Василий Петренко

27/09/2021 - 14:16   Classic   Концерты
Начался новый 2021/2022 филармонический сезон на столичных концертных сценах. Особенно ожидался концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова с новым художественным руководителем, недавно окончательно избранным, коим стал маэстро Василий Петренко. Концерт-посвящение памяти Евгения Фёдоровича Светланова состоялся на сцене БЗК 15 сентября.

Зал встретил зрителей особой, праздничной атмосферой, роскошными букетами цветов в вазах, гирляндами, положенными вдоль сцены. Предчувствие праздника витало в воздухе зала.

Концерт-посвящение памяти Евгения Фёдоровича Светланова
Концерт-посвящение памяти Евгения Фёдоровича Светланова

Программа включала концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор, сочинение 37, Людвига ван Бетховена. Партию фортепиано виртуозно исполнила выдающаяся пианистка, выход которой на сцену каждый раз становится событием культурной жизни, профессор Московской консерватории и Мюнхенской высшей школы музыки народная артистка Грузинской ССР и народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе.

Элисо Вирсаладзе
Элисо Вирсаладзе

Бетховенский концерт в исполнении Элисо Вирсаладзе прозвучал в строгой классической манере, но был подхвачен и дополнен мощной энергетикой оркестра, вдохновенно ведомого маэстро Василием Петренко. "Век нынешний и век минувший" не исключали, не отметали друг друга, а творчески дополняли палитру изобразительных средств исполнения. Известный концерт Бетховена приобрел новые краски звучания, обогатился новыми смыслами. Зал очень тепло откликнулся на исполнение знаменитого сочинения Бетховена.

Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова

Второе отделение концерта было отдано во власть новых смыслов века двадцатого, отразившихся в симфонии №5 ре минор, соч. 47 Дмитрия Шостаковича. Первое исполнение симфонии состоялось в ноябре 1937 года в Ленинградской филармонии. Дирижировал 34-летний Евгений Мравинский, блестяще представив это сочинение публике. Композитор и дирижер на долгие годы стали друзьями и соратниками.Евгений Мравинский стал первым исполнителем многих симфонических сочинений Дмитрия Шостаковича. Новое творение Шостаковича публика встретила с энтузиазмом. Успех был огромный!

Год создания симфонии - 1937, и это говорит о многом... Сам композитор находился на полулегальном положении, ожидая ареста. Всему этому сопутствовали тяжёлые обстоятельства в семье композитора. Творчество Шостаковича не принималось официальными властями. Чего только стоили композитору публикации в газете "Правда" статей "Сумбур вместо музыки" и "Балетная фальшь", в которых грубо, одиозно критиковались его произведения.

И вот теперь в своём дебютном выступлении в качестве художественного руководителя ГАСО России имени Е.Ф. Светланова маэстро Василий Петренко представил пятую симфонию Дмитрия Шостаковича на сцене БЗК имени П.И. Чайковского. Симфония прозвучала как ожившая энциклопедия того страшного времени, где были фальшь, лицемерие, жестокость, всё то, что именуется временем Большого террора. Исполнение симфонии было встречено публикой с энтузиазмом, продолжительной овацией. Это был безусловный, большой успех художественного руководителя ГАСО России имени Е.Ф. Светланова маэстро Василия Петренко.

Василий Петренко любезно согласился ответить на вопросы издания NEWSmuz.com.

Василий Петренко
Василий Петренко

- Вы работаете с двумя оркестрами одновременно. Это ГАСО России имени Е.Ф. Светланова и Королевский филармонический оркестр в Лондоне. На чём зиждется основа этой работы?

- Оба оркестра важны для меня и любимы мною. В обоих коллективах масса великолепных музыкантов, и это огромное удовольствие - быть на сцене вместе с ними.

- Как будут строиться программы выступлений этих оркестров: на сопоставлении, на взаимодополнении или по-другому? Как?

- Программы, разумеется, будут индивидуальными для каждого из оркестров, но какие-то темы, вехи сезонов, будут пересекаться, например, 150-летие Скрябина в 2022 году.

Концерт памяти Евгения Светланова
Концерт памяти Евгения Светланова

- Что нас, зрителей, слушателей, ждёт нового, такого, чего ещё не было никогда?

- В классической музыке каждый концерт - что-то, что ещё не было и никогда не будет! Это живое искусство, в котором невозможна фонограмма и полное повторение интерпретации.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Вера ЖУРАВЛЕВА

17/08/2021 - 04:20   Classic   Интервью
Совсем скоро состоится утверждение в должности художественного руководителя ГАСО России имени Е.Ф. Светланова дирижера Василия Петренко. В преддверии этого значимого события маэстро Василий Петренко любезно согласился ответить на вопросы издания NEWSmuz.com.

В разгар лета любителям классической музыки выпала возможность встретиться с художественным руководителем фестиваля в Новом Иерусалиме «Лето. Музыка. Музей» Василием Петренко. Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) России имени Е.Ф. Светланова, управляемый маэстро, представил программу из произведений Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Густава Малера, Клода Дебюсси, Камиля Сен-Санса, Мориса Равеля, Александра фон Цемлинского. Природа благоволила фестивалю. Стояли тёплые июльские дни, а куполом служило лазурное небо...

Василий Петренко
Василий Петренко

- Как Вы пришли к дирижированию?

- Начал учиться в хоровом училище им. М. И. Глинки в Ленинграде, с семи лет. По окончании выдавали диплом дирижёра хора, так что постепенно все, кто учились, приходили к необходимости стать дирижёром. Но далеко не у всех это получилось... Потом, продолжив обучение в консерватории, понял, что оперно-симфоническое дирижирование интересует меня значительно больше, и стал им заниматься.

- Кто были Ваши учители?

- Наверное, главными были Е.П. Кудрявцева, легенда хорового дирижирования, и Р. Э. Мартынов, один из самых талантливых дирижёров своего поколения, к сожалению, довольно рано ушедший из жизни. Ну и, разумеется, многие другие, кого мне посчастливилось видеть и от кого удалось почерпнуть жизненный опыт и знания.

- Кто был для Вас примером в качестве дирижёра?

- Многие... Мне посчастливилось ребенком побывать на одном из последних концертов Е.А. Мравинского, присутствовать на визитах Л. Бернстайна, Дж. Шолти, К. Аббадо в Санкт-Петербурге, участвовать в мастер-классах Е.-П. Салонена, Н. Ярви и, разумеется, постоянно посещать репетиции и концерты Ю.Х. Темирканова, М. А. Янсонса, В.А. Гергиева. Всегда считал, что любая репетиция, любой концерт даёт огромный опыт, большую пищу к размышлению. И продолжаю смотреть, слушать, учиться - дирижёр никогда не может останавливаться на достигнутом, на мой взгляд.

- Музыка каких композиторов Вам ближе?

- У меня очень обширные интересы в музыке. Когда-то, лет в восемнадцать, я решил написать список всех тех сочинений, которые хотел бы за свою жизнь продирижировать, по алфавиту. Остановился на середине третьей страницы формата А4, дойдя до буквы "К" и осознав, что, скорее всего, всей жизни не хватит для этого. За последние 300-400 лет столько гениальной музыки создано!

Василий Петренко
Василий Петренко

- Публика, она ведь разная. Учитываете ли Вы в своих выступлениях фактор публики?

- Публика, разумеется, разная, но ее во всем мире объединяют две вещи - люди приходят на концерт или спектакль с ожиданием чуда, и всегда очень тонко понимают, случилось оно или нет. Поэтому никогда в жизни не делю концерты на "важные" и "неважные", всегда только на максимуме!

- Расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.

- Только что прошли концерты с Royal Philharmonic Orchestra на двух крупнейших фестивалях ВВС Proms в Лондоне и EIF в Эдинбурге. На следующей неделе - концерты с EUYO в Италии, Австрии и Германии, потом выступления с разными коллективами в Великобритании, Дании, Румынии, Франции, поездка в Новую Зеландию, Австралию, Японию и Гонконг. И разумеется, концерты с Госоркестром в Москве!

Людмила КРАСНОВА
Фото: Вера ЖУРАВЛЁВА

14/01/2021 - 16:26   Classic   Новости
Министерство культуры Российской Федерации согласовало назначение Василия Петренко художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова с 1 сентября 2021 года.

«Конечно же мы благодарны Владимиру Михайловичу Юровскому за те годы, которые он посвятил развитию коллектива. Под его руководством были реализованы масштабные проекты, состоялись многие мировые премьеры. Мы рассчитываем на преемственность в управлении Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Василий Эдуардович хорошо знаком коллективу, всегда с большой ответственностью и творчески подходит к своей работе. Надеюсь, на этом посту он сохранит славные традиции и заслуженный авторитет оркестра, а также привнесет что-то новое», – отметила министр культуры Ольга Любимова.

Василий Петренко
Василий Петренко

Василий Петренко сотрудничает с коллективом с начала 2000-х годов, в 2016 году стал главным приглашенным дирижером. За это время он с огромным успехом выступил с оркестром более чем в 50 концертах в России и за рубежом, представив множество сочинений русских и зарубежных композиторов, в том числе редко звучащие в концертных залах.

«Для меня большая честь стать художественным руководителем одного из лучших оркестров мира, продолжать и развивать традиции, заложенные Александром Гауком, развитые Евгением Светлановым и другими дирижёрами. В составе оркестра – великолепные музыканты, он обладает огромным творческим потенциалом. С нетерпением ожидаю наши совместные выступления в крупнейших концертных залах Москвы и мира в ближайшие годы. Классическая музыка, особенно русская, заслуживает еще большего внимания и станет наиважнейшим источником вдохновения и оптимизма в это непростое время. Наше творчество обязано сделать мир лучше!», – поделился планами Василий Петренко.