Объединение в профсоюз трех крупнейших в России обществ по коллективному управлению правами – Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) – может не состояться, следует из заявлений РАО и Минюста.
Решение об объединении в «Профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество» (ПДК РАО) принято на совместной конференции этих организаций в июле 2015 г. Однако, как сообщил «Ведомостям» представитель Минюста, в начале октября документы об объединении, поданные ранее РСП, были ему возвращены. Это было сделано «в связи с заявлением представителя РСП», добавил сотрудник ведомства, но содержание этого документа не раскрыл.
РАО ничего не известно о том, что в Минюст подавалось уведомление об объединении РАО, ВОИС и РСП, и тем более о том, что такое уведомление было отозвано, заявил заместитель гендиректора РАО Артемий Карпычев. По его словам, единственное заявление, о котором осведомлен союз, – это заявление о переименовании РАО в «Профсоюз деятелей культуры РАО», поданное в Минюст руководителем ВОИС. Но это документ об изменении названия общества, не более того, утверждает Карпычев. Правда, из сообщения Минюста следует, что документы о переименовании подавал РСП, а не ВОИС.
Действительно, в сентябре представитель Минюста рассказывал, что ведомство приняло решение зарегистрировать изменения в документы РАО. Документы новой организации ПДК РАО для внесения в ЕГРЮЛ были направлены в налоговую службу, уточнял он.
По словам Карпычева из РАО, организации так и не приняли окончательного решения об объединении и все это время консультировались с юристами. «Теперь работа заморожена – будем разбираться, кто без нашего ведома подал и отозвал заявку об объединении в Минюст», – добавил он.
Сомнения по поводу необходимости объединения в профсоюз он объяснил так. Решение об объединении РАО, ВОИС и РСП принимали авторы, которые, естественно, не разбираются в юридических тонкостях. Потом, по его словам, над этим начали работать юристы всех трех обществ и выяснилось, что не до конца понятно, о чем все-таки идет речь – о присоединении двух других организаций к РАО, о слиянии всех трех организаций или о каком-то третьем варианте. По закону при присоединении двух организаций к третьей они фактически поглощаются последней и ликвидируются, при слиянии же – появляется четвертое новое юридическое лицо, а все три исходные ликвидируются, объяснил он. Юристы РАО, указывает Карпычев, в итоге сочли идею объединения опасной из-за рисков юридической непрозрачности, прежде всего преемственности и бесперебойности выплат авторам и правообладателям.
Впрочем, еще в августе 2015 г. гендиректор РАО и РСП и член совета ВОИС Сергей Федотов благосклонно отзывался об объединении авторских обществ в профсоюз и говорил о нем как об уже состоявшемся явлении. «Новая организация абсолютно уникальна – у нее нет аналогов нигде в мире, она, по сути, объединила всех деятелей культуры нашей страны, став одной из крупнейших общественных организаций в России в сфере культуры и приобретя тем самым особую общественную значимость», – говорил он в интервью ТАСС. Кроме того, ТАСС сообщал, что объединение обществ одобрил и министр культуры Владимир Мединский.
Человек, знакомый с сотрудниками указанных авторских обществ, слышал, что объединение сорвалось из-за разногласий между менеджерами организаций. По его словам, разногласия связаны, в частности, с разделением сфер влияния в новой организации. Решение об объединении было, но не был подписан итоговый протокол, объясняет он: даже если какие-то документы в Минюст подавались, в итоге все было аннулировано.
Комменты