Динара Алиева дала концерт русского романса

Динара Алиева спела в БЗК программу из 19 самых исполняемых романсов русских композиторов.

Динара Алиева довольно быстро воплотила в жизнь пожелание, изложенное в моей рецензии на её сольный концерт 4 мая 2013 года: «Хотелось бы пожелать Динаре Алиевой уделять больше внимание камерному пению – у неё это получается лучше, чем у большинства оперных певцов и певиц». 21 января 2014 года она дала сольный концерт в Большом зале консерватории с программой «Шедевры русской классики», в которую вошли 19 наиболее часто исполняемых романсов Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

Динара Алиева
Динара Алиева

Концерт получился великолепный! Певица в полной мере показала, что стихия камерного музицирования ей не менее близка, чем оперного, и её успешные выступения в этом жанре не случайны, а вполне закономерны. Можно сделать вывод, что в лице Динары Алиевой, кроме оперной певицы, сегодня мы имеем равновеликую ей певицу камерную. В российском исполнительстве это весьма редкое явление.

Исполнение романсов и Чайковского, и Рахманинова – это для любого вокалиста экзамен на наличие вкуса. В них легко переборщить во внешней эмоциональности, к чему подталкивает сама музыка, злоупотребить форте... Динара Алиева этот экзамен сдала на отлично.

Вокал её в этот вечер был безупречно камерным, компактным. Ни одной ноты она не спела в свой полный оперный голос, чем грешит большинство оперных певцов, когда они берутся за камерный репертуар. Динамический диапазон концерта располагался, в основном, между piano и mezzo voce. Верха звучали органично и красиво, нигде не переходя на визг. А низы звучали практически безупречно.

Динара Алиева
А низы звучали практически безупречно

Но самое главное – пение Динары Алиевой было осмысленно. Большинство романсов представляли собой драматические или лирические миниатюры. Это и "Кабы знала я...", который прозвучал как русское lamento, и "Я ли в поле да не травушка была", и некоторые другие. Всё было в рамках хорошего вкуса.

ПРОГРАММА:
Н. А. Римский-Корсаков: «Не ветер, вея с высоты», (ст. А. К. Толстого); «Редеет облаков летучая гряда» (ст. А. С. Пушкина); «Пленившись розой, соловей» (ст. А. В. Кольцова). П. Чайковский: «То было раннею весной» (ст. А. К. Толстого); «Колыбельная песня» (ст. А. Н. Майкова); «Кабы знала я…» (ст. А. К. Толстого); «Забыть так скоро» (ст. А. Н. Апухтина); Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. З. Сурикова); «Кукушка» (ст. А. Плещеева из Геллерта); «День ли царит» (ст. А. Н. Апухтина).
С. Рахманинов: «Здесь хорошо» (ст. Г. Галиной); «Ночью в саду у меня» (ст. А.А. Блока, из А. Исаакяна); Ночь печальна (ст. И. А. Бунина), «Маргаритки» (ст. И. Северянина); «Не пой, красавица, при мне» (ст. А. С. Пушкина); «Ау!» (ст. К. Д. Бальмонта); «Сон» (ст. Ф. Сологуба); «Крысолов» (ст. В. Я. Брюсова); «Весенние воды» (ст. Ф. И. Тютчева).

БИСЫ: А. Дворжак «Песня матери»; Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».
Партия фортепиано – Любовь Венжик

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Некоторые романсы были исполнены медленнее, чем обычно принято. (Для исполнителя это дополнительные трудности. Известно, что когда вокалист чувствует какие-то проблемы и трудности, он начинает увеличивать темп.) Так, "Колыбельная песня" Чайковского прозвучала по темпу именно как колыбельная, а не как концертный номер.

На бис певица прекрасно исполнила "Песню матери" А. Дворжака и колыбельную "Summertime" из оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс".

Для Динары Алиевой этот концерт во многом рубежный. Она доказала, что свободно ориентируется в русской камерной музыке, в стихии романса. Следующий шаг – это расширение репертуара за счёт реже исполняемых авторов и романсов.

Было бы интересно послушать её и в кантатно-ораториальном жанре. С её высокой культурой камерного музицирования, пониманием особенностей этого жанра, Д. Алиева хорошо бы вписалась в сотрудничество с такими высокопрофессиональными колективами, как Камерный хор Московской консерватории, Хоровой ансамбль "Intrada". Успешное освоение этого жанра значительно расширило бы возможности певицы, её репертуар – и, как следствие, востребованность и в России, и в мире.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Динара Алиева
Динара Алиева

Динара Алиева
Динара Алиева

Быстрый поиск: