Inoj Kreativ

30/03/2018 - 16:52   Rock   Рецензии
Израильские и украинские музыканты записали, возможно, самую яркую рок-оперу за последние десятилетия.

Inoj Kreativ, 2018.
Жанр: рок-опера.

Сам жанр рок-оперы стал угасать под натиском классического кроссовера, да и просто усталости публики от рока. Маститые композиторы отдали честь своим юношеским увлечениям, а молодежь ищет свой язык. И вот неожиданно в Израиле выходит рок-опера на русском языке, но в согласии с сугубо еврейской традицией праздновать Пурим потешными спектаклями Пуримшпиль.

Чтобы оценить эту рок-оперу, нужно хотя бы немного знать предысточник, восходящий к сюжету «Книги Эсфирь» из Ветхого завета. История о персидском царе Ахашвероше (Артаксерксе) и его злом царедворце Амане, помышлявшем об истреблении всех евреев и в итоге погибшем в результате вмешательства еврея Мордехая (Мардукая) и его племянницы царицы Эстер (Эсфирь). Чудесное спасение персидских евреев и празднуется, собственно, в Пурим.

«Пуримшпиль навсегда» - реверанс в первую очередь Эндрю Ллойду Уэбберу и его нетленке «Иисус Христос суперзвезда». Даже решение о еврейской рок-опере возникло после того, как не удалось получить лицензию на исполнение классика. Отсылки к Уэбберу везде — от аранжировки в духе рока 70-х до гармонических оборотов. Либретто Максима Кофмана отталкивается от старой легенды, и проводит параллели с новейшей историей — от нацистов до «Аллах акбар» и хакеров. История зацикливается. Возможно, напряжение и интрига от этого размываются и туманятся, но главная мысль налицо. Опера писалась в момент обострения еврейско-арабского конфликта, под сирены и взрывы, и это заметно. Но выходит на новый уровень осмысления: вечны ли войны и ненависть в мире, либо это вящая роль личности в истории?

В 2016 году на сцене тель-авивского театра «Габима» состоялась премьера рок-оперы (на иврите), а весной 2017 года в Одессе состоялась запись альбомной версии оперы в новой аранжировке с участием солистов Одесского театра музкомедии им. М. Водяного, музыкантов одесской филармонии, студентов консерватории, а также израильских артистов.

Абсолютно мюзикловые чистые голоса солистов пронизывают ироничную музыку дополнительными оттенками абсурда, а бархатистый голос рассказчика Геры Сандлера полон сарказма и горечи. Совершенно еврейская история, словом. Даже минорный гимн Израиля мимоходом вплетен.

Вокальные партии прописаны тщательно и полифонично. Явных шлягеров в рок-опере почти нет, - есть очень запоминающиеся секвенции и яркий зонг «Голос твой», молитва Эстер в исполнении Екатерины Поддубной (чуть больше экспрессии и тут не помешало бы). Вторая часть рок-оперы и вовсе из самодостаточных арий самого эпичного характера. Тенор Александр Олтянов (Мордехай) демонстрирует шикарный распевный тембр и незаурядные актерские способности. Для театральной постановки это благодатный материал. Рефреном идет фраза «Репетируем свой финал, инсценируем, как спасение Бог послал», - знаковая фраза для всей богатой еврейской истории.

При всем обилии самоиронии музыка Ларисы Кофман, Максима Кофмана и Евгения Янова ощутимо зрелищна и по-хорошему театральна. Очень хотелось бы увидеть эту постановку в театре Оперетты или театре Михаила Швыдкого, например. Эта музыка по качеству материала на порядки превосходит то, что ставится в них сейчас (хотя с Уэббером я бы тактично не сравнивал). А уж что сможет сделать талантливый режиссер со всем этим материалом…

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
09/12/2010 - 17:04   Mix   Между жанров
Содружество «Иной креатив» создало музыкальную программу «Хармс FM» по мотивам произведений Даниила Хармса с участием Вячеслава Бутусова.
В новой программе «Хармс FM»:

— Пробуждение элементов.
— Голубая тетрадь №10.
— Овца.
— Сон.
— Что делать нам?
— Оптический обман.
— Поезд.
— Очень-очень вкусный...
— Четыре иллюстрации.
— Агнесса, мельник и поп.
— Неудачный спектакль.
— Новый день.

«Иной креатив» - арт-содружество, основанное в Израиле Максимом и Ларисой Кофман, и объединяющее творческих людей по всему миру. В 2008 году они выпустили крайне интересный альбом с одноименным названием.

- Легко ли соединить Хармса с музыкой? И должна ли музыка быть столь же абсурдной, как и стихи? Эти вопросы можно отдать на растерзание музыковедам, - говорит участница проекта «Иной креатив» Лариса Кофман. - «Хармс FM» — это попытка озвучить хармсовскую динамику букв, слов и предложений, оживить его образы и заставить их двигаться в ритме вальса, марша или рок'н'ролла. Семь песен на стихи Д. Хармса рассказывают все об овцах в коронах, длинных агнессах, спешащих паровозах, безвременно съеденных пирогах и Боге, бросающем в нас песчинку. Пять коротких рассказов из серии «Случаи» в исполнении В.Бутусова — это пример того, как мы видим аранжировку прозаичного слова, изначально музыкального и гармоничного.

- Где-то весной мы познакомились со Славой и начали сотрудничать с ним, сделав несколько инструментальных работ в академическом стиле по мотивам песен "Наутилуса" и "Ю-Питера", - рассказывает Максим Кофман. - Эти треки вошли как саундтрек в документальный фильм о русском архитекторе Иване Леонидове “Зодчие города Солнца”. Фильм был снят на Леннаучфильме и вышел этой осенью. Еще была инструментальная версия песни “Дети минут”, которая вошла в саундтрек к фильму "Игла. Remix". В сам фильм она не попала, но вошла в саундтрек, который вышел на CD. Мы выбрали несколько коротких рассказов Хармса из серии “Случаи” и предложили Славе записать их в качестве рассказчика. Он согласился и мастерски это сделал. И тут нужно пояснить еще один важный момент – мы не просто писали музыку по прозе. Мы буквально занимались аранжировкой Славиного вокала, ориентируясь на его интонацию, паузы и прочее. Например, тональность выбиралась согласно высоте его голоса в ключевых фразах.

В подкасте использованы также специально отрисованные иллюстрации к программе.

- У нас было большое желание как-то все визуализировать. Поэтому мы обратились в одну знакомую студию в Чехии , где нам нарисовали иллюстрации, - раскрывает интригу Максим Кофман. - Задача, которая им была поставлена - это плавно балансировать между абсурдом и реальностью. Я считаю, они с блеском справились с этим. Единственный недостаток в том, что эти рисунки на бумаге выглядят намного эффектнее, чем их репродукция в интернете. Поэтому надеемся, что даже в наш цифровой век найдем возможность издать "Хармс FM" на твердой материальной поверхности.

Любопытно, как пришла сама идея скрестить Хармса, самого прекрасно игравшего сразу на нескольких музыкальных инструментах, и музыку.

- Мы давно “болели” желанием сделать этакие сказки для взрослых. И в какой-то момент озарило - Хармс подошел под идею просто конгениальным образом. Абсурд – это оптимальная почва для взрослой сказки. И главное, что под этой “чушью” скрываются очень глубокие, а иногда и очень драматичные вещи. Материал для песен мы искали и выбирали довольно долго. Наверное, большая часть времени ушла именно на это. Параллельно изучали биографию автора, ужасаясь подробностям его нелегкой жизни и ужасного конца. Музыкальный слог Хармса – это вообще отдельный разговор. Совершенно ясно, что Хармс любил и увлекался музыкой. В каждом его слоге чувствуется гармония звуков. Каждый предлог знает свое место не только по смыслу, но и по фонетике. То есть, в процессе работы нам было понятно, что его словесная музыкальность должна отразиться и в музыке. Апофеозом этого понимания было наше решение сделать аранжировку не только на его стихи, но и на прозу, где рифма отсутствует как класс. А рифма в литературе - это же совершенно четкий аналог ритма и размера в музыке. Наверное поэтому мы интуитивно отказались от ударной ритм-секции в рассказах. Хармс — это небо. Отсутствие первичного смысла в его стихах — это преднамеренный отказ от опоры под ногами. Хармс просто подкинул нас как детей на несколько сантиметров от пола. Что делать в таком состоянии, падать или лететь — решать нам. А нарочитый абсурд Хармса — это лишь черта бесшаблонности его творчества, которое остается свежим и через 50, и через 100 лет. Нашу музыку по мотивам его работ мы пытались сделать такой же свежей и бесшаблонной.

Результат получился на удивление органичный, цельный и наполненный той золотой иронией Хармса, которую так часто теряли многие при попытках положить тексты великого абсурдиста на музыку. Множество изящных музыкальных находок буквально электризуют легкий слог Даниила Хармса, оставшийся в уважительной неповрежденности.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
13/03/2009 - 02:49   Mix   Между жанров
Творческое объединение «Иной креатив» - израильское сообщество русскоязычных музыкантов, сочиняющих композиции на стихи блогеров из социальных сетей. Совершенно очевидно, что проект некоммерческий, и делается «для себя», от души.
CD. Inoj Kreativ Records, 2008.

В первый альбом вошли песни на стихи Юлии Рабинович, Александра Дагана, Светланы Виницкой, Шауля Резника и Яна Каганова.

Музыкой рулят Лариса и Максим Кофман, а также гитарист и продюсер Евгений Бергер. Сами авторы определяют свою музыку как арт-поп, хотя вернее было бы назвать ее арт-кабаре. Наверное, таким хотел бы видеть свое Рок-кабаре недавно ушедший от нас Алексей Дидуров – сочетание яркой сочной поэзии и изысканного аккомпанемента.

«Иной креатив» - «Иной креатив»
«Иной креатив» - «Иной креатив»

«Иной креатив» явно неравнодушен к Pink Floyd, некоторые композиции отсылают к арт-роковой классике, а «Песня о пятке» и вовсе в припеве цитирует «Shine On You Crazy Diamond (Part 2)». Но главенствующее место в музыке «Иного креатива» занимают все-таки клавишные. Пады наполняют воздухом музыкальную ткань, солирующие партии отданы неизменно клавишным. Гитаре Бергера остаются пинкфлойдовские глиссандо на заднем фоне. Ритм-секция приглушена, ее роль сведена к ритмичным вибрациям.

Получается нежная трепещущая картинка, временами удивительным образом напоминающая эйсид-джаз и электронные мистерии. Позванивают колокольчики, подбрякивает металлофон. Звук соткан из мелодичных звонов, иногда сгущаясь в барабанную поступь болеро, иногда растекаясь плавленым жаром вязкого латино.

Лариса и Максим Кофманы поют сами, что самым трагическим образом сказывается на качестве материала – увы, ни красотой, ни харизматичностью их голоса похвастаться не могут. Вокальные партии попросту завалены, и наверняка понимая это, Кофманы сосредотачиваются на аккуратной подаче текста. Наверное, это лучшее решение.

Авторы стихов совсем разные, какого-либо единого лирического героя или сквозной темы в альбоме нет. Зато общая у всех текстов интонация: предвкушение чуда, погруженность в ощущения, лирическая возвышенность чувств. В композициях часто используются энгармонизмы, обогащающие и освежающие симметричными созвучиями самые неожиданные модуляции к самым далеким тональностям. Отчего отсылки к «Колибри» становятся рельефнее.

Начинается альбом с композиции «Сон оборва…» - настоящий шедевр инди-попа, изящная мини-симфония. «Песня о пятке» и «Колыбельная» соединяют помпезный арт-рок с джазовой беспечностью. Очень часто музыка «Иного креатива» отсылает к несуществующему уже «Кварталу»: «Посвящение», «В маленьком старом кафе», «Буква Л», «Поезда». На энергичном басовом риффе сделана «Небо падает на землю». Есть красивая баллада «Блуждающие звезды» и болеро «Мы построили дом».

Если озадачиваться созданием вневременной музыки, то «Иной креатив» в этом преуспел. Актуальности в аранжировках нет вовсе, так что музыка адресована прежде всего умудренному слушателю. Частая смена ритма внутри композиций почти напрочь лишает эти песни шанса появиться на массовой радиостанции. Возможно, все-таки стоило бы задуматься о привлечении в творческое объединение вокалистов, чтобы убрать диссонанс между качеством музыки и вокала, и обогатить песни искренностью и эмоциональностью.

«Иной креатив» представляется уникальным сообществом, создающим умную и тонкую музыку. Им есть, куда развиваться, и видны перспективы. Дебютный альбом продается только через интернет, и это лучший способ оставаться собой, и не идти ни на какие компромиссы со своей миссией.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Трек лист «Иной креатив» - «Иной креатив»:

1. Сон оборва...
2. Посвящение
3. Песня о пятке
4. В маленьком старом кафе
5. Небо падает на землю
6. Буква Л.
7. מוטב לשתוק על אהבה (О любви лучше молчать) (на иврите)
8. Колыбельная
9. Облака-корабли
10. Поезда
11. Блуждающие звезды
12. Мы построили дом
Быстрый поиск: