Николай Луганский

15/11/2022 - 05:48   Classic   Концерты
«…Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт», ‑ так восторженно говорил о великом австрийце Антон Рубинштейн. Правда это, святая правда.

Моцарт – Балетная музыка к опере «Идоменей, царь Критский», К. 367; Концерт № 24 для фортепиано с оркестром, К. 491; Симфония № 41 («Юпитер»), К. 551
Камерный оркестр Musica Viva – дирижёр А. Рудин; Солист Н. Луганский.
Концертный зал им. П.И. Чайковского, 24.10.2022

Как в книге Георгия Чичерина, называвшего Моцарта «бурно-пламенным» и особо подчёркивавшего, что в его «…душе всегда бушевало стремление к правде, и естественности, которые предшествуют великим художественным свершениям». Вторая цитата характеризует Моцарта, возвратившегося после премьеры оперы «Идоменей, царь Критский» из Мюнхена в Париж в 1778 году. Подчеркнув, что всё (тем более к тому времени) творчество Моцарта уверенно определялось словом «динамизм». Почему я начала свою рецензию с этих цитат? Очень просто, да и обязывающе: потому что концерт в зале имени Чайковского, о котором пойдёт речь, начался именно с танцев из «Идоменея», которые (скажу сразу же!) первоклассно сыграл оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина.

Musica Viva под управлением Александра Рудина
Musica Viva под управлением Александра Рудина

«Идоменей» сегодня ставится на сцене и у нас, и за рубежом очень редко. Чаще звучат танцы, которые очень хороши, блестяще и непросто оркестрованы. Они всегда становятся апофеозом концерта. В них всегда подкупает полётная юношеская красота, особая прелесть, бурная молодая жизнь и поистине ошеломительная инструментовка – играют все оркестровые группы и солисты. Это особенно слышно, когда за дирижёрским пультом стоит такой удивительный маэстро, как Александр Рудин! Какие чудные были виолончели, да и вообще, все струнные, торжествующая медь, короткие всплески валторн.

Бодрое, свежее движение очень своеобразного менуэта. А также некое подобие второй темы: появляются сияющие искорки танцевальности. А потом... Потом быстрое и взволнованное движение с отголосками всё той же «главной» (назовём её так) темы, возвращение короткой, но очень красивой валторны.

Рудин всегда славился поразительной динамикой, остротой и точностью движения, хрустальной чистотой и прозрачностью звука. Это и на сей раз проявилось в танцевальной фактуре «Идоменея» и имело своё очень важное и убедительное продолжение.

Я имею в виду совершенно потрясающий 24 фортепианный концерт, блистательно исполненный Николаем Луганским. Я не берусь сказать какой из композиторов великой классики занимает главенствующее положение в репертуаре Луганского. Знаю только, что Моцарт – один из главных. Поразительная виртуозность пианиста, почти умопомрачительные (простите) перле, пронзительная душевная глубина, какое-то внутреннее сияние – можно сказать еще немало восторженных слов и все они будут справедливы. Но в этом дуэте фортепиано и оркестра была особенная красота и сила. Пианист и дирижёр дышали общим дыханием, которое точно и ёмко «отдавалось» в оркестр, передавая в зал подлинное по-настоящему сияющее солнце (помните слова А. Рубинштейна?)

ТЕКСТ
ТЕКСТ

И понятно, как логично звучала в финале концерта гигантская симфония «Юпитер» - последняя из 41 симфоний Моцарта, венчающая его симфоническое творчество. Начало – оно как мощное обещание, преодоление и торжество человека. Каждая из её четырёх частей хороша и бесстрашна, не смотря на разного рода сложности, неожиданности, даже запугивания, но в результате – полное обновление – свет, радость, неожиданная танцевальность, удивительный народный хороводный образ. Бесконечно и безоглядно лирична вся вторая часть симфонии. Но чуть неожиданно наступает некое помрачение. Однако (и это с радостным обаянием подчёркивает точная и гибкая рука дирижёра) наступает того же редкого обаяния третья часть. Это торжествующая природа, уникальный покой. Как замечают музыковеды, тут всё дело в Менуэте Allegretto, которое в конечном счёте виртуозно и звонко ведёт к финалу.

Думается, исполнение «Юпитера» стало вершиной концерта Александра Рудина. Да не просто думается, а так оно и есть. Это была замечательная встреча с чудом.

Наталья ЛАГИНА

02/10/2022 - 04:45   Classic   Концерты
Настоящие меломаны – народ упрямый. Трудно сказать, что им более надобно: любимая музыка, любимый композитор, любимый музыкальный жанр или любимый исполнитель. Главное – им нужно в силу своей подчас просто немыслимой любви к чему-то, связанному с музыкой попасть в любимый (!) концертный зал. Попасть – и всё тут! Этих меломанов нельзя не понять.

И на этот раз тоже придём вместе с ними в Концертный зал имени П.И. Чайковского, да, вместе с толпой страждущих, молящих о лишнем билетике ещё с платформы метро «Маяковская». Так было и на этот раз, тем более что, как говорится, программа была шлягерной, а исполнители – подлинный «золотой фонд».

Рахманинов – Скерцо для оркестра ре минор,
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром;
Этюд-картина из соч. 39,
Вступление к опере «Алеко»;
Чайковский – Симфония № 3;
Глинка - Три танца из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»): Полонез, Па-де катр (вальс), Краковяк.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии – Дирижёр Юрий Симонов; солист Николай Луганский.

Оркестр по-хорошему ошеломил этих меломанов уже самой первой пьесой программы. Это была совершенно очаровательная, изящная, полётная, очень красивая пьеса, написанная 14-летним Рахманиновым. А оркестр под управлением маэстро Симонова был столь же изящен, полётен и удивительно трепетен. Надо сказать – и это давно всем известно - что Юрий Иванович со своим оркестром блестяще и щедро дарит нам подлинную красоту во всём, к чему обращается. Так было и этот вечер. И прозвучавший следом за этим коротеньким и очень манким скерцо, Третий фортепианный концерт открыл нам такую бездну поразительной, чувственной, «поющей», звучащей как гимн природе и человеку музыки, что хотелось аплодировать тотчас. Тем более хороша была эмоциональная обстановка концерта, что за роялем был блистательный Николай Луганский. Ослепительная «тропа в полях в первой части! Так точно и образно назвал эту тему академик Борис Асафьев. Она, по сути, пройдёт через всё сочинение, напомнив о себе так или иначе, хотя при этом всякий раз звуча по-новому, но не давая ни в коей мере о себе забыть. Этот концерт, будучи по сути очень своеобразной симфонией, поразил слушателей, даже если эта симфония была знакома им далеко не первый день или год.

Николай Луганский
Николай Луганский

Середина в первой части концерта: бурное движение после нежного портрета умиротворённой природы. Становление роста, объемности музыкального развития движения. Страстность, обаяние…

Этот большой и стремительный (повторю – страстный) эпизод обычно не очень выразительно звучит у солиста. Но тут, у Луганского – всё было очень и очень хорошо, даже блестяще. Впрочем, не блестяще Луганский играть не умеет. Как хороши его каденции, пение в тутти. И этот трагизм в светлых эпизодах, и в солнечных , спокойных, раздумчивых. А как хороша валторна в маленьком соло на пути к финалу! Маэстро Симонов порой слишком увлекался силой звука, правда, делая это свое увлечение с большой элегантностью. Но в нынешнем концерте было удивительное чувство взаимопонимания у солиста, дирижёра и оркестра. Овация захватила весь зал. И Луганский подарил публике ещё несколько (увы, коротких) минут счастья, сыграв на бис малоизвестный, но очень яркий Этюд-картину Рахманинова – сильный, но почему-то нелюбимый автором в такой степени, что он выкинул его из 39 опуса.

Эмоциональное исполнение музыки Рахманинова до такой степени завладело публикой, что, откровенно говоря, было даже трудно предположить, возможно ли будет легко переключиться с Рахманинова на Чайковского. А тема переключения была тоже не просто богата эмоционально и по звукописи, рождённой изобретательной, захватывающей оркестровкой. Однако… Речь сейчас пойдёт о симфонии № 3 – очень необычной симфонии великого композитора, симфонии пятичастной, с неожиданными двумя скерцо, с богатейшим миром сложных людских взаимоотношений, поисков, переживаний, откровений, короче – поиском человеком самого себя, истинного, именно того, который поможет красоте спасти мир. Тот самый мир, который буйствует в переживаниях и красках в третьей части симфонии и в финале. Время написания третьей симфонии 1885-86 гг. Оно совпало с уже написанными «Пиковой дамой» и «Спящей красавицей» и отголоски этих произведений и двух первых симфоний трудно не услышать в Третьей симфонии.

Дирижёр Юрий Симонов
Дирижёр Юрий Симонов

Обращусь к собственным впечатлениям, связанным с Третьей симфонией Чайковского. К сожалению, её играют не очень часто. Её надо «ловить». А если случайно на неё «напал», то прежде всего будешь покорён редкой по красоте второй частью, очень милым и чарующим вальсом. Вот и я школьницей услышала в концерте отдельный вне симфонии этот чудесный вальсок и запомнила, что он из Третьей симфонии, о которой я понятия не имела. Годы спустя, когда подарила мне общение с выдающимся музыкантом и дирижёром Кириллом Петровичем Кондрашиным, я услышала в его исполнении это сочинение, принадлежащего к числу самых любимых маститого маэстро. Будучи его музыкальной ученицей, со временем сумела разобраться с партитурой и начала чуть ли не судорожно эту симфонию «ловить».Удавалось, но увы, не часто. Пока «ловила», влюбилась в неё всерьёз и надолго, если не навсегда. И вот поэтому ещё, зная, что Юрий Иванович очень уважает и любит Кирилла Петровича, я с нетерпением ждала её нынешнего сентябрьского исполнения, и, к счастью, не ошиблась. Вся симфония, кроме нескольких вяловатых (это у автора, а не оркестра) коротких эпизодов, была на настоящей творческой высоте. Думаю, что Кирилл Петрович был бы доволен исполнением Юрия Ивановича Симонова – по сути своего после консерваторского ученика.

Симонов прекрасно играет все симфонии и «Манфреда» Чайковского. Поэтому я не задаю ему вопроса, выделяет ли он симфонию, прозвучавшую в сегодняшнем концерте. Исполнение было как откровение. Однако позволю себе процитировать лишь один отзыв, в котором есть удивительные открытия в каждой из пяти частей: элементы похоронного марша в первой части, тот самый очаровательный вальсок, близкий к лендлерру, элегическая третья часть, загадочное скерцо и поразительный мощный финал. Музыковед А. Альшванг пишет: «Впервые трагическое сознание выходит на первый план и властно приковывает к себе внимание. Центральное место занимает проблема жизни, рассматриваемая под углом зрения отдельной личности!»

Действительно, это так. Поэтому и симфония продолжает жить. Только бы играли её почаще!

НАТАЛЬЯ ЛАГИНА

21/11/2021 - 03:44   Classic   Концерты
Программа концерта, представленная ГАСО России имени Е.Ф. Светланова в БЗК, состояла из произведений Сергея Рахманинова.

В первом отделении зрители услышали Концерт №1 для фортепиано с оркестром (вторая редакция, 1891-1917), прозвучавший в исполнении Николая Луганского. Симфония №2 ми минор, соч. 27 (1907) была исполнена во втором отделении концерта. За дирижерским пультом - дирижер Василий Петренко.

Было такое впечатление, что круг замкнулся, что наконец-то после долгих мытарств композитор Сергей Рахманинов вернулся в свой родной дом, в Московскую консерваторию, которую окончил с золотой медалью. Именно здесь впервые прозвучали многие его произведения. В частности, Концерт №1 для фортепиано с оркестром был исполнен начинающим композитором в далеком 1892 году. В мемуарах А.В. Оссовского, побывавшего на этом концерте, отмечается, что, несмотря на пометку "ор.1", перед зрителями предстал художник большого своеобразия... Многие тогда "уверовали" в Рахманинова в силу убедительности его дарования, чему значительно способствовал пианист Рахманинов, обладавший умением дать почувствовать свою львиную лапу, по словам А.В. Оссовского.

И вот теперь мы слушаем Концерт №1 в Московской консерватории, в которой это произведение было написано и впервые прозвучало в исполнении композитора. Маэстро Николай Луганский, по его словам, соприкоснулся с музыкой Рахманинова, когда ему было 10 лет, и это была "Баркарола", ор. 10. С тех пор музыкант и композитор не расстаются. По признанию Николая Луганского, произведения Рахманинова составляют значительную часть его репертуара.

Николай Луганский и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Николай Луганский и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова

В программе концерта прозвучал окончательный вариант Концерта №1, ор.1, вторая его редакция, сделанная композитором, о чём сам Сергей Рахманинов писал: "Я переделал мой Первый концерт, теперь он действительно хорош. Вся юношеская свежесть осталась, но играется он гораздо легче". В таком варианте Концерт №1 впервые был исполнен автором в Нью-Йорке в 1919 году, и теперь в 2021 году в БЗК в Москве Николаем Луганским, признанным одним из лучших интерпретаторов сочинений великого Сергея Рахманинова.

Говоря о музыке Рахманинова, Николай Луганский отмечает её разнохарактерность. Пианист говорит, что музыка Рахманинова может быть и дуновением ветра, и течением реки. Самое главное, продолжает музыкант, что в ней присутствуют самые сильные человеческие чувства: зарождение страсти, любовь, порой даже ненависть. Эти состояния, по мнению Николая Луганского, необычайно точно выражены в музыке великого Сергея Рахманинова.

Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова

Как подтверждение всего вышесказанного, было исполнение Николаем Луганским с оркестром ГАСО России имени Евгения Светланова Концерта №1, ор. 1. Дирижировал Василий Петренко. Наверное, невозможно представить лучшего состава исполнителей музыки Сергея Рахманинова не только в плане мастерства, но и по эмоциональному совпадению восприятия и передаче эмоций музыки великого композитора. Было явлено редко встречающееся взаимопонимание солиста и дирижёра, гармонического сочетания звучания фортепиано и оркестра.

Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Василий Петренко и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова

Второе отделение концерта было целиком отдано во власть Симфонии №2 ми минор, соч. 27 (1907). Дирижировал снова Василий Петренко, художественный руководитель ГАСО России имени Е.Ф. Светланова. Вторая симфония была создана Рахманиновым в период творческого расцвета композитора. В ней отразились все яркие черты наиболее плодотворного периода жизни и творчества композитора. В этой симфонии Рахманинов сумел передать полнокровное мироощущение, используя щедрый мелодический дар. Критика отмечала поток музыкальной красоты, называя симфонию праздником для всех, любящих русскую музыку.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Вера ЖУРАВЛЁВА

06/10/2020 - 15:01   Classic   Концерты
В Ярославле открылся XII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета без самого Башмета. У маэстро выявили коронавирус, но именно в день открытия выписали из больницы.

Тем не менее, сам Башмет в Ярославле пока не появился. Открывала фестиваль глава департамента культуры области Марина Васильева, сказав множество добрых и теплых слова в адрес музыкантов, местной филармонии, и пожелав новых ярких впечатлений.

Изначально гала-концерт открытия фестиваля планировался куда масштабнее. Обещали мировую премьеру Кузьмы Бодрова «Lux in tenebris» (Свет во тьме) для альта и хора с солирующим Башметом, португальского пианиста Артура Пизарро с Листом… Однако пианистом стал Николай Луганский с Первым концертом Шопена, и остались обещанные ранее скрипачка Татьяна Самуил с «Кармен» Сарасате и музыкально-поэтическое действо «Дон Жуан или Каменный гость» без Даргомыжского, но с любопытной подборкой другой музыки. И все под «Солистов Москвы», разумеется.

Николай Луганский
Николай Луганский

После краткой и обыкновенно яркой сюиты «Из времен Хольберга» Грига, неоднократно уже исполняемой «Солистами Москвы», наступил черед Николая Луганского. Выбор Концерта №1 для фортепиано с оркестром Шопена (1830) - все же необычен для носителя генотипа исконно русской фортепианной школы. Концерт №1 Луганский играет давно, минимум с 2010 года, но отзывы о его манере всегда были спорны. Да, в 2015 году запись его Первого и Второго концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена, но не стоит путать его со знаменитым конкурсом пианистов имени Шопена, проводимым раз в пять лет.

Николай Луганский
Николай Луганский

Тут стоит вспомнить пару моментов. Шопен написал для фортепиано и оркестра в составе пары флейт, гобоев, кларнетов и фаготов, 4 валторн, 2 труб, тенорового тромбона, литавр и струнных. И обычно так не играют, а дублируют для полного состава оркестра ввиду некоторой сухости исходной партитуры. «Солисты Москвы» в Ярославле воспроизвели это почти буквально, и нельзя сказать, чтобы оркестровая партитура была бы не ярче. Но это дело вкуса. Когда мы говорим о Шопене, всегда подразумевается эскапический романтизм — дело даже не в непривычных модуляциях или синкопированных краковских танцах: «Это скорее романтика, спокойствие и меланхолия, создающее впечатление человека, нежно смотрящего в сторону места, которое вызывает в памяти тысячи счастливых воспоминаний. Это что-то вроде задумчивости в лунном свете прекрасным весенним вечером», - так писал сам Шопен об этом концерте.

Луганский прекрасно артикулирует воспоминания, но он абсолютно не романтик. Он педант. Он перечисляет, но не фрустрирует и не мечтает. Та же проблема была у Даниила Трифонова — ну не заменяет виртуозная техника вдохновенного романтизма никак. Оба великолепных пианиста прекрасно вникают в артикуляционные нюансы, но с пониманием исходной мотивации ощутимы не просто барьеры, но каменная стена. Любопытно, что с Чайковским или Скрябиным таких проблем у обоих нет.

Николай Луганский и «Солисты Москвы»
Николай Луганский и «Солисты Москвы»

На бис Николай Луганский сыграл седьмую прелюдию Рахманинова до минор, и это было прекрасно. Мельчайшие флуктуации Рахманинова Луганский структурировал до атомов, и преподал в чистейшей красоты виде.

Приветствие Татьяны Самуил по-карантинному
Приветствие Татьяны Самуил по-карантинному

Скрипачка Татьяна Самуил солировала в фантазии Пабло Сарасате на темы оперы «Кармен» Бизе для скрипки с оркестром. В целом не очень понятно, отчего именно Самуил постоянно появляется на фестивалях Башмета. Но ее манера игры в чем-то схожа с башметовской — тот же размышлизм, неизменная грустинка, крупный печальный штрих. В щегольской, нарочито виртуозной версии «Кармен» Сарасате эта грустинка была весьма уместна. Пронзительная скрипка Самуил вела и задавала тон очень хорошо слышащим солиста «Солистам Москвы». Впроем, и они ее порою вели. Это был диалог, а не монолог, что скрывать. И все получилось. Кстати, это еще было и празднование дня рождения Татьяны Самуил.

У Татьяны Самуил на сцене случился день рождения
У Татьяны Самуил на сцене случился день рождения

На бис Самуил и Луганский сыграли Массне - «Размышления» из оперы «Таис». Трогательно и деликатно, прозрачно и драматично. Словом, нежно, как и подобает.

Завершился гала-концерт открытия театрально-музыкальной композицией «Дон Жуан или Каменный гость» на текст Пушкина со странновато выглядящей на первый взгляд подборкой музыки: Боккерини, Туриа, Локателли, Тавенер, Воан-Ульямс и др. А не Даргомыжского, «первой русской речитативной оперы», как можно было бы например ожидать.

Актер Сергей Епишев
Актер Сергей Епишев

И тут мне надо повиниться. Я ведь писал в рецензии на недавнюю премьеру «Каменного гостя» Даргомыжского в Геликоне: «Безусловно, у «Геликон-Оперы» есть прима Наталья Загоринская, которая отчаянно хороша и в пении, и в актерской игре. Но большинство других певцов «Геликона» нещадно кривляется и хлопочет лицом в других спектакля театра. Вывести их на крупный план - проигрыш в войне. А других артистов у театра нет. И педагогов по актерскому мастерству на карантине не привлечешь».

Я виноват. Оказывается, настоящие актеры могут и вовсе не сыграть ничего. Нет, никакого преувеличения. Певцы «Геликона» все же доносили интриги из сюжета Пушкина. Актеры Сергей Епишев (известный по сериалу «Кухня») и Ольга Филимонова-Смирнова («Стиляги», «Достоевский», «Легенды о Круге», «О чем молчат девушки») читали текст по половому принципу — все мужские роли (и даже ремарки Пушкина) без разбору Епишев, все женские — Филимонова. Сразу и не разобрать, Дон Гуан это или его слуга Лепорелло или гости Лауры. Своих особенных интонаций для разных героев у Епишева не нашлось. Но он хотя бы органично читал невесть кого. У Филимоновой что донна Анна, что Лаура — все одной вкрадчиво-елейной краской, и весьма фальшиво. Текст Пушкина она видела, кажется, впервые.

Сергей Епишев и Ольга Филимонова
Сергей Епишев и Ольга Филимонова

И выручала именно музыка. «Солисты Москвы» играли эту забавную подборку, сделанную Романом Балашовым, и она говорила куда больше, чем могли «сыграть» актеры. Кажется, титры на видеоэкране были бы эффектнее для театрально-музыкальной композиции, если она еще когда-нибудь повторится на сцене.

Сергей Епишев, Ольга Филимонова и «Солисты Москвы»
Сергей Епишев, Ольга Филимонова и «Солисты Москвы»

В целом церемония открытия майского фестиваля Башмета в октябре без Башмета прошла куда ярче, чем того можно было ожидать. И «Солисты Москвы», и просто солисты — праздник состоялся. Фестиваль в Ярославле продолжается.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Наталья БОРОДИНА

31/03/2020 - 03:29   Classic   Концерты
Случилось так, что все мы оказались вне театров и концертных залов в связи с коронавирусной пандемией. Поначалу как-то всё было непонятно, как всё это выдержать? Тем не менее, выход нашёлся и довольно быстро.

Одним из первых объявил свою прекрасную программу онлайн-трансляций театр «Новая Опера». Вскоре появилась очень насыщенная программа прямых интернет-трансляций фестиваля «Московская консерватория онлайн», которая продолжается по сей день.

Каждый концерт программы предваряла встреча зрителей в верхнем фойе Большого зала консерватории с ректором, профессором А.С. Соколовым. В приветственном слове на фоне знаменитого витража с изображением прекрасной Святой Сесилии Римской, покровительницы музыкального искусства, профессор изложил суть объявленной программы интернет-трансляций концертов и пригласил всех проследовать за ним в знаменитый Большой зал московской консерватории.

В ожидании исполнителя на сцене одиноко стоял рояль. Зрительный зал был совершенно пуст. На сцену вышел знаменитый пианист Николай Луганский, поклонился и сел за рояль. Программу открыла соната №30 Людвига ван Бетховена. Далее – по заявленной программе: Сезар Франк, Сергей Рахманинов, Иоганн Себастьян Бах – Майра Хесс.

Программа:
1. Соната №30 ми мажор, соч.109, в 4-х частях
2. Прелюдия, фуга и вариация си минор. Транскрипция Г.Бауэра
3. Прелюдия фа-диез минор, соч.23 №1
4. Прелюдия ля-бемоль мажор, соч.23 №8
5. Прелюдия ми-бемоль минор, соч.23 №9
6. Прелюдия ми-бемоль мажор, соч.23 №6
7. Прелюдия до минор, соч.23 №7
8. Прелюдия ре мажор, соч.23 №4
9. Прелюдия соль минор, соч.23 №5
10. Хорал из кантаты 147, BWV 147. Транскрипция М.Хесс

Через несколько дней в том же формате был представлен концерт молодого пианиста, лауреата конкурса имени П.И. Чайковского Алексея Мельникова.

Была заявлена и исполнена следующая программа:
1. Фредерик Шопен. Мазурка си мажор, соч.63 №1
2. Фредерик Шопен. Мазурка фа минор, соч.63 "2
3. Фредерик Шопен. Мазурка до-диез минор, соч.63 №3
4. Фредерик Шопен. Ноктюрн до-диез минор, соч. 27 №1
5. Фредерик Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч.27 №2
6. Фредерик Шопен. Баллада №4 фа минор, соч.52
7. Сергей Рахманинов. Этюд-картина до минор, соч.33 №3
8. Сергей Рахманинов. Этюд-картина до мажор, соч.33 №2
9. Сергей Рахманинов. Прелюдия ре мажор, соч.23 №4
10. Сергей Рахманинов. Прелюдия до минор, соч.23 №7
11. Сергей Рахманинов. Прелюдия си минор, соч.32 №10
12. Сергей Рахманинов. Прелюдия ре-бемоль мажор, соч.32 №13

Да, совершенно новый формат онлайн-трансляций, непривычный, тем не менее, открывающий иные возможности в восприятии музыки, многократно увеличивающий аудиторию слушателей. Есть некое ощущение обращения исполнителя именно к тебе, к слушателю, в данный момент. Прекрасный звук, выверенный свет, камера показывает исполнителя в разных ракурсах, скользит по знаменитым и знакомым портретам великих композиторов. Пустынность зала добавляет некий эффект сосредоточенности на исполняемом произведении, поглощающем внимание слушателя.

Представленный широкой публике фестиваль «Московская консерватория онлайн» задал высокие стандарты реализации подобного рода мероприятий. Это, прежде всего, сама программа фестиваля, его участники, информация в СМИ и практическая реализация концертов с точки зрения передачи изображения и других технических моментов. Совершенно очевидно, что фестиваль открывает новые возможности, как для исполнителей, так и для зрителей в новом современном формате.

Людмила КРАСНОВА

25/02/2019 - 02:34   Classic   Концерты
В Сочи большим гала-концертом завершился XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Омрачило закрытие одно: нездоровье самого Башмета. Как он признался, до последнего момента было непонятно, сможет ли выйти на сцену.

Два раза вызывали скорую, кололи лекарства. Отказавшую ногу все-таки удалось привести в порядок, с трудом, но Юрий Абрамович вышел и сыграл. Мировая премьера первого в истории, как было заявлено, музыкального сочинения нейронной сети Яндекса для альта с оркестром готовилась давно, и не сыграть его было бы особенно обидно. Там же, где Башмет должен был дирижировать «Новой Россией», его подменил Денис Власенко, и сделал это блистательно.

Денис Власенко
Денис Власенко

На предконцертной пресс-конференции журналисты допрашивали представителя Яндекса Александра Крайнова и композитора Кузьму Бодрова, как это так вышло, что искусственный интеллект научился сочинять академическую музыку.

Пресс-конференция: Кузьма Бодров и Александр Крайнов
Пресс-конференция: Кузьма Бодров и Александр Крайнов

«У нас была нейросеть, которая умела писать музыку, но про симфонический оркестр мы не задумывались, - рассказал Крайнов. - Но когда поступило такое предложение, мы загорелись этой идеей, работали без выходных все новогодние праздники. И я необычайно вдохновлен финальным результатом, который услышал тут на репетиции. Это первые робкие шаги применения искусственного интеллекта в классической музыке. Мы наблюдаем рождение не нового композитора, творца, а - нового инструмента для творца. С годами использование ИИ для творцов будет таким же естественным, как применение компьютера».

Яснее не стало. Представитель Яндекса продолжил разъяснения:

«Мы собрали все музыкальные произведения классической и другой музыки, и начали учить нейронную сеть так, чтобы она из сжатого представления музыки в целом была максимально похожа на ту музыку, которая существует. Ей надо было найти взаимосвязи, по которым ноты соединяются в музыку. Мы можем в разных пропорциях смешивать произведения разных композиторов, от этого меняется музыка на выходе. До того, чтобы нейронная сеть смогла создавать полноценные произведения, мы пока не дошли. Но работаем над этим».

Композитор Кузьма Бодров, доводивший все это до ума, дал еще подробностей:

«Я получил письмо в январе с заголовком «Ты только не пугайся», где было предложение от Дмитрия Гринченко. Там было 20 файлов, они звучали как фортепиано соло. Я отобрал самые удачные паттерны, и начал их развивать. Все соло альта и фортепиано — идеи нейросети. А мои оркестровые аранжировки — отраженные от них линии и добавление некоторых пластов».

Пришлось спросить, отчего для «поиска взаимосвязей нот» не использовались теория композиции, зачем ИИ изобретать ее заново. Яндекс объяснил:

«По учебникам не получается, мы лишь можем сделать свою версию правил. В ИИ используется инфлюэнс, а не правила языка. Мы загружаем тексты, и на этих примерах машина обучается переводить с одного на другой. С музыкой то же самое — мы даем ей музыку, и она учится делать музыку. Компьютер пишет музыку из хаоса, и методом преобразования выстраивается некая гармония».

Кузьма Бодров добавил, что все композиторы обучаются на примерах. Поэтому учебников по композиции не существует. (Это, конечно, не так, есть учебники Месснера, Когоутека, Шёнберга, Ксенакиса и даже «устаревшая, но довольно верная» книга Римского-Корсакова отдельно по оркестровке. Причем Шёнберг и Ксенакис настолько математичны, что почти идеальны для компьютера).

Юрий Башмет и Кузьма Бодров играют музыку искуственного интеллекта
Юрий Башмет и Кузьма Бодров играют музыку искуственного интеллекта

Так что же в итоге? 7-минутная пьеса с партиями альта и фортепиано, порой дико странно звучащими, - космично и безжизненно. Оркестровка действительно туманно и неизобретательно окутывает эти космические звуки. Больше об этом сказать и нечего.

Николай Луганский
Николай Луганский

Главной звездой вечера стал пианист Николай Луганский. Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига прозвучал породисто, в лучших традициях русской фортепианной школы. Высочайшая культура звукоизвлечения, легкие кисти, психологически глубоко осмысленный Григ. К приезду Луганского на рояле Yamaha в Зимнем театре Сочи полностью заменили молоточки, никаких технических проблем не замечено. Луганский же звучал восхитительно.

Николай Луганский
Николай Луганский

Фестиваль пошел на смелый экспромт. Рахманинова призвали сыграть турецкую пианистку Идиль Бирет. Ее прочтение «Рапсодии на тему Паганини» оказалось довольно неожиданным. Это был кто угодно, но не Рахманинов в привычном нам понимании. Возможно, это был Дебюсси, или даже кто-то из венских неоромантиков. Эксперимент поняли не все.

Идиль Бирет
Идиль Бирет

«Новая Россия» в одиночку справилась с Первой сюитой Грига «Пер Гюнт» и увертюрой «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского. Пожалуй, Григ был в этот вечер поубедительнее…

Василиса Бержанская
Василиса Бержанская

Стоит упомянуть, что завершилась и образовательная часть фестиваля. Последним стал отчетный концерт учеников вокального департамента под руководством Дмитрия Вдовина. На нем особенно запомнились роскошные голоса баритона Андрея Кимача (он уже поет в Большом, да и у Башмета уже пел в спектакле «Страсти по Пиковой даме) и меццо-сопрано Василисы Бержанской (солистка Deutsche Oper Berlin и Датской оперы). Они, конечно, учатся в Молодежке Большого театра у Дмитрия Вдовина.

Андрей Кимач
Андрей Кимач

Вчера же прошел детский день. РАМТ сыграл «Чисто английское привидение», а оркестр «Новая Россия» с актерами Евгением Стычкиным и Ольгой Сутуловой показали фрагменты сказок Киплинга, соединенные с фрагментами же британской музыки. Звучали Перселл, Бриттен, Элгар, Воан-Уильямс и др. Звучали прилично, ведомые рукой Дениса Власенко. А вот с текстами Киплинга вышла незадача — они длинны (актеры даже не смогли выучить их и читали по бумажке), не слишком понятны детской аудитории, да и какая-либо увязка с Бриттеном или Перселлом считывалась с трудом, как и с песочной анимацией на экране. Чтецы скорее мешали прилично звучащему оркестру. Но это ведь тоже эксперимент!

Фрагменты сказок Киплинга
Фрагменты сказок Киплинга

«Нам все говорят, что фестиваль получился особенно насыщенным, - подытожил директор фестиваля Дмитрий Гринченко. - Мне кажется, что мы в нормальном рабочем состоянии. Самое ценное — сам фестиваль, который стал особенным явлением культурной жизни России, без преувеличения. Мы не считали точно, но в целом фестиваль посетили, с учетом лекториев и спектаклей, 17-18 тысяч человек».

Зимний фестиваль Башмета в Сочи во многом уникален. В Москве или Питере такое сделать просто невозможно. Никто не отдаст зал Чайковского на 10 дней, концерты в нем расписаны на годы вперед. Здесь же на 10 дней в едином фестивальном пространстве собрались музыканты, директора филармоний, композиторы, журналисты, актеры, танцоры балета, видеохудожники, - кого только нет! И зрители, конечно. Сразу несколько мировых премьер. Артисты — от Тайваня до США. Множество спецпроектов, живущих только на этом фестивале. Экспериментальные и сугубо академические концерты. Так что, да — уникальный фестиваль.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

18/02/2016 - 04:20   Classic   Концерты
В Сочи прошла инаугурация нового рояля Yamaha в Органном зале, в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета на ней выступил с сольным концертом знаменитый пианист Николай Луганский.

Экономика сказывается: изначально делали программу с Луганским и актером Игорем Костолевским, но затем решили сделать сольный концерт Луганского. Концерт, превзошедший все ожидания публики.

Черный глянцевый рояль стоял посреди сцены Органного зала Сочи, а исполнительный директор Зимнего фестиваля Дмитрий Гринченко рассказывал: «Сначала в Зимнем театре появился рояль, а сегодня мы проводим инаугурацию концертного рояля Yamaha в Органном зале. Этот рояль из Сочи не уедет, и останется здесь. В не самые простые времена город нашел средства на замечательный инструмент. Теперь два рояля Ямаха будут стоять в залах Сочи!» Замглавы Сочи по культуре Ирина Романец ему вторила: «Такой красивый инструмент, и теперь он наш! Я благодарю фирму Yamaha, и руководителя Артистического центра Компании "Ямаха Мюзик" в Москве Оксану Левко, которая наш друг. Мы долго этот инструмент оплачивали, но теперь этот инструмент наш. И первым на нем сыграет потрясающий музыкант Николай Луганский».

Новый рояль в Органном зале Сочи
Новый рояль в Органном зале Сочи

В самом деле, рояль для Зимнего театра купили довольно быстро, и именно благодаря концертам Башметовского фестиваля. Но концерты идут и в Органном зале, а там с инструментом — беда. Несколько лет Yamaha терпеливо возила рояль из Москвы в Органный зал, и обратно. Мэр Сочи в прошлом году пообещал все-таки выделить деньги на инструмент. Но волокита с платежами, да еще в кризис, тянулась долго… И буквально за три дня до Башметовского фестиваля прошел финальный платеж, и Сочи получило второй профессиональный рояль. Связка Башмет — мэрия Сочи сработала на великое счастье всех сочинцев.

«Это легендарный рояль, - принялась рассказывать руководитель Артистического центра Компании "Ямаха Мюзик" в Москве Оксана Левко. - Эта модель создана 25 лет назад, и огромную роль в его создании сыграл Рихтер, который 19 лет консультировал фирму Yamaha в создании рояля. Много на этом инструменте играл Гленн Гульд. Николай Луганский — один из самых признанных в мире российских пианистов, музыкант с мировым именем. Мы пришли в Сочи 7 лет назад, и за это время обрели столько друзей, у нас теперь столько планов…»

Оксана Аевко

Первоклассный рояль — это хорошо, а концерт Николая Луганского — еще лучше! В этом зрители убедились с первых тактов.

Луганский выстроил очень разнообразную программу. Судите сами — начать с романтики Шуберта, продолжить напористой и очень технически непростой 30-й сонатой Бетховена, а после антракта добавить еще ориентальной лепнины Альбениса, и завершить традиционным излюбленным Рахманиновым. Эти путешествия их эпохи в эпоху, из страны в страну — и совершенно разные пианистические техники.

А в пианистических техниках Луганский буквально купается. Он как мим. Он подходит к инструменту словно изможденный, опустивши руки. Откидывает фалды, принимает позу и начальную аппликацию пальцев — и вступает, будучи полностью погруженным в эстетику произведения. Вот два экспромта Шуберта: первый фа минор и третий си-бемоль.

Луганский играет, как рисует. Это даже не привычная дихотомия пианиссимо-фортиссимо, это пласты чистого искусства: музыка ради музыки. Многие называют Луганского рафинированным интеллигентом Московской консерватории — они не правы. Луганский скорее многоликий божок со сверхчувствительностью, он органичен до мозга костей, потому что играет только так, как сам чувствует эти черные ноты по белой бумаге. Это убедительно именно потому, что Луганский не лжет самому себе, при этом, словно великолепный актер, заражает окружающий своей правдой. Его Шуберт романтичен как сочинский влажный воздух, это цельное мировосприятие эмоционального демиурга. Романтики — они такие, словно рисует этот портрет Николай Луганский.

Николай Луганский
Николай Луганский

И вдруг соната №30 ми мажор Бетховена. Она ведь топкая, холодная поначалу. Но когда начинают бить шквальные аккорды, когда левый бас отрисовывает мрачноватую, но стройную мелодию, - и Луганский преображается. Был циник с поджатыми губами — стал суровый летописец смутных времен. Рельефная готичность, пульсирующий ритм.

После антракта — новый Луганский. Сюита «Иберия» испанского классика Альбениса, Azulejos El Albaicin. Луганский живописует горы той альбенисовской Испании, шум волн — он словно там прямо сейчас. Ориентальные мотивы мягки и настойчивы. Это просто удивительно, как Луганский от Бетховена смог переключиться в абсолютную органику иберийского пейзажа. И опять же — художник…

«Шесть музыкальных моментов» Рахманинова — после Альбениса резкий контраст. Луганский любит и умеет играть Рахманинова, и если для многих исполнение Мацуева — эталон, то они не слышали Луганского, возможно. Луганский вообще не видит мускулатуры Рахманинова. Он видит нежного Рахманинова, взволнованного Рахманинова или трепещущего Рахманинова. Виртуозность Луганского такова, что нет нужды педалировать. Сложнейшие пассажи композитора, с переключением солирующей горячки то в левые, то в правые октавы Луганский играет как метания, как живые эмоции автора, как фрустрацию.

После длительных оваций публики Николай Луганский вышел и сыграл на бис «Песню без слов» Мендельсона. Это было изящно и даже виньеточно. Публика не унималась. Луганский сыграл еще. Диапазон пианиста столько широк, что позволяет сделать органичным даже чудовищное, и это — лучшая похвала великому пианисту. Конечно, Луганский наследует Рихтеру, но он настолько современен, что это может пугать с непривычки. Он велик, но тепл по-человечески.

Спектакль Bianco su Bianco

В тот же день на фестивале Юрия Башмета в Сочи прошли многочисленные мастер-классы мировых звезд, пресс-клуб на тему джаза и классики, а завершил день спектакль «Белое на белом» Даниеле Финци Паска, известного по номерам «Цирка дю Солей» на сочинской Олимпиаде и «Аиде» и «Реквиему» в Мариинке. Увы, спектакль остался непонятым публикой из-за обилия монологов на английском языке и полного отсутствия перевода. Треть зала ушла еще до его окончания.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

20/04/2014 - 13:21   Classic   Концерты
В рамках Недели культуры Великого Герцогства Люксембургского в Москве и Санкт-Петербурге состоялись гастроли Люксембургского филармонического оркестра.

В Москве оркестр 9 и 10 апреля 2014 г. играл в Концертном зале им. П. И. Чайковского, в Петербурге – 11 апреля в Концертном зале Мариинского театра. Вместо заболевшего художественного руководителя оркестра Эммануэля Кривина (Франция) за дирижёрским пультом стоял Василий Синайский. В связи с заменой дирижера произошли и изменения в программе первого московского и петербургского концертов – вместо объявленной Фантазии для оркестра «Русалочки» Александра Цемлинского, была исполнена Симфония № 8 соль мажор Антонина Дворжака, что было жаль. Не то, чтобы замена неравноценна, а дело в том, что хотя и Восьмая Дворжака не так уж часто звучит на наших эстрадах, но музыка Цемлинского практически нам совсем незнакома. Но и Синайского понять можно – практически нереально незнакомую и не самую легкую партитуру полноценно исполнить с одной репетиции в день концерта.

Дирижирует Василий Синайский
Дирижирует Василий Синайский

Я слушал только первый концерт в Москве. В его программу кроме симфонии Двожака, входили: И. Штраус – вальс «Сказки Венского леса», Ф. Шопен – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор (солист – Николай Луганский).

«Сказки Венского леса» получились у Синайского несколько тяжеловатыми – не хватало некоего венского шарма. А вот Второй концерт Шопена прозвучал и у солиста, и у оркестра весьма интересно и неожиданно. Такого Второго концерта Шопена я у Луганского ранее не слышал. Шопен получился у него с одной стороны довольно -таки героическим, а с другой неожиданно импрессионистичным. Причем второе преобладало. Может быть это было вызвано очень мягким и пластичным аккомпанементом оркестра. Несмотря на единственную репетицию, ансамбль солиста и оркестра был очень хорошим. Исполнение получилось стильным. На бис Н. Луганский блестяще исполнил Седьмой вальс Шопена.

Николай Луганский
Николай Луганский

Также весьма удачно прозвучала Восьмая симфония Дворжака. Оркестровые группы были хорошо сбалансированными и ровными. Неплохо звучала даже медь! Оркестр был мягок, пластичен, гибок и чутко отзывался на дирижерский жест. У Синайского особо удачными получились Adagio и Scherzo, прозвучавшее как ряд красочных зарисовок. А в целом симфония была хорошо слеплена по форме.

Вообще Люксембургский филармонический оркестр произвел хорошее впечатление, в первую очередь - прозрачным красивым звуком.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

19/08/2013 - 03:46   Classic   Интервью
Пианист Николай Луганский перед выступлением на Эдинбургском фестивале объяснил, за что он так любит музыку Рахманинова.

"Если вы любите кого-то, довольно трудно объяснить, почему", - говорит The Telegraph пианист Николай Луганский про Рахманинова, чья музыка определила его карьеру.

Последняя запись Луганского на лейбле Naïve как раз представляет музыку Рахманинова - Piano Sonata No. 1 in D minor, Op. 28 и Piano Sonata No. 2 in B flat minor, Op. 36. Пианист, который считается одним из лучших исполнителей Рахманинова в мире, он предлагает свое очень личное и четкое видение двух фортепианных сонат композитора.

Николай Луганский
Николай Луганский

В качестве разминки перед исполнением двух концертов Рахманинова с русским национальным оркестром на следующей неделе в Эдинбурге, Луганский играл Шуберта, Листа, Вагнера и Яначека.

Если Луганский никогда, кажется, не отдыхает от Рахманинова, то только потому, что он находит его - наряду с Шопеном - самый пианистическим композитором из всех.

"Это такое удовольствие, чтобы играть эту музыку, и так блестяще написано, что будет невозможно стопроцентно переложить его музыку для других инструментов. Ну, Респиги пытался сделать Etudes Tableaux, как Глазунов сделал балетную музыку из Шопена... Я могу понять, почему люди хотели распространить эту прекрасную музыку вокруг, но она действительно принадлежит роялю".

В понедельник Луганский сыграет с РНО под управлением Михаила Плетнева концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова и The Seasons Глазунова. А на следующий день в Эдинбурге прозвучит Третий концерт Рахманинова и Первая симфония Скрябина.

"Вопросы жизни и смерти стоят перед каждым великим художником. Не многие художники являются биологически достаточно сильными, чтобы игнорировать их, а в России, вероятно, только Пушкин и Прокофьев сумели отвести взгляд от бездны смерти. Рахманинов, еще больше чем Чехов, был весьма серьезен в этих вопросах, но его ответы на эти глубокие вопросы никогда не разочаровывают", - говорит Николай Луганский.

Быстрый поиск: