ВОИС

18/12/2018 - 12:18   Микс   Профи
Российское авторское общество (РАО) столкнулось с проблемами при попытке взыскать отчисления с таксопарков.

Девятый арбитражный апелляционный суд посчитал, что исполнение музыки в такси нельзя считать публичным, поскольку вход в автомобиль платный. РАО же требует по 500 руб. в месяц с каждой машины, число которых в России может достигать 2 млн.


РАО проиграло иск против московского таксопарка «Кис» (партнера «Яндекс.Такси»), следует из решения, опубликованного в картотеке арбитражных дел 13 декабря. РАО обвинило таксопарк в нарушении авторских прав и пыталось взыскать 340 тыс. руб. за включение музыки в машине такси. Общество подало иск в июне 2018 года: его представитель воспользовался услугами такси, в поездке прослушав 17 песен, за каждую из которых РАО потребовало в суде компенсации в размере 20 тыс. руб.

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска. В мотивировочной части указано, что из видеозаписи, которую вел представитель РАО, невозможно установить источник музыки: она могла звучать и из устройства самого пассажира. При этом само ее исполнение нельзя назвать публичным, поскольку «вход в салон автомобиля не является бесплатным» и соответственно такси не считается местом, доступным для свободного посещения, констатировал суд.

Подобные решения не массовая практика, но и не единственный случай, отмечает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Он полагает, что таксопарк вообще не должен был выступать ответчиком: компания лишь предоставляет машину в аренду и не влияет на исполнение музыки. Логичнее было бы в качестве ответчика выбрать водителя или агрегатор, поставляющий заказы, то есть «Яндекс.Такси».

По мнению омбудсмена, суд также не вполне справедливо посчитал исполнение музыки в такси непубличным из-за платы за вход. Публичным считается исполнение музыки в открытых для посещения местах, в которых находится значительное число лиц, не принадлежащих кругу одной семьи. Плата за вход сама по себе не делает место закрытым к посещению и не мешает РАО собирать отчисления за музыку, например, в театрах или кинотеатрах, поясняет господин Семенов.

В «Яндексе» не стали комментировать иск. В inDriver говорят, что никогда не сталкивались с проблемой авторских отчислений, поскольку компания лишь «оказывает информационные услуги водителям и пассажирам и не владеет автомобилями». В сервисе «Максим» также сказали, что РАО не предъявляло претензий, поскольку у агрегатора нет своего таксопарка, отметив, что само требование РАО выглядит абсурдным и неисполнимым.

На сайте РАО указано, что ставка авторского вознаграждения составляет 500 руб. в месяц за одну машину такси. Кроме РАО, представляющего интересы авторов, отчисления с такси в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм собирает также Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). На ее сайте указана ставка в размере 150 руб. за одну машину. В РАО и ВОИС не смогли оперативно прокомментировать решение суда.

Аналитический центр при правительстве РФ указывал, что в 2017 году в отрасли такси работали 700 тыс. человек. В ноябре 2018 года депутат Госдумы по транспорту Александр Старовойтов оценил объем российского рынка такси в 2 млн машин. Таким образом, РАО потенциально может претендовать на 1 млрд руб. отчислений в месяц, а ВОИС — на 300 млн руб. Общие сборы РАО в 2017 году составили 4,98 млрд руб., ВОИС — 1,16 млрд руб.

«Коммерсантъ»

Быстрый поиск:
01/03/2018 - 15:38   Микс   Профи
Правительство впервые ограничит средства, которые авторские общества смогут оставлять на собственные расходы.

Сейчас Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) вместе собирают около 7 млрд руб. в год. Оставлять себе и направлять в «специальные фонды» они смогут 50% от этих денег. Эта доля и так не превышается, настаивают в обществах.

Поправки Минкульта к положению о госаккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами (ОКУП), опубликованы на портале федеральных нормативных актов. Они предлагают установить предельный размер сумм, которые ОКУПы могут удерживать на свои нужды и направлять в специальные фонды, в 50% от собранного вознаграждения. Постановление должно вступить в силу 14 мая 2018 года, сказано в проекте. Другим проектом Минкульт предлагает обязать ОКУПы раскрывать информацию о своих фондах.

В России несколько организаций по аккредитации Минкульта занимаются сбором денег от имени авторов и исполнителей, после чего перечисляют им вознаграждения, оставляя часть себе. РАО собирает отчисления с телеканалов, радиостанций, кинотеатров и ресторанов в пользу композиторов и поэтов-песенников; в 2017 году оно собрало 5,053 млрд руб. ВОИС собирает отчисления в пользу исполнителей, ее сборы составили 1,158 млрд руб. РСП, чей совет возглавляет режиссер Никита Михалков, собирает с производителей и импортеров бытовой электроники «налог на болванки» в 1%. В 2016 году РСП собрал 2,68 млрд руб., о результатах 2017 года не сообщалось.

Сейчас закон не ограничивает размер сумм, которые ОКУПы тратят на покрытие собственных расходов. Кроме того, Гражданский кодекс разрешает им направлять средства в специальные фонды, созданные в интересах правообладателей. Предел этих сумм может устанавливать правительство, напоминает пресс-служба Минкульта. Там уточняют, что в проекте этот порог приведен в соответствие с документами, подписанными правительствами государств—членов ЕАЭС. Соответствующее соглашение подписано в ноябре, подтверждают в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, отмечая, что члены союза имеют право устанавливать и меньший, чем 50%, предел удержаний.

Сейчас ОКУПы удерживают разные доли собранных средств, «но существенно ниже указанной цифры», подчеркивает пресс-служба Минкульта. При этом «наблюдается ежегодная динамика снижения таких средств», указывают там. Комиссии ОКУПов вряд ли выходили за рамки евразийских договоренностей, подтверждает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Самые большие удержания раньше мог производить РСП, устав которого в 2011 году позволял направлять в собственные фонды до 60% сборов, напоминает он, но потом РСП добровольно снизил этот размер.

В уставе РАО сказано, что общество может оставлять на покрытие расходов 35% вознаграждения и 3% направлять в «специальные фонды», преследующие «социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели». ВОИС может оставлять себе 40% сборов, а в фонды перечислять 5% от вознаграждения, собранного в пользу правообладателей на договорной основе, и 20% — на бездоговорной, следует из ее устава. РСП может оставлять на свои нужды 25% сборов и до 20% направить в фонды. В 2016 году РСП направил в фонды 536 млн руб. В отчете РАО за 2016 год сказано, что оно удержало 950 млн руб. на покрытие расходов и в «специальный фонд» перечислило 8 млн руб. ВОИС в 2016-м направила в фонды 56 млн руб.

О деятельности «специальных фондов» общества не отчитываются. К расходованию этих средств нередко возникали вопросы. Так, в 2016 году Гильдия кинодраматургов России в открытом письме в РСП просила объяснить, что это за фонды, что они сделали в интересах сценаристов и какие суммы потратили на «значимые культурные и социальные проекты» в 2010–2015 годах. В 2016 году у РАО сменилось руководство после ареста занимавшего пост гендиректора общества Сергея Федотова. Против него выдвинули обвинения в незаконном выводе средств, собранных для авторов, на счета собственных фирм. С тех пор первым вице-премьером Игорем Шуваловым обсуждалась реформа РАО и других ОКУПов, которая до сих пор не состоялась.

Коммерсантъ

Быстрый поиск:
31/01/2017 - 10:18   Микс   Профи
Минкультуры не поддержало создание новой структуры по контролю за деятельностью обществ по коллективному управлению авторскими правами в формате общественно-государственной организации.

Об этом следует из доклада министерства, направленного в правительство в конце января, пишет RNS.

Ранее вопрос целесообразности создания подобной структуры Минкультуры, Минюсту и Минэкономики поручил проработать первый вице-премьер Игорь Шувалов, уточняется в докладе министерства.

«Для наделения общероссийской общественно-государственной организации функциями контроля за деятельностью аккредитованных организаций потребуется внесение существенных изменений в систему нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций», — отмечается в отчете министерства культуры за подписью главы ведомства Владимира Мединского.

Контроль за действующими организациями по управлению авторскими правами — некоммерческими организациями — осуществляют Минюст и Минкультуры, отмечают в министерстве культуры.

По мнению ведомства, цели создания общественно-государственной организации в сфере коллективного управления правами «вступают в противоречие с положениями Гражданского кодекса и федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми общественные организации создаются физическими лицами и юридическими лицами — общественными объединениями».

Одна из аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими правами, «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства», функционирует в форме союза, обращает внимание Минкультуры, а в случае создания общественно-государственной организации законодательство не позволит этой ассоциации вступить в новую организацию.

Кроме того, создание новой организации потребует выделения федерального имущества и субсидий, «в связи с чем возникает вопрос о целесообразности подобных государственных расходов», отмечает министерство культуры.

Со своей стороны, Минкультуры предлагает создать в рамках Евразийского экономического союза конфедерацию организаций по управлению правами на коллективной основе, «которая объединит национальные общества по коллективному управлению авторскими и смежными правами и возьмет на себя функции по разработке и внедрению единых стандартов деятельности и управления, а также по контролю их соблюдения». В эту структуру помимо организаций по коллективному управлению авторскими правами могли бы войти и представители федеральных органов исполнительной власти государств — членов ЕАЭС. Это предложение поддерживают участники индустрии авторских прав, отмечает Минкультуры.

В пресс-службе министерства культуры RNS подтвердили факт соответствующего доклада первому вице-премьеру Игорю Шувалову. «Создание общероссийской общественно-государственной организации в сфере коллективного управления правами для координации и контроля деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе, получивших государственную аккредитацию, потребует внесения существенных изменений в систему нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц», — сообщили RNS в пресс-службе министерства культуры.

К докладу министерства культуры, копия которого есть в распоряжении RNS, также приложены доклады министерства юстиции и министерства экономического развития. Минюст, в свою очередь, также утверждает, что создание такой организации потребует дополнительного нормативно-правового регулирования.

«Полагаем, что наиболее подходящей организационно-правовой формой для создания организации, осуществляющей публичные функции (координацию и контроль деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе), является публично-правовая компания», — сообщается в отчете Минюста за подписью первого заместителя министра Сергея Герасимова.

В Минэкономразвития, напротив, уверены, что создание общероссийской общественно-государственной организации в сфере коллективного управления авторскими правами обеспечит более эффективное вовлечение правообладателей в деятельность организаций типа РАО, РСП и ВОИС, а также синергетический эффект при сборе и распределении средств. Для обеспечения деятельности создаваемой организации потребуется внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс и в другие законодательные акты РФ, говорится в отчете Минэкономразвития.

«Представляется, что наличие таких диспозитивных норм в кодексе (ГК. — RNS) позволит эффективно и постепенно обеспечить необходимый переход к повышению уровня саморегулирования в сфере коллективного управления авторскими правами, сохранив при этом необходимый уровень контроля со стороны государства», — пишут в Минэкономразвития. Также ведомство подчеркивает, что требуется принять те меры, которые ранее были предложены министерством в законопроекте по реформированию отрасли коллективного управления авторскими правами. Среди этих мер — создание наблюдательных советов в организациях типа РАО, РСП и ВОИС, передача Счетной палате функции контроля за деятельностью таких организаций, введение обязательного регулярного аудита организаций по коллуправлению, а также введение ответственности для должностных лиц обществ по коллективному управлению авторскими правами за уклонение от обязательного аудита, нарушения порядка распределения средств правообладателям и за превышение предельной доли средств, удерживаемых организацией на обеспечение собственных расходов.

В то же время Минэкономразвития соглашается с тем, что «потребуются дополнительная проработка вопросов источников и объемов финансирования создаваемой организации, а также проведение аудита и проверки (Счетной палатой или независимыми организациями) аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими правами».

Представители Минэкономразвития и Минюста на момент публикации материала не ответили на запросы RNS.

Быстрый поиск:
05/10/2016 - 16:52   Микс   Профи
В конце сентября 2016 года томская компания “Бубука” выиграла суд у Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в том числе отсудила все издержки.

ВОИС потерпела поражение в нескольких инстанциях, таким образом суд официально закрепил за “Бубукой” статус организации, которая имеет право представлять интересы правообладателей и отказал в таком праве ВОИС.

”Бубука” — система удаленного управления музыкальными плеерами. Плеер устанавливается на объекте на любое устройство (компьютер, планшет, смартфон) и к нему подключаются звуковые динамики. Компания предоставляет заведениям музыкальные произведения, с авторами которых у нее есть договор, и берет за это абонентскую плату — от 1,5 тыс. руб. в месяц.

“Бубука” предоставляет ресторанам, торговым центрам и другим коммерческим пространствам новую распределенную систему управления авторскими и смежными правами на проигрывание музыкальных произведений. Сейчас “Бубука” рассматривается, как одна из альтернатив устаревшим механизмам РАО и ВОИС, являясь реально работающим прозрачным механизмом управления авторскими и смежными правами. Компания вступилась за своего клиента ООО “Дворцовая площадь” и выступила третьим лицом в суде, куда ВОИС обратилось о нарушении смежных прав.

История началась в Нижнем Новгороде, 20 января 2015 года и закончилась только 28 сентября 2016-го. Представителям “Бубуки” пришлось собрать большое количество документов, чтобы доказать, что сервис имеет право представлять интересы правообладателей. В свою очередь ВОИС не смогла доказать такое право, несмотря на свой статус регулятора на рынке авторских прав.

9 ноября 2015 года “Бубука” выиграла у ВОИС суд первой инстанции. Суд отказал истцу по существу, чем официально закрепил за “Бубукой” статус сервиса, который имеет право представлять интересы правообладателей. ВОИС подала на апелляцию, и снова проиграла дело. Затем истец обратился в Суд по интеллектуальным правам, где 26 мая 2016 года также потерпел поражение, потом обратился в Верховный суд, где 14 сентября 2016 года ему в четвертый раз отказали. После объявления результатов Верховного суда, “Бубука” подала заявление на возмещение судебных издержек. 28 сентября 2016 года компания выиграла и этот суд, и получила возмещение в размере 342 692 рублей.

“Это дело интересно тем, что ВОИС отказали по существу. Мы собрали огромное количество документов, чтобы отстоять правду. Связывались со всеми авторами, интересы которых, якобы, представлял ВОИС. Они присылали нам отказы от ВОИС и письменные подтверждения наших с ними договоренностей. Мы заверяли все эти бумаги у нотариуса. Процесс длился больше полутора лет. В итоге, 28 сентября 2016 года мы поставили точку в этой истории — выиграли суд у ВОИС и отсудили все судебные издержки”, — отмечает основатель “Бубуки” Дмитрий Пангаев.

В июне 2016 года завершился судебный процесс между “Бубукой” и Российским авторским обществом (РАО), в результате которого РАО отказалось от своих претензий в сервису.

На сайте системы указано, что ее услугами пользуются такие бренды, как «Тойота», «Вилка Ложка», Subway, Papa Johns, «Две палочки» и др.

Быстрый поиск:
03/06/2016 - 13:20   Микс   Новости
Государство ограничит максимальную долю собранных средств, которые российские авторские общества, аккредитованные государством, могут расходовать на собственные нужды, а не распределять авторам, исполнителям и т. п.

Об этом рассказала замдиректора нормативно-правового департамента Минкультуры Ксения Мирясова.

В России существует система коллективного управления авторскими и смежными правами. Четыре аккредитованных Минкультуры организации собирают отчисления не только в пользу авторов, исполнителей и т. п., заключивших с ними договоры, но в пользу вообще всех творцов (в том числе иностранных), в явном виде не отказавшихся от их услуг.

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая собирает отчисления в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, за 2015 год получила более 1 миллиарда рублей.

Российский союз правообладателей (РСП), собирающий вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях, в 2014 году отчитался о 2,675 млрд руб.

Российское авторское общество (РАО) собирает отчисления авторам текстов и музыки. РАО, согласно отчёту этой организации, в 2014-м получило около 4,6 млрд руб.

Партнёрство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) собирает отчисления художникам и скульпторам при перепродажах изобразительного искусства. По словам представителя УПРАВИС Александра Сухотина, эта организация фактически только разворачивает работу. При этом приходится преодолевать сопротивление части художников и скульпторов, не желающих осложнять отношения с аукционными домами.

В 2008 году Минкультуры утвердило приказом типовой устав для таких организаций. В этот документ и предполагается внести изменения, пояснила Life.ru Мирясова.

В Минкультуры предполагают, что общества по коллективному правлению могли бы расходовать на собственные нужды (включая отчисления в специализированные фонды) до 35—40% собранных средств.

Сегодня ВОИС тратит на орграсходы 35% от розничных сборов с ресторанов, баров, торговых центров и других точек, где звучит музыка. РСП, по собственным данным, несколько лет назад тратил на покрытие собственных расходов до 15% собранного плюс до 20% отчислял в специализированные фонды (так финансируют проекты в сфере культуры и искусства).

— Предложенная Минкультуры норма правильная, но несколько устарела, — считает гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. По его словам, прошли времена, когда авторские общества "брали лишку".

Сейчас ВОИС создало онлайновую систему проигрывания музыки, позволяющую автоматически подсчитывать отчисления правообладателям. Её внедрение позволит снизить накладные расходы, признал Кричевский.

В последнее время Минкомсвязи и ряд депутатов Госдумы выступают за кардинальную реформу системы коллективного управления правами в России. В частности, Минкомсвязи предлагало полностью отказаться от бездоговорного управления правами. Также замглавы этого ведомства Алексей Волин резко возражал против введения ежемесячного сбора в пользу правообладателей со всех пользователей Рунета.

В августе прошлого года Минкультуры предлагало поправки в типовой устав аккредитованных организаций по коллективному управлению. Их хотели обязать создавать наблюдательные советы с участием правообладателей и представителей госведомств. А также проводить ежегодный аудит отчетности. Судя по базам данных законодательства, до сих пор действует устав 2008 года.

Также в августе прошлого года президент России поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову разработать изменения в законодательство, которые сделают более прозрачной работу обществ по коллективному управлению правами.

Быстрый поиск:
25/03/2016 - 11:14   Микс   Профи
Продюсер и композитор Игорь Матвиенко на совете по культуре при председателе Госдумы попросил власти назначить ответственный орган, который бы контролировал работу авторских обществ.

В настоящее время распределением авторских отчислений занимаются Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российское авторское общество (РАО) и Российский союз правообладателей (РСП). На прошлом совете Матвиенко заявил, что счета РАО заблокированы и дело по нему передадут в прокуратуру. Он призвал создать рабочую группу, которая выработала бы справедливый механизм отчисления авторских прав, так как в настоящее время авторы практически не получают денег.

Игорь Матвиенко
Игорь Матвиенко

"Большая просьба, я не понимаю, кто из контролирующих органов занимается этими организациями. Наверно, это вопрос уже даже не в Госдуму, а в правительство. Назначьте уже кого-нибудь, кто за это отвечал. Чтобы это не привело к тому, что было недавно и происходит сейчас, такая непрозрачность и недовольство всех авторов", — сказал Матвиенко.

Он отметил, что в РАО ведущие продюсеры страны собрали рабочую группу, которая пытается сделать организацию максимально прозрачной для авторов.

"В ближайшее время мы бы хотели, чтобы там была минимальная прозрачность, у авторов были личные кабинеты, куда бы они могли зайти, как и за что ему упало", — добавил продюсер.

РИА Новости

Быстрый поиск:
27/11/2015 - 16:01   Микс   Профи
Группа российских продюсеров обратилась в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) с предложением реформировать эти общества по коллективному управлению правами.

Под обращением подписались продюсеры Олег Некрасов, Лиана Меладзе, Алена Михайлова, а также соучредитель Первого музыкального издательства (ПМИ) Максим Дмитриев и директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов, сообщают «Ведомости». Кроме того, представлять свои интересы подписантам документа поручили продюсеры Виктор Дробыш, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко, Игорь Крутой и Максим Фадеев, следует из документа.

Связаться со всеми авторами письма не удалось, но факт обращения «Ведомостям» подтвердили Дмитриев, Лукинов, а также замгендиректора РАО Артемий Карпычев и гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. По словам Карпычева, встреча с продюсерами может произойти в начале декабря: по ее итогам будет создана рабочая группа, которая займется «юридическим анализом и проработкой новой конструкции».

«Недовольство действиями, в частности РАО, настолько велико, что продюсеры делегировали нам вести переговоры с этой организацией об изменениях в ее деятельности», - объяснил «Ведомостям» Дмитриев. Претензии у продюсеров вызывает непрозрачность работы авторского общества – непонятно, на каком основании эта организация распределяет вознаграждения, говорит он. Кроме того, авторы и исполнители, даже если недовольны размером вознаграждения, никак не могут повлиять на эту ситуацию. Дмитриев уточнил, что аналогичые вопросы есть у продюсеров и к ВОИС, однако с ее руководством переговоры уже идут, в отличие от РАО.

Продюсеры описали в своем обращении несколько шагов, которые нужно предпринять для реформы работы авторских обществ. Например, следует изменить их организационно-правовую форму: сейчас они являются общественными организациями, и их учредителями могут быть только физические лица. Изменить форму следует так, чтобы в число учредителей могли войти и юридические лица, следует из писем в РАО и ВОИС. Ведь именно юрлица, как правило, владеют каталогами произведений, объясняет Дмитриев. Их представители должны иметь возможность менять, например, устав авторских обществ – чтобы наладить ротацию руководящих органов.

Нынешняя правовая форма обществ не позволяет продюсерским центрам в полной мере участвовать в работе этих организаций – учреждать, входить в руководящие органы, работать над принятием внутренних документов, контролировать злоупотребления и т. п., передал «Ведомостям» Игорь Матвиенко. По его мнению, должна измениться и вся система распределения средств: она должна начинаться с момента регистрации права, правил начисления вознаграждения, распределения и выплаты - например, если собранные деньги «ожидали автора» определенное время на счету организации, то почему проценты по ним не распределяются в пользу того же автора?

Еще одно предложение продюсеров – "выделить права, имеющие отношение к различным формам и средам публичного исполнения, в различные статьи договора о передаче прав в управление». Это даст возможность правообладателям получать вознаграждение за свои права самостоятельно, без помощи РАО, объясняет Матвиенко. Сейчас и деньги за концертное исполнение произведений, и за радио и телевидение и за исполнение произведений в кафе – это одна статья договора между автором и авторским обществом. При самостоятельной организации концерта коллектива, к примеру, работающего со мной как продюсером и исполняющим мои песни, посредник не нужен, добавляет он.

Также продюсеры предлагают обсудить полномочия нового органа управления и контроля, который скоро появится в авторских обществах – наблюдательного совета. Так, совет мог бы блокировать решение руководителей обществ. Создать такой совет в этих организациях еще в августе поручил правительству президент Владимир Путин – чтобы сделать их работу более прозрачной.

Если авторские общества не пойдут навстречу музыкантам, они могут изъять свои произведения из каталогов, говорит Дмитриев. Однако у правообладателей нет задачи развалить систему коллективного управления, их цель – реформировать ее таким образом, чтобы она стала понятной и прозрачной, подчеркивает он.

В общем объеме каталогов РАО репертуар обратившихся с предложением о встрече правообладателей составляет менее 1%, говорит Карпычев из РАО (всего у общества в каталогах находится более 1 млрд произведений). Тем не менее для РАО это важный сегмент рынка и общество изыщет возможности выполнить пожелания отечественных правообладателей, заверяет он.

Кричевский говорит, что предложения продюсеров стратегически правильны. ВОИС и РСП, по его словам, уже готовы реализовать некоторые предложения продюсеров и других участников рынка – ввести личные кабинеты для правообладателей, автоматическую отчетность пользователей. Но чтобы реализовать все предложения, надо ввести в законодательство новую организационно-правовую форму – общество по коллективному управлению правами, считает Кричевский: без этого часть предложений по повышению прозрачности обществ не сможет быть прямо исполнена.

Быстрый поиск:
27/11/2015 - 11:31   Микс   Новости, Профи
Организации по бездоговорному коллективному управлению правами станут прозрачнее.

Их обяжут иметь в интернете реестр, где правообладатели смогут в любое время посмотреть, как часто исполнялись их произведения и сколько им причитается за это. Такие новации содержатся в проекте постановления правительства об изменении «Положения о госаккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами», подготовленном Минкультуры. Комментария по этом поводу в ведомстве не предоставили.

Согласно тексту изменений, для получения госаккредитации организации должны будут создать информационную систему, содержащую реестр правообладателей и перечень произведений, которыми они владеют. В этой системе у правообладателей должен быть личный кабинет, через который они смогут получать сведения о распределении вознаграждения за публичное исполнение их произведений, а также о суммах, которые удержала с них организация по управлению авторскими правами.

Сейчас в России работают четыре аккредитованные государством организации по коллективному управлению правами: Российское авторское общество (РАО; производит отчисления авторам текстов, музыки и т.п.), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС; отчисления исполнителям), Российский союз правообладателей (РСП; вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС; отчисления в пользу художников). Три из этих организаций сейчас в процессе объединения — РАО, РСП и ВОИС. Они и сейчас аффилированы между собой. Глава РАО и РСП — Сергей Федотов. До недавнего времени первым заместителем гендиректора РСП и по совместительству главой ВОИС был Андрей Кричевский. Правда, как выяснили «Известия», с августа в РАО идут перестановки, и Кричевский сам не знает, работает ли он заместителем гендиректора РАО или нет.

— Я был избран в руководящие органы РАО, но полномочия мне так и не были предоставлены, — объясняет «Известиям» Кричевский. — Информационное взаимодействие с руководством РАО уже длительное время невозможно, поэтому однозначно ответить, занимаю ли я какую-либо должность в РАО, увы, не могу.

Так совпало, что информационную систему для правообладателей с необходимыми свойствами на днях представила ВОИС. Она должна помочь правообладателям и самой организации получать данные из кафе, магазинов, спортзалов и других общественных мест — какая музыка там проигрывается. По законодательству такие заведения обязаны предоставлять в ВОИС информацию, какую музыку они крутят и сколько раз в день, а также делать денежные отчисления в зависимости от количества посадочных мест. ВОИС на основе полученного отчета и данных делит эти суммы между правообладателями. Однако у администрации кафе, магазинов и спортзалов не всегда есть возможность записывать требуемые данные, потому отчеты иногда составляются постфактум, «на глазок».

Для правообладателей, заключивших договор с ВОИС, в новой системе будет создан личный кабинет, который позволит им загружать свои музыкальные каталоги в базу, давать к ним описание, а также получать статистику о прослушивании их музыки и начислении денег.

Пользовательская часть системы — плеер, который администраторы кафе, магазинов, спортзалов и т.д. смогут запускать у себя в заведении для прослушивания музыки. Будет доступен ряд стандартных функций — например, они смогут сами создавать плейлисты или брать готовые, сформированные правообладателями.

— Мы полностью поддерживаем предложенные Минкультуры поправки и уже сейчас внедряем систему «личных кабинетов» для правообладателей, — рассказал Кричевский «Известиям».

Представители РАО и РСП не ответили на запрос «Известий», есть ли у них подобная система.

Гендиректор российской авторско-правовой организации «Копирус» Василий Терлецкий уверен, что сделать «объективную» систему будет сложно.

— Подобные системы улучшат имидж организации и ситуацию с коллективным управлением. Но сложно добиться, чтобы такая система была честной, — говорит Терлецкий. — Объективную информацию получить — это очень затратно по деньгам. Кроме того, я не уверен, что она нужна во всех сферах по коллективному управлению авторскими правами. Думаю, предложение Минкультуры не вполне обдуманное.

По словам уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолия Семенова, новый документ — это «имитация итальянской забастовки».

— Они уже выдали на 10 лет аккредитацию РАО в 2013 году, ВОИС — в 2014-м и РСП — в 2015-м. Поэтому, насколько будет эффективна новая мера, можно будет говорить не раньше 2023 года, — резюмировал он.

Быстрый поиск:
28/09/2015 - 11:22   Микс   Новости, Профи
Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение в деле по иску ВОИС о взыскании с Московского цирка Никулина на Цветном бульваре 500 тысяч рублей за публичное исполнение фонограмм, следует из опубликованного определения суда.

Как ранее пояснила РИА Новости представитель ВОИС Лана Лакирбая, общественная организация и цирк на Цветном бульваре в ноябре 2009 года заключили договор о выплате вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Однако, по словам собеседницы агентства, с момента заключения договора до момента подачи иска в апреле Цирк Никулина так и не смог приступить к выполнению своих обязательств по договору.

По ее словам, представители ВОИС неоднократно обращались к руководству цирка с просьбой заплатить исполнителям и изготовителям фонограмм за использование принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности в цирковых программах, но решить вопрос мирным путем не удалось, поэтому ВОИС пришлось обратиться в суд. Из цирка на запрос комментария не ответили.

По условиям мирового соглашения, цирк обязался перечислить истцу 500 тысяч рублей неустойки за неисполнение договорного обязательства по предоставлению отчетов об использовании фонограмм, а также предоставить ВОИС данные отчеты за каждый календарный месяц с 1 ноября 2009 года по 31 августа 2015 года.

Быстрый поиск:
14/07/2014 - 15:04   Микс   Профи
Минкультуры должно продлить аккредитацию Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), что позволит ей дальше собирать отчисления в пользу тех правообладателей, с которыми у ВОИС нет никаких договорных отношений.

Вступая в ВТО, Россия обещала еще с 2013 года отказаться от подобной практики.

18 июля, Министерство культуры, как указано на его сайте, рассмотрит заявки организаций, желающих получить государственную аккредитацию в сфере коллективного управления смежными правами в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ. Иными словами, выбранная организация будет собирать вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм.

С августа 2009 года такое коллективное управление в сфере смежных прав осуществляет ВОИС, учрежденная в 2008 году группой физических лиц, среди которых были, в частности, Юрий Антонов и Эдуард Хиль. Сейчас ВОИС рассчитывает продлить заканчивающуюся пятилетнюю аккредитацию.

Гендиректор ВОИС Андрей Кричевский подтвердил, что его организация подала в Минкультуры заявку на новую аккредитацию. По его информации, других претендентов нет. В пресс-службе министерства не ответили на запрос РБК.

Летом прошлого года заканчивавшуюся пятилетнюю аккредитацию сразу на десять лет продлило и Российское авторское общество (РАО), осуществляющее коллективное управление уже авторскими правами. Эта организация собирает вознаграждения в пользу авторов фонограмм — композиторов и поэтов-песенников.

Больше в России нет организаций, которые смогли бы выполнить такой объем работы и обладали бы соответствующим опытом, подчеркивает Кричевский, добавляя, что ВОИС показывает «хорошие результаты».

За прошлый год ВОИС, как и РАО, еще не отчиталась. В 2012-м ВОИС собрала 530 млн руб. вознаграждений, из которых выплатила исполнителям и производителям фонограмм 255 млн руб. Это, соответственно, в 3,6 и 1,8 раза больше, чем в 2009-м. Сборы и отчисления РАО по авторским правам намного больше: почти 3,4 млрд руб. и 1,9 млрд руб. в 2012 году. Зато у РАО меньшая динамика, по сравнению с 2009-м рост всего в 1,2 раза как по сборам, так и отчислениям.

Особенностью ВОИС и РАО является бездоговорное управление правами — эти организации вправе собирать вознаграждения даже в пользу тех правообладателей, с которыми у них не заключены никакие договоры. Это противоречит нормам ВТО, членом которого Россия стала в 2012 году. Одним из обязательств России при вступлении в ВТО была отмена недоговорного управления правами в течение пяти лет после вступления в силу 4-й части Гражданского кодекса, то есть до января 2013 года.

На основании этого прошлогоднее продление аккредитации РАО в Арбитражном суде Москвы пыталось оспорить ООО «Медиа энд Эдвертайзмент Стрим Текнолоджи», у которого есть прямые договоры с правообладателями на исполнение их музыкальных произведений в публичных местах. Но суд отказался отменить аккредитацию РАО. Довод истца о том, что с января 2013 года в России должно быть отменено бездоговорное управление правами, суд счел не соответствующим действительности и противоречащим российскому законодательству. Апелляционная инстанция поддержала это решение.

«Если лицензию ВОИС продлят еще на десять лет, а, скорее всего, так и будет, это наверняка вызовет недовольство музыкальных мейджоров», — полагает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Главная претензия зарубежных звукозаписывающих компаний, по словам гендиректора российского офиса Universal Music Дмитрия Коннова, заключаются в том, что они как правообладатели не принимают участия в деятельности организаций, осуществляющих сборы. «В России членство предусмотрено только для физических лиц, однако производителями фонограмм, как правило, являются юридические лица, — поясняет Коннов. — Мы не можем быть членами ВОИС, участвовать в ее деятельности и формировании цен. Мы лишь получаем то, что отчисляют». Но, добавляет Коннов, это не проблема конкретно ВОИС, а общего подхода в России к авторскому и смежному праву. Гендиректор российского офиса Warner Music Александр Блинов, впрочем, утверждает, что полностью удовлетворен деятельностью ВОИС.

До 2008 года в России не было института бездоговорного коллективного управления правами, напоминают в ВОИС. «Надо ли говорить, что добровольно никто выплаты не делал, — говорит Кричевский. — Да, Россия при вхождении в ВТО приняла на себя обязательства по отмене бездоговорной системы, но если она будет упразднена, сборы вознаграждений резко уменьшатся. Очевидно, что это не в интересах правообладателей».

РБК Daily

Быстрый поиск:

Страницы