Борис Базуров

12/05/2020 - 19:34   Рок   Рецензии, Этно и world-music
Мастер этно-прога Борис Базуров нечасто выпускает альбомы, но каждый — на вес золота. Спутать звук Базурова с чем-либо еще невозможно, даже если не всегда это играет в плюс.

Boris Bazurov Experience, 12.05.2020.
Жанр: прог-рок, power folk, прог-фолк, фолк-метал, симфо-рок.

За плечами Базурова — работа в Ансамбле народной музыки п/р Дм. Покровского, руководство ансамблями «Круг», «Русичи» и «Народная опера». Он много работает в кино - «Курочка Ряба» А. Кончаловского, «Русь Изначальная», «Родня» Н. Михалкова, «Мертвые души» М. Швейцера и др. Сочинил первую русскую этно-оперу «Казак Разин Степан», этно-джазовый мюзикл «Снежимочка» по В. Хлебникову, и много еще чего. А в последние годы Борис Базуров стал самым известным в мире российским мастером чепмен стика и изобрел новый музыкальный инструмент гуслетар.

Любовь к крупным формам, как у любого академического композитора и заодно прогрессив-рокера, у Базурова претворяется в масштабные рок-оратории на темы русского эпоса, густо замешанные на прогрессиве и паган-метале. Базуров узнаваем с первой же ноты. Жирно звучащий стик, покрывающий чуть ли не весь диапазон человеческого слуха, обрамляют барабаны со всяческой перкуссией и дудками, а поверху стелется высокий пронзительный распев Базурова.

Альбом «Мётень» (что означает мед на пиру) состоит из интро «Удалая», четырех композиций и моно-оперы «Бояне гам». Альбом, как всегда, основательный, длительностью 72 минуты, самая длинная композиция «Хождение за четыре моря» длится 14 с половиной минут. Любопытно, что 6 из 10 треков записаны живым звуком, да и в остальных понадобилось лишь наложить на лайв рожки и вокал. Стоит отметить прекрасную работу режиссера записи Валентина Осинского, справившегося с очень непростой задачей.

Boris Bazurov Experience - «Мётень»
Boris Bazurov Experience - «Мётень»

Начнем с главной темы альбома — пятичастной моно-оперы «Бояне гам» («Боянов гимн»), основанной на дохристианском славянском (Северо-Запад) руническом тексте IV века, предположительно записанном в IX веке ладожским монахом Ягайло Гуном. Переложение на русский язык сделано астрологом Александром Асовым. Текст исторически спорный, да и книги самого Асова официально признаны лженаучными. Тем не менее еще Гавриил Державин баловался переводом этих списков в поисках исконной русской поэзии.

Борис Базуров придал почти былинной форме стиха четкий прог-роковый ритм, обыграл привычными для жанра аккордовыми сдвигами в полтона и тон выше или ниже при фиксированной тональности (как не вспомнить Pink Floyd?), джазовыми квадратами и непростыми интервалами при буйной полиритмике. Словом, все то, что мы любим. Мелодическую же сторону дела почти целиком взял на себя вокал Базурова. В отсутствии достоверных данных о мелодиях этих поздне-античных времен на Руси логично было обратиться к суровому минимализму северного русского распева, подкрепленного эмоциональными вскриками на акцентах.

И если первая часть «Мётень отведоши» — скорее возвышенный зачин истории, то вторая «Гам бояне пел» — полноценное 11-минутное развитие, разработка с почти гитарными соло на сиборде и по-настоящему гимновыми риффами. В третьей части «Як ён огла», как положено в сонатной форме, медленное адажио с суровым мужским хором с привлечением барабанщика Александра Брагина, голоса понемногу начинают конфликтовать… Четвертая часть «Златогор» еще более коротка, это аллегро с возвращением к основной тональности, призыв к действию. И, наконец, финальная часть «Стары словен» - снова возвышенная, резюмирующая и одновременно назидательная часть баллады.

Композиция «Жил Святослав 90 лет» выглядит как продолжение вектора переосмысления Мусоргского, начатого в альбоме «Пугачевщина». Темы из оперы «Борис Годунов» скрещены с русской былиной «Вольга и Микула Селянинович» так, будто они тут всегда и были.

С гусляных переборов и сиборда с тембром дудука (почти как рожок) в индийском стиле начинается «Хождение за четыре моря», посвященное истории купца Афанасия Никитина. Это русский ориентализм, в чем-то начатый еще давней «Рагой Волгой» из фильма «Курочка Ряба». Авторские слова самого Базурова повествуют о виденных купцом морях и своих приключениях. Тема не до конца осмысленная — индийскую музыку на русских инструментах играло немало коллективов, но раги утянули большинство их них в сторону world, а то и псевдо-аутентики. Подход Boris Bazurov Experience видится куда более интересным — передавать видение русского человека знакомым ему инструментарием чужеземной для него экзотики. Инструментария хватает, как доказывает Базуров.

Ну а самым живым треком альбома стало, конечно, переосмысление белгородской песни «Как повадилась Параня», перекликающейся со знаменитой «Порушкой-Параней». Психоделично и на удивление воодушевленно прозвучало это. Нашлось место и соло с глиссандо, и хорам, и почти танцевальному речитативу (да почти рэп, что уж там!). Трек буквально обязателен к прослушиванию.

Что касается оперы, она звучит восхитительно и масштабно, - но вряд ли кто-то, кроме самого Базурова с сотоварищами Александром Брагиным и перкуссионистом Антоном Мартынюком, сможет и захочет исполнить это, подобно иным операм. Уж слишком это вещь в себе. Базуров мгновенно узнаваем и хорош, однако других музыкантов на его месте в такой опере даже трудно себе представить.

Оценка: 9 из 10

Вадим ПОНОМАРЕВ

10/12/2018 - 14:29   Микс   Концерты, Этно и world-music
В клубе Алексея Козлова прошла III Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards с участием звезд российской world music.

Награждать лучших этнических музыкантов года вышли Андрей Котов («Сирин»), Сергей Старостин, Инна Желанная, Владимир Потанчок (RADIO_FM, Словакия), Мария Архипова («Аркона»), Марина Гуляева (фестиваль «Купальская сказка»), а в зале были замечены Борис Базуров и множество других музыкантов. Вели церемонию основатель RWMA Наталия Мязина и основатель фестиваля «Вот Этно» Юрий Романов, онлайн-трансляция шла на сайте клуба.

Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»
Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»

В отличие от прошлогоднего награждения в зале ЦДХ, атмосфера в уютном джазовом клубе А. Козлова на Маросейке получилась скорее дружеской. Выступления артистов шли сразу на двух сценах на разных этажах паба, и желающие курсировали меж этажами, мирно обмениваясь впечатлениями. Победителей, кроме приза зрительских симпатий, отбирало международное профессиональное жюри. Неудивительно, что фаворитами стали те, кто имеет наибольшой экспортный (гастрольный) потенциал на европейском фолк-рынке. Так что начнем с итогов.

Итоги III Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards 2018

  • Лучший молодежный проект: «Под облаками» (Москва)
  • Лучший новый проект: «Абстрактор» (Воронеж)
  • Лучший аутентичный проект: «Затопленные песни» (Иркутск)
  • Приз зрительских симпатий: «Неизвестный композитор» (Архангельск-Москва)
  • Лучший экспериментальный проект: Khoomei Beat (Тува)
  • Лучший этно-музыкальный журналист: Лев Беляков («Своё Радио»)
  • За вклад в развитие этно-музыки: «Иван Купала»
  • Гран При Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards, Лучший этнический проект: Alash Ensemble (Тува)

Инна Желанная награждает «Абстрактор»
Инна Желанная награждает «Абстрактор»

Не все смогли доехать. Например, из-за гастролей не смог приехать главный победитель этой премии, тувинский Alash Ensemble. И приз за него получили Khoomei Beat, обещавшие передать статуэтку в целости и сохранности. Кстати, в этом году статуэтка представляет собой натуральные деревянные поленья с выточенными на них названиями номинаций и логотипом премии, к ней полагается диплом победителя.

Награждение группы «Иван Купала»
Награждение группы «Иван Купала»

Конечно, гордость каждой RWMA – выступления победителей и гостей премии. Высочайший профессионализм, верность этнической культуре и изрядная доля экспериментальности всегда присутствует в наличии. И стоит согласиться со словами основательницы премии Наталии Мязиной (см. ниже), что каждый сет на премии — во многом эталон, демонстрация всего самого лучшего, что есть на российской этно-сцене.

Сергей Старостин
Сергей Старостин

Сергей Старостин с самого начала и задал высочайшую планку, сначала потешкой-скороговоркой «Про козу», затем «Надоела жизнь, надокучила» под гусли и «Глубоко». Затем выступил воронежский экспериментальный проект «Абстрактор» (обладатель премии «Лучший новый проект»), сразу смело взявшись за хорошо знакомую по исполнению мэтра Старостина песню «Макарий». «Абстрактор» - такой по-хорошему фьюжн с роялем, клавишами, гуслями, басом и барабанами. Где-то в основе джаз, но такой еще джаз, - то в духе «Вежливого отказа», то ранних «Звуков Му», то «Аукцыона» - и все весьма максималистично. Музыканты прекрасные, и когда им удается создавать мощный драйв, - публика благожелательно воспринимает даже самые сложные инструментальные конструкции. Особенно стоит отметить композицию «Егорина гора», как бы позаимствованную из репертуара их же проекта «Цёй».

«Абстрактор»
«Абстрактор»

Тувинские профи из Khoomei Beat, победившие в номинации «Лучший экспериментальный проект», сразу взяли быка за рога, показав упругую рокерскую ритм-секцию в сочетании с национальными инструментами и, конечно, горловым пением. Недавно у них вышел первый сольный альбом «Хову черге...», заглавную песню из него они тоже исполнили, а заодно наглядно продемонстрировали публике все три основных стиля горлового пения — хоомей, каргыраа и сыгыт. Это было столь зажигательно, что один музыкант из Khoomei Beat выскочил на свободное место перед сценой, и исполнил весьма экспрессивный танец на радость зрителям.

Khoomei Beat
Khoomei Beat

Завершилась программа главной сцены сетом победителя прошлогодней премии RWMA супер-группы Seven Eight Band. Супер-группы, потому что в ней собраны самые известные музыканты московской этно-сцены: Андрей Танзю, Антон Кончаков, Геннадий Лаврентьев, Дмитрий Игнатов, Олег Маряхин, Пётр Талалай, Дмитрий Симонов, Евгений Лебедев. Имена говорят сами за себя. Ради Российской премии Seven Eight Band, обычно играющий северо-индийский фьюжн, сыграл преимущественно балканскую программу, в которую органично влились авторская Gypsy Liquor и даже менгрельская колыбельная, появившаяся благодаря новой солистке Екатерине Надареишвили (известной по «Акапелла Экспресс»).

Seven Eight Band
Seven Eight Band

А этажом выше выступили Таисия Краснопевцева, победитель в номинации приз зрительских симпатий «Неизвестный композитор» и победитель в номинации «Лучший молодежный проект» - объединение «Под облаками». Ну и нельзя не отметить прекрасный джем-сейшн с участием Khoomei Beat, «Под облаками» и Сергея Старостина — русский распев в соединении с тувинским, ради шутки и без «Хавы Нагилы» не обошлось...

Борис Базуров:

Премия интересная, она такой всегда и была. Порадовали ребята из Иркутска, интересное приближение к аутентике, мощное фолк-моделирование. У всех участников — высокий класс музыкантов, у нас умеют играть world без привязки к каким-либо этническим преференциям. Они осваивают музыку мира, как в свое время белые музыканты осваивали джаз. Можно поздравить организаторов, такие фестивали нужны. Мир сейчас разбегается по своим отдельным комнатам, и именно world music скрепляет общество. Здесь на премии представлен широкий спектр музыкантов из разных регионов России. Хочется верить, что со временем это приведет к прорыву, к новым идеям. Мне есть с чем сравнить, класс музыкантов радикально вырос по сравнению с тем, что было у нас еще 20 лет назад. Всех приглашаю на свой юбилейный концерт 26 мая.

Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards продолжает оставаться главной и фактически единственной пока профессиональной премией в области этно-музыки в России. Этот сегмент чрезвычайно пестр и неоднороден, к тому же усилиями властей практически скрыт от массовой публики. Государство ограничивается поддержкой нескольких крупных профессиональных коллективов, практически игнорируя поддержку множества мелких фолк-коллективов в стране. Музыканты не получают помещений под репетиции, покупают инструменты за свой счет, гастролируют на свой страх и риск. А ведь это основа национальной культуры — народная песня и народная музыка. Когда невежественные чиновники поймут важность и ценность сохранения народной культуры — неизвестно, ну а Russian World Music Awards делает свое великое дело, опираясь только на поддержку в этно-сообществе и немногочисленных чутких спонсоров.

Наталия Мязина:

Я считаю, что прошло все потрясающе, сама не ожидала! Я была ведущей на сцене, но волнения не испытывала. Все получилось гармонично, как мне кажется. Публика очень всех нас поддерживала, спасибо ей. Выбор победителей нашим жюри мне кажется очень точным. В этом году проголосовала по большей части только международная часть жюри, из россиян успел проголосовать только один член жюри. Иностранцы хорошо понимают в маркетинге, в том, что нужно европейскому слушателю. Они видят рынок в целом. Мы хотим собрать жюри, которое может помочь музыкантам — пригласить на фестиваль, написать статью и т. д. Если бы у нас была возможность оплатить приезд жюри, многие бы приехали бы на церемонию. Но такой возможности у нас нет.

В прошлом году мы по организации ушли в большой финансовый минус. В этом году такой возможности не было, мы написали около 50 писем с просьбой поддержать премию — в банки, большие корпорации, малые компании в сфере йоги или вегетарианства. Финансово поддержал нас Владимир Коновалов, работающий в «Роснано», он мой друг, мы с ним вместе учились. Поддержали несколько малых компаний, они выделили подарки для музыкантов, ведь они приезжают за свой счет. В этом году мы вышли в ноль. На церемонию мы приглашаем выступать только главные, «эталонные» группы, которые показывают нынешний высокий уровень этно-музыки в России. Показывать группы, к уровню которых должны стремиться другие музыканты.

Будет ли жить премия дальше? После этой церемонии я вся на восторженных эмоциях. Но мне, конечно, надо подумать о будущем премии. Каждый год я жду, что у премии появятся партнеры, спонсоры, заинтересованные лица, которые помогут в ее проведении. Жду золотую рыбку. Но они не появляются, к сожалению. Так что пока вопрос открыт.

Очень хотелось бы, чтобы в 2019 году Russian World Music Awards продолжила работу, и помогла бы отметить труд самых выдающихся этно-музыкантов страны.

Гуру КЕН
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

14/08/2018 - 20:58   Микс   Концерты, Джаз, Этно и world-music
Третий по счету фестиваль русской и финской культуры «Кукушка 2018» прошел в Выборге не где-нибудь, а около местного Эрмитажа. Звезды этно-музыки выступали в фантастическом по видам местечке: зеленая травка, вид на море с портовыми кранами и сразу две сцены, главная и малая.

Этот третий получил серьезную поддержку от государства: Президентский грант в размере 1,7 млн руб, еще 100 т.р. от Ленинградской области, да еще консульство Финляндии помогло с аппаратурой. Отец-вдохновитель — Сергей Старостин, наше все в русской этнике и по совместительству глава Российского Фольклорного союза. А движущая сила — Паша «Африканда» Коротков, известнейший фолк-музыкант, к тому же женатый на этнической финке. Да и где, как не в Выборге, такое вообще делать?

Состав музыкантов подобрался на зависть любому фолк-фестивалю. Помимо самого Старостина и его «Проще простого», приехали европейские уже звезды «Отава Ё» (Питер), нашумевшая «Карелия» (оттуда же), изысканное этно-джазовое New folk trio с Натальей Скворцовой (Москва), легенда русского фолка Борис Базуров Сотоварищи (Москва), прекрасные местные фолк-коллективы, плюс финские супер-группы Accrowbatics и Frigg.

Пресс-конференция
Пресс-конференция

Вообще-то логичным было спросить у оргов, зачем такое разнообразие — есть же, в конце концов, мощная финно-угорская культура в России, весьма гармонично соотносящаяся с финским разнообразием. А именно таких на фестивале вроде как почти нет! Сергей Старостин ответил, что целью было показать лучших на пространстве европейской России, а Сергей Коротков добавил, что первые фестивали начинались именно с финно-угорской эстетики, но затем решили демонстрировать все самое лучшее. Так и получилось, забегая вперед, но без местного фольклора никак не обошлось — особенно поразил семейный ансамбль «Рёнтюшки» из дер. Рапполово, исполняющий почти аутентичную музыку ингерманландских финнов…

«Рёнтюшки»
«Рёнтюшки»

Кстати, на фестиваль «Кукушка» приехали еще глава Фольклорного союза Финляндии Пяйви Юленен-Виири и консул по культуре и СМИ генконсульства Финляндии Анна Лайне. Так вот, Пяйви Юленен-Виири рассказала, что Фолксоюз Финляндии работает по системе государственных грантов от правительства, и немалая доля от них достается самим музыкантам — на визы, проезд в разные страны, помощь в гастролях.

Первый день 11 августа стал главным концертным днем фестиваля. Его открыл «Донской дуэт» из Москвы, весьма именитый — Дмитрий Морозов руководит народным хором Гнесинки и Центром русского фольклора ГРДНТ имени В.Д. Поленова, дуэт стал финалистом «Музыки Земли 2017». Это вполне узнаваемая донская протяжная песня с казачьими аллитерациями и кристальной чистотой нот. Им только дай попеть. На малой сцене во дворике Эрмитажа-Выборг они устроили целое казацкое шоу. А из местных коллективов запомнился выборгский DarkRiver, этно-фьюжн на тему старинных песен, дрейфующий к ирландско-кельтской основе. Средневековый стоицизм «ДрабгрИбори» (авторские песни!) тоже вызвал искреннее уважение.

Действо морскими ветрами то и дело сдувало на зеленую поляну, там питерский Театр народной драмы устраивал забавные хэппенинги с саблями и погребением есаула и девицы. А «Выборгское бальное общество» выводило настоящие бальные танцы с должной чопорностью. На малой сцене немалое количество зрителей собрал зажигательный театр «Папьемашенники» (Петербург), над приключениями Петрушки хохотали и дети, и взрослые.

Хедлайнеры не оплошали. Заминку вызвала разве что редко концертирующая «Карелия», лучший новый word-music проект 2017 года по RWMA, которая даже после 3,5 часового саундчека/репетиции не смогла быстро настроиться. Ника Гаврилова не обладает ярким или техничным вокалом, но очень искренно доносит свои переживания, заражая своим настроением зрителей. Еще в «Карелии» прекрасный валторнист Илья Леонтьев (солист Государственного Рогового оркестра), темперирующий динамический диапазон до невозможных будто величин.

После не очень сложившегося сета питерской Mozaika (даже европейский суперхит Ederlezi не зазвучал) феерически выступила хельсинкская Accrowbatics: четыре диатонических баяна (пара двухрядных и пара трехрядных), контрабас и гитара. Без перкуссии, хотя она тут очень даже напрашивается, - но музыканты непреклонны. Это принцип. На основе финского фольклора они создают зажигательные авторские композиции. Точнее, поначалу не очень-то зажигательные, но ощутив холодные ветра, заиграли именно что танцевальные. Тут кстати пришелся десант из финских туристов: они педантично плясали все, что положено, и с таким радужным выражением лиц, что усомниться в «счастье есть» было невозможно.

Accrowbatics
Accrowbatics

Откровенным хедлайнером стал, конечно, питерский ансамбль «Отава Ё». Тут танцевали все, и именно тут наблюдался аншлаг — более 600 зрителей перед сценой. И танцы. Частушки, наигрыши — все это в исполнении «Отавы Ё» превращается в зажигательный деликатный перформанс. Алексей Белкин успел рассказать, как песню «На речке, на речке» не любил Леонов и очень любил Данелия: «Но на съемочной площадке режиссер главнее!». Мастерство музыкантов действительно фееричное, хотя в группе нет супер-инструменталистов, они берут именно что коллективным драйвом. Что «Финская полька» («Извините, но у каждого народа есть песня, которую ассоциируют с ним, пусть она даже до смерти всем надоела»), что любая мелодия делается так, что это праздник всегда и навсегда. Фантастическая группа.

Отава Ё
Отава Ё

Патриарх русского фолка Сергей Старостин с Клевенским и Марио спел самые известные, наверное, свои песни. При этом умудрился вместо саундчека начитать несколько русских частушек и наговоров, аки рэп. Что вызвало бурную реакцию зрителей. Эталонное выступление, что уж там.

Frigg
Frigg

А вот от финского Frigg никогда не знаешь, чего ждать. Они обрушили на головы слушателей изысканный академический струнный сет в духе nordgrass (блюграсс в северной традиции). Лидер Алина Ярвелья была прекрасна, как всегда. Нюанс в том, что опять же никакой перкуссии, и от условного Грига расстояния никакого, все кристально чисто.

New folk trio
New folk trio

А в ночи выступили экспериментаторы. New folk trio погрузило в джазовые пертурбации Натальи Скворцовой фолковый вокал Евгении Савинковой (в поле остались уже сугубо эстеты), а Борис Базуров Сотоварищи сотворили целую прог-роковую симфонию — размеренные молоты Александра Брагина били как кувалды, и стик с гуслями Базурова чертил причудливые размеры вкупе с позвякиваниями перкуссий Антона Мартынюка. Это было более чем достойным завершением большой концертной программы «Кукушки 2018».

Борис Базуров
Борис Базуров

12 августа на фестивале прошли мастер-классы и лекции. А в лютеранском соборе Петра и Павла состоялась премьера «Таежной мессы» финского пастора Арво Сурво с участием хора им. Микаэля Агриколы. Это тонкая интерпретация христианских рун, собранных в Карелии и Ленинградской области, завершающаяся пронзительными перезвонами колоколов. В залах Эрмитажа в Выборге прошли конференции фольклористов, обсуждающих тенденции движения и будущее этники в России.

Этника в России действительно стоит на перепутьи, в отличие от Финляндии практически не поддерживаемая государством. Недавняя печальная история с Российским фольклорным союзом наложила свой негативный контекст. Тем важнее любые живые проявления адекватности и профессионализма, как на «Кукушке». И отдельное спасибо сайту газеты «Выборг», организовавшему прямые телетрансляции с площадки фестиваля, конечно.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Алексей ДЕНИСОВ и автор текста

01/08/2018 - 18:16   Микс   Интервью, Этно и world-music
В нынешнем году международный фестиваль «Кукушка», объединивший на своих творческих площадках деятелей культуры из России и Финляндии, пройдёт в третий раз. О том, как фестиваль прожил этот период, и о сюрпризах «Кукушки»-2018 рассказывает продюсер проекта и автор идеи Павел Коротков.

III Международный российско-финский фестиваль культуры «Кукушка»-2018 пройдёт 11-12 августа в Выборге в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг».

Надо признаться, в русском фольклоре Африканда, казалось бы, человек новый. Свой международный проект, который вылился в фестиваль «Африка – Москва», в котором приняли участие в общей сложности артисты из десяти стран, Павел делал больше 10 лет. Так что подобные проекты для него не новость. Ну, а группа «Африканда», в которой Павел, как играющий тренер, был и артистом и админом, была хедлайнером фестивалей «Пустые холмы», «Барабаны мира», «Мир Сибири», «Дикая Мята», «Faces», «Усадьба джаз» и многих других.

Чёрный континент для Африканды не новость – он бывал там не раз, снял два экспериментальных фильма, обрёл множество друзей. Но при чём тут Финляндия?..

Павел Коротков (Африканда)
Павел Коротков (Африканда)

- Да, Павел, при чём тут Финляндия?

(смеётся) Да сам не знаю, какие тут духи замешаны… Просто однажды я вдруг понял, что хочу связать свою концертно-фестивальную деятельность с культурой Финляндии. Идея «Кукушки» пришла три года назад, в августе 2015 года, буквально в виде шутки. Мы ходили на байдарках по рекам и протокам в Выборгском районе, и у вечернего костра мой друг обронил: «Эй, Африканда, тут рядом Финляндия, становись Финляндой и делай большой фестиваль!» Его слова проросли во мне, и спустя неделю пришла идея с названием будущего проекта – «Кукушка». Можно сказать, слетела…

- А у вас не было опасения, что это всё равно будет ассоциироваться с одноимённым фильмом?

– Дело в другом. Как известно, культуру двигает мифология. В сознании людей она складывается в виде неких культурных кодов, влияющих на внутренний мир человека и помогающих личности развиваться, двигать её вперёд. Порой это складывается удивительным образом. Вы упомянули известный фильм «Кукушка», автором идеи которого является Виктор Бычков. С этого момента, мы знаем, появилась «вторая ипостась Кузьмича»; мы помним, как развивалась эта драматическая история, внутри которой есть удивительное звено – саамская женщина, впитавшая в себя и связавшая судьбы двух героев – случайных противников, русского и финна…

По сути своей фольклор созвучен этому персонажу. Глубинная протокультура, на основе которой рождаются и развиваются традиционные культуры разных стран, является, образно говоря, протоматерией – первичной базовой основой любой культуры.

- В нашем случае – русской и финской?

– Да. Фестиваль «Кукушка» сформировал своё поле, пространство внимания; его образ уже узнаваем. Кстати, мы связались с Виктором Бычковым – он рад, что наш проект двигается. Оказывается, он следит за «Кукушкой» уже третий год. Неизвестно, как и когда произойдёт наше взаимодействие – нынче или в будущем – но то, что это случится, вне всякого сомнения.

- С самого начала вы поставили очень высокую планку и, помнится, заявили, что не намерены её опускать.

– Когда мы задумывали фестиваль (я говорю о нашей команде – сейчас это не только не только Центр русского фольклора, Российский фольклорный союз, лично мэтр русского фольклора Сергей Старостин, но и то количество партнёров, которыми оброс фестиваль), то нам было понятно, что формирование списка участников «Кукушки» будет на конкурсной основе. Это необходимо не только для продвижения новых имён, но и для взаимодействия российских и финских фольклорных звёзд. Конечно, музыка – не футбол, не в обиду будь сказано всем, кто любит этот прекрасный вид спорта. Но творчество тоже требует того, чтобы его продвигали и чтобы творческими продуктами обменивались.

Мы столкнулись с тем, что к нам поехали очень сильные финские коллективы…

- Вспомним про фолк-группу № 1 в Финляндии «Вяртиня» в 2016-м, когда фестивальная программа проходила во Дворце культуры. Восторженная публика приплясывала в креслах и танцевала в проходах!

– Мы решили привозить на «Кукушку» самых известных финских артистов. Надо отдать должное Союзу народной музыки Финляндии и лично его руководителю госпоже Пяйви Юлёнен-Вийри, которые смогли это обеспечить.

Организаторы фестиваля Кукушка
Организаторы фестиваля Кукушка

Поэтому через год в Выборг приехала финская фолк-звезда Анне-Мари Кивимяки с группой Suistamon sähkö. Знаете, всегда приятно, когда люди строят свой образ на юморе. Анне вышла на сцену в меховой шапке, отороченной искусственными цветами, и в халате продавщицы тёти Зины из соседнего магазина. При этом вторая певица играла на русской гармошке «Улыбка». Они настолько мастерски пели, что отойти от сцены было невозможно…

- …А великолепная «Orkestar Bordurka»…

– …которая всех буквально снесла знанием и пониманием балканской музыки! Эти прикольные настоящие горячие финские парни выдавали со сцены шутки, байки, шарады и цирковые номера, потому как у группы богатое цирковое прошлое. Они дали, если не ошибаюсь, около полутора тысяч выступлений на цирковой арене.

- Тогда откройте карты, Павел – кто из финнов зажжёт нынче?

– Держите первого козыря. Год назад я участвовал в российско-финском культурном форуме в Питере и увидел «Frigg», которая представляла Финляндию, она считается любимой группой финского премьер-министра. На сцену вышли молодые ребята в джинсах, клетчатых рубашках, кедах. Они сыграли в норд-грасс-стиле практически все мировые фольклорные кодовые мелодии и сделали это потрясающе. То, что они к нам приедут – заслуга Министерства культуры и образования Финляндии и вышеупомянутого Союза народной музыки.

Будут ещё два коллектива, не менее интересные, настоящие зажигалки. Кстати, мы исполним пожелания тех зрителей, которые приходили на «Кукушку»-2016 и просили, чтобы в Выборг снова приехала Пиа Раск и группа Oltermen из Савонлинны – нынче они снова приедут.

- А российские тузы?

– По традиции выступит Дед – это любовно-уважительное прозвище Старостина в мире фолка – в составе трио «Проще простого». Каждый из исполнителей – яркая, феноменальная личность с громадным творческим багажом. Второй хедлайнер «Кукушки» со стороны России – известная далеко за пределами Санкт-Петербурга группа «Отава Ё»; ребята играют народные песни в стиле фолк-фьюжн и весьма популярны среди молодёжи. Достаточно сказать, что недавно они вернулись с гастролей по Японии, успели выдать на-гора в питерской фанзоне перед матчем Бельгии с Англией накануне финала чемпионата мира по футболу. Этот коллектив идёт буквально нарасхват!

Выступит также москвич Борис Базуров. Он называет себя «прогрессив-фолк-музыкант», играющий свою музыку, которая, тем не менее, базируется на архетипах. Он играет на современных модифицированных электронных инструментах. Один из них называется гуслетар – «сплав» русских гуслей и индийского ситара, можете себе представить? Это весьма яркое и очень персональное звучание.

Об остальных говорить не буду. Скажу лишь, что публику ждёт много сюрпризов: исторические бальные танцы, мастер-классы, этнографический театр, старинная музыка в музейных интерьерах, встреча с известными российскими писательницами и так далее. Мне бы не хотелось рассказывать обо всём подробно – пусть интрига сохранится.

- Вот и гадай теперь!..

- Кто приедет в Выборг – точно не прогадает.

- Немногие знают, что «Кукушка» рождалась и оперялась с кровью. Поневоле хочется почти процитировать извечное: «Кто виноват, и что делать?..»

– Мы начинали с нуля в буквальном смысле слова. Два года назад, перед стартом проекта оргкомитету фестиваля удалось собрать требуемую сумму на сайте Planeta.ru. Да и люди помогали, чем могли – например, выборгские предприниматели привозили, кормили артистов. Мы увидели, что наш проект нужен, интересен, потому что на следующий год «Кукушку» уже ждали, подгадывали под неё свои выходные, отпуска. И министерство культуры РФ подписало наш проект, но финансирование пошло задом наперёд…

- Это как?

– Удивлены? Я тоже удивлялся. Мы столкнулась со странным фактом: чтобы подготовить и провести крупный общественно значимый культурный проект, его организаторы вынуждены брать кредит. То есть, деньги-то из бюджета выделяются, но приходят они, как правило, уже постфактум, и подчас весьма поздно. Как прикажете строить отношения с партнёрами, подрядчиками в этой ситуации? Ведь не все из них готовы идти на оплату своих услуг после того, как их оказали. Вы же не делаете так, придя в магазин за колбасой. Вы достаёте деньги из своего кошелька, платите и получаете товар. А здесь ты берёшь на себя огромную ответственность, рискуешь своей репутацией, своим личным кошельком – ради общего блага, поскольку мы говорим о культуре, которая никаких материальных дивидендов не даёт.

В общем, всё это действительно стоило большой крови и нервов. Кроме того, началась чехарда с Государственным Центром русского фольклора, который нужно было просто спасать – всё подробно освещалось в СМИ, повторяться не буду. Но нам было очень сложно в этих условиях ещё и выполнить наши обязательства перед партнёрами.

- Какой, по-вашему, должна быть схема финансирования культурных проектов со стороны государства – так, чтобы это было для людей?

– Думаю, государство должно заботиться о развитии своей национальной культуры, о развитии сознания своих граждан. Должно задать себе вопрос: как отвлечь людей от бесконечного онлайна, куда человек убегает от реальности в мир иллюзий, как направить его интерес к собственной корневой культуре. Посмотрите, к примеру, в какой одежде та же молодёжь приходит на фестивали. Это либо индусские мотивы, когда человек прожил какое-то время, скажем, на Гоа и привёз с собой отзвуки местных колоритов. Либо это ирландские мотивы, столь модные сегодня.

Людям комфортно в этой культурной среде, и я никого не осуждаю, это нормальный процесс. Проблема в том, что при наличии громадного культурного пласта своей родной страны люди его почему-то игнорируют. Почему так происходит? Вот об этом, на мой взгляд, нужно задуматься чиновникам, сидящим в высоких министерских креслах.

- Как известно, нынче проект «Кукушка» получил Президентский грант. Это серьёзно!

– Нам очень приятно, что Фонд президентских грантов понимает масштабность и перспективу проектов, несущих зёрна традиционной культуры, её духовное начало, и поддерживает их так, что мы, организаторы, получили возможность работать в нормальных человеческих условиях. Когда мы занимались оформлением заявки, мы постарались сделать это максимально прозрачно и убедительно. При этом не надо забывать о сложной международной обстановке и сопутствующих к тому событиях. Тем не менее, Фонд президентских грантов поддержал международный проект, увидев его суть. Такая прозрачность в области культуры для меня – как первая ласточка взаимоотношений нового типа. Это очень приятно.

- Регион как-то поддерживает «Кукушку»?

– Да, нынче мы получили поддержку и от комитета по культуре Ленинградской области. Не секрет, что порой развитие столичных фестивалей в регионах идёт со скрипом, ибо у людей возникает мысль – а что тут нужно москвичам? Но нам удалось найти общий язык; нынче мы обеспечены инфраструктурой, транспортом, охраной и другими крайне необходимыми для успешного проведения фестиваля вещами. Уже одно то, что «Кукушка»-2018 пройдёт на территории Выставочного центра «Эрмитаж – Выборг», говорит само за себя. Мы очень признательны, в том числе лично директору Выставочного центра Александру Костенко.

И ещё один момент. Интрига нашего проекта в том, что его идея не спустилась прямым указанием из Министерства, не руководящим и направляющим жестом. Идея витала в воздухе, была подхвачена и начала свой полёт уже как «Кукушка». Поэтому нам потребовалось время, чтобы продвинуть проект, убедить представителей власти, что он нужен, перспективен и жизнеспособен. Это было сложно, тяжело, и это тоже понятно.

- Не зря же финны говорит, что они верят на третий раз.

– Финны признают и поддерживают наш фестиваль. Их участие – а они приняли это решение уже с первого раза! – подкрепляет нас в убеждении, что «Кукушка» имеет многообещающую перспективу. Я думаю также, что местные и региональные власти, в том числе представители культурного сектора понимают значимость проекта, который поднимает на щит традиционную культуру. Одним словом, «критический возраст» пройден; думаю, что наш фестиваль будет становиться глубже, интереснее, многопрофильней. И теперь самое время сказать: Tervetuloa Kukushka-festivaaliin!

- В смысле – добро пожаловать на «Кукушку»?

– Именно!

МарфаFOLK, timeofart.ru

07/10/2016 - 17:56   Микс   Анонсы, Этно и world-music
15 октября в Государственном геологическом музее состоится прогрессив-фолк фестиваль «Свояси» с участием Бориса Базурова, Хелависы, «Волги», «Two Siberians», «Рады и Терновника» и др.

Фестиваль «Свояси» объединил музыкантов, поэтов и учёных, в творчестве которых есть стремление не столько использовать этнику и фольклор в качестве прямых первоисточников, а, скорее, выработать архетипические формы для современной и будущей жизни древних мелодий, текстов и языка.

Свояси

«Прогрессив-фолк «Своясей» есть жанр живой и развивающийся, не слепо копирующий аутентику, а дающий ей новую жизнь, - говорит организатор фестиваля, известный стикист Борис Базуров. - «In progress» дословно - «в стадии реализации», т.е. в движении и развитии. И дело здесь не столько в выборе средств выразительности, а в способности не потерять самое главное, не боясь при этом экспериментов и новизны!»

Участники фестиваля 2016 года:

  • проект «Волга» с Анжелой Манукян,
  • кандидат филологических наук Наталия О’Шей, более известная под сценическим псевдонимом Хелависа, лидер группы «Мельница»,
  • инструментальный дуэт Артёма Якушенко и Юрия Матвеева «Two Siberians»,
  • Борис Базуров с своим новым стиковым экспериментом.
  • лауреат премии Grammy Юрий Балашов, Рада Анчевская и её «Терновник»,
  • дарк-фолк группа «Очелье Сороки» и проект «Гудимир»,
  • Роман Ломов со своими казаками из ансамбля «Люди Вольные»,
  • историограф Олег Фомин-Шахов с народно-оперным проектом «Злыдота» и родственный им авант-фолк дуэт «Потир», вокальный дуэт «Пора»
  • Владимир «Лирник» Абаньшин,
  • исполнительница старинных украинских духовных стихов Наталия Сербина, актер и гусляр Александр Коньшин.

Фестиваль «Свояси» имеют двух своих предшественников: уже проходивший в стенах Музея им. Вернадского фестиваль прог-фолка “Shadowmine” весной 2015 года и фестиваль, открывавший абонемент Московской Государственной Филармонии «Соединяя времена», прошедший в Камерном зале МГАФ в конце 2013-го.

Автор идеи и ведущий – Борис Базуров, художник – Юрий Балашов.

Фестиваль состоится 15 октября в Folk Festival Hall Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН (Моховая улица, 11к11), начало в 16 часов.

29/03/2015 - 03:20   Микс   Рецензии, Джаз, Этно и world-music
Необычно в этой пластинке почти все. И обращение к неоконченной опере Мусоргского «Лейб-Кампанцы», и неугомонный прогрессив на диковинных инструментах.

2015. CD, ArtBeat Music
Жанр: world, прогрессив, экспериментальная

Борис Базуров давным-давно имеет право на любые эксперименты. Когда-то он солировал в ансамбле народной музыки п/у Д.Покровского, с тех пор написал много музыки для театра и кино, стал самым известным российским стикистом (стик — длинный и широкий гриф электрогитары с 8-12 струнами, позволяющий играть тэппингом сразу несколько партий одновременно), а затем изобрел собственный инструмент гуслетар, гибрид стика и русских гуслей.

Где-то в 2000 году Базуров обратился к недописанной Модестом Мусоргским опере «Лейб-Кампанцы». В архивах сохранились только нотные наброски двенадцати тем народных песен, которые Мусоргский собирался использовать в опере по мотивам пушкинской «Капитанской дочки». Лейб-кампанцы — это гренадерская рота лейб-гвардии Преображенского полка, которая разгромила пугачевский бунт. Другое название этой драмы - «Пугачевщина». Именно под таким названием вышла симфоническая увертюра Базурова, однако нигде тогда не прозвучала.

А теперь «Пугачевщина» из симфонической увертюры превратилась в этно-прогрессив, и стала опорной композицией нового альбома Базурова и Ко. Неожиданное преображение, если не вспоминать о том, насколько Мусоргский органично перерабатывается самыми разными музыкантами, от Emerson, Lake&Palmer до Tangerine Dream, от Майкла Джексона до «Сектора газа», а последней удачной реинкарнацией стала джазовая пьеса Алекса Ростоцкого.

Борис Базуров [experience] умудрился соединить вполне привычные приемы прог-рока с симфонической феерией — тут звучат оригинальные колоколы из архивов, электронная скрипка Георгия Осмоловского, электронные струнные пады, африканская перкуссия Михаила Соколова, используются вокодеры, и торжественно-надрывно звучит голос самого Базурова. Увертюра «Пугачевщина» явно встанет наравне с лучшими обработками Мусоргского, это великолепная работа.

Что касается остальных девяти треков, то они производят не столь однозначное впечатление. Русские народные песни «Не по морю» и «Торопанишка», в отличие от «Пугачевщины», оказались почти лишенными аутентичной мелодики, а их эпическая суть обесценилась из-за не до конца ясной дикции — слова зачастую просто не разобрать. Музыканты-то шикарные, они много чего накрутили вокруг, очень интересно улавливать то потрескивания перкуссии, то тяжелую поступь гуслетара а-ля King Crimson... Но народные песни все равно жалко.

Большая же часть треков — авторские композиции Бориса Базурова. Они выдержаны в чистом этно-прогрессиве, буквально эталонном. World-специфика и необычный инструментальный состав дают им порой удивительные привкусы. «Стояло солнышко», например, только во вступлении использует несколько тем, а вокальная партия стартует с дополнительной «ступеньки». Рваный ритм и почти джазовые импровизации этого альбома перекликаются порой с нынешней Инной Желанной, но куда более жизнерадостней. Ошибки, впрочем, тоже схожи — народные или псевдо-народные вокальные мелодии существуют сами по себе, а остальные музыканты играют сами по себе. Это великий грех для композиции, скажет любой педагог или композитор. Мелодия требует развития, и это знают даже бабушки в деревнях, поющие аутентично. В свое время прогрессив потерял много слушателей из-за нежелания или неумения музыкантов работать с мелодией и композицией. Потому есть подозрение, что и этот альбом не всякий дослушает до конца.

И все же мы имеем прекрасный образец современного этно-прогрессива высочайшего класса. Пусть авторские треки проигрывают безупречно выстроенной композиционно «Пугачевщине» (это заслуга не Мусоргского, а именно Базурова!). Но Мусоргскому проигрывать не зазорно. Битва интереснее результата. «Пугачевщина» как альбом состоялась, и будет интересна широкому кругу ценителей прог-рока, world-music и джаза.

Оценка: 8 из 10

Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

Быстрый поиск:
20/03/2015 - 01:22   Микс   Этно и world-music
Этно-прогрессив альбом «Пугачевщина» выходит на лейбле ArtBeat Music.

Эксклюзивность проекта обусловлена, прежде всего, составом исполнителей, зарекомендовавших уже себя на отечественной и мировой сцене в жанрах этно-рок и фьюжн.

Борис Базуров - музыкальный продюсер, композитор, автор текстов, единственный отечественный стикист, представленный на официальном сайте калифорнийского производителя www.stick.com и за короткое время, начиная с 2010-го г., получивший положительные отзывы первых лиц жанра и прессы мировой прогрессивной музыки (Emmett Chapman, John MacLaghlin, Tony Levin, Adrian Belew, John Collinge etc), автор гибридной русской версии инструмента «Гуслетар/PsaltyStick», этномузикологист и фольклорист с 35-ти летним стажем, игравший еще первые легендарные джемы с Алексеем Козловым и «Арсеналом» в олимпийские 1979-80 гг. в составе ансамбля Дмитрия Покровского и сольно.

Георгий Осмоловский – скрипач, пионер скрипичного fusion в СССР, участник проекта Б. Базурова «Народная Опера» (1986-96 гг), а так же в течение пятнадцати лет всемирно известного джаз-мануш трио «Loyko». Игру виртуоза положительно оценивали в разное время Гидон Кремер и доктор L.Subramaniam, с которыми он встречался на самых престижных фестивальных и концертных сценах за рубежом.

Михаил Соколов – легендарный барабанщик и перкуссионист проектов Ивана Смирнова, Игоря Саруханова, Александра Серова, групп «Калинов Мост», «Если», мордовской world music группы «Oyme» и др.

Оформление альбома в форматах LP&CD сделал Юрий Балашов - участник проекта Boris Bazurov [experience], лауреат американской премии Grammy 1996 г. за художественное оформление (cover design) последнего диска Frank Zappa “Civilization Phaze III”.

Уникален и состав инструментов трио:

- Борис Базуров – графитовый chapman stick with midi, гитарные синтезаторы и процессоры, графитовая реплика новгородских арфовых гусель 13-го века с процессорами, гуслетар/псалтистик собственного изобретения, вокал, вокодер, перкашн и этно-инструментарий.

- Георгий Осмоловский – скрипка, электронная скрипка Zeta с процессорами, смоленский смык-скрипица (реплика 18-го в.), перкашн

- Михаил Соколов – барабаны, восточная и африканская перкуссия, электронная авторская система «body drum».

- Музыкальный продюсер – Борис Базуров

- Исполнительный продюсер – Николай Богайчук

Материал, представленный в альбоме, тяготеет к жанру русского этно-прогрессив рока с элементами фьюжн. Центральный трек – увертюра Б.Базурова «Пугачевщина» на этнические темы последнего нереализованного оперного проекта Модеста Мусоргского «Лейб-Кампанцы». Семплерная партитура была уже номинирована на премию «Эвридика» в области аудио-визуальных искусств и получила рекомендации ведущих оперных специалистов еще в 2001-м г. Теперь увертюра сыграна в жанре «classic progressive», весьма востребованном на современной фьюжн-рок сцене.

Трек-лист Борис Базуров [experience] - «Пугачевщина»

1. Из-под города Мурома (музыка и слова Борис Базуров)

2. Стояло солнышко (музыка и слова Борис Базуров)

3. Ай, да не заря (музыка и слова Борис Базуров)

4. Пугачевщина. Увертюра (музыка Модест Мусоргский и Борис Базуров, слова народные)

5. Как под Киевом (музыка Борис Базуров на основе народной мелодии, слова народные)

6. Торопанишка (народная песня, аранжировка Борис Базуров [experience] )

7. Уж ты, Ванька (музыка и слова Борис Базуров)

8. В лесополосе (музыка и слова Борис Базуров)

9. Не по морю (народная песня, аранжировка Борис Базуров [experience] )

10. Старичишко (музыка и слова Борис Базуров)

Быстрый поиск:
02/04/2014 - 00:42   Микс   Этно и world-music
Новая программа известного этно-прогрессив проекта «Boris Bazurov [experience]» называется «Как под Киевом, под Черниговом!...»

Она будет презентована 17 апреля в московском клубе «Б2».

Самый известный русский исполнитель на чепмен-стике соберет в новой программе песни восточно-славянской общности: черноморские былины и старины Киевского цикла, календарные обрядовые, казачьи протяжные и плясовые на слова русских и украинских классиков, старинные народные и новые «рок-скоморошины».

Boris Bazurov [experience]

Основная идея 75-минутной программы, по словам Базурова - антивоенная, антикоррупционная тематика, преломленная сквозь фольклор, небылицы, пословицы и поговорки эпохи модернизации XXI века.

В проекте «Boris Bazurov [experience]» участвуют:

Борис Базуров – графитовый чепмен стик с midi, графитовые древнерусские гусли, процессоры, лидер-вокал, вокодер, перкашн.

Георгий Осмоловский – электро-скрипка, мульти-процессор.

Михаил Соколов – барабаны и перкуссия.

Быстрый поиск:
06/11/2013 - 02:03   Микс   Этно и world-music, Между жанров
1 декабря в филармонии состоится уникальный экспериментальный концерт Бориса Базурова и звезд world-music.

Стартовавший три с небольшим года назад, новый этно-прогрессив проект Бориса Базурова «Boris Bazurov [experience], по достоинству оцененный и авансированный журнальными публикациями в России, США и сетевыми откликами первых лиц тач-гитарного жанра, но пока не принятый отечественными world music фестивалями, неожиданно нашел поддержку в наиболее серьезной и снобистской среде Московской академической государственной филармонии.

описание
описание

Это неудивительно, так как музыкант «хронически» пишет только для музыкантов, подчас инспирируя целые жанровые направления, начиная с середины 80-х. И не слишком заботится о широкой публике, бескомпромиссно предлагая достаточно сложный музыкальный язык. Джем с легендами King Crimson, попадание в десятку наиболее упоминаемых стикистов мира, расширенные профессиональные дискуссии на центральных профильных форумах – хороший старт очередной творческой «жизни» зрелого музыканта, не желающего мириться с титрами «game over».

Абонемент № 173 Московской филармонии был придуман Базуровым совместно с солисткой ансамбля «Мадригал» Анной Тончевой, куда была приглашена так же и группа Сергея Старостина.

Три концерта, три подхода. Формат выступлений ансамблей Тончевой и Старостина достаточно традиционен даже для этой сцены (аутентика в акустическом аранжементе).

Что касается эксперимента Базурова, то мы вряд ли услышим форматную российскую музыку, просто познакомившись с интереснейшим составом исполнителей, где превалирует мощная электронная составляющая. Прогрессив фолк – нечастый гость в филармонии.

Не имеющие аналогов музыкальные инструменты, психоакустически перфектный звук от Bose, реализованная импровизационная музыкальная свобода разных эпох, 13 музыкантов на сцене, среди которых лауреат премии Грэмми 1996 г. и чемпионка мира 2013 года – таков этот концерт-фестиваль.

Первый концерт Boris Bazurov [experience] пройдет 1 декабря в Камерном зале Московской академической государственной филармонии. В программе - авторская вокально-инструментальная импровизация на основе аутеничной этники, древнерусского эпоса и стихов эпохи русского авангарда с использованием модернизированных копий средневековых инструментов, а также новых современных инструментов и электронных технологий.

Выступают:

- Борис Базуров (графитовые гусли, chapman stick, live midi, этно-вокодер, варяжский рог, владимирский рожок, варган, перкашн, вокал)

- Михаил Соколов (перкашн, боди-драм, барабаны)

- Лауреат премии GRAMMY за 1996 г., саунд-дизайнер Юрий Балашов (электроакустический этно-хордофон «сукозвук»)

- Лауреат международных конкурсов, обладательница Первой премии Кубка мира Международной конфедерации аккордеонистов (CIA) за 2013 г. Клавдия Тарабрина (электронный V-аккордеон)

- Роман Ломов (владимирские рожки, волынка, народные ударные, этнические аэрофоны, балалайка, гусли, гудки, вокал)

- Владимир «Лирник» Абаньшин (колесная лира, рожки, вокал, скрипка)

- Олег Фомин-Шахов (гусли, аэрофоны, гудки, вокал)

В программе принимают участие вокалистки групп «Народная Опера», «Очелье Сороки» и студии ЭКСМИ КЦ «Белые Облака»: Нина Александрова, Юлия Новопашина-Мирзоян, Ульяна Шулепина, Елизавета Чайкина, Полина Пономарева, Жанна Волынская и другие.

Быстрый поиск:
18/10/2011 - 04:08   Микс   Этно и world-music
Если очертить отличие фестиваля «Этносфера» от прочих этно-фестивалей, то критериев будет два: высочайший профессионализм и страсть к импровизации.
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова, и с тех пор проходит 1-2 раза в год, после чего оставляет превосходные видеозаписи, с любовью издаваемые на DVD. «Чтобы можно было показать, что в России есть качественный продукт «с корнями» - качественно задуманный и качественно сыгранный, сведенный, отснятый, смонтированный. Который не стыдно показать и у себя в стране, и за рубежом. Высокопрофессиональный продукт», - формулирует в интервью Сергей Филатов.

Нынешний фестиваль стал двухдневным, и прошел в бард-клубе «Альма-Матер» (бывшем «Джаз-Тауне»). Сколь ни дивись громкости и уважаемости имен, выступающих на «Этносфере», но нынешний звездопад, кажется, превзошел все предыдущие. Один только приезд Аркадия Шилклопера и его совместный сет с гуру российского этно Сергеем Старостиным чего стоит!

День первый

Ведущим первого дня стал лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев. Он, хотя и путался в именах-заслугах артистов и даже в названии фестиваля, сумел передать теплоту отношения к уникальным музыкантам. Щупал диковинные инструменты, вспоминал смешные истории, связанные с выступающими артистами. А начали-то с детей. Детский необыкновенно серьезный хор Сирина и задорный девчоночий ансамбль «Веретенце» проложили путь основательному проекту «Фолк-тайм» из выпускниц РАМ им. Гнесиных с солидной прибавкой из битбоксеров. Густой грув с ритмичными распевками завершился едва ли не молдавскими плясками, которые на поверку оказались песней некрасовских казаков.

Филатов
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова,

Один из побочных и при этом прекрасных проектов, рожденных «Этносферой», - «Bio – trio» в составе: Сергей Филатов, Сергей Клевенский и Таисия Краснопевцева. Необыкновенно прозрачная музыка, кроёная элегантными фортепианными пассажами, неуемным сопением дудок и прочих духовых и, конечно, чистым серебристым голосом Краснопевцевой. Колыбельная «Спать ложися», энергичная «Ладушка» или солдатская песня «Доля моя» звучат одинаково интеллигентно, без единой лишней ноты, как творения умелого скульптора, отсекающего все лишнее. Даже волынка в пьесе «Лунапарк» звучит не привычно-ирландски, а скорее трубным зовом в ошеломляющей пустоте бытия.

«Этносфера» - это еще и мастер-классы. Сергей Старостин размышлял о предназначении музыканта. «Мне уже много лет, и потому мне не все равно, что петь. С годами я начал задумываться, в чем самая суть народного пения. Не секрет, что многие батюшки, вплоть до высших иерархов, обрушиваются на народную культуру, упрекая ее в изначальном язычестве, до сих пор не изжитом. И наш народ до сих пор не совсем христианский, поклоняясь одновременно одному Богу и многим богам. Какая-то доля правды в этом есть. Есть ли противостояние с заповедями Христовыми? Я начал искать ответ в текстах песен, которые сам пою. И пришел к выводу, что никакого противоречия нет. Свод народных песен – те же заповеди. В народных песнях концентрируется мудрость, которая помогает человеку прожить, выжить, несмотря на самые тяжелые условия существования. По сути, это та же христианская мораль, заповеди…».

Ансамбль «Горница» и Театр Песка Сергея Назарова показали театрально-музыкальную композицию, посвященную вспыхнувшей любви между Стенькой Разиным и полоненной им персиянкой. Технические сложности помешали достойно ее исполнить, но «Горница» не растерялась и… еще раз спела ее, уже безупречно и драматично.

Еще одна звезда мировой музыки «Волга» продолжила фестиваль прошением воды, заговором пьянства и вечно актуальной песней «Жито». Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре.

Волга
Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре

Звездную череду перенял человек-оркестр Борис Базуров. Один только изобретенный им гуслетар, мрачноватый мутант из чепмен-стика и гуслей, создает неповторимый гулкий саунд, а в помощь приходили варган и тамбурин (по нему Базуров отстукивал ногой). Протяжные песни о непростой доле трудового люда в исполнении характерного вокала Базурова показались еще более беспросветными.

Сергей Филатов сыграл лирическую пьесу с этническими мотивами, после чего вместе с вездесущим Клевенским присоединился к коллективу Алексея Сахарова: квинтет девушек в сопровождении скачущего рояля и мирно похрипывающего контрабаса с перкуссией.

И вот выход долгожданных Шилклопера и Старостина. Они сыграли вместе две композиции на альпийском роге и духовых из безбрежного арсенала Старостина, разделенные любимым соло-дивертисментом Шилклопера на валторне. Пожалуй, более интригующим было бы единение валторны с вокалом Старостина. Но и инфернальный альпийский рог исполинских размеров оказался чутким и достойным импровизатором в песнях Старостина.

Шилклопер
И вот выход долгожданного Шилклопера

Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова. Особенно тепло зрители встретили юморной (и крайне технически изощренный) «Блюз на 7/16», приправленный непременной байкой от Измайлова.

День второй

Второй день фестиваля «Этносфера» открыло трио культового гитариста Ивана Смирнова, отчаянно опаздывавшего на поезд в Вологду и, кажется, все-таки на него опоздавшего. И здесь не обошлось без вездесущего Клевенского! Смирнов был в ударе, рассыпал виртуознейшие пассажи, и словно ощущал себя на ромашковом поле, лучась доброй энергией.

Алексея Кортнева сменили в качестве конферансье Сергей Старостин и известный бард Андрей Козловский. Отчаянно балагуря, они представили акустическую ипостась ансамбля Zventa Sventana, с сибирским гусляром Дмитрием Парамоновым. Получилось крепкое трехголосие: спетый дуэт Тины Кузнецовой и Алены Романовой мягко слился с нервным высоким голосом Дмитрия. Песня Белгородской области «Мы пойдем с тобой, Машутка», протяжно-акапелльная «Ой же ты разлука» или плясовая «Дорогая-дорогой» одинаково свежо продемонстрировали современные трактовки народной песни «без рока». Зато не без плясок.

Руководитель «Сирина» Андрей Котов и Сергей Филатов затронули другую, не менее важную, область русской культуры. Духовный стих «Душа моя прегрешная» прозвучал в «этносферовском» формате: возвышенный духовный глас и чуткая фортепианная импровизация.

Бас-гитарист Антон Горбунов – немногий из породы солирующих и импровизирующих (это ключевое для фестиваля понятие) басистов, - сыграл композицию при помощи лупера (в прошлый день им же блистательно пользовался Энвер Измайлов), затем к нему присоединился… нетрудно угадать, Клевенский, и вдвоем они выдохнули, иначе не скажешь, медитативную композицию «Желтая река».

Одна из лучших отечественных этно-поп групп «Ойме» во главе с энергичной моделью-певицей-красавицей Ежевикой немедленно ошеломила задорностью и римтичностью мокшанских и эрзянских (это всё народы Мордовии) песен. Ежевика, потрясая ритуальным посохом с колокольчиками под названием люляма, объяснила, что это символ мужского плодородия, и стоит мужчине постучать им о землю, стоит ждать прибавления в семействе. Многодетный Старостин стучать тут же вежливо отказался. Зато сама Ежевика стучала лялямой весело и грозно, в такт изощренной перкуссии Михаила Соколова. Песни о наступлении весны, о парне, укравшем сердце девушки, о проблемах во взаимоотношениях с «собаками» - свекром и свекровью, призывы «Пойдем с нами, девки, сено воровать!» - все это и в инструментальном исполнении (с щедрой подложкой-плейбеком), и в акапелльном варианте звучат порой как откровение. Столь чистого преломления аутентичной мелодики в современной трактовке еще поискать, а уж для мордовской традиционной культуры – глоток свежего воздуха и по-хорошему экспортный продукт. Завершила «Ойме» скандированием пожелания благополучия «Паст щан готь!» и детской песенкой «Дятел».

И снова на сцене «Bio – trio». Одна из композиций трио навеяна звуком просыпавшихся кофейных зерен. «Это случилось на гастролях, Таисия варила кофе, и услышав звук зерен, Филатов тут же бросился к роялю!» - рассказал Клевенский. И, действительно, фортепианные арпеджио в «Кофе с молоком» очень напоминают этот знакомый звук, сложившийся в мелодию, ставшую стандартом для коллективной импровизации (куда без нее?).

Иван Купала
На основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом

Еще два мастер-класса провели в Малом зале клуба танцевальный коллектив «Туда-сюда» и музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов.

Вскоре на основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом и премьерой песни «Искорка», которая войдет в долгожданный новый альбом группы. Музыканты обещают выпустить его уже нынешней осенью.

Проект «Груня» предстал в этот вечер отнюдь не привычной этно-поп гранью, но скорее акустическим минимализмом. Даже солистка группы то и дело уходила со сцены, уступая место страстным импровизациям гитариста Виталия Кися и Сергея Филатова. Вдвоем они исполнили пьесу «Лес», с которой 13 лет назад началось их плотное сотрудничество, да сам Кись сыграл сольную композицию. Его жена Елена Кись, она же Груня, сосредоточилась на украинских народных песнях. А затем, как это было уже на фестивале 2007 года, подключили к музицированию юного перкуссиониста Виталия Кися-младшего.

Послевкусие

Фестиваль «Этносфера» стал своего рода феноменом. Это и не джазовый фестиваль, хотя в нем очень много джаза. И не фолк-фестиваль, хотя на нем звучит немало народных песен, в том числе в практически аутентичном исполнении. «Этносфера» заняла экологическую нишу русской музыки для подготовленного слушателя. Интеллигентного и думающего. Нынешний фестиваль прошел при поддержке Правительства Москвы, и очень важно, чтобы это уникальное культурное явление продолжило существовать.

Гуру КЕН
Фото - Светлана Мальцева

Еще фото:

Груня
Елена Кись сосредоточилась на украинских народных песнях.

Zventa Sventana
Zventa Sventana

Иван Смирнов
Иван Смирнов

Энвер Измайлов
Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова

Шилклопер
Дуэт Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина

 Сергей Клевенский
Сергей Клевенский

Иван Купала
Музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов провел мастер-класс

Страницы