Гуру Кен

21/12/2024 - 02:27   Mix   Интервью
Выдающийся джазовый пианист и автор множества саундтреков в кино Евгений Борец рассказал NEWSmuz.com о том, как рождался прогремевший недавно спектакль «Вертинский» с Александром Домогаровым, возвращении популярности джаза, работе с Андреем Макаревичем и Игорем Бутманом.

В уютном джазовом клубе в центре Москвы рядом с Евгением Борцом оказался продюсер, глава лейбла Navigator Records и идейный вдохновитель того самого спектакля «Вертинский» Алексей Козин. Не мог не расспросить его, как идея о спектаклем «Вертинский» только рождалась.

Режиссер Нина Чусова и продюсер Алексей Козин
Режиссер Нина Чусова и продюсер Алексей Козин

«Женя (Борец - NM) показывал наброски, и все это видоизменялось, эволюционировало. Добавились музыканты. С Домогаровым было считанное количество репетиций. Пластинку никто не писал две недели, - это зашли в студию, записали инструментал сразу все вместе. Я всему этому только удивлялся. Есть очень мощное клише исполнения Вертинского, его исполнение».

Пианист Евгений Борец рассказал об очень важной договоренности.

«У нас была с Домогаровым договоренность: не грассировать, никакого Черного Пьеро и никакой черной скрипки. Чтобы уйти совсем в другую историю».

А продюсер Алексей Козин раскрыл другие неизвестные зрителям подробности.

«Мы играли в такую историю. Потом Домогаров захотел сделать пьесу, потом появилась Чусова (режиссер спектакля Нина Чусова - NM), и репетиций было меньше пяти. Появился мим Андрей Кислицын, появилась фантомная история, и стало понятно, что все это живет на сцене. Оптимальная площадка для этого спектакля — 500-600 мест, мы не стремимся выйти на большие сцены. Изначально мы не думали, что это станет постоянной прокатной историей, но имели это в виду, и постарались сделать так, чтобы постановка в Москве ничем не отличалась от постановки в Новосибирске или еще где-либо. Чтобы люди увидели то же самое. Антрепризы, которые возятся, - это обнять и плакать. Для нас же нет никакой разницы — Москва, Питер или любой другой город. Мы сейчас завалены предложениями.

Теперь я уже могу говорить, что мы встречались с Геннадием Хазановым, и он предложил, чтобы спектакль стал репертуарным в Театре эстрады. Зал там в отличном состоянии после ремонта. Кроме того, я сейчас завален предложениями, промоутеры приезжают и предлагают прокат. Есть предложения от Казахстана, Израиля и Кипра. Хотя прокат непрост: 10-11 человек, строгие требования к музыкальной аппаратуре. В феврале мы объявим первые даты спектаклей в Театре эстрады».

Евгений Борец и Александр Домогаров
Евгений Борец и Александр Домогаров

Очевидно, что пьесу фактически написал сам Вертинский, она составлена из его писем и воспоминаний. Но кто сочинил эту компиляцию? Отвечает Алексей Козин.

«Сам Домогаров. Сначала он принес 200 страниц, потом они стали 100 страницами. Потом появилась Нина Чусова, которая вымарала еще часть. Это было их взаимодействием».

Тут надо признать, что лично мне очень понравилась итоговая редакция. Важно, что оставили тот момент, когда Вертинского гнобили после приезда в Союз, а он писал униженные письма к руководству страны. Без этого был бы непонятен контекст.

«Зал меня очень удивлял и удивляет. Эти 15-минутные стоячие овации, в шоу-бизе я такого не видел. И ведь это ушедшая эпоха, она заново открывает его заново», - задумчиво произнес Алексей Козин.

«Возможно, его снова начнут слышать заново», - предположил Евгений Борец.

Тогда перейдем к разговору с Борцом. Спросить, есть чего. За спиной Борца огромная яркая карьера в джазе и кино-саундтреках. Я и расспросил обо всем.

Евгений Борец
Евгений Борец

- У меня складывается впечатление, что российский джазовый мирок настолько тесен, что буквально все переиграли со всеми. Вы можете назвать хоть одного известного джазового музыканта, с которым еще ни разу не играли?

- С известными — наверное, со всеми. С молодежью, - возможно, да. Но это же хорошо! В любой стране так. Думаю, что так происходит взаимообогащение. Интересно с молодежью, - они юные, они невероятно техничные, они очень образованные, интернет поменял всю ситуацию. Когда играешь со старшими, - они из советского прошлого, цепляются за каждую ноту, потому что в свое время каждую пластинку откапывали с невероятным трудом. Возрастала ценность материала.

Талантливых людей полно, и мне очень нравится, что в Москве джазовое искусство процветает и разрастается широко. Как нигде в мире, наверное, - в Европе уж точно. Из европейских стран и Израиля много джазменов уезжают в Америку. А тут со всей страны едут в Москву и Питер. Хотя сейчас уже не особенно и едут, - в Новосибирске и Казани своя потрясающая джазовая школа.

Игорь Бутман, конечно, потрясающий человек, который поставил джаз на такую популярную ноту, и своей игрой высочайшую планку показывает. Его фестиваль в честь 100-летия российского джаза — потрясающая идея. Все были на сцене! И как к другу не относись, был виден уровень, - гораздо выше, чем 30 лет назад.

- Вы же несколько лет играли с Игорем Бутманом?

- Да, когда я жил в Казани, мы несколько лет ездили с ним на гастроли. С моим трио и с Бутманом мы объездили очень много. На моей последней пластинке он сыграл потрясающе.

- Можно сказать, что помимо того, что Бутман — прекрасный саксофонист, он еще и прекрасный администратор? Он на бюджете.

- Я не знаю всех тонкостей, но он беззаветно любит джаз — это точно. Я знаю его больше 25 лет. И помню его, как он приехал из Америки. Я был совсем мальчишкой тогда. Он невероятный трудоголик, и он большой дипломат. Содержать такой джазовый оркестр на бюджетной основе, и играть на лучших площадках мира, - это показатель.

- Какие были ощущения, когда впервые поступило предложение сыграть песни Вертинского?

- Я не поверил. Я Алексею Санычу (Козину - NM) тогда не очень доверял. Был звонок. Я ради интереса открыл какие-то старые записи Вертинского, просто чтобы приехать, и быть в курсе. Алексей Саныч оказался человеком слова, он приехал с Домогаровым. И мы через 10 минут пошли к роялю. И это увлекло всех, это была какая-то магия, магнит. Домогаров нервничал невозможно, он не знал, как себя вести. Он не вокалист, да и мы не играем музыку в таком жанре. И тут мы стали сближаться, репетировали по три раза в неделю вдвоем. Потом приехал весь коллектив, и все встало на свои места.

- Вы сказали о договоренностях: не грассировать, не Черный Пьеро и без скрипки. Почему без скрипки?

- Потому что в любой песне Вертинского, когда ее могут показать по каналу «Культура», всегда есть скрипач и аккордеонист. Я не против этих инструментов, но когда это воспроизводится, - всегда получается плохая пародия. Это как Высоцкого петь под гитару и хрипеть. Здесь же получилось так, что это Вертинский, - но это Домогаров. Это важно было, - что ни одного своего слова у Домогарова в спектакле нет, и в пластинке тем более, - но я лично ему верю, когда он поет.

- Тот состав, что я увидел на сцене: там нет скрипки. Но это и не Ваше трио. Квартет.

- Квартет, ну что ж поделать. По сути, джазовый состав, просто наш саксофонист Паша Скорняков еще играет на флейте и других инструментах. Мы шли к живой музыке: контрабас, рояль, барабаны как основа. И солирующий инструмент, и голос. И мы придумывали, чтобы голосу не мешать, чтобы каши не было, чтобы было понятно. Каждая песня имеет свою драматургическую основу, и она не похожа на Вертинского, но это — Вертинский.

Это не в том понимании, что диджейские версии, и джазом это не назовешь. И шансоном не назовешь. Это понятная, по мне, и очень красивая и глубокая музыка, и образ, который Домогаров великолепно воплотил. Он же сам кайфует от этого, это же видно.

- Мне очень понравилось, как Вы уходили в образы. Тут латино, тут чуть ли не рок. Как Вы соотнесли песни Вертинского со всем этим?

- Тут нет никакого рецепта. Отталкивались от текста песни. Какое время написания песни, какие обстоятельства.

- После репетиций, когда состоялась премьера в Доме музыки, для Вас ощутимы были преображения в подаче этих песен?

- Безусловно. Мы так стремились сделать спектакль в одно отделение, - и не вышло! Потому что ничего было невозможно сократить.

«Требовался перерыв! Мы выбрали форму, которая требует усилий и работы от зрителя. Поэтому писем и чтения в первом акте гораздо больше, чем музыки. Дальше, поскольку публика уже устает, вставки более короткие и больше музыки. Это просветительский спектакль», - уточнил тут Алексей Козин.

И тогда я решил спросить его прямо: без Борца вообще возможен этот проект?

«Нет-нет-нет, Женя соавтор этой истории, весь звук — это он. Обычно делают спектакль, потом придумывают, как вписать в него музыку. Тут было ровно наоборот. Была пластинка, причем в спектакль вошло больше песен, чем было на пластинке. Когда уже появился режиссер, мы принимали во внимание ту канву, которую она хотела сделать. Пожелтевшая бумага, грим, много музыки, которую Евгений дописывал под сценарий».

- Вы ожидаете, что вашими усилиями имя Вертинского в российском джазе зазвучит более подобающе, чем сейчас?

- Я убежден, что резонанс после нашей работы будет. Мы сомневались, но верили в успех. И тут не в джазе дело. Это просветительская работа. Люди будут слушать. Мне кажется, что это может двинуть вперед авторскую музыку. Послушав Вертинского, посмотрев спектакль, - может быть, кто-то придумает. Я про драматическое искусство говорю, а про музыку. Авторской музыки должно быть больше. Хорошая или плохая, но авторскую музыку надо показывать. Люди пишут музыку, не попадающую под формат. А формат определяют люди, персоны.

К нам в клуб приходят люди, присылают записи, - там поразительные вещи, о них никто не знает. Артистов никто не знает, все молодые ребята.

- У меня всегда огромные претензии к российским джазовым певицам и певцам, что они, в отличие от Вертинского и теперь Домогарова, - они совершенно не умеют доносить до слушателя истории.

- Коллег по цеху я обсуждать не имею права, это неэтично. Но в том, что вы сказали, - правда есть. Надо понимать, о чем ты поешь. Никого не хочу обижать. Надо понимать, для кого ты это делаешь.

- С Даниилом Спиваковским у вас был яркий спектакль «Соло для двоих». Была ли разница во взаимодействии между Спиваковским и Домогаровым? Оба «актеры актерычи».

- Два разных артиста. Два разных взаимодействия. Мы с Данькой дружим, еще куда-то поедем, эта история живет. Он не поет в спектаклях, это совершенно другой жанр. Но там тоже хорошо, весело.

- Кроме вас, я не вспомню, кто еще так активно работает с театральными актерами. У Меньшикова есть свой джазовый оркестр…

- Ну вот Бутман делал дивную программу с актером Алексеем Гуськовым. А в свое время делал классную программу с Михаилом Казаковым. Есть такие программы.

- Вы много писали музыку к кино: сериалы «Апостол», «Каменская», фильмы и спектакли. Что весьма нетипично для российского джазмена.

- Почему вы меня причисляете к джазменам? Я ведь окончил консерваторию. Вот недавно вышла «Любовь Советского Союза», там тоже звучит моя музыка. Мне просто нравится это дело, ни о каком специальном переключении дела не идет. Или это на автомате происходит. Я смотрел отрывки из «Любови Советского Союза», я знаю сюжеты, я знаю содержание. Мы обсуждали это с режиссером.

- Был у вас опыт, когда вы озвучивали немые фильмы?

- Не было, но мне это очень интересно. Я видел такие эксперименты, это хорошая идея. Хотя пару раз такое было. В клубе Бутмана Алекс Ростоцкий приболел, и мы озвучивали фильм, где делали обрезание мальчику. И это было интересно. Мы сидели, смотрели на экран, и втроем играли то, что нам было интересно. Шостакович работал тапером!

- Джаз будто не очень популярен у молодежи сейчас. В какую сторону можно было бы развернуть джаз, чтобы он стал более популярным?

- Он популярен. В нашем клубе на него ходит молодежь. Мне такой же вопрос на радио задала Мариам Мерабова, типа, чтобы ты сделал, если бы был министром культуры. Когда я учился классике, то сделал бы так, как делают в колледже Беркли: если ты занимаешься классикой, то у тебя должен быть джазовый факультатив, а если занимаешься джазом, - то классический факультатив. У музыканта появляется звук, потому что в классической музыке есть своя система звукоизвлечения, и появляется свобода. Сейчас джаз не такой, как в 30-е годы, это очень близко к классике. Это был бы большой серьезный результат.

У меня есть педагог в консерватории, ей за 80, она органистка. Мы с ней сыграли вместе концерт Баха. Она по-своему, я по-своему. В этом нет пошлости. Резонанс был большой, повторим в марте.

- Мы ровесники, оба — львы по знаку зодиака. Мне как журналисту знак лев очень помог, а вам?

- У меня все львы. У меня отец был лев, я лев, дочка лев, у меня львиный прайд. Я по-другому себя не вижу. Он — не мешает.

- Вы окончили Казанскую консерваторию. И вот я читаю цитату из вашего интервью: «Своими кумирами считает Кита Джарретта (нет высшего образования, кроме колледжа Беркли - NM), Чик Кореа (нет образования - NM), Телониус Монк и Мишель Петруччиани (нет образования - NM). Так что вы думаете о джазовых пианистах без классического образования, хотя призываете всех пианистов получить его?

- Кит Джарред и Чик Кореа, не имея классического образования, играли концерт Моцарта. Это можно посмотреть на Ютьюбе. У них много классических манер. Не диплом решает, а внутренняя культура. Петруччиани играл на высочайшем уровне, несмотря на свои дефекты, очень приближенно к классическому звукоизвлечению. Элла Фитцджеральд не училась нигде, а Луи Армстронг не знал ноты. Но их музыка живет до сих пор. Бывают чудеса. Кто же против?

- Я правильно понимаю, что вы играли в трио Алекса Ростоцкого после приезда в Москву? У него много авторских вещей.

- Да, это так. Саша меня многому научил. Он очень хороший человек, мы с ним дружим до сих пор и иногда видимся. Он — воплощение образного мышления. Он сейчас пишет картины. У него такая эволюция, он себя заставил, и сейчас пишет очень интересные вещи. Он снял потрясающий мультфильм на библейские сюжеты из своих рисунков. И музыку он никогда не играл формально. Он всегда пытался найти образ, чему меня и научил. Мы с ним работали долго.

- Еще хочется спросить про проект «2004», это проект Алексея Круглова по Маяковскому. Ято это было, почему такая странная музыка, которая с ритмами Владимира Маяковского будто совсем не соприкасается?

- Я тогда только приехал в Москву, и мы с Сергеем Хутасом поехали прямо на студию, на «Мосфильм». Записывать эту странную вещь. Мы не были к этому готовы. Как записали, так записали. Больше мы с Лешей не сотрудничали. Хотя вру, однажды мы записали музыку к «Калашников и Спартак», было такое кино. Круглов из авангардной музыки, хороший экспириенс. Но ту музыку под Маяковского мы никогда больше не исполняли.

- Андрей Макаревич говорил мне, что «Оркестр Креольского танго» - для него идеальное воплощение песен «Машины времени» так, как он задумывал. Но не мог по молодости и по обстоятельствам сыграть. А теперь у него появилась возможность с хорошими джазовыми музыкантами эти песни сыграть как надо, и спеть.

- Немножко не так. «Оркестр Креольского танго» просуществовал 10 лет, а потом свое существование закончил. Мы с Макаром искали разные формы, он всегда искал их. Мы записали программу Love, где он пел по-английски, мы записали три пластинки «Идиш Джаз», сделали программу Yo5, но все имеет свое логическое завершение. Его песни или не его песни, но мы двигались скорее к джазовому стилю. Было такое дело.

- Почему, когда записывали «Идиш Джаз», Макаревич там вообще не пел? Он играл на гитаре. В чем был смысл этого проекта?

- Смысл был не в вокале Макара, а в этнической принадлежности материала. Я прослушал огромное количество еврейских песен, мы выбирали, было много похожих песен. Это как в Канаде меня спросили: «Вы выбирали национальные песни?» - «Нет, только интернациональные». Лучше не скажешь.

- Расскажите про проект «Мотыльки» (2016). Чья идея, почему столько знаменитых актеров? И кто вообще такая Диана Поленова?

- Расскажу. Нестандартный человек, потрясающая певица, - мы придумали эту штуку, написать детские песни. Она писала тексты и сама спела, я написал музыку. Точнее, я сначала написал музыку, а она придумала тексты. Записано и придумано это было достаточно быстро, по телефону. Она жила в другой стране. И когда на «Мосфильме» мы это записали, не понимая цели, по большому счету, для чего…

Она в джазовом мире знакома мне лет 25. У нее есть свой проект, и она пела фанк, и разные музыки. Когда мы записали музыкальный материал, я открыл свой телефон, и позвонил всем актерам, что были в книжке. И никто не отказал! И я, и она ездили к ним. Текст написан, это не от балды они читают. И придумали такую детскую пластинку, выпустили. Я очень горжусь этой работой.

- Но там же не очень качественный вокал…

- Слушайте, там спето сердцем. Там не оперная музыка, там образы.

- Давайте задам вопросы, на которые вы не очень любите отвечать. Если бы вас спросили, какая ваша лучшая запись или ваша лучшая пластинка, чтобы вы ответили?

- Все впереди, поверьте мне!

- А из того, что уже записано? Чем гордитесь?

- Мне все дорого. Мне нравится моя последняя пластинка «Казанский календарь», она вышла не так давно, и резонансной оказалась. Нет, я не смог бы выбрать. Точнее, то, за что мне стыдно, мог бы назвать. А лучшее — нет.

- Это мог бы быть альбом Unkommunicado? Он был записан за границей, и теперь российскому слушателю он просто недоступен.

- Это возможно, мне просто надо заняться этим. Он есть у меня на диске. Я просто за этим не следил, я выложу. Мы были одними из первых, кто поехал на ICM Records в Норвегию. И нас писал тот самый человек, который писал Кита Джаретта. Сейчас он умер, к сожалению. Это был потрясающий опыт. Сергей Хутас мне сказал: «Тут надо сыграть так, будто ты 1 января идешь домой в 10 утра, а вместо снега листья летят». Мы так никогда не разговаривали. И это он о музыке говорит, а не про ноты какие-то. Покойный Сергей Остроумов, барабанщик, и мы все это переживали. Это удивительная страница жизни.

- Вы играли там в духе скандинавского джаза?

- Нет, свой авторский джаз. Авторская музыка. Мы не играли там ни одного стандарта. Это все нами придумано и сыграно.

- И про «Казанский календарь». Там Казанский камерный оркестр Prima Vera, автор аранжировок Михаил Савин. Кто это?

- Миша Савин — потрясающий музыкант, саксофонист. Мы с ним вместе учились в школе, это все «казанская мафия». Он до сих пор играет у Валерия Сюткина на саксофоне, его многие знают. Он пишет много аранжировок для оркестра, и для Бутмана и для симфонических оркестров. Он написал эту струнную гигантскую часть. Музыка моя, он сделал оркестровку. И в одной песне сыграл Бутман, не отказавший.

- Бутман сыграл в треке «Пресняков». Почему в нем?

- Музыка как бы наводит на Владимира Петровича, который тоже сыграл в этом альбоме. Немного сделана под него, для него, и Петрович об этом знал. И мне хотелось, чтобы был саксофонист, и был лучший саксофонист. И Игорь Бутман в этом не отказал. Он сыграл «Пресняков» как Бутман, в этом ошибиться невозможно.

- В вашем альбоме есть вариации на темы Чайковского, Бетховена, Шопена. А что такое вариации на Булгакова и Довлатова?

- Это же не обязательно музыкальные вариации. Это образы. Мне хотелось подчеркнуть свое видение тех людей, которые повлияли на меня в определенный момент жизни. Они там перечислены, но далеко не все.

- Я пытался сопоставить произведения Булгакова с той музыкой, которую я услышал. Но конкретного произведения я не услышал.

- А у меня оно было. Это были ассоциации не с конкретным персонажем Булгакова. В тот момент, когда я впервые прочел роман «Мастер и Маргарита», у меня все это было. Тут тоньше ассоциации. Почему календарь? Он отрывной, оторвал и выкинул. У меня до сих пор висит, жена покупает отрывные календари, там рецепты и День металлурга, например. Это никто не читает. Но когда его отрываешь, он тает, и ты понимаешь, что год прошел. Это не телефон, это совсем другие ощущения!

Гуру КЕН
Фото: Ольга Ежова

15/12/2024 - 00:17   Поп   Интервью
Авторы текстов песен редко оказываются в лучах прожекторов, если это не Рождественский или Меладзе. Но Гари Акопян известен тем, что написал текст песни «Грузия» для Сосо Павлиашвили, будучи армянином, а его «Армению» спели во Франции по-французски.

Сегодня его стихи звучат со сцены, а песни, написанные Акопяном, исполняют Авраам Руссо, Сосо Павлиашвили, Жека, Артур Амирян, Эдгар Геворгян, Ангелина Каплан, Ваче Амарян и многие другие известные и талантливые исполнители.

Гари Акопян
Гари Акопян

- Когда у Вас вышла первая песня? В интернете пишут, что первая песня вышла после знакомства с композитором Арсеном Касиевым, и это было уже в зрелом возрасте.

- Да, первая песня у меня вышла после знакомства с поэтом и композитором Арсеном Касиевым. В 2019 году я поднялся на вершину горы Арарат со стороны Турции, и по этому поводу я написал песню «Арарат». В 2022 году мой сын связался с Арсеном Касиевым через общего друга. У нас были разные предложения от композиторов, но сын стоял на том, чтобы мы связались с Арсеном. Нам тогда сказали, что он пишет сам музыку и стихи, и отдельно никому музыку не дает. Мы связались через общего друга, и Арсен не отказал написать музыку к песне «Арарат». На второй песне уже отказал, но сын его уговорил: «Поймите меня, как мне тяжело, что я не могу выполнить желание моего отца?», - и Арсен промолчал и согласился. Потом третья песня, потом четвертая, и на сегодня мы работаем вместе с огромным удовольствием. И ему нравится, и мне. Все считают его гением своего дела.

Первую песню «Арарат» исполнил Артур Амирян. Это тоже был выбор меня и моего сына, больше всего моих песен исполнил он, около 20 песен.

Мы с отцом очень любили слушать песни Владимира Семеновича Высоцкого. Купив гитару, я стал петь некоторые песни Высоцкого. Потом пел блатные песни разных исполнителей тех времен, В 1979 году решил попробовать написать песни самому. Как-то стало получаться, и через год, в 1980-1981 году у меня появились песни, которые сохранились до сих пор. И в послешкольный период, время студенчества, - основные мои песни были написаны в тех годах. До середины 80-х было написано около 50 песен. Они есть и в моем исполнении, которые я записал на магнитофон в конце 80-х. Они у меня сохранились, из них 12 песен перепели Артур Амирян и Ангелина Каплан. Две песни из них они спели дуэтом. Около трех песен уже в Ютьюбе, а остальные тихо-тихо будут выходить.

Музыку к тем песням написал я. Аранжировка сделана под мой мотив. И песни — слова и музыка моя.

- Вы ведь играете на гитаре. Почему сами не сочиняете музыку на свои стихи?

- Сегодня я на гитаре не играю. Потому что 10 лет тому назад я переехал из Нижнего Новгорода в Адлер, и тут гитару я забросил. Надо было строить дом, учить детей, и я перестал играть на гитаре.

У меня есть три песни, к которым я написал и музыку, и текст. Скоро выйдет песня про город Адлер. И самое главное, когда есть такой гений, как поэт и композитор Арсен Касиев, который нарушил своё жёсткое правило не писать музыку к чужим стихам, - для меня и для моего творчества это большой подарок. Я это ценю, и после этого союза у меня нет интереса прибегать к написанию своей музыки. уже и самому не хочется писать музыку. И других композиторов не хочется, хотя каждый композитор пишет музыку по-своему хорошо. Но мы как-то сработались с поэтом и композитором Арсеном Касиевым, и другого мне не хочется.

- Не планируете тогда выпустить собственный авторский альбом, раз многие песни уже перезаписаны?

- Да, есть мысль выпустить авторский альбом. 12 песен уже есть. Думаю, что появится 15 песен, и тогда выпущу свой авторский альбом. В исполнении Артура Амиряна и Ангелины Каплан.

- У вас только что вышел шикарный клип на песню «Была весна» в исполнении Ангелины Каплан. Это оммаж Аркадию Северному «Была весна»? «Попался ты ментам» и «Вновь на дело я с тобой пойду» - это как раз из ранних Ваших песен?

- Да, я эту песню написал в 1982-1983 годах, я тогда много слушал Высоцкого, и очень любил слушать Аркадия Северного. Да и сейчас переслушиваю. Это моя ранняя песня.

Год назад вышла песня «Море», которую исполнил Артур Амирян. На Ютьюбе она уже есть. Я написал эту песню в четвертом классе. Учительница по пению дала задание, чтобы мы выучили любую песню, и на уроке пения исполнили ее. Я до этого писал песни, они были очень детские, и они не сохранились. А эта песня сохранилась, потому что она всем понравилась, и родителям тоже, а позже, когда я научился играть на гитаре, она была моей коронной песней. И вот, когда меня вызвали, я объявил, что исполню песню, которую написал сам. Она удивленно посмотрела на меня, я ее спел, и ей эта песня очень понравилась. И друзьям в классе тоже понравилась. И она поставила мне пятерку за исполнение, и еще пятерку — за то, что я написал ее сам. И эта песня осталась со мной до сегодняшнего дня.

А почему я написал именно про море, - с начала 70-х родители возили нас каждый год на море. Тогда еще была открыта дорога Тбилиси-Сухуми-Сочи. Я очень любил море, и поэтому написал про море стих.

- Когда Арсен Касиев сам писал тексты к своим песням, то их часто пели звезды российской поп-музыки: Наталья Гулькина, Авраам Руссо, Жасмин. Почему его песни на Ваши стихи гораздо реже поют поп-звезды?

- Наверное, поэт и композитор Арсен Касиев — это все-таки Арсен Касиев. Авраам Руссо спел песню на мои слова «Я возвращаюсь домой». Кстати, Арсен Касиев предлагал, чтобы я написал песню для Жасмин. Буквально недавно был такой разговор, но я пока к этой теме не подошел. Но я об этом задумался. Что касается дуэта, то есть такой певец Эдгар. Я предложил ему песню «Я дарил тебе любовь», он ее исполнил, а недавно Арсен сказал, что Эдгар попросил песню для дуэта с Радой Рай. Я написал стихи, Касиев написал музыку, и песня «Табор» вскоре выйдет.

- У вас есть потрясающая песня «Дорога» в исполнении Ваграма Вазяна. Насколько вы легко балансируете между жанрами и стилистиками? Кажется иногда, что ну не может быть один автор текстов у этих песен.

- Признаюсь. «Дорога» в исполнении Ваграма Вазяна — я люблю именно такое. Мне кажется, что полное игнорирование жанров позволяет абсолютно справедливо дозировать их в одной песне. И после «Дороги» я дал ему слова песни «Кони», тоже прекрасная песня. Я понял, что Ваграму очень подходят такие смысловые песни, скинул Арсену Касиеву текст «Кони», и попросил, чтобы он написал для Ваграма эту песню. Ваграм сказал, что это то, что ему нужно, и сказал спасибо. Теперь я показываю Ваграму новые стихи, и вместе с Арсеном Касиевым у нас идет плотная работа с ним.

- В какой момент вы перешли преимущественно к кавказскому поп-шансону? Ведь для авторов стихов музыкальный жанр вроде бы не имеет ограничений.

- Мне нравится кавказский шансон. Но у меня есть песни в совершенно разных жанрах.

- Есть вечный спор о разнице между стихами и текстами песен. Что Вы думаете об этом?

- Есть очень большая разница между стихами и текстами песен! Когда я писал в 80-х, у меня иногда получались стихи. Но чтобы исполнить их под гитару, - мне приходилось эти стихи переделывать.

- Вы издавали когда-либо сборники своих стихов или текстов песен?

- Нет, не издавал. Но в последнее время я задумываюсь над этим. Надо, наверное, издать в типографии сборник моих песен, и старых, и новых.

- Как получился тот невероятный факт, что Сосо Павлиашвили спел песню «Грузия» именно армянских авторов? Знаю, что Вы родились в Тбилиси, но все же?

- Я родился в городе Тбилиси. И если судить по статистике Советской энциклопедии, там проживало 106 наций. В этом многонациональном городе у всех народностей отношения были хорошие. Есть, говорят, даже такая нация «тбилисец». И для Сосо Павлиашвили, как тбилисца, мне кажется, не имеет значения, если ее написал армянин, но тбилисец. И если в этой песни есть душа. Для Сосо, как и для всех тбилисцев, я думаю, не имеет значения, кто грек, кто армянин, кто еще что.

Поскольку я родился в Тбилиси, у меня была мысль написать про свою родину, про город, про Грузию. Мои сыновья мне сказали, что поскольку мы родились в Тбилиси, надо написать песню про Грузию, и предложить ее Сосо Павлиашвили. Я долго работал над этой песней, - каждое слово, каждая буква. Потому что все-таки пишешь про родную Грузию. Ответственность большая. Но песня получилась, и многим понравилась, и Сосо понравилась. И он ее исполнил.

- Расскажите поподробнее про историю записи этой песни. Кто предложил, как записывалось, как ее приняли в Грузии.

- Песню приняли неоднозначно, но в целом были положительные комментарии. А отрицательные комментарии мне помогают более ответственно подходить к работе над моими текстами.

- Вы не сотрудничаете со знаменитой пятигорской студией «Звук-М», которая выдала множество хитовых кавказских артистов, известных всей России. Почему?

- Я не придаю этому вопросу слишком много значения. Я полностью погружен в свою работу, в написание стихов. Этими вопросами занимаются другие люди.

- Вашу песню «Армения» спели во Франции по-французски в исполнении Карена Саргсяна. Какие у Вас были чувства?

- Моя песня, перепетая на французском языке, позволила мне заново пережить те чувства, что я испытывал при прослушивании великого певца Шарля Азнавура. Когда частицы чего-то армянского и французского сочетались в одном целом. У меня еще есть песня «Париж» в исполнении Гагика Изакяна. Он сейчас тоже переводит эту песню на французский язык, и в ближайшее время она выйдет.

А с Кареном Саргсяном я познакомился в этом году в Лионе. Оказывается, он был подписан на мой сайт. Когда мы с ним познакомились, он сказал, что знает все мои песни. Он решил перевести мою песню на французский язык, и исполнить ее.

- Последний вопрос. Ваши песни спел Жека. Вы видели, как их принимает его публика?

- Я смотрел на реакцию публики, которая слушала песни в исполнении Жеки моего авторства. Песня называется «Осень». Публика отметила, что Жека себя открыл в новом стиле, и это было достаточно комплиментарно и в мой адрес, и в адрес Жеки. Вообще Жека исполнил 6 моих песен, из них на сегодня опубликована только одна песня. Остальные пять будут опубликованы тогда, когда на них будут сняты клипы.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
11/11/2024 - 04:33   Поп   Концерты
Немалый клуб «1930 Moscow» забит до отказа: Султан Лагучев презентовал москвичам новую программу и обновленный состав музыкантов, провел премьеру кавера «Попутчица». В чем секрет успеха скромного парня из Карачаево-Черкесии?

Султан родом из аула Кубина, куда в родовой дом любит приезжать и сегодня при любом удобном случае. Окончил черкесскую академию по специальности юрист, но сердце полностью принадлежит музыке. Он много играл гармонистом на свадьбах, а потом начал выпускать песни на родном абазинском языке. «Нас мало», - объясняет он свою любовь к абазинскому языку и культуре. И звание Заслуженного артиста Карачаево-Черкесской Республики ко многому обязывает. Но первый большой успех пришел к нему с песней на русском: в 2021 году трек и клип «Горький вкус» буквально разорвал интернет. Песня на долгое время стала №1 во всех чартах, клип стал самым просматриваемым музыкальным видео в Рунете, комики от КВН до ТНТ обыгрывали ее в своих шоу. Лагучеву было 26.

С тех пор Султан выпускает хит за хитом, редкая его песня не оказывается в топах. К московскому концерту Лагучев пришел на изломе своей музыкальной концепции: если раньше он выступал под минус, то не так давно он обзавелся полноценным живым составом. Клавишник, ритм-секция и гитарист, у которого пока почти нет работы, судя по концерту. Живой состав дополнили сразу два танцевальных коллектива - «Todes» и ансамбль «Ансар». Причем московский ансамбль «Ансар» не только лезгинку танцует, у них еще и свои музыканты вышли на сцену: гармонист и скрипачка зажигали не по-детски. А когда они перед концертом репетировали в коридоре между гримерками, послушать их собрались все музыканты и танцоры, настолько это было зажигательно! А на концерте они еще и тему из «Пиратов Карибского моря» сыграли с типично кавказской перкуссией и лихо станцевали.

Султан Лагучев
Султан Лагучев

«Есть легкое волнение перед концертом, мы репетировали, мы сыгрывались и теперь хотим показать яркий результат. С каждым годом мы растем, добавляем что-то нового. Сегодня будет свет, будет полный состав музыкантов. К тем концертам, что были до этого, добавились еще два музыканта: клавишные и бас-гитара. Будет жирнее звучание. Это первый мой опыт с таким бэндом. Мы работаем правильно, отдача зала тоже помогает восстановиться после очередного концерта. Когда ты взаимодействуешь с аудиторией, и она тебе отдает то же самое, что отдаешь ей ты, - усталости не чувствуется. Чувствуется кайф».

Технологически музыка Султана Лагучева очень проста. Непременная гулкая бочка на первую всегда сильную долю (даже в балладах) в унисон с форсированным басом и часто ударной же вокальной гласной раскачивает клубное пространство, забираясь зрителю буквально в селезенку. Вместо традиционной кавказской гармоники — клавишные с таким же тембром, и в каждой песне эта гармошка придает тот самый кавказский колорит. Кстати, я спросил у Султана, отчего же он сам не играет на гармонике в концерте, если столько лет играл на ней. И он открыл секрет:

«К этому мы идем потихонечку. Сейчас мы должны отработать нашу программу, она достаточно свежая. Я четыре года занимаюсь этим, и у меня полноценный трек-лист сформировался буквально недавно. Я выступаю на концертах с 25-ю песнями. И теперь я думаю, что дальше сам я буду выступать с инструментом».

Султан Лагучев
Султан Лагучев

Ждем, а пока отметим, что Султан не очень пока уверен в своих музыкантах (вот и на «Битве поколений» был без них), поэтому хитренько подкладывает заранее записанный плейбэк во всех песнях. Вот почему у всех музыкантов наушники в ухе. Там и перкуссия, и часть клавишных партий, и какие-то атмосферные пады. Кстати, вокал тоже на плейбэке звучит в каждом припеве. Но это не от неуверенности, а, как говаривала Алла Борисовна, «для мощИ».

Такая схема явно отсылает к турецкой поп-музыке, той ее части, которая с прямой бочки на первую долю. «Кавказский реггетон», как назвал это Дробыш. А вот мелодичность этих песен родом с Северного Кавказа. Несмотря на однотипность аранжировок, каждая из песен шикарно прописана мелодически со всей этой фирменной кавказской мелизматикой, на эти мелодии идеально ложатся простые, понятные всем слова: «Горький вкус твоей любви меня убил, теперь без сил», «Ты горячая, гремучая, ревнивая, колючая», «Зачем морочила мне голову?»… И вот уже разгоряченный зал хором поет эти слова. Их же легко петь. Вот и секрет.

Такой кавказский шансон-поп существовал примерно всегда, но как локальное явление, дотягиваясь максимум до Сочи. Все изменилось с моды на турецкий поп в лице Таркана и прочих: кавказцы смекнули, что и сами так могут. И вот в 2004 году хит «Черные глаза» Айдамира Мугу взорвал всю Россию, и за ним потянулись десятки музыкантов, отчаянно скрещивавших этот шансон с турецким дэнсом и американским рэпом. Так родился кальян-рэп, например. Султан Лагучев оценивает популярность кавказского шансон-попа романтически:

«Вся загадка кроется в кавказском фольклоре, его колорите, который переплетается с современным битом, хорошими аранжировками, и исполнение всегда на Кавказе идёт от сердца и от души, никакой техники. Народ голосует за эти песни, ходит на концерты».

Султан Лагучев
Султан Лагучев

В случае с самим Султаном это действительно так. У него бронебойные аранжировки, простые и эффективные, а поет он очень простые слова невероятно искренно. От сердца и от души. Слушатель это мгновенно считывает, и ценит. Вот еще один секрет успеха Султана Лагучева.

Добавлю, что Султан — один из лучших поющих артистов на нашей сцене. Красивый тенор не самого гигантского диапазона, но в своих рамках он звучит узнаваемо и тембрально тепло окрашенно. Не шепчет, не бубнит, а именно поет. Впрочем, от экспериментов он отказываться не намерен. Перед концертом Султан рассказал, что готовит песни в рок-саунде, да и рэп будет все-таки читать, и фиты делать.

«Рэпчик тоже могу зачитать. Но давайте оставим это на потом, я не хочу раскрывать свои рэп-фишки, а то другие рэперы воспользуются этим. У каждого рэпера есть свои фишки, и они их не выдают, пока не выпустят трек. Дуэт со Славой тоже возможен, это всегда непредсказуемо. Любые коллабы, любые фиты могут подкатить незаметно. Буквально сегодня Слава репостнула мою запись в сториз с концерта в Санкт-Петербурге вчера, где зал мне подпевал эту песню. Считаю, что если она выложила это у себя, то это достойная оценка с ее стороны. Я хотел фит с Анной Asti, даже был на ее концерте и потом зашел в гримерку поздравить, но про фит не стал предлагать. Зачем? Человек, уставший после концерта. Мы дорастем до ее уровня, будет время — будет пища, как говорится. Тогда и поговорим о сотрудничестве».

А пока, вдохновленный успехом кавера на Славу «Попутчица» в шоу «Битва поколений», где смещение акцента с женского «Я» на мужское оказалось неожиданно ярким и раскрывающим новые краски песни, он впервые спел доработанную с автором Виктором Дробышем «Попутчицу». Я спросил у Султана, что именно поменял мэтр в той аранжировке, которая прозвучала на шоу. Оказывается, не так уж много!

«Я не интересовался репертуаром Славы до этого шоу. Песню «Попутчица» мне предложил директор этого телепроекта. Они уже сделали бит, а мы на основе этого бита сделали вою аранжировку. И слушателям хорошо зашла эта версия, на нее снимают много видео и рилзов, я очень рад. Трек «Попутчица» выйдет 22 ноября на всех цифровых площадках. Жду максимального количества репостов. Слушайте, кайфуйте, наслаждайтесь. С Виктором Дробышем работается очень легко. Он профессионал своего дела. Он сразу понимает творческую личность, видит сильные и слабые стороны, и подсказывает, над чем надо работать. Мне понравилось с ним работать. Он эксперт. В песне та же аранжировка, просто Виктор Яковлевич внес свои правки. Ну буквально один аккорд мы поменяли, поменяли звучание некоторых инструментов. Но в целом основа этой аранжировки — та, что была на шоу «Битва поколений»».

Сет-лист концерта состоял как из громких известных хитов «Коронована мадам», «Люблю и ненавижу», «Между нами война», так и из относительных новинок «За любовь», «Сладкий запах», «Аферистка», «Ты улетаешь, таешь». А завершился он массовыми плясками и пением зала нетленки «Горький вкус».

А еще Султан невероятно скромный, даже стеснительный человек вне сцены. Роскошное кавказское воспитание. Я наблюдал за ним в гримерке: вот он спокойно, без пафоса отвечает на вопросы журналистов. Приглашает их на фрукты и чай. Никакого алкоголя. Вот он обсуждает с музыкантами какие-то технические проблемы, и регулярно из разговоров прилетает слово «профессионально»: «Мы должны это сделать профессионально». Вот что сейчас реально заботит артиста, и это весьма похвально. Не все знают, что недавно он дал три аншлаговых концерта в Донецке и Луганске, вот буквально в военных условиях.

«У нас на Кавказе так воспитывают, что мы никогда никого не боимся и не боялись. Если надо умереть с честью, мы умрем с честью, как говорится. Такие у нас адаты. Поэтому родители никогда не говорят: не делай это, не делай то. На Донбассе было хорошо, были приятные люди. Я наблюдал эту атмосферу, насколько нелегко жить в таких условиях, когда на тебя летят ракеты. Я видел своими глазами, как запускаются ракеты, как их сбивают. Я был в прифронтовом селе, мы завозили гуманитарную помощь. Я видел, насколько там тяжело людям, я сочувствую им. Но мы боремся за правое дело.. Россия выиграет, Победа будет за нами».

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
24/08/2024 - 02:22   Поп   Клипы
Алла Пугачева опубликовала свой "запрещенный" клип «Айсберг» 1984 года. Не все его знают, потому что его всего один раз показали по Ленинградскому ТВ, а потом запретили. То ли за фривольность, то ли за бездарность.

А клип реально странный. Какой-то человек весь в черном и видный только со спины тащит по берегу холодного моря со льдинами санки с Аллой Пугачевой в шубе. Мимо - белый рояль с застывшим пианистом. А потом черный человек оборачивается, и это оказывается тоже Пугачева.

В интернетах много пишут, что съемки были в Сочи. Что очевидно не так, там явно Балтийское море. На самом деле клип был снят в Латвии, в Яункемери. Снимал его латвийский режиссер Юрис Подниекс и его помощник, шоумен Эдмунд Кашевский. Самое забавное, что клип снимали не для телевидения, а для показа в варьете ночного клуба «Кабург», там была программа, где Андрей Миронов или та же Пугачева что-то пели с экрана, а потом выходили артисты и продолжали шоу. Замерший пианист - это Раймонд Паулс, которого просто вылепили.

Широкому зрителю песня «Айсберг» (которая на самом деле посвящена непростому характеру Михаила Танича, но Пугачева принудила добавить «жизнеутверждающий» третий абзац) запомнилась по телешоу «Новогодний аттракцион в цирке Кио». Там Пугачева появлялась в клубах дыма и "парила" над сценой. Не все знают, что на самом деле внизу была вода, бассейн, поэтому Пугачева так и стояла стоймя.

Алла Пугачева
Алла Пугачева

И тут еще одно заблуждение, которое понес в массы Юрий Стоянов. Якобы это было отсылкой к сцене из «Ну погоди», где заяц поет "Айсберг" в клубах дыма. Но нет. «Новогодний аттракцион» вышел в декабре 1983 года, а тот «Ну погоди» - 22 июня 1985! Да, из «Новогоднего аттрациона» номер «Айсберг» вырезали, но потом все равно показали клипом (и на «Союзмульфильме» его точно видели), а потом еще и «Песня года». Так что "Ну погоди" - это пародия, а не источник.

Клип «Айсберг» Гостелерадиофонд опубликовал только 15 апреля 2019 года, когда он никому по большому счету был уже не нужен. Но сама песня Игоря Николаева имела счастливую жизнь, даже гибкие пластинки в «Кругозоре» прилагались, не говоря о гигантских тиражах синглов. А вот в альбом «…Счастья в личной жизни!» песня почему-то не вошла. Кстати, в клипе не было ни одного айсберга.

Гуру КЕН

21/07/2024 - 04:11   Mix   Новости
Гитарист Валерий Дидюля сыграл летний сольный концерт в Зеленом театре парка Горького, где впервые презентовал новый дуэт с Оркестром волынщиков Москвы «Утро на Лох-Несс».

На концерт в летний период отпусков пришло не так много зрителей, но все они точно преданные фанаты Дидюли. Аплодисменты, махания телефонами с включенными фонариками, поддерживающие выкрики не прекращались от начала до конца. Благо, что дождя так и не случилось, несмотря на сурово нависающие над парком тучи. Да и с пивом или вином проблем не было (а пару лет назад были, и очень серьезные).

Дидюля
Дидюля

Концерт Дидюли был анонсирован как абсолютно новая концертная программа «Уникальное инструментальное шоу», но это все пиар. На самом деле, Дидюля честно отыграл все свои главные хиты, а вишенкой на тортике стало совместное с Оркестром волынщиков Москвы исполнение свежего совместного трека «Утро на Лох-Несс». Забавно, что штатный духовик группы «Дидюля» Валерий Складанный вполне себе играет на волынке (довольно миниатюрной) в разных треках, но несколько огромных волынок во главе с Артемием Воробьевым, да еще несколько увесистых барабанов в составе, равно как и колоритные шотландские юбки на музыкантах прибавляют, конечно, зрелищности и мощи.

Дидюля сыграл череду самых популярных своих пьес: «Полёт на Меркурий», «Путь домой», «Пещерный город Инкерман», «Фламенко», «Русская», «Айседора» и других. Секрет концертного успеха Дидюли понятен, он играет с ритм-секцией танцевальный дэнс (включая обильную перкуссию), а поверх накладывает аффектированную, даже акцентированную партию акустической гитары, коих он меняет с десяток во время выступления. Тем ценнее его редкие партии классической гитары (он ведь прекрасный академический гитарист), которые он допустил всего однажды. Не что, чтобы я ожидал от него услышать «Арабское каприччио» или Эйтор Вила-Лобос «Этюд №1». Но от отличного академического гитариста хотелось бы услышать что-то в этом духе. Он ведь может.

Об инструментальной музыке почти не пишут, поэтому стоит рассказать, что там с инструментами. А там классическая ритм-секция, только с отдельным перкуссионистом. В пару с солирующей гитарой рискует выдвинуться только духовик Валерий Складанный, рисующий мелодии на инструментах от дудука до кларнета. От вокальных семплов или живого вокала Дидюля после болезненного развода с женой-певицей отказался совсем уже. Только инструментал.

В целом новая программа Дидюли (если это она) вполне импровизационна и свежа. Его гитарная техника может получить много нелестных отзывов от академистов гитары, но она самобытна и она яркая. Аффектированная гитара волнует поклонников, она задает тон. Лично мне не хватило яркости мелодий и… мощности аппарата. Для площадки, где звук улетает в небо, нужен все-таки более мощный посыл. Ну ладно, технические темы. А вот сам Дидюля — отличный фронтмен, он просто зажигал в паузах, это нужно зрителю.

Дидюля
Дидюля

И вот Оркестр волынщиков Москвы. Сначала на сцене появились только барабанщики Оркестра. А потом и сам Оркестр. В килтах, с мощным звуком волынок. Давайте так, это не самая яркая песня Дидюли и не самая яркая Оркестра волынщиков. Но когда они вместе, - это уже ярко и музыкально. «Утро на Лох-Несс» можно послушать уже везде. Не хит, но самобытно. А дальше можно домысливать все, что угодно.

Дидюля сыграл феерично. Ну не знаю я любого другого гитариста, который сможет собрать на свои мелодии множество людей. Он играет то, что людям нужно. И это весьма интеллигентная публика, если что. Дидюля ловит вибрации, и складывает их в одну шкатулку: собственные концерты.

Гуру КЕН

17/06/2024 - 18:40   Поп   Клипы
Группа «Божья Коровка» выпустила новую застольную песню и клип «Хрусталь бокала» (смотреть клип).

У «Божьей Коровки» песни всегда очень позитивные, а в формате застольной песни как обращение к сидящим за столом близким людям это еще и наговор на добро. Не случайно, что в клипе активно используются домра и баян, окрашивая вроде бы обычный шансон в яркие цвета балканской и греческой музыки. Застолья — это жанр народного времяпрепровождения, ну как тут без баяна?

Знаете, что зацепило меня? Застольных-то со времен «Травиаты» до «Выпьем за любовь» Игоря Николаева было немало. Но вот чтобы сразу желали больше именно денег? Это очень по-сегодняшнему. Честно и просто. Если Лидия Русланова пела «Когда б имел златые горы», то пела она с ехидцей, - дескать, вот было бы злато, то все бросил бы к твоим ногам, но увы (хотя сама была отнюдь не бессребреницей, а даже наоборот). Если Инстасамка поет «За деньги да», то она подразумевает злато сугубо для себя. А Владимир Воленко желает по два ведра золота друзьям, причем с очень тонкой оговоркой: «Чтоб денюжку вам несло любимое ремесло, чтоб никогда вам не казалось мало». Это же совсем другой взгляд на бытие!

Клип Антона Куприянова поднимает этот посыл буквально на библейский уровень. Помните про то как «Иисус взял пять хлебов и две рыбы… Все ели и насытились; и двенадцать корзин были наполнены оставшимися кусками хлеба и рыбы»? В клипе сын барабанщика группы Сергея Демченко (он сыграл роль грузчика) приносит отцу сначала маленькую рыбку, чем отец остаётся не особо доволен. Однако чудесным образом, собирая друзей отца на застолье, рыба мальчика увеличивается, в результате чего на столе появляется поистине гигантская рыба. Оказалось, метаморфозу придумал сам Воленко, основываясь на мотивах карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа:

«До понимания библейских образов я дошёл только в зрелом возрасте. А когда мне было 20, не было ни ТВ-программ, ни интернета, ничего. Так что если удавалось заманить домой девушку для чего сами понимаете, я шёл на кухню разливать вино и готовить закусь, а ей давал для просмотра книгу датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа (у матери в коллекции). Где было множество интересных рисованных историй, в том числе и про неудачного рыболова, который то ли врёт, то ли фантазирует, то ли просто выдаёт желаемое за действительное, но рыба от рыбалки до стола становится просто огромной! Это послужило отправной точкой для сюжета видео».

«Божья Коровка»
«Божья Коровка»

Многие самые успешные треки российской поп-музыки навеяны русскими народными напевами, и даже вторжение рэпа ничего не изменило. Такие песни все равно живут дольше остальных. «Хрусталь бокала» именно такая. Она вроде бы базируется на русском народном распеве, но благодаря привычному для шансона квинтовому басу и двухдольным барабанам адаптирована, а затем пестро раскрашена домрой и баяном (баяниста, кстати, играет Владимир Воленко-младший). А искренние пожелания людям жить безбедно — бесценны.

Не знаю, к чему тут прицепиться. Люблю добрые песни. Надеюсь, радиостанции помогут услышать «Хрусталь бокала» еще большему количеству людей. Это максимально радийная песня.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
10/05/2024 - 18:01   Rock   Интервью
Группа «Адаптация Пчёл» не так давно выпустила клип на новую песню «Улица Есенина», и сегодня рассказала NEWSmuz.com о своем творческом пути, ориентирах, работе с западными продюсерами и планах на будущее.

На вопросы Гуру Кена ответили лидер группы «Адаптация Пчёл» Александр «Dizzy» Буслов и клавишница, басист и бэк-вокалистка Светлана «Vs».

«Адаптация Пчёл»
«Адаптация Пчёл»

- Я правильно понимаю, что при создании группы вы вдохновлялись не «Агатой Кристи», а скорее Linkin Park? Или это была «7раса», возникшая задолго до вас, или «Мои ракеты вверх»?

Александр Буслов (А): Совершенно не так. Начнем с того, что мы были школьным ансамблем и собрались, чтобы играть на школьных вечерах. Мы знакомы друг с другом с детства, а гитарист — вообще мой родной брат. Никаких музыкальных ориентиров изначально не было, мы просто хотели играть музыку. Не было кальки, под которую мы хотели бы подстроиться. Было желание делать и играть свою музыку. Так и получилось в итоге.

- Когда я слушал первый ваш альбом «Точка невозвращения» 2006 года, он очень напомнил мне стилистику Linkin Park, очень хорошо взлетевший именно в те годы.

А: Это исключительно Ваши субъективные впечатления. Если говорить про звучание альбома, то мы с самого начала играли в своеобразном составе. У нас не было живой бас-гитары, зато было много синтезаторов и гитар.

Светлана «Vs» (С): Мы слушали разную музыку и электронную музыку, и гитарную. Наш гитарист классно играл на гитаре, но при этом обожал электронику.

А: Мы все росли на чем-то. Мне нравилась «Агата Кристи», я ее до сих пор уважаю, конечно эта группа оказала влияние на мое становление как музыканта, как и многие другие группы. Например, Depeche Mode, Чиж&Co, Radiohead, «Собаки Качалова», «Наутилус Помпилиус», особенно альбом «Титаник». Это уже потом я узнал, что этот альбом продюсировал Вадим Самойлов, поэтому на «Титанике» такой интересный звук. Всё это так или иначе на меня влияло.

«Адаптация Пчёл». Архивное фото
«Адаптация Пчёл». Архивное фото

- С «Агатой Кристи», точнее с Вадимом Самойловым, вы позднее столкнулись в сурковском проекте «Рок-герой», призванным выковать «правильных» рок-музыкантов. Виделись с ним? Он приглашал вас на какие-то концерты проекта?

А: Мне кажется, что мы играли уже на каких-то последних фестивалях проекта, когда «Рок-герой» уже загибался.

С: Его не было на нашем концерте в рамках проекта, так что познакомиться не получилось.

- У вас тяжелое индустриальное звучание на первых альбомах, будто это типичный уральский индастриэл, но ведь вы из Нижнего Новгорода. Там уже играли такую музыку?

А: Когда мы начинали делать свою музыку, ни о каких стилистиках мы не думали. С самого начала у нас был простенький синтезатор, но его мощностей нам не хватало, и мы подключали его через компьютер. Прям с этим компьютером мы и выходили на сцену, зрелище было специфичное, и вызывало шуточки – мол, вы что в тетрис играете на сцене.

С: А на первом нашем фестивале «Перекресток» мы играли без живого барабанщика. Но зато у нас был диджей.

А: Да, по составу было необычно: долгое время у нас был синтетический бас, живые клавиши, компьютер, гитары и не всегда живой барабан. Сплав электроники и гитар был изначально. Света — профессиональная клавишница, и грех было это не использовать. В дело шло всё – биты, сэмплы, скретчи, клавиши, гитары и процессоры.

- Насколько ваша музыка ассоциируется с Нижним? Когда я приезжаю в Нижний, если на Большой Покровской еще есть немного «Хронопа» (ваши вкрадчивые тембры похожи) и «УмаТурман», то где-то в Сормово или на Автозаводе, там будто именно ваше звучание кажется саундтреком к городу.

С: Так и есть, мы с Автозавода. Промышленный район, я ничего другого не видела с детства. А самый первый наш концерт был в Дзержинске – индустриальном городе-спутнике, даже не в Нижнем Новгороде.

А: Это Светлана с Автозавода, а я родом с Мещерского озера. И да, 20 сентября 2003 года у нас состоялся первый концерт, и он был в Дзержинске. Эта дата и стала официальным днём рождения группы. Сначала мы вообще играли только в Дзержинске, и многие думали, что мы дзержинская группа. Наш первый официальный альбом «Точка невозвращения» вышел в эпоху становления интернета, и тогда уже многие думали, что мы питерская группа, судя по атмосфере музыки. Но мы нижегородцы. Я много песен написал в Нижнем, и до сих пор часто возвращаюсь сюда, обожаю этот город, люблю и гуляю по набережным. Дух Нижнего точно есть в группе.

- В «Велосипедах» в припеве на концертах вы поете «В стране под названием Лето» или «В стране под названием Летов», учитывая фото Летова в клипе? Понимаю, что официально «лето», так указано в трек-листе альбома «Горький драйв».

А: Это режиссёр пошутил, он сказал, что прямо как в «Стране под названием Летов». И когда мы снимал клип, повесил плакат Летова в палате. Но это не первая и не последняя отсылка к творчеству Летова и «Гражданской обороны». Будут новые песни, в том числе с текстом «Я звонил, узнавал, все идет по плану». Кстати, плакат с портретом Летова мы так и оставили на стене в больнице, пациенты думают, наверное, что это какое-то светило медицины.

- С фестивалем «Учитесь плавать» Александра Ф. Скляра вы разминулись во времени. Но в радиопрограмму «Учитесь плавать» с Чачей из «Наива» вы попадали? Как вообще у вас складывались отношения с радио Maximum? Они ведь близки к вам по звучанию.

А: У Радио Максимум до сих пор есть шанс крутить в ротациях «Адаптацию Пчёл», особенно альбом «Горький драйв», где есть песня «Мир товаров и услуг». Это же гитарный синти-поп, кибер-гранж.

С «Учитесь плавать» с Чачей мы так и не столкнулись. В то время мы были нижегородской группой, и в Москву тогда еще не начали ездить.

С радио мы впервые столкнулись 26 июня 2005 года, когда играли на стадионе «Динамо» на нижегородском фестивале «Перекресток», где играли «Алиса», «Пилот». Отбор осуществляло «Наше Радио», тогда еще были отборы, можно было играть с хэдлайнерами вперемешку, была рок-романтика. После этого фестиваля нас стали узнавать в Нижнем Новгороде.

С «Максимумом» у нас ничего так и не случилось. Интересно было бы спросить группу Lumen, как у них это получилось, учитывая, что русские группы не брали в ротации.

- Ваши клипы ведь крутились на профильных телеканалах A-One и O2. Это дало для вас какой-то эффект?

А: В 2007 году мы сделали анимационный клип «Сказка сама по себе», Света его нарисовала акварелью. Да, она еще и художник. Вообще до сих пор на концерты приходят люди, которые говорят, что увидели рисованный клип на A-One и так узнали группу. Телевизор в то время смотрели все, а альтернативная и гитарная музыка была на подъеме. Было огромное влияние MTV, интеграция западной музыки в нашу. Но штука в том, что успех клипа прошел мимо нас. Мы ничего об этом не знали. Просто отдали клип. А о том, что он активно крутился и собрал много просмотров, нам никто не сообщал. Вот по рассказам слушателей спустя много лет, постепенно собираем информацию. В 2008 году мы сделали клип «Диспозиция», но A-One тогда уже загибался.

- А сейчас Наше-ТВ показывает вас, есть эффект?

А: На Наше-ТВ мы были с живым концертом, к сожалению, этой программы уже нет. Но любой концерт на публику дает эффект. Иногда моментальный, иногда ты о нем не знаешь, иногда он приходит со временем. Так, например, было с концертом на радио «Маяк», его транслировали на широкую аудиторию, и многие узнали об АПч. Но Вы же понимаете, что на узнаваемость работает постоянная ротация песен, а не разовые тематические трансляции.

- Ребята, у вас какая-то катастрофа с клипами и вообще Ютьюбом. Самый популярный клип «Велосипеды» набрал 84 тысячи за 4 (!) года или «Диспозиция» 24 тысячи за 15 лет. А ведь вы снимали клипы, тратились, анимацию рисовали. В чем причина такого равнодушия зрителей?

С: У нас очень благодарные зрители. Сколько есть – все наши. А чтобы набрать миллионные просмотры, нужна миллионная аудитория, ротации на радио и ТВ, и/или хороший рекламный бюджет. А еще можно использовать уже что-то популярное (например Rammstein, Nirvana или Кино) и на этом набрать миллионные просмотры. Но мы же говорим про авторский контент?

А: В Москве мы расстались с идеалистическими соображениями о музыке, - что надо больше работать, больше стараться, чтобы выйти на широкую аудиторию. Что настоящее искусство само найдет дорогу к слушателю, главное делать что-то уникальное и талантливое. Вадим Демидов из «Хронопа» делает достойные альбомы, но это не приносит ему популярности. Я могу назвать ещё много хороших, но не известных музыкантов. Качество музыки и популярность находятся в параллельных плоскостях. Популярность – это исключительно маркетинг.

- Слова «Мы будем драться» и «Стой до конца! Сражайся за свою идею, за свою свободу!» из песни «Диспозиция» до сих пор выглядят актуально. Но скажите, рефрен «Мы будем драться» ваша аудитория понимает правильно? Или как просто призыв к дракам на концертах?

А: За всю аудиторию не скажу. Эта песня написана в сложные времена для группы, и я написал эту духоподъемную песню для поддержки музыкантов. У нас на концертах зрители не дерутся. Большая часть аудитории считывает смыслы правильно.

С: На наших концертах очень лояльная аудитория. Сражаться за свою идею можно не только кулаками.

- Немного «наркоманский» образ Александра имеет проблемы с продвижением? Разве это сейчас модно? А вы наркоман, кстати?

А: На основании чего сделано такое утверждение? У нас в песнях есть сюрреализм, созерцательность, рефлексия, которые можно воспринять в таком ключе. Разве этого достаточно? А куда девать песню про велосипеды? Я люблю спорт, занимаюсь бегом. На мой взгляд это несовместимо.

- У Александра Буслова действительно странный вокал.

А: Многие люди писали нам, что в текстах песен есть что-то от восточной поэзии или хокку. Если говорить про мой голос - он сильно менялся от альбома к альбому, это слышно. И это связано с тем, что я учился владеть своим голосом. Сначала пытался самостоятельно, потом пошёл к преподавателям: постигал основы, снимал зажимы, изучал приёмы. Пение - это постоянный процесс, связки - это мышцы, они должны быть в тонусе.

Моя манера пения построена на использовании техники субтона. Это достаточно сложный приём, особенно если его использовать много. Чисто физически требует много усилий.

С: На концертах петь с субтоном особенно сложно. Помимо того, что сильно сушатся связки при такой технике, нужно увеличивать чувствительность микрофонов, а не на каждой площадке есть такая возможность. Когда мы стали работать с ушным мониторингом, контроля стало гораздо больше.

- Альбом «Горький драйв» записывался с иностранными продюсером. Как это было?

А: Мы накопили материал на новый альбом, задумали определённое звучание этим песням, но не понимали, с кем нам работать над звуком. Поэтому сделали серию синглов с разными звукорежиссёрами, чтобы найти того, который справится с поставленной задачей. У каждого звукорежиссёра есть свой почерк, своё звучание, но всё было не то. В итоге мы решили попробовать написать человеку, альбомы которого нам всегда нравилось - Кену Эндрюсу. Это музыкант группы Failure, а также режиссёр таких артистов, как Nine Inch Nails, Beck, Paramore и др.

Мы отправили ему демо-материал, и получили ответ, что это отличная музыка, ему интересно поработать с русскими музыкантами и давайте попробуем. Мы хотели сделать звучание песен максимально живым, для чего Света взяла в руки бас, и с этого альбома стала ещё и бас-гитаристкой группы. Но нужен был еще барабанщик.

Света с 2017 года работала с Евгением Федоровым в группе Zorge на клавишах. Отличительной чертой этого коллектива, а также группы Tequilajazzz является ритм-секция. Так мы познакомились с бельгийским барабанщиком Бенжамином Баертом. Его мы и пригласили поработать над записью альбома. Репетировали мы в Питере и Москве, а потом приступили к записи.

С: Кена еще очень интересовало, о чем песни. И мы постарались передать ему смысл названия группы, и смысл песен. Так получилась некая интерпретация сибирских кибер-пчёл с социальными текстами.

А: Все песни мы записывали в России - в Москве, Питере. Кен Эндрюс сводил и продюсировал звук на своей студии в Америке. Нас пугали иностранцами, что они не понимают русский язык, все загубят. Но получилось наоборот. Кен оказался с нами на одной волне, ему понравилась наша музыка, он сам играет в интереснейшей группе Failure, близкой нам по духу. Как он нам писал: я не понимаю, что вы поёте, но наверное вам было бы смешно смотреть, как я подпеваю во время работы.

С: С ним получилась очень быстрая работа. Обычно нам присылают трек, и мы начинаем вносить правки, все это длится долго и утомительно. С Кеном было так: он присылал готовую композицию, досконально выверенную. И даже не к чему придраться! Всё слушается целиково, все мелочи на месте.

А: Да, обычно мы всегда активно участвовали в сведении, делали замечания, вносили изменения. Самое тяжелое, когда нам говорили, что нужны референсы, то есть на кого сделать похоже. Это всегда ставит в тупик: почему мы должны под кого-то делать свою музыку? С Кеном было все иначе. Он попросил прислать сделанный нами премикс, чтобы понять, как мы слышим свою музыку. А потом прислал готовый результат. И порой это было совсем по-другому, чем мы задумывали. Он интересно развёл голоса в пространстве, вывел бэки Светы, иначе выставил панорамирование. Он реальный саунд-продюсер, и много привнёс в звучание альбома.

Ну и финальная точка в работе – мастеринг альбома делал Брайан Люси, инженер мирового масштаба, он делал пластинки Royal Blood, Depeche Mode… У него впечатляющий список работ. Брайан занимается только мастерингом, у него своя студия. Интересно, что перед началом работы он задал нам вопрос, коммерческая мы группа или инди. Инди, говорим. Ну вот для вас такой прайс, а для коммерческих — совсем другой. Это вызывает уважение, специалист такого уровня работает с инди коллективами и при этом по доступным ценам.

- Альбом «Горький драйв» будто грустный, без надежд. Но там есть понимание жизни. А вы как его воспринимаете?

А: Для нас это очень важный альбом, переломный, поменялось наше мировоззрение, мы расстались с идеалистическим восприятием мира – это и отражено в альбоме. Этот альбом в чем-то опередил некоторые события. «Горький Драйв» был опубликован 24 февраля 2021 года. И 24 февраля 2022 года мы хотели отмечать годовщину альбома. Концерт состоялся, но день рождения получился грустный… Альбом написан по впечатлениям от соприкосновений с шоу-бизнесом, с миром музыки и выживанием в обществе конкурентов . Все песни — это отражение реальных событий, включая «Страну под названием Лето».

- Давайте по песням. «Мир товаров и услуг» и «Не сомневайся» - это такая мягкая критика капитализма. Но я не услышал в песне альтернативы капитализму. Это так?

А: Конечно, там есть критика капитализма, критика мира потребления, но не молотом по голове и не выкрикиванием разоблачений, а как в восточной технике точный тычок мизинца в болевую точку или укол рапирой - это наш путь. Чтобы найти альтернативу капитализму, необходимо сначала осознать проблему, начать задавать вопросы и искать на них ответы. Решение задачи – это тоже путь. А на смену капитализму может прийти только более прогрессивная стадия развития человечества, так как капитализм свою прогрессивную функцию выполнил сполна, и уже вовсю работает на регресс, что мы и наблюдаем.

- Значит, я правильно расслышал. А «Я человек Земли» - что вы вкладываете в это понятие (песня «Песенка»)?

А: Это самая ранняя песня, была написана еще для цикла «Сны из тюбика». Что я вкладывал в неё тогда? Думаю, как и всё моё творчество - это абсолютно интернациональная песня, и работа над альбомом «Горький Драйв» это доказала. Я люблю путешествовать, побывал с концертами много где в России, не везде конечно, ведь Россия огромная. Я и музыкой начал заниматься именно для того, чтобы путешествовать. В моей детской голове было стойкое убеждение, что музыканты — это люди, разъезжающие по всему миру. У меня был выбор, - стать моряком или рок-музыкантом. Решил стать музыкантом, потому что музыку любил больше. Но мне до сих пор нравится море, и портовые города.

- Это правда, что в клипе «Велосипеды» снялся участник «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов? Или это слухи?

А: Что? Вы так шутите? Если про роль врача, то это режиссер клипа Алексей Тихонюк - патриарх московской альтернативной музыки. Фронтмен и идейный лидер группы Hangover, потом группы «Контакты». Он начинал играть с «Ракетами вверх», «7 расой», да и сейчас музицирует, а ещё он снимает клипы музыкальным группам. У него очень много работ. Мы с Алексеем давно сотрудничаем, и сделали много клипов, например упомянутые уже «Велосипеды», а сейчас мы снимаем клип на новую песню «Улица Есенина».

- Вы всю жизнь будто поете про войну. Сейчас, когда война началась по-настоящему, что вы думаете про «Империю превыше всего»?

А: Вы обобщаете. Я так устроен, что перевожу в тексты и образы все свои впечатления и всё, что происходит вокруг меня. Тема войны присутствует в нашем мире так или иначе постоянно, и конечно это находит отображение в песнях. Вот «Солдатики» с альбома «Горький драйв». Те, кто не знает, что песня вышла до 22-го года, воспринимают её однозначно. Но песня написана задолго до, ещё для цикла «детских» песен «Сны из Тюбика». В ней я описал от лица ребёнка игру в солдатиков. Это песня про любую войну. Поэтому она так актуальна сейчас, поэтому воспринимается однозначно.

- Мне-то казалось, что это концепция теории заговоров. Вот «Под волшебным колпаком» - это же чистая теория заговора.

А: «Под волшебным колпаком» - это детская песенка-считалочка, мы даже хотели позвать на запись детский хор. Конкретно в песне я зарифмовал свои впечатления от советского кукольного мультфильма «Муми-тролль и комета», снятого по книге Туве Янссон.

- Почему в сингле «Коробок» про современные ЖК вы вообще не говорите про урбанистику? Вы не про это? Скажем, про входы в подъезд без лестниц или скандинавский стиль жилья без балконов. И почему это так звучит, как «Хроноп»? Вы близки?

А: «Коробок» это не про урбанистику, а «Скандинавский стиль» - это еще надо зарифмовать! Вообще это было стихотворение, я тогда писал много стихов. Потом наложил их на музыку – получились акустические песни, в итоге записал сольный альбом «Среди Живых». Песня «Коробок» очень понравилась жителям регионов, порой до слёз. Когда я её только сделал и пел своим знакомым, они обижались, вроде зачем ты написал про меня песню?

Про схожесть с «Хронопом» не знаю, Вам виднее. А вот звук сингла мы делали с Владимиром Овчинниковым – прекрасный звукорежиссёр. У нас с Володей довольно большая история сотрудничества, которая началась на тон-студии «Мосфильм», где он делал мастеринг альбома «Сны из Тюбика».

- Почему стали появляться релизы, подписанные Александр Буслов и «Адаптация Пчёл»?

А: Помимо группы «Адаптация Пчёл» я записываю сольные релизы, не всё укладывается в рамки коллектива, да и не всегда хватает ресурсов на реализацию всех идей. На стриминг-платформах есть группа «Адаптация Пчёл», а то, что у ее солиста Александра Буслова есть сольные альбомы, никто не знал. Сейчас на цифровых ресурсах есть возможность связать эти релизы. Мы этим воспользовались для продвижения.

- Расскажите про сбор денег на новый альбом.

А: Где-то в 2008 году, когда мы работали над альбомом «Меланоя», стало понятно, что альбом получается большой, мы задумали выпустить 20 треков, о чём и сообщили на своих интернет-ресурсах слушателям. Было очевидно, что такую финансовую нагрузку мы сами не осилим. Примерно в это же время в большом интернете начинал зарождаться краудфандинг. Мы особо не знали, что это за чудо заморское с труднопроизносимым названием. За дело взялись наши фанаты. Они устроили сбор средств на альбом. Специализированных краудфандинг-платформ тогда еще не было. Мы вместе сделали виджет на нашем сайте и в сообществах, и в итоге собрали половину стоимости записи. Благодаря помощи слушателей появился на свет именно двойной альбом «Меланоя». В то время это было что-то немыслимое, обращаться за помощью к фанатам, так что можно сказать, что мы стоим у истоков краудфандинга в России. Далее мы задумали еще больший цикл песен под названием «Сны из тюбика», но переехав в Москву справляться стало гораздо сложнее, поэтому Тюбиков издано только 2 части, а не 4, как планировалось.

Сейчас мы продолжаем выпускать альбомы, и наши слушатели нам в этом помогают. На мой взгляд, это показатель высокого доверия нашей аудитории и хороший пример совместного труда.

- Песня «Улица Есенина» - это же совсем русский рок? Это сознательный дрейф, который наметился еще на альбоме «Горький драйв»?

А: Я думаю, что она такой получилась неосознанно. Иногда не стоит мудрить, а нужно делать то, что само рождается. Говорят, что у самурая нет цели, есть путь.

Трогательная песня про брата, про детство, про весну. Мы сделали ее максимально просто. Да, она сильно отличается. Мне показалось, что она отдает ретро-музыкой советской эпохи. И конечно в ней есть наивный и идеалистический советский и постсоветский русский рок. Возможно, эта песня — отражение нашей любви к советскому кино и к песням, что звучали там. К советским мультикам.

Кстати, звукорежиссером этой песни стал Антон Якомульский. Мы как-то услышали, что есть такой Антон, который любит экспериментировать в студии со звуком. Ок, подумали мы – давай попробуем сделать с ним песню. Мне нравится, что получилось.

- «Что я оставлю взамен? Ворох никому не нужных песен» из песни «33 несчастья». Вы так же думаете сейчас?

А: Забавно, что именно эту строчку Вы оставили напоследок. Когда мы сводили 20 треков альбома «Меланоя» с Андреем Алякринским на студии «Добролет», он наотрез отказался делать эту песню. Сказал, что у меня много хороших песен, но эту он сводить не будет именно из-за этой строчки. В итоге ее делала Света.

Да, это грустная песня. У меня есть и такой лирический герой, как любят говорить музыканты. Песня написана очень давно на Автозаводе в Нижнем Новгороде. Про «серые коробки», что давят на мозг и настроение, про границы, которые сужаются и подавляют тебя. Аранжировка построена на зацикленном басовом флажолете. Такие были транзитные настроения.

Как показывает время – эта песня имеет своего слушателя, находит отклик. И даже Вас вот зацепила. Из всего двойного альбома Вы выделили именно её.

Позже я написал еще одну песню в подобной тематике – «Коробок», она стала отдельным синглом и даже клипом, и всегда гипнотически работает на концертах. Мы все живём в серых коробках, и не всегда у нас лучезарное настроение.

С: Рефлексия. Погрустили и полетели дальше.

Гуру КЕН
Фото предоставлены группой «Адаптация Пчёл»

Быстрый поиск:
07/03/2024 - 02:12   Поп   Новости, ТВ, радио и кино
На «РЕН ТВ» 7 марта выходит документальный фильм «Юрий Шатунов. Неизвестный кумир», в который вошли ранее неизвестные кадры концертов Шатунова и впервые о своем отце рассказали дети певца.

Вообще рассказать что-то новое про Юрия Шатунова мог разве что только сам певец, однако он вплоть до своей трагической смерти вообще не горел таким желанием. Его жена больше занималась детьми и хозяйством, и никогда не ездила в туры. Андрей Разин, наоборот, рассказывает слишком много, и почти ничему из этого доверять невозможно. Главный композитор «Ласкового мая» Сергей Кузнецов уже умер, но и при жизни рассказывал обо всем неохотно и как будто не совсем искренне.

«Юрий Шатунов. Неизвестный кумир»
«Юрий Шатунов. Неизвестный кумир»

Так что фильм «РЕН ТВ», который мне удалось посмотреть до премьеры, прошел по проторенной дорожке, - опросил некое количество звезд разных поколений на общие темы, в качестве каких-никаких источников привлек отдельных участников «Ласкового мая» разных лет, а самыми содержательными спикерами ожидаемо оказались режиссер клипов Шатунова Александр Игудин (он же автор фильма) и двоюродная сестра певца Татьяна.

С самым сложным для любой телепередачи периодом жизни — детством и началом карьеры — фильм справляется на удивление блестяще. Тут и какие-то редкие записи первых концертов на VHS вместе с юным Сергеем Кузнецовым и его бегающими глазками, и свидетельства родственников и даже сотрудницы того самого детдома, нарезка интервью Шатунова о старте карьеры. Все основательно и наглядно.

Сложнее пришлось с периодом переезда Шатунова и Кузнецова в Москву к Андрею Разину. И тут придется указать редакторам на некоторые неточности. В фильме несколько раз повторяется мысль, что Разин услышал кассету «Ласкового мая» на вокзале. На самом деле, кассету услышал коллега Разина по группе «Мираж» Аркадий Кудряшов, причем на рынке Алма-Аты. Он показал эти яркие песни Разину в Москве, и тогда уж предприимчивый Андрей решил заняться «Ласковым маем». Часто, но как-то робко спикеры и закадровый голос говорят о клонах «Ласкового мая», которые запустил Разин. А что так робко?

«Я создал студию «Ласковый май». Получил печать, сделал гастрольное удостоверение. У меня было право выдачи гастрольных удостоверений. И я запустил все эти 67 коллективов по территории Советского Союза», - хвастался сам Андрей Разин в одном из интервью.

Наконец, авторы фильма представили восхождение «Ласкового мая» как мощный всплеск популярности Юрия Шатунова. Но это совершенно не верно! Кассеты «Ласкового мая» продавались на всех кассетных развалах и ларьках СССР, но про существование Юрия Шатунова и о том, как он выглядит, никто в стране не знал. Дело в том, что когда Сергей Кузнецов отдал кассету в тиражирование на Оренбургский ж/д вокзал (о чем упоминается в фильме), - там не было фотографий по бедности, да и состава не было, только список песен (включая «Белые розы» и «Седую ночь»). А когда Андрей Разин уже в Москве стал делать то же самое на площади трех вокзалов, то он уже сознательно отдал кассеты, перезаписанные на студии Юрия Чернавского, без фотографий и списка участников. Потому что в «Мираже» уже получил опыт концертов групп-клонов, и уже запланировал провернуть то же самое с «Ласковым маем». В итоге все концерты «Ласкового мая» в стране, включая концерты многочисленных клонов, проходили с афишами без фотографий, а в залах Разин строго запрещал телесъемку! Фото разрешались, да, но газеты тогда были черно-белые, так что различить лица фактически было невозможно. Разин ставил условие, что только сольные концерты, никаких коллег. Ни сборных концертов, ни одного коллеги за кулисами. Никто Шатунова не знал в лицо. Пока не появились видеоклипы. Страна увидела лицо Юрия Шатунова только 8 января 1989 года в программе «Утренняя почта», где вышел клип «Белые розы». А уже в 1991 году группа распалась, и Шатунов уехал в Германию.

Закадровый голос уверяет про 13 подряд сольных концертов группы в «Олимпийском». На самом деле, как я это помню, их было 17. Дело на стыке 1989 и 1990 года было так. Алла Пугачева объявила 10 концертов в «Олимпийском» со всеми звездами, а «Ласковый май» — 11. Они начали повышать ставки. И дошло до 16 у Пугачевой, и 17 у «Ласкового мая».

Но во всем, что касается дальнейшей сольной карьеры Юрия Шатунова и одновременно его судебной тяжбы с Андреем Разиным по авторским и смежным правам на золотые хиты Кузнецова, в фильме представлено достаточно точно. И умилительные кадры с комментариями детей певца, Эстеллы и Дэнниса, - эмоционально дополняют общую картинку. Комментарий главврача Домодедовской больницы дает финальные штрихи.

Думаю, даже знатокам творчества «Ласкового мая» будет интересен этот фильм «РЕН ТВ», тут есть на что посмотреть и кого послушать. И снова окунуться в ту самую атмосферу.

Гуру КЕН

05/03/2024 - 04:26   Rock   Концерты
Свежепересозданная группа «Парк Горького» провела свой первый сольный концерт на площадке Crocus City Hall, и несмотря на наличие громких имен, это было весьма неоднозначно.

Чтобы понять предысторию, стоит углубиться в 90-е. Стас Намин, внук советского министра Анастаса Микояна, после игр с жизнелюбивыми ВИА «Цветы» вдруг решил создать рок-группу мирового уровня Gorky Park. А почему нет? Время благоприятствовало: перестройка, Горбачев, максимально доброжелательное отношение американцев к России. И создал. Состав из Носкова, Маршала, Белова, Минькова и Львова произвел буквально фурор. Название имело смысл — студия Намина базировалась в Парке Горького, да и до сих пор там базируется, теперь там целый театр. Падение «железного занавеса». Gorky Park поехал в Америку, и там «Bang» (1989) попал в «Топ-15» на американском MTV и продержался там два месяца, «Try to Find Me» добрался до 81-й позиции в Billboard Hot 100, альбом добрался до 80-й строчки в Billboard 200. Да и клип «My Generation» оказался в тяжелой ротации. Но успех вскружил голову, и музыканты решили уволить Стаса Намина, а Носков ушел сам. Следующий альбом (1992) включал хит Moscow Calling, но потом вышли два альбома, не имевшие успеха, и все музыканты вернулись в Россию.

Стас Намин все эти годы напоминал, что правообладателем на название группы является именно он, и примерно в 2017 году он по суду получил эти права. Так что вопрос воссоздания группы был скорее вопросом времени. Стас Намин привлек знаменитого сессионщика-басиста Марко Мендоза (Whitesnake, Thin Lizzy, Journey). Привлек Кенни Ароноффа (Джон Фогерти, The Smashing Pumpkins, Боб Сигер, Джо Кокер, Тони Айомми, Джерри Ли Льюис, Джо Сатриани и Джон Бон Джови) на барабанах. Но на концерте в «Крокусе» его почему-то не было.

Концерт показал, что Стас Намин по-прежнему ориентируется на саунд «Бон Джови», и не ищет компромиссов. Вряд ли это самая удачная коммерческая тактика. Рок 90-х сейчас фактически не популярен, а группы номинально «из России» не самые желанные гости в Америке. При этом звук «Парка Горького» феноменален, и разве что «Би-2» могут составить ему конкуренцию по плотности фронта. Я увидел проблему в другом. Ну что же за зажатые сейчас в группе солисты? Вот Марко Мендоза, он ведет себя как рокер. Но что такое с остальными? Они стоят как мальчики-зайчики, комсомольцы-активисты. Это вообще ни разу не рок-н-ролл. Как такое мог допустить Стас Намин?

Gorky Park
Gorky Park

Группа сыграла все ранее изданные песни, а еще кавер на песни Боба Дилана «Masters of War» (весьма достойный). Но я совершенно не понимаю, где они собираются эти песни еще петь. Англоязычные. В российской провинции? Их там не поймут. В Америке? Их туда не пустят. Тогда для кого это все? Музыканты также исполнили песню Peace in our time вокалиста, гитариста и основателя американской рок-группы Bon Jovi Джона Бон Джови и бывшего ее гитариста Ричи Самбора, написанную специально для "Парка Горького".

Стас Намин
Стас Намин

Стас Намин сделал рискованный шаг, поставив на сессионщиков. Тут не только Марко Мендоза или Кенни Аронофф, тут и лидер-вокалист Сергей Арутюнов, отец которого, Николай Арутюнов, — великолепный блюзовый вокалист, который долгое время тоже работал в «Цветах». И соло-гитарист 17-летний Тимофей Григорович. И гитарист-виртуоз и лидер-вокалист, а также аранжировщик и композитор Олег Изотов.

Марко Мендоза
Марко Мендоза

«My Generation» хоть как-то раскачала зрителей, но потом началась самая настоящая катастрофа. Музыканты звучали как-то сами по себе. Это не выглядело как группа. Не знаю, кто там был в качестве звукооператора, но он тоже добавил проблем: барабанщик Алексей Баев звучал сам по себе. И если в лирических балладах он был слышен, и даже подзвучен идеально, то на бодрых треках его попросту не было слышно (только пукалки доносились), и это дефект работы звукача. Он убил добрую треть концерта.

Выход Николая Носкова смикшировал недовольство зрителей. По крайней мере, он спел самые главные свои сольные хиты "Я тебя люблю", "Снег", "На меньшее я не согласен", "Это здорово", что и было его главным условием выхода на сцену, а затем спел «Bang» с участием солистов театра Стаса Намина (там есть высокие ноты).

Gorky Park
Gorky Park

И по реакциям Стаса Намина, который вышел на сцену, я так и не понял, понимает ли он, во что ввязался. Он был обидчив по отношению к Александру Маршаллу и Алексею Белову (что можно понять), велеречив к новому составу группы (и это можно понять), но совершенно ничего не сказал про будущее.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
16/12/2023 - 00:21   Поп   Интервью, Этно и world-music
Этно-поп-группа Oyme выпустила новый альбом «Mastorava vol. 1». В преддверии выхода ее лидер Ежевика рассказала NEWSmuz.com о том, как на нем появился Батырхан Шукенов и в чем замысел альбома.

«Ойме» — ведущий российский этно-поп-коллектив, работающий с финно-угорской музыкальной традицией мордовских народностей эрзя и мокша. Неоднократный участник фестивалей, конкурсов, шоу-программ и ТВ-проектов. В активе - совместные треки c обладателями «Грэмми» легендарными Deep Forest, первое место в номинации world music международного конкурса Unsigned Only, участие в самом известном в мире фестивале этнической музыки WOMAD под руководством Питера Гэбриэла, номинант американской премии IMA, победитель ISC (Honorable Mention).

Название альбома «Mastorava» состоит из двух слов: mastor — земля, ava — мать-женщина. Оно объединяет и Землю, как таковую, и ее воплощение в Богине-матери. В саму концепцию альбома заложена идея четырех: четыре стороны света, четыре стихии, четыре времени года и четыре богини эрзянской и мокшанской мифологии: Толава (богиня огня), Вармава (богиня ветра), Ведява (богиня воды), Норовава (богиня урожая). Каждую часть предваряет Intro, несущее культурные коды финно-угорских традиций.

В этом году выходит первая часть альбома «Mastorava», посвящённая частям света: север и юг; и стихиям: огонь и вода.

В записи альбома приняли участие: Батырхан Шукенов (саксофон), Сергей Клевенский (духовые), Андрей Мисин (аккордеон), Сергей Харута, Алексей Батыченко (труба), Николай Орса (варган), Мария Ромашкина (вокал) и др. Музыкальный продюсер проекта: Владимир Осинский. Сведение: Сергей Калачёв (Гребстель, проект «Вилы»), Владимир Осинский. Мастеринг: Владимир Осинский. Записано в студии звукозаписи Владимира Осинского.

- Ежевика, «Mastorava» - это все-таки новый альбом или концептуальный сборник? Спрашиваю, потому что в трек-листе много давно известных песен, вроде Vaya или Shakshata.

- Но официально представлены единицы! В первой части альбома всего лишь одна такая песня. Только Vaya вышла на цифровых площадках как сингл в связи с выходом клипа. А то, что ходит по VK, уверена, потихоньку будет удалено лейблом после выхода альбома. И вполне справедливо: все песни, за исключением Vaya, с новым сведением, а подчас и переписаны вокалы, ненавязчиво внесены улучшайзеры. «Mastorava» - альбом с концепцией.

- Давай о концепции. Как этномузыколог, можешь ли пояснить связь богинь огня и воды с севером и югом на этой части альбома?

- А вот никак если с позиции официальной: север соотносится с водой, а юг с огнем. Ну, вроде как в скандинавской мифологии - точно так. У наших респондентов мы такого не слышали, а вот наше ощущение соотношения стихий созвучно с нашим зрителем, как-то мы задавали подобный вопрос аудитории. Совпало.

У меня лично чёткие ассоциации из детства - севера с зимой, а юга с летом. В зимнем цикле эрзян и мокшан в календарных праздниках и обрядах важную роль играет огонь. Вообще суперполезная стихия в морозное время года. Тоже самое мы можем сказать про воду летом. К примеру, в закличке (основа её легла в одну из заглавных песен альбома) как раз об этой нужде и упоминается. Масторава плачет от засухи и просит дождя. Закличка дождя и сам обряд исполнялись летом. Ситуативно, в зависимости от необходимости.

«Ойме»
«Ойме»

- Расскажи про давно ушедшего от нас Батырхана Шукенова. В какие песнях звучит его саксофон, как он вообще попал на запись «Ойме», и какие-то свои личные впечатления о нем.

- Батыр - это объятия. Он приходил и солнце всходило. Вот! «Калядки» — хорошо, что там звучит его саксофон. Батыр - большой друг Владимира Осинского. Их студии дружили в лучших традициях дружбы музыкантов от Бога. Батыр любил музыку «Ойме». Где-то есть фото, где мы сидим на диванчике втроём. Я посередине. Вся какая-то прыщастая и счастливая между двумя музыкальными глыбами! Это огромная потеря нашего мира, что мы его так быстро отдали в другой мир.

Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов
Владимир Осинский, Ежевика и Батырхан Шукенов

- То есть Батыр просто пришел на студию Осинского, и мимоходом записал партию?

- Это к Володе Осинскому вопрос. Но вообще да, легко записал. Никто друг за другом не бегал и не уговаривал. Уж не знаю, у себя или на нашей студии. Но как-то раз, и вот мы радуемся и будем радоваться Батыру дальше.

- Людям, далеким от эрзянской и мокшанской культур, можно ли объяснить для понимания альбома, как почитаются богини? Те же богиня огня Толава и богиня воды Ведява. Есть ли молитвы, или гимны, или ритуалы, или песни и религиозные тексты?

- Молитвы, конечно, с чёткой структурой текста: обращение, восхваление богини, и уж только после личная просьба, и в финале благодарение.

А ещё семантика Ведявы - деторождение. Как правило, невесты ходили к реке либо к колодцу, просили матушку воды Ведяву о рождении здоровых детей. Этот обряд входил в свадебный цикл, центральные события которого длились три дня. Молодая бросала в воду подарок Ведяве — кольцо. Ведява покровительствует любви и деторождению, потому и песни у нас в части «Юг» соответствующие. И колыбельная, записанная в наших экспедициях, и песни об отношениях и в семье также. А ещё песни об устройстве мира.

Почитание огня - это также глубоко архаичная форма верования, которая восходит к довольно ранним периодам человечества. Исследователи пишут, что при молениях наши предки добывали огонь посредством трения дерева об дерево. Такой огонь считался священным. Из свадебных обрядов XIX века: когда встречали молодых после венчания, то как только пара перешагивала порог дома, был обычай кидать под ноги сковороду с жаром, - предохраняет от порчи. И зажжённой лучиной обводили внутри одирьвань парь (сундука невесты), прежде чем уложить туда её вещи. Ну, что уж говорить про зимние праздники и праздники на стыке зимы и весны...

- А почему именно богини? В Мордовии весьма брутальные мужчины. Над богинями есть какой-то брутальный мужской Бог?

- Нет! Над богинями нет. Изначально матриархат, мир, дружба и жвачка. Мир в более архаичных мифах творила птица-демиург - Иненармунь (великая птица). Есть разные версии создания мира, связанные с водоплавающей птицей. Короче. Изначально был первородный океан. А затем Иненармунь снесла Ине ал (великое яйцо), из которого создался мир. В другом варианте, Великая птица снесла три яйца и из них рождаются три божества женского рода: Норовава, Вармава и Вирява. Правда, в одних мифах птица самостоятельна, в других она действует по указке Нишкепаза - верховного бога. Поди разберись.

Но точно пласт парных божеств мужского пола появляется одновременно с трансформацией в человеческом обществе: с распадом родовой общины и появлением большой патриархальной семьи. В общем, если с юмором и кратко, жили себе мирно, и тут мужчинам пришло в голову поделить мир и воевать. И боги появились мужские. Только сейчас дошло про мордовских брутальных мужчин… Пусть будет так.

- Поговорим о мировой world-music. Как тебе кажется, сегодня есть варианты продвижения мордовской и любой другой этнической музыки в топ-чарты или хотя бы в тренды соцсетей? Что изменилось в последние годы?

- Ну… Я вижу больше возможностей реализации культурного национального проекта с помощью грантовой поддержки государства, если мы говорим о России. Она вполне серьезная, но за тяп-ляп оформленный проект тебе не выдадут финансирования. Насчёт международных гастролей, как и ранее было, так и сейчас, этим нужно заниматься. Просто так ничего не бывает.

- Зачем понадобились Intro? Кажется, что ваши песни и весьма страстны для огня, и достаточно текучи для воды. Считаете, что недостаточно высказались в песнях?

- Intro отделяют концептуально части и времена года. Выражают музыкально как настрой стихии, так и рисуют образ богини. Уточню, что мы придаем традиционному описанию богинь наше личное современное прочтение характера. Забегая вперёд, на второй части альбома Mastorava богиня урожая Норовава у нас весьма воинственна. В экспедициях "Ойме" мы зафиксировали легенды о женщинах, встающих на защиту своей земли.

Плюс интро вполне кинематографичны. И там тоже заложены музыкальные финно-угорские коды: к примеру, инструменты, а в некоторые интегрированы с вокальными сольными жанрами (колыбельная в интро Юг. Ведява). А мы любим кино! У нас сейчас в команде кинокомпозиторы. Даже мне пришлось учиться писать музыку для кино, так и увлеклась вполне серьезно. Обязательно посмотри марийскую короткометражку-боевик «Чоткар»! Вообще, за национальным кинематографом будущее. И свежие идеи. Я - оптимист в этом смысле.

- Вы ждете попадания альбома в топы? Сейчас будто бы есть запрос на коренную музыку.

- Не думали об этом. Пока наш топ - мнение об альбоме главы лейбла Navigator Records. Можешь сам спросить у Алексея Козина. В каких-то моментах верю больше людям, скупым на эмоции. Одно могу сказать, даже меня, которая при создании миллион раз каждую ноту слушала, итоговый результат - мастеринг - вдохновляет и восхищает. Ух! Настоящее счастье финноугров - викингов, два в одном: магия и драйв! Я бы даже уточнила, российских финноугров: от первой ноты до финальной - фирменный звук студии звукозаписи Владимира Осинского. Нашей студии. И это настоящий патриотизм: двигать и развивать многонациональные традиции родной страны на высшем уровне.

Кстати, давай поделюсь тем, что нашла недавно, разбирая шкафы и старый макбук. Несколько лет, когда мы только-только начали подумывать об альбоме, один из немногочисленных вариантов его имени был Navigator. Пару недель назад нашла и сами файлы, люблю все идеи оформлять письменно.

- Почему Navigator?

- Части света. Типа компас. Типа нужен был современный аналог слову компас, семантически близкий.

- Есть ли спонсоры этно-музыки в России? Бизнес вообще интересуется этой темой?

- Скорее нам повезло на меценатов на несколько крупные творческие проекты Oyme. Вот человек слова и дела Андрей Полевой. Именно при его большой поддержке выходит двойной альбом Oyme «Mastorava». Наши меценаты - хорошие и умные люди. С отличным вкусом. Наши люди. От всей Души искренность и благодарность!

Сейчас голоса девчонок «Ойме» и песни, говорят, звучат на ВДНХ на выставке «Россия», на стенде Мордовия. Но опять это не из сферы бизнеса.

Спонсоры - это те, которые что-то материальное получают от сотрудничества. За нами шлейф стабильности и качества. Дерьмо рекламировать не станем. Видимо и сотрудничество будет такое же. Крепкое. Настоящее.

- Когда выйдет вторая часть альбома «Mastorava»?

- В 2024 году.

Гуру КЕН
В статье использована фотография из домашнего архива Ежевики

Страницы