Перед концертом открытия VII международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле прошла пресс-конференция, в которой приняли участие арт-директор фестиваля альтист и дирижер Юрий Башмет, директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева, а также представители партнеров фестиваля - гендиректор «Славнефть-ЯНОС» Александр Никитин и замуправляющего ярославским филиалом «Промсвязьбанка» Анна Можейко,
Марина Васильева высказала добрые пожелания седьмому по счету фестивалю Башмета в Ярославской области.
- Фестиваль развивается, к нам приезжают старые друзья и новые лица. Пусть 10 дней фестиваля пройдут комфортно. Для нас большая честь, что в фестивале участвует наш губернский оркестр и хоровая капелла «Ярославия». Знаем, что к нам приехало много гостей из других городов. Особенно важным событием станет 9 мая, когда мы будем отмечать 70-летие Победы на Советской площади, вечером Юрий Абрамович сыграет концерт, который станет кульминацией торжеств в нашей области.
Юрий Башмет рассказал о том, отчего ему никак не удастся исполнить альтовый концерт Кшиштофа Пендерецкого, а вот «Стикс» Альфреда Шнитке он исполняет с завидной регулярностью.
- Для меня музыка Шнитке близка и любима, тем более «Стикс» он написал конкретно для меня, и для меня это особенно важно — исполнять его. Альтовый концерт Пендерецкого — отличный концерт, но я не играю его. Я говорю Пендерецкому — напиши что-нибудь для меня, и я буду это играть. Он говорит — как узнаю, что ты сыграл первый, то второй напишу для тебя. А просто дело не в обидах, но у меня очередь произведений, написанных для меня.
Башмет сделал акцент на разного рода патриотизме, и привел в пример скандальную ситуацию в Зальцбурге.
- Почему я в Ярославле? Мог быть на Красной площади, но я люблю Ярославль. 6 дней назад я был в Зальцбурге, и выступал с камерным оркестром «Камерата Зальцбург», мы играли венскую классику. Они приглашают меня быть их дирижером — но предавать «Солистов Москвы» я не могу. Много лет уже приглашают. Кавакос уже третий год у них дирижер, пусть он и будет, а я согласен только на абонемент. Так вот, когда уже сыграли, была стоячая овация, последним произведением была симфония Шуберта №5. Вышел кланяться — под сценой стоит крепыш-мужчина с плакатом «Подтверди свою поддержку войне России против Украины». Я ему показал у виска, но он не реагирует. Девушка пытается его увести, он не уходит. Снова выхожу на поклон... Потом уже в гримерке, начинаю размышлять. Мне не понятно, зачем приходить на мой концерт в Зальцбурге и причем тут Зальцбург, что он хотел добиться? Снова выхожу на поклоны, он снова стоит с плакатом. Тогда я поднимаю как плакат партитуру пятой симфонии Шуберта. У него плакат про Украину - у меня партитура Шуберта! Вот такая ситуация. На другой день спрашиваю, где мой друг. Спит в полиции, его забрали... Этот фестиваль говорит нам о том, что мы устремляемся к общечеловеческим понятиям, бесконечное — это классическая музыка, это искусство.
В заключение Башмет рассказал о симптоматичной встрече с президентом Путиным.
- Классическая музыка говорит о сути человека. В Зальцбурге я открыл программку, там про Шуберта написано, что 5 симфонию он сочинил в возрасте 19 лет. Когда я подарил три месяца назад Путину свой компакт-диск, он внимательно так вгляделся в список произведений, и спросил — а правда, что Шуберт при жизни ни одной своей симфонии так и не услышал? Готовили Путина к такому глубокому вопросу? Не думаю. Это потом я узнал, что главный авторитет для Шуберта был не Моцарт, а Сальери. Но его музыка — она о сути человеческой.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - автора
Комменты