Игорь Бутман

21/12/2024 - 02:27   Mix   Интервью
Выдающийся джазовый пианист и автор множества саундтреков в кино Евгений Борец рассказал NEWSmuz.com о том, как рождался прогремевший недавно спектакль «Вертинский» с Александром Домогаровым, возвращении популярности джаза, работе с Андреем Макаревичем и Игорем Бутманом.

В уютном джазовом клубе в центре Москвы рядом с Евгением Борцом оказался продюсер, глава лейбла Navigator Records и идейный вдохновитель того самого спектакля «Вертинский» Алексей Козин. Не мог не расспросить его, как идея о спектаклем «Вертинский» только рождалась.

Режиссер Нина Чусова и продюсер Алексей Козин
Режиссер Нина Чусова и продюсер Алексей Козин

«Женя (Борец - NM) показывал наброски, и все это видоизменялось, эволюционировало. Добавились музыканты. С Домогаровым было считанное количество репетиций. Пластинку никто не писал две недели, - это зашли в студию, записали инструментал сразу все вместе. Я всему этому только удивлялся. Есть очень мощное клише исполнения Вертинского, его исполнение».

Пианист Евгений Борец рассказал об очень важной договоренности.

«У нас была с Домогаровым договоренность: не грассировать, никакого Черного Пьеро и никакой черной скрипки. Чтобы уйти совсем в другую историю».

А продюсер Алексей Козин раскрыл другие неизвестные зрителям подробности.

«Мы играли в такую историю. Потом Домогаров захотел сделать пьесу, потом появилась Чусова (режиссер спектакля Нина Чусова - NM), и репетиций было меньше пяти. Появился мим Андрей Кислицын, появилась фантомная история, и стало понятно, что все это живет на сцене. Оптимальная площадка для этого спектакля — 500-600 мест, мы не стремимся выйти на большие сцены. Изначально мы не думали, что это станет постоянной прокатной историей, но имели это в виду, и постарались сделать так, чтобы постановка в Москве ничем не отличалась от постановки в Новосибирске или еще где-либо. Чтобы люди увидели то же самое. Антрепризы, которые возятся, - это обнять и плакать. Для нас же нет никакой разницы — Москва, Питер или любой другой город. Мы сейчас завалены предложениями.

Теперь я уже могу говорить, что мы встречались с Геннадием Хазановым, и он предложил, чтобы спектакль стал репертуарным в Театре эстрады. Зал там в отличном состоянии после ремонта. Кроме того, я сейчас завален предложениями, промоутеры приезжают и предлагают прокат. Есть предложения от Казахстана, Израиля и Кипра. Хотя прокат непрост: 10-11 человек, строгие требования к музыкальной аппаратуре. В феврале мы объявим первые даты спектаклей в Театре эстрады».

Евгений Борец и Александр Домогаров
Евгений Борец и Александр Домогаров

Очевидно, что пьесу фактически написал сам Вертинский, она составлена из его писем и воспоминаний. Но кто сочинил эту компиляцию? Отвечает Алексей Козин.

«Сам Домогаров. Сначала он принес 200 страниц, потом они стали 100 страницами. Потом появилась Нина Чусова, которая вымарала еще часть. Это было их взаимодействием».

Тут надо признать, что лично мне очень понравилась итоговая редакция. Важно, что оставили тот момент, когда Вертинского гнобили после приезда в Союз, а он писал униженные письма к руководству страны. Без этого был бы непонятен контекст.

«Зал меня очень удивлял и удивляет. Эти 15-минутные стоячие овации, в шоу-бизе я такого не видел. И ведь это ушедшая эпоха, она заново открывает его заново», - задумчиво произнес Алексей Козин.

«Возможно, его снова начнут слышать заново», - предположил Евгений Борец.

Тогда перейдем к разговору с Борцом. Спросить, есть чего. За спиной Борца огромная яркая карьера в джазе и кино-саундтреках. Я и расспросил обо всем.

Евгений Борец
Евгений Борец

- У меня складывается впечатление, что российский джазовый мирок настолько тесен, что буквально все переиграли со всеми. Вы можете назвать хоть одного известного джазового музыканта, с которым еще ни разу не играли?

- С известными — наверное, со всеми. С молодежью, - возможно, да. Но это же хорошо! В любой стране так. Думаю, что так происходит взаимообогащение. Интересно с молодежью, - они юные, они невероятно техничные, они очень образованные, интернет поменял всю ситуацию. Когда играешь со старшими, - они из советского прошлого, цепляются за каждую ноту, потому что в свое время каждую пластинку откапывали с невероятным трудом. Возрастала ценность материала.

Талантливых людей полно, и мне очень нравится, что в Москве джазовое искусство процветает и разрастается широко. Как нигде в мире, наверное, - в Европе уж точно. Из европейских стран и Израиля много джазменов уезжают в Америку. А тут со всей страны едут в Москву и Питер. Хотя сейчас уже не особенно и едут, - в Новосибирске и Казани своя потрясающая джазовая школа.

Игорь Бутман, конечно, потрясающий человек, который поставил джаз на такую популярную ноту, и своей игрой высочайшую планку показывает. Его фестиваль в честь 100-летия российского джаза — потрясающая идея. Все были на сцене! И как к другу не относись, был виден уровень, - гораздо выше, чем 30 лет назад.

- Вы же несколько лет играли с Игорем Бутманом?

- Да, когда я жил в Казани, мы несколько лет ездили с ним на гастроли. С моим трио и с Бутманом мы объездили очень много. На моей последней пластинке он сыграл потрясающе.

- Можно сказать, что помимо того, что Бутман — прекрасный саксофонист, он еще и прекрасный администратор? Он на бюджете.

- Я не знаю всех тонкостей, но он беззаветно любит джаз — это точно. Я знаю его больше 25 лет. И помню его, как он приехал из Америки. Я был совсем мальчишкой тогда. Он невероятный трудоголик, и он большой дипломат. Содержать такой джазовый оркестр на бюджетной основе, и играть на лучших площадках мира, - это показатель.

- Какие были ощущения, когда впервые поступило предложение сыграть песни Вертинского?

- Я не поверил. Я Алексею Санычу (Козину - NM) тогда не очень доверял. Был звонок. Я ради интереса открыл какие-то старые записи Вертинского, просто чтобы приехать, и быть в курсе. Алексей Саныч оказался человеком слова, он приехал с Домогаровым. И мы через 10 минут пошли к роялю. И это увлекло всех, это была какая-то магия, магнит. Домогаров нервничал невозможно, он не знал, как себя вести. Он не вокалист, да и мы не играем музыку в таком жанре. И тут мы стали сближаться, репетировали по три раза в неделю вдвоем. Потом приехал весь коллектив, и все встало на свои места.

- Вы сказали о договоренностях: не грассировать, не Черный Пьеро и без скрипки. Почему без скрипки?

- Потому что в любой песне Вертинского, когда ее могут показать по каналу «Культура», всегда есть скрипач и аккордеонист. Я не против этих инструментов, но когда это воспроизводится, - всегда получается плохая пародия. Это как Высоцкого петь под гитару и хрипеть. Здесь же получилось так, что это Вертинский, - но это Домогаров. Это важно было, - что ни одного своего слова у Домогарова в спектакле нет, и в пластинке тем более, - но я лично ему верю, когда он поет.

- Тот состав, что я увидел на сцене: там нет скрипки. Но это и не Ваше трио. Квартет.

- Квартет, ну что ж поделать. По сути, джазовый состав, просто наш саксофонист Паша Скорняков еще играет на флейте и других инструментах. Мы шли к живой музыке: контрабас, рояль, барабаны как основа. И солирующий инструмент, и голос. И мы придумывали, чтобы голосу не мешать, чтобы каши не было, чтобы было понятно. Каждая песня имеет свою драматургическую основу, и она не похожа на Вертинского, но это — Вертинский.

Это не в том понимании, что диджейские версии, и джазом это не назовешь. И шансоном не назовешь. Это понятная, по мне, и очень красивая и глубокая музыка, и образ, который Домогаров великолепно воплотил. Он же сам кайфует от этого, это же видно.

- Мне очень понравилось, как Вы уходили в образы. Тут латино, тут чуть ли не рок. Как Вы соотнесли песни Вертинского со всем этим?

- Тут нет никакого рецепта. Отталкивались от текста песни. Какое время написания песни, какие обстоятельства.

- После репетиций, когда состоялась премьера в Доме музыки, для Вас ощутимы были преображения в подаче этих песен?

- Безусловно. Мы так стремились сделать спектакль в одно отделение, - и не вышло! Потому что ничего было невозможно сократить.

«Требовался перерыв! Мы выбрали форму, которая требует усилий и работы от зрителя. Поэтому писем и чтения в первом акте гораздо больше, чем музыки. Дальше, поскольку публика уже устает, вставки более короткие и больше музыки. Это просветительский спектакль», - уточнил тут Алексей Козин.

И тогда я решил спросить его прямо: без Борца вообще возможен этот проект?

«Нет-нет-нет, Женя соавтор этой истории, весь звук — это он. Обычно делают спектакль, потом придумывают, как вписать в него музыку. Тут было ровно наоборот. Была пластинка, причем в спектакль вошло больше песен, чем было на пластинке. Когда уже появился режиссер, мы принимали во внимание ту канву, которую она хотела сделать. Пожелтевшая бумага, грим, много музыки, которую Евгений дописывал под сценарий».

- Вы ожидаете, что вашими усилиями имя Вертинского в российском джазе зазвучит более подобающе, чем сейчас?

- Я убежден, что резонанс после нашей работы будет. Мы сомневались, но верили в успех. И тут не в джазе дело. Это просветительская работа. Люди будут слушать. Мне кажется, что это может двинуть вперед авторскую музыку. Послушав Вертинского, посмотрев спектакль, - может быть, кто-то придумает. Я про драматическое искусство говорю, а про музыку. Авторской музыки должно быть больше. Хорошая или плохая, но авторскую музыку надо показывать. Люди пишут музыку, не попадающую под формат. А формат определяют люди, персоны.

К нам в клуб приходят люди, присылают записи, - там поразительные вещи, о них никто не знает. Артистов никто не знает, все молодые ребята.

- У меня всегда огромные претензии к российским джазовым певицам и певцам, что они, в отличие от Вертинского и теперь Домогарова, - они совершенно не умеют доносить до слушателя истории.

- Коллег по цеху я обсуждать не имею права, это неэтично. Но в том, что вы сказали, - правда есть. Надо понимать, о чем ты поешь. Никого не хочу обижать. Надо понимать, для кого ты это делаешь.

- С Даниилом Спиваковским у вас был яркий спектакль «Соло для двоих». Была ли разница во взаимодействии между Спиваковским и Домогаровым? Оба «актеры актерычи».

- Два разных артиста. Два разных взаимодействия. Мы с Данькой дружим, еще куда-то поедем, эта история живет. Он не поет в спектаклях, это совершенно другой жанр. Но там тоже хорошо, весело.

- Кроме вас, я не вспомню, кто еще так активно работает с театральными актерами. У Меньшикова есть свой джазовый оркестр…

- Ну вот Бутман делал дивную программу с актером Алексеем Гуськовым. А в свое время делал классную программу с Михаилом Казаковым. Есть такие программы.

- Вы много писали музыку к кино: сериалы «Апостол», «Каменская», фильмы и спектакли. Что весьма нетипично для российского джазмена.

- Почему вы меня причисляете к джазменам? Я ведь окончил консерваторию. Вот недавно вышла «Любовь Советского Союза», там тоже звучит моя музыка. Мне просто нравится это дело, ни о каком специальном переключении дела не идет. Или это на автомате происходит. Я смотрел отрывки из «Любови Советского Союза», я знаю сюжеты, я знаю содержание. Мы обсуждали это с режиссером.

- Был у вас опыт, когда вы озвучивали немые фильмы?

- Не было, но мне это очень интересно. Я видел такие эксперименты, это хорошая идея. Хотя пару раз такое было. В клубе Бутмана Алекс Ростоцкий приболел, и мы озвучивали фильм, где делали обрезание мальчику. И это было интересно. Мы сидели, смотрели на экран, и втроем играли то, что нам было интересно. Шостакович работал тапером!

- Джаз будто не очень популярен у молодежи сейчас. В какую сторону можно было бы развернуть джаз, чтобы он стал более популярным?

- Он популярен. В нашем клубе на него ходит молодежь. Мне такой же вопрос на радио задала Мариам Мерабова, типа, чтобы ты сделал, если бы был министром культуры. Когда я учился классике, то сделал бы так, как делают в колледже Беркли: если ты занимаешься классикой, то у тебя должен быть джазовый факультатив, а если занимаешься джазом, - то классический факультатив. У музыканта появляется звук, потому что в классической музыке есть своя система звукоизвлечения, и появляется свобода. Сейчас джаз не такой, как в 30-е годы, это очень близко к классике. Это был бы большой серьезный результат.

У меня есть педагог в консерватории, ей за 80, она органистка. Мы с ней сыграли вместе концерт Баха. Она по-своему, я по-своему. В этом нет пошлости. Резонанс был большой, повторим в марте.

- Мы ровесники, оба — львы по знаку зодиака. Мне как журналисту знак лев очень помог, а вам?

- У меня все львы. У меня отец был лев, я лев, дочка лев, у меня львиный прайд. Я по-другому себя не вижу. Он — не мешает.

- Вы окончили Казанскую консерваторию. И вот я читаю цитату из вашего интервью: «Своими кумирами считает Кита Джарретта (нет высшего образования, кроме колледжа Беркли - NM), Чик Кореа (нет образования - NM), Телониус Монк и Мишель Петруччиани (нет образования - NM). Так что вы думаете о джазовых пианистах без классического образования, хотя призываете всех пианистов получить его?

- Кит Джарред и Чик Кореа, не имея классического образования, играли концерт Моцарта. Это можно посмотреть на Ютьюбе. У них много классических манер. Не диплом решает, а внутренняя культура. Петруччиани играл на высочайшем уровне, несмотря на свои дефекты, очень приближенно к классическому звукоизвлечению. Элла Фитцджеральд не училась нигде, а Луи Армстронг не знал ноты. Но их музыка живет до сих пор. Бывают чудеса. Кто же против?

- Я правильно понимаю, что вы играли в трио Алекса Ростоцкого после приезда в Москву? У него много авторских вещей.

- Да, это так. Саша меня многому научил. Он очень хороший человек, мы с ним дружим до сих пор и иногда видимся. Он — воплощение образного мышления. Он сейчас пишет картины. У него такая эволюция, он себя заставил, и сейчас пишет очень интересные вещи. Он снял потрясающий мультфильм на библейские сюжеты из своих рисунков. И музыку он никогда не играл формально. Он всегда пытался найти образ, чему меня и научил. Мы с ним работали долго.

- Еще хочется спросить про проект «2004», это проект Алексея Круглова по Маяковскому. Ято это было, почему такая странная музыка, которая с ритмами Владимира Маяковского будто совсем не соприкасается?

- Я тогда только приехал в Москву, и мы с Сергеем Хутасом поехали прямо на студию, на «Мосфильм». Записывать эту странную вещь. Мы не были к этому готовы. Как записали, так записали. Больше мы с Лешей не сотрудничали. Хотя вру, однажды мы записали музыку к «Калашников и Спартак», было такое кино. Круглов из авангардной музыки, хороший экспириенс. Но ту музыку под Маяковского мы никогда больше не исполняли.

- Андрей Макаревич говорил мне, что «Оркестр Креольского танго» - для него идеальное воплощение песен «Машины времени» так, как он задумывал. Но не мог по молодости и по обстоятельствам сыграть. А теперь у него появилась возможность с хорошими джазовыми музыкантами эти песни сыграть как надо, и спеть.

- Немножко не так. «Оркестр Креольского танго» просуществовал 10 лет, а потом свое существование закончил. Мы с Макаром искали разные формы, он всегда искал их. Мы записали программу Love, где он пел по-английски, мы записали три пластинки «Идиш Джаз», сделали программу Yo5, но все имеет свое логическое завершение. Его песни или не его песни, но мы двигались скорее к джазовому стилю. Было такое дело.

- Почему, когда записывали «Идиш Джаз», Макаревич там вообще не пел? Он играл на гитаре. В чем был смысл этого проекта?

- Смысл был не в вокале Макара, а в этнической принадлежности материала. Я прослушал огромное количество еврейских песен, мы выбирали, было много похожих песен. Это как в Канаде меня спросили: «Вы выбирали национальные песни?» - «Нет, только интернациональные». Лучше не скажешь.

- Расскажите про проект «Мотыльки» (2016). Чья идея, почему столько знаменитых актеров? И кто вообще такая Диана Поленова?

- Расскажу. Нестандартный человек, потрясающая певица, - мы придумали эту штуку, написать детские песни. Она писала тексты и сама спела, я написал музыку. Точнее, я сначала написал музыку, а она придумала тексты. Записано и придумано это было достаточно быстро, по телефону. Она жила в другой стране. И когда на «Мосфильме» мы это записали, не понимая цели, по большому счету, для чего…

Она в джазовом мире знакома мне лет 25. У нее есть свой проект, и она пела фанк, и разные музыки. Когда мы записали музыкальный материал, я открыл свой телефон, и позвонил всем актерам, что были в книжке. И никто не отказал! И я, и она ездили к ним. Текст написан, это не от балды они читают. И придумали такую детскую пластинку, выпустили. Я очень горжусь этой работой.

- Но там же не очень качественный вокал…

- Слушайте, там спето сердцем. Там не оперная музыка, там образы.

- Давайте задам вопросы, на которые вы не очень любите отвечать. Если бы вас спросили, какая ваша лучшая запись или ваша лучшая пластинка, чтобы вы ответили?

- Все впереди, поверьте мне!

- А из того, что уже записано? Чем гордитесь?

- Мне все дорого. Мне нравится моя последняя пластинка «Казанский календарь», она вышла не так давно, и резонансной оказалась. Нет, я не смог бы выбрать. Точнее, то, за что мне стыдно, мог бы назвать. А лучшее — нет.

- Это мог бы быть альбом Unkommunicado? Он был записан за границей, и теперь российскому слушателю он просто недоступен.

- Это возможно, мне просто надо заняться этим. Он есть у меня на диске. Я просто за этим не следил, я выложу. Мы были одними из первых, кто поехал на ICM Records в Норвегию. И нас писал тот самый человек, который писал Кита Джаретта. Сейчас он умер, к сожалению. Это был потрясающий опыт. Сергей Хутас мне сказал: «Тут надо сыграть так, будто ты 1 января идешь домой в 10 утра, а вместо снега листья летят». Мы так никогда не разговаривали. И это он о музыке говорит, а не про ноты какие-то. Покойный Сергей Остроумов, барабанщик, и мы все это переживали. Это удивительная страница жизни.

- Вы играли там в духе скандинавского джаза?

- Нет, свой авторский джаз. Авторская музыка. Мы не играли там ни одного стандарта. Это все нами придумано и сыграно.

- И про «Казанский календарь». Там Казанский камерный оркестр Prima Vera, автор аранжировок Михаил Савин. Кто это?

- Миша Савин — потрясающий музыкант, саксофонист. Мы с ним вместе учились в школе, это все «казанская мафия». Он до сих пор играет у Валерия Сюткина на саксофоне, его многие знают. Он пишет много аранжировок для оркестра, и для Бутмана и для симфонических оркестров. Он написал эту струнную гигантскую часть. Музыка моя, он сделал оркестровку. И в одной песне сыграл Бутман, не отказавший.

- Бутман сыграл в треке «Пресняков». Почему в нем?

- Музыка как бы наводит на Владимира Петровича, который тоже сыграл в этом альбоме. Немного сделана под него, для него, и Петрович об этом знал. И мне хотелось, чтобы был саксофонист, и был лучший саксофонист. И Игорь Бутман в этом не отказал. Он сыграл «Пресняков» как Бутман, в этом ошибиться невозможно.

- В вашем альбоме есть вариации на темы Чайковского, Бетховена, Шопена. А что такое вариации на Булгакова и Довлатова?

- Это же не обязательно музыкальные вариации. Это образы. Мне хотелось подчеркнуть свое видение тех людей, которые повлияли на меня в определенный момент жизни. Они там перечислены, но далеко не все.

- Я пытался сопоставить произведения Булгакова с той музыкой, которую я услышал. Но конкретного произведения я не услышал.

- А у меня оно было. Это были ассоциации не с конкретным персонажем Булгакова. В тот момент, когда я впервые прочел роман «Мастер и Маргарита», у меня все это было. Тут тоньше ассоциации. Почему календарь? Он отрывной, оторвал и выкинул. У меня до сих пор висит, жена покупает отрывные календари, там рецепты и День металлурга, например. Это никто не читает. Но когда его отрываешь, он тает, и ты понимаешь, что год прошел. Это не телефон, это совсем другие ощущения!

Гуру КЕН
Фото: Ольга Ежова

03/12/2024 - 16:33   Mix   Джаз
Народный артист России Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр выпустили новый альбом «Образы. Мусоргский и Бородин» (слушать альбом).

Аранжировки к нему написал композитор, один из учителей маэстро Бутмана советский и американский джазмен Николай Левиновский, который 14 декабря отметит 80-летний юбилей, рассказал ТАСС Игорь Бутман.

«Эту пластинку мы готовили с большой любовью к академической музыке. Нам было важно сохранить ее величие и привнести в нее джазовые ритмы. Николай Левиновский справился с этой задачей великолепно», - поделился Бутман.

Презентация альбома пройдет 18 декабря в Концертном зале им. Чайковского. Музыкант отметил, что выступление будет приурочено к празднованию 80-летия композитора Николая Левиновского.

Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр
Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр

Новый альбом коллектива состоит из двух частей: двух джазовых сюит композитора и аранжировщика Николая Левиновского, созданных на основе произведений отечественных классиков - Модеста Мусоргского и Александра Бородина. Первая - "Образы Мусоргского" - создана Левиновским по мотивам цикла "Картинки с выставки" русского классика и представляет собой переосмысление "знакомых пьес в джазовом ключе". Во второй джазовой сюите - "Русь" - Левиновский из тем оперы "Князь Игорь" и Симфонии №2 ("Богатырской") сплетает симфоджазовое полотно, "поражающее своим размахом, парадоксальными гармоническими находками и свежестью идей".

В этом году Московскому джазовому оркестру исполняется 25 лет. Музыканты регулярно представляют страну на фестивалях Европы, Азии и Америки. Оркестр работал с такими легендами джаза, как Уинтон Марсалис, Ди Ди Бриджуотер, Нэтэли Коул, New York Voices, Джордж Бенсон, Джино Ванелли, Ларри Корриэлл, Билли Кобэм, Билл Эванс, Рэнди Бреккер, Джо Ловано, Гэри Бертон, Тутс Тилеманс, Керт Эллинг, Патти Остин и многими другими.

Быстрый поиск:
01/10/2024 - 23:03   Mix   Джаз
Ко Дню Российского джаза и Международному дню музыки, которые отмечаются 1 октября, Яндекс Музыка и Фонд Игоря Бутмана провели исследование целевой аудитории джазовой музыки.

Согласно данным аналитиков стало известно, что в 2024 году среднемесячное количество слушателей джаза в сервисе выросло на 48% в по сравнению с прошлым годом. В среднем в месяц хотя бы один джазовый трек слушали почти 6 млн пользователей.

Выросло и среднемесячное количество прослушанных хотя бы раз джазовых треков: в этом году ежемесячно слушают более 420 тысяч джазовых композиций, что на 5% выше, чем в прошлом. Находить новую музыку пользователи могут благодаря системе персональных рекомендаций “Моя волна”, которая предлагает музыку на основе предпочтений слушателя. В августе Яндекс Музыка обучила Мою волну определять и рекомендовать более четырехсот музыкальных жанров. В том числе нишевые направления джаза. Например, «фри-джаз». «джаз-фьюжн», «дарк-джаз» и другие.

Концерт

Также есть регионы, в которых в этом году наблюдается рост доли слушателей джаза среди всех пользователей сервиса в сравнении с прошлым годом. Среди них — Рязанская область, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия — Алания, Владимирская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея. При этом есть и регионы, в которых интерес к джазу проявляется сильнее, чем в других. В топе таких регионов — Санкт-Петербург, Калининградская область, Москва, Краснодарский край.

Кроме того, Фонд Игоря Бутмана, крупнейший организатор джазовых событий в России, подсчитал, какое количество джазовых фестивалей и джазовых клубов существует в нашей стране:

«В 2024 году Фонду Игоря Бутмана исполняется 10 лет. Ежегодно мы проводим 12 джазовых фестивалей, аудитория которых насчитывает около 1 000 000 человек, нам стало интересно изучить какое количество фестивалей существует в современной России. Если в советские годы их число достигало плюс/минус 15, то на сегодняшний момент у джазового движения есть целых 84 полноценных музыкальных смотра, которые проводятся в 46 регионах России. Ещё один факт, который хотелось бы отметить – это то, что в нашей стране заметно выросло и количество мест, где можно получить джазовое образование различных уровней: более 50 ДШИ, 70 ССУзов и 33 ВУЗа в 57 регионах присутствия», — рассказал исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана Роман Христюк.
26/06/2024 - 03:53   Classic   Концерты
Юрий Башмет и Игорь Бутман сыграли совместный концерт в отличном настроении, много шутили и подтрунивали друг над другом.

Что скрывать, Башмет и Бутман играют вместе уже больше десятка лет, и более чем регулярно на любых фестивалях Башмета. А вот в Клину на X фестивале Петра Ильича Чайковского сыграли впервые, - раньше тут джаза не предусматривалось. А теперь да.

Юрий Башмет и Игорь Бутман
Юрий Башмет и Игорь Бутман

Что такое совместные концерты Башмета и Бутмана? Это когда «Солисты Москвы» играют что-то из популярной классики, а «Московский джазовый оркестр» Бутмана — тоже популярное, но еще более доступное, вроде русских народных песен.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Оба музыканты вообще не парятся на тему того, кто что играет. Тем более, что «Солисты Москвы» могут сыграть вообще все, что угодно, а «Московский джазовый оркестр» в присутствии штатного виртуоза-пианиста Олега Аккуратова — тоже все, что угодно.

Олег Аккуратов
Олег Аккуратов

Так случилось и в этот раз. Башмет и Бутман улыбались, в меру друг друга подкалывали (типа Башмет: «Ну а я сыграю опять свое», и иронически-осуждающее от Бутмана: «Опять ты за свое?»). На высочайшем уровне по-прежнему был уровень музицирования. И если «Солисты Москвы» играли вполне себе заигранные и полностью подготовленные произведения, то оркестр Бутмана импровизировал, а Олег Аккуратов добавлял общей энтропии своими непредсказуемыми эскападами.

А еще они сыграли вместе. Сначала Башмет взялся за альт, и сыграл солирующую партию, потом Бутман посолировал от души. А потом оба сели за рояль, и «Подмосковные вечера» зазвучали во вполне себе джазовом ключе.

Участники концерта
Участники концерта

Концерт получился зрелищным, зрители аплодировали постоянно. Кажется, эксперимент с джазом в Клину удался.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

23/02/2024 - 05:37   Classic   Концерты
Юрий Башмет и Игорь Бутман много раз играли вместе, и даже тут, в Сочи. В этот раз случился самый спорный их совместный концерт.

Вообще идея «классика встречает джаз», под лозунгом которой проходят эти концерты (и неизменно вызывает аншлаг), довольно плодотворная. Башмет не чужд джазу, а хорошие джазмены способны качественно играть свои версии знаменитых академических произведений. «Солисты Москвы» профи, и «Московский джазовый оркестр» - тоже.

Игорь Бутман
Игорь Бутман

Вопрос в целеполагании. Понятно, что «Солисты Москвы» могут сыграть примерно все. Понятно, что оркестр Бутмана может сыграть далеко не все, но многое. И многие годы артисты это демонстрировали. Но где предел? С другой стороны, «Солисты Москвы» могут показать самые неожиданные темы, а оркестр Бутмана сыграть хоть Стравинского, хоть Мусоргского.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

По мне, джазовые импровизации Бутмана и его солистов в классических темах не привносят буквально ничего к великой музыке. Они безусловно инструментально хороши, виртуозны, техничны, - но совершенно самовлюбленные. Они не учитывают контекст, динамически заморожены, и вообще разложены на гармонические каденции, - но где же тут вкус и такт?

Мы получили концерт двух генетически разных коллективов, который попытался спасти Юрий Башмет.

Игорь Бутман
Игорь Бутман

«Да, вы можете меня проклянуть за эту версию мелодии Рахманинова. Но я хочу пригласить на сцену человека, который вообще не знает нотной грамоты».

На сцену вышли два человека, один из которых (девушка) был явно подставным, и «Солисты Москвы» сыграли с джазом. И да, арию Марфы из «Царской невесты Мусоргского сыграли джазмены. Ну как сыграли? Обыграли.

«Солисты Москвы» ответили «Маленькой ночной серенадой» Моцарта, уже многократно сыгранной и разработанной. Да что там, просто многократно переигранной. Бутман ответил «Московской ночью» («А я иду, шагаю по Москве») с вокалом Олега Аккуратова, замечательного слепого пианиста. Собственно, саунд оркестра Бутмана буквально разлагался на пианиста Олега Аккуратова и гитариста Евгений Побожия, и всех остальных. Это было странно. Но «Солисты Москвы» ответили вальсом Тору Такимицу из фильма «Чужое лицо».

«Слышите, какая это русская музыка, несмотря на то, что ее написал японский композитор?», - вопросил Юрий Башмет.

Большой джазовый оркестр Игоря Бутмана
Большой джазовый оркестр Игоря Бутмана

Башмет заметил, что те, кто писал для него сольные концерты для альта, очень скоро умирал. Но рассказал об Альфреде Шнитке, который получил только инсульт, а потом прожил еще 10 творческих лет. Исключение составляют только те, кто пишет неталантливую музыку.

«Солисты Москвы» Юрия Башмета
«Солисты Москвы» Юрия Башмета

Концерт закончился настолько быстро, что музыканты Бутмана даже не успели это понять. И это правильно. Суть эстетики сотрудничества Башмета и Бутмана кроется в искрящем соприкосновении классики и джаза, а когда оно не случается, то и нет смысла. Там шебуршатся какие-то молекулы. Они там тусуются, накидываются, лепечут что-то жалостно, попискивают тональностями, даже искрят сомыслиями, - а язык настолько разный, что только эмоции и остаются.

Вадим ПОНОМАРЕВ

06/05/2022 - 16:49   Mix   Джаз
Фонд поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана, организатор Всероссийского конкурса молодежных джазовых коллективов, объявил имена победителей. Ими стали 100 камерных ансамблей и джазовых оркестров, которые будут приглашены к выступлению на площадках самого крупного джазового фестиваля в истории России - Moscow Jazz Festival.

«Более 1300 участников из 34 регионов России подали заявки на Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов. В очередной раз мы убедились в том, что у нас замечательная молодежь, и у нашего джаза – прекрасное будущее. Нам было очень непросто выбрать лучших из лучших… Но 100 победителей сегодня были определены, и мы с нетерпением ждем с ними встречи в Москве в июне», - отметил народный артист России Игорь Бутман.  

Молодые музыканты из Севастополя, Минусинска, Кемерово, Астрахани, Ростова-на-Дону, Магнитогорска, Новосибирска, Белгорода, Кирова, Самары, Казани, Сыктывкара, Липецка, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов смогут обменяться опытом, встретиться с московской публикой и выступить на главном джазовом опен-эйре 2022 года в столице. Расходы, связанные с оплатой гонорара, билетов, жилья, питания и внутреннего трансфера берет на себя принимающая сторона (Фонд Игоря Бутмана). Полный список победителей опубликован на сайте фестиваля. В их число вошли такие коллективы, как Андрей Баталеев и его джаз-квартет, Биг Бенд Московского Института Культуры «Jazz Magic», Биг-бэнд Академии имени Маймонида п/у Павла Овчинникова, Джазовое трио Владислава Минеева, Джазовый ансамбль РАМ им. Гнесиных ( класс ст. преподавателя Галиуллина Р.Х.), Квинтет Никиты Мочалина, ArtGuitar Trio, Fred Gerasimov Trio и др.

Moscow Jazz Festival
Moscow Jazz Festival

Московский джазовый фестиваль, посвященный празднованию Столетия российского джаза, пройдет с 13 по 19 июня. На открытых сценах, установленных в парках «Зарядье» и «Музеон», Новопушкинском сквере и на ВДНХ, выступят финалисты конкурса. Концерты будут свободными для посещения.

Основной открытой площадкой Moscow Jazz Festival станет Сад «Эрмитаж». На протяжении пяти дней, с 14 по 18 июня, зрители смогут услышать Игоря Бутмана и Московский джазовый оркестр, Ларису Долину, Евгения Маргулиса, Алексея Чумакова, Хиблу Герзмаву, Олега Аккуратова, Fantine, Трио Даниила Крамера, Zventa Sventana, Вадима Эйленкрига, Мариам Мерабову и многих других.

Открытие и закрытие фестиваля пройдет в Концертном зале «Зарядье». Продажа билетов на концерты в зале «Зарядье» и саду «Эрмитаж» открыта на официальном сайте фестиваля. До 10 мая билеты можно купить по самым низким ценам: действует категория  «Early birds».

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Быстрый поиск:
26/10/2021 - 16:05   Mix   Джаз
Президент России Владимир Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени художественного руководителя Московского джазового оркестра Игоря Бутмана.
Соответствующий указ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 25 октября 2021 года.

Игорь Бутман
Игорь Бутман
«За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Бутмана Игоря Михайловича - художественного руководителя государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский джазовый оркестр под управлением И.Бутмана», - сообщается в тексте указа.
Быстрый поиск:
29/04/2021 - 14:31   Mix   Джаз
В этом году мир 30 апреля будет праздновать International Jazz Day в 10-й раз, столицей праздника был выбран Нью-Йорк. Россию на All-Star Global Concert – главном концерте Международного Дня джаза представят Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр.

Прямая трансляция концерта состоится 30 апреля в 00:00 (по московскому времени). Ведущим All-Star Global Concert станет известный актер, обладатель двух премий «Оскар», шести «Золотых глобусов» и премии «Эмми» Майкл Дуглас.

30 апреля во всем мире будет представлен широкий спектр джазовых программ, образовательных и общественных инициатив, в которых примут участие несколько тысяч джазовых музыкантов. Праздник учрежден ЮНЕСКО в 2011 году по инициативе посла доброй воли ЮНЕСКО Херби Хэнкока и признан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. По традиции кульминацией Международного дня джаза станет All-Star Global Conсert, который в этом году пройдёт в необычном формате: в Нью-Йорке выступят Мелисса Алдана (Чили), Массимо Биолкати (Италия), А Бу (Китай), Сайрус Честнат (США), Амина Фигарова (Азербайджан), Роберта Гамбарини (Италия), Кенни Гарретт (США), Джеймс Дженус (США), Стефон Харрис (США), Ингрид Дженсен (Канада), Джо Ловано (США), Антонио Санчес (Мексика) и Вероника Свифт(США), к нам из Лос-Анджелеса присоединятся Херби Хэнкок (США), Алекс Акуна (Перу), Хусто Альмарио (Колумбия), Ди Ди Бриджуотер (США), Джонатан Батлер (Южная Африка), Махмуд Чуки (Марокко), Джеральд Клейтон, Андра Дэй, Ромеро Любамбо (Бразилия), Маркус Миллер, Дайан Ривз, Франсиско Торрес (Мексика), Джастин Тайсон и Бен Уильямс.

А также из Москвы к концерту присоединятся Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр (Россия), из Лондона - Джейкоб Коллиер (Великобритания), из Кейптауна - Мандиси Дьянтиис (ЮАР), из Рио-де-Жанейро - Иван Линс (Бразилия), из Монако - Джон Маклафлин, из Токио - Джунко Ониси (Япония) и многие другие. Известная бенинская вокалистка Анжелика Киджо присоединится к концерту из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Игорь Бутман
Игорь Бутман

Концерт будет транслироваться в прямом эфире через YouTube, Facebook, jazzday.com, UN Web TV, ЮНЕСКО и Госдепартамент США.

Художественный руководитель All-Star Global Concert - культовый джазовый пианист Херби Хэнкок (США), музыкальный директор шоу - Джон Бизли (США). На концерте будут представлены выступления артистов из более 20 стран мира.

Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр станут единственными российскими музыкантами, которые выступят в этом году на «All-Star Global Concert».

Также в этот день, 30 апреля, в 21:00 Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр дадут онлайн-концерт для знаменитого нью-йоркского джаз-клуба Dizzy’s Club Coca - Cola. Трансляция пройдёт на странице https://www.facebook.com/DizzysClub, в 14:00 по нью-йоркскому времени (21:00 по московскому).

Быстрый поиск:
09/08/2020 - 04:25   Classic   Концерты, Джаз
Альтист Юрий Башмет с «Солистами Москвы» и саксофонист Игорь Бутман со своим биг-бендом снова сыграли вместе, на этот раз в Клину, на VI фестивале искусств П.И. Чайковского.

Надо сказать, что Башмет и Бутман играют вместе довольно часто, минимум раз в год. И всегда это предвещает любопытные сюрпризы, поскольку под кальку программы не пишутся. Что-то новенькое всегда можно услышать. Не говоря о том, что музыканты и оркестры такого уровня вообще на сцене редко пересекаются, - слишком уж разные жанры.

Посадка яблони
Посадка яблони

Но сначала Башмет и Бутман посадили… яблоню. Дело в том, что в мемориальном доме-музее Чайковского в Клину есть такая традиция — сажать деревья во время фестиваля Чайковского, и даже выросла уже приличных размеров Аллея музыкантов, состоящая только из посаженных звездами лип и яблонь. Деловито надев перчатки, музыканты взялись за лопаты. А саженец держала, чтобы не упал, сама министр культуры Московской области Елена Харламова.

- Великие композиторы, как правило, были великолепными импровизаторами, - рассуждал потом Игорь Бутман. - В джазе импровизация возведена в абсолют, но уверен, что Чайковский и другие академические композиторы с удовольствием бы услышали джазовые версии своих произведений, а если бы они жили сейчас, наверняка сами сделали бы что-то гениальное в джазе. Мы не поднимаем руку на святое, наоборот. Сквозь призму джаза мы восхищаемся гениальностью этих композиторов, и хотим, чтобы это же почувствовали зрители.

Юрий Башмет и Игорь Бутман
Юрий Башмет и Игорь Бутман

С места в карьер биг-бенд Бутмана, он же Московский джазовый оркестр, начал с «Прогулки» Модеста Мусоргского. Разумеется, джазмены не играли само произведение как есть, но тонко обыграли главную тему. В ответ Юрий Башмет сыграл на альте чуть ли не джазовую импровизацию, плавно перешедшую в лирическую тему для струнного оркестра кинокомпозитора Энри Лолашвили. «Редко звучит и очень красивая», - объяснил этот выбор Башмет.

«Солисты Москвы» Юрия Башмета и Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана
«Солисты Москвы» Юрия Башмета и Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

Биг-бенд Бутмана сыграл пьесу «Катание на лыжах в горах», вдохновленную, как объяснил маэстро, «Временами года» Чайковского. От Чайковского там осталась разве что условная ритмическая структура, зато это звучало очень по-шестидесятнически — эдакий солнечный джаз с прекрасными соло Бутмана, а заодно и вдохновенными импровизациями пианиста Олега Аккуратова и барабанщика Эдуарда Зизака.

Игорь Бутман
Игорь Бутман

Как-то неожиданно структура концерта обрела вполне себе путеводную звезду — ту самую «Прогулку» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Сначала «Солисты Москвы» сыграли каноническую версию, затем джазовый оркестр снова ответил своей импровизацией на эту тему. Довольно редко в последние годы солирующий на альте Башмет сыграл баховский менуэт из виолончельной сюиты. Не обошлось без любимой «Солистами Москвы» моцартовской «Маленькой ночной серенады», ставшей главным академическим акцентом концерта.

Фестивальная сцена
Фестивальная сцена

«Вокализ» Рахманинова превратился уже в совместное музицирование, где тему от «Солистов Москвы» подхватил своей импровизацией Бутман, а затем и другие солисты биг-бенда. Прелюдию Рахманинова до диез минор начал пианист Олег Аккуратов, затем его тему подхватил биг-бенд, но уже в тональности до. Бутман даже извинился: «Сыграли в до миноре, как это принято в джазе. Диезы нам неподвластны, бемоли нам нравятся больше».

Игорь Бутман
Игорь Бутман

Канва концерта продолжилась все теми же «Прогулками» Мусоргского от биг-бенда, растворившимися в парафразе на эту же тему. Башмет снова импровизировал аки джазмен на своем альте, и это звучало очень интересно, как минимум. Блистательный Олег Аккуратов обрамлял все это дело виртуозными пассажами, и ему ничем в изощренности не уступал гитарист Евгений Побожий, единственный российский победитель Herbie Hancock Institute of Jazz International Guitar Competition в Вашингтоне.

Евгений Побожий и Игорь Бутман
Евгений Побожий и Игорь Бутман

Завершился концерт продолжительной джазовой импровизацией всех музыкантов, почти всем досталось по соло, что было встречено горячими зрительскими аплодисментами. Перед концертом Бутмана спросили, что он ждет от этого концерта. «Аплодисментов», - ответил Бутман.

И он их получил.

Юрий Башмет, Олег Аккуратов и Игорь Бутман
Юрий Башмет, Олег Аккуратов и Игорь Бутман

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

Евгений Побожий
Евгений Побожий

Юрий Башмет и Игорь Бутман
Юрий Башмет и Игорь Бутман

Юрий Башмет
Юрий Башмет
09/07/2020 - 02:50   Classic   Интервью
Первая за долгие месяцы пресс-конференция в «живом» формате с участием Юрия Башмета, Игоря Бутмана, Евгения Миронова, Дмитрия Бертмана, Николая Цискаридзе и чиновников прошла в Москве в честь скорого открытия VI Международного музыкального фестиваля П.И. Чайковского в Клину.

Встреча прошла на свежем воздухе во дворике «Башмет-Центра» на Большой Полянке. Главная новость — с этого года худруком фестиваля стал Юрий Башмет. Теперь у фестиваля есть федеральное финансирование (а не только подмосковное, как раньше), и в новый оргкомитет вошли ведущие деятели искусств, а также сразу три министра культуры Московской области! Действующий - Елена Харламова, а также бывшие — Нармин Ширалиева (советник губернатора в ранге министра) и Оксана Косырева (директор департамента господдержки Минкульта РФ). Ситуация не позволит в этом году принять зарубежных артистов, однако масштаб фестиваля на открытом воздухе все же значительно вырастет.

Слева направо: Денис Редькин, Нара Ширалиева, Оксана Косырева, Елена Харламова, Юрий Башмет, Дмитрий Бертман, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гринченко, Игорь Бутман
Слева направо: Денис Редькин, Нара Ширалиева, Оксана Косырева, Елена Харламова, Юрий Башмет, Дмитрий Бертман, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гринченко, Игорь Бутман

- Сказать, что мы настырные и упорные, - значит не сказать ничего. Первый фестиваль, который пройдет после пандемии коронавируса, - это будет фестиваль Чайковского, - пояснила министр культуры области Елена Харламова. - Мы его запланировали провести с 31 июля по 9 августа. Мы не можем пока сказать на 100 процентов, что проведем его. Но с сегодняшнего дня открыта продажа билетов на фестиваль. Мы готовы его провести. Окончательное решение будет принято в ближайшие дни, эпидемиологическая обстановка показывает, что мы близки к возможности проведения мероприятий на открытом воздухе. Провести этот фестиваль в юбилейный 180 год со дня рождения Чайковского крайне важно. Но не менее важен юбилей Чехова — 160 лет со дня рождения, поэтому решили открыть фестиваль программой «Ч+Ч», посвященной этим двум великим людям. Обычно главная площадка фестиваля в формате опен-эйра вмещает 1000-1200 человек. В связи с необходимостью соблюсти все эпидемические стандарты по дистанции и не подвергать людей опасности мы уменьшим количество мест до 600-700. Понимаем, что у людей непростая финансовая ситуация, поэтому принято решение значительно снизить цену на билеты, а на открытие и закрытие сделать по 100 рублей.

Фестиваль откроется 31 июля мировой премьерой музыкально-драматического действия «Ч+Ч», посвященного юбилеям П.И Чайковского и А.П. Чехова, с участием артистов театральной труппы музея-заповедника «Мелихово» «Чеховская студия» и оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.

- В рамках фестиваля мы покажем программу «Онегин. Лирические отступления», которую срежиссировала Марина Брусникина, она замечательный режиссер, - сказал актер Евгений Миронов. - Я и Лиза Боярская будем читать отрывки из «Евгения Онегина», но не самые известные фрагменты, а именно лирические отступления. Это дуэт, в котором мы можем переходить от ролей Онегина и Татьяны к другим ролям, например, Лиза будет читать и за Ленского. Потрясающая музыка, которую прямо сейчас Юрий Абрамович компилирует из «Онегина» Чайковского, будет обрамлять это выступление. Я в четвертый раз буду выступать в Клину, и для меня это особенное место.

Балетный вечер 1 августа будет представлен дивертисментом из фрагментов балетов П.И. Чайковского под руководством народного артиста России Николая Цискаридзе.

- Я уверен, что фестиваль состоится! На нем будет проходить финальный отбор во Всероссийский юношеский оркестр, который на днях выступил на Мамаевом кургане, многие видели эту телетрансляцию, - напомним Юрий Башмет. - Каждый из этих юных музыкантов — лучший в своем городе! А потом они прошли еще отбор у нас. И вот мы прослушали сейчас 650 музыкантов, а взять можем только 40. Столько мест у нас освободилось по возрасту. И финальный отбор пройдет именно в Клину во время фестиваля Чайковского. Я многого жду от этого фестиваля, поэтому и согласился возглавить, когда губернатор мне предложил. Чайковский — не только наше все. Я ценю в нем эти вечные сомнения, я слышу их в его музыке. Не хочу обижать, но Моцарт — не Чайковский, это совсем другая история. А Чайковский — он наш, генетически наш.

7 августа – спектакль-концерт «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана, с участием солистов театра «Геликон-опера» и БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

- Наша программа называется «Неизвестный Чайковский», дирижировать БСО будет Владимир Федосеев, а наши солисты будут петь арии из недописанных опер Чайковского, или тех, которые по разным причинам не звучат на сцене, - сообщил Дмитрий Бертман. - Например, Чайковский начинал писать оперу «Севильский цирюльник», у нас споют куплеты Альмавивы. Будут фрагменты из оперы «Мандрагора», будет «Ундина», которая издана в расширенном виде, и там есть номер, который ранее был неизвестен. Чайковский считал «Ундину» своей лучшей оперой, но сжег ее рукопись в кабинете директора Императорских театров, узнав про отказ в постановке. Однако чудом сохранилась рукопись, отправленная для анонсного концерта в Москве, и эти номера сохранились. Затем много музыки из «Ундины» он использовал в балете «Лебединое озеро». Будет опера «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Снегурочка» и другие недописанные произведения Чайковского.

8 августа на большой сцене состоится концерт «Классика встречает Джаз» с участием Юрия Башмета, его «Солистов Москвы» и Игоря Бутмана и его биг-бэнда.

- Творческий наш союз с Юрием Абрамовичем уходит в глубь веков, - иронически улыбнулся Игорь Бутман. - Мы сыграем Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и других классиков. У джазовых музыкантов всегда есть некоторая зависть к тому, как классика обращается со звуком. Все великие классические композиторы были импровизаторами, но они не ставили это во главу угла, а записывали свою музыку на ноты, на бумагу. Нас вдохновляет возможность импровизировать на классическую музыку, это творчески интересная задача.

В камерном зале планируются концерты, посвященные молодому поколению музыкантов: гала-концерт молодых композиторов и гала-концерт юных музыкантов - стипендиатов Губернаторской стипендии и участников Международной академии фестиваля. Пройдет Вторая Международная музыкальная академия фестиваля и впервые,состоится Международная научная конференция, посвященная 180-летию П.И. Чайковского, а также Школа молодых журналистов, пишущих о культуре. Таковы планы, по крайней мере.

Завершится фестиваль 9 августа большим гала-концертом с участием Дениса Мацуева, Юрия Башмета и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

- Я уже не представляю своего лета без концерта в Клину. Играть на рояле Петра Ильича… Каждый раз подхожу к нему и чувствую благоговение, - рассказал с видеоэкранов Денис Мацуев. - Мы на связи с Роспотребнадзором, чтобы все было безопасно и для зрителей, и для музыкантов. Мы говорили с министерством культуры и Роспотребнадзором, что с августа уже можно будет начать концерты в формате опен-эйров в московском регионе. Мы уже не можем без зрителей, нам нужна энергия от зала.

Фестиваль будет снимать телеканал «Культура», причем прямой стрим будет идти на сайте телеканала, а уже подготовленные версии концертов покажут в эфире осенью.

- Есть серьезные ограничения, связанные с коронавирусом, поэтому в нынешнем году расширить программу мы не можем. Но развиваться она будет обязательно. Фестиваль станет полноценным 8-10-дневным фестивалем, чтобы туристы могли приезжать на эти дни в Клин, и ощущать всю фестивальную атмосферу, - подытожил пресс-конференцию глава «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Страницы