Примерно раз в год Пенкин дает большие концерты в Москве, и вот уже несколько раз - в Зеленом театре ВДНХ. Например, год назад он тоже пел тут, и тоже в пятницу, так что уже придумал даже новый термин «пенкинские пятницы».
Сергей Пенкин появился на сцене в своем знаменитом полностью «серебряном» костюме, оглядел переполненный Зеленый театр, и заулыбался.
«Спасибо, Боженька, что сегодня нет дождя! Потому что здесь собрались замечательные теплые люди. Меня спросили, что будет на концерте. Я буду общаться с вами! Я хочу, чтобы среди серых будней было больше праздника».
«Сердце на осколки» 2016 года - одна из самых недооцененных радио и интернетом песен Пенкина. Сделать бы более модную аранжировку, - может, и молодежь оценила бы ее. Голос у Пенкина поначалу шел сложновато, - то ли не распевался перед концертом, то ли еще что. Буквально выдавливал он из себя ноты в низах и верхах, отлично звучала только середина. К тому же звукорежиссер никак не мог несколько первых песен настроить микрофон певца, отчего звучал он максимально неузнаваемо.
«Волнуется ли артист перед концертом? Волнуется! А как вы думали? Потому что хочет для своих друзей сделать теплый вечер, чтобы вам было комфортно, а мне были приятны ваши аплодисменты».
Ну любит Сергей Пенкин аплодисменты, что скрывать. Зал послушно зааплодировал. «Полетели со мной» 2018 года с этими длиннющими нотами в припеве чем-то мне всегда напоминала «Дельтаплан» Леонтьева, только элегичнее, буржуазнее. И соло гитары тут очень уместное, и на коде скачок голоса Пенкина в третью октаву эффектен. Вытянул!
«А поднимите руки, кто в первый раз на моем концерте?»
Вряд ли Пенкин ожидал того, что произойдет в ответ на его вопрос. Лес рук! Да не просто лес, а процентов 90 зрителей подняли руки. Я-то был удивлен несказанно, а как мгновенно изменилось лицо Пенкина! Он даже отвернулся от зрителей на секунду, чтобы не показывать им эту сторону своей жизни. В Москве (!) на его концерте большинство составляли люди, которые живьем его видели впервые в жизни. Это был удар откуда не ждали. Ну вот как на это реагировать? Но профессионализм не пропьешь. Сергей тут же взял себя в руки и моментально повернулся к зрителям со сладостной улыбкой.
«О-ла-ла! Я вас ждал целых 35 лет. Как хорошо, что с каждым годом у меня появляются новые зрители. Что идет не регресс, а прогресс».
Ну это как сказать. Получается-то, что старые зрители перестают ходить на концерты Пенкина. Надоело им, что ли?
«Без телевидения, без радиостанций вы, мои замечательные зрители, приходите. Хочу пожелать в это трудное время, чтобы у каждого сохранилось теплое место в сердце, любовь, радость, друзья. Жизнь так быстро пролетает».
Пенкин продолжил песней «В другую весну» 2013 года, и это было неожиданно. Накануне на пресс-конференции он пообещал исполнить на концерте все песни из последнего альбома «Нам не избежать любви» (2023). И тут я вспомнил, что она-то есть на этом альбоме! Просто перезаписана с другим названием «Отпускаю». Вот и новая. И «Сердце на осколки» тоже там есть, вот так все просто. Маркетинг, если это можно так назвать.
«Меня спрашивают, как я провел бы старость. Я уже отвечал на этот вопрос на концертах, но вы-то на моем концерте в первый раз! (Пенкин все еще не отошел от того тычка, и не мог не доставить себе удовольствия язвительно улыбнуться). Я бы в свой загородный дом пригласил бы стриптиз, джазовый ансамбль, веселился бы. Погулял бы напоследок жизни. Правда, не знаю, сколько мне придется жить на этом свете, на все воля Божья. Боженька, спасибо большое, что нет дождя и что здесь зрители хорошие».
Магия Пенкина такова, что дождь в самом деле так и не ливанул до конца концерта, хотя тучи хмурые ходили над ВДНХ регулярно. И даже зрители успели без дождя дойти до метро и автобусов. А вот потом дождище зарядил весьма энергичный!
Полностью распевшийся Пенкин с полностью наладившимся звуком спел еще несколько известных своих песен: «Мелодия» (на новом альбоме она под названием «Не люби меня»), «Дай мне шанс» (с тем же названием на альбоме), «Иногда» (только тут зал запел вместо Пенкина), баллада «Не друзья, не любимые», приджазованный блюзик «Полуночный дождь», «Кто же ты», «Не забывай», «Хочешь поспорим» с саксофоном. И тут самое время сказать про музыкантов Пенкина. Конечно, все сыграно полностью живьем, разве что с неизбежным плейбеком. Бас, барабаны, клавишные, соло-гитара, перкуссия. Одна бэк-вокалистка Наталья Ортник, она же автор некоторых песен, и тот самый саксофон она иногда в руки берет. Вкусы самих музыкантов хорошо характеризуют музыкальные паузы, пока Пенкин и бэк-вокалистка бегают переодеваться, - это классический арт-рок, убедительно сыгранный, даже «Время, вперед» Свиридова сыграли. Но и в эстраду эти парни тоже могут.
«Цените друзей. Только друзья! Берегите друзей. А остальные пусть идут лесом, те, кто злые, - со своей злостью. Я куда бы ни приходил, меня спрашивают, сколько мне лет. 62. Да ладно! Потому что не сделал ни одной пластической операции до сегодняшнего дня, слава Богу. Потому что во мне много тепла, я дарю его людям, друзьям. А ведь злые люди быстрее стареют от своей злости. Будьте добры друг к другу», - заговаривает Пенкин своих зрителей.
За концерт Пенкин сменил несколько нарядов. Начал с металлика, потом вышел в золотом, потом в красном, потом в белом, но тоже блестящем. Много говорил между песнями, всех зрительниц привычно называя «моя маленькая шалунья», а потом и вышел в зал, прошелся по первым рядам. Привычно жаловался на отсутствие званий и ротаций на ТВ и радио. Но и рассказывал множество забавных ситуаций из жизни, почти не повторяясь с тем, что говорил на предыдущих концертах.
После слов солиста Большого театра, профессора кафедры музыкально-исполнительского искусства МПГУ Бориса Кудрявцева о том, что «в классике есть Федор Шаляпин, а в эстраде нет равных Пенкину» случился небольшой конфуз. «Люби меня» довольно сложная для вокала песня, там высокие ноты. Пенкин спокойно принялся все это пропевать, как обычно, - но голос все-таки подвел. Раз петух, два петух, а потом верхняя нота вообще поплыла куда-то вбок. Ну надо же! В «Крокусе» он спел ее идеально чисто, даже в альбом включили именно лайв этой песни. Пенкин боролся как мог, прикрывал верхние ноты куполом, и все-таки дотянул песню до конца. Но даже у Пенкина случается проруха…
Обещанные «Тонкая рябина» и «Ой, то не вечер» прозвучали наполовину, то есть только «Тонкая рябина», но в обновленной обработке. Но голос продолжал подводить, и Пенкин прибег к проверенному методу: заставить народные песни петь народ. Люди с удовольствием пели. Кстати, это напомнило мне по эстетике какие-то белорусские ВИА из 80-х вроде «Ариэля» - сладкие интонации, прог-роковый бас, в меру громкие барабаны.
А вот романс Сергея Рахманинова «Здесь хорошо» прозвучал идеально. Нет, без эстрадной аффектации исполнение не обошлось, но это же Пенкин! Голос прозвучал изумительно. Переложение для дуэта со знаменитой сопрано Анастасией Черноволос из мессы для трех голосов Panis Angelicus французского композитора Сезара Франка прозвучало возвышенно и строго. Как и полагается мессе. Хотя разок Пенкина голос все-таки подвел. Но мало кто из эстрадных артистов вообще сможет спеть мессу, да еще на латыни! Его теноровый голос и сопрано Черноволос сливались прекрасно. Да еще и на бис кусочек этого дуэта спели не менее прекрасно. Анастасия посвятила эту мессу своему отцу, который скончался буквально 10 дней назад. А потом еще и великолепно, утонченно спела арию Лауретты «O mio babbino caro» из оперы Пуччини «Джанни Скикки». Такое вот просветительство для тех, кто никогда не был не только на концертах Пенкина, но и в опере. Такое ха-ха-ха (покровительственным тембром Пенкина). Ну вот так «по-оперному» он смеется, если кто не в курсе.
«Классический» блок Пенкин продолжил Parla piu piano, темой любви из фильма «Крестный отец» от Нино Рота. Тут-то он и пошел по залу собирать букеты и обнимашки от «шалуний», постоянно переходя из баритоновой позиции в теноровую. Помарок немало, но эффектно. Не понимаю, кстати, почему он один оказался без ушного монитора, - ведь все его музыканты с наушниками. Петь под звук из порталов — так себе идея, если честно. Не обошлось, конечно, без любимой Пенкиным O Sole Mio — опять немало вокального брака, но всегда на помощь придут восторженные зрительницы.
И возвращаемся к эстраде. «Дождь осенний» («песня из детства», - объясняет артист), «Толкни меня ввысь», «Странное чувство» под прямую бочку, «Нам не избежать любви» под нее же, «Танцы в полнолуние» в латино, - ударный блок перед бисами. Которые у Пенкина тоже объединены, как всегда, в целый блок!
Очень хотелось услышать живьем «Музыку», которую «сочинили те же авторы из Швеции и Италии, которые пишут исполнителям песни для «Евровидения»», как на пресс-конференции объяснял продюсер Вадим Колчков. Habolin Robert, Sawchuk Terrance, Marinangeli Marco, Anquetil Philipe, Masterson Cliff — уважаемые мастера звука. Думаю, им сказали написать что-то в духе Хампердинка, - они и сочинили. Фортепианная баллада хороша и возвышенна, но все-таки на гигантский шлягер явно не тянет. Особенно странно выглядит припев безо всякого развития. Зато здесь есть, что попеть, и Сергей Пенкин делает это с видимым удовольствием. И снова чисто. Разве что вместо «музыка» слышится «музыкант», что дает странноватые коннотации — то ли это посвящено кому-то, то ли о себе…
«Да будет Feelings, не переживайте!» - подбодрил Пенкин зрителей.
В самом деле, во втором блоке «бисов» прозвучали и Feelings бразильского певца Морриса Альберта, и «Клен» ВИА «Синяя птица» с хоровыми песнопениями, - благо публику пустили уже близко к сцене, «Любовь настала» Паулса и Рождественского, визитной карточки Розы Рымбаевой (Пенкин не раз с ней пел ее дуэтом), и «В шумном городе мы встретились с тобой», и «Нам не избежать любви». И тут я уже совсем перестал понимать, чем Пенкин содержательно отличается от Баскова.
Оба бравируют «оперными» голосами, хотя поют это далеко не всегда чисто. На оперную сцену их просто не пустили бы. Оба поют расхожие советские песни и романсы. Оба для публики стреляют попсовыми песенками с бочкой на первую долю. Начинал-то Пенкин как эдакий советский Хампердинк или минимум Синатра. Но сейчас пол-концерта — просто веселенькая попса, а вторая половина — стандарты и романсы. Понимаю, жизнь побила. И Басков, и Пенкин — потрясающие профи, никаких вопросов. У Баскова - «Шарманка», у Пенкина - Feelings (вряд ли кто слушал версию Эллы Фитцджеральд).
Концерт Сергея Пенкина хорош. У него есть прозрачная вторая октава, которая даст фору Баскову. Но собрать это в яркую песню, кажется, пока не очень получается. Он просто очень талантливый. Его нужно пересобрать. Ему не нужно слушать музыкантов (арт-прог-рок так себе ориентир сегодня), и найти лучшего аранжировщика в стране. В этой программе я услышал минимум 2-3 песни, которые достойны большего. Но они так уныло аранжированы, что понятно, отчего их нет в эфирах. Решение находится тогда, когда четко понятна сама проблема. А сейчас Пенкин купается в каверах, и неоспоримый талант артиста не позволяет сделать ничего, кроме самоповторов и мелких улучшений. Пенкин достоен большего.
Гуру КЕН
Фото: Михаил БРАЦИЛО / Москультура
Комменты