Надо отдать должное его устроителям — уровень фестиваля как художественный, так и организационный был на высоте. Не отменился ни один концерт, не было замены солистов. Действительно, в Москву приглашаются замечательные певцы в расцвете своего таланта, востребованные в оперных домах и на фестивалях мира. И что особенно ценно; все концерты проходят на одной из лучших концертных площадок Москвы в Большом зале консерватории с его прекрасной акустикой.
На предпоследний концерт фестиваля впервые в Россию приехала Стефани д'Устрак, лучшая барочная певица Франции.
Внучатая племянница композитора Франсиска Пуленка, Стефани родилась в британском городе Рен, в детстве любила петь, занималась в детском хоре п\р Мишеля Ноэля. Мечтала стать артисткой, но, услышав оперную звезду Терезу Берганца, решила учиться на оперную певицу. Сразу после окончания Лионской консерватории дирижёр Уильям Кристи привлёк ее к работе со своим оркестром, где она специализировалась на барочной опере. Сегодня в её творческий багаж входят оперы Люлли, Рамо, Пёрселла, Моцарта, Гайдна, Россини и любимая «Кармен» Бизе. Стараясь расширять свой репертуар, она поёт не только произведения Монтеверди, Скарлатти, Порпоры, Глюка, но и Шумана, Берлиоза, Дебюсси, Пуленка, Равеля, Шёнберга, Бриттена.
В Москве Стефани решила исполнить сочинения Гектора Берлиоза: вокально-симфонический цикл «Летние ночи» и кантату «Смерть Клеопатры», редко исполняемые не только в России, но и, по словам самой Стефани, во Франции.
Над циклом «Летние ночи» композитор работал долго, более 20 лет. Первая неопубликованная редакция цикла относится к 1834г. Завершил его Берлиоз в 1841 и затем отложил произведение более чем на 20 лет. Тогда «Летние ночи» предназначались для тенора, меццо- сопрано и фортепиано. В 1865 году Берлиоз вернулся к своему детищу, сделал переложение для оркестра и убрал тенора. В таком формате мы и услышали «Летние ночи» на Фестивале. Цикл написан на шесть стихотворений из сборника «Комедия смерти» друга композитора французского поэта-романтика Теофиля Готье. Название «Летние ночи» придумал сам Берлиоз, отсылая слушателя к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира, кумира всей своей жизни.
Кантата Берлиоза «Смерть Клеопатры» на стихи поэта и драматурга Пьера-Анжа Вьейяра де Буамартена оказалось новаторским произведением для первой трети 19 века. Старую барочную форму, состоящую из чередования речитативов и арий, композитор наполнил страстью и экспрессией, которые разрывают барочную форму, и делают Кантату цельным монологом умирающей египетской царицы.
Стефани д Устрак показала себя московским слушателям удивительной певицей и актрисой. Её на первый взгляд небольшой голос покоряет настоящей меццо-сопрановой окраской тембра, выразительностью и обаянием. Дар актрисы, которой хотела стать певица, в сочетании с прекрасной музыкой Берлиоза, точной фразировкой и тонкой филировкой звука сразу приковывают к себе внимание слушателя. В одном из интервью Стенафи говорила о важности для неё актерской составляющей образа, будь то спектакль или исполнение вокальных сочинений.
Поэтому и на концертную эстраду она выходит уже в образе того персонажа, от имени которого поведёт рассказ. Цикл «Летние ночи» исполняется от имени мужчины. Певица появляется на сцене в черных брюках и белой изящной курточке. Она пропускает все шесть песен через сердце мужчины, начиная с легкой и непринуждённой пастушьей песни «Вилланелла», наполненной любовью к прекрасной даме, счастьем быть с ней вместе. Затем через песни «Призрак розы», «На лагунах», «На кладбище: лунный свет» певица раскрывает иной, драматический мир героя, потерявшего свою возлюбленную, заканчивая цикл мечтой молодого человека о «Неведомом острове», где есть вечная любовь.
Во втором отделении концерта Стефани предстала настоящей египетской царицей: чёрное, облегающее платье, на руках браслеты, в ушах большие тяжёлые серьги, царственный профиль — будто она сошла к нам с древних фресок. Все четыре части кантаты «Смерть Клеопатры» де Устрак провела без перерыва, изливая душу несчастной вдовы Антония и Цезаря, отданной во власть жестокого Октавиана. Яркие всплески негодования и и тихие раздумья о своей трагической судьбе. Голос певицы то взвивался вверх на forte, когда страдала гордость её опозоренной героини, решившей уйти из жизни, то сходил на нежнейшее piano, когда Клеопатра вспоминала о своём величии и счастье с Антонием и Цезарем. И тихий, словно истаивающий финал — наступала смерть гордой египетской владычицы. Потрясённые слушатели минуту молчали, а потом устроили овацию Стефани, надеясь на «бисы». Но какие могут быть «бисы» после такой трагедии!
Вечер прошёл в сопровождении Московского Камерного оркестра «Musica Viva» п\у Александра Рудина. Дирижёр знает и прекрасно чувствует природу вокального искусства. Его оркестр был чутким и выразительным партнёром де Устрак. Нигде не нарушался баланс звучания оркестра и голоса певицы. В то же время «Musica Viva» во главе с А. Рудиным сыграла подлинного Берлиоза. Составляя программу концерта из двух драматически-трагедийных произведений композитора, устроители решили включить в концерт, чтобы несколько разредить его серьёзный настрой Сюиту из балета Лео Делиба «Коппелия». Оркестр исполнил её совсем не по-балетному, ярко подавая хиты «Коппелии» в симфоническом плане.
В июне пройдёт заключительный концерт фестиваля «Опера Априори». Его героиней станет корейское сопрано Суми Чо.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Ira Polyarnaya /Art-Brand
Комменты