так быстро отдали в другой мир.

Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов
Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов

- То есть Батыр просто пришел на студию Осинского, и мимоходом записал партию?

- Это к Володе Осинскому вопрос. Но вообще да, легко записал. Никто друг за другом не бегал и не уговаривал. Уж не знаю, у себя или на нашей студии. Но как-то раз, и вот мы радуемся и будем радоваться Батыру дальше.

- Людям, далеким от эрзянской и мокшанской культур, можно ли объяснить для понимания альбома, как почитаются богини? Те же богиня огня Толава и богиня воды Ведява. Есть ли молитвы, или гимны, или ритуалы, или песни и религиозные тексты?

- Молитвы, конечно, с чёткой структурой текста: обращение, восхваление богини, и уж только после личная просьба, и в финале благодарение.

А ещё семантика Ведявы - деторождение. Как правило, невесты ходили к реке либо к колодцу, просили матушку воды Ведяву о рождении здоровых детей. Этот обряд входил в свадебный цикл, центральные события которого длились три дня. Молодая бросала в воду подарок Ведяве — кольцо. Ведява покровительствует любви и деторождению, потому и песни у нас в части «Юг» соответствующие. И колыбельная, записанная в наших экспедициях, и песни об отношениях и в семье также. А ещё песни об устройстве мира.

Почитание огня - это также глубоко архаичная форма верования, которая восходит к довольно ранним периодам человечества. Исследователи пишут, что при молениях наши предки добывали огонь посредством трения дерева об дерево. Такой огонь считался священным. Из свадебных обрядов XIX века: когда встречали молодых после венчания, то как только пара перешагивала порог дома, был обычай кидать под ноги сковороду с жаром, - предохраняет от порчи. И зажжённой лучиной обводили внутри одирьвань парь (сундука невесты), прежде чем уложить туда её вещи. Ну, что уж говорить про зимние праздники и праздники на стыке зимы и весны...

- А почему именно богини? В Мордовии весьма брутальные мужчины. Над богинями есть какой-то брутальный мужской Бог?

- Нет! Над богинями нет. Изначально матриархат, мир, дружба и жвачка. Мир в более архаичных мифах творила птица-демиург - Иненармунь (великая птица). Есть разные версии создания мира, связанные с водоплавающей птицей. Короче. Изначально был первородный океан. А затем Иненармунь снесла Ине ал (великое яйцо), из которого создался мир. В другом варианте, Великая птица снесла три яйца и из них рождаются три божества женского рода: Норовава, Вармава и Вирява. Правда, в одних мифах птица самостоятельна, в других она действует по указке Нишкепаза - верховного бога. Поди разберись.

Но точно пласт парных божеств мужского пола появляется одновременно с трансформацией в человеческом обществе: с распадом родовой общины и появлением большой патриархальной семьи. В общем, если с юмором и кратко, жили себе мирно, и тут мужчинам пришло в голову поделить мир и воевать. И боги появились мужские. Только сейчас дошло про мордовских брутальных мужчин… Пусть будет так.

- Поговорим о мировой world-music. Как тебе кажется, сегодня есть варианты продвижения мордовской и любой другой этнической музыки в топ-чарты или хотя бы в тренды соцсетей? Что изменилось в последние годы?

- Ну… Я вижу больше возможностей реализации культурного национального проекта с помощью грантовой поддержки государства, если мы говорим о России. Она вполне серьезная, но за тяп-ляп оформленный проект тебе не выдадут финансирования. Насчёт международных гастролей, как и ранее было, так и сейчас, этим нужно заниматься. Просто так ничего не бывает.

- Зачем понадобились Intro? Кажется, что ваши песни и весьма страстны для огня, и достаточно текучи для воды. Считаете, что недостаточно высказались в песнях?

- Intro отделяют концептуально части и времена года. Выражают музыкально как настрой стихии, так и рисуют образ богини. Уточню, что мы придаем традиционному описанию богинь наше личное современное прочтение характера. Забегая вперёд, на второй части альбома Mastorava богиня урожая Норовава у нас весьма воинственна. В экспедициях "Ойме" мы зафиксировали легенды о женщинах, встающих на защиту своей земли.

Плюс интро вполне кинематографичны. И там тоже заложены музыкальные финно-угорские коды: к примеру, инструменты, а в некоторые интегрированы с вокальными сольными жанрами (колыбельная в интро Юг. Ведява). А мы любим кино! У нас сейчас в команде кинокомпозиторы. Даже мне пришлось учиться писать музыку для кино, так и увлеклась вполне серьезно. Обязательно посмотри марийскую короткометражку-боевик «Чоткар»! Вообще, за национальным кинематографом будущее. И свежие идеи. Я - оптимист в этом смысле.

- Вы ждете попадания альбома в топы? Сейчас будто бы есть запрос на коренную музыку.

- Не думали об этом. Пока наш топ - мнение об альбоме главы лейбла Navigator Records. Можешь сам спросить у Алексея Козина. В каких-то моментах верю больше людям, скупым на эмоции. Одно могу сказать, даже меня, которая при создании миллион раз каждую ноту слушала, итоговый результат - мастеринг - вдохновляет и восхищает. Ух! Настоящее счастье финноугров - викингов, два в одном: магия и драйв! Я бы даже уточнила, российских финноугров: от первой ноты до финальной - фирменный звук студии звукозаписи Владимира Осинского. Нашей студии. И это настоящий патриотизм: двигать и развивать многонациональные традиции родной страны на высшем уровне.

Кстати, давай поделюсь тем, что нашла недавно, разбирая шкафы и старый макбук. Несколько лет, когда мы только-только начали подумывать об альбоме, один из немногочисленных вариантов его имени был Navigator. Пару недель назад нашла и сами файлы, люблю все идеи оформлять письменно.

- Почему Navigator?

- Части света. Типа компас. Типа нужен был современный аналог слову компас, семантически близкий.

- Есть ли спонсоры этно-музыки в России? Бизнес вообще интересуется этой темой?

- Скорее нам повезло на меценатов на несколько крупные творческие проекты Oyme. Вот человек слова и дела Андрей Полевой. Именно при его большой поддержке выходит двойной альбом Oyme «Mastorava». Наши меценаты - хорошие и умные люди. С отличным вкусом. Наши люди. От всей Души искренность и благодарность!

Сейчас голоса девчонок «Ойме» и песни, говорят, звучат на ВДНХ на выставке «Россия», на стенде Мордовия. Но опять это не из сферы бизнеса.

Спонсоры - это те, которые что-то материальное получают от сотрудничества. За нами шлейф стабильности и качества. Дерьмо рекламировать не станем. Видимо и сотрудничество будет такое же. Крепкое. Настоящее.

- Когда выйдет вторая часть альбома «Mastorava»?

- В 2024 году.

Гуру КЕН
В статье использована фотография из домашнего архива Ежевики

08/12/2023 - 03:48   Mix   Концерты, Этно и world-music
Поп-фолк группа «Ойме» презентовала в «16 тоннах» свой новый альбом «Mastorava», который еще даже не вышел.

Тут есть два нюанса. Альбом «Mastorava» должен был выйти к 5 декабря, дате презентации, но по техническим причинам на стримингах не вышел, и теперь ожидается через пару недель. А еще концертная презентация нового альбома — фактически знакомство слушателей с лучшими треками, ведь на стримингах есть только один альбом этой невероятной группы «Shtatol» (2016), и там нет самых ярких треков.

Oyme
Oyme

Нельзя сказать, что «16 Тонн» были полностью забиты, но заметное количество поклонников Oyme точно были тут. Для музыканта всегда загадка, как презентовать новый альбом, если его еще не слышали, - но «Ойме» нашли выход в видео-презентациях. Тут было всякое, - и о любви к России, и о ценности мордовских этносов, и просто о значимости этноэкспедиций. Вряд ли это впечатлило зрителей, но некоторое время и внимание зрителей это точно заняло.

А дальше что? Дальше мы получили вдохновенный сет от одной из лучших групп этно-поп-музыки в стране. 12 песен из нового альбома, вдохновленного, по словам Ежевики, из эрзянской и мокшанской культур сторон света, - богинь Толава (богиня огня) и Ведявава (богиня воды). Всего же получилось около 16 треков, включая 12 треков «Mastorava» + 2 акапеллы + 2 (венгерская Hungarian song и песня из будущего альбома «Вирявакай»). Ну, и неизбежный бис из главного хита «Вайя».

Ежевика
Ежевика

Кстати, именно на «Вайя» с демонстрацией знаменитого клипа меня буквально пробила ностальгия, этот клип настолько хорош, что создает эстетику мордовской поп-этно группы буквально с начала до конца.

Стоит отметить музыкантов. Четыре девушки «Ойме» поют свое многоголосие буквально безупречно. Это тот случай, когда этно-группа действительно этно-группа. Звучит потрясающе. К ним прибавились невероятно профессиональные басист и барабанщик, которым непросто было играть в условиях очень плотного плейбэка, но они восхитительны. Скрипач скорее оставил смешанное впечатление, потому что играл такой авангард, который скорее «Вежливому отказу» сгодился бы, но точно не плотному звуку «Ойме».

Нельзя сказать, что концерт «Ойме» прошел без проблем. Ну знаете, сначала долгая череда нудноватых видео, где главный месседж — о том, что «Ойме» - за Россию. Потом несколько пауз с невнятным видеорядом, когда звучат фанерой песни «Ойме» ради непонятно чего, а группа… просто уходит со сцены с концами. Такого анти-концерта сложно еще вспомнить. Группа точно делала буквально все, чтобы провалить концерт. Но все получилось не так. Музыка, многоголосие, вокальная культура — подтянули все остальное. Думаю, просто не надо строить концерт в «Тоннах» как концерт в Кремле или Колонном зале. Вообще-то все и так понимают.

Лидер группы «Ойме» Ежевика Спиркина пообещала выход второй части альбома в будущем году, высказала большое спасибо спонсору альбома Андрею Полевому (от меня тоже благодарность). А в большом интервью NEWSmuz.com, которое выйдет в день выхода альбома «Mastorava», сказала:

«У меня лично чёткие ассоциации из детства - севера с зимой, а юга с летом. В зимнем цикле эрзян и мокшан в календарных праздниках и обрядах важную роль играет огонь. Вообще суперполезная стихия в морозное время года. Тоже самое мы можем сказать про воду летом. К примеру, в закличке (основа её легла в одну из заглавных песен альбома) как раз об этой нужде и упоминается. Масторава плачет от засухи и просит дождя. Закличка дождя и сам обряд исполнялись летом. Ситуативно, в зависимости от необходимости».

Получается, что первая часть альбома «Mastorava», посвященная Северу и Югу, выйдет в этом году. А вторая часть, посвященная Востоку и Западу, - в 2024 году.

Быстрый поиск:
01/12/2023 - 20:25   Поп   Рецензии
МТС Лейбл выпустил спецпроект с ностальгическим названием «1993% хитов», поскольку он посвящен 30-летию МТС. Популярные артисты перепели хиты 1993 года, хотя их аудитория вряд ли помнит эти песни. Но интересно.

Ладно, я-то застал эти хиты в самом их расцвете, и слушал их многократно (даже поневоле). Но аудитория Iowa или Доры уж никак не могли их слушать, и эмоционально пропитаться ими. Очень скоро выяснилось, что и сами артисты-участники далеки от эмпатии к этим трекам, и восприняли их скорее как рабочую платформу для современных каверов. Что эмоций точно не добавляет.

Катя Iowa поет «Фотографию 9 на 12» Ирины Аллегровой как техно-гик. Что-то там переставляет, выдумывает хуки. Трагичная история любви, пропетая Аллегровой, вообще прошла мимо юной Кати. Ваня Чебанов поет «Солдата любви» от «А-Студио» - и тут просто копия знаменитого фанк-звука этой группы, никакого нового звука просто нет. А вот Zivert поет «Я куплю тебе дом» от полузабытого «Лесоповала», - и точно попадает в эмоцию, в переживания, но ценой становится отказ от привычного модного звука Zivert. То есть у всех по-разному.

Mirele перепевает «Поздравляю» Игоря Николаева примерно так же. Старые песни будто утягивают новых артистов в глубь эстрадных хлябей, они будто сильнее новых вайбов. Они просто мелодичные, в отличие от того, что приходится петь нынешним модным артистам. Испытание мелодичностью могут выдержать не все. Settiers (не знаю, кто это вообще) поет «Никто-никогда» Алены Свиридовой будто на одной ноте ради драматичности, подчеркнутой баритон-саксом, - но это выглядит как «Аигел» на минималках. Это самая музыкальная версия, но рядом со Свиридовой выглядит версией школоты в подворотне, без обид.

А что с шансоном, он же был тоже популярен в 1993? «Кольщик» Михаила Круга поет неожиданно Гио Пика с ярким грузинским акцентом. Вполне органично поет, грузинские воры в законе такое могли бы спеть. Ого, какая неожиданность. Партия гитары, кстати, особенно доставляет. Или вот «Привет с большого бодуна» группы «Дюна» с исполнении Sqwoz Bab, - и тут органика, точное попадание.

И переходим к лирике. «Как жаль» Татьяны Булановой в версии певицы Дора, - тут снова точное попадание. Дора не пытается попадать в интонации Булановой, но невероятно точно снимает эмоции, - а это самое главное. Не удивлюсь, если аудитория Доры воспримет ее как собственную песню певицы. Блистательная песня. Или вот «Плачет девушка в автомате» Евгения Осина, - тут ничего не получилось. Некий Максим Свобода сделал рок-обработку, но вообще не прочувствовал трагедию историю, заменив ее размашистыми рок-риффами. Они не работают. Артист просто фальшивит.

Ну и немного про дэнс. «Стюардесса по имени Жанна» Преснякова перепела Dead Blonde, и допустила точно ту же ошибку. Песни 90-х годов были про чувства, а не про биты. Вообще мимо. Песню «Batman» в качестве хита я вообще не помню, и не уверен, что она была, но версия GSPD — очень блекло и неинтересно. «На белом покрывале января» - спорная песня группы «Сладкий сон», - Kamazz поет почти аутентично, но совершенно не интересно.

К чему я веду? Фрэшмены действительно не знают про песни 30-летней давности. Они многие и не родились еще тогда. Их аудитория тоже точно не знает их. Но под проект они могут их петь, некоторые удачно, некоторые не очень. И насколько же треки попадают в точную аудиторию ждущих! Это отличный эксперимент. Без помощи МТС Лейбла артисты вряд ли сделали такой эксперимент. Но сделали. И теперь это можно услышать.

Гуру КЕН

28/11/2023 - 02:25   Mix   Этно и world-music
Сергей Сиротин и Дидюля давно знакомы, а вот совместных релизов как-то не наблюдалось. И вот вышел макси-сингл «Galatea» (слушать альбом).

«Первое музыкальное», 2023.
Жанр: world-music, этника.

Вообще-то Дидюля судил еще конкурс ремиксов на музыкальном портале PromoDJ на сингл сингл «Around The World» в 2016 году. Но казалось, что расслабленная электронная музыка проекта Golden Light Orchestra и энергичная живая гитара Валерия Дидюли — совсем разные вселенные. Все изменилось в 2021 году, когда Дидюля приехал к проживающему на Кипре Сергею Сиротину, и проникся местным колоритом.

А что мы получили из местного колорита? Кипрская музыка не так богата на яркие мелодии или сногсшибательные гармонии, как турецкая, например. Кипр — солнечный остров, тут все на максимальном расслабоне. Банки то работают, то не работают, в зависимости от погоды. При этом есть мощная фольклорная база с распевными песнями и конкретным инструментарием. Да та же базуки, к примеру.

Турист Дидюля максимально проникся этой атмосферой, и сочинил псевдо-кипрскую мелодию. Сергей Сиротин свою примерно такую же, и все это аранжировал в привычном ему ключе. И нет, это не хиты. «Sea Caves» что в полной, что в радио-версии, или заглавная «Galatea» - просто зарисовки. Без претензий. Музыканты просто показали, что могут играть и так. Если в кино будут снимать Кипр, - это может пригодиться для саундтрека. И не более.

Дидюля и Сергей Сиротин
Дидюля и Сергей Сиротин

Я вижу проблему в том, что музыканты жутко боятся переходить грань. Кипрская мифология и история — невероятная часть мировой истории, более того, она немаловажная. Значимая. Но музыканты зацикливаются лишь на внешней оболочке. Они не хотят делать ее историю всемирной. В результате получается локальный сборник стилизаций кипрской музыки, но многим ли он нужен? А вот то, что там ходил Александр Македонский, была Клеопатра, воевал английский король Ричард I Львиное Сердце, потом венецианцы и османцы, английская колония, во Второй мировой они воевали в интересах оккупантов-англичан, а те их «кинули». Сейчас остров вообще разделен на две части, турецкую и греческую. Невероятно интересная история! Слышим ли мы это в альбоме? Нет.

Думаю, что это проходной альбом. В нем нет драмы, нет эмоций. Лишь поверхностная этнитизация. Очень обидно. Когда нет чувств, нет музыки. Забудьте о нем сразу после прослушивания. Я чувствую себя обманутым.

Гуру КЕН

25/11/2023 - 16:24   Rock   Концерты, Интервью, ТВ и радио
Большим сдвоенным концертом ведущих шоу «Соль» на РЕН-ТВ Александра Ф. Скляра и рэпера Рича завершился очередной сезон программы. И в самом деле, почему нет.

Начал именно Рич. «На Неве», «Холодно», «Снег», «Грязная работа» – экспрессивно, но по музыке бедновато, – одна живая гитара явно не справляется с объемом звука (да и гитарист так себе, если честно). Напор задает Рич, и выглядит он искренним, нахрапистым и взвинченно-эмоциональным.

А разговоры идут своим чередом. Например, что думает Скляр об этой программе?

Александр Ф. Скляр и Рич
Александр Ф. Скляр и Рич

«Мне это интересно. Вообще для меня это не новый опыт, как телевизионный ведущий я не новичок. Меня привлекло то, что мы ведем ее вдвоем. Если бы мне предложили делать это одному именно в таком формате, – слушать группы, беседовать с музыкантами, – скорее всего, я бы отказался. С большинством артистов у меня большая разница в возрасте, я могу не совсем адекватно их воспринимать и с ними разговаривать. Но как только я узнал, что у меня напарником будет Рич, мне это сразу стало интересно. У нас большая разница в возрасте, и мы по-разному смотрим на музыкантов. Мы давно знаем друг друга, и по-человечески нам легче найти общий язык. И я в своих ожиданиях не ошибся по итогам».

Рич подметил интересную особенность: «правдоруб» Скляр в эфире весьма доброжелателен ко всем гостям, но стоит отключить камеры, и он тут же принимается язвительно жестко крыть музыкантов, которые ему не понравились. Это действительно бросалось в глаза на протяжении всего сезона. И Скляр признал это:

«Я много всякой музыки переслушал за свою жизнь и побывал в разных психологических ситуациях. Мой учитель Евгений Головин много лет назад учил меня тому, что в жизни всегда нужно выстраивать гармонические соответствия. Мы были в эфире именно в гармонии. Если ты хотел высказать что-то резко, то я сразу уходил в позицию доброжелательности. Чтобы между нами был аккорд, чтобы это правильно звучало. Бывало, что не ждал ничего от группы, а они порадовали. Или как музыкант не порадовал, есть претензии, а на интервью оказывается, что он человек хороший, и мне уже не хотелось приставать к нему с разными музыкальными штуками».

У Рича же в музыке все переменилось, едва на сцену вышел… Сергей Летов (!). В «Правильно, ничего» расхлябанную фоновую гитару вдруг дополнил инфернальный саксофон Летова, и преобразилось буквально все. Другой класс звука. Забавно, что прожженный «Z-патриот» Рич читает тут про «Прощай, Европа» и «вставить магазин и дослать патрон в патронник» – «что может быть изящнее? Правильно, ничего». А Летов, объездивший с концертами всю Европу и прочий мир, играет страшно и пронзительно. Ну просто взрыв мозга! «Танцевать», – тут про высмеивание тезиса «лишь бы не было войны», – и иерихонская труба Летова взмывает до истерических высот полусумасшествия… Впечатлило.

Александр Ф. Скляр и Рич
Александр Ф. Скляр и Рич

Александр Ф. Скляр начал с хита «Крысы не бьют чечетку». «Ва-Банкъ» звучит размашисто и стадионно, но отсутствие привычного аккордеона заметно обеднило музыкальную ткань. А это одна из моих любимых песен Скляра… В «Привете морскому ветру» аккордеон проявился на плейбеке, но это так себе замена, учитывая, что в песне прямо упоминается «гармоника». «Ад-и-рай» про «нельзя любить наполовину» получилась почти рэперской, «И снова май-месяц» как посвящение Гарику Сукачеву (про БГ и его «молодую шпану» Скляр решил не упоминать) или «Модест The Best» как посвящение Мусоргскому и даже новую «пиратскую» «Эребус и террор» с семплированной волынкой Скляр поет самозабвенно и убедительно. В «Черной свече» связки Скляра немного подвели, – а это была премьера дуэта с Ричем, – но вполне себе впечатляюще.

Выяснилось, кстати, что многие группы отказались принимать участие в «Соли». Они названы не были. Зато ведущие заочно упрекнули их в том, что они боятся говорить о сегодняшнем времени и боятся потерять свои заработки, учитывая заведомую Z-позицию обоих ведущих. Оба ведущих признались, что скоро выпускают новые альбомы, и Скляр даже до Нового года планирует его выпустить.

Гуру КЕН

18/11/2023 - 13:44   Rock   Концерты, Интервью, ТВ и радио
В программе «Соль» на РЕН-ТВ вышел концерт группы «25/17» с ответами Анта и Бледного на вопросы ведущих Александра Ф. Скляра и Рича.

Интересно было сравнить их нынешних с ними же образца памятного концерта 2016 года в той же «Соли», только ведущим тогда был Захар Прилепин. Тогда у Анта и Бледного были горящие глаза, внутренняя убежденность и залихватские фразочки. То была эпоха «Русского подорожника». Потом был второй эфир. А теперь - «Радость встреч и расставаний», вышедший 12 октября, даже по названию альбома заметны перемены. Бледный так же экспрессивно зачитывает рэп, Ант так же меланхолично выпевает мелодию, аки Дельфин. Но как же все переменилось. Теперь это гитарные баллады, лирика, теперь это недалеко от Dabro или там кавказских медляков. Экспрессии стало заметно меньше.

Бледный и Ант
Бледный и Ант

Начали все же с того же «Русского подорожника», с песни «Подорожник». Но сразу затем «Пограничник» из нового альбома, которую и Скляр, и Рич признали самой любимой в нем.

«По лирике трек «Пограничник» тоже мой любимый. Рефрен «пограничник знает тайну: никакой границы нету» считаю гениальным. Я бы закинул его в копилку гениальных фраз русского рэпа. А за Андрея, когда ему плохо, я просто сильно переживаю. Оттого ли, что плохо, получаются такие классные тексты, я не знаю», – говорит Антон Завьялов.

«Я бы хотел, чтобы плохих дней в моей жизни не было. Это история про яйцо и курицу - что было изначально. Но как есть, так есть. Приходится мне иметь дело с пограничными состояниями, а тем людям, что находятся рядом со мной, приходится пытаться понять меня. Не хочу играть в игру, что я такой весь особенный и непонятый. Но хорошо, что такая песня получилась», – признается Андрей Бледный.

«Пока не выключат свет» из альбома «Весь мир идёт на меня войной» (2015) или новая «Околокосмоса» звучат как русский рок. Но надо делать поправку на то, что студийные записи «25/17» отличаются от концертного звука, примерно как у Лепса. То есть, ничего общего. Концертный состав очень крепок, они играют именно что рок, и профессионально играют. Я бы даже сказал, что студийные треки – скорее, наброски рэп-идей и только в концертном виде они обретают некую музыкальность.

«С этим альбомом история интересная. Мы должны делать то, что еще никогда не делали. У Андрея были наброски, текстовые куплеты, часть припевов. Мы с музыкантами на пять дней заперлись на студии и придумали музыку на весь альбом», – рассказывает Ант.

«Я специально себя ограничивал, писал только припевы. Ребята, отталкиваясь от этих припевов, сочиняли музыку. А когда музыка уже была написана, я продолжил написание текстов куплетов. Чтобы и ритм был нужный, и настроение поддержать, и ничего переписывать бы не пришлось», – говорит Бледный.

«Комната», «Обмани меня» («как будто ты со мной не ради денег», забавно, что даже таких артистов эта проблема затрагивает), «Позвони» из нового альбома, или «Виражи» и «Мальчик» – ну вот точно лирические баллады. Даже с отсылками к «Машине времени».

«Сейчас мы делаем упор на лирику. Сейчас и так тревожно вокруг. Хочется нашими песнями людей успокоить», – уверяет Бледный.

Не очень понятно, как с сегодняшним днем коррелирует «Остаться» про «остаться на плаву», или «Жду чуда» из гламурной мирной действительности. С хуками тут явно не заладилось. Но эту лиричность, да еще с бэк-вокалом, тут можно понять. Но ведь и финальная баллада «Отец» из «Русского подорожника» тоже отсюда!

Нынешние «25/17» устали от агрессии. Они про любовь и нежность. Такие они. И они просят их понять.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
10/11/2023 - 18:55   Rock   Концерты, ТВ и радио
Группа «Рекорд Оркестр» появилась ярко и быстро. Хит «Лада Седан», превращенный в суперхит «Баклажан» с Тимати. Участие в «Голосе» и «Главной сцене» с папахой на голове. А что теперь?

Программа «Соль» на РЕН ТВ, в которой «Рекорд Оркестр» выступил уже во второй раз (первый был, когда ведущим проекта был Захар Прилепин), дала ответы на многие вопросы о том, как помесь балканского фолка, кавказской лезгинки и русского рока мгновенно стала популярной. Феномены Кустурицы, Бреговича и Zdob Si Zdub, собиравших бешеные аншлаги в России, не дадут соврать. Но группа пошла куда дальше. Она сдвинулась от яркого развлечения в сторону мистического русского рока. Теперь она гораздо ближе к «Калинову мосту» или там «Мельнице», а по текстам - к шпиономанским советским фильмам образца 1937-1941 годов. С иронией, конечно. Впрочем, от хитов из альбома «#лезгинобалкано» отказаться она тоже не может, они же хиты.

«Концертных песен у нас 24-25. Есть какой-то страх: «Мы давно эту песню не повторяли». А она - хоп - и пошла. И «Лада седан» нас не бесит, мы играем далеко не вариант с Тимати, у нас рок-версия. И почему нас должна бесить песня, которая нас кормит? Это был 2013 год. Это сатира на происходящее».

В миксе «Лады седан», кстати, в проигрыше баян Ярослава Минакова больше не доминирует, это отдано саксофону Павла Патругина, для яркости. Песне исполнилось 10 лет, кстати.

«Нам посчастливилось сыграть с Кустурицей в Москве. Его фишка в том, что он очень классный мужик. Наш саундчек прошел, а Кустурица задерживается. Он прибегает с пресс-конференции, мы ему говорим, что хотим сфоткаться с ним. Но сейчас саундчек. После этого он собрал всех, пригласил нас, и мы все вместе сфотографировались».

«Каждый новый Иисус, чтобы стать Христом, нового ищет Иуду», - поет Тимофей Копылов в песне «Один против всех».

«Рекорд Оркестр»
«Рекорд Оркестр»

«Мы выпустили альбом «Мир самых добрых людей» в 2021 году. В нем хотелось поговорить о серьезных вещах, хотя бы раз в жизни. Но и все равно остаться в этом комедийном ключе. Развлекательные песни должны писаться от души. Нам, клоунам, хочется верить в успех. Нестыдно быть клоуном, страшно быть посмешищем. Но нам жизненно необходим для работы мир. Песню Pink Floyd под названием The Gunners Dream («Сон пулеметчика») я перевел ее на русский язык, стараясь вернуть ее в сегодняшние реалии», - рассказал Тимофей Копылов.

«Что такое «Рекорд Оркестр»? Это посмеяться и поплакать», - резюмировал гитарист Алексей Барышев.

Последний релиз «Буковки» - из рук вон не «Рекорд Оркестр». Еврейская песня «Ойфн припечек» из каунасского гетто звучала даже в «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга. Донести еврейскую идентичность в этих вялых гитарных переборах тоже не удалось. Есть ощущение, что «Рекорд Оркестр» решил стать немного U2, но это настолько неактуально, что даже смешно. Мой рецепт — вернуться к проверенной балканскости и цыганщине. Сегодняшний «Рекорд Оркестр», на мой взгляд, потерял лицо. Пора его вернуть. Вот что показала программа «Соль».

Гуру КЕН

22/09/2023 - 16:02   Поп   Концерты, Интервью, ТВ и радио
Рэпер Саграда. Непосвящённым это имя покажется незнакомым. А мне он кажется одним из самых цельных и интеллектуальных рэп-артистов, причем как абсолютный антагонист Oxxxymiron’a. И вот он в свежей «Соли» на РЕН-ТВ.

Насквозь христианский в смысле Бердяева, эдакий воин тьмы, хмуро озирающий заблудший мир вокруг, положив руки на меч. Военно-полевой рэп, как назвал свой жанр Саграда в песне «Лицо огня». Мотивированный, осознанный. Уже интересно? Тогда продолжу рассказывать об этом феномене. Одни названия альбомов чего стоят: «Весь мир идёт на меня войной», «Иордан», «Непокорённая вера в добро»…

Саграда (Артем Лещук) начал с песни «За наши флаги», стоя на сцене совершенно один. Его группа «Соль Земли» вроде как распалась, да и сам он с начала СВО оказался совсем неактивен, хотя до этого записал много убежденных треков о том, что война с Украиной абсолютно неизбежна. Грегорианские хоралы и месседж «Один огромный электронный мировой концлагерь или заплатим головой за наши флаги». Это вам не SHAMAN с его эвфемизмами типа «Встанем», это конкретный список предъяв, от Милошевича до Асада и от пентаграм Пентагона до еврейских талмудов. Жестко. И аргументированно. Спорно. И заряженно. Такой он.

В «Варкрафт» Саграда клянет условных либералов, от демшизы до пугающихся самого слова «Донбасс», и называет воинов Донбасса не орками Толкиена, а орками «Варкрафта». «Боевое применение» - про апостола Павла и то, что «пришел ИГИЛ и всех перебил» с отрезанными головами в противовес хипстерам и модным прическам. Так куда же он пропал?

«Я на самом деле не пропадал никуда. Мы как базировались в небольших подмосковных городках, так там и остались. А песен не было. У нас перестал существовать коллектив. Рэпер был один, это я, а за музыку отвечали два человека. Они оба перестали что-то делать по семейно-бытовым причинам. Взрослые люди. Я много раз пытался начать в одиночку, петь под биты, но так и не смог абстрагироваться от того, что мы работали вместе, у нас была своя творческая атмосфера. Мы два раза были на Донбассе, и написали две песни. Чтобы сейчас что-то написать, нужно соприкоснуться с этим напрямую. Сейчас работает государственная машина, а в 2014-2015 году мы были как партизаны. И невозможно представить, чтобы мы об этом говорили в телевизоре».

Саграда
Саграда

Соведущие программы Александр Ф. Скляр и Рич предложили Саграде взять его с выступлением на фронт, и Артем тут же согласился.

Бердяевское «Новое средневековье» примерно описывает типаж Саграды как некий тип мировоззрения.

«Эпоха обостренной борьбы религии Бога и религии диавола, начал христовых и начал антихристовых будет уже не секулярной, а религиозной, сакральной эпохой по своему типу, хотя бы количественно побеждала религия диавола и дух антихриста».

Саграда именно такой. Он во всех горячих точках видит противостояние именно сакральное. И не приемлет компромиссов. Это позиция. В сладком елее от ведущих «Соли» не совсем понятно, готов ли он аргументированно доказывать это при оппонировании. Но свой мир он определенно создает. И, несмотря на робкие самопризнания в том, что он лишен музыкального слуха, на самом деле, Саграда точно попадает во все ноты.

«Восток» посвящен гибели флагмана Черноморского флота крейсера «Москва», потопленного украинцами, и констатируется «грозный, прекрасный и яростный мир». Саграда не чужд парадоксам. «Отец-лес» неожиданно выходит за рамки христианского дискурса, потому что «крещеным туда нельзя», но лирическому герою можно, потому что «в моей крови традиция» и вообще «ты мой отец, лес».

Саграда признался, что как музыкант состоялся благодаря группе «Каста» (и это слышно), но после признания «Касты» нежелательными в России он сосредоточился на любимых альбомах группы, и особенно уважает Хамиля (Андрея Пасечного). А про остальных участников «Касты» он «комментировать не готов». Со многими записаны дуэты, но дружбы не сложилось, в отличие от «25/17». Когда вышла «Девочка с бедою», он был счастлив.

«День, когда вскипят океаны» - тут вдруг появился музыкант из вроде бы несуществующей группы «Соль Земли». «Хит-парад Багдада», где «кровь православных на мусульманах», вот прямо так и сказано. Месседжи Саграды часто звучат очень наивно или схематично, но убежденно, и в этом его сила. «Вали их без пощады!», - а под этим серьезный бэкграунд. «Так горит степь» и «Патологии» про ощущение войны. «Идиот» - отсылки к Достоевскому. «Дикий мед» про «Бога живых»...

Саграда констатирует в целом деградацию рэпа. Но все же пообещал записать новый альбом. Возможно, это будет новая реинкарнация «военно-полевого рэпа».

Гуру КЕН

Быстрый поиск:

Страницы