Татьяна Самуил

02/03/2021 - 07:35   Classic   Концерты
Двумя мировыми премьерами на гала-концерте закрылся XIV Зимний международный фестиваль Юрия Башмета в Сочи.

Одна из этих мировых премьер ожидалась особенно. Британский композитор Шарлотта Брей — один из самых актуальных молодых композиторов Европы, обладательница множества премий и наград за свои произведения. Ей заказывают премьеры в BBC Proms и Вербье, Ковент-Гардене и Альдебурге, а теперь ей заказал премьеру сочинский фестиваль Башмета.

Оркестровая пьеса называется «The Flight of Bitter Water» («Исход горькой воды») и посвящена состоянию современного человека в период пандемии. Как пошутил директор фестиваля Дмитрий Гринченко перед концертом, «вот исполним произведение про пандемию, и все исцелимся». На сцене — Всероссийский юношеский оркестр п/р Юрия Башмета, дирижирует итальянский мастер Клаудио Ванделли.

Клаудио Ванделли
Клаудио Ванделли

Если судить по пьесе Шарлотты Брей, исцеления не будет. Тягостные басовые пады и тянущиеся по струнке писки скрипок и флейт надежды не оставляют. Брей использует абсолютно современный язык, балансируя между всеми модными трендами последних десятилетий, не сваливаясь в атональный шум, и при этом не отходя далеко от британской традиции времен Перселла. Развития в пьесе нет. Все сумрачно и безнадежно до самого конца, несмотря на проблескивающие иногда надежды на перезвоны колоколов и учащающиеся попискивания стрингов. Скорее, это звоночки о начале конца света. И грозные иерихонские трубы на коде возвестили о смене парадигмы, о приходе новой ковидной реальности.

Йенс Петер Майнц
Йенс Петер Майнц

От шумановского концерта для виолончели с оркестром ля минор с прекрасным немецким виолончелистом Йенсом Петером Майнцем ожидалась прекрасно же темперированная классика, она и получилась. Дирижировать вышел сам Башмет. У Йенса удивительно благородный, округлый и насыщенный воздухом звук, элегантный штрих. Слушать такого Шумана одно удовольствие. Йенс Петер Майнц придает этой музыке ту необходимую светлую горчинку-грустинку, которая отчаянно хороша. Это было блистательное выступление мастера, и юношеский оркестр поддержал его, ни разу не перебив и не сбив. Впрочем, оркестровые тутти в этом концерте Шумана - лишь знаки препинания для виртуозного и при этом элегичного монолога виолончели виртуоза.

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Еще один постоянный гость башметовских фестивалей — скрипачка Татьяна Самуил (Бельгия). Она активно работала в Академии с молодыми музыкантами, и на гала-концерте закрытия исполнила концерт для скрипки с оркестром ля минор Александра Глазунова. Один из самых популярных у Глазунова, но и самых технически сложных. В Moderato (как известно, этот концерт не разделен цезурами на формальные части), Самуил легко парила в перекличках с оркестром, - главная и побочная партии тут отданы солисту. Красивый мягкий звук скрипки Самуил, - и отменная техничность в сложнейшей глазуновской каденции с двойными нотами. Казалось, что играет не одна Самуил, а сразу несколько Самуил, - две-три. Как автором и задумывалось, видимо. И снова воздушные пиццикато, и снова изящная скерцозность…

Всероссийский юношеский оркестр и пианист Дмитрий Маслеев
Всероссийский юношеский оркестр и пианист Дмитрий Маслеев

А вот что странно было услышать на этом концерте — так это музыку Александра Цфасмана, одного из родоначальников советского джаза. Это «Джазовая сюита» для фортепиано с оркестром, более известная под названием «Снежинка». Она была написана в 1945 году, в момент начала гонений коммунистов на джаз и, по иронии судьбы, именно в этом году он прекрасно сыграл «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории. Всего через год его выгонят из оркестра Всесоюзного радио по причине еврейской национальности, и начнутся непростые годы. А в это время Цфасман — в зените славы, и всеми способами пытается адаптировать американский джаз под требования «пролетариата» и специфические вкусы сталинской верхушки.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Искрящийся, как шампанское, неизменно позитивный звук «Снежинки» совмещает свойственную саму Цфасману как пианисту виртуозность, и джазовые приемы для светлого советского будущего. Играет ее молодой пианист Дмитрий Маслеев, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве (2015 год). Маслеев безусловно справляется с технической стороной вопроса, и ему явно интересен этот романтический настрой Цфасмана — бесконечные арпеджио, подчеркивающие позитив триоли, воодушевляющие трубы и сказочные треугольники. Любопытно, что недавно этот же концерт играл Петр Айду в Москве, и тоже выглядел необычайно счастливым (или эту музыку играть иначе нельзя?). Словом, и публике, и самим музыкантам — это как заряд прекрасного настроения.

Патрик Де Клерк, Клаудио Ванделли и Ён Холохан
Патрик Де Клерк, Клаудио Ванделли и Ён Холохан

И вот еще более необычная музыка, к тому же мировая премьера - «Metal concert» для электрогитары с оркестром. Даже для двух электрогитар, потому что на ритм-гитаре сыграл автор пьесы Патрик Де Клерк (Бельгия), а на соло-гитаре — колоритный лохматый Ён Холохан (Ирландия). «Меня интересует метал, и как классический композитор я захотел написать что-то, что объединит метал с классикой, не теряя особенностей того и другого», - объяснял за кулисами свой замысел Де Клерк. Особенности не потерялись, но и достичь симбиоза или хотя бы гармонии не получилось, кажется. Оркестр жил своей жизнью, а надсадный стон соло-гитары в духе Deep Purple или Rainbow – своей. С электрогитарами взаимодействовали разве что барабаны и духовые секции оркестра, и большей частью когда играли такие же надсадные риффы. Струнные секции потерялись вовсе. Возможно, для этого произведения нужен не хард-роковый или метал, а скорее прогрессив-роковый гитарист.

Всероссийский юношеский оркестр
Всероссийский юношеский оркестр

Завершился гала-концерт весьма и весьма достойным исполнением «Болеро» Равеля в исполнении Всероссийского юношеского оркестра под рукой Юрия Башмета. Ребята играют «Болеро» не в первый раз, но нужно учитывать, что этот оркестр никогда не бывает в одном и том же составе, а только в прошлом году там появилось около 100 (!) новых музыкантов, а кто-то ушел по возрасту. Все в порядке оказалось и с динамикой, и с нюансировкой, и с нарастанием экспрессии (за этим чутко следит Башмет). И даже духовые почти не огорчили. По-хорошему взрослое выступление.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

В финале концерта Юрий Башмет пообещал следующий юбилейный, 15-й по счету, Зимний фестиваль в Сочи провести с 14 по 27 февраля 2022 года. «Будет многое, иногда шокирующее, иногда нет», - пообещал маэстро. И, возможно, еще в этом году осенью снова вернуться в Сочи с гала-концертом.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

06/10/2020 - 15:01   Classic   Концерты
В Ярославле открылся XII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета без самого Башмета. У маэстро выявили коронавирус, но именно в день открытия выписали из больницы.

Тем не менее, сам Башмет в Ярославле пока не появился. Открывала фестиваль глава департамента культуры области Марина Васильева, сказав множество добрых и теплых слова в адрес музыкантов, местной филармонии, и пожелав новых ярких впечатлений.

Изначально гала-концерт открытия фестиваля планировался куда масштабнее. Обещали мировую премьеру Кузьмы Бодрова «Lux in tenebris» (Свет во тьме) для альта и хора с солирующим Башметом, португальского пианиста Артура Пизарро с Листом… Однако пианистом стал Николай Луганский с Первым концертом Шопена, и остались обещанные ранее скрипачка Татьяна Самуил с «Кармен» Сарасате и музыкально-поэтическое действо «Дон Жуан или Каменный гость» без Даргомыжского, но с любопытной подборкой другой музыки. И все под «Солистов Москвы», разумеется.

Николай Луганский
Николай Луганский

После краткой и обыкновенно яркой сюиты «Из времен Хольберга» Грига, неоднократно уже исполняемой «Солистами Москвы», наступил черед Николая Луганского. Выбор Концерта №1 для фортепиано с оркестром Шопена (1830) - все же необычен для носителя генотипа исконно русской фортепианной школы. Концерт №1 Луганский играет давно, минимум с 2010 года, но отзывы о его манере всегда были спорны. Да, в 2015 году запись его Первого и Второго концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена, но не стоит путать его со знаменитым конкурсом пианистов имени Шопена, проводимым раз в пять лет.

Николай Луганский
Николай Луганский

Тут стоит вспомнить пару моментов. Шопен написал для фортепиано и оркестра в составе пары флейт, гобоев, кларнетов и фаготов, 4 валторн, 2 труб, тенорового тромбона, литавр и струнных. И обычно так не играют, а дублируют для полного состава оркестра ввиду некоторой сухости исходной партитуры. «Солисты Москвы» в Ярославле воспроизвели это почти буквально, и нельзя сказать, чтобы оркестровая партитура была бы не ярче. Но это дело вкуса. Когда мы говорим о Шопене, всегда подразумевается эскапический романтизм — дело даже не в непривычных модуляциях или синкопированных краковских танцах: «Это скорее романтика, спокойствие и меланхолия, создающее впечатление человека, нежно смотрящего в сторону места, которое вызывает в памяти тысячи счастливых воспоминаний. Это что-то вроде задумчивости в лунном свете прекрасным весенним вечером», - так писал сам Шопен об этом концерте.

Луганский прекрасно артикулирует воспоминания, но он абсолютно не романтик. Он педант. Он перечисляет, но не фрустрирует и не мечтает. Та же проблема была у Даниила Трифонова — ну не заменяет виртуозная техника вдохновенного романтизма никак. Оба великолепных пианиста прекрасно вникают в артикуляционные нюансы, но с пониманием исходной мотивации ощутимы не просто барьеры, но каменная стена. Любопытно, что с Чайковским или Скрябиным таких проблем у обоих нет.

Николай Луганский и «Солисты Москвы»
Николай Луганский и «Солисты Москвы»

На бис Николай Луганский сыграл седьмую прелюдию Рахманинова до минор, и это было прекрасно. Мельчайшие флуктуации Рахманинова Луганский структурировал до атомов, и преподал в чистейшей красоты виде.

Приветствие Татьяны Самуил по-карантинному
Приветствие Татьяны Самуил по-карантинному

Скрипачка Татьяна Самуил солировала в фантазии Пабло Сарасате на темы оперы «Кармен» Бизе для скрипки с оркестром. В целом не очень понятно, отчего именно Самуил постоянно появляется на фестивалях Башмета. Но ее манера игры в чем-то схожа с башметовской — тот же размышлизм, неизменная грустинка, крупный печальный штрих. В щегольской, нарочито виртуозной версии «Кармен» Сарасате эта грустинка была весьма уместна. Пронзительная скрипка Самуил вела и задавала тон очень хорошо слышащим солиста «Солистам Москвы». Впроем, и они ее порою вели. Это был диалог, а не монолог, что скрывать. И все получилось. Кстати, это еще было и празднование дня рождения Татьяны Самуил.

У Татьяны Самуил на сцене случился день рождения
У Татьяны Самуил на сцене случился день рождения

На бис Самуил и Луганский сыграли Массне - «Размышления» из оперы «Таис». Трогательно и деликатно, прозрачно и драматично. Словом, нежно, как и подобает.

Завершился гала-концерт открытия театрально-музыкальной композицией «Дон Жуан или Каменный гость» на текст Пушкина со странновато выглядящей на первый взгляд подборкой музыки: Боккерини, Туриа, Локателли, Тавенер, Воан-Ульямс и др. А не Даргомыжского, «первой русской речитативной оперы», как можно было бы например ожидать.

Актер Сергей Епишев
Актер Сергей Епишев

И тут мне надо повиниться. Я ведь писал в рецензии на недавнюю премьеру «Каменного гостя» Даргомыжского в Геликоне: «Безусловно, у «Геликон-Оперы» есть прима Наталья Загоринская, которая отчаянно хороша и в пении, и в актерской игре. Но большинство других певцов «Геликона» нещадно кривляется и хлопочет лицом в других спектакля театра. Вывести их на крупный план - проигрыш в войне. А других артистов у театра нет. И педагогов по актерскому мастерству на карантине не привлечешь».

Я виноват. Оказывается, настоящие актеры могут и вовсе не сыграть ничего. Нет, никакого преувеличения. Певцы «Геликона» все же доносили интриги из сюжета Пушкина. Актеры Сергей Епишев (известный по сериалу «Кухня») и Ольга Филимонова-Смирнова («Стиляги», «Достоевский», «Легенды о Круге», «О чем молчат девушки») читали текст по половому принципу — все мужские роли (и даже ремарки Пушкина) без разбору Епишев, все женские — Филимонова. Сразу и не разобрать, Дон Гуан это или его слуга Лепорелло или гости Лауры. Своих особенных интонаций для разных героев у Епишева не нашлось. Но он хотя бы органично читал невесть кого. У Филимоновой что донна Анна, что Лаура — все одной вкрадчиво-елейной краской, и весьма фальшиво. Текст Пушкина она видела, кажется, впервые.

Сергей Епишев и Ольга Филимонова
Сергей Епишев и Ольга Филимонова

И выручала именно музыка. «Солисты Москвы» играли эту забавную подборку, сделанную Романом Балашовым, и она говорила куда больше, чем могли «сыграть» актеры. Кажется, титры на видеоэкране были бы эффектнее для театрально-музыкальной композиции, если она еще когда-нибудь повторится на сцене.

Сергей Епишев, Ольга Филимонова и «Солисты Москвы»
Сергей Епишев, Ольга Филимонова и «Солисты Москвы»

В целом церемония открытия майского фестиваля Башмета в октябре без Башмета прошла куда ярче, чем того можно было ожидать. И «Солисты Москвы», и просто солисты — праздник состоялся. Фестиваль в Ярославле продолжается.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Наталья БОРОДИНА

24/02/2020 - 03:43   Classic   Концерты
Невероятная премьера пьесы для электрогитары (!) Оскара Бьянки украсила весь гала-концерт закрытия фестиваля Башмета в Сочи, названного «Бессмертные хиты и мировые премьеры».

Вообще-то премьер на этом фестивале Башмета даже почти чрезмерно. Уже отгремели новый Майкл Найман (на секундочку), Бодров, Александр Чайковский. И вот еще три, самой вдохновляющей из которых явно надо признать премьеру пьесы Étoile («Звезда») итальянского композитора Оскара Бьянки для электрогитары с солирующим Нико Коуком (Германия).

Оскар Бьянки родился в Милане, учился в миланской консерватории, а затем стал магистром в центре Помпиду (Франция) и доктором в Колумбийском университете (США). Его музыка и ранее была крайне драматургичной, но в Étoile он ушел за рамки тональностей в область шумов. Оркестр, а им был Всероссийский юношеский симфонический оркестр п/у Клаудио Канделли (Италия), был призван играть вполне традиционные для современной музыки тревожные семплы. А вот гитарист творил чудеса с шумами. Перед ним стоял гитарный процессор всего с тремя педалями, и он творил поистине психоделический нойз, усиливая и ослабляя звук, модулируя его аки ветер, рыча и попискивая. Это было органично и смело.

Еще одной мировой премьерой стало исполнение «Узу» Тошио Хосокава (Япония). Он учился в Токийском университете, затем изучал музыку в Европе. Получил несколько премий как композитор в Европе и Японии, преподает в Токио. Тягучая музыка с элементами белого шума, нарастающими громкостями в духе фильмов ужасов, словом, виртуальная реальность для поколения Z.

Закрытие фестиваля Башмета
Закрытие фестиваля Башмета

И еще одной мировой премьерой стало исполнение Первой симфонии Николы Кампогранде. Почему первая — и в России? Потому что ученик Миланской и Парижской консерваторий, худрук фестиваля MITO, журналист RAI 3 и Carriere della sera – член жюри конкурса композиторов фестиваля Башмета. Он написал несколько опер и концертов, его сочинения вышли на 30 CD разных лейблов. Симфония показалась какой-то компромиссной и вторичной. Все это где-то уже слышано и исполнено. Каждая часть что-то напоминает, но в целом симфония — не говорит вообще ни о чем. Это похоже на конспект современной европейской сцены, но не на самодостаточное произведение, увы.

Все премьеры исполнял Всероссийский юношеский оркестр. А о своей заботе о нем интересно рассказал Юрий Башмет на предконцертовой пресс-конференции.

«Из первого созыва некоторые уже работают в оркестрах. Многие еще учатся. Есть проблемы — все же хотят остаться в Москве или уехать за границу. Мы показали своих музыкантов на главных европейских и азиатских площадках. Сделали тур на 10 площадках по России. Дальше — сделаем записи, сыграем на фестивалях, сделаем гастроли. Одна девочка не могла устроиться после оркестра никуда — мы забрали ее в «Новую Россию». Была такая ситуация, что по этому инструменту не было ни одной вакансии. Первые несколько пультов у нас — практически готовые солисты, кстати. Наша цель — не то, что оркестр подрастет, и все будут в том же составе играть и получать зарплату. Нет. Мы ждем, что они будут участвовать в конкурсах, делать свою карьеру, а мы будем воспитывать новых талантов».

Помимо премьер, в финальном концерте фестиваля прозвучали увертюры к опере «Сорока-воровка» Россини и оперы «Руслан и Людмила» Глинки, вторая часть Tales from the center of the Earth для маримбы и духового оркестра Небойша Живковича (уже исполнявшего его целиком на фестивалях Башмета), «Лесная тишь» Дворжака с чудесным виолончелистом Францом Хельмерсоном (Германия), первая чать концерта Макса Бруха для скрипки (Михаэла мартин) и альта (Юрий Башмет), «Цыганские напевы» Сарасате с виртуозной скрипкой Татьяны Самуил.

Закрытие фестиваля Башмета
Закрытие фестиваля Башмета

А завершил гала-концерт бис из попурри на популярные темы. «Сочи любит наш фестиваль, а мы любим Сочи!», признался в заключение Юрий Башмет. А министр культуры Краснодарского края подарила ему шикарный букет цветов.

Вадим ПОНОМАРЕВ

22/02/2019 - 16:49   Classic   Концерты
«Параллельные миры» - один из самых необычных проектов Юрия Башмета. На фоне картин одного исторического периода исполняются произведения этого периода и читаются стихи того же периода. На этот раз — послевоенного.

Проект сделан совместно с Русским музеем в Санкт-Петербурге (отсюда видео-мэппинг с картинами в высочайшем разрешении). На сцене - оркестр «Новая Россия» и приглашенные солисты, а также чтец. В 2013 году здесь же, на Зимнем фестивале Башмета в Сочи, была показана первая часть. Начало века, русский авангард, Малевич и Шагал, Мосолов и Рахманинов, Маяковский и Заболоцкий. Читал тогда Константин Хабенский.

«Параллельные миры»
«Параллельные миры»

Теперь — вторая часть проекта, время послевоенное. Стихи Твардовского, Пастернака, Симонова и других читает Анна Ковальчук (читает странно, как на детском утреннике). Картины Петрова-Водкина, Юона, Пластова, Дейнеки, Пименова, Самохвалова и других — на экране. Музыкальная программа поистине гурманская: симфония №8 Шостаковича, симфония №2 «Родина» Попова (того самого, кто написал музыку к «Чапаеву»), концерт для арфы Глиэра, концерт №1 для скрипки с оркестром Кабалевского (когда вы его вообще слышали живьем в последний раз?), неожиданный Первый концерт Гасанова и обязательные 7-я Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна и «Время, вперед!» Свиридова.

«Параллельные миры»
«Параллельные миры»

Но ведь дело не в сет-листе, а в трактовках. Проще всего было бы уйти в ретро-созерцательность. Но когда у тебя за спиной — писанные профили суровых послевоенных и очень немногочисленных мужчин, и румяные лица доярок, - нужна концепция. Оттепель ведь была, и не заметить этого невозможно. Башмет не стал прятаться за элегичную неспешность среднесоветского периода. Он стал играть сегодняшними темпами. С Шостаковичем откровенно не получилось, оркестр и особенно его духовая секция были очевидно не готовы. Но все преобразилось уже на Попове — и тут не обойтись без экскурса в историю. Это именно про Гавриила Попова была знаменитая статья «С чужого голоса», и его обвиняли в «формализме», после чего перестали исполнять в СССР вообще. «Родина» (1943) получила Сталинскую премию (что одобрил Шостакович), а затем попала в опалу. Сейчас Попов звучит редко. Башмет возвращает его в оборот, и это правильно. Оркестр сумел тонко нюансировать условно-«народный» распев, и расставить акценты по форме.

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Первый скрипичный концерт Кабалевского (с солирующей Татьяной Самуил) — по нему просто соскучились. Он по-хорошему детский, открытый, жизнерадостный, - как можно его не играть? Гасанов — первый профессиональный композитор Дагестана, и при этом на редкость точно передает «пролетарскую» эстетику с элегантным восточным антуражем. Непростая задача для пианистки Ксении Башмет, с которой она достойно справилась. И снова светлая музыка — Седьмая симфония Прокофьева, тоже детский, сознательно упрощенный язык, и необычайная духоподъемность. Это 1952 год, преддвестие оттепели. Такой страна тоже бывала, и гений Прокофьева живописал ее лучше любой кинохроники.

Валентина Борисова
Валентина Борисова

Концерт для арфы Глиэра — из того же оптимистичного склада мировоззрения, свойственного тем годам. Валентина Борисова сыграла аффектированно и светло. Обожаемый слушателями Хачатурян прозвучал энергично, мощно и чуть иронично. А финальное «Время, вперед!» ушло в такой темпоритм, что барабанные дроби звучали чуть ли не в околокомпьютерном духе.

Ксения Башмет
Ксения Башмет

Все хорошо, и все-таки вроде бы чего-то не хватает. И я знаю, чего. Кино. Так уж получилось, что кино уже в 60-е годы было главным из искусств. Оттепель для большинства советских людей ощущалась прежде всего в кинозалах. Калатозов или условный Ромм/Хуциев значили больше, чем стихи в Политехническом. И тем более, чем живопись. Влияние итальянского неореализма было тотальным. И даже если бы Анна Ковальчук умела читать стихи, как Гафт, - без кино картинка осталась бы неполной. Если речь именно о просветительских концертах — наверное, стоило бы привлечь и кино.

«Время, вперед!»
«Время, вперед!»

Но особенность именно этого цикла «Параллельные миры» — музыка вчистую обыгрывает всех. Оркестр Башмета гораздо интереснее репродукций и стихов. Хотя казалось бы. Визуалов всегда больше. Гений Кабалевского и Прокофьева переигрывает соцреализм художников, которым важнее было не попасть в лагеря коммунистов. Переигрывает тексты, которые могли стать росписью на расстрел в НКВД. Возможно, музыка не смогла бы переиграть кино. И именно поэтому его тут нет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук
27/02/2018 - 01:23   Classic   Концерты
Завершился XI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи пресс-конференцией и гала-концертом сразу с тремя мировыми премьерами.

Замглавы Сочи Ирина Романец: Сложно делиться впечатлениями, когда их так много. Все слова высшей степени превосходства не опишут состояние зрителей, присутствовавших на фестивале. Я просто счастлива, что администрация города причастна к проведению такого замечательного фестиваля. Семь постоянно действующих площадок, музыкальная академия, где наши дети и наши педагоги имеют возможность слушать лучших педагогов и музыкантов мира, заниматься с ними. Замечательные спектакли театра марионеток Резо Габриадзе — настоящее искусство… Столько всего прекрасного, что и за сутки не опишешь.

Компания Yamaha привезла специально для фестиваля еще один рояль (два их рояля уже есть в Сочи), клавинову (цифровое фортепиано), гонги и другую перкуссию.

... И будем поддерживать фестиваль дальше! - подчеркнул глава компании Yamaha в России.
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие

В XI Зимнем фестивале приняло участие около 1700-1800 участников, мероприятия фестиваля посетило 12-13 тысяч зрителей. Данные еще будут уточняться по завершении всей программы, уточнил исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.

Юрий Башмет: Я продолжаю дико волноваться, потому что сейчас будем играть опять премьеру. На этом фестивале был очень удачный конкурс композиторов, мы хотели всем дать первую премию без исключения, настолько высокий уровень. Кроме того, мы еще заказываем произведения для фестиваля, и хотя не знаем, что автор напишет и как это публика примет, все равно рискуем. Так было со спектаклем «Не покидай свою планету», и теперь это — визитная карточка фестиваля. Сыграли премьеру «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, сыграли неплохо, как мне кажется, и сам автор остался доволен.

Сочинские журналисты очень переживали за высокие цены на билеты.

Гринченко: Доходы от билетов формируют программу фестиваля, делают ее насыщенной, необычной. Есть органный зал, где билеты по очень доступным ценам. Занятия с детьми в Зимнем театре были абсолютно бесплатны, мы берем на себя привоз педагогов для этих занятий. Цены на спектакли театра Габриадзе вполне адекватны, в Москве и Питере цены в два-три раза дороже, и их не достать.

NEWSmuz.com спросил про впечатления Юрия Абрамовича от премьеры авторской версии «Пиковой дамы» и о том, увидят ли ее другие города.

Юрий Башмет: «Пиковая дама» — там была незаменимая и неподражаемая графиня Ирина Богачева, она давала тон и школу всем остальным певцам. Ездить с ним сложно, особенно из-за декораций. «Не покидай свою планету» тоже нелегко возить, но мы же возим. Конечно, этот спектакль требует еще докатки, наработки. Мне понравилась идея с призрачным образом молодой графини, Надя Михалкова играла импрессионистически, воздушно. Сама идея мне понравилась. И режиссер молодец!
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Гала-концерт начался с мировой премьеры «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова, значительно переработанного после первого предпоказа. Исполнил его Всероссийский юношеский симфонический концерт п/у Юрия Башмета. Эпичное путешествие по оркестровым группам, почему-то очень «киношное» по звучанию. Частый гость башметовских фестивалей скрипачка Татьяна Самуил чудно солировала в «Элегической поэме» Изаи, тонко и мудро. И почему его так редко исполняют?

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Хорватский валторнист Радован Владкович сначала напугал не очень чистыми первыми нотами в штраусовском концерте №1 для валторны с оркестром, но затем почти реабилитировался в бравурном Allegro. И все-таки брака оказалось многовато, особенно для относительно несложного Первого концерта (во Втором это было бы простительнее).

Алексис Сориано и Радован Владкович
Алексис Сориано и Радован Владкович

Немецкий виолончелист Йенс Петер Майнц удивил необычным холодным тембром инструмента и виртуозным звукоизвлечением. «Вариации на тему рококо» П.Чайковского прозвучали в его исполнении каким-то шумановским звуком, чинно и благородно, интересная трактовка. А вот оркестр звучал совсем традиционно для Чайковского, и образовался дополнительный любопытный контекст. Ярчайшее, великолепное исполнение и свежий взгляд на русский рококо…

Петер Майнц
Петер Майнц

Специально для мировой премьеры пьесы Across Differences («Различия») американского композитора Алвина Синглтона и привозили клавинову, гонги и прочее. Пьеса структурирована как череда экспрессивных дробей, меж которыми звучат эклектичные высказывания то в духе Малера, то Шостаковича, пронзенная вкрадчивыми электронными тембрами клавиновы. Можно было бы и со Стравинским сравнить, действительно ощущения самые пестрые. Форма произведения жесткая, звучит все осмысленно. Молодежный оркестр под рукой испанского дирижера Алексиса Сориано весь концерт провел эффектно, а тут и вовсе, как пружина распрямился. Чудное воздействие музыки Синглтона!

Алексис Сориано
Алексис Сориано

Солирующая маримба с оркестром — всегда необычно. Серб Небойса Джован Живкович, сам и написавший этот концерт, владеет инструментом виртуозно. Аккомпанемент состоит из непростых ритмических фигур со всхлипывающими струнными, в ударных моментах добавляются духовые. Состояние тревоги не уходит из музыки до конца.

Небойса Джован Живкович
Небойса Джован Живкович

За вокальную часть гала-концерта превосходно «ответила» Ольга Кульчинская, спевшая свою любимую Джильду из «Риголетто» Большого театра, заодно и вальс Мюзетты из «Богемы» (она пела ее в барселонском Лисео). Публика вызывала на бис, но увы.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Завершился гала-концерт и весь фестиваль мировой премьерой альтового концерта с оркестром немецкого композитора Валерия Воронова, в исполнении самого Юрия Башмета. Сочинение, что называется, «на одном аккорде». Солировать тут особо и нечего, большую часть времени альт играет на одной ноте с разными длительностями, то же делает и оркестр. Ассоциации - со звуками болота. Воронов изощренно пластует в музыкальной ткани самые разные мелосы, болото чавкает и колышется. Альт Башмета то вскрикивает и взвивается, то умиротворяется, почти сливаясь с оркестром. Отличная композиторская работа, но вряд ли слушатели оценят эти нюансы. Для альта технических сложностей нет, и Башмет сосредоточился на чистом интонировании, что ему блестяще и удалось.

Алексис Сориано и Юрий Башмет
Алексис Сориано и Юрий Башмет

XI Зимний фестиваль оказался менее звездным, чем предыдущий юбилейный. И все-таки достойным, насыщенным на события высокого искусства. Планку фестиваль держит, и нет сомнений в его долголетии, на радость сочинцам.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

22/02/2016 - 00:42   Classic   Концерты
В Сочи завершился IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.

Перед концертом закрытия прошла пресс-конференция с участием мэра Сочи Анатолия Пахомова.

- Нынешний фестиваль уже девятый, было много разной музыки, - резюмировал мэр Сочи. - До приезда Башмета Зимний театр стоял пустой, и не было таких разнообразных мероприятий. Когда Башмет предложил свой фестиваль, мы были очень рады. Мы пережили подготовку к Олимпиаде вместе. Юрий Абрамович был послом Олимпиады. Потом появились фестивали Бутмана, Мацуева и другие — но Башмет был первый. Наша публика выросла, стала совсем другой, стала ценителями высокой музыки и высокого искусства. Фестиваль Башмета — праздник для нашей интеллигенции, для всех любителей музыки. Спасибо Вам. Я понимаю, какой это огромный труд. Спасибо за Академию молодых музыкантов, которым дали возможность заниматься с великими педагогами со всего мира, и за то, что из 45 юных музыкантов — 3 наших сочинцев. И они всю жизнь будут это помнить, даже если не станут известными музыкантами. Мы постараемся юным сочинцам дать все возможности для развития и самореализации в искусстве, спорте. Это основа здорового общества. И еще... у нас остается еще один рояль Yamaha в Сочи.

Дмитрий Гринченко, Юрий Башмет, Анатолий Пахомов
Дмитрий Гринченко, Юрий Башмет, Анатолий Пахомов

Тему нового рояля поддержал Дзиро Охно, генеральный директор компании Yamaha Music в России.

- От лица компании Yamaha хочу поздравить организаторов фестиваля и руководство города с успешным проведением Зимнего фестиваля. Мы гордимся, что в течение многих лет являемся партнерами этого фестиваля, а в этом году порадовали звуком нового рояля в Органном зале Сочи. Сочи стал не только спортивной, но и культурной столицей. Мы рады поддерживать Сочи в культурных начинаниях.

О перспективах Зимнего фестиваля, который в следующем году должен пройти в десятый раз, поделился сам арт-директор фестиваля, знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет.

- Я рад тому, как и в какую сторону растет наш Зимний фестиваль. И я вижу направления, куда фестиваль может развиваться дальше. И академия может длиться дольше, и я бы ввел туда новые инструменты, например, дудук. Композиторский конкурс прошел, мы послушали, услышали, и композиторы получили свое признание, — но надо расширять композиторскую академию, это очень важно для музыки. Всероссийский Юношеский оркестр родился именно в Сочи, первое его выступление прошло здесь. Впереди — десятый юбилейный фестиваль, и мы начинаем думать о нем уже сразу после сегодняшнего последнего концерта девятого фестиваля.

NEWsmuz.com спросил о необходимости новых современных концертных залов в Сочи, ведь недавно Башмет высказался за строительство нового зала в Лондоне, тоже не обделенном концертными площадками.

- В Москве же открывают новые залы, хотя залов много. В Питере Гергиев открыл новый зал для Мариинки. Залы нужны! В каждом новом зале образовывается своя атмосфера. Вот в Олимпийской деревне в Москве открылась Филармония 2, и на концерт «Новой России» пришел мой коллега, - просто перешел через дорогу, ему удобно, он там живет. Есть артисты, которые собирают зрителей, и есть те, которые иногда собирают, а иногда нет. Нино Катамадзе показала прекрасный пример объединения публики, например.

Прокомментировал ситуацию с концертными залами и мэр Сочи Пахомов.

- «Роза холл» появилась у нас на Красной Поляне, и еще один зал «Галактика» там же на «Лауре» - это все новые залы за последние два года. Они еще не в полном объеме используются.

Пахомов ответил и на вопрос о развитии филармонического искусства в Сочи.

- У нас есть 304 образцовых коллектива, есть театры, городской оркестр. Мы многое бы хотели, но не на все есть возможности. 560 фестивалей в год в одном Сочи! Наши музыканты и артисты имеют возможность видеть и учиться у лучших коллективов, приезжающих в Сочи. Культурная Олимпиада для Сочи стала культурной революцией.

В этот момент одна из сочинских газет преподнесла Юрию Башмету памятный подарок - морскую звезду.

- Я не могу выделить один какой-то концерт фестиваля, все они были разные и уникальные, - рассуждает Юрий Башмет. - Все концерты — живые, мы же не ставим записи для зрителей. Это все живой процесс. Мы очень долго готовились к «Маленькому принцу» с Хабенским, репетировали еще в Москве. От Нино Катамадзе я был в шоке — это жизнь без границ! И неважно, какой жанр! И конкурс, и академия — все это было очень важно. Жаль, что не получилось встретиться с молодыми журналистами, рассказать о своих историях и послушать их мнение.

Гала-концерт закрытия IX Зимнего фестиваля искусств посетили министр культуры России Владимир Мединский и мэр Сочи Анатолий Пахомов.

У «Новой России» под рукой дирижера Юрия Башмета сложилась весьма напряженная программа. Концерт стартовал с увертюры к оперетте «Летучая мышь» Штрауса, затем известная скрипачка Татьяна Самуил (Россия-Бельгия) сыграла поэму для скрипки с оркестром Шоссона. Одаренное сопрано Ольга Кульчинская спела арии из «Манон» Массне, «Пуритане» Беллини и вальс Джульетты Гуно.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Весьма оригинальным получилось выступление квартета валторнистов из Франции — Эрве Жулан, Жан Мишель Таверниер, Миша Кликоно и Джером Руллард исполнили Konzertstück для валторн с оркестром Роберта Шумана.

Австрийский пианист Ингольф Вундер сыграл Первый концерт для фортепиано с оркестром Ференца Листа.

Весьма впечатлило зрителей исполнение двух частей из сюиты С.Эльдегарда норвежского скрипача Арве Моэна Бергсета — слышать удивительный звук традиционной норвежской скрипки хардангерфеле было непривычно и занимательно. Визит Бергсета состоялся благодаря поддержке Посольства Королевства Норвегии в России.

Арве Моэн Бергсет
Арве Моэн Бергсет

Наконец, завершился гала-концерт эффектным исполнением «Болеро» Равеля.

И завершился весь фестиваль. Помимо невероятно разнообразной концертной программы со звездами мировой музыки, фестиваль вобрал в себя семинар директоров всех филармоний России, конкурс молодых композиторов, Академию молодых музыкантов, пресс-клуб для журналистов, Школу молодых журналистов России, Международные фестивальные чтения с промоутерами крупнейших фестивалей Европы… Это было по-настоящему большое мировое событие в мировой музыкальной культуре.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

На закрытии мэр Сочи пообещал возрождение осеннего фестиваля искусств, который проводит тоже Юрий Башмет, но в прошлом году по ряду причин он был ограничен рамками одного концерта. А министр культуры России пообещал выделить грант «Российскому музыкальному агентству» на проведение ночных фестивальных программ в филармониях России — одна из таких уже прошла в Екатеринбургской филармонии. Подготовку же юбилейного десятого Зимнего фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет пообещал начать немедленно.

Вадим Пономарев
Фото - Алексей Молчановский

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Ингольф Вундер
Ингольф Вундер

Квартет валторнистов
Квартет валторнистов
04/05/2015 - 01:03   Classic   Концерты
«Историю солдата» Стравинского актер Михаил Полицеймако прочитал с выражением, но детей в зале почти не было.

На VII международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле случилась премьера бенефиса скрипачки Татьяны Самуил. Победы Самуил (ученицы М.Глезаровой и И. Ойстраха) на конкурсах, в том числе Чайковского, давно закрепили за ней статус надежного и часто экспериментирующего артиста. Башмет приметил ее давно, и частенько приглашает на свои фестивали.

В этот раз Самуил получила Carte Blanche – именно так называется камерная программа из трех абсолютно разноплановых сочинений.

Татьяна Самуил и играющая стаканом Ирина Ланькова

Концерт открыла пьеса Софьи Губайдулиной «Танцовщик на канате» (1993) — авангардное и дерзкое сочинение. Пока пианистка Ирина Ланькова (Франция) орудовала стеклянным стаканом по фортепианным струнам, Татьяна Самуил поднималась по ступенькам виртуозности — Губайдулина обожает заворожить слушателя мнимой простотой и тягучими атональностями, а затем огорошить фейерверком на разрыв сердца. Самуил вкрадчиво и начала, а затем... Замысел автора исполнен целиком и полностью, можно предположить.

Татьяна Самуил

Совсем другая история - «История солдата» Игоря Стравинского. Целиком сюиту исполнять не стали, но выбрали фрагмент, вполне самодостаточный по сюжету. Текст читал известный комический актер Михаил Полицеймако, однако дальше разложения диалога на «детские» голоса беглого солдата и придурковатого черта он идти не решился, и многие вполне «взрослые» гэги и абсурдистские финты из текста обыгрывать не стал. Между тем, концерт был вечерний и публика была вполне совершеннолетняя.

Михаил Полицеймако

Отчасти причина — в настрое самой Татьяны Самуил. Она искала в Стравинском не комические двусмысленности, а задор и азарт. Так и играла, с бесенком в глазах, парадоксально напоминая при этом учительницу младших классов школы. Выше всяких похвал прозвучали знаменитые «Танцы» - иронический микс регтайма, джаза, танго и аллюзий на альпийский рог (очень точно играл французский кларнетист Паскаль Морагес).

Татьяна Самуил и Паскаль Морагес

А все второе отделение было отдано «Гольдберг-вариациям» Баха, тем самым, которые якобы были написаны для российского посланника в Саксонии Кейзерлинга, страдавшего от бессонницы — и именно для его засыпания. 30 вариаций для клавесина предстали в переложении Дмитрия Ситковецкого для скрипки, альта и виолончели. Татьяне Самуил достойную компанию составили альтистка Наталья Чич (Испания) и виолончелист Павел Гомзяков (Германия). Пожалуй, это было невероятно выверенное и равномерно темперированное пиршество звука — настолько академично и роскошно прозвучало это трио. Никаких вольностей. Одно лишь отклонение — заснуть под эту великую музыку Карл фон Кейзерлинг наверняка не смог бы.

Татьяна Самуил, Наталья Чич и Павел Гомзяков

Бенефис Татьяны Самуил обнажил важную и существенную проблему. Музыканты, не причисленные к когорте великих (пока), редко имеют возможность создавать свои концерты как самостоятельное произведение искусства, создавать свои фестивали, приглашать музыкантов со всего мира. Юрий Башмет дал карт-бланш талантливой скрипачке Самуил, и не прогадал — программа оказалась роскошной, неожиданной, разноликой. Возможно, это хорошая идея — давать молодым талантам карт-бланш, обеспечивать приезд всех требуемых для воплощения замысла артистов, и — создавать новую культурную среду.

Башмет это может. И — делает.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - автора

Татьяна Самуил
Михаил Полицеймако
Татьяна Самуил