Дживан Гаспарян

06/07/2021 - 14:57   Mix   Новости
Армянский дудукист Дживан Гаспарян скончался на 93-м году жизни.

Информацию о смерти музыканта сообщил в фейсбуке его внук – Дживан-Гаспарян-младший.

- Сегодня мир понес невообразимую потерю, - написал он. – Не только икона, но и прекрасная душа. Пусть упокоится он с миром.

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

С 1948 года Дживан Гаспарян был участником Ансамбля национальной песни и танца, а в 1978 году стал народным артистом Армянской ССР. Ему довелось поработать с такими музыкантами, как Питер Гэбриэл, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Серж Танкян и Борис Гребенщиков. Кроме того, Дживан Гаспарян участвовал в создании саундтреков к фильмам «Гладиатор» и «Последнее искушение Христа». В последние годы музыкант проживал поочередно в Армении и США.

Быстрый поиск:
20/09/2018 - 14:58   Mix   Этно и world-music
Армянский музыкант и композитор, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян отмечает своё девяностолетие и приглашает всех на юбилейный концерт, который состоится 28 октября в концертном зале «Зарядье».

Его называют живой легендой мировой музыки, чей талант покорил Эннио Морриконе, Мартина Скорсезе, Джона Кеннеди и Елизавету Вторую, но в родной Армении он для всех дядя Дживан. Его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли можно переоценить и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют — «хранитель музыкального наследия своего народа». Музыкант отметит круглую дату на сцене нового концертного зала «Зарядье» в Москве.

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

Народный артист Советского Союза, профессор Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян еще подростком играл перед Сталиным, регулярно представлял Армянскую ССР на всех престижных международных смотрах — от молодежных фестивалей до конкурсов ЮНЕСКО (и получал там всевозможные премии). Выбрав когда-то для себя один из самых загадочных музыкальных инструментов, артист этот инструмент умудрился прославить: гастроли по всему миру, аншлаги на концертах. На звуки абрикосовой дудочки шли не только поклонники армянского фольклора, но и видные деятели политики и культуры мировой величины.

В конце 80-х Дживан Гаспарян записал пластинку, посвященную жертвам землетрясения в Спитаке. Эту боль за родину он обнажил перед всем миром — в музыке. И так пронзительно, что дудук стал символом армянского народа. ЮНЕСКО наградила его четырьмя золотыми медалями. Пластинка принесла ему известность в кругах модной молодежной музыки — от пропагандиста мировой музыкальной экзотики Питера Гэбриела и электронщика Брайана Ино до техно-авангардиста Майкла Брука. А уже в XXI веке 73-летний музыкант получил “Золотой глобус” за музыку к голливудскому блокбастеру “Гладиатор”.

Биография Дживана Гаспаряна - исключительный случай творческого и физического долголетия. Признанный на всех континентах артист готовится встретить свой 90-й юбилей на сцене - и этот концерт войдет в историю мировой музыки.

Концертный зал «Зарядье», 28 октября, 19.00

Быстрый поиск:
22/09/2017 - 13:52   Mix   Этно и world-music
Президент Армении Серж Саргсян в честь 26 годовщины независимости вручил государственные награды и поздравил деятелей культурыи других отраслей с Днем Независимости Армении.

Указом президента Армении ряд представителей различных сфер деятельности награждены государственными наградами.

В ходе церемонии награждения Серж Саргсян в том числе вручил награды известным армянским музыкантам.

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

Популярный армянский авангардный музыкант, композитор, обладатель премий Грэмми и World Music Award Арто Тунчбояджян получил звание Заслуженного деятеля культуры Армении.

Всемирно известному дудукисту Дживану Гаспаряну присвоена медаль первой степени "За заслуги перед отечеством".

Быстрый поиск:
05/04/2017 - 03:10   Mix   Этно и world-music, Между жанров
Тот фильм, по которому можно будет судить о Ереване и армянских музыкантах спустя десятилетия — это «Шесть музыкантов на фоне города» Татьяны Данильянц.

В сущности, это фильм документальный. Шестеро музыкантов, многие из которых знамениты на весь мир (Дживан Гаспарян, Арто Тунчбояджян, Малхас), а кто-то известен только внутри Армении ( Форш, Лилит Пипоян, Микаэл Восканян) ходят по своему любимому городу и рассказывают, рассказывают… Иногда играют. И всегда в Ереване.

Секстет Дживана Гаспаряна
Секстет Дживана Гаспаряна

Конечно, история кино знает много признаний в любви конкретному городу. Парижу, Москве, Нью-Йорку, Лондону, Рио… Но подход Данильянц, живущей в Москве и снявшей достаточно игровых и документальных фильмов, скорее - об атмосфере улиц Еревана. Она снимает их с вертолета и с детализацией до каждого камня дома, она говорит только с музыкантами, которых запросто можно представить музицирующими именно на улицах или в клубах Еревана — именно поэтому в нем нет академистов.

- Я задумала этот фильм еще в 2007 году, несколько лет обдумывала как фильм о Форше (Ваган Геворгян, известный армянский шансонье), - говорит режиссер Татьяна Данильянц. - Но не сложилось. Потом как-то поговорили с министром культуры Армении, мне пообещали финансирование, но тоже не сложилось. А потом сложился паззл как фильм о разных армянских музыкантах, фактически олицетворении Еревана. И тут же нашлось финансирование, за три года мы его сняли. Всех музыкантов снимали только в Ереване, это было важным условием. И ни один не отказался, несмотря на занятость!

В фильме Данильянц правду сложно отличить от вымысла. Музыканты рассказывают свои обычные музыкантские байки, камера скользит по камням древнего города, история то уходит в давнее прошлое — геноцид 1915 года или голод 90-х, то возвращается к кооперативным ларькам и прокуренным клубам Еревана сегодняшнего. Связующая нить — музыка. Избранные режиссером «шесть музыкантов» - это действительно люди не от мира сегодняшнего, они живут старым Ереваном с домино и нардами, играют музыку нарочито неактуальную. Превосходно записаны две композиции секстета (! - а не привычного квартета) Дживана Гаспаряна на темы народных армянских песен с воздуха на открытой ротонде. Забавно, что когда к Гаспаряну и Гаспаряну-младшему на улице подходят фотографироваться девушки, талантливого внука попросту не узнают и он скромно отходит в сторону...

Дживан Гаспарян-старший и Дживан Гаспарян-младший
Дживан Гаспарян-старший и Дживан Гаспарян-младший

Арто Тунчбояджян (Armenian Navy Band) исступленно делает авангардный перформанс с дюжиной духовиков где-то в Ереване, а потом горестно на ломаном английском сетует на судьбу армянина в недружелюбной Турции, и это тоже примета времени. Джазовый пианист-виртуоз Малхас (Левон Малхасян) рассказывает телеги о великом продюсере Columbia Records Джордже Авакяне, а потом гремит невероятным фортепианным соло в крошечном джаз-клубе. Или фантастический исполнитель на армянском народном инструменте тар Микаэл Восканян — сначала небрежно наигрывает соло где-то в горах подле Еревана, а затем играет страстно и технично в таком же маленьком клубе. Шансонье Форш признается, что в эмиграции в Аргентине у него «было все», но когда ребенок заговорил на ломаном армянском — тут же решил вернуться. Режиссер словно телескопом фиксирует приметы времени: эмигрантская нация, разбросанная по миру, но с любовью и трепетом берегущая каждую деталь своей ереванской жизни.

На презентации фильма
На презентации фильма

То, что режиссер из Москвы, скорее плюс. Взгляд не замылен. Она вцепляется во все атмосферные вещицы, которые торговцы кукурузой у оперного театра давно и не замечают. Она снимает старый Ереван 300 тыщ населения в новом миллионнике с поющими фонтанами, и видит его! А через музыку эта атмосфера передается и зрителю. Дживан Гаспарян говорит о высоком бескомпромиссном искусстве, бард Лилит Пипоян искренне поет мимо нот, Арто Тунчбояджян думает об авангарде, Форш поет нарочито доступные песни под видом блюз-рока… Они настолько разные, что они вместе. «Ереван — это мы», - именно этой песней заканчивается фильм.

В прокате с 6 апреля.

Вадим ПОНОМАРЕВ

04/04/2017 - 11:54   Classic   Концерты, Этно и world-music
Дживан Гаспарян мгновенно узнаваемый, даже если вокруг сотни дудуков.

Сразу слышен этот очень искренний, как живой, эмоциональный голос дудука Дживана Гаспаряна.

В Дипломатическом зале Кремля случился особенный концерт под названием "Звучащие полотна. Айвазовский". Фонд «Бельканто» любит такие концерты, соединяющие различные инструменты с песчаными инсталляциями и разными конфигурациями. Здесь квартет Дживана Гаспаряна соединили с кроссовер-трио «Бельканто» (дудук, орган и сакс) и песочной анимацией Лилии Чистиной, действительно восхитительно профессиональной.

Дживан Гаспарян

Трио «Бельканто» удивить не смогло. И дудук звучал не то чтобы скованно, но как-то не всегда уместно в таких ответственных произведениях, как «Вокализ» Рахманинова или темы дождя из «Времен года» Вивальди. Все-таки народный инструмент не подразумевает академически точный строй. Разве что в хрестоматийной «Арии» Баха солирующий дудук придал теме очаровательно армянский колорит.

Трио «Бельканто»
Трио «Бельканто»

Про квартет Дживана Гаспаряна сообщить что-либо новое сложно. Это гениальный коллектив во главе с гениальным музыкантом. Но именно в Кремле меня поразил даже больше его внук, Дживан-младший. Он уже давно играет хорошо, а вот в этот раз играл просто конгениально с дедом! Живя в солнечной Калифорнии, он словно набрался внутреннего солнца, виртуозно отточил свою технику. Когда старший Дживан уступил ему свое знаменитое соло к фильму «Последнее искушение Христа» - младший Дживан сыграл его столь психологически глубоко, столь темперированно точно и эмоционально правдиво, что мурашки по коже. Талантливый внук у дяди Дживана!

Квартет Дживана Гаспаряна
Квартет Дживана Гаспаряна

Кроме того, Дживан-младший присоединился к трио «Бельканто» в «Аве Мария» Шуберта, где он по очереди с Хосровом Манукяном сыграл знаменитую мелодию, - и это было тоже прекрасно.

Сам приезд великого Дживана Гаспаряна в Москву стал знаковым событием. Каждое его появление на сцене значимо и важно. Битком набитый зал Кремля аплодировал и аплодировал. Музыкант уже в возрасте, и тем ценнее, что он находит силы приезжать в Москву и дарить высочайшее исполнительское мастерство своего квартета.

Вадим ПОНОМАРЕВ

03/03/2017 - 17:39   Mix   Новости
4 апреля 2017 в кинотеатре “Октябрь” в Москве режиссер, художник и поэт Татьяна Данильянц представит свой новый документальный фильм «Шесть музыкантов на фоне города».

Картина рассказывает о шести известных армянских музыкантах, навсегда вписанных своим творчеством в судьбу Еревана и ставших его символами. Героями полнометражного фильма стали всемирно известный музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян, лауреат премии «Грэмми» и World Music Award Арто Тунчбояджян, поэтесса, композитор и певица Лилит Пипоян, выдающийся пианист-виртуоз и джазмен Малхас, восходящая звезда, композитор, исполнитель музыки на таре Микаэл Восканян и шансонье Форш, любимый армянами всего мира. Их глазами и музыкой показан Ереван, который живет, подчиняясь своим особым ритмам и мелодиям. Музыканты говорят и поют о любимом городе, являя его зримую красоту и скрытую боль.

Кадр из фильма с Дживаном Гаспаряном
Кадр из фильма с Дживаном Гаспаряном

Исследовательский период занял у Татьяны Данильянц почти десять лет - с 2007 по 2014 год. Съемки фильма стартовали в сентябре 2014 года и длились с перерывами до ноября 2015-го. За это время был снят материал о жизни шести музыкантов и города, и найдена уже ставшая редкой хроника  90-х годов, времени «блокады и темноты», драматического периода в истории страны, о котором за пределами Армении практически никто не знает.

- Я встречалась с разными людьми, спрашивала мнения представителей самых разных профессий, чтобы понять, кого в Армении считают музыкальными символами Еревана, - рассказывает Татьяна. - С помощью фильма я и сама поближе познакомилась с городом. Меня здесь «зацепили» музыка и люди, которые становились моими друзьями, а еще архитектура и гармоничность Еревана.

По словам режиссера, у нее получился авторский фильм, в основу которого она положила свой собственный эстетический подход и собственное представление о Ереване.

Город и его музыка становятся в фильме Татьяны Данильянц единым целым. Картина «Шесть музыкантов на фоне города», в котором звучит много замечательной и разнообразной музыки, показывает Ереван не только как одну из неформальных «столиц» джаза, но и как один из самых музыкальных городов мира.

- Я думаю, если бы я не сняла этот фильм, Ереван не стал бы для меня таким родным. Когда работаешь над фильмом о городе, о его людях, он становится тебе роднее, - говорит автор.

21/09/2016 - 04:33   Mix   Интервью, Этно и world-music
В преддверии своих концертов 1-2 октября в Москве Дживан Гаспарян рассказал нам о культуре дудука и об отношении к музыке.

1-2 октября, накануне своего 88 дня рождения, в Светлановском зале Дома музыки состоятся сольные концерты знаменитого армянского дудукиста Дживана Гаспаряна с программой “Избранное”. В нее войдут как традиционные армянские народными мелодии, так и собственные сочинения мастера.

Каждый концерт дяди Дживана - событие. Легендарный музыкант, мастер дудука каждый год собирает аншлаги на топовых московских площадках. В чем его секрет? Скорее всего, в магии редкого музыкального инструмента и в том, как виртуозно владеет им дядя Дживан. А еще в том, что звуки традиционных армянских мелодий в исполнении Гаспаряна становятся близки понятны тысячам и сотням тысяч людей.

“Музыка дудука — это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы”, — говорит Гаспарян о своем инструменте.

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

- Дживан Арамаисович, за свою карьеру вы дали более 20 тысяч концертов по всему миру. Откуда берете вдохновение, чтобы выходить к зрителям?

- Я создаю. По-моему, это приходит к человеку, когда он любит свое дело.

- Вы выступаете на больших и малых площадках. Где дудук звучит идеально? На стадионе, в концертном зале или просто в поле?

- В концертном зале.

- Вас часто приглашают сыграть на своих записях знаменитые музыканты. Но ведь весь замысел записи - их. Это не отвлекает вас? О чем вы думаете в таких случаях?

- Это не имеет значения для меня. Если это их проект, я слушаю и предлагаю свое. Потом мы приходим к единому мнению. В этот момент я думаю только о музыке.

- Что вы думаете о новом поколении армянских дудукистов? Они ведь не имеют возможности играть со звездами, и часто записываются в сомнительных песнях. Помимо, своего внука, кого вы бы выделили из молодых дудукистов?

- У нас много молодых дудукистов. У каждого свой вкус. Если они хотят играть со звездами, то должны много работать и сами стать звездами. Это не только к дудукистам относится, а ко всем музыкантам. Тебя должны заметить. Сегодня это не так трудно, есть интернет.

- Как вы относитесь к электронной world-music, где часто живой дудук заменяют семплами? Нет ревности или горечи?

- Я не против электронной музыки, но если есть оригинал, зачем слушать искусственное? Сегодня все предпочитают натуральное.

- Игра на дудуке помогла вам выжить в войну. Что еще вам подарил дудук?

- Смысл жизни и воспитание.

- Расскажите о своей первой поездке за границу, в Лондон, куда вас пригласил Брайан Ино.

- Брайан Ино послушал мою пластинку, выпущенную "Мелодией", и пригласил записать тот же диск в своей студии Opal в Лондоне. Мое выступление в Альберт Холле и Соборе Святого Павла имело огромный успех и все заработанные деньги я отправил в Спитак и в Ленинакан, где было землетрясение. Это было в том же году.

- В чем отличие изготовленных вами дудуков от инструментов, сделанных другими мастерами?

- Они отличаются. Звуком и тембром.

- В прошлом году в Ереване открыли памятник, посвященный вам и двум другим мастерам дудука. Какие эмоции у вас в связи с этим?

- Очень хорошие.

- Если бы ваша жизнь не была связана с музыкой, какой бы она была?

- Не знаю, трудно сказать.

Наталья ИОЧ

12/12/2013 - 19:01   Mix   Интервью, Этно и world-music
Виртуозу дудука предлагают открыть школу в Америке, а он хочет – в Армении.

В рамках юбилейного прощального тура Дживан Гаспарян дал концерт в Воронеж. 10 декабря перед выступлением в Воронежском концертном зале маэстро пообщался с журналистами (за помощь в подготовке материала благодарим лабораторию искусств «ART.LAB»).

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

- Дживан Арамаисович, у вас идет прощальный тур… Неужели после него совсем забудете дудук?

- Я вам скажу одно – я чувствую себя нормально. Я не совсем ухожу со сцены. Может быть, в год буду играть всего несколько раз, если совсем уж большие концерты будут. А так, сколько можно уже играть – хватит! 75 лет на сцене - это не шутка! В советское время больше 300 концертов в год играли, должны были план выполнять.

- На 80-летие к вам приезжали Питер Габриэль, Спиваков, Гребенщиков, много мировых звезд, вел программу Дибров. А 85-летие в октябре этого года как прошло?  

- Я не хотел праздновать, потому что в будущем году мы будем вдвоем с Шарлем Азнавуром выступать в Кремле. Это и будет прощальный концерт. Может быть, еще Шер приедет, она армянка тоже. Есть люди, которые сейчас этим занимаются.

- Для вас имеет значение - с кем стоять на одной сцене? С кем из артистов ни за что не вышли бы на одну сцену?

- С плохим артистом что я буду делать на сцене? Это невозможно. Не важно, хороший он человек или плохой, но если он плохой артист, я не смогу с ним играть. Потому что он не поймет, что я делаю и не сможет мне отвечать. Мы же разговариваем с помощью музыки. Я много играл с французами, итальянцами, американцами. И языков друг друга мы не знали. Мы говорили на языке музыки, на языке импровизации. Мы никогда не знаем, что будем играть. Вот режиссер стоит на сцене - что скажет, то и играем. Я люблю импровизировать, это очень интересно. Тогда сразу видно, кто из себя что представляет.

- А с БГ понравилось работать?

- Борис Гребенщиков - очень мой хороший друг, очень хороший человек, я его очень люблю. Он приехал в Армению на мой день рождения, когда я 80 лет справлял. 8 часов тогда концерт был.

- Дживан Арамаисович, вы говорили, что у вас 50 разных дудуков и каждый играет по-своему…

- Да, это смотря что играть, какую мелодию играть. Можешь играть джаз, рок, народную музыку или классику. Мои инструменты я делаю сам из абрикосового дерева, обязательно из дикого. Помощники делают заготовки, а потом я уже сам выполняю тонкую работу. Вот видите, на этой палочке я точно знаю, где сделать дырочки, на каком расстоянии, сразу наскоком не делаю, а потихонечку каждый день его обрабатываю, шлифую. Слушаю, какая часть дерева как звучит – подшлифовываю, где надо. Этот я сделал год назад – первый раз на нем играю. У меня есть даже золотой дудук, не весь, конечно, а украшенный золотом. Он очень красивый, подарили его на 80-летие. На нем я не играю. А есть у меня дудук, который 50 лет со мной.

- Кому передадите ваши инструменты?

- Наверное, младшему Дживану, он очень хорошо играет. Я не хвалю внука, это правда. Мы жили с ним в Америке, у него была возможность учиться на врача, инженера, юриста. Он сказал, что не хочет. Я сказал, что если ты не хочешь быть первым на дудуке, то вообще лучше не играть. И он ушел с 3 курса мединцинского, стал играть, и я вижу, что он лучший! Он еще в три года дудук взял в руки, и мне казалось, что он уже мастер – такая у него постановка, так это было красиво. А сейчас он уже действительно хорошо играет – мой репертуар так же как я, даже лучше. Сейчас ему 31 год. И он продолжает мое дело.

Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян

- Вы рассказывали о мечте открыть школу дудука в Ереване. И вам предлагали открыть школу в США. Не сложилось?

- В США я хочу открыть не то чтоб для бизнеса, а хочу собрать сирот и бесплатно учить. Меня приглашают в Америку, хотят, чтоб я открыл, но я не хочу, хотя могу это сделать в любой момент. Хочу в Ереване. Нормальные деньги нужны для этого. И мне каждый год говорят: дадим-дадим. Но пока не дали. А я не могу просить – не в моем характере это. Это ж благородное дело – должны все помочь. А если они не хотят, то что ж делать…  

- Вы с вашей женой уже очень много лет в браке. В чем секрет?

- Жена у меня очень послушная и умная женщина. Зачем со мной ругаться? Она танцовщица была, поэтому понимает, что такое жизнь артиста. Ревновать нет смысла. И зачем ругаться, если люди нормально живут. Если кто-то что-то не правильно делает, надо просто спокойно выяснить. Я никогда руку на нее не поднял! Когда мне что-то было неприятно, я просто смотрел ей в глаза и молчал. И она понимала все без слов. 

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - автора