Именно качество звучания оркестра при выступлениях с приглашённым дирижёром, вне зависимости от того, нравится он оркестрантам или нет, служит одним из главных критериев технического состояния оркестра, его профессионализма, степени самоуважения его музыкантов и понимания ответственности каждого за имидж своего художественного руководителя.
Что касается симпатий оркестрантов к Андрею Борейко, то достаточно было посмотреть, сколько их окружило его после концерта. А в ходе концерта была очевидной печать удовольствия на лицах многих оркестрантов.
Программа была очень интересной. Первое отделение открылось «Симфоническими вариациями» Витольда Лютославского (1913–1994), чьё столетие со дня рождения отмечается в этом году наряду с Бенджамином Бриттеном, и двухсотлетием – Верди и Вагнера. Это первое, по признанию Лютославского, «настоящее произведение», начатое им ещё в студенческие годы, и законченное в 1938 году после двухлетней службы в армии. Главная тема «Вариаций…» имеет откровенно фольклорный славянский характер. Сочинение состоит из темы и семи вариаций, весьма изобретательно, если не сказать виртуозно, оркестрованных. Вариационные циклы по своей природе часто носят фрагментарный характер. Не составили исключение и эти вариации, но так как по замыслу Лютославского они исполняются без перерыва, то фрагментарность преодолевается единой линией развития, заложенной автором и блестяще реализованной А. Борейко, сумевшим собрать вариации в единую форму.
Прекрасно корреспондировал с фольклорным источником «Вариаций» и Второй скрипичный концерт Белы Бартока, написанный в 1938 году, в сложное для композитора время, на фоне растущей напряжённости в Европе и в самой Венгрии, диктатор которой Хорти выступал как союзник Гитлера. После Аншлюса Австрии в 1938 году, оккупации Чехословакии в 1939 году и началом Второй Мировой войны перед Бартоком встал вопрос об эмиграции. Он сам пишет: «Собственно говоря, моим долгом было бы уехать, пока ещё возможно». Композитора останавливало сомнение, сможет ли он на 58-м году жизни зарабатывать себе на хлеб в чужой стране. Тем не менее, Барток переправляет архив своих сочинений сначала в Швейцарию, а затем в Англию. Оставаясь на родине, Барток уходит во внутреннюю эмиграцию, вспоминает молодость, свои путешествия по деревням и сёлам, находит вдохновение в фольклоре. Но чаша эмиграции его не миновала.
Второй скрипичный концерт открывает группу поздних сочинений Белы Бартока. В этот период композитор отходит от резких созвучий, возвращаясь к диатонике. Сольная партия скрипки в концерте очень виртуозна, но отличается от традиционных партий популярных скрипичных концертов. Она требует, кроме всего прочего, не только богатой звуковой палитры, но и немалых физических сил. Второй скрипичный концерт Бартока, оставаясь тональным сочинением, в чём-то, особенно в экспрессивности и даже в использовании народной темы, близок к скрипичному концерту Альбана Берга (1935). Первое исполнение Второго скрипичного концерта Бартока состоялось в апреле 1939 года Амстердамским оркестром «Concertgebouw» под управлением Виллема Менгельберга, солист – Золтан Секей, которому посвящен концерт.
Сольную партию в концерте 15 сентября очень хорошо, даже можно сказать безукоризненно, исполнил Сергей Крылов. Страдивари «Scotland University (1734)», предоставленный ему Фондом Страдивари в Кремоне, звучал великолепно. Крылов и оркестр, руководимый А. Борейко, составили замечательный ансамбль, проявив полное взаимопонимание. Мощно и энергетически наполненно прозвучала у Крылова первая часть Allegro non troppo и интересные каденции. Вторая часть Andante tranquilo была и солистом, и оркестром пропета. В третьей части Allegro molto Крылов легко и органично переходил от красивых лирических эпизодов к экспрессивным.
На бис Сергей Крылов виртуозно, с внешней лёгкостью, исполнил Прелюдию – первую часть Второй сонаты Изаи для скрипки соло ля минор, ор. 27 № 2.
Во втором отделении Андрей Борейко великолепно продирижировал Второй симфонией ре мажор, ор. 73 Брамса. Симфония была прекрасно выстроена дирижёром как единое целое. Интерпретация А. Борейко носит печать западной манеры – она сдержаннее эмоционально, нежели привычные нашему слушателю открытые помпезные формы, исполненные этаким широким и даже жирным «мазком». У Андрея Борейко вся симфония прозвучала с отменным, нигде не нарушенным вкусом. Не потеряв широкого брамсовского дыхания, Борейко не упустил и мелких деталей партитуры, блестяще показав их. Вторая симфония Брамса, гармоничная и светлая по своей природе, удачно уравновесила экспрессивно-тревожную музыку первого отделения.
По исполнению всей программы у меня не находится ни единого замечания ни к дирижёру, ни к оркестру, ни к солисту.
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Вера ЖУРАВЛЕВА
Справка:
Андрей БОРЕЙКО родился в 1957 году в Ленинграде, окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова как дирижёр-хоровик и оперно-симфонический дирижёр. С 1989 по 1989 годы был главным дирижёром Симфонического оркестра Свердловской филармонии. В 1991 году началась блестящая международная карьера А. Борейко. Он был главным дирижёром Бернского симфонического оркестра, Филармонического оркестра г. Познань (1991–1997), Йенского филармонического (Германия, 1998–2003) и ряда европейских симфонических коллективов.
В 1998–2001 гг А Борейко являлся дирижером Российского национального оркестра, сотрудничает с крупнейшими мировыми коллективами, такими как Берлинский, Венский, Мюнхенский, Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский филармонические, Дрезденская Штатскапелла, Гевандхауз в Лейпциге и многими другими. В сезоне 2012/13 Борейко занял должность музыкального директора Национального оркестра Бельгии. Не так давно А. Борейко сроком на пять лет назначен музыкальным директором Филармонического оркестра в Нэйплсе (штат Флорида).
Андрей Борейко имеет многочисленные записи на CD, на радио и телевидении. Он записал много музыки Дмитрия Шостаковича (1, 4, 6, 9, 15 симфонии, оригинальную версию Сюиты из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»), ныне живущих Арво Пярта, Валентина Сильвестрова.
Сергей КРЫЛОВ родился в 1970 году в семье выдающегося скрипичного мастера Александра Крылова и педагога ЦМШ по фортепиано Людмилы Крыловой. Обучаться игре на скрипке начал в возрасте пяти лет, через год дал свой первый концерт. В ЦМШ занимался с Сергеем Кравченко и Абрамом Штерном. В восемнадцать лет музыкант завоевал первый приз на Международном конкурсе им. Р. Липицера в Гориции (Италия), после чего начал обучение у Сальваторе Аккардо в Академии «Вальтер Стауффер». Широкую известность молодой скрипач получил после того, как был награждён первым призом на конкурсе им. Антонио Страдивари в Кремоне и первым призом на престижном конкурсе Фрица Крейслера в Вене.
Сергей Крылов выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича, на сценах Берлинской и Мюнхенской филармоний, в залах Musikverein и Konzerthaus в Вене, Théatre des Champs-Elysées и Salle Pleyel в Париже, Megaron в Афинах, Bozar в Брюсселе, Suntory Hall в Токио, Teatro Colon в Буэнос-Айресе, China National Concert Hall в Пекине, Teatro la Fenice в Венеции, театр La Scala в Милане и др.
Музыкант выступал со многими всемирно известными оркестрами, среди которых Венский симфонический, English Chamber Orchestra, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Мариинского театра, Российский Национальный Оркестр, Camerata Salzburg, камерный оркестр «Солисты Москвы», Dresden Staatskapelle Symphony Orchestra, Государственный оркестр «Новая Россия», Atlanta Symphony Orchestra, Токийский симфонический оркестр, Пекинский симфонический оркестр, Hessischer Rundfunk, Deutsche Radio Philharmonie, оркестр «Джузеппе Верди» в Милане, Filarmonica Toscanini, Гамбургский государственный филармонический оркестр, Копенгагенский филармонический оркестр и др.
Владимир ОЙВИН
Комменты