фестиваль «Кукушка»

29/07/2020 - 00:21   Mix   Концерты, Этно и world-music
В Ютьюбе прошел очередной этно-фестиваль «Кукушка», который обычно проводится в Выборге.

В трехдневном фестивале приняли участие 22 коллектива из России, Ирландии, Финляндии и Германии. Фестиваль прошел в пятый раз, и из-за пандемии коронавируса вынужден был отменить все живые концерты. Музыканты присылали свои лучшие концертные видеозаписи, и на канале World Online Fеstival три дня шли их трансляции. 28 июля состоялся гала-концерт лучших.

«Настанет момент, когда люди перенасытятся интернет-жизнью и вернутся в обычную реальность. Но за это время интернет глубоко проник в нашу жизнь. Если у фестиваля есть живущая своей жизнью онлайн-версия - это только прибавляет ему очки, ведь он становится ещё более ярким и доступным для большего количества людей. Есть ещё один важный момент: онлайн-трансляции концерта во много раз увеличивает и аудиторию основного фестиваля. К публике, присутствующей в зале или на большой open-air площадке, присоединяются люди, живущие в разных точках мира. Представляете, какой может быть аудитория таких шоу?», - размышляет основатель «Кукушки» Павел Коротков.

«Кукушка 2020»

Список участников фестиваля «Кукушка 2020»

  • Talomerkit (Россия, Санкт-Петербург)
  • Маук Этно-Культурный Комплекс Вереск (Россия, Выборг)
  • Дикарь Shu (Россия, Санкт-Петербург)
  • Юрий Жук и Алина Репецкая (Россия, Петрозаводск)
  • Pekko Käppi (Финляндия, Тампере)
  • Declan Kennedy (Ирландия, Дублин)
  • Старая Деревня - мастер-класс по игрушке (Россия, Санкт-Петербург)
  • Skylark (Россия, Петрозаводск)
  • МинДаль (Россия, Санкт-Петербург)
  • DarkRiver (Россия, Выборг)
  • Рабо́р (Россия, Кострома)
  • The Lost Soul - Sijaton Sielu (Финляндия)
  • Русский Бэнд (Россия, Санкт-Петербург)
  • Кукушкин Баритон (Россия, Москва)
  • Андрей Держи (BEATовка) (Россия, Екатеринбург)
  • Марина Рахимжанова (Россия, Краснодар)
  • Musica Ex Tempore (Германия, Берлин)
  • Дара Яра (Россия, Москва)
  • Корела (Россия, Санкт-Петербург)
  • zZzMmM (Россия, Москва)
  • The Settlers (Россия, Санкт-Петербург)
  • Ольга Зрилина (Россия, Москва)
  • Eero Grundström (Финляндия, Тампере)
Быстрый поиск:
14/08/2018 - 20:58   Mix   Концерты, Джаз, Этно и world-music
Третий по счету фестиваль русской и финской культуры «Кукушка 2018» прошел в Выборге не где-нибудь, а около местного Эрмитажа. Звезды этно-музыки выступали в фантастическом по видам местечке: зеленая травка, вид на море с портовыми кранами и сразу две сцены, главная и малая.

Этот третий получил серьезную поддержку от государства: Президентский грант в размере 1,7 млн руб, еще 100 т.р. от Ленинградской области, да еще консульство Финляндии помогло с аппаратурой. Отец-вдохновитель — Сергей Старостин, наше все в русской этнике и по совместительству глава Российского Фольклорного союза. А движущая сила — Паша «Африканда» Коротков, известнейший фолк-музыкант, к тому же женатый на этнической финке. Да и где, как не в Выборге, такое вообще делать?

Состав музыкантов подобрался на зависть любому фолк-фестивалю. Помимо самого Старостина и его «Проще простого», приехали европейские уже звезды «Отава Ё» (Питер), нашумевшая «Карелия» (оттуда же), изысканное этно-джазовое New folk trio с Натальей Скворцовой (Москва), легенда русского фолка Борис Базуров Сотоварищи (Москва), прекрасные местные фолк-коллективы, плюс финские супер-группы Accrowbatics и Frigg.

Пресс-конференция
Пресс-конференция

Вообще-то логичным было спросить у оргов, зачем такое разнообразие — есть же, в конце концов, мощная финно-угорская культура в России, весьма гармонично соотносящаяся с финским разнообразием. А именно таких на фестивале вроде как почти нет! Сергей Старостин ответил, что целью было показать лучших на пространстве европейской России, а Сергей Коротков добавил, что первые фестивали начинались именно с финно-угорской эстетики, но затем решили демонстрировать все самое лучшее. Так и получилось, забегая вперед, но без местного фольклора никак не обошлось — особенно поразил семейный ансамбль «Рёнтюшки» из дер. Рапполово, исполняющий почти аутентичную музыку ингерманландских финнов…

«Рёнтюшки»
«Рёнтюшки»

Кстати, на фестиваль «Кукушка» приехали еще глава Фольклорного союза Финляндии Пяйви Юленен-Виири и консул по культуре и СМИ генконсульства Финляндии Анна Лайне. Так вот, Пяйви Юленен-Виири рассказала, что Фолксоюз Финляндии работает по системе государственных грантов от правительства, и немалая доля от них достается самим музыкантам — на визы, проезд в разные страны, помощь в гастролях.

Первый день 11 августа стал главным концертным днем фестиваля. Его открыл «Донской дуэт» из Москвы, весьма именитый — Дмитрий Морозов руководит народным хором Гнесинки и Центром русского фольклора ГРДНТ имени В.Д. Поленова, дуэт стал финалистом «Музыки Земли 2017». Это вполне узнаваемая донская протяжная песня с казачьими аллитерациями и кристальной чистотой нот. Им только дай попеть. На малой сцене во дворике Эрмитажа-Выборг они устроили целое казацкое шоу. А из местных коллективов запомнился выборгский DarkRiver, этно-фьюжн на тему старинных песен, дрейфующий к ирландско-кельтской основе. Средневековый стоицизм «ДрабгрИбори» (авторские песни!) тоже вызвал искреннее уважение.

Действо морскими ветрами то и дело сдувало на зеленую поляну, там питерский Театр народной драмы устраивал забавные хэппенинги с саблями и погребением есаула и девицы. А «Выборгское бальное общество» выводило настоящие бальные танцы с должной чопорностью. На малой сцене немалое количество зрителей собрал зажигательный театр «Папьемашенники» (Петербург), над приключениями Петрушки хохотали и дети, и взрослые.

Хедлайнеры не оплошали. Заминку вызвала разве что редко концертирующая «Карелия», лучший новый word-music проект 2017 года по RWMA, которая даже после 3,5 часового саундчека/репетиции не смогла быстро настроиться. Ника Гаврилова не обладает ярким или техничным вокалом, но очень искренно доносит свои переживания, заражая своим настроением зрителей. Еще в «Карелии» прекрасный валторнист Илья Леонтьев (солист Государственного Рогового оркестра), темперирующий динамический диапазон до невозможных будто величин.

После не очень сложившегося сета питерской Mozaika (даже европейский суперхит Ederlezi не зазвучал) феерически выступила хельсинкская Accrowbatics: четыре диатонических баяна (пара двухрядных и пара трехрядных), контрабас и гитара. Без перкуссии, хотя она тут очень даже напрашивается, - но музыканты непреклонны. Это принцип. На основе финского фольклора они создают зажигательные авторские композиции. Точнее, поначалу не очень-то зажигательные, но ощутив холодные ветра, заиграли именно что танцевальные. Тут кстати пришелся десант из финских туристов: они педантично плясали все, что положено, и с таким радужным выражением лиц, что усомниться в «счастье есть» было невозможно.

Accrowbatics
Accrowbatics

Откровенным хедлайнером стал, конечно, питерский ансамбль «Отава Ё». Тут танцевали все, и именно тут наблюдался аншлаг — более 600 зрителей перед сценой. И танцы. Частушки, наигрыши — все это в исполнении «Отавы Ё» превращается в зажигательный деликатный перформанс. Алексей Белкин успел рассказать, как песню «На речке, на речке» не любил Леонов и очень любил Данелия: «Но на съемочной площадке режиссер главнее!». Мастерство музыкантов действительно фееричное, хотя в группе нет супер-инструменталистов, они берут именно что коллективным драйвом. Что «Финская полька» («Извините, но у каждого народа есть песня, которую ассоциируют с ним, пусть она даже до смерти всем надоела»), что любая мелодия делается так, что это праздник всегда и навсегда. Фантастическая группа.

Отава Ё
Отава Ё

Патриарх русского фолка Сергей Старостин с Клевенским и Марио спел самые известные, наверное, свои песни. При этом умудрился вместо саундчека начитать несколько русских частушек и наговоров, аки рэп. Что вызвало бурную реакцию зрителей. Эталонное выступление, что уж там.

Frigg
Frigg

А вот от финского Frigg никогда не знаешь, чего ждать. Они обрушили на головы слушателей изысканный академический струнный сет в духе nordgrass (блюграсс в северной традиции). Лидер Алина Ярвелья была прекрасна, как всегда. Нюанс в том, что опять же никакой перкуссии, и от условного Грига расстояния никакого, все кристально чисто.

New folk trio
New folk trio

А в ночи выступили экспериментаторы. New folk trio погрузило в джазовые пертурбации Натальи Скворцовой фолковый вокал Евгении Савинковой (в поле остались уже сугубо эстеты), а Борис Базуров Сотоварищи сотворили целую прог-роковую симфонию — размеренные молоты Александра Брагина били как кувалды, и стик с гуслями Базурова чертил причудливые размеры вкупе с позвякиваниями перкуссий Антона Мартынюка. Это было более чем достойным завершением большой концертной программы «Кукушки 2018».

Борис Базуров
Борис Базуров

12 августа на фестивале прошли мастер-классы и лекции. А в лютеранском соборе Петра и Павла состоялась премьера «Таежной мессы» финского пастора Арво Сурво с участием хора им. Микаэля Агриколы. Это тонкая интерпретация христианских рун, собранных в Карелии и Ленинградской области, завершающаяся пронзительными перезвонами колоколов. В залах Эрмитажа в Выборге прошли конференции фольклористов, обсуждающих тенденции движения и будущее этники в России.

Этника в России действительно стоит на перепутьи, в отличие от Финляндии практически не поддерживаемая государством. Недавняя печальная история с Российским фольклорным союзом наложила свой негативный контекст. Тем важнее любые живые проявления адекватности и профессионализма, как на «Кукушке». И отдельное спасибо сайту газеты «Выборг», организовавшему прямые телетрансляции с площадки фестиваля, конечно.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Алексей ДЕНИСОВ и автор текста

07/08/2018 - 12:12   Mix   Интервью
Известный российский этнограф, мульти-инструменталист, телеведущий, собиратель и исполнитель русского фольклора считает, что как погода, так и сам фестиваль «Кукушка» порадуют публику. Сюрпризы будут только приятными!

III российско-финский фестиваль культуры «Кукушка»-2018 пройдёт 11-12 августа в Выборге в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг». Хедлайнер «Кукушки»-2018 Сергей Старостин поделился горячими пред-фестивальными новостями.

- В нынешнем году «Кукушка» проводится в партнёрстве с Выставочным Центром «Эрмитаж – Выборг». Что, по-вашему, оно даст обеим сторонам?

- Взаимовыгода очевидна. Историческое пространство Эрмитажа уже само по себе является «намоленным», имеющим свои определённые культурные традиции. На мой взгляд, его наполнение расширенным культурным контентом обогатит и «Кукушку» и площадку, на которой будет проводиться фестиваль. Будет звучать не только традиционная фольклорная, но и духовная, средневековая музыка, а также этно-фьюжн – современная форма воплощения традиционной культуры. Жанровая палитра «Кукушки» расширяется, это один из позитивных моментов развития фестиваля.

- В музейных интерьерах зазвучит старинная музыка на аутентичных инструментах. Вот вы, кларнетист по музыкальному образованию, играете на рожках, гуслях и других народных инструментах, в том числе старинных. И в Выборге есть исполнители, играющие на аутентичных инструментах. Насколько это, с вашей точки зрения, интересно и перспективно? Нужно ли вообще заморачиваться на эту тему людям, живущим в XXI веке? Время-то идёт вперёд, что-то неизбежно отживает, уходит…

- Если человек углублённо изучает старинные инструменты и старинную музыку, адекватно и правильно её исполняет – на доброе здоровье. В Европе мейнстрим средневековой музыки есть уже давно; успешно существуют барочные коллективы, их творчество востребовано. У нас же никто не запрещает реконструкторам воспроизводить одежду какого-нибудь исторического периода и региона, разыгрывать в данных образах эпизоды истории. Это познавательно, интересно, зрелищно.

Инструменты должны звучать, если они когда-то были. Сегодня есть знатоки и мастера игры на таких инструментах – почему же этому не звучать? Это привлекает не только простого слушателя. Подчас и профессиональным музыкантам, которые обжились в другом творческом поле, будет любопытно послушать такую музыку, пощупать сами инструменты, пообщаться с исполнителями. Чем шире фестиваль представляет жанровый спектр музыки, тем он привлекательней для публики.

- Есть ли в России коллективы, играющие на аутентичных русских народных инструментах?

- Конечно. Например, ансамбли владимирских, нерехтских рожечников, ансамбль «Русичи», ансамбль тверских рожков «Зубцы», играющий на реконструированных русских средневековых инструментах. Таких коллективов в России масса, и, уверен, на нашей «Кукушке» они обязательно сыграют.

- Про пушки и муз. Насколько сейчас приемлемо продвигать культурные идеи в пространстве, где все только и думают о своём вооружении, дабы защититься от реальных и выдуманных врагов? Имеет ли культура хоть какое-то значение в этот непростой период?

- В любом случае культура является послом мира и дружбы. Если мы говорим о тех государствах, которые сегодня находятся в оппозиции по отношению к России – как бы там ни проталкивалась идея изоляции нашей страны, но именно на уровне культуры пробиваются бреши, и общение происходит. Я думаю, что все, даже самые оголтелые политики прекрасно понимают важность этого момента. Невозможно перекрыть, обрезать все источники воды, и нужно сохранять, крепить связующие нити. Культура в этом процессе играет роль главного звена и естественной формы развития взаимоотношений между народами.

- Сразу вспоминается популярный советский хит: «Это песню не задушишь, не убьёшь…»…

- Да, возможно. В этом тексте есть хорошие слова «вторит песне той весь шар земной».

- В программе «Кукушки»-2018 обозначено выступление хоровых коллективов, поющих в храмах. Почему было принято решение поднять этот пласт культуры?

- Встречный вопрос: а почему мы должны ограничивать себя только фольклором? Чтобы проект успешно развивался, нужно по максимуму использовать художественный спектр – лишь бы это не было банальным, пошлым и примитивным. Расширение границ всегда дополняет, насыщает содержание фестиваля. Традиционная культура изначально содержит в себе духовную основу. В определённый исторический период появился жанр хорового искусства, который имел свой исток именно в церковной жизни. Он вышел оттуда в мир как одна из перспективных форм единения людей перед Богом через музыкальный язык. Церковный и фольклорный хоры не отменяют, а дополняют друг друга. Именно в хоре ярко звучит духовная основа традиционной культуры.

- Фольклорное хоровое пение – это импровизация?

- Не совсем. Когда мы говорим о традиционной культуре, в которой поют совместно – это ещё не хор с точки зрения современной науки. Никогда в традиции не пели по партиям; они появились в церковных и светских академических хорах. Это разные музыкальные технологии. В партии один голос поют сразу несколько человек, а в традиции такого не бывает. В фольклорном ансамбле голос одного человека может не совпадать с голосом другого. А это не совсем импровизация: здесь в рамках канона – определённого традицией музыкального поля – у каждого из участников коллектива существует свобода выбора и прочерченная этой свободой своя линия.

- Как же проявлялась эта свобода в пении?

- Обратимся к истории: исстари центром прихода было село, в котором стоял храм как место общей молитвы и единения. Туда приходили жители соседних деревень. Вне стен храма люди пользовались своей местной традиционной культурой – водили хороводы, встречали весну, провожали Масленицу, играли свадьбу. У них был свой жанровый набор традиционных обрядовых песен. Некоторые сельчане пели на клиросе духовно-служебную музыку. И традиционная культура накладывала свой отпечаток на исполнение: в разных деревнях, разных регионах страны эта музыка впитывала свои диалектные особенности. Она не была абсолютно канонической, выхолощенной, это было живое действо и исполнение. Её колорит в том и состоял, что в сельских церковных хорах пели деревенские жители – носители традиционной культуры.

- И в рамках «Кукушки» мы получим возможность прикоснуться к этим истокам, возможно, уловить что-то новое для себя.

- Имеющий уши да услышит.

- В нынешнем году у «Кукушки» ярче выражен местный акцент. Но жителям Выборга, наверное, интересно посмотреть-послушать столичных и зарубежных гостей…

- Конечно, фестиваль развивается. Но место его приписки – Выборг. Было бы странным не пригласить местные составы, которые, я знаю, по уровню содержания и исполнения вполне хороши. Развитие музыкального направления, которое тяготеет к традиционной культуре и опирается на неё – а это в основном происходит в городах – имеет разные векторы. Каждый выбирает для себя что-то одно. А фестиваль предлагает разные модели творческой палитры. Мне кажется, фестивальное время, предоставляющее возможность увидеть всю эту палитру, выступает аккуратным, деликатным педагогом. Артисты смотрят друг на друга, и это часто является не только поводом присмотреться к тому, что делают их коллеги, но и своеобразной творческой ревизией: «В тренде сейчас вот это, а не то, что я привык исполнять…». Творчество коллег по цеху помогает уловить, на каком уровне находишься ты сам, что можно поменять в себе, как обогатиться за счёт присутствия трендовых составов. Здесь нельзя ничего отрицать, не нужно ни от чего отмахиваться. Это же не конкурс, а открытое фестивальное пространство.

- Что вы думаете о дальнейшей перспективе проекта?

- Давайте сначала посмотрим, как «Кукушка» покажет себя в пространстве Эрмитажа. Если фестиваль пройдёт успешно – верится, что это будет именно так – будем думать о том, как более глубоко и всесторонне озвучивать, обживать это пространство. В конце концов, фестиваль должен обрести своё место. Мы знаем, что бывают путешествующие фестивали, не имеющие «порта приписки». Мне кажется, «Кукушка» должна обрести своё «гнездо» и обжить его обстоятельно, надолго, вникая в детали. Это как с домом: вы въезжаете в своё жилище, и всё встаёт на свои места. Вы понимаете, что здесь печь – место для хозяйки, а вон там место для хозяина, тут детский уголок, и так далее. Надеюсь, что взаимодействие с Эрмитажем даст свои положительные плоды, и после анализа прошедшего можно будет говорить о будущем.

- Словом «дом» можно назвать и весь Выборг.

- Конечно. Он может разойтись по разным пространствам, когда события фестивальной программы одновременно будут проходить и в Эрмитаже, и в библиотеке Алвара Аалто, и на городских улицах и площадях.

Город будет под крыльями «Кукушки». Но многое будет зависеть от заинтересованности властей – областного правительства, администрации Выборгского района, деятелей культуры этого региона. Почувствуют ли они интерес и перспективу нашего фестиваля? Всё будет зависеть от ресурсов и, в первую очередь, от желания это сделать.

- Проводить open air в Выборге – определённый риск. Зрители волнуются: как бы не было дождя!.. Между тем в вашей гастрольной практике неоднократно бывали случаи, когда удавалось останавливать дождь прямо в ходе своего выступления.

- Я не возьму на себя смелость говорить, что смогу остановить любой дождь. Хотя такое в моей практике случалось неоднократно и на Алтае, и в Саянах, и в самой Москве. Ты просишь Природу грянуть как можно сильнее – чтоб она быстрее выдохлась и дала возможность проводить дальше фестиваль уже в нормальных условиях.

Не думаю, что на этом нужно делать какой-то особый акцент. Зачем концентрироваться на страхе? Кто хочет – тот делает, кто не хочет – ищет повод. Вспомним русскую поговорку: волков бояться – в лес не ходить. Если вы хотите, чтоб у вас был фестиваль, хотите быть ему сопричастными – разве хмурая и дождливая погода станет серьёзным препятствием? Фестиваль проходит раз в год и звучит всего полтора дня; вряд ли в эти часы Выборг накроет тотальный ураган. А дождь был и прошёл.

Давайте отодвинем в сторону поводы не идти на фестиваль. Наша «Кукушка» – праздник, который дарит всем много интересных и радостных событий. Ведь люди, несмотря на погодные риски, приезжают в Выборг, вкладывают в подготовку и проведение фестиваля свой эмоциональный и художественный потенциал. Я говорю не только об организаторах фестиваля, но и о многочисленных зрителях. Нужно просто прийти и порадоваться.

- В общем, дождя бояться – «Кукушку» не проводить.

- Наш фестиваль пройдёт при любой погоде!

МарфаFOLК, timeofart.ru

01/08/2018 - 18:16   Mix   Интервью, Этно и world-music
В нынешнем году международный фестиваль «Кукушка», объединивший на своих творческих площадках деятелей культуры из России и Финляндии, пройдёт в третий раз. О том, как фестиваль прожил этот период, и о сюрпризах «Кукушки»-2018 рассказывает продюсер проекта и автор идеи Павел Коротков.

III Международный российско-финский фестиваль культуры «Кукушка»-2018 пройдёт 11-12 августа в Выборге в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг».

Надо признаться, в русском фольклоре Африканда, казалось бы, человек новый. Свой международный проект, который вылился в фестиваль «Африка – Москва», в котором приняли участие в общей сложности артисты из десяти стран, Павел делал больше 10 лет. Так что подобные проекты для него не новость. Ну, а группа «Африканда», в которой Павел, как играющий тренер, был и артистом и админом, была хедлайнером фестивалей «Пустые холмы», «Барабаны мира», «Мир Сибири», «Дикая Мята», «Faces», «Усадьба джаз» и многих других.

Чёрный континент для Африканды не новость – он бывал там не раз, снял два экспериментальных фильма, обрёл множество друзей. Но при чём тут Финляндия?..

Павел Коротков (Африканда)
Павел Коротков (Африканда)

- Да, Павел, при чём тут Финляндия?

(смеётся) Да сам не знаю, какие тут духи замешаны… Просто однажды я вдруг понял, что хочу связать свою концертно-фестивальную деятельность с культурой Финляндии. Идея «Кукушки» пришла три года назад, в августе 2015 года, буквально в виде шутки. Мы ходили на байдарках по рекам и протокам в Выборгском районе, и у вечернего костра мой друг обронил: «Эй, Африканда, тут рядом Финляндия, становись Финляндой и делай большой фестиваль!» Его слова проросли во мне, и спустя неделю пришла идея с названием будущего проекта – «Кукушка». Можно сказать, слетела…

- А у вас не было опасения, что это всё равно будет ассоциироваться с одноимённым фильмом?

– Дело в другом. Как известно, культуру двигает мифология. В сознании людей она складывается в виде неких культурных кодов, влияющих на внутренний мир человека и помогающих личности развиваться, двигать её вперёд. Порой это складывается удивительным образом. Вы упомянули известный фильм «Кукушка», автором идеи которого является Виктор Бычков. С этого момента, мы знаем, появилась «вторая ипостась Кузьмича»; мы помним, как развивалась эта драматическая история, внутри которой есть удивительное звено – саамская женщина, впитавшая в себя и связавшая судьбы двух героев – случайных противников, русского и финна…

По сути своей фольклор созвучен этому персонажу. Глубинная протокультура, на основе которой рождаются и развиваются традиционные культуры разных стран, является, образно говоря, протоматерией – первичной базовой основой любой культуры.

- В нашем случае – русской и финской?

– Да. Фестиваль «Кукушка» сформировал своё поле, пространство внимания; его образ уже узнаваем. Кстати, мы связались с Виктором Бычковым – он рад, что наш проект двигается. Оказывается, он следит за «Кукушкой» уже третий год. Неизвестно, как и когда произойдёт наше взаимодействие – нынче или в будущем – но то, что это случится, вне всякого сомнения.

- С самого начала вы поставили очень высокую планку и, помнится, заявили, что не намерены её опускать.

– Когда мы задумывали фестиваль (я говорю о нашей команде – сейчас это не только не только Центр русского фольклора, Российский фольклорный союз, лично мэтр русского фольклора Сергей Старостин, но и то количество партнёров, которыми оброс фестиваль), то нам было понятно, что формирование списка участников «Кукушки» будет на конкурсной основе. Это необходимо не только для продвижения новых имён, но и для взаимодействия российских и финских фольклорных звёзд. Конечно, музыка – не футбол, не в обиду будь сказано всем, кто любит этот прекрасный вид спорта. Но творчество тоже требует того, чтобы его продвигали и чтобы творческими продуктами обменивались.

Мы столкнулись с тем, что к нам поехали очень сильные финские коллективы…

- Вспомним про фолк-группу № 1 в Финляндии «Вяртиня» в 2016-м, когда фестивальная программа проходила во Дворце культуры. Восторженная публика приплясывала в креслах и танцевала в проходах!

– Мы решили привозить на «Кукушку» самых известных финских артистов. Надо отдать должное Союзу народной музыки Финляндии и лично его руководителю госпоже Пяйви Юлёнен-Вийри, которые смогли это обеспечить.

Организаторы фестиваля Кукушка
Организаторы фестиваля Кукушка

Поэтому через год в Выборг приехала финская фолк-звезда Анне-Мари Кивимяки с группой Suistamon sähkö. Знаете, всегда приятно, когда люди строят свой образ на юморе. Анне вышла на сцену в меховой шапке, отороченной искусственными цветами, и в халате продавщицы тёти Зины из соседнего магазина. При этом вторая певица играла на русской гармошке «Улыбка». Они настолько мастерски пели, что отойти от сцены было невозможно…

- …А великолепная «Orkestar Bordurka»…

– …которая всех буквально снесла знанием и пониманием балканской музыки! Эти прикольные настоящие горячие финские парни выдавали со сцены шутки, байки, шарады и цирковые номера, потому как у группы богатое цирковое прошлое. Они дали, если не ошибаюсь, около полутора тысяч выступлений на цирковой арене.

- Тогда откройте карты, Павел – кто из финнов зажжёт нынче?

– Держите первого козыря. Год назад я участвовал в российско-финском культурном форуме в Питере и увидел «Frigg», которая представляла Финляндию, она считается любимой группой финского премьер-министра. На сцену вышли молодые ребята в джинсах, клетчатых рубашках, кедах. Они сыграли в норд-грасс-стиле практически все мировые фольклорные кодовые мелодии и сделали это потрясающе. То, что они к нам приедут – заслуга Министерства культуры и образования Финляндии и вышеупомянутого Союза народной музыки.

Будут ещё два коллектива, не менее интересные, настоящие зажигалки. Кстати, мы исполним пожелания тех зрителей, которые приходили на «Кукушку»-2016 и просили, чтобы в Выборг снова приехала Пиа Раск и группа Oltermen из Савонлинны – нынче они снова приедут.

- А российские тузы?

– По традиции выступит Дед – это любовно-уважительное прозвище Старостина в мире фолка – в составе трио «Проще простого». Каждый из исполнителей – яркая, феноменальная личность с громадным творческим багажом. Второй хедлайнер «Кукушки» со стороны России – известная далеко за пределами Санкт-Петербурга группа «Отава Ё»; ребята играют народные песни в стиле фолк-фьюжн и весьма популярны среди молодёжи. Достаточно сказать, что недавно они вернулись с гастролей по Японии, успели выдать на-гора в питерской фанзоне перед матчем Бельгии с Англией накануне финала чемпионата мира по футболу. Этот коллектив идёт буквально нарасхват!

Выступит также москвич Борис Базуров. Он называет себя «прогрессив-фолк-музыкант», играющий свою музыку, которая, тем не менее, базируется на архетипах. Он играет на современных модифицированных электронных инструментах. Один из них называется гуслетар – «сплав» русских гуслей и индийского ситара, можете себе представить? Это весьма яркое и очень персональное звучание.

Об остальных говорить не буду. Скажу лишь, что публику ждёт много сюрпризов: исторические бальные танцы, мастер-классы, этнографический театр, старинная музыка в музейных интерьерах, встреча с известными российскими писательницами и так далее. Мне бы не хотелось рассказывать обо всём подробно – пусть интрига сохранится.

- Вот и гадай теперь!..

- Кто приедет в Выборг – точно не прогадает.

- Немногие знают, что «Кукушка» рождалась и оперялась с кровью. Поневоле хочется почти процитировать извечное: «Кто виноват, и что делать?..»

– Мы начинали с нуля в буквальном смысле слова. Два года назад, перед стартом проекта оргкомитету фестиваля удалось собрать требуемую сумму на сайте Planeta.ru. Да и люди помогали, чем могли – например, выборгские предприниматели привозили, кормили артистов. Мы увидели, что наш проект нужен, интересен, потому что на следующий год «Кукушку» уже ждали, подгадывали под неё свои выходные, отпуска. И министерство культуры РФ подписало наш проект, но финансирование пошло задом наперёд…

- Это как?

– Удивлены? Я тоже удивлялся. Мы столкнулась со странным фактом: чтобы подготовить и провести крупный общественно значимый культурный проект, его организаторы вынуждены брать кредит. То есть, деньги-то из бюджета выделяются, но приходят они, как правило, уже постфактум, и подчас весьма поздно. Как прикажете строить отношения с партнёрами, подрядчиками в этой ситуации? Ведь не все из них готовы идти на оплату своих услуг после того, как их оказали. Вы же не делаете так, придя в магазин за колбасой. Вы достаёте деньги из своего кошелька, платите и получаете товар. А здесь ты берёшь на себя огромную ответственность, рискуешь своей репутацией, своим личным кошельком – ради общего блага, поскольку мы говорим о культуре, которая никаких материальных дивидендов не даёт.

В общем, всё это действительно стоило большой крови и нервов. Кроме того, началась чехарда с Государственным Центром русского фольклора, который нужно было просто спасать – всё подробно освещалось в СМИ, повторяться не буду. Но нам было очень сложно в этих условиях ещё и выполнить наши обязательства перед партнёрами.

- Какой, по-вашему, должна быть схема финансирования культурных проектов со стороны государства – так, чтобы это было для людей?

– Думаю, государство должно заботиться о развитии своей национальной культуры, о развитии сознания своих граждан. Должно задать себе вопрос: как отвлечь людей от бесконечного онлайна, куда человек убегает от реальности в мир иллюзий, как направить его интерес к собственной корневой культуре. Посмотрите, к примеру, в какой одежде та же молодёжь приходит на фестивали. Это либо индусские мотивы, когда человек прожил какое-то время, скажем, на Гоа и привёз с собой отзвуки местных колоритов. Либо это ирландские мотивы, столь модные сегодня.

Людям комфортно в этой культурной среде, и я никого не осуждаю, это нормальный процесс. Проблема в том, что при наличии громадного культурного пласта своей родной страны люди его почему-то игнорируют. Почему так происходит? Вот об этом, на мой взгляд, нужно задуматься чиновникам, сидящим в высоких министерских креслах.

- Как известно, нынче проект «Кукушка» получил Президентский грант. Это серьёзно!

– Нам очень приятно, что Фонд президентских грантов понимает масштабность и перспективу проектов, несущих зёрна традиционной культуры, её духовное начало, и поддерживает их так, что мы, организаторы, получили возможность работать в нормальных человеческих условиях. Когда мы занимались оформлением заявки, мы постарались сделать это максимально прозрачно и убедительно. При этом не надо забывать о сложной международной обстановке и сопутствующих к тому событиях. Тем не менее, Фонд президентских грантов поддержал международный проект, увидев его суть. Такая прозрачность в области культуры для меня – как первая ласточка взаимоотношений нового типа. Это очень приятно.

- Регион как-то поддерживает «Кукушку»?

– Да, нынче мы получили поддержку и от комитета по культуре Ленинградской области. Не секрет, что порой развитие столичных фестивалей в регионах идёт со скрипом, ибо у людей возникает мысль – а что тут нужно москвичам? Но нам удалось найти общий язык; нынче мы обеспечены инфраструктурой, транспортом, охраной и другими крайне необходимыми для успешного проведения фестиваля вещами. Уже одно то, что «Кукушка»-2018 пройдёт на территории Выставочного центра «Эрмитаж – Выборг», говорит само за себя. Мы очень признательны, в том числе лично директору Выставочного центра Александру Костенко.

И ещё один момент. Интрига нашего проекта в том, что его идея не спустилась прямым указанием из Министерства, не руководящим и направляющим жестом. Идея витала в воздухе, была подхвачена и начала свой полёт уже как «Кукушка». Поэтому нам потребовалось время, чтобы продвинуть проект, убедить представителей власти, что он нужен, перспективен и жизнеспособен. Это было сложно, тяжело, и это тоже понятно.

- Не зря же финны говорит, что они верят на третий раз.

– Финны признают и поддерживают наш фестиваль. Их участие – а они приняли это решение уже с первого раза! – подкрепляет нас в убеждении, что «Кукушка» имеет многообещающую перспективу. Я думаю также, что местные и региональные власти, в том числе представители культурного сектора понимают значимость проекта, который поднимает на щит традиционную культуру. Одним словом, «критический возраст» пройден; думаю, что наш фестиваль будет становиться глубже, интереснее, многопрофильней. И теперь самое время сказать: Tervetuloa Kukushka-festivaaliin!

- В смысле – добро пожаловать на «Кукушку»?

– Именно!

МарфаFOLK, timeofart.ru