Пиратский «Нотр Дамм» ездит по России, как «Ласковый май»

За последние трое суток в России нейтрализованы сразу две пиратские версии мюзикла «Нотр Дам де Пари». Оказалось, что в лучших традициях группы «Ласковый май» по стране колесят в том числе и бывшие звезды оригинальной московской постановки.
Правда, настоящие звезды – Петкун, Голубев и Макарский в контрафактном спектакле не участвуют.

- Антон с возмущением отверг предложение сотрудничать с пиратами – рассказывает Виктория Морозова, супруга Макарского. - Но тем не менее, приезжая на гастроли, мы по всей стране натыкались на рекламу пиратского «Нотр Дама», наклеенную на афиши наших концертов! И я, и Антон неоднократно предупреждали ребят, что это не только нарушение закона об авторских правах, но и обман зрителей, и умоляли их опомниться и не позорить продюсера мюзикла Катерину фон Гечмен-Вальдек, благодаря которой все мы стали настоящими артистами!

Дмитрий Крутояров, исполнительный директор юридической фирмы «Алиби», представляющей интересы французских авторов мюзикла «Нотр Дам де Пари»:

- С 2004 года права на мюзикл (в том числе его переработку «по мотивам» и т.д.) в России никому не передавались, в связи с чем данная постановка является полностью пиратской и в действиях артистов и организаторов налицо все признаки преступления, предусмотренного ст.146 УК РФ («незаконное использование объектов авторского права» - до 2 лет лишения свободы). В постановке использованы оригинальные музыка, либретто и все сценические образы, которые принадлежат французской фирме «NDP- project». Отсутствие прав у организаторов уже подтверждено Российским авторским обществом (РАО), как и то, что публичное исполнение мюзикла возможно только на основании лицензионного договора с правообладателем мюзикла в соответствии со ст.1229, 1233 и 1235 Гражданского кодекса РФ. Это настоящее воровство авторских прав, и все заявления о якобы легальности переработки мюзикла – ложь, чтобы хоть как-то прикрыть свои незаконные действия. Любовь к своим ролям – это, конечно хорошо, но поверьте, – все они играют не бесплатно. Мы пошли навстречу тульским зрителям и дали возможность доиграть мюзикл, однако целый ряд последующих концертов в Курске, Тюмени и других городах уже отменён, а в Воронеже все артисты под роспись были уведомлены милицией об уголовной ответственности за их продолжение. В настоящее время решается вопрос о привлечении виновных лиц к уголовный ответственности.

Интересно, что обнаружил контрафактную постановку всемирно известный исполнитель роли Квазимодо во французской версии певец Гару – два месяца назад, гастролируя по России, в Ростове он сфотографировал огромные щиты с афишами легендарного мюзикла, и сообщил об этом французскому правообладателю, владельцу футбольного клуба «Пари Сен Жермен» и прав на «Нотр Дамм де Пари» Шарлю Талару. Реакция последовала незамедлительно – владельцы авторских прав пригласили адвокатов и написали заявление в прокуратуру, обязав продюсера российской версии Катерину фон Гечмен-Вальдек проследить за исполнением закона в качестве их представителя.

- Очень жаль, что народная любовь зрителей к нашему спектаклю так бессовестно эксплуатируется пиратами» – говорит Катерина фон Гечмен-Вальдек. - Под названием мюзикла «Нотр Дам де Пари» и его «концертной» версии людям продают слепленный на скорую руку суррогатный продукт, очень условно напоминающий легендарную постановку, причем билеты по всей стране продают за баснословные деньги – цена колеблется от 1000 до 3500! Мне было трудно поверить, что в этом участвуют наши артисты, но, к сожалению, у меня была возможность в этом убедиться – 13 мая я была вызвана следственными органами в Тулу, где при проведении оперативной проверки по факту совершения преступления на сцене ДК ТОЗ были обнаружены не только наша Эсмеральда – Светлана Светикова, но и А. Маракулин, А. Постоленко, С. Ли. Под именем указанного в афише Эдуарда Шульжевского выступал неизвестный артист, который, как и многие другие на сцене, никогда не принимал участия в нашей оригинальной постановке. Самое страшное, что, судя по всему, ребята отлично отдают себе отчет в том, что они делают. Но ведь «Нотр Дамм» - это не столько артисты, сколько грандиозное шоу с ультрасовременными декорациями, акробатическими трюками, масштабными танцевальными номерами и сложнейшей световой партитурой.

Во время милицейской проверки «артисты» объяснили, что у них «это не мюзикл, как написано в афише, а его «эстрадное представление», и сейчас они ведут переговоры с французами о покупке на него прав». На вопросы, не лучше ли сначала законно приобрести права, а потом уже играть, а также почему французские авторы и праводержатели подали в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в особо крупных размерах, менеджер пиратского коллектива Вячеслав Гнедак показал некую справку из Российского авторского общества (РАО), ссылаясь на нее как на разрешение, полученное от этой организации.

Генеральный директор РАО С.Федотов так прокомментировал это заявление: - РАО не имеет полномочий и, соответственно, не выдавало Гнедаку В.В. разрешений на использование мюзикла в целом на территории Российской Федерации. Полномочия на выдачу указанного разрешения (лицензии) РАО могло получить, только обратившись непосредственно к соответствующему зарубежному правообладателю или его представителю. В связи с тем, что запросов о постановке и публичном исполнении мюзикла «Notre Dame de Paris» на территории Российской Федерации от потенциальных пользователей не поступало, РАО не запрашивало соответствующих полномочий у правообладателей. 13 марта 2009 года продюсеру Гнедаку Вячеславу Викторовичу РАО была выдана справка (исх. № 12-5-1/772), в которой были сообщены сведения о финансовых условиях возможного публичного исполнения русской версии отдельных произведений из музыкально-драматического произведения - мюзикла «Notre Dame de Paris» (отрывков) в составе эстрадных представлений (концертов). Указанная справка носит информационный характер, и не является лицензионным договором на публичное исполнение, как отрывков мюзикла, так и музыкально-драматического произведения в целом.

Представителями правоохранительных органов также была опрошена тульский организатор гастролей Галина Ершова, заявившая, что она не сомневалась, что эта постановка и есть настоящий «Нотр Дамм де Пари», т.к. ей было сказано, что все это якобы согласовано с его продюсером, Катериной фон Гечмен-Вальдек.

- Около 3 месяцев назад мне позвонила некая Галина и представившись организатором из Тулы, сказала, что ей предлагают гастроли мюзиклов «Нотр Дамм де Пари» и «Ромео и Джульетта». Она спросила, будут ли это полные версии знаменитых спектаклей – рассказывает Катерина. - Я объяснила ей, что права на обе эти постановки в России истекли. И то, что ей предлагают, в чистом виде контрафакт, других спектаклей сегодня просто не существует. Я также подробно объяснила ей, что это грубое нарушение авторских прав, и такие гастроли незаконны. Второй раз эта женщина позвонила мне за неделю до спектакля, сразу после того, как нами по просьбе адвокатов правообладателей было направлено официальное письмо в тульскую газету «Комсомольская правда» с информацией о том, что в Туле готовится пиратское выступление. Еще раз подробно объяснив ей, что спектакль является суррогатом, подделкой, что 24 апреля в Генеральную прокуратуру России подано заявление о привлечении пиратов к уголовной ответственности, я попросила ее, пока не поздно, отменить гастроли. Но организаторов не остановило даже это, и понятно почему – представителями органов у них была изъята выручка, превышающая миллион рублей! Вот такие деньги, оказывается, можно заработать на народной любви даже в условиях кризиса! Понятно, что искушение велико, даже если на карту ставится честное имя.

Зафиксировав факт совершения правонарушения в отношении авторских прав, допросив организаторов и участников «шоу», представители правоохранительных органов проинформировали артистов о том, что они совершают противоправные действия и выдали им под подпись официальнее предупреждение следующего содержания:

В силу ст.1229 ГК РФ использование мюзикла без лицензионного соглашения с «NDP PROJECT» является незаконным.

На основании изложенного и в соответствии со стст.146 Уголовного кодекса РФ предупреждаем Вас об уголовной ответственности за незаконное использование данного мюзикла, в том числе его составных частей, а равно в случае его незаконного воспроизведения, публичного показа и проката, публичного исполнения, перевода и иной переработки, сообщения в эфир или по кабелю, постановки и участия в мюзикле, в виде штрафа в размере до 200 000 руб. либо лишения свободы на срок до 2-х лет.

О персональной ответственности за возможное неправомерное участие в мюзикле «Notre-Dame de Paris» без необходимых документов предупреждён.

Публично раскаявшись, и дав обещание, что подобное никогда не повторится, пираты во главе со Светой Светиковой сели в автобус и отправились… в Воронеж, где уже следующим вечером, 14 мая их ждала двухмиллионная выручка и тысячная аудитория поклонников «Нотр Дамма»! Но ОБЭП не дремал – акцию по борьбе с пиратами контролировали на губернаторском уровне, и в Воронеже «артистов» уже ждали. Таким образом, к делу был добавлен еще один эпизод циничного нарушения закона. Самое забавное, что одновременно, 14 мая, уже в Брянске сотрудники местного ОБЭП зафиксировали еще один контрафактный «Нотр Дамм», причем тоже с участием звезд оригинальной московской постановки!

Сейчас все материалы обрабатываются правоохранительными органами, будет приниматься решение о возбуждении уголовных дел. Хочется верить, что с пиратским «Нотр Даммом» в стране покончено – спектакль с участием Светланы Светиковой, который должен был состояться 15 мая в Курске, был отменен, также отменены спектакли 17 и 18 мая в Тюменской филармонии. Это один из немногих случаев в нашей стране, когда счет в борьбе с контрафактом 1:0 в пользу зрителей и закона.