Личностные качества певца или, как теперь говорят, его харизма, воздействуют на публику безотказно, - выступает ли он в оперном спектакле или исполняет концертную программу. Надо признать, что подавляющее большинство зрителей пришло на концерт именно из-за знаменитого баса, не так часто выступающего в Москве. Зал был полон и встретил певца радостным всплеском аплодисментов.
Была в объявленной программе ещё одна знаменитость, и тоже носитель всемирной славы. Это - тенор Лоуренс Браунли (США), хорошо известный в столичных меломанских кругах. Его появление на сцене было встречено всплеском аплодисментов зрительской поддержки. Вот на таком звёздном фоне баса Ильдара Абдразакова и тенора Лоуренса Браунли предстояло показать своё мастерство всем остальным участникам концертной программы.
В концерте принимали участие не только представители стран СНГ, но и зарубежные гости. Это сопрано Диляра Идрисова (Республика Башкортостан), меццо-сопрано Анна-Дорис Капителли (Италия). Поначалу программа ограничивалась перечисленными участниками. По ходу концерта прибавились ещё исполнители. Это бас Бьйонг Мин (Южная Корея) и российское сопрано Надя Мейер. Молодые певцы вышли на сцену как победители образовательной программы фестиваля. Выступления артистов проходили в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством маэстро Клаудио Ванделли (Италия), постоянного приглашённого дирижёра этого оркестра. Вёл концерт Юлиан Макаров, ведущий авторской программы «Главная роль» на ТВ «Культура», перемежая объявления номеров концертной программы остроумными комментариями.
Возвращаясь мысленно к событиям концерта, невольно задаёшься вопросом: что это было? Совершенно очевидно, что это был не просто гала-концерт звёзд оперы, а своего рода часть того, что вырисовывается как целая передвижная академия вокального искусства Ильдара Абдразакова. Программа фестиваля стартовала в Уфе, на родине певца, основателя и художественного руководителя фестиваля. Кроме Уфы и Москвы, фестиваль должен показать свои программы ещё в Альметьевске и Казани. Главной «фишкой» фестиваля Ильдара Абдразакова можно справедливо назвать его образовательную часть, направленную на выявление молодых талантов и поддержку их творческого развития. Именно так воспринимаются мастер-классы Ильдара Абдразакова и Василия Ладюка для молодых оперных певцов, которые прошли в Уфе и Москве.
Программа, представленная в Москве на сцене зала «Зарядье», состояла из произведений композиторов В.А. Моцарта, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Верди. Были исполнены арии и дуэты из опер, составляющих «золотой фонд» мировой оперной классики и требующих от певцов высочайшего мастерства, именуемого belcanto.
И тут во всём блеске своих голосов, в вокальном и артистическом мастерстве предстали главные фавориты концерта – Ильдар Абдразаков и Лоуренс Браунли. Было впечатление, что они с особым удовольствием демонстрируют то, что для них является главным, чем с таким успехом уже много лет занимаются они на самых престижных оперных сценах. Это было выступление уже состоявшихся, признанных мастеров, которым есть что сказать публике.
Как повезло зрителям, которым был представлен дуэт Мустафы и Линдоро из оперы «Итальянка в Алжире» Дж. Россини! Вокальные средства исполнения партий в этом дуэте органично соединялись с артистическими приёмами обрисовки характеров персонажей. Перед зрителями были не только блистательные вокалисты, но и первоклассные артисты – Ильдар Абдразаков и Лоуренс Браунли.
Казалось, что щедрость артистов превзошла все мыслимые пределы, когда в одной программе можно было услышать и арию Лепорелло из «Дон Жуана», и арию Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, а затем шедевр Дж. Россини, арию Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» в исполнении Ильдара Абдразакова. Особый блеск программе концерта придал, разумеется, тенор Лоуренс Браунли, блистательно исполнив арии из опер Моцарта, Россини и Доницетти.
Особое место в программе концерта принадлежало знаменитому дуэту Джильды и Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди в исполнении Диляры Идрисовой и Лоуренса Браунли. Надо сказать, что это был не единственный вокальный номер в программе концерта, исполненный известной певицей, солисткой Башкирского государственного театра оперы и балета, обладательницей удивительно лёгкого, полётного колоратурного сопрано. Эмоционально насыщенно прозвучала ария Аспазии из оперы «Митридат, царь Понтийский» Моцарта в исполнении Диляры Идрисовой.
Гостья фестиваля Анна-Дорис Капителли представила зрителям шлягеры итальянской классики, коими являются каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» и ария Золушки из одноимённой оперы Дж. Россини. Какого-то открытия или чего-то особенного в аккуратном исполнении этих арий не случилось, может потому, что зал помнил совсем недавнее блистательное исполнение этих арий другой итальянкой. Стены «Зарядья» наделены музыкальной памятью!
Фестиваль стал полезной вокальной школой для начинающих певцов, коих в зрительном зале было очень много. Завершился московский день фестиваля под долгие овации восхищённого зрительного зала и щедрые подношения цветов. А фестиваль направился дальше, следуя своей заявленной программе. Впереди были концертные программы фестиваля в Казани и Альметьевске.
Людмила КРАСНОВА
Комменты