Из-за проблем с рукой сам Юрий Башмет, который должен был играть вместе с флейтистом Массимо Мерчелли и виолончелистом Энрико Диндо, не смог принять участие. Но оправдать название концерта все-таки получилось с легкостью - настолько представителен олимпийский фестиваль Башмета и само имя Башмета. К итальянским звездам Мерчелли и Диндо присоединились кларнетист Дарко Брлек из Словении, пианистка Ксения Башмет (представлять которую не нужно), скрипач Никита Борисоглебский и альтист Андрей Усов (ранее заменивший маэстро в Концерте Пендерецкого для скрипки и альта с оркестром).
О Мерчелли и Диндо довопьно подробно рассказывалось в отчете об итальянском вечере на фестивале, а вот на незаурядной личности Дарко Брлека стоит остановиться поподробнее. Он известнейший кларнетист, лауреат нескольких международных конкурсов, участник популярного Тrio Luwigana, играл с огромным количеством звезд (включая Башмета). Часто выступает с Барток-квартетом, Кодаи-квартетом и Дебюсси-квартетом, награжден едва ли не всеми высшими наградами Словении. Но есть и другая грань его жизни. Дарко Брлек - генеральный директор Люблянского фестиваля и президент Европейской фестивальной ассоциации. Так что приглашение Башметом именно Брлека отнюдь не случайно - оба они фестивальные менеджеры.
Начался концерт с Сонаты для виолончели с оркестром Брамса, в которой выдающийся виолончелист Энрико Диндо с опаской еще словно примеривался к аудитории. Вкрадчивые, мягкие звуки виолончели то и дело перемежали экспрессивные пассажи, а Диндо словно вслушивался в зал. Ксения Башмет играла технично, но без вдохновения.
Три фантастические пьесы для кларнета и фортепиано Шумана звучали совсем иначе. Кудрявый жизнерадостный Дарко Брлек ринулся с ходу в бой. Порывистый кларнет Брлека, возможно, не обладает пронзительностью или психологичностью, но крайне эмоционален и заразителен. Любопытно, что Брлек относительно редко прибегает к вибрато, предпочитая насыщенный плотный открытый звук, умело прикрывая его на верхах. Особенно эффектной получилась третья часть.
Эстафету духовых принял Массимо Мерчелли. С Ксенией они исполнили Интродукцию и вариации на песню «Увядшие цветы» Шуберта. Романтизм флейте Мерчелли к лицу, он умеет подать широчайший диапазон романтических переживаний. Грустная флейта Мерчелли находит миллионы красок и оттенков. И Ксении Башмет такая музыка явно близка, она буквально колдовала над клавишами, изгибаясь и склоняясь, подобно тому цветку Шуберта.
После антракта прозвучало главное произведение этого вечера. Квартет ми бемоль мажор Шумана в четырех частях op. 47 всегда находился в тени своего куда более известного собрата-квинтета - для публики. Но многие музыканты весьма высоко оценивали этот квартет, и с любовью исполняли его. И стоит надеяться, что присутствовавших в зале сочинцев и гостей Олимпиады музыканты убедили в гениальности квартета. Невероятно, как собравшиеся буквально за день музыканты оказались сыграны и к тому же глубоко погруженными в великолепные мелодии Шумана. Уже в Allegro ma non troppo стало очевидно, что состоялось событие из ранга высокого искусства. Энрико Диндо просто творил чудеса со своей виолончелью - она пела, бормотала, шелестела, повизгивала, стонала и шептала. Альт Андрея Усова был благородно-сдержан и при этом томен.
Никита Борисоглебский чертил волшебные мелодии в Andante cantabile, и слушать это можно было, казалось, бесконечно. А Ксения Башмет настолько чутко реагировала на посылы коллег, что порою возникало ощущение единого живого организма на сцене, невероятно гибкого и тончайшим образом чувствующего. И когда грянул Finale. Vivace - зал разве что не встал. Волнующее, феерическое исполнение Шумана случилось в этот вечер на фестивале Башмета.
Кстати, и сам Башмет появился в зале, кажется, именно в момент вдохновенного Andante cantabile...
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты