Перед открытием Первого международного фестиваля музыкального фестиваля «Камерные оркестры мира» в Омске прошла пресс-конференция арт-директора фестиваля Юрия Башмета с участием директора Омской филармонии Василия Евстратенко, замминистра культуры Омской области Людмилы Чекалиной и руководителя «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко.
- Идея фестиваля возникла у Башмета лет 5-6 назад, - рассказал Дмитрий Гринченко. - Ничего подобного в мире никто не делает, чтобы в один город приезжали камерные оркестры из разных стран. У всех камерных оркестров свое лицо, они не похожи друг на друга — и идея казалась нереальной. Но потом мы приехали в Омск, сыграли концерт в новом зале и поняли, что это может случиться. Зал большой, емкий и при этом с хорошей акустикой. Все оркестры — уникальные. У будапештского оркестра имени Ференца Листа юбилей, им 50 лет. «Солисты Торнхейма» — молодой коллектив, но бурно развиваются, и два года назад получили Grammy за исполнение Чайковского. Нам было важно, чтобы в фестивале принял участие омский камерный оркестр, и Юрий Абрамович выразил желание сыграть с ним. «Солисты Москвы» представлять не надо.. Очень приятно, что в Омске нашу идею поддержали, стали активно помогать. Без поддержки и активного участия принимающей стороны невозможно реализовывать серьезные проекты. И будем надеяться, что фестиваль станет традиционным, ежегодным.
- Да, это моя давняя мечта — сделать такой фестиваль, - подтвердил Юрий Башмет. - И в этом изумительном зале, а зал - уникальный, фестиваль рождается. Такой фестиваль непросто сделать — камерные оркестры это не квартет., взял и привез! Но мы попытались. Со всеми этими коллективами я сам много работал. С венгерским оркестром — очень много. С норвежским — раза три. И оркестры действительно настолько отличаются друг от друга! Венгерский оркестр — как гриль, все такие поджаренные, эмоциональные, импульсивные. А у Тронхейма — невероятно мягкое звучание.
На вопрос, интересно ли самому Башмету играть с разными камерными оркестрами, Юрий Абрамович вспомнил интересную историю.
- Я стараюсь не работать с чужими камерными оркестрами, хотя приходится. Секреты выдавать не хочется. Это не симфонический оркестр, где приехал дирижер, сделал свою программу, а через неделю приехал другой дирижер, и делает свою. Но я работаю с ними как солист. Была такая история. На одном фестивале в Будапеште я играл с оркестром Ференца Листа необычным широким составом — сам этот венгерский оркестр, еще один квартет, солирует Мстислав Ростропович, а на позициях музыкантов оркестра - мировые звезды, включая Спивакова. Дирижировал этой сборной местный дирижер, и он просил в одном месте ,чтобы оркестр играл сильно тише. Трижды попросил тише. Кончилось тем, что Ростопович не выдержал: я всю жизнь учу это трудное место, сложные пассажи, наконец, выучил, - так дайте слушателям его услышать!
Башмету задали вопрос, насколько подобные фестивали дают пиар камерным оркестрам, и нужен ли им пиар.
- Конечно, поддержка камерным оркестрам требуются. В Японии любят Моцарта и Чайковского, в Америке любят фортепианные концерты. А камерные оркестры выживают только знаменитые. Иначе как гастролировать, кто оплатит? Или спонсор, или государство. Так что оркестру сразу надо заявить о себе, и с помощью таких фестивалей это возможно.
Вопрос о сокровенной мечте Башмета в детстве.
- Я мечтал научиться играть на инструменте! Хотя хотел играть Битлз. Но я стал играть на альте, а Битлз как раз прекратили свое существование. От заезжего гитариста я услышал гитарную музыку в духе Хендрикса, и в свои 13 лет мне это не понравилось. Спас меня от мук выбора Ленин. В Киеве прошел конкурс в честь 100-летия Ленина, там я стал лауреатом, и судьба решилась. Кстати, с конкурсом тоже было непросто. Я приехал в Киев — а я один альтист, других нет. Меня не допускают. Тогда мой учитель устроил такой скандал, что пришлось взять. я играл со скрипачами. Они свое, я свое. И набрал самый высокий балл. Альтист выиграл скрипичный конкурс. Тогда все шесть финалистов признали победителями конкурса.
Вадим Пономарев, Bashmet.NEWSmusic.ru
Фото - Сергей Щербаков
Комменты