Африканда

21/12/2021 - 04:42   Mix   Интервью, Этно и world-music
Одной из ключевых фигур афро-музыкальных проектов Москве последних более чем 15 лет является музыкант, композитор и продюсер Павел Коротков, с середины 2000-х выступающий под псевдонимом Паша Африканда.

Ныне он – единственный российский композитор, пишущий музыку в африканских стилях. В ноябре 2021 года Павел стал организатором новаторской фольклорной экспедиции «Африка Пушкина» в Сенегал и Мали, под эгидой российского Министерства просвещения.

Павел Коротков «Африканда»
Павел Коротков «Африканда»

– За годы твоих африканских проектов Африка, похоже, стала для тебя судьбой. А с чего всё это начиналось?

– Музыкой я увлекся еще в четырнадцать лет и играл в большом количестве групп Зеленограда и Москвы: то басистом, то гитаристом. В 20 лет собрал свою первую группу, а к 24-ти с группой «ХО» выпустил второй сольный альбом и окончательно разочаровался в европейской музыке. Группа вскоре развалилась.

Благодаря своей мудрой матушке я решил подстраховаться в музыкальной карьере – параллельно отучился и стал зубным техником, сейчас мне клиенты звонят в процессе деловых переговоров, или когда я в далеких поездках, к примеру в Африке или на Эльбрусе, и это отлично отвлекает от продюсерских заморочек. (Смеётся)

В 2002–2004 создал проект «Папа токи» и записал альбом африканских сказок-притч «Кабзонда» с московским музыкантом и композитором Павлом Боевым. Это была сплошная живая актерская импровизация. В меня будто вселялся африканский дух и вещал от первого лица истории и сказки про Африку...

И вот и как-то ночью голос мне сказал: «Иди и пиши». Шучу, конечно, но в каждой шутке... Так, за 15 минут на кухне в трусах была написана песня «Мгомбо», ставшая хитом и впоследствии визитной карточкой будущего африканского проекта «Африканда».

В 2005 я показал её отцу и основателю группы «Кимбата» Илье Чистякову. Ему понравилась песня, и следующие два года существовал совместный проект, который назывался «Кимбата – Папа Токи». В 2007 совместно с Кириллом Степаненко («Кимбата») был создан первый состав «Африканды» с участием московских профессионалов и вокалиста афро-группы «Сан Мьюзик» Марселя Йоко (ДР Конго). Кстати, название пришло вполне себе забавно, было взято из железнодорожного расписания поезда Москва–Мурманск. Есть станция с таким названием в Заполярье.

Первый состав «Африканды»
Первый состав «Африканды»

В 2008 году в проект пришли африканцы: Джага Самба (Сенегал), Дион Эбен Эзер (Кот-д’Ивуар), Мариам Палькубу (Чад), Самуэль Бедияко Ассаре (Гана), Моника Мендес (Гвинея-Бисау), Калю Куяте (Гвинея), Гилен Тово, Кристиан Мутомбо и Элиза Тово (Конго), Флора Итон (Нигерия). Группа стартовала как хедлайнер многих фолк-фестивалей в России.

– Расскажи об участии в общероссийских фестивальных проектах.

– Это было время гастролей, поездок... Часто у меня дома собиралась целая коммуна африканцев из разных стран. Мы были одной «африкандской» семьей. Нельзя забыть, что проект создавался совместно с дизайнером одежды и стилистом Евгенией Виноградовой, моей женой на тот момент. Мы покупали африканские ткани и сами шили костюмы для выступлений.

«Африканда»
«Африканда»

Программа состояла из моих авторских песен и хитов африканского континента, творчества Мариам Макеба (Танзания) и авторских песен дружной конголезской ритм-секции Гилена и Кристиана, приехавших вместе из Киншасы и учившихся в Новомосковске. Фестиваль уличных музыкантов (Москва), «Мир Сибири» (Шушенское), «Москва в ритмах народов мира» (Москва), «Крутушка» (Казань), «Белые ночи» (Пермь), «Путь к себе» (Калужская область), «Пустые Холмы» (Калужская область), «Дикая Мята» (Калужская область), «Faces» (Хельсинки, Финляндия) и т.д. И это неполный список. Выступления на Первом канале, интервью на радио и т. д.

– Как менялся состав группы в разные годы?

– Золотой состав продержался около четырёх лет, некоторые ребята отучились и разъехались по своим странам. Но главным артистом в группе «Африканда» долгие годы оставалась певица, русская мулатка и настоящая звезда сцены Мариам Палькубу. Папа её когда-то приехал в Россию из далёкого Чада и познакомился с девушкой из Хабаровска, мамой нашей замечательной Валюши (Мариам – её африканское имя). Вместе с Валей мы открыли в Москве первую школу африканских этнических танцев, и мне приятно до сих пор видеть наших первых учениц, продолживших наши начинания.

– Члены твоей группы участвовали также как актеры в спектакле по повести Амоса Тутуолы «Путешествие в город Мёртвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь». Как сложился этот проект?

– Идея создать детский африканский спектакль пришла к Олегу Кленину, сейчас он продюсер Большого театра. Олег предложил ее режиссеру московского детского театра «Будильник» Юрию Алесину. Юра увидел на моей странице в VK цитату из той самой книги Тутуолы и сказки Кабзонды, написал мне, и мы встретились в клубе «Мастерская». Юра, недолго думая, попросил меня познакомить его с моим другом Кабзондой... Мы долго смеялись, но тут же подружились, и в течение пары лет показывали африканскую сказку на разных площадках Москвы. Девизом на афише к спектаклю служил позитивный, переворачивающий смысл с ног на голову, парафраз строчки из «Бармалея» Чуковского: «Приходите, дети, в Африку гулять!»

– О твоих поездках в Западную Африку ходят легенды. Там ты снял несколько документально-художественных фильмов...

– Первый документально-игровой фильм назывался «Твоё солнце в моих глазах» (Сенегал, 2012), где я был автором, режиссером и оператором. По ходу сюжета мы с моим другом Усманом Сиссе, не так давно ушедшим от нас, размышляем о России и Африке и записываем сенегальскую кавер-версию песни российского регги-музыканта Сергея Белоусова (Олди) «Африка». Отдавали дань великому русскому музыканту и гриоту. Далее были фильмы: «Эбола, взгляд изнутри» (Гвинейская Республика, 2015), «Марокко», 2016.

– Расскажи о работе над саундтреком к документальному фильму Сергея Ястржембского «Африка. Кровь и красота».

– Как-то позвонила мне Ольга Вершинина, исполняющий директор компании «Ястреб фильм», и предложила сделать для фильма Сергея Владимировича версию песни «Petit Fleur» на суахили. Это был интересный творческий вызов, и мы согласились. Одни голоса Африки из Чада, Кот-д’Ивуара, Сенегала и Нигерии: настоящий африканский госпел. Песню можно услышать в фильме «Африка: кровь и красота».

– Слушатели до сих пор вспоминают о мультижанровом фестивале «Африка.Москва»...

– В 2009 в Москве проходил фестиваль Афро Плюс. Организаторами были Игорь Сид, Боли Кан и Екатерина Дайс. «Африканда» выступила как хедлайнер с часовым концертом, видео и сейчас можно найти в сети. Но Боли вскоре уехал в Сенегал, и несколько лет Москва оставалась без фестиваля. Тогда у меня и зародилась идея сделать фестиваль «Африка.Москва». Я заручился поддержкой друзей, со-основателей: Игоря Сида, Виктора Долгого, Ангессы Чала и начал. Первый фестиваль «Африка.Москва» прошёл 14.12.2014 в клубе Алексея Козлова на проспекте Мира, дальнейшие – в Институте Африке, на Artplay и ВДНХ.

Каждая сессия этого фестиваля включала однодневный многочасовой концерт нескольких групп африканской и русской фольклорной музыки, выставку живописи об Африке Елены СуАв (Сусловой-Аверьяновой) и фотоальбомов из Африки разных авторов, в том числе Сергея Ястржембского и известного африканиста, специалиста по африканской музыке Николая Сосновского, ярмарку экзотических товаров, мастер-классы по плетению афро-косичек и т.п. С 2016 года фестиваль носил имя Николая Сосновского, умершего 12 января.

– Ты еще делал фестиваль «Кукушка». Расскажи о нем.

– Удивительно, но в 2012 году, когда я летел в Дакар снимать свой первый фильм, салон самолета был наполовину заполнен студентами из Финляндии, летевших в Дакар открывать юниорскую регату. Мы всю дорогу разговаривали про Африку на смеси английского, русского и финского. Потом в 2015 году вместе с Сергеем Старостиным и оргкомитетом фестиваля «Африка.Москва» мы начали работу над фестивалем российского и финского фольклора в Выборге. Лейтмотивом для создания проекта, его концепции послужил фильм Александра Рогожкина “Кукушка” по оригинальной идее Виктора Бычкова. Фестиваль за прошедшие шесть лет себя утвердил как яркое событие, и особенно приятно, что в этом 2021 году фестиваль перерос в форум “Сохранение Нематериального Наследия”, а ведущим его стал сам Виктор Николаевич Бычков.

– О проекте «Африка Пушкина». Как возникла идея и концепция? Как сложился состав команды?

– История закрутилась с моего знакомства с Максимом Дмитриенко, музыкантом, фольклористом и популяризатором русской балалайки КТИ. Мы уже несколько лет параллельно двигались в направлении популяризации фольклора. Я тогда работал куратором международных проектов в Российском Фольклорном Союзе. Максим под эгидой Министерства просвещения РФ создал некоммерческую организацию «Сохранение Нематериального Наследия Отечества». Из наших совместных ресурсов родился проект «Африка Пушкина», осуществляемый в рамках программы Минпросвещения по популяризации русского языка и культуры за рубежом.

В команду мы позвали друзей и коллег по совместным проектам: Светлану Адоньеву, профессора СПбГУ, знакомую по фестивалю «Кукушка»; Игоря Сида, со-организатора «Африка.Москва»; Алису Батурину, нашего оператора, коллегу по проекту «Моя Земля»; Николая Евстафьева, гитариста-импровизатора, моего старого друга. Максим же ещё пригласил своего старого друга, музыканта и мастера по изготовлению гуслей в традиции Северо-Запада России Сергея Чернышова. Коллектив для подобной экспедиции идеальный: все разные и все классные.

Логотип проекта «Африка Пушкина»
Логотип проекта «Африка Пушкина»

– Как возник логотип проекта «Африка Пушкина»?

– Создание логотипов – одно из моих любимых занятий. Тут образ Пушкина с Африкой вместо волос пришёл сразу. Я сделал набросок и переслал дочке. Приятно было услышать, что он великолепен, от нашей уважаемой Людмилы Петрановской, увидевшей его на странице в ФБ у Светланы Борисовны Адоньевой. За основу был взят автопортрет Александра Сергеевича, но в процессе работы над лого мы создали его более негроидную версию.

– Расскажи о выступлениях и впечатлениях аудитории от них.

– В Дакаре лекции прошли в Университете Шейха Анты Диопа, а концерт - в Национальном театре Даниэля Сорано. В Бамако лекции прошли в Университете литературы и гуманитарных наук, концерт – в Консерватории искусств и мультимедийных профессий Балла Фассеке Куяте. Среди зрителей были и представители российских посольств, и высокопоставленные чиновники обеих стран, и русская диаспора, и студенты, изучающие русский язык. Огромный успех у студентов имел Сергей Чернышов, дававший мастер-классы по народному пению, танцу и игре на гуслях. Во время концертов зрители пускались в пляс, когда российские и африканские музыканты играли совместный джем на балалайке, коре, джембе, гуслях и гитаре. Кроме того, состоялись и спонтанные выступления кинооператора Алиса Батуриной с кручением огненных пои, и наш совместный с Сергеем Чернышовым джем с уличными музыкантами на рынке в Бамако.

Встреча с министром культуры Мали
Встреча с министром культуры Мали

– Общение с сенегальцами и малийцами... Какие самые интересные воспоминания?

– Одной из творческих задач, которые мы поставили перед собой, было совместное выступление российских и африканских музыкантов. В этой части мы аранжировали несколько русских народных наигрышей, которые были близки к традиции народной музыки Сенегала и Мали. К примеру, Мали как колыбель мирового блюза очень близка нашим танцевальным наигрышам, и в консерватории в Бамако мы исполнили Камаринскую с малийским блюзовым аккомпанементом. На сцену один за другим выходили студенты и исполняли свои народные куплеты. Это продолжалось в течение 15 минут под всеобщие аплодисменты и танцы аудитории. Я считаю, что состоялся первый творческий и музыкальный диалог между двумя нашими древними культурами.

На фестивале «Африка Пушкина»
На фестивале «Африка Пушкина»

Ещё одна творческая задача: изготовление гуслей «Пушкин» совместно с африканскими мастерами по производству народных инструментов. Но получилось больше: Сергей Иванович Чернышов, поиграв в паре с мастером по игре на африканских гуслях – коре, приобрел этот великолепный инструмент и увез его в холодный Санкт-Петербург для более глубокого освоения африканской традиции. Таким образом и произошел культурный обмен, о котором мы так мечтали.

– Удалось ли снять в экспедиции фильм?

– Перед самой поездкой в Африку я обратился к своему любимому соавтору и режиссеру Евгению Куземину с просьбой набросать небольшой драматический сюжет. Я не буду раскрывать идею фильма, но в нем есть всё: и настоящий шаман, и натуральная Африка, и конечно, живой потомок самого Александра Сергеевича.

– Каковы дальнейшие планы?

– Уверен, что огромный пласт моей жизни, посвященный Африке, будет полезен в деле построения так необходимых нам отношений с африканским континентом. На встрече с министром культуры Мали было обозначено, что «Африка Пушкина» – это первый за последние тридцать лет проект подобного рода, сближающий наши культуры и закладывающий основу для реализации дальнейших идей в области культуры и народной дипломатии.

Александр КОРБАХ

Быстрый поиск:
26/03/2020 - 15:48   Mix   Этно и world-music
В России запущен международный онлайн-фестиваль этнической и джазовой музыки World Online Festival.

Проект организовал Павел Коротков (Африканда) и Ева Короткова. Они известны по организации этно-фестивалей «Африка.Москва» и «Кукушка», а также как участники многочисленных world music проектов.

«Сейчас человечество встало перед новой всеобщей опасностью, которая призвана объединить нас, несмотря на расовые, языковые, половые различия. И для этого у нас есть великолепный инструмент — мировая информационная сеть. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы запускаем новый проект - World Online Festival — Международный Онлайн Фестиваль. Это уникальная площадка для творческих людей! На нашем канале вы увидите трансляции с концертов, выставок, спектаклей, лекций со всех уголков мира!», - сообщили музыканты.

Онлайн-фестиваль будет проходить на специально созданном канале Youtube, где в прямом эфире пройдут концерты самых разных этнических, академических и джазовых коллективов из России, Финляндии, Сенегала, Англии, Индии, Италии и других стран. Чтобы не пропустить прямые эфиры, организаторы советуют заранее подписаться на этот канал.

Алена Минулина
Алена Минулина

Первый эфир состоится 29 марта в 19.00. Алена Минулина - автор-исполнитель, фольклорист, чемпионка России по Live Looping (технике создания музыки с помощью голоса и битбокс в реальном времени) проведет концерт, в том числе презентует свою новую песню онлайн.

1 апреля в 18.20 по московскому времени покажут концерт Anne-Mari Kivimäki&Palomylly из финского Тампере. Далее заявлены онлайн-трансляции концертов Phelippe Mbetti (Дакар, Сенегал), Strange String Trio (Арамболь, Индия), а также «Тесто», Ingervala, «Лик» и Ольги Глазовой (Санкт-Петербург).

Anne-Mari Kivimäki&Palomylly
Anne-Mari Kivimäki&Palomylly

Присоединиться к World Online Festival может любой желающий музыкант из любой точки мира. Для этого надо обладать несколькими видеокамерами и возможностью транслировать звук с пульта, а также подать заявку на сайте worldonlinefest.com.

Помимо концертов, фестиваль предполагает чтение лекций по истории культуры.

Достигнуты предварительные договоренности о том, что мероприятия фестиваля будет ретранслировать российский телеканал ОТР.

Быстрый поиск:
01/08/2018 - 18:16   Mix   Интервью, Этно и world-music
В нынешнем году международный фестиваль «Кукушка», объединивший на своих творческих площадках деятелей культуры из России и Финляндии, пройдёт в третий раз. О том, как фестиваль прожил этот период, и о сюрпризах «Кукушки»-2018 рассказывает продюсер проекта и автор идеи Павел Коротков.

III Международный российско-финский фестиваль культуры «Кукушка»-2018 пройдёт 11-12 августа в Выборге в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг».

Надо признаться, в русском фольклоре Африканда, казалось бы, человек новый. Свой международный проект, который вылился в фестиваль «Африка – Москва», в котором приняли участие в общей сложности артисты из десяти стран, Павел делал больше 10 лет. Так что подобные проекты для него не новость. Ну, а группа «Африканда», в которой Павел, как играющий тренер, был и артистом и админом, была хедлайнером фестивалей «Пустые холмы», «Барабаны мира», «Мир Сибири», «Дикая Мята», «Faces», «Усадьба джаз» и многих других.

Чёрный континент для Африканды не новость – он бывал там не раз, снял два экспериментальных фильма, обрёл множество друзей. Но при чём тут Финляндия?..

Павел Коротков (Африканда)
Павел Коротков (Африканда)

- Да, Павел, при чём тут Финляндия?

(смеётся) Да сам не знаю, какие тут духи замешаны… Просто однажды я вдруг понял, что хочу связать свою концертно-фестивальную деятельность с культурой Финляндии. Идея «Кукушки» пришла три года назад, в августе 2015 года, буквально в виде шутки. Мы ходили на байдарках по рекам и протокам в Выборгском районе, и у вечернего костра мой друг обронил: «Эй, Африканда, тут рядом Финляндия, становись Финляндой и делай большой фестиваль!» Его слова проросли во мне, и спустя неделю пришла идея с названием будущего проекта – «Кукушка». Можно сказать, слетела…

- А у вас не было опасения, что это всё равно будет ассоциироваться с одноимённым фильмом?

– Дело в другом. Как известно, культуру двигает мифология. В сознании людей она складывается в виде неких культурных кодов, влияющих на внутренний мир человека и помогающих личности развиваться, двигать её вперёд. Порой это складывается удивительным образом. Вы упомянули известный фильм «Кукушка», автором идеи которого является Виктор Бычков. С этого момента, мы знаем, появилась «вторая ипостась Кузьмича»; мы помним, как развивалась эта драматическая история, внутри которой есть удивительное звено – саамская женщина, впитавшая в себя и связавшая судьбы двух героев – случайных противников, русского и финна…

По сути своей фольклор созвучен этому персонажу. Глубинная протокультура, на основе которой рождаются и развиваются традиционные культуры разных стран, является, образно говоря, протоматерией – первичной базовой основой любой культуры.

- В нашем случае – русской и финской?

– Да. Фестиваль «Кукушка» сформировал своё поле, пространство внимания; его образ уже узнаваем. Кстати, мы связались с Виктором Бычковым – он рад, что наш проект двигается. Оказывается, он следит за «Кукушкой» уже третий год. Неизвестно, как и когда произойдёт наше взаимодействие – нынче или в будущем – но то, что это случится, вне всякого сомнения.

- С самого начала вы поставили очень высокую планку и, помнится, заявили, что не намерены её опускать.

– Когда мы задумывали фестиваль (я говорю о нашей команде – сейчас это не только не только Центр русского фольклора, Российский фольклорный союз, лично мэтр русского фольклора Сергей Старостин, но и то количество партнёров, которыми оброс фестиваль), то нам было понятно, что формирование списка участников «Кукушки» будет на конкурсной основе. Это необходимо не только для продвижения новых имён, но и для взаимодействия российских и финских фольклорных звёзд. Конечно, музыка – не футбол, не в обиду будь сказано всем, кто любит этот прекрасный вид спорта. Но творчество тоже требует того, чтобы его продвигали и чтобы творческими продуктами обменивались.

Мы столкнулись с тем, что к нам поехали очень сильные финские коллективы…

- Вспомним про фолк-группу № 1 в Финляндии «Вяртиня» в 2016-м, когда фестивальная программа проходила во Дворце культуры. Восторженная публика приплясывала в креслах и танцевала в проходах!

– Мы решили привозить на «Кукушку» самых известных финских артистов. Надо отдать должное Союзу народной музыки Финляндии и лично его руководителю госпоже Пяйви Юлёнен-Вийри, которые смогли это обеспечить.

Организаторы фестиваля Кукушка
Организаторы фестиваля Кукушка

Поэтому через год в Выборг приехала финская фолк-звезда Анне-Мари Кивимяки с группой Suistamon sähkö. Знаете, всегда приятно, когда люди строят свой образ на юморе. Анне вышла на сцену в меховой шапке, отороченной искусственными цветами, и в халате продавщицы тёти Зины из соседнего магазина. При этом вторая певица играла на русской гармошке «Улыбка». Они настолько мастерски пели, что отойти от сцены было невозможно…

- …А великолепная «Orkestar Bordurka»…

– …которая всех буквально снесла знанием и пониманием балканской музыки! Эти прикольные настоящие горячие финские парни выдавали со сцены шутки, байки, шарады и цирковые номера, потому как у группы богатое цирковое прошлое. Они дали, если не ошибаюсь, около полутора тысяч выступлений на цирковой арене.

- Тогда откройте карты, Павел – кто из финнов зажжёт нынче?

– Держите первого козыря. Год назад я участвовал в российско-финском культурном форуме в Питере и увидел «Frigg», которая представляла Финляндию, она считается любимой группой финского премьер-министра. На сцену вышли молодые ребята в джинсах, клетчатых рубашках, кедах. Они сыграли в норд-грасс-стиле практически все мировые фольклорные кодовые мелодии и сделали это потрясающе. То, что они к нам приедут – заслуга Министерства культуры и образования Финляндии и вышеупомянутого Союза народной музыки.

Будут ещё два коллектива, не менее интересные, настоящие зажигалки. Кстати, мы исполним пожелания тех зрителей, которые приходили на «Кукушку»-2016 и просили, чтобы в Выборг снова приехала Пиа Раск и группа Oltermen из Савонлинны – нынче они снова приедут.

- А российские тузы?

– По традиции выступит Дед – это любовно-уважительное прозвище Старостина в мире фолка – в составе трио «Проще простого». Каждый из исполнителей – яркая, феноменальная личность с громадным творческим багажом. Второй хедлайнер «Кукушки» со стороны России – известная далеко за пределами Санкт-Петербурга группа «Отава Ё»; ребята играют народные песни в стиле фолк-фьюжн и весьма популярны среди молодёжи. Достаточно сказать, что недавно они вернулись с гастролей по Японии, успели выдать на-гора в питерской фанзоне перед матчем Бельгии с Англией накануне финала чемпионата мира по футболу. Этот коллектив идёт буквально нарасхват!

Выступит также москвич Борис Базуров. Он называет себя «прогрессив-фолк-музыкант», играющий свою музыку, которая, тем не менее, базируется на архетипах. Он играет на современных модифицированных электронных инструментах. Один из них называется гуслетар – «сплав» русских гуслей и индийского ситара, можете себе представить? Это весьма яркое и очень персональное звучание.

Об остальных говорить не буду. Скажу лишь, что публику ждёт много сюрпризов: исторические бальные танцы, мастер-классы, этнографический театр, старинная музыка в музейных интерьерах, встреча с известными российскими писательницами и так далее. Мне бы не хотелось рассказывать обо всём подробно – пусть интрига сохранится.

- Вот и гадай теперь!..

- Кто приедет в Выборг – точно не прогадает.

- Немногие знают, что «Кукушка» рождалась и оперялась с кровью. Поневоле хочется почти процитировать извечное: «Кто виноват, и что делать?..»

– Мы начинали с нуля в буквальном смысле слова. Два года назад, перед стартом проекта оргкомитету фестиваля удалось собрать требуемую сумму на сайте Planeta.ru. Да и люди помогали, чем могли – например, выборгские предприниматели привозили, кормили артистов. Мы увидели, что наш проект нужен, интересен, потому что на следующий год «Кукушку» уже ждали, подгадывали под неё свои выходные, отпуска. И министерство культуры РФ подписало наш проект, но финансирование пошло задом наперёд…

- Это как?

– Удивлены? Я тоже удивлялся. Мы столкнулась со странным фактом: чтобы подготовить и провести крупный общественно значимый культурный проект, его организаторы вынуждены брать кредит. То есть, деньги-то из бюджета выделяются, но приходят они, как правило, уже постфактум, и подчас весьма поздно. Как прикажете строить отношения с партнёрами, подрядчиками в этой ситуации? Ведь не все из них готовы идти на оплату своих услуг после того, как их оказали. Вы же не делаете так, придя в магазин за колбасой. Вы достаёте деньги из своего кошелька, платите и получаете товар. А здесь ты берёшь на себя огромную ответственность, рискуешь своей репутацией, своим личным кошельком – ради общего блага, поскольку мы говорим о культуре, которая никаких материальных дивидендов не даёт.

В общем, всё это действительно стоило большой крови и нервов. Кроме того, началась чехарда с Государственным Центром русского фольклора, который нужно было просто спасать – всё подробно освещалось в СМИ, повторяться не буду. Но нам было очень сложно в этих условиях ещё и выполнить наши обязательства перед партнёрами.

- Какой, по-вашему, должна быть схема финансирования культурных проектов со стороны государства – так, чтобы это было для людей?

– Думаю, государство должно заботиться о развитии своей национальной культуры, о развитии сознания своих граждан. Должно задать себе вопрос: как отвлечь людей от бесконечного онлайна, куда человек убегает от реальности в мир иллюзий, как направить его интерес к собственной корневой культуре. Посмотрите, к примеру, в какой одежде та же молодёжь приходит на фестивали. Это либо индусские мотивы, когда человек прожил какое-то время, скажем, на Гоа и привёз с собой отзвуки местных колоритов. Либо это ирландские мотивы, столь модные сегодня.

Людям комфортно в этой культурной среде, и я никого не осуждаю, это нормальный процесс. Проблема в том, что при наличии громадного культурного пласта своей родной страны люди его почему-то игнорируют. Почему так происходит? Вот об этом, на мой взгляд, нужно задуматься чиновникам, сидящим в высоких министерских креслах.

- Как известно, нынче проект «Кукушка» получил Президентский грант. Это серьёзно!

– Нам очень приятно, что Фонд президентских грантов понимает масштабность и перспективу проектов, несущих зёрна традиционной культуры, её духовное начало, и поддерживает их так, что мы, организаторы, получили возможность работать в нормальных человеческих условиях. Когда мы занимались оформлением заявки, мы постарались сделать это максимально прозрачно и убедительно. При этом не надо забывать о сложной международной обстановке и сопутствующих к тому событиях. Тем не менее, Фонд президентских грантов поддержал международный проект, увидев его суть. Такая прозрачность в области культуры для меня – как первая ласточка взаимоотношений нового типа. Это очень приятно.

- Регион как-то поддерживает «Кукушку»?

– Да, нынче мы получили поддержку и от комитета по культуре Ленинградской области. Не секрет, что порой развитие столичных фестивалей в регионах идёт со скрипом, ибо у людей возникает мысль – а что тут нужно москвичам? Но нам удалось найти общий язык; нынче мы обеспечены инфраструктурой, транспортом, охраной и другими крайне необходимыми для успешного проведения фестиваля вещами. Уже одно то, что «Кукушка»-2018 пройдёт на территории Выставочного центра «Эрмитаж – Выборг», говорит само за себя. Мы очень признательны, в том числе лично директору Выставочного центра Александру Костенко.

И ещё один момент. Интрига нашего проекта в том, что его идея не спустилась прямым указанием из Министерства, не руководящим и направляющим жестом. Идея витала в воздухе, была подхвачена и начала свой полёт уже как «Кукушка». Поэтому нам потребовалось время, чтобы продвинуть проект, убедить представителей власти, что он нужен, перспективен и жизнеспособен. Это было сложно, тяжело, и это тоже понятно.

- Не зря же финны говорит, что они верят на третий раз.

– Финны признают и поддерживают наш фестиваль. Их участие – а они приняли это решение уже с первого раза! – подкрепляет нас в убеждении, что «Кукушка» имеет многообещающую перспективу. Я думаю также, что местные и региональные власти, в том числе представители культурного сектора понимают значимость проекта, который поднимает на щит традиционную культуру. Одним словом, «критический возраст» пройден; думаю, что наш фестиваль будет становиться глубже, интереснее, многопрофильней. И теперь самое время сказать: Tervetuloa Kukushka-festivaaliin!

- В смысле – добро пожаловать на «Кукушку»?

– Именно!

МарфаFOLK, timeofart.ru

10/04/2017 - 22:37   Mix   Клипы, Этно и world-music
Сергей Старостин выпустил первый в своей карьере клип - на старорусский охранный напев "Пока молод был".

Несмотря на всю глубину и многогранность творчества Сергея Старостина, на его огромный опыт, это его первый клип.

Видео снято в 2016 году во Владимирской области и в Москве лабораторией актуального творчества «Прото» при поддержке творческой штудии "Гуморески".

Евгений Кузёмин, сценарист, режиссёр:

- Нужно было создать клип, который был бы нестандартным для фолка, без всей этой ай-люли-люли-малины. И песня в исполнении Сергея Старостина сама по себе – непривычная форма фолка: это охранный напев. То есть, вот какие-то беглые разбойники стали в лесу лагерем, а один ходит, этот лагерь охраняет. Ну и напевает себе под нос такую песню, чтоб не уснуть. А в этой песне вдруг вся его жизнь оказывается. Другой момент – Сергей пожелал, чтобы видео касалось современности, связывало старинную песнь с сегодняшним днём. Это сразу сделало задачу и её решение многогранными. Мне нужно было придумать, кем, как, в какой момент может исполняться сегодня песня двухвековой давности. Придумать и добиться того, чтобы её сегодняшнее исполнение не выглядело нарочитым, искусственным или претенциозным. Я и придумал, как мне кажется, довольно естественную историю, на которую песня хорошо легла. Главное отличие нашего клипа от основной массы клипов вообще – это наличие внятной сюжетной линии. Зритель не просто посмотрит картинки и поющего Сергея Николаевича, но увидит интригующую историю.

Павел «Африканда» Коротков, продюсер, актёр:

- С Сергеем Николаевичем мы знакомы достаточно давно – как артисты и как организаторы. Но вот встретиться таким образом – на съемочной площадке, в глухой владимирской деревне, оказаться в параллельной реальности, пошутить, покуражиться - это дорогого стоит. Это был какой-то… порыв! Провидение! В один момент вдруг нашлось всё: идея, режиссерский взгляд, локация, желание мэтра создать клип и команда профессионалов, готовых это желание подхватить. Самое сложное для меня в этом проекте было согласиться сниматься. Я считал, что мог бы помочь в массовке, если возникнет необходимость, но одну из главных ролей никак не мог принять. Заставили! Чего не сделаешь ради хорошего проекта и ради команды?.. Но до сих пор считаю выдвижение меня на первые роли спорным.

26/07/2016 - 14:27   Mix   Интервью, Этно и world-music
Сергей Старостин рассказал о новом этно-фестивале «Кукушка» в Выборге и состоянии этно-культуры в стране.

6 августа в Выборге пройдёт I Международный фестиваль русской и финской культуры «Кукушка» под эгидой Государственного республиканского центра русского фольклора при Министерстве культуры РФ. Организаторами выступили известные фолк-музыканты - Сергей Старостин и Павел Коротков («Африканда»).

В фестивале примут участие мировые звезды группа Värttinä (Финляндия), Сергей Старостин, Tradikaali (Финляндия), «Минус Трели», Trio Gambaamo (Финляндия), «ТЕСТО», хор из города Керава Hytkyt (Финляндия), коллектив ингерманландских финнов «Рёнтюшки», «Вечеринка» и «Вереск». Кроме того, пройдет совместный перформанс московского художника Олега Арнаутова и финской художницы Санны Хукканен на Красной площади Выборга.

Этнический вокалист, исполнитель (мульти-инструменталист), этнограф, собиратель, аранжировщик, композитор, музыкальный продюсер, телеведущий, мэтр русского фольклора и руководитель оргкомитета фестиваля «Кукушка» Сергей Старостин рассказал «Новостям музыки NEWSmuz.com» о своих планах.

Сергей Старостин
Сергей Старостин

- Сергей, помимо прочего, вы достаточно долго работали и на телевидении?

- Да, с 95-го года я был автором и режиссёром программы «Виртуальная деревня» на телеканале «Россия». Мы выпустили около двухсот фильмов о традиционной культуре. Очень много ездили, снимали – это было благодатное и полезное для нас время. Позже, в 2000-х гг. я делал свою авторскую передачу «Странствия музыканта» на телеканале «Культура»: взгляд путешественника на мир через музыку. В проекте нашлось место и для традиционной музыки.

- Вы – кларнетист, выпускник Московской консерватории. И всё-таки, почему фольклор? Как вы нашли друг друга?

- После первого курса консерватории меня пригласили в фольклорную экспедицию. Я понятия не имел, что это такое. Я помогал девочкам таскать магнитофоны. Мы поехали в Рязанскую область: масса деревень, есенинские места. Там я впервые столкнулся лицом к лицу с живой традицией.

У нас были катушечные магнитофоны. Мы ходили, записывали народные песни. Поначалу люди осторожничали: кто такие, зачем пришли, мало ли что – спрашивают, а потом увезут в кутузку, и с концами… А когда понимали, зачем мы приехали, то раскрывались, и начиналось непосредственное живое общение.

Я был сражён. Люди, не зная нотной грамоты – с ходу, ладно, красиво и умело пели. Их пение, минуя все аналитические преграды, попадало прямиком в сердце и захватывало. Это стало для меня самым главным вопросом: как эти музыкально необразованные деревенские жители могут извлекать такие замечательные чистые звуки и погружать тебя в эту атмосферу?!

Хотя… Моей первой няней была бабушка Елена Аввакумовна; она пестовала меня на свой деревенский лад, пела множество прибауток, потешек. А мама с тётей и бабушкой на три голоса тоже распевали деревенские песни...

- Что-нибудь помните из того периода?

- Конечно. «Дело было летом – летом, не зимою…» Я сам пою эту песню. Часто исполняю бабушкину потешку про козу, считаю её во всех отношениях полезной и взрослым и детям. Детские впечатления были первым импульсом, который на время отодвинулся, ушёл куда-то вглубь. Фольклорные экспедиции пробудили это зерно, дремлющее в подсознании.

- Судя по размеру вашего архива – около 3000 песен – вы объездили немало. И какова география?

- Всё Подмосковье, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Орловская, Пензенская, Ярославская области. Курск, Белгород, Брянск, Псков, Вологда… Впечатления и записи складывались, накапливались. А потом встал вопрос: каким образом я могу этим воспользоваться? Как реализовать эти знания? Я начал искать, и стали рождаться разные проекты, которые меня звали и давали массу новых возможностей.

- Поэтому вас заинтересовала и научная деятельность?

- Государственный республиканский центр русского фольклора, где я тружусь в последние годы, возник 30 лет назад как учреждение Министерства культуры. Он был необходим в качестве научно-методического ядра, изучающего хореографию, песенное творчество, инструментальные традиции русской культуры. В ГРЦРФ реализуется обширная программа, которая включает фестивальную и методическую работу, проведение научных конференций, мастер-классов.

На мой взгляд, сегодня ГРЦРФ – одно из сильнейших учреждений под крылом Министерства культуры. Он пропагандирует традиционную музыку, соответствующее к ней отношение, а также связи с такими же культурами других стран.

- Чем вам интересен международный и к тому же финно-угорский фестиваль «Кукушка»?

- Фестивали на стыке культур обоюдополезны. Они помогают понять, кто есть мы и кто есть наши соседи, на чём базируется та или иная культура. Когда это происходит в непосредственной близости, то и участники фестиваля, и большинство аудитории видят, что между нашими культурами гораздо больше совпадений и связей, нежели каких-то различий.

Угро-финский компонент имеет в русской культуре значительную составляющую. Дело в том, что заселение славянами земель Московии, вокруг неё, русского Севера происходило на фоне сближения с местными угро-финскими племенами. Шла ассимиляция культур, и в этом вареве получился симбиоз. Например, в Тверской области я встречался с артефактами, принадлежащими корневой угро-финской культуре – музыкальными инструментами, которыми пользовались деревенские пастухи.

Так же и на финских территориях: когда Финляндия была частью России, русский фольклор вошёл в жизнь финских крестьян. Сегодня мы, слушая финские песни, часто узнаём в них русские интонации. Это удивительно: вроде бы поют русскую песню, но по-фински! Несмотря на большую разницу в языках, культуре, мы схожи; сближающие нас компоненты сегодня видны и слышны.

- Есть ли у «Кукушки» миротворческая миссия?

- Жизнь в добрососедстве – нормальное явление. Посмотрите на центральную Россию – допустим, Поволжье, где перекрёстно существуют татарские, мордовские, русские, марийские сёла. Каждое из них несёт свою культуру, но они на протяжении нескольких столетий сосуществуют мирно. Мне кажется, знание своих корней, любовь к собственной культуре автоматически делают тебя поклонником другой культуры.

Когда мы встречаемся на фестивалях, мы рады друг другу, хотя говорим на разных языках, ходим в разных одеждах, играем разную музыку. Мы понимаем, что мы унаследовали что-то очень важное из глубин собственных корней. А на уровне корней человек по сути своей неагрессивен. Он стремится к мирной, гармоничной жизни.

Я верю в то, что «Кукушка» поможет сближению и взаимопониманию жителей наших государств. Финская культура сейчас активно развивается; появилось много групп и коллективов мирового класса, которые полезно увидеть на фестивале. Пусть люди слушают и видят, на каком уровне можно работать со своими корнями. Это очень важно.

- А почему важно?

- Язык корневой традиционной музыки, к сожалению, сегодня малопонятен. Она родилась на земле и была неотъемлемой частью жизни человека: сопровождала календарь, обряды, переживания, воспитание детей, труд. Слепое перенесение фольклорной части в современную среду является для зрителя по большей части шоком. Не зная такой жизни, люди не понимают эти песни и танцы.

Сейчас появляются разные формы перенесения фольклора в современные реалии, переводящие на понятный аудитории язык. Не думаю, что это очень хорошо, но это вынужденная мера. В глубинных фольклорных проявлениях наша культура самоценна и самодостаточна. Она требует от человека только максимального доверия и погружения в это состояние. Да, есть перекосы в попытках трансляции народной культуры, оторвавшись от неё до неузнаваемости. Но это исключения, а не правила. Фестиваль «Кукушка» призван ставить эти вопросы и частично на них отвечать.

- Вы нашли ответ на вопрос, который вы задали себе в своей первой экспедиции?

- Нет. Это до сих пор остаётся для меня загадкой. Наверное, я бы не хотел получить на неё ответ. Есть вещи, которые нужно принимать на веру как данность. Эта аккумулированная и бережно хранимая столетиями народная мудрость, выраженная в интонациях, в многоголосии, сюжетах, сегодня нуждается в защите. А с другой стороны, она необходима современному человеку как глоток свежего воздуха. Чтобы он не потерялся в мировом хаосе и нашёл своё место, укреплялся в нём. Чтоб учился правильно относиться к окружающей среде и окружающим его людям. Ведь каждая песня по сути – как малый закон, собрание песен – это свод законов о жизни, данных человеку безвозмездно: бери, наследуй и живи по ним.

Наталья КОРТЕЛЕВА

28/11/2015 - 10:30   Mix   Этно и world-music
Афро-группа «Африканда» выпустила клип на акустическую версию самой известной своей песни «Мгомбо».

В клипе используются документальные съемки Павла Африканды в Сенегале. Песня звучит под гитару с шейкером, звукорежиссер Евгений Кострыгин.

Вот что говорит режиссер клипа Евгений Кузёмин:

- Ещё 10 лет назад, когда познакомился с Пашей, с его песнями, возгорелся желанием снять клип на «Мгомбо». Но тогда… не хватило ресурса… Шли годы, бурь порыв мятежный не ослабил моего внимания к творчеству Африканды. И вот, наконец, звёзды сошлись. И, удивительно (но иначе быть не могло, видимо), песня не потеряла свежести, лёгкости и очарования, спустя годы. Её текст и мелодика изумительно гармоничны, - это такое «чистосердечное признание» открытого парня с Чёрного Континента. Откровение, если хотите! А любой искренний порыв красив и делает человека тоньше, подталкивает окружающих к добрым делам. Ну, и меня тоже… прямо таки швырануло к воплощению видео на эту песню. Паша спросил: «А не пора ли?» И я с замиранием сердца ответил: «Пошли…» И тут же в моей студии Gumoreski заклокотали идеи, тут же у нас нашлись сообщники, тут же нашлись возможности. Поэтому, несмотря на некоторые трудности, весь процесс создания клипа шёл красиво и радостно… Я решил, что в видеоряде нужен некий диссонанс между обывательским стереотипом Африки и её живым и человечным – настоящим! - образом. Ведь как мы представляем Африку? Это что-то среднее между сказкой Чуковского о Бармалее и дикой страной (для обывателя Африка – одна страна!), где люди прячутся от крокодилов и ищут воду… Потом я понял, что слишком зарубаюсь на этом диссонансе, - его точное воплощение и стало трудностью. Через неё я пришёл к мысли, что главная моя задача – не испортить песенный материал, что все лишние навороты нужно «резать к чёртовой матери». В конце концов, в клипе это главное и осталось – поддержание лёгкого, бесхитростного, но символичного и сочного повествования. Спасибо и низкий поклон всем ребятам, которые совершенно безвозмездно и усердно прилагали свои силы к созданию видео. И Паше, конечно, спасибо за документальные съёмки из Сенегала и за чудную, великолепную песню.

Быстрый поиск:
01/10/2015 - 07:18   Mix   Анонсы, Этно и world-music
14 ноября в Артплее пройдет фестиваль «Африка. Москва».
Уже известна программа фестиваля Африка.Москва.

  • Выставка фоторабот ведущих африканистов России
    • Александра Архангельская
    • Антон Апостол
    • Александр Панов
    • Николай Сосновский
    • Дмитрий Сухов
    • Павел Африканда
    • Почетный президент фестиваля - Сергей Владимирович Ястржемский
  • Презентация книги Александры Архангельской "Что такое Африка"
  • Концертная программа. Ведущие Павел Африканда (Москва) и Кристиан Девалькьер (Камерун), Герберт Моралес (Россия)
    • Группы:
    • Африканда (Москва, Камерун, Нигерия, Гвинея, Габон)
    • Кимбата (Москва, Конго)
    • Majas (Санкт-Петербург, Рига)
    • Sofoli (Москва, Гвинея Конакри)
    • Очелье Сороки (Москва)
    • Salegy (Москва, Мадагаскар)
    • Залив Кита (Москва)
    • Zavamatotra (Москва, Мадагаскар)
    • Sundrums (Москва)
    • Samba real (Москва)
  • Дневные мастер-классы по игре на барабанах от мастеров из Сенегала и Гвинеи Джаги Самба и Калю Куяте.
  • Презентация клипа группы "Африканда" на песню "Мгомбо", реж.Евгений Кузёмин.
  • Телемост с Османом Сиссе (Дакар), африканистом Николаем Сосновским (Тбилиси).
Быстрый поиск: