“…Интеллектуалы из гетто с окраин умирающего города…” – именно так характеризуют творчество проекта ДИВИЗОР одни музыкальные критики. “…Музыкальный минимализм на грани безумия и небытия, безжалостный ницшеанский молот, горе от ума, но совсем не по Грибоедову…” – вторят первым другие. Ну а мы скажем, что музыка ДИВИЗОР – это сторона нашей реальности. Обратная или та самая, которая возле нас? Ответ каждый найдет себе сам. О планах и достигнутом – эти ответы можно найти в нашем интервью.
1. Привет, Борис! Мы рады снова видеть тебя на страницах портала VARG MEDIA. Прошло целых 3 года с нашего последнего общения, а 3 года – это почти целая жизнь для многих музыкальных проектов. И мы рады что ДИВИЗОР в строю и успел отметиться выходом новой пластинки “Человек”. Расскажи, как проходило ее создание?
Привет. Спасибо, что позвали.
Я начал работу над альбомом еще до того, как выпустил “Гори”. Некоторым песням с альбома вообще уже исполнилось 10 лет. Но началась война и альбом этот сразу стал ощущаться каким-то неуместным и ненужным что ли. Я сразу засел за работу над треком “ZONA”, хотелось как-то осмыслить хотя бы для себя самого все происходящее. Писал песню больше месяца. Потом сразу показалось, что песни недостаточно, что нужно видео. Тогда я ушел с головой в думскроллинг. Видео обрело для меня сверхценность, я был буквально одержим идеей сделать слепок всего творящегося ужаса. Видео я сделал, хотя близкие мне запретили его выпускать.
Ну, когда стало понятно, что то, что казалось чернейшей ночью — всего лишь сумерки, и рассвета не планируется, всерьез задумались о переезде. Спасибо огромное моим близким, что поддержали меня.
Перед отъездом я лихорадочно пытался записать все, что только можно. Записал несколько каверов, акустические версии старых песен и даже сняли клип на новую песню “Умри. Смирно”.
Я очень боялся, что это мои последние песни и мои последние видео, боялся, что больше не смогу заниматься творчеством. Переезд — это большой стресс, нужно начинать жизнь с нуля, кроме того, почти все оборудование осталось дома. С собой был только ноут, микрофон и миди-гитара. Однако уже через месяц у Эльмиры родился новый стих, и я понял, что он просто обязан стать песней. Так что в скором времени я выпустил сингл “Вой…”. Первая моя песня, написанная не дома. Записывал ее в маленькой каморке, музыку всю писал на компе, гитару попросил записать друга в России. Кстати, Женя, привет тебе.
Потом был еще один сингл “Чернее Ночи”. Эта песня приснилась мне в ночных кошмарах и на следующий день я ее уже записал.
Еще я наконец освоил 3D. Из этого увлечения родился мой первый короткометражный мультфильм “Мать”. Но на этом я поставил для себя точку. Понял, что сказал про эту войну все, что мог. Понял, что не хочу больше возвращаться к этой теме. Да и не зачем.
Ну и через некоторое время я вернулся к работе над альбомом, начатой, казалось в какой-то прошлой жизни. Перелопатил свои старые материалы. Долго выбирал, какие именно песни включить в альбом, в каком порядке они должны идти. Как я уже говорил, многие песни были очень старыми, не сохранилось даже таб к ним. Пришлось долго и мучительно подбирать ноты к своим же собственным песням.
Во время работы над альбомом, кстати, произошел один интересный случай. Как будто правда знак, что пришло время для этого альбома. В альбом должна была войти песни “Благая Весть”. Там есть женский вокализ, который записывала моя бывшая. Текст, кстати, тоже ее, как и тексты многих песен с альбома. В общем, меня не вполне устраивало, как звучал там ее голос, думал, что делать: просить ее переписать эту партию или искать вокалистку. И тут под одним из моих видео на youtube, оставила комментарий девушка. Написала, как она высоко ценит мою музыку и рассказала, что ее знакомство с моим творчеством началось как раз с песни “Благая весть”. Мы с ней списались в телеграме. Оказалось, что она отличная академ-вокалистка. Я предложил ей записать вокализ в альбомной версии “Благой вести”. Она согласилась, и уже буквально на следующий день записала на студии свою партию. Ольга Сорочинская, живет в Одессе. До сих пор с ней общаемся и находимся в очень теплых отношениях. Так что да, музыка и правда объединяет.
2. Какую главную идею несет “Человек”? Какие события в жизни, в стране и мире сподвигли тебя на эту по-своему жесткую и честную лирику? Как ты думаешь, при должных обстоятельствах, эти события могли бы предотвращаться?
Как я уже говорил, все песни с альбома старые, так что все совпадения с текущими событиями случайны. Вообще, это одно из важнейших свойств поэзии — в стихах каждый может найти что-то свое.
Так-то альбом очень личный, но большинство этого личного — не мое. Там только одна песня полностью на мои стихи: “Ждать”. Остальные написаны Екатериной и Эльмирой. Одна песня на стихи Анастасия Риекстс. Песня “Вновь”.
В целом альбом про общечеловеческое, про страхи, которые нас терзают и ограничивают, про прошлое, которое нас не отпускает и тащит назад. Есть и светлые вещи. “Бесконечность” на мой взгляд очень светлая песня. Она, кстати, изначально называлась “Человек”. Вокруг нее и развернулась концепция альбома. “Сотни галактик на двух ногах, не узнавшие, как же они прекрасны”.
3. Если бы мы завтра проснулись в мире, добре, согласии, в эдаком всемирном человеческом счастье, о чем бы вещал ДИВИЗОР в моем плейлисте?
Да все о том же. Как говорил Будда — жизнь есть страдание. Так что всегда найдется, о чем петь. О том, что волнует.
4. ДИВИЗОР уделяет огромное внимание к экранизациям своих аудио работ. “Однажды”, “Нити”, “Детские игры”, “Ртуть”. Прослеживается цель снять видео к каждому треку. Какой трек из альбома “Человек” мог бы быть следующим и каким был бы этот клип? Может быть, он привлек на съемках каких-либо единомышленников?
С этим альбомом, пожалуй, все. Разве что на трек “Мама” рад бы снять видео, а то в видео “Вода” в любви к покойной бабушке признался, признался в любви к Эльмире в видео “Воспоминания”. Хочется то же сделать для мамы. Но пока нет достойных идей.
Ну а насчет привлечения для съемок единомышленников. После клипа “Однажды”, пожалуй, больше никогда не буду взваливать на себя такую сложную задачу. В той или иной степени в создании видео мне помогало по крайней мере десять человек. Я бесконечно благодарен каждому, но это большой стресс и ответственность. Так что я, по возможности, предпочитаю работать один.
5. Кстати, о единомышленниках. Если бы тебе посчастливилось спустя годы и череду событий встретить сессионный или постоянный состав участников, которые бы загорелись дать жару на сцене больших и малых городов, ДИВИЗОР бы стал концертной командой? В каком городе ты бы зажег в первую очередь?
В теперь уже родном мне Ванадзоре. Очень полюбил я этот город, и было бы очень круто отыграть тут полноценный концерт с группой. Потом с радостью бы выступил бы в Дилижане на ежегодном рок-фесте. Но это все мечты. Вряд ли я когда-то теперь соберу команду.
6. Из множества видеоработ я бы хотел остановиться на самой запоминающейся. Короткометражный анимационный фильм “Мать”. Лично мое мнение – “Мать” — это та самая правда о всех ужасах военных конфликтов в любой точке мира. Без привязки к конкретной стране, народу и времени. И этот короткометражный фильм имеет определенный пропуск в мир авторских кинофестивалей и конкурсов. Удалось ли получить какую-либо обратную связь и отобраться на какой-либо фестиваль?
Как ни странно, поучаствовал в Уральском фестивале короткометражек. Правда, места никакого не занял.
7. В творчестве ДИВИЗОР переплетаются как акустические, так и тяж рок композиции. Что для тебя ближе самого?
Не знаю. Я просто стараюсь находить форму, наиболее подходящую под содержание песни. Вообще, когда я задумал проект Дивизор — он был как раз про возможность творить без ограничений. Даже само название Дивизор — делитель, он как бы делит мое творчество, где с одной стороны тяжелый Atrium Mortis, с другой рок-н-рольный Термит Пит. Правда, кажется, я все же и с ним застрял в рамках акустического рока, хотя время от времени позволяю себе эксперименты. Тот же трек “Мать” — симфоническое произведение.
8. В 2022 году ты говорил, что “планов у меня огромное количество. Написанных, но недописанных песен у меня альбомов на пять, а то и больше”. “Человек” – уже реальность. Какие планы у ДИВИЗОР на ближайшие пару лет?
Уже работаю над новым альбомом в двух частях. На этот раз никаких песен, только поэзия. По этому альбому тоже есть много идей для видео. Уже некоторые видео готовы и ждут своего дня. Хочу сделать еще один мультфильм. Трек называется “Потолок”. Несколько лет назад Эльмира написала стих, который меня совершенно потряс. Пока читал его в голове очень явственно возникали образы. Это образы были такими отчетливыми, что мне уже тогда захотелось воплотить их в жизнь. Может благодаря этому стиху я все же решился всерьез заняться 3D и теперь вовсю использую эти навыки в творчестве.
9. Если бы тебе предложили записать совместную композицию с кем-то из известных музыкантов, с кем бы ты хотел посотрудничать?
С Шевчуком. Юрий Юлианович вызывает у меня безмерное уважение и восхищение, как человек. Я считаю его поэтом номер один на рок-сцене, и музыка его мне очень близка.
10. Отлично. Уйдем от творчества проекта и поговорим о том, без чего не было бы ничего. Расскажи о своем любимом музыкальном инструменте. Почему именно эта модель и к чему хотелось бы стремиться?
ESP KH-2. Гитара самая удобная из всех, что мне когда-либо доводилось держать в руках. И звук ее мне очень нравится. Рад, что она тут со мной. Мы для нее билет вообще выкупали, чтобы сюда привезти. Эльмира с ней летела на соседнем сидении. Спасибо ей большое за это. Ну а так. Я не очень прихотлив в плане инструментов. На мой взгляд кривизна рук играет куда более важную роль, чем качество инструмента. Как на этапе записи, так и на этапе сведения. Альбом на мой взгляд звучит вполне недурно, хотя записан он с помощью довольно плохенькой акустики, которую я тут купил с рук. Кстати, ты, наверное, видел ее в моих видео. Она разрисована. Могу рассказать почему. На самом деле, когда мы ее купили и записали первое видео с ней, я понял, что дека у нее слишком глянцевая, в каждом кадре видно, как Эльмира вокруг меня с камерой бегает. Думал, может наклеек на гитару наклеить. В результате решил ее разрисовать. Увлекся и за две ночи полностью ее разрисовал.
11. Если была бы возможность откатить время назад, ты бы пошел по этому творческому пути или что-то изменил?
Я не люблю такие гипотетические вопросы. Точнее они мне кажутся бессмысленными. Я прошел какой-то путь, на этом пути приобрел какой-то опыт, если я вернусь назад, имея этот опыт, и что-то поменяю, я не приобрету этот опыт, чтобы, вернувшись назад, захотеть что-то изменить. Образуется парадокс. В общем, я скажу так: я, разумеется, совершал ошибки на своем творческом пути, но на ошибках учатся. Так что свои провалы я ценю не меньше, чем успехи, потому что они помогли мне стать лучше.
12. Какой совет ты бы дал читателям, слушателям, музыкантам и всем тем, кто не прошел мимо этого интервью?
Берегите себя и своих близких. Это самое важное. Ну а начинающим музыкантам могу дать такой совет. Наверное, самая важная вещь, которую я вынес из своего творческого пути — это то, что я занимаюсь творчеством, просто потому что не могу иначе. Если вы как я, советую, как можно раньше осознать, что вы это делаете для себя. Не для вечности, не для слушателей. Это все иллюзорные конструкции. Мысль вроде бы очевидная, но принять ее не так-то просто. Я и сам никак не могу с ней полностью свыкнуться. Я советую меньше переживать из-за всякой ерунды. Даже если вам кажется, что, занимаясь творчеством, вы зря тратите время, деньги и нервы. Это не так. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. И как то, что мы делаем, повлияет на нашу жизнь. Помню сколько у меня у самого было этих переживаний, что моя музыка никому не нужна, что мои песни люди понимают неправильно, что я просто трачу кучу времени впустую. Но взглянув на свой творческий путь, я понимаю, что музыка дала мне несоизмеримо больше, чем забрала. Благодаря ей я встретил множество замечательных людей, завел друзей, даже свою невесту я встретил, благодаря музыке. Я уж молчу о том, что сам процесс творчества — это ни с чем не сравнимый кайф. Да. Возвращаясь к предыдущему вопросу, что бы я изменил. Вот что. Я старался бы меньше переживать из-за того, чего у меня нет и больше радоваться тому, что уже есть. Чего желаю и всем вам.
Добавить комментарий