Татьяна Самуил сыграла бенефис как «Карт-бланш»

«Историю солдата» Стравинского актер Михаил Полицеймако прочитал с выражением, но детей в зале почти не было.

На VII международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле случилась премьера бенефиса скрипачки Татьяны Самуил. Победы Самуил (ученицы М.Глезаровой и И. Ойстраха) на конкурсах, в том числе Чайковского, давно закрепили за ней статус надежного и часто экспериментирующего артиста. Башмет приметил ее давно, и частенько приглашает на свои фестивали.

В этот раз Самуил получила Carte Blanche – именно так называется камерная программа из трех абсолютно разноплановых сочинений.

Татьяна Самуил и играющая стаканом Ирина Ланькова

Концерт открыла пьеса Софьи Губайдулиной «Танцовщик на канате» (1993) — авангардное и дерзкое сочинение. Пока пианистка Ирина Ланькова (Франция) орудовала стеклянным стаканом по фортепианным струнам, Татьяна Самуил поднималась по ступенькам виртуозности — Губайдулина обожает заворожить слушателя мнимой простотой и тягучими атональностями, а затем огорошить фейерверком на разрыв сердца. Самуил вкрадчиво и начала, а затем... Замысел автора исполнен целиком и полностью, можно предположить.

Татьяна Самуил

Совсем другая история - «История солдата» Игоря Стравинского. Целиком сюиту исполнять не стали, но выбрали фрагмент, вполне самодостаточный по сюжету. Текст читал известный комический актер Михаил Полицеймако, однако дальше разложения диалога на «детские» голоса беглого солдата и придурковатого черта он идти не решился, и многие вполне «взрослые» гэги и абсурдистские финты из текста обыгрывать не стал. Между тем, концерт был вечерний и публика была вполне совершеннолетняя.

Михаил Полицеймако

Отчасти причина — в настрое самой Татьяны Самуил. Она искала в Стравинском не комические двусмысленности, а задор и азарт. Так и играла, с бесенком в глазах, парадоксально напоминая при этом учительницу младших классов школы. Выше всяких похвал прозвучали знаменитые «Танцы» - иронический микс регтайма, джаза, танго и аллюзий на альпийский рог (очень точно играл французский кларнетист Паскаль Морагес).

Татьяна Самуил и Паскаль Морагес

А все второе отделение было отдано «Гольдберг-вариациям» Баха, тем самым, которые якобы были написаны для российского посланника в Саксонии Кейзерлинга, страдавшего от бессонницы — и именно для его засыпания. 30 вариаций для клавесина предстали в переложении Дмитрия Ситковецкого для скрипки, альта и виолончели. Татьяне Самуил достойную компанию составили альтистка Наталья Чич (Испания) и виолончелист Павел Гомзяков (Германия). Пожалуй, это было невероятно выверенное и равномерно темперированное пиршество звука — настолько академично и роскошно прозвучало это трио. Никаких вольностей. Одно лишь отклонение — заснуть под эту великую музыку Карл фон Кейзерлинг наверняка не смог бы.

Татьяна Самуил, Наталья Чич и Павел Гомзяков

Бенефис Татьяны Самуил обнажил важную и существенную проблему. Музыканты, не причисленные к когорте великих (пока), редко имеют возможность создавать свои концерты как самостоятельное произведение искусства, создавать свои фестивали, приглашать музыкантов со всего мира. Юрий Башмет дал карт-бланш талантливой скрипачке Самуил, и не прогадал — программа оказалась роскошной, неожиданной, разноликой. Возможно, это хорошая идея — давать молодым талантам карт-бланш, обеспечивать приезд всех требуемых для воплощения замысла артистов, и — создавать новую культурную среду.

Башмет это может. И — делает.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - автора

Татьяна Самуил
Михаил Полицеймако
Татьяна Самуил

Быстрый поиск: