Фолк-группа «Отава Ё» выпустила клип на русскую народную песню «Пора молодцу жениться», вошедшую в саундтрек фильма «По щучьему велению», бьющему рекорды по кассовым сборам (смотреть клип).
Картину выпустила компания «СТВ» в 2023 году, и сейчас она на первом месте в России по сборам, превысившим 1,8 миллиарда рублей. Фрагменты из фильма вошли в новый клип группы «Отава Ё».
Съёмки клипа прошли летом 2023 года в деревне Верхние Мандроги. Ролик сняли Алексей Белкин и Всеволод Алёхин по своему собственному сценарию. К клипу доступны субтитры на английском языке.
Группа «Отава Ё» выпустила новый зимний клип «Добрый вечер». Съёмки проходили в Ленинградской области в экстремальных условиях (смотреть клип).
Сюжета как такового в клипе нет. Музыканты «Отава Ё» отправляются в путешествие по зимнему лесу с глубоким снегом. Они надевают тулупы и валенки, и просто идут по лесу. Приходят на автозаправку, где им предлагают скидки и бонусы. После чего идут дальше с рождественской звездой наперевес.
«Это был наш самый сложный и, вероятно, самый затратный на сегодняшний день видеоклип. 6 съёмочных дней на природе зимой. Нам очень повезло с погодой - погода была снежная, но тёплая, и сугробов навалило по пояс. Так что все натурные съёмки от этого выглядят мощно, красиво и по-настоящему сказочно. Все логистические сложности таких съёмок, разумеется, остались за кадром, но по такому случаю мы планируем сделать фильм о клипе. Как и полагается для рождественского видео, не обошлось без чудес. И это не преувеличение. Только благодаря этому подобная авантюра увенчалась успехом. Оглядываясь назад, я не понимаю, как я на это решился. Как сказал наш знакомый оператор со стажем: «Ну вам же не надо клип снять, вам нужно приключение». И да, приключение удалось на славу!», - говорит лидер группы Алексей Белкин.
Фолк-группа из Санкт-Петербурга «Отава Ё» выпустила новый видеоклип на песню «Тимоня» (смотреть клип).
Видео было снято летом 2020 года в деревне Кузнецово Ярославской области, на ферме Михаила Коломыцева, который сыграл в клипе заглавную роль.
Оставшись, как и все музыканты во время пандемии, без концертов и фестивалей, участники группы решили не терять времени даром и использовать вынужденный летний «простой» для масштабных съёмок на природе.
«Было решено отправиться в гости к нашему другу Мише Коломыцеву, с которым мы неоднократно делили сцену, и который известен на ярославской земле не только как отличный гармонист. В деревне под городом Тутаевым Миша держит большое животноводческое хозяйство, поэтому всё пейзажи и «декорации», а также все животные, которых вы увидите в кадре - это естественная среда обитания Миши и его замечательной семьи. А так как дело было летом, то и мы решили поехать на съёмки со своими семьями. По факту, это был наш первый настоящий летний отпуск за десятилетие, потому что обычно всё лето мы проводим в дороге с фестиваля на фестиваль в самых разных точках планеты. Единственное отличие - вместо того, чтобы только загорать и купаться, мы ещё и снимали клип».
«Отава Ё»
«Тимоня» - хрестоматийный пример русского музыкального фольклора. Существует множество частушек на этот популярный наигрыш.
«Мы долго подбирались к этой песне, и только относительно недавно стали играть её на своих концертах. Пару лет назад мы были на гастролях в Рыбинске, и заехав по пути в гости к Мише Коломыцеву, были поражены как размахом и многообразием его сельского подворья, так и укладом его жизни. Ну и сам Миша - удивительно живописный персонаж. Большой, весёлый и очень добрый. Так что приглашение его на главную роль в наш клип было только вопросом времени».
Съёмки в Кузнецово длились целую неделю, и, кроме Михаила Коломыцева и музыкантов «Отавы Ё», в них приняли участие фольклорные ансамбли «Веретёнце» (Москва) и «Карусель» (Рыбинск), а также актёры театра «Левый Берег» из города Тутаева.
Поклонникам «Отавы Ё» будет интересно впервые увидеть вместе обеих скрипачек группы, Юлю Усову и Лину Колесник, а также посмотреть на комический бенефис Дмитрия Шихардина, исполняющего в «Тимоне» сразу две роли.
Режиссёрами клипа, как всегда, выступил творческий тандем Алексея Белкина и Всеволода Алёхина. Надо заметить, что их киноработы для «Отавы Ё» (а это уже одиннадцатый официальный клип группы) неоднократно получали награды на международных кинофестивалях, а наиболее известная из них, - музыкальное видео на песню «Сумецкая», - вот уже 6 лет является самым просматриваемым клипом русского фолк-артиста в интернете, и на сегодняшний день насчитывает 39 миллионов просмотров в YouTube.
Этно-группа «Отава Ё» выпустила новый концертный клип на русскую народную песню «Посеяли девки лён» (смотреть клип).
Видео снято в июле 2018 года в городе Мышкин Ярославской области на фестивале "Семейный круг". В видеоряд вошли все приметы традиционного русского быта - хороводы, кузнечное дело, выпечка оладий, работа с деревом...
«Мы тут клип, посвящённый русским орнаментальным хороводам, выпустили... Два года назад сняли, я его придерживал, и вот, кажется, самый подходящий момент для того, чтобы его показать», - рассказывает лидер группы Алексей Белкин.
Отава Ё
Клип уже получил множество восторженных откликов из самых разных стран мира.
«Очень красиво, спокойно. Фантастиш!» - пишет Klaus Wolff.
«Очень хорошая музыка. Привет из Бразилии. Вы, ребята, великолепны!», - пишет пользователь Rcc Rcc.
«С нетерпением ждем еще одну отличную песню! Передаем любви из Америки во время этой безумной пандемии», - отзыв от prncess803.
«Красота! Привет из Сербии! Мы тут все слушаем Отава Ё!», - пишет Radomir Petkovic.
Создатель группы «Иван Купала» и менеджер проекта «Отава Ё» Алексей Румянцев обратился с просьбой о помощи.
«Кто умудрился в разгар эпидемии впервые в жизни попасть в больницу (к счастью, не с COVID-19, к несчастью - с другими серьёзным болезнями) - тот я. Казалось бы, это такой недвусмысленный знак, что пора и честь знать, но я всё-таки хочу побороться. Поэтому я впервые в жизни прошу денег, не давая ничего взамен. Я прошу на своё лечение. Простите.
Алексей Румянцев
Я знаю, что жизнь сейчас многократно усложнилась для всех, поэтому не прошу никаких конкретных сумм, тем более, что сам их не до конца понимаю. Я прошёл несколько обследований, сейчас капельницами и уколами меня приводят в состояние, пригодное для операции. Будет операция (надеюсь, что одна), и период реабилитации. Мне называют условную нижнюю (если всё пойдёт по оптимальному сценарию) планку в 300-400 тысяч, но даже эту сумму я никак не выгребаю. Вы знаете, что у артистов отменилась вся работа на месяцы вперёд, а кроме того, занятие фольклорной музыкой - дело в принципе не денежное. Это, скорее про то, когда ты понимаешь, что делаешь что-то важное для других людей, и это чувство полностью восполняет тебе все возможные издержки профессии. К тому же те, кто сталкивался со мной в «профессиональной жизни», знают, что больше, чем за 20 лет с Иваном Купалой и за последние 7 лет с Отавой Ё, я не попросил ни рубля ни у государства, ни у спонсоров. Так повелось, что мы всегда жили, снимали, записывали, ездили в туры на свои. Но сейчас своих хватает только на подготовительный этап лечения, новых своих нет и в обозримом будущем не предвидится. А выкарабкаться нужно сейчас. Прошу понять правильно - в обычное время я бы нашёл, к кому обратиться, взять денег на лечение, и потом постепенно вернуть долг, но сейчас я вижу, как у моих друзей и знакомых бизнесы вылетают в трубу из-за того, что государство не хочет официально признавать карантинные мероприятия, и обстоятельства форс-мажора не вступают в законную силу. Люди теряют огромные деньги, и я не могу в такое трудное время ставить их перед дополнительными моральными дилеммами. Поэтому так: кто может/хочет/готов и сколько может/хочет/готов, исходя из своих реальных жизненных обстоятельств.
Я потратил на написание этого поста пару долгих ночей (это просто, когда обезболивающие не берут тебя больше, чем на час). И хотя решение я принял твёрдо, я всё равно пишу этот текст с долей стыда, и надеюсь, что вам не будет за меня неловко. В своё оправдание скажу, что если эта история закончится хорошо, я приложу все усилия для того, чтобы сделать ещё что-нибудь достойное в той работе, которой занимаюсь последние 25 лет.
Спасибо, что дочитали. Обнимаю вас!»
Номер моей карты Сбербанка: 5469550057310432.
Получатель: Алексей Лазаревич Р.
Полные банковские реквизиты:
Получатель: РУМЯНЦЕВ АЛЕКСЕЙ ЛАЗАРЕВИЧ
Номер счета: 40817810455865828082
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корр. счет: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001
SWIFT-код: SABRRUMM
Яндекс.Деньги: 410016235873737
https://www.paypal.me/AlexeyBelkin (с пометкой «На лечение Румянцева»)
Клип питерской фолк-группы «Отава Ё» получил приз «Лучшее видео на иностранном языке» американской премии California Music Video Awards. Это вторая премия клипа на американском рынке.
Ранее клип «Как на горке на горе» был отмечен премией Los Angeles Film Awards в октябре 2018 года.
Видео на русскую народную песню снималось в Красном Бору, Гимреке и Нижнем Понизовье в июне 2018 года. Клип был презентован публике в сентябре 2018 года. Песня «Как на горке на горе» вошла в последний альбом группы «Любишь ли ты» (2018).
Режиссёры – Алексей Белкин и Всеволод Алёхин. Сценарий – Алексей Белкин и Всеволод Алёхин. Оператор - Даниил Мороз.
Отава Ё
Группа «Отава Ё» появилась на свет примерно в 2003 году как сайд-проект группы RealroadЪ. Отава Ё – шесть человек, играющих на различных этнических инструментах – волынки, скрипки, жалейки, гусли, а также гитара, бас и всевозможная перкуссия. Свой музыкальный стиль музыканты группы называют «рашн бит». Каждое выступление группы – не просто концерт, а целое действо с шутками, песнями и танцами (танцуют как зрители, так и сами музыканты!). Клип «Отавы Ё» на песню «Сумецкая» поставил абсолютный рекорд по просмотрам русского этно-видео: 23 млн просмотров клипа. Видеоклип на песню "Про Ивана groove" в октябре 2012 года занял первое место в европейском чарте видеоклипов World Music Network.
Основатель группы Алексей Белкин в этом году провел уже 20-й по счету фестиваль «День Святого Патрика в Санкт-Петербурге».
Клип «Отавы Ё» на песню «Сумецкая» поставил абсолютный рекорд по просмотрам русского этно-видео: 20 млн просмотров клипа. Лидер группы Алексей Белкин рассказывает, как это случилось и почему.
Недавно питерская фолк-группа «Отава Ё» выпустила новый альбом «Любишь ли ты», и с триумфом (без преувеличения) провела его презентации в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас «Отава Ё» является чуть ли не главным экспортным продуктом российской музыки, исключая классическую. Алексей Белкин рассказывает, как они к этому шли.
- Сначала хочу поздравить с невероятным успехом клипа «Сумецкая», набравшим 20 млн просмотров. Это очень необычно для русской этно-музыки. Как такое вообще могло случиться? Это сыграла музыка, или сам клип хорош, или еще есть объяснения феномену?
- Если кратко, я думаю, что это совокупность. Удачная, с одной стороны простая, с другой стороны хорошо сделанная песня, и очень оригинальный видеоряд. Бузники (русская национальная драка в танцевальной версии) своей харизмой подпитали наш зачин. Мы играли эту песню на концертах и видели, что людям нравится, что-то есть всё-таки в быстрых минорных мелодиях. А когда появилась оригинальная идея для клипа, то всё вообще встало на свои места.
- У вас ведь вообще очень хорошая клиповая история. В ноябре клип «Как на горке, на горе» занял первое место в номинации «лучшее музыкальное видео» на кинофестивале Los Angeles Film Awards, до этого клип «Ой, Дуся, ой, Маруся» получил приз на Лондонском фестивале London International Film Festival BELIFF 2018 как лучшее музыкальное видео. И все клипы, как я понимаю, вы снимаете сами?
- Скажем так, первые два клипа мы вообще целиком снимали сами - от и до. Но, начиная с «Дворника», я стал привлекать профессионального оператора. С ним получалось быстрее и процент выработки был больше, меньше брака. Да и взгляд профессионального оператора тоже немало стоит.
Позже человек, который монтировал нам клипы, стал моим соавтором, речь идёт про Севу Алёхина. С ним мы стали вместе работать и придумывать клипы. Если в двух словах - я придумывая идею и суть клипа, концепцию, потом с Севой мы доводим клип до производственного процесса. За года пришлось вникнуть во все детали. Мне лично это оказалось крайне интересно, ну и получается. А как известно - самое лучшее делать то, что интересно и получается. Кроме всего прочего, все участники группы так или иначе, кто-то больше, кто-то меньше участвуют творчески в процессе. В результате получается такое очень штучное производство, которое вероятно было бы практически нереально организовать, привлекая просто профессионального режиссёра. То, что у нас получается - это очень наше. Может быть оно только нам и подходит и от того такой эффект.
- Кстати, ваши клипы ведь не такие кинематографичные, как у Литвиновой и Найшуллера, например. Мне они кажутся скорее трэвел-клипами, много видов красивой природы... Это сознательно сделано?
Как сказал Митя Храмцов из «Добраночи» про съёмку клипов: «ну, вам легко с русской музыкой - под сосну сел с гуслями и уже хорошо». Отчасти это так и есть.
Мы всегда шли от своей музыки. Но старались всё же не повторяться в идеях (что, кстати, самое сложное). Музыка у нас русская и виды русской глубинки очень хорошо подходят к нашим песням (ну или наоборот). Вокруг Петербурга оказалось так много интересных и очень кинематографичных мест, которые просто просились в кадр. Наши клипы - это такие слегка идеализированные мини-истории того, как могло бы быть в нашей русской глубинке (а может где-то так и есть).
Найшуллер и Литвинова - люди с профессиональным кинообразованием, поэтому они стремятся снимать кино в клипах и, вероятно, у них всё строится по-другому. Я же любитель-самоучка, поэтому снимаю без особых амбиций, просто каждый раз стараюсь реализовать определённую вдохновившую меня идею. Хотя, разумеется, амбиции у меня есть, но я их прячу как могу, в том числе от самого себя. Обычно я просто вдохновляюсь какой-то идеей и живу с ней, пока не реализую. Так было с каждым клипом. И каждый раз после клипа наступает опустошение и белый лист. Пока не появляется новая идея.
Наверное, всё-таки нельзя сказать, что это просто трэвел-клипы, но видам живой природы в наших клипах придаётся очень большое внимание.
Алексей Белкин
- Ну и чтобы покончить с видео - насколько это мощный промо-канал для продвижения «Отавы Ё»? Есть ли люди, которые приходят на концерты, посмотрев видео? Какая география зрителей из статистики Ютьюба?
- О, статистика ооочень интересная. Первое место по просмотрам, разумеется, Россия, примерно 50%. Потом идёт, внимание, Польша, потом Украина, потом США. То есть все наши главные политические «друзья». Когда мы начинали, то всерьёз не рассматривали это как действенный для себя рекламный инструмент. Скорее это было интересное время препровождения, ну и возможность высказаться. Однако выпустив клип «Про Ивана Groove», я вдруг обнаружил, что людям клип (как сейчас принято говорить) зашёл. Многие знакомые музыканты останавливали меня и радостно с удовольствием нас хвалили. На тот момент клип собрал рекордное для фолка в России количество просмотров - 100 или 200 тысяч. Но серьёзной рекламной помощи это тогда не дало.
Всё изменилось с «Сумецкой», которую стали смотреть не только любители фолка, но вообще все подряд. Мы попали в чарты, в тренды, и клип посмотрело очень много разных людей. Это был 2015 год, конец января. В конце февраля мы собрали битком московский клуб «Бруклин». Первый раз я увидел, как на нас стоит огромная очередь из людей, которых я впервые вижу (обычно на фолк ходят плюс/ минус одни и те же и ты уже можешь узнавать своих слушателей). Люди стали узнавать на улице, наш канал в ютьюбе стал полон отзывами типа "ни слова не понимаю по-русски, но очень понравилось", "славик бразерс" и так далее. Очень много позитивных, можно сказать, восторженных отзывов появилось. Мы стали ездить на гастроли не только по Европе (где чуть раньше разглядели Отаву Ё), но и по России. Так что да, для нас это в результате оказалось отличным рекламным каналом. Моё ощущение, что большая часть людей приходят к нам на концерты после просмотренных клипов.
- У «Отавы Ё» вообще чуть ли не самая большая гастрольная афиша за рубежом из российских, причем не только среди этно-музыкантов. Можно рассказать, как это получилось? Как европейские фестивали стали приглашать вас?
- Ну, тут всё просто. Если формально, то для начала я просто стал ездить как делегат на Womex - главную профильную ярмарку, посвящённую world music в Европе. С момента, как я туда поехал первый раз, тогда ещё с материалами Reelroadъ, у нас потихоньку пошли иностранные гастроли. Мы съездили с Reelroadъ в несколько стран с альбомом «Гуляю, гуляю», но потом всё как-то само собой свернулось, у организаторов интерес угас. Вероятно, мы были недостаточно оригинальны для европейских промоутеров.
Когда же я повёз «Отаву Ё» (году в 2009), то практически сразу пошёл интерес у разных промоутеров. Нас стали приглашать на гастроли. Но настоящий прорыв произошёл, только когда нам удалось сыграть showcase на Womex 2014, другими словами. просто выступить там. Каждый год музыканты со всех стран присылают свои заявки на выступление на Womex, в результате отбирают из 1000 групп 60, которым дают возможность сыграть перед главными организаторами гастролей за границей. Промоутеры, организаторы фолк-фестивалей, директора концертных площадок со всего мира едут туда, чтобы увидеть и услышать этих музыкантов, для того, чтобы потом пригласить их к себе выступить. Попасть в список выступающих на Womex практически нереально. Я знаю группы, которые по 10 лет подавали заявки и так и не попали.
Нам повезло и нас отобрали. В октябре 2014 года мы там сыграли, и о нас узнали если не все, то очень многие серьёзные люди из мира world music. А после этого ещё пришёл успех «Сумецкой». И нас стали приглашать всё больше и больше.
Но при этом я знаю достаточно много групп, так же сыгравших на Womex, и у которых по большому счёту толком ничего не изменилось. Вероятно, важно попадаешь ли ты в резонанс с публикой, насколько оригинален твой материал, подача, шоу. Всё очень важно. Так что формально можно советовать всем заинтересованным лицам отправляться на Womex, но надо, чтобы было что показать и материал должен быть действительно оригинальным, ну и, разумеется, качественным. Также надо отдавать себе отчёт в том, что такая поездка требует серьёзных капиталовложений - организаторы не платят ничего, так что все расходы надо оплачивать самим и при этом никаких гарантий, что будет успех. Именно благодаря Womex в своё время так «выстрелила» на Западе Инна Желанная и Farlanders, а Markscheider Kunst при этом совершенно без результата там выступили.
«Отава Ё»
- Очень интересно. Помнится же, был период, когда Reelroadъ и Отава Ё существовали одновременно. Акцент на Отаву случился потому, что к ней больше интереса проявили европейцы? Или в России тоже спрос на Отаву оказался выше?
- Да, мы несколько лет существовали параллельно. Отава играла на улице и была необязательным проектом - есть время идём и играем, нет, занимаемся своими делами. Но постепенно Отава Ё реально выросла в полноценную боевую единицу. Мы стали достаточно фанатично служить нашему делу. Регулярно репетировали, придумывали, можно сказать, создавали своё лицо. Писали альбомы без оглядки, нужно ли это кому-то или нет. Я помню рецензию на «Жили-были», суть её сводилось к такому: «ну, да, играют ничего, хорошо, но кому это вообще может быть нужно?» Меня это сильно удивляло. Как кому? Да всем! Такой максимализм был.
Что касается спроса, то в России мы обеими группами играли только в Петербурге и Москве и всегда это были либо фестивали, либо небольшие клубы. Спроса в России не было, можно сказать. Я честно старался продвигать Reelroadъ везде, где только можно, но это оказалось очень трудным. Плюс наложились перестановки в составе и некоторая стагнация в самом коллективе. Вероятно люди просто устали биться в закрытые двери и творческий запал постепенно угас. Последнее что нам удалось сделать с Reelroadъ, - записать песню «На море орёл», и снять на неё малобюджетный клип. Параллельно с этим «Отава Ё» расцветала буйными цветами. У нас шли дела в гору, мы с упоением репетировали и играли концерты. Публичных концертов у нас было не так много, но сильно выручали корпоративы, куда нас звали охотно и довольно-таки часто. Вероятно отсюда и пошла молва, что «Отава Ё» - это коммерческий проект, сделанный для зарабатывания денег. Но это, разумеется, неправда. Мы просто делали то, что нам нравилось, и так случилось, что это пришлось кстати на рынке частных мероприятий. Когда же корпоративы практически пропали, то очень кстати люди стали смотреть активно наши клипы и ходить на кассовые концерты. В общем всё как-то очень логично перетекало одно в другое. Мы же просто занимались ровно тем же, чем занимались всегда - играли музыку, которая нам самим нравилась и изобретали собственный велосипед.
- И изобрели. Вернемся к тем самым «быстрым минорным мелодиям». Минор в России любят, с ним все понятно. Но как вы смогли откопать столько веселых народных песен и подать их так выигрышно? У нас ведь было все странно: или мрачноватые Старостин и Желанная, или разлюли малина в сельском ДК. И вдруг появилась веселая группа с красивой музыкой. Так и было задумано?
- Мы с самого начала для себя определили свой путь - народная музыка народу. Сначала мы брали ну совсем известные песни, не гнушались даже шлягерами. Но выяснилось, что если, например, песню «Кадриль» или «Жил-был у бабушки серенький козлик» или «Яблочко» играть не просто как всем известную песню, просто паразитируя исключительно только на её узнаваемости, а делать из неё что-то новое - хорошую, нетривиальную аранжировку, то результат получается отличный. Песня получает новую жизнь. То есть с одной стороны - все эту песню знают и это уже бонус и аванс нам как исполнителям, а с другой стороны, мы реально очень сильно заморачиваемся, чтобы песня звучала оригинально, по-новому, а главное без костылей узнаваемости, только на силе, заложенной в ней. Наигравшись известных песен, мы стали копать глубже и нашли песни менее известные, а порой и совсем неизвестные. Как группа, мы научились тонко чувствовать что с песней можно делать, а чего не стоит, во всяком случае для нас этот путь оказался верным. Мы никогда не увлекались медитативными однообразными аранжировками, старались постоянно что-нибудь придумывать.
Также, вероятно из-за того, что мы сначала больше играли в Европе, мы старались делать аранжировки такими, чтобы человек, ни слова не понимающий по-русски, понимал всё. что происходит, и не скучал. Ведь на наши концерты за границей ходят исключительно местные жители, эмигранты про нас ничего не знают. Так что слова песен никто не понимает, только невербальный посыл.
Кроме того, наигравшись в своё время инструментальной европейской музыки, мы некоторые принципы построения этой музыки привнесли и в свои песни. Выигрыши, бриджи, подголоски. Всё это часть нашего инструментария. Нам до сих пор нравится играть инструментальную музыку, просто теперь акцент перешёл на русские инструменты, но принцип остался тот же.
Мне не очень понятно стремление многих российских музыкантов усложнять русские песни, стараться вытащить из них то, чего там и в помине нет. На мой вкус, все эти попытки скрестить русские песни с джазом или арт-роком в большинстве своём несостоятельны, с очень редкими исключениями. Всё дело в том, что это нельзя делать формально. Всё равно к каждой песне надо искать свой уникальный подход, который по сути уже заложен в этой песне, это надо понять, а лучше почувствовать. А загонять народную песню в прокрустово ложе своих музыкальных амбиций и пристрастий - это ошибка. Для этого есть другие жанры авторских песен.
Фольклор, если быть честным, это достаточно простая музыка. Не примитивная, а именно простая, простая для восприятия. Да, она может быть виртуозной, но всё же она простая. И любой, кто пытается сделать её искусственно сложной для восприятия - совершает ошибку и идёт по неверному пути. Я помню, как мы работали над песней «Любишь ли ты». Там неквадратный размер, нетривиальный распев, непростой для современного уха текст. Это сложная песня. Мы только разучивали её месяца два, а потом ещё месяца три делали и переделывали аранжировку. Но в результате получилась чуть ли не главная песня на всём нашем новом альбоме. И при этом это не боевик, типа «Сумецкой», это лирика, практически философия.
Что же касаемо «клюквы», то мне непонятно, как до сих пор это может существовать. Мы недавно с Димой Шихардиным попали на финал конкурса выпускников институтов культуры, фольклорного отделения. И вот там меня убила формулировка номинации - «народная песня, стилизация». Стилизация?! Что это, зачем? Вот эти педагоги, которые учат этих детей, ну они же знают о существовании корневого фольклора, они же знают разницу, знакомы с архивами, почему же тогда их выпускники занимаются этим? Как это может существовать сегодня? Для чего? Я нигде больше такого не видел. Только в странах соцлагеря.
«Отава Ё»
- Пример «Отавы Ё» и «Сумецкой» показывает, что в интернете сейчас может взлететь даже русский фолк, не говоря о рэпе. Но почему так мало фолк-групп снимают клипы? Почему фолкеры записывают альбомы, но ленятся выложить их в Айтюнс и Яндекс-музыку? Что происходит сейчас с русской фолк-сценой?
- Мне кажется что противопоставление фолка и рэпа не совсем корректное и равнозначное. В России сейчас феномен рэпа не столько в музыке, сколько в том, что рэп сейчас в основном транслирует главные соблазны молодёжи - секс, наркотики, непристойное поведение, «красивая богатая жизнь». На это всегда был и будет спрос. Рэп, судя по всему, самая незатратная и простая музыкальная форма донесения этих «ценностей» до слушателей. Всё можно сделать на коленке дома. Исключения есть, но они скорее подтверждают правило.
Так что русский фолк сам по себе, конечно же, никуда не взлетит, равно как и любой другой известный нам сейчас жанр. Могут взлететь отдельные персоналии. Почему взлетела Монеточка, Гречка - я не понимаю. Но за ними не последовали другие такие же, значит дело в какой-то их конкретной уникальности, попадании в резонанс с публикой.
Почему фолк-группы не снимают клипы? Ну, во-первых, на это нужны деньги. Хоть какие-то, это раз. Во-вторых, нужны хорошие идеи и если идей своих нет, то надо нанимать людей которые смогут их придумать и реализовать, а это снова деньги. Практически все русские фолк-клипы (да и иностранные тоже), которые были сделаны и выложены в интернет, практически не получили никакого резонанса. По какой причине? Ну если быть честным, то недостаточно талантливо, недостаточно оригинально. Сам жанр музыки здесь не является определяющим. Клипы это отдельная независимая самодостаточная субстанция. Вообще отдельное произведение искусства, существующее по своим законам. Тому пример - группа OK GO. Их клипы - собирают миллионы просмотров, хотя музыка на мой вкус там вообще никакая. Но сами клипы - произведения искусства и без грамма пошлости или скабрезности. Так что жанр музыки для клипов не имеет значения.
Фолкеры, конечно, могут выложить свой альбом в Айтюнс или яндекс-музыку, и многие из них это делают. Но, к сожалению, про них никто ничего не знает, и их не покупают и особо не слушают. Некому слушать. Просто в нашей стране, если быть честным, фолк-групп, заслуживающих внимания, действующих и регулярно что-то делающих, можно сосчитать на пальцах одной, ну максимум двух рук. В данный момент русской фолк-сцены, по большому счёту, просто нет. Точнее она есть, но про неё никто и ничего не знает.
Равно как и нет шоу-бизнеса, связанного с фолк-музыкой, точнее, шоу-бизнес фолк-музыку не воспринимает всерьёз по той простой причине, что фолк-музыка у нас до сих пор является андеграундом и не очень понятно как и кому это продавать. Один известный московский издатель мне так и говорил: «Ну это же всё сектантские дела». С чего он это взял?
И честно говоря, что делать, я не знаю. Мне лично очень нравится группа «Партизан FM», но я знаю что парни уже несколько лет бьются как рыба об лёд, и по большому счёту у них в плане промо ничего не получается. На концерты публика ходит вяло, альбом особо не покупают. Где взять взрослым профессиональным музыкантам мотивацию продолжать заниматься своим делом, которое не может тебя прокормить? А если твоё дело не может прокормить, то в какой-то момент ты просто вынужден переключиться на что-то другое и, как результат, забросить это дело. Что и произошло со многими талантливыми музыкантами.
Но музыка вообще бизнес такой достаточно сомнительный, особенно в нашей стране.
- Зачем вы поехали на "Нашествие", да еще на сцену «Наше 2.0»? Это не считается зашкваром или попросту пустым делом? Что вынесли от выступления на самом большом фестивале в стране?
- Во-первых, мы играли полноценный сет в хэдлайнерском блоке, примерно в 19.00, во-вторых, они нам оплатили приезд и заплатили гонорар. Бесплатно бы мы не поехали. В третьих, к нам очень хорошо там отнеслись и комфортно разместили. Так что не ехать причин не было.
Что вынесли... Ну, скажем так, размах большой, хотя я ожидал чего-то больше похожего на европейские фестивали с огромной крутой фестивальной инфраструктурой, как на Lowlands или Paaspop.
Было сложно по подключению, ввиду того, что мы выходили за рамки традиционных составов - гитары, баса и барабанов. Наш лайн-чек затянулся, и они были крайне удивлены, что мы не уложились в 10 минут... А так всё было отлично, публики было много, звук вполне приличный.
- Какую роль в «Отава Ё» играет известный музыкант Алексей Румянцев («Иван Купала»)?
- Он концертный директор, занимается организацией концертов по России. Менеджер. В творческом процессе он не принимает участие. Сам сказал, что не хочет встревать. И мы так этого и придерживаемся. Помогал с оформлением сборника и нового альбома. Он сильно облегчил мне жизнь в плане того, что снял с меня много административных функций, которые занимали уж больно много времени. Хотя с выходом группы на новый уровень появились другие.
- Когда и где «Отаву Ё» в ближайшее время можно будет услышать и увидеть?
- Со 2-го по 7-е января 2019 года - в Ростове-на-Дону спектакль «Жар-птица» с нашим участием, 8 января играем в Москве в клубе «16 тонн». 13 января выступим в родном Санкт-Петербурге в клубе «Опера», а 18 января - в Екатеринбурге, концертный зал «Урал».
15-летие питерская фолк-группа «Отава Ё» отпраздновала выходом нового альбома «Любишь ли ты» и большими концертами в Москве и Санкт-Петербурге.
С альбомом, правда, вышла некая закавыка. В делюкс-издании он продавался пока только на этих двух концертах, а заказать в магазинах или стриминг-сервисах его можно будет только с 1 ноября. Логики в этом нет, но так получилось. CD с толстым и очень приятным на ощупь картоном за 700 рублей на концертах расхватывали, как пирожки.
На московский концерт в большой зал клуба «ТеатрЪ» пришло около 500 человек, что очень неплохо для фолк-группы (а ВИП-балконы и вовсе битком). Вообще-то «Отава Ё» - самая гастролирующая ныне российская фолк-группа по европам, да и в самой России у них масса преданных поклонников. Для детей до 12 лет предусмотрен бесплатный вход, так что на танцполе можно было увидеть пританцовывающих детишек самого разного возраста. И это очень прогрессивно — к русскому распеву они приучаются с самого детства, в отличие от большинства их сверстников.
В пятый студийный альбом «Любишь ли ты» вошли песни, которые уже хорошо знакомы поклонникам по концертам. Но вот студийные версии могут стать сюрпризом даже для них. Например, поскольку записаны с фитами некоторых известных этно-музыкантов. На презентациях «Отава Ё» попыталась привлечь всех участников записи. В Москве появились мэтр Сергей Старостин, ансамбль «Измайловская слобода», участники «Иван Купала» Алексей Румянцев и Роман Ломов, бузники (да, танец с бревном был!) и еще много кто.
Роман Ломов и «Отава Ё»
Неспешно начали с «Камаринской». «Что за песни» начались с психоделического гитарного соло от Алексея Скосырева (вообще показавшего себя тут с самой лучшей стороны). Начало концерта омрачал только дисбаланс ударных. В «Отава Ё» весьма ажурные аранжировки, и барабанщик Денис Никифоров играет стоя, используя почти всегда только бочку и тарелки. С тарелками было что-то не то, их было мало, а когда слышны — слишком громки. Но чуть позже появился и ведущий барабан, да и баланс наладился.
Видеозапись презентации в Санкт-Петербурге
Неизменный концертный хит «На речке, на речке» (той самой, в исполнении Леонова в фильмах Данелия) с неизменным пояснением лидера группы Алексея Белкина о том, как сам Леонов не любил петь эту песню, но «режиссер заставлял». Чистейшее трехголосие. И надо сказать, что умение «Отавы Ё» пользоваться многоголосием буквально завораживает, - поют эффектно и очень чисто. Причем не академически, а именно бытово и чисто. Это ценно.
«Измайловская слобода» и «Отава Ё»
«Сельская фолк-дискотека» началась с музыки Георгия Фиртича из мультика «Приключения капитана Врунгеля» и плавно через «Шизгару» перетекло в «Кадриль». Сначала обычную, а потом с ускорением. От курганской бабушки скрипача Дмитрия Шихардина, оказывается, музыканты услышали на гастролях в Кургане ироничную народную песню «Раз прислал мне барин чаю».
На концерте было объявлено, что штатная скрипачка группы Юлия Усова сразу после питерской презентации уходит в декрет (животик у нее уже весьма округлый, девятый месяц все-таки!). Ну, и представили нового басиста Василия Телегина.
Сергей Старостин и «Отава Ё»
Сергей Старостин спел сразу две песни сольно («Перепелка» с изумительным богатством тембров и вокального мастерства, и бабушкину потешку-скороговорку «Потешка про козу»), - звукачу стоило бы убрать реверы на скороговорках, - а затем вместе с группой «Отава Ё» тверской наигрыш «Завидочка». Тут и бузникам место нашлось.
В заглавной 8-минутной песне альбома «Любишь ли ты» (довольно малоизвестной, кстати) на трех четвертях а капелла в нужных местах подмогла.
Феномен успеха «Отавы Ё» в том, что они вовремя сумели распознать потребность широкой аудитории в развлекательной подаче русского распева. Не смурного, а именно что веселого. Смурного-то уйма, а вот потанцевать под веселые русские песни почти не под кого. Была «Иван Купала», да ушла куда-то (но Алексей Румянцев и Роман Ломов помогают группе, за что им низкий поклон). При этом «Отава Ё» умеет сохранять хрупкий баланс между танцевальностью и музыкальностью как таковой. Начинали-то они вовсе как уличная группа. Это востребовано на Западе, и нужно нашей широкой публике, стремящейся к осознанию национальной идентичности. На бытовом уровне это просто — слушать русские песни либо в поп-аранжировках Бабкиной и Кадышевой, либо в поп-шоу Варвары, либо в веселом многоголосии «Отавы Ё». Боле податься некуда. И «Отава Ё» отлично делает свое дело.
«Буза» и «Отава Ё»
Завершался концерт зажигательными хитами «Ой Дуся, ой Маруся», «Сумецкая» (с тем самым бревном и драками), «Лезгинка», «Финская полька» и другими. Алексей Белкин с волынкой в руках еще успевал и коленца выдавать. Это было настоящее шоу.
Фолк-рок группа «Отава Ё» выпустила клип на песню «Как на горке, на горе», которая войдет в будущий альбом «Любишь ли ты», релиз которого состоится 1 ноября.
Идея по клипу «Как на горке, на горе» пришла ещё в 2016 году, когда мы искали места для съёмки «Дуси-Маруси», - рассказывает лидер группы «Отава Ё» Алексей Белкин. - Тогда мы объездили много карельских деревень и нашли несколько отличных мест, которые не подходили для «Дуси-Маруси», но идеально ложились на свадебную историю, которая уже была в планах. Поэтому мы эти места взяли на карандаш и вернулись через 2 года. Интересно, что за два года в глухой деревне Нижнее Понизовье построили отличный пешеходный мост, который вошёл в монтаж. Во время съёмок в последний день наш барабанщик Пётр Сергеев так вошёл в свою роль, что упал с велосипеда и сломал ногу. В первый раз за все годы съёмок у нас на площадке произошёл несчастный случай! Что однако не помешало нам всё доснять. Петя сейчас восстанавливается.
Презентация альбома «Любишь ли ты» состоится 19 октября в Москве (клуб «Театръ») и 20 октября в Санкт-Петербурге (ДК Газа).
Между новым релизом и предыдущим альбомом группы прошло пять лет, кардинально изменивших судьбу «Отавы Ё», превратившейся из локально известного питерского коллектива в одну из ярчайших звёзд российской фолк-сцены, востребованную не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкая известность, международные премии, аншлаговые концерты по всему миру - всё это вместилось в пять прошедших лет, и всё это нашло своё отражение в новом альбоме, самой зрелой работе группы за всю историю своего существования.
В альбом вошли девять треков, среди них - хорошо известные по видеоклипам «Ой, Дуся, ой, Маруся» и «Сумецкая», ставшая суперхитом в Ютьюбе, собрав там более 17 миллионов просмотров. Весёлые юмористические песни, визитная карточка «Отавы Ё», соседствуют на альбоме с монументальными лирическими полотнами, такими, как 8-минутный заглавный трек «Любишь ли ты?».
Мы достаточно долго работаем над каждой песней, - говорит Алексей Белкин. - Идеальная ситуация для нас - вдумчиво и кропотливо поработать над аранжировкой, поиграть песню на концертах, что-то исправить, изменить и только потом нести песню на студию. Именно поэтому мы не выпускаем альбомы каждый год - мы просто не успеваем. После выхода альбома «Что за песни» мы долго подбирали новый материал, работали над ним, и в конце 2017 года поняли, что пора идти в студию. Работа на студии шла с января по май. Интересно, что изначально мы не планировали задействовать в записи приглашённых музыкантов, но потом... В одну песню позвали Джангира Даушвили сыграть на доли, в другую - четырёх знакомых вокалисток, там банджо, там балалайку, детский хор и так далее... В результате получилось, что альбом «Любишь ли ты» - это «Отава Ё» и наши многочисленные друзья.
Многие из этих друзей примут участие и в концертах-презентациях. Именно поэтому концерты и получили название «Отава Ё и друзья». На сцене ожидаются также и специальные гости, имена которых пока не разглашаются.
Третий по счету фестиваль русской и финской культуры «Кукушка 2018» прошел в Выборге не где-нибудь, а около местного Эрмитажа. Звезды этно-музыки выступали в фантастическом по видам местечке: зеленая травка, вид на море с портовыми кранами и сразу две сцены, главная и малая.
Этот третий получил серьезную поддержку от государства: Президентский грант в размере 1,7 млн руб, еще 100 т.р. от Ленинградской области, да еще консульство Финляндии помогло с аппаратурой. Отец-вдохновитель — Сергей Старостин, наше все в русской этнике и по совместительству глава Российского Фольклорного союза. А движущая сила — Паша «Африканда» Коротков, известнейший фолк-музыкант, к тому же женатый на этнической финке. Да и где, как не в Выборге, такое вообще делать?
Состав музыкантов подобрался на зависть любому фолк-фестивалю. Помимо самого Старостина и его «Проще простого», приехали европейские уже звезды «Отава Ё» (Питер), нашумевшая «Карелия» (оттуда же), изысканное этно-джазовое New folk trio с Натальей Скворцовой (Москва), легенда русского фолка Борис Базуров Сотоварищи (Москва), прекрасные местные фолк-коллективы, плюс финские супер-группы Accrowbatics и Frigg.
Пресс-конференция
Вообще-то логичным было спросить у оргов, зачем такое разнообразие — есть же, в конце концов, мощная финно-угорская культура в России, весьма гармонично соотносящаяся с финским разнообразием. А именно таких на фестивале вроде как почти нет! Сергей Старостин ответил, что целью было показать лучших на пространстве европейской России, а Сергей Коротков добавил, что первые фестивали начинались именно с финно-угорской эстетики, но затем решили демонстрировать все самое лучшее. Так и получилось, забегая вперед, но без местного фольклора никак не обошлось — особенно поразил семейный ансамбль «Рёнтюшки» из дер. Рапполово, исполняющий почти аутентичную музыку ингерманландских финнов…
«Рёнтюшки»
Кстати, на фестиваль «Кукушка» приехали еще глава Фольклорного союза Финляндии Пяйви Юленен-Виири и консул по культуре и СМИ генконсульства Финляндии Анна Лайне. Так вот, Пяйви Юленен-Виири рассказала, что Фолксоюз Финляндии работает по системе государственных грантов от правительства, и немалая доля от них достается самим музыкантам — на визы, проезд в разные страны, помощь в гастролях.
Первый день 11 августа стал главным концертным днем фестиваля. Его открыл «Донской дуэт» из Москвы, весьма именитый — Дмитрий Морозов руководит народным хором Гнесинки и Центром русского фольклора ГРДНТ имени В.Д. Поленова, дуэт стал финалистом «Музыки Земли 2017». Это вполне узнаваемая донская протяжная песня с казачьими аллитерациями и кристальной чистотой нот. Им только дай попеть. На малой сцене во дворике Эрмитажа-Выборг они устроили целое казацкое шоу. А из местных коллективов запомнился выборгский DarkRiver, этно-фьюжн на тему старинных песен, дрейфующий к ирландско-кельтской основе. Средневековый стоицизм «ДрабгрИбори» (авторские песни!) тоже вызвал искреннее уважение.
Действо морскими ветрами то и дело сдувало на зеленую поляну, там питерский Театр народной драмы устраивал забавные хэппенинги с саблями и погребением есаула и девицы. А «Выборгское бальное общество» выводило настоящие бальные танцы с должной чопорностью. На малой сцене немалое количество зрителей собрал зажигательный театр «Папьемашенники» (Петербург), над приключениями Петрушки хохотали и дети, и взрослые.
Хедлайнеры не оплошали. Заминку вызвала разве что редко концертирующая «Карелия», лучший новый word-music проект 2017 года по RWMA, которая даже после 3,5 часового саундчека/репетиции не смогла быстро настроиться. Ника Гаврилова не обладает ярким или техничным вокалом, но очень искренно доносит свои переживания, заражая своим настроением зрителей. Еще в «Карелии» прекрасный валторнист Илья Леонтьев (солист Государственного Рогового оркестра), темперирующий динамический диапазон до невозможных будто величин.
После не очень сложившегося сета питерской Mozaika (даже европейский суперхит Ederlezi не зазвучал) феерически выступила хельсинкская Accrowbatics: четыре диатонических баяна (пара двухрядных и пара трехрядных), контрабас и гитара. Без перкуссии, хотя она тут очень даже напрашивается, - но музыканты непреклонны. Это принцип. На основе финского фольклора они создают зажигательные авторские композиции. Точнее, поначалу не очень-то зажигательные, но ощутив холодные ветра, заиграли именно что танцевальные. Тут кстати пришелся десант из финских туристов: они педантично плясали все, что положено, и с таким радужным выражением лиц, что усомниться в «счастье есть» было невозможно.
Accrowbatics
Откровенным хедлайнером стал, конечно, питерский ансамбль «Отава Ё». Тут танцевали все, и именно тут наблюдался аншлаг — более 600 зрителей перед сценой. И танцы. Частушки, наигрыши — все это в исполнении «Отавы Ё» превращается в зажигательный деликатный перформанс. Алексей Белкин успел рассказать, как песню «На речке, на речке» не любил Леонов и очень любил Данелия: «Но на съемочной площадке режиссер главнее!». Мастерство музыкантов действительно фееричное, хотя в группе нет супер-инструменталистов, они берут именно что коллективным драйвом. Что «Финская полька» («Извините, но у каждого народа есть песня, которую ассоциируют с ним, пусть она даже до смерти всем надоела»), что любая мелодия делается так, что это праздник всегда и навсегда. Фантастическая группа.
Отава Ё
Патриарх русского фолка Сергей Старостин с Клевенским и Марио спел самые известные, наверное, свои песни. При этом умудрился вместо саундчека начитать несколько русских частушек и наговоров, аки рэп. Что вызвало бурную реакцию зрителей. Эталонное выступление, что уж там.
Frigg
А вот от финского Frigg никогда не знаешь, чего ждать. Они обрушили на головы слушателей изысканный академический струнный сет в духе nordgrass (блюграсс в северной традиции). Лидер Алина Ярвелья была прекрасна, как всегда. Нюанс в том, что опять же никакой перкуссии, и от условного Грига расстояния никакого, все кристально чисто.
New folk trio
А в ночи выступили экспериментаторы. New folk trio погрузило в джазовые пертурбации Натальи Скворцовой фолковый вокал Евгении Савинковой (в поле остались уже сугубо эстеты), а Борис Базуров Сотоварищи сотворили целую прог-роковую симфонию — размеренные молоты Александра Брагина били как кувалды, и стик с гуслями Базурова чертил причудливые размеры вкупе с позвякиваниями перкуссий Антона Мартынюка. Это было более чем достойным завершением большой концертной программы «Кукушки 2018».
Борис Базуров
12 августа на фестивале прошли мастер-классы и лекции. А в лютеранском соборе Петра и Павла состоялась премьера «Таежной мессы» финского пастора Арво Сурво с участием хора им. Микаэля Агриколы. Это тонкая интерпретация христианских рун, собранных в Карелии и Ленинградской области, завершающаяся пронзительными перезвонами колоколов. В залах Эрмитажа в Выборге прошли конференции фольклористов, обсуждающих тенденции движения и будущее этники в России.
Этника в России действительно стоит на перепутьи, в отличие от Финляндии практически не поддерживаемая государством. Недавняя печальная история с Российским фольклорным союзом наложила свой негативный контекст. Тем важнее любые живые проявления адекватности и профессионализма, как на «Кукушке». И отдельное спасибо сайту газеты «Выборг», организовавшему прямые телетрансляции с площадки фестиваля, конечно.
Вадим ПОНОМАРЕВ Фото - Алексей ДЕНИСОВ и автор текста
Шоу-бизнес сегодня - главная сфера интересов издания
"Новости шоу-бизнеса" NEWSmuz.com (экс - NEWSmusic.ru).
Последние новости шоу бизнеса и классической музыки обновляются круглосуточно. Российский шоу-бизнес
и артисты шоу-бизнеса - вы можете читать новости шоу-бизнеса России сегодня на сайте, или
подписаться на рассылки новостей
шоу-бизнеса. Сообщить о новостях сегодня - наша работа.
Комменты