На пресс-конференции перед концертом Башмет уже обозначил своей подход к составлению программ концертов: «Надо, чтобы тот, кто впервые попал на концерт классической музыки, - это не был последний концерт в его жизни. Пусть покажется что-то знакомым, хоть из рингтонов Нокиа, потом важно не испортить первого впечатления — десяток шедевров, ставших шлягерами. Что-то такое должно быть в концерте. Но и другое должно быть — чтобы слушатель поработал головой, что-то выше среднего уровня понимания, дать пищу для размышлений».
Пожалуй, концерт открытия идеально подошел под концепцию маэстро. Шлягерная Увертюра Россини к опере «Сорока-воровка» - как раз из тех самых «рингтонов Нокиа». Последующая первая часть Allegro non troppo из концерта для скрипки с оркестром ре мажор op.77 – то же самое. А вот дальше — из разряда «чтобы поработал головой». Сложнейшие вторая и третья части Концерта ре мажор, и весьма непростой даже для искушенных меломанов «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза. И на бис — снова хиты хитовичи...
Интрига же заключалась в трактовках. Все перечисленные произведения Башмет и его оркестр «Новая Россия» уже неоднократно исполняли. Но, во-первых, ситуация самопрезентации для первого масштабного фестиваля на родине маэстро обязывала показать все в наилучшем виде, - собственно, от этого в немалой степени зависело, будет ли в Ростове второй и так далее фестивали. Во-вторых, в концерте приняла участие относительно малоизвестная для российского слушателя японская скрипачка Маю Кишима.
Интрига разрешилась весьма своеобразно. Увертюру «Сороки-воровки» оркестр «Новая Россия» отыграл размашисто и с воодушевлением, даже с изрядной долей бравурности. Что, учитывая присутствие на концерте высоких чиновников областной власти, было вполне объяснимо.
Ответ же на извечный вопрос «Любите ли вы Брамса?» пришлось давать Маю Мишимо. И тут возникли нюансы. 27-летняя Мишимо набросилась на амбразуру со всей страстью. В Allegro non troppo ре мажорного концерта ее страсть к техничности и эффектности была более-менее объяснима, хотя как раз к технике осталось достаточно вопросов. А вот в Adagio с его глубоким психологизмом и высочайшим внутренним драматизмом демонстрация техничности (по-прежнему неубедительная, ноты то и дело срывались в быстрых пассажах, глиссандо то и дело заканчивались в самых неожиданных местах) стала скорее походить на аттракцион. Играть Брамса точно так же, как Паганини или Моцарта — значит катастрофически не понимать его. Это может выглядеть как оригинальность или самобытность, но по сути — непонимание или нежелание понять. Возможно, Маю Мишимо взялась не за свой репертуар, все-таки она более известна своими записями Равеля. К коде Allegro giocoso такой разрыв между Брамсом и его представлением стал катастрофическим, - оркестр играл одну музыку, скрипачка же — свой не слишком удачный бис...
Юрий Башмет тоже называет свое исполнение «Гарольда в Италии» своего рода аттракционом, подразумевая под этим эффектность ситуации, когда дирижер и солирующий альтист — одно лицо, и на каденциях солиста оркестр за его спиной эффектно сыгран до такой степени, что управляется без дирижера. Но тут совсем другое дело. Одухотворенный проникновенный альт Башмета влит в безукоризненного вкуса строй оркестра. Приключения Гарольда, в диапазоне от анекдотического хохота до трагического одиночества и непонимания лирического героя, выписаны Башметом и «Новой Россией» деликатно, без аффектации и бисирования. Это исполнение стало эмоциональным контрапунктом всего концерта открытия.
Завершили концерт обещанные Башметом бисы. Набор бисов отработан и предсказуем, но всегда горячо встречается публикой. В этот раз маэстро выбрал «Венгерские танцы» и симфоническое переложение Oliveira знаменитой choro бразильца Зекинья де Абреу (Zequinha de Abreu) Tico-Tico, хорошо знакомое по версиям Далиды, Чарли Паркера и других звезд музыки. Овация в зале продемонстрировала — такой ежегодный фестиваль нужен Ростову.
Нужен еще и потому, добавлю от себя, что неизменные аплодисменты зала между частями произведения, несмотря на явно заметное неудовольствие музыкантов и очевидную невежливость публики к ним, говорят: воспитание филармонической публики в руках музыкантов. И чем больше первоклассных академических концертов в Ростове-на-Дону, тем выше будет осведомленность зрителей и богаче культурная жизнь в южном регионе.
Вадим ПОНОМАРЕВ, Сайт Юрия Башмета
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты