Seven Eight Band

10/12/2018 - 14:29   Mix   Концерты, Этно и world-music
В клубе Алексея Козлова прошла III Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards с участием звезд российской world music.

Награждать лучших этнических музыкантов года вышли Андрей Котов («Сирин»), Сергей Старостин, Инна Желанная, Владимир Потанчок (RADIO_FM, Словакия), Мария Архипова («Аркона»), Марина Гуляева (фестиваль «Купальская сказка»), а в зале были замечены Борис Базуров и множество других музыкантов. Вели церемонию основатель RWMA Наталия Мязина и основатель фестиваля «Вот Этно» Юрий Романов, онлайн-трансляция шла на сайте клуба.

Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»
Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»

В отличие от прошлогоднего награждения в зале ЦДХ, атмосфера в уютном джазовом клубе А. Козлова на Маросейке получилась скорее дружеской. Выступления артистов шли сразу на двух сценах на разных этажах паба, и желающие курсировали меж этажами, мирно обмениваясь впечатлениями. Победителей, кроме приза зрительских симпатий, отбирало международное профессиональное жюри. Неудивительно, что фаворитами стали те, кто имеет наибольшой экспортный (гастрольный) потенциал на европейском фолк-рынке. Так что начнем с итогов.

Итоги III Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards 2018

  • Лучший молодежный проект: «Под облаками» (Москва)
  • Лучший новый проект: «Абстрактор» (Воронеж)
  • Лучший аутентичный проект: «Затопленные песни» (Иркутск)
  • Приз зрительских симпатий: «Неизвестный композитор» (Архангельск-Москва)
  • Лучший экспериментальный проект: Khoomei Beat (Тува)
  • Лучший этно-музыкальный журналист: Лев Беляков («Своё Радио»)
  • За вклад в развитие этно-музыки: «Иван Купала»
  • Гран При Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards, Лучший этнический проект: Alash Ensemble (Тува)

Инна Желанная награждает «Абстрактор»
Инна Желанная награждает «Абстрактор»

Не все смогли доехать. Например, из-за гастролей не смог приехать главный победитель этой премии, тувинский Alash Ensemble. И приз за него получили Khoomei Beat, обещавшие передать статуэтку в целости и сохранности. Кстати, в этом году статуэтка представляет собой натуральные деревянные поленья с выточенными на них названиями номинаций и логотипом премии, к ней полагается диплом победителя.

Награждение группы «Иван Купала»
Награждение группы «Иван Купала»

Конечно, гордость каждой RWMA – выступления победителей и гостей премии. Высочайший профессионализм, верность этнической культуре и изрядная доля экспериментальности всегда присутствует в наличии. И стоит согласиться со словами основательницы премии Наталии Мязиной (см. ниже), что каждый сет на премии — во многом эталон, демонстрация всего самого лучшего, что есть на российской этно-сцене.

Сергей Старостин
Сергей Старостин

Сергей Старостин с самого начала и задал высочайшую планку, сначала потешкой-скороговоркой «Про козу», затем «Надоела жизнь, надокучила» под гусли и «Глубоко». Затем выступил воронежский экспериментальный проект «Абстрактор» (обладатель премии «Лучший новый проект»), сразу смело взявшись за хорошо знакомую по исполнению мэтра Старостина песню «Макарий». «Абстрактор» - такой по-хорошему фьюжн с роялем, клавишами, гуслями, басом и барабанами. Где-то в основе джаз, но такой еще джаз, - то в духе «Вежливого отказа», то ранних «Звуков Му», то «Аукцыона» - и все весьма максималистично. Музыканты прекрасные, и когда им удается создавать мощный драйв, - публика благожелательно воспринимает даже самые сложные инструментальные конструкции. Особенно стоит отметить композицию «Егорина гора», как бы позаимствованную из репертуара их же проекта «Цёй».

«Абстрактор»
«Абстрактор»

Тувинские профи из Khoomei Beat, победившие в номинации «Лучший экспериментальный проект», сразу взяли быка за рога, показав упругую рокерскую ритм-секцию в сочетании с национальными инструментами и, конечно, горловым пением. Недавно у них вышел первый сольный альбом «Хову черге...», заглавную песню из него они тоже исполнили, а заодно наглядно продемонстрировали публике все три основных стиля горлового пения — хоомей, каргыраа и сыгыт. Это было столь зажигательно, что один музыкант из Khoomei Beat выскочил на свободное место перед сценой, и исполнил весьма экспрессивный танец на радость зрителям.

Khoomei Beat
Khoomei Beat

Завершилась программа главной сцены сетом победителя прошлогодней премии RWMA супер-группы Seven Eight Band. Супер-группы, потому что в ней собраны самые известные музыканты московской этно-сцены: Андрей Танзю, Антон Кончаков, Геннадий Лаврентьев, Дмитрий Игнатов, Олег Маряхин, Пётр Талалай, Дмитрий Симонов, Евгений Лебедев. Имена говорят сами за себя. Ради Российской премии Seven Eight Band, обычно играющий северо-индийский фьюжн, сыграл преимущественно балканскую программу, в которую органично влились авторская Gypsy Liquor и даже менгрельская колыбельная, появившаяся благодаря новой солистке Екатерине Надареишвили (известной по «Акапелла Экспресс»).

Seven Eight Band
Seven Eight Band

А этажом выше выступили Таисия Краснопевцева, победитель в номинации приз зрительских симпатий «Неизвестный композитор» и победитель в номинации «Лучший молодежный проект» - объединение «Под облаками». Ну и нельзя не отметить прекрасный джем-сейшн с участием Khoomei Beat, «Под облаками» и Сергея Старостина — русский распев в соединении с тувинским, ради шутки и без «Хавы Нагилы» не обошлось...

Борис Базуров:

Премия интересная, она такой всегда и была. Порадовали ребята из Иркутска, интересное приближение к аутентике, мощное фолк-моделирование. У всех участников — высокий класс музыкантов, у нас умеют играть world без привязки к каким-либо этническим преференциям. Они осваивают музыку мира, как в свое время белые музыканты осваивали джаз. Можно поздравить организаторов, такие фестивали нужны. Мир сейчас разбегается по своим отдельным комнатам, и именно world music скрепляет общество. Здесь на премии представлен широкий спектр музыкантов из разных регионов России. Хочется верить, что со временем это приведет к прорыву, к новым идеям. Мне есть с чем сравнить, класс музыкантов радикально вырос по сравнению с тем, что было у нас еще 20 лет назад. Всех приглашаю на свой юбилейный концерт 26 мая.

Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards продолжает оставаться главной и фактически единственной пока профессиональной премией в области этно-музыки в России. Этот сегмент чрезвычайно пестр и неоднороден, к тому же усилиями властей практически скрыт от массовой публики. Государство ограничивается поддержкой нескольких крупных профессиональных коллективов, практически игнорируя поддержку множества мелких фолк-коллективов в стране. Музыканты не получают помещений под репетиции, покупают инструменты за свой счет, гастролируют на свой страх и риск. А ведь это основа национальной культуры — народная песня и народная музыка. Когда невежественные чиновники поймут важность и ценность сохранения народной культуры — неизвестно, ну а Russian World Music Awards делает свое великое дело, опираясь только на поддержку в этно-сообществе и немногочисленных чутких спонсоров.

Наталия Мязина:

Я считаю, что прошло все потрясающе, сама не ожидала! Я была ведущей на сцене, но волнения не испытывала. Все получилось гармонично, как мне кажется. Публика очень всех нас поддерживала, спасибо ей. Выбор победителей нашим жюри мне кажется очень точным. В этом году проголосовала по большей части только международная часть жюри, из россиян успел проголосовать только один член жюри. Иностранцы хорошо понимают в маркетинге, в том, что нужно европейскому слушателю. Они видят рынок в целом. Мы хотим собрать жюри, которое может помочь музыкантам — пригласить на фестиваль, написать статью и т. д. Если бы у нас была возможность оплатить приезд жюри, многие бы приехали бы на церемонию. Но такой возможности у нас нет.

В прошлом году мы по организации ушли в большой финансовый минус. В этом году такой возможности не было, мы написали около 50 писем с просьбой поддержать премию — в банки, большие корпорации, малые компании в сфере йоги или вегетарианства. Финансово поддержал нас Владимир Коновалов, работающий в «Роснано», он мой друг, мы с ним вместе учились. Поддержали несколько малых компаний, они выделили подарки для музыкантов, ведь они приезжают за свой счет. В этом году мы вышли в ноль. На церемонию мы приглашаем выступать только главные, «эталонные» группы, которые показывают нынешний высокий уровень этно-музыки в России. Показывать группы, к уровню которых должны стремиться другие музыканты.

Будет ли жить премия дальше? После этой церемонии я вся на восторженных эмоциях. Но мне, конечно, надо подумать о будущем премии. Каждый год я жду, что у премии появятся партнеры, спонсоры, заинтересованные лица, которые помогут в ее проведении. Жду золотую рыбку. Но они не появляются, к сожалению. Так что пока вопрос открыт.

Очень хотелось бы, чтобы в 2019 году Russian World Music Awards продолжила работу, и помогла бы отметить труд самых выдающихся этно-музыкантов страны.

Гуру КЕН
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

25/11/2017 - 04:53   Mix   Этно и world-music
В Москве прошла вторая по счету церемония награждения победителей Russian World Music Awards, единственной национальной премии для этно-музыкантов в России.

Если бы ее не было, ее надо было бы все равно придумать. Сирые да убогие, фолкеры всегда ютились где-то на задворках шоу-бизнеса в России. Ни признания, ни народной любви (даром что музыка-то народная). Вопреки англоязычной прописи, премия целиком местная. Ее придумала и реализовала Наталья Мязина, экс-арт-директор фестиваля «Саянское кольцо» (ныне «Мир Сибири» в Шушенском).

Сама премия в физическом виде выглядит как веселенькая птичка с распахнутыми крылами, выточенная из натурального кедра.

В прошлом году прошла первая премия, главный приз завоевал Authentic Light Orchestra (а Инна Желанная стала победителем в номинации «Лучший экспериментальный проект»). Чем с ходу поразила премия, так это составом жюри. Сливки мирового этно-коммьюнити! Включая одного из изобретателей термина world music Джо Бойда (США) и главу Folk Alliance Ангуса Финнана оттуда же. В этом году жюри не менее представительно — к Финнану прибавились основатель крупнейшего этно-феста в мире WOMEX Бен Мендельсон (Великобритания), наш мэтр Александр Чепарухин, норвежский продюсер и радиоведущий Арне Берг и множество руководителей этно-фестивалей в России и Европе (это важно!).

Жюри отслушивало и отсматривало всех 47 номинантов через интернет, живьем в Москву приехал только норвежец Арне Берг, и весьма продуктивно приехал, как потом выяснилось. Он бегал за всеми участниками премии за кулисами, брал интервью для государственного норвежского радио (типа нашего ВГТРК), - знай наших в Норвегии! А потом в «Пионере» дал часовую лекцию о жизни этники в Норвегии, крайне поучительную. Выяснилось, например, что небольшой этно-фестиваль среди холодных фьордов численностью 2,5 тысяч посетителей получает в Норвегии час прямого эфира на национальном радио и 2,5 часа на региональном ежедневно! Многие российские орги в этот момент кусали губы…

Главный приз фестиваля в 2017 году (вручал его, грешен, я сам) получила супергруппа Seven Eight Band — в ней периодически играют турецкий таблист Мисирли Ахмет, мультиинструменталист Надишана, перкуссионист Танзю, саксофонист Олег Маряхин, барабанщик Петр Талалай, дудукист Кото и другие весьма импозантные личности. По условиям премии, они будут представлены на WOMEX (к слову о наличии в жюри руководителей фестивалей), а еще Семушкина уже пригласила их на «Усадьбу Джаз» в 2018 году. То есть RWMA – не хухры-мухры, а вполне работающий механизм по выявлению лучших из лучших. Вел церемонию известный журналист Андрей Бухарин.

Андрей Бухарин и Влад Надишана
Андрей Бухарин и Влад Надишана

«Лучший экспериментальный проект» - Влад Надишана (Берлин)
«Лучший новый этнический проект» - «Карелия» (Санкт-Петербург)
«Лучший аутентичный проект» - «Мерема» (Саранск)
«Лучшее музыкальное видео» - «Отава ё» (Санкт-Петербург)
«Легенда world music» - Сергей Старостин (Москва)
«За вклад в развитие world music» - Theodor Bastard (Санкт-Петербург)
«Приз зрительских симпатий» - Gilead (Тюмень)

Анжела Манукян вручает премию «Карелии»
Анжела Манукян вручает премию «Карелии»

Комментарии, наверное, излишни. Стоит добавить, что со сцены и в зале звучало немало слов поддержки Сергею Старостину в связи с планируемым разгоном Центра русского фольклора. Это чудовищная, без сомнения, акция минкульта — научной деятельностью в области русского фольклора в России попросту никто больше не занимается, и потеря будет невосполнима. Музыканты проявили редкое единодушие и солидарность со Старостиным — Центр русского фольклора непременно нужно сохранить!

А на сцене выступили почти все победители. Сомнений в их профессионализме никаких. Отдельно стоит отметить «Мерему» - они редко бывают в столице, а их аутентичный эрзянский фольклор необыкновенно зажигателен, это полноформатное этно-шоу (из инструментальной поддержки — всего-то одна перкуссия да дудочки). И еще дали выступить потомственному шаману Николаю Ооржаку, любимице публики Анжеле Манукян (проект Volga) и гуслярше Ольге Глазовой, засветившейся на телешоу СТС «Успех», - девушка пока сыровата, но имеет прекрасные данные для профессионального роста. Заняться бы вокалом и найти свою нишу, как нашла ее в свое время Пелагея...

Возвращаясь к исходной мысли о концептуальной важности премии. Не секрет, что в микромире фолк-музыки все грызутся со всеми, отчаяние и безденежье — не лучший стимул для содружества. Russian World Music Awards не только высвечивает лучших (иностранцы в жюри вообще не в курсе дрязг внутри коммьюнити, и априори объективнее), но дает толчок к тому, чтобы русские фолкеры двигались дальше, к европейским и общемировым ангажементам. Чтобы выступали на том же WOMAX, WOMAD и далее везде. Это жутко важно для самих музыкантов и цивилизует весь этно-процесс в стране. Не все получается, наверное, пока. Слабенькое промо (даже многие этно-музыканты до сих пор не знают о премии), небольшой зал ЦДХ, отсутствие пространства для общения участников и специалистов… Это все должно быть, и наверное будет в будущем.

Но первые шаги Russian World Music Awards сделаны. И они сделаны в правильном направлении.

Theodor Bastard завершил своим сетом Премию
Theodor Bastard завершил своим сетом Премию

И музыкантам, и их слушателям стоит поддержать почин Натальи Мязиной, следить за премией, выдвигаться, ехать на европейские фестивали. Тем более что слово Russian в названии обозначает сугубо российское резидентство, иностранцев попросту здесь не номинируют. Побеждать. И ехать показывать русскую, мордовскую, кавказскую, тувинскую и какую еще угодно народную музыку за пределы России. Это перспективно, важно. И отчаянно, чего уж.

Гуру КЕН
Фото - Наталия ШОСТИНА
Видео - Дина НУРГАЛЕЕВА