— Еще до развода с Филиппом в “ЗД” приходило много писем от недовольных этим браком. То есть было много и довольных — даже большинство. Но некоторые возмущались, писали: “Когда же вы покончите с этими уси-пуси с Киркоровым?” — что это, мол, “недостойно большой артистки” и т.д. Получается, вы развелись почти по просьбе трудящихся. Даже Люсю свою ему отдали. Теперь вот ходите тут одна по огромной квартире — ни души. Наслаждаетесь одиночеством?
— Раньше я даже дома испытывала, так сказать, публичное одиночество. То есть вроде одна дома, а вокруг все равно куча глаз, и все смотрят, смотрят… Теперь я хоть где-то как-то могу побыть одна. Это очень важно для того, чтобы я могла накопить энергию, побыть самой собой. Представляешь, столько лет я все время была под наблюдением! Даже дома на Истре. Люся, Лена, те, другие, третьи… Выходишь во двор — охрана, на деревню — из окон смотрят. Куда бы ни пошла, куда бы ни поехала. Это все, начиная с 1975 года, приобрело хроническое состояние — ты никогда не один! Понимаешь? Дело тут не в разводе и не в Филиппе. Про развод я не говорю — это другое. Никакой брак не мог поставить крест на моей внутренней свободе. В этом смысле я всегда была свободная женщина и не совсем понимаю эти причитания, которые ты цитировал, — “недостойные уси-пуси”… Что за глупость?! В браке есть обязательства, да. Есть ответственность. Но свобода — совсем другое. Во-первых, ее меня никто не мог лишить. А во-вторых, свобода в браке бывает только при условии полного доверия. И я всегда находила людей, которые мне доверяли, поэтому всегда чувствовала себя очень свободно и комфортно.
— Ну а потом все обращалось в прах… Четыре раза уже!
— Другое дело, что доверие теряла я… Ха-ха-ха… В какой-то момент.
— Всех, конечно, очень интересует, как у вас сейчас с Филиппом?
— Как, как! Видишь, в Филипповский переулок переехала, чтобы уж вечная память навсегда… Друзья мы — вот как.
— Замуж-то больше не собираетесь?
— Нет, не собираюсь… Пока.
— Вопрос, который задавали
многие читатели, оказался очень актуален на фоне последней истории с этим
лжебраком с Галкиным — тяжело ли переносить все разговоры, сплетни, склоки
вокруг вас?
— Нет. Я научилась
абстрагироваться, отключаться, не обращать внимания. Раньше я переживала за то,
как мои близкие могут на это реагировать. Но и они все уже
привыкли.
— То есть вы спокойны, как удав,
при любых обстоятельствах?
— Уже несколько
лет никто и ничто не может омрачить мне моего радужного настроения. Это — первая
мысль, которая приходит мне в голову по утрам, когда я открываю свои серые
глаза… Но на всякий случай давай-ка прикроем окошко. — Алла встала с дивана и
плотно зашторила окно на своем восьмом этаже.
— Что — уже и тут подглядывают? —
вспомнилось, как еще на Тверской, где сейчас поселилась Кристина с детьми, люди
гроздьями свисали даже с чердачного карниза и иногда падали вниз спелыми сливами
в надежде хоть краем глаза заглянуть в окошко
суперзвезды.
— Мне казалось, что нет.
Специально такой этаж высокий даже выбрала и сторону. Но людской фантазии ведь
нет предела. Мало ли кому в голову что взбредет… Вон с кремлевской башни —
прямая видимость… Ха-ха, — как-то загадочно усмехнулась
Алла.
— А Галкин? Он тоже привык, что вокруг
него теперь это все пенится и бурлит?
— Как
могу, я его успокаиваю, объясняю ситуацию. Я же мудрее и старше. Хотя он пока
более восприимчивый и реагирует иногда болезненно на всякие глупости... Ну, с
другой стороны, я его, конечно, понимаю. Получается, из-за этих идиотских
разговоров к нему побаиваются подходить приличные барышни, думая, что мы близки.
А нам что, как дурачкам, прыгать и каждые пять минут кричать: “Мы просто дружим,
мы просто дружим”?..
— Какое место в вашей жизни
занимают привычки, интересовалась еще одна читательница? Можете ли вы,
спрашивает она, в нужный момент преодолеть вредные и дурные
привычки?
— Какое противное слово —
привычка. У меня привычек нет. Ей-богу!
—
Даже хороших?
— Ага.
— А из чего же тогда состоит ваша жизнь —
из необузданных импульсов?
— Скорее всего
да… Я вот сейчас думаю… Действительно! У меня ведь и впрямь нет привычек.
Странно, да?.. Я не люблю, когда ко мне привыкают, и сама ни к чему не люблю
привыкать. Может быть, есть какие-то традиции, но не привычки. У меня в райдере,
например, вот стоит всего одна просьба, которая не меняется годами, —
бутерброды. Не потому, что я привыкла. А просто такая традиция — что я должна
прийти на площадку, слопать два бутерброда, и все — успокаиваюсь. И на сцену…
— Нашлись читатели, которые в один из ваших
дней рождения привезли к вам на дачу пальму. Спрашивают, как она
поживает?
— Была пальма какая-то. Помню. Я
с вечера ставила рядом воду, чтобы она отстоялась за ночь. И кто-то там же
поставил технический спирт. А потом кто-то — по-моему, тетка моя — ее полила.
— И пальма
спьянилась?
— Погибла пальма. Такой
несчастный случай. Жаль.
— Читатель из Киева Олег
Вергелис суров: “Когда, наконец, вы поменяете в своих программах блок песен
(“Австралиец” и т.д.), с которым вы годами бродите по залам СНГ и зарубежья, как
газонокосильщица, собирая растения в виде дорогих букетов?” Хамовато, конечно.
Но если по сути…
— Если по сути, то молодой
человек отстал немножко. Этот блок я пою для сбора цветов в зале только в тех
городах, где я не была. А такие города еще есть на карте. Зрители эти песни
знают и приветствуют. А так этим песням уже давно есть замена.
— Еще люди пишут, что им не хватает в
сегодняшней Пугачевой былого стержня — сильной женщины, героически и страстно
превозмогающей удары судьбы…
— Не знаю, кто
там пишет… Надо спросить у зрителей, которые в конце каждого концерта встают,
аплодируют, на глазах слезы. У них надо спросить, есть у меня стержень или
нет... Я, честно говоря, в себе этого стержня никогда даже и не чувствовала. Да
и не сильная женщина я совсем. Не надо путать образ и сущность. Я выхожу на
сцену за другим. Я могу петь старые песни, новые песни, могу говорить, читать
стихи. Это — общение для меня. С людьми, которые пришли на концерт. Поэтому я,
наверное, и Алла Пугачева, а не кто-то другой. Я не о “концептуальности” и
“стержнях” раздумываю. Я себя не анализирую. У меня есть свое отношение к тому,
что я делаю на сольном концерте. Это — совершенно не то, что я делаю в эфире,
номером, на сборном концерте, и чего я терпеть не могу, честно говоря. А сольный
концерт — это всегда как заново. И такое ощущение всегда передается и зрителям.
Поэтому судить обо мне только по телевизору неверно. Даже если меня совсем не
будут показывать, ко мне на концерты всегда придет мой зритель, который будет
сопереживать со мной и слушать меня. Потому что я женщина, которая поет.
Вот!
— И когда же наша Алла Борисовна, в
таком случае, снизойдет до сольных концертов в Москве? А то публика здесь только
по телевизору да на сборных “солянках” вас и видит, что создает, как мы
выяснили, крайне искаженное представление о вашей подлинной
сущности.
— Вот когда все объезжу с этой
программой…
— Да уж сколько лет
объезжаете!
— А я все ближе и ближе. Я уже
была в Твери. Уже недалеко.
— Вы как-то
Москву назвали чрезмерно снобистской, потому, мол, и обходите ее по периметру
МКАД со своими гастролями…
— Москва — это
как обложка книги. Я могу начать с нее и закончить ею. Так было с “Избранным”.
Книжку написали и положили. Нынешнюю программу я в этом году уже заканчиваю и
закончу ее Москвой… Хотя, знаешь, Москва все-таки такая показушная. Чем бАгаче,
тем, мол, круче. Цирки там, балеты, аттракционы. У меня же это все немножко
по-другому. Поэтому мне иногда кажется, что я здесь… Как бы сказать?.. Выражусь
по-модному — не в своем формате.
— Вы
помните ваше первое выступление на сцене?
—
Мое самое первое выступление было в Колонном зале как пианистки. Мне было шесть
лет, и я играла “Польку” Глинки. С тех пор я сцену боюсь. И каждый раз трепещу
перед выходом. Меня тогда еле вытащили… Потом, запомнился концерт в Тюмени. Мне
было 18 лет. Я сама себе аккомпанировала… Вообще все концерты я помню, все
оставили во мне какой-то след. Нет ни одного концерта, чтобы я могла сказать,
что он прошел мимо меня. Были какие-то, где я была не совсем довольна собой, но
каждый концерт — как эликсир. Бывает горький, бывает сладкий, бывает кислый. Но
я его пью, и мне это дает живительную силу. Самое главное, что и зритель
заряжается со мной этой силой.
Взаимопроникновение!
— Читательница Маша
Погодина очень опечалена тем, что у вас в репертуаре была песня “Пригласите даму
танцевать”, благодаря которой куча мужиков по всей стране перетанцевала с вами
на сцене. А вот для женщин, расстраивается она, ничего нет до сих
пор…
— С этим вопросом — к “Тату”.
— Очень серьезный вопрос от
группы поклонников из финансовой академии: “Чувствуете ли вы ответственность в
том, что именно вы остаетесь единственным человеком, который сохраняет влияние и
уважение на всем постсоветском пространстве?” Ни много ни мало,
Алла…
— Ой! — тяжело-тяжело вздохнула Алла.
— Устала я от этой ответственности. На мне все время ответственность. И за то, и
за другое. Я вообще человек ответственный, и это, конечно, тяжело.
— И при этом вы с какой-то маниакальностью
нагружаете себя новыми ответственностями. В Общественную палату подались. Как
вам там работается? Вы ведь, кажется, социалкой занялись, сказали, что по музеям
и без вас есть кому походить?
— Говорить
надо не об Общественной палате, а смотреть, о чем заговорили в последнее время
вокруг. О повышении зарплаты заговорили, о пенсиях, о льготах, о национальных
проектах. С чего, ты думаешь, это все вдруг? Отчасти это — результат тех
импульсов, которые своей работой дает Общественная палата. И это не популистские
какие-то штучки — мол, поговорили, покричали и успокоились. Нет, там идет
кропотливая работа, к которой я, конечно, непривыкшая. Эти бумажки, это чтение
писем, разборы законов. У меня реально пухнет
голова.
— А вы все это читаете,
вникаете?
— Читаю, вникаю. Но весь ужас в
том, что когда я читаю, например, письма, которые присылают именно мне, и
присылают очень много, а в них боль людей, их невзгоды, проблемы, я не могу
каждому объяснить, что я не мать Тереза, которая сейчас пойдет и всем поможет. В
этом плане все, что я могла, я делала и без Общественной палаты. Просто зачем
это было афишировать? Конкретная помощь частным людям и по частным просьбам —
дело не только добровольное, но и сугубо личное, как я считаю. Это не требует
огласки. А сейчас, за время работы в палате, я узнала столько людской боли, что,
скажу честно, стала плохо спать... Я стала даже плохо видеть. Я знала, конечно,
что в стране не очень все хорошо, но что НАСТОЛЬКО нехорошо!
— Теперь узнали. Что дальше? Вы едете
скандалить в Кремль?
— Из этих писем я
составляю общую картину проблем в тех или иных регионах, систематизирую все и
иду дальше к умнейшей женщине — Александре Васильевне Очировой, председателю
нашей комиссии. И дальше мы начинаем собирать людей, от которых зависят
государственные решения. Главная задача сейчас — найти пути преодоления бедности
в стране. Я ведь человек не из политики, не из экономики, а все-таки из народа.
А народ рассуждает очень просто — в магазинах должно быть много товаров, чем их
больше, тем они должны быть дешевле, а зарплат и пенсий должно хватать на то,
чтобы все это можно было купить. А дальше мы начинаем разбираться, почему так не
происходит или происходит, но не так быстро, как хотелось бы, и что надо
сделать, какие законы менять, какие укреплять, какие создавать, чтобы это
наконец случилось… Представляешь вот это
все?
— С трудом. Я вообще не очень понимаю
смысл вашей палаты, когда везде в мире, там, где все хорошо с зарплатами,
пенсиями, товарами, ценами и свободами, этим занимаются просто министры,
президенты, парламенты, промышленники и политические партии. Они свободно
состязаются друг с другом на выборах, предлагая избирателям свои программы,
сменяют друг друга у власти, и за это их никто не обвиняет в революциях и
заговорах. А звезды эстрады там поют и иногда устраивают благотворительные
аукционы… Впрочем, это там. А вам и здесь, Аллочка, большое спасибо за
интересный разговор и успехов во всех
начинаниях!
— Легче всего быть нигилистом.
Да, мир несовершенен. Но я занялась этой работой, потому что уверена, что могу
сделать полезные вещи. А что касается звезд шоу-бизнеса, то и они бывают разные.
Элтон
Джон проводит аукционы и помогает больным СПИДом, а Шварценеггера вон куда
занесло. Я уж про Рональда Рейгана не вспоминаю... Не надо из нас делать
несмышленых кукол! И дело не в том, чтобы я была довольна тем, чем я сейчас
занимаюсь, а чтобы были довольны мной — люди, которые меня окружают и для
которых я работаю. Потому что я их очень люблю.
Комменты