Хуун-Хуур-Ту

06/05/2024 - 04:19   Mix   Концерты, Интервью, Этно и world-music
Знаменитая на весь мир тувинская этно-группа «Хуун-Хуур-Ту» выступила в Ярославле на фестивале Юрия Башмета, и дала небольшое интервью.

Более 30 лет этой уникальной тувинской группе, но она по-прежнему в форме, и дает восхитительные концерты. Один из них состоялся в Ярославской филармонии в рамках фестиваля Юрия Башмета.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Главное, что стоит отметить: лидер «Хуун-Хуур-Ту» Кайгал-оол Ховалыг в отличной вокальной форме, хотя и все четверо участников квартета поют превосходно. Группа показала крепко сбитую программу из народных и авторских песен в оригинальных аранжировках. То и дело музыканты брали в руки игил, варган, Радик Тюлюш предпочитал флейту шоор, всеми перкуссиями и барабаном кенгирге заведовал Алексей Сарыглар, а конферансом в виде переводов песен занялся Саян Бапа.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Что касается горлового пения, то квартет представил почти все виды тувинских вокальных техник: хоомей, каргыраа и сыгыт. Это сочетание глубокого дыхания и расщепления звука вплоть до очень высоких нот. Звуки, вводящие в состояние медитации и отрешения.

Зрители Ярославля приняли концерт с огромным воодушевлением, - невероятно долгие аплодисменты, зал вставал в восторге. Так что без биса не обошлось, и было заметно, насколько музыканты «Хуун-Хуур-Ту» тронуты столь горячим приемом в городе, где никогда прежде не выступали.

О текущем состоянии дел в группе рассказал флейтист и вокалист Радик Тюлюш.

Радик Тюлюш
Радик Тюлюш

О нынешних концертах «Хуун-Хуур-Ту»

Если говорить про последние 10 лет,то за рубежом у нас было много гастролей. Потом начался Covid, и все приостановилось. Сейчас потихоньку начинает возобновляться. Вот, приехали на фестиваль Башмета в Ярославль. В целом, гастроли по России у нас насыщенные сейчас. Что касается зарубежных гастролей, то пока все сложно, это связано с положением в мире. Ищем какие-то другие пути. Приглашения есть.

Об истории группы

Группа существует уже 31 год. Основана была в Кызыле, республика Тува. Начинали немного в другом составе, чем сейчас. Последние 10 лет играем именно в нынешнем составе. Это начиналось как ансамбль «Тыва», он до сих пор существует, в конце 80-х. Из него выросло множество других ансамблей и сольных исполнителей. И в том числе группа «Хуун-Хуур-Ту», которая с 1993 года начала свою карьеру не только в России, но и за рубежом.

О национальной идее

Тут и костюмы, и народные инструменты, и горловое пение, - все пронизано тувинским фольклором и наследием наших предков. Это традиции, устное народное творчество, песни. Мы возникли из народного творчества, мы не были искусственно созданным ансамблем под какие-то задумки. Сейчас в Туве много ансамблей и исполнителей народной песни, они активно гастролируют и успешно выступают.

Об инструментах

Инструменты у нас очень разнообразные — смычковые, щипковые, ударные. Основной наш инструмент — игил, он струнный, в переводе «ии» - это два, «гл» - это струны, а вместе — две струны. Это двухструнный инструмент. Есть бызанчи — смычковый четырехструнный инструмент. Есть четырехструнный дошпулуур. Есть большой барабан кенгирге, различные перкуссии, варганы в том числе. Есть вертикальная флейта шоор. И горловое пение, конечно.

Об обучении молодежи и мастер-классах

Лично у меня достаточно часто проходят мастер-классы по горловому пению и инструментам. Есть выездные мастер-классы, где желающие приезжают в Туву и обучаются. На дому мы не преподаем, раньше не было времени. И за рубежом мы довольно часто даем мастер-классы. В высшие музыкальные заведения нас не приглашают как постоянных преподавателей, потому что у нас нет большой педагогической практики. Но иногда в вузы приглашают для мастер-классов. Каждые три года мы проводим в Туве симпозиумы по народному горловому пению, в этом году в августе будет большой симпозиум-конкурс, приуроченный к нашему юбилею, и наш большой концерт. Нам помогает Центр развития тувинской культуры и наше министерство культуры. На днях пройдет детский конкурс, а в августе — взрослый конкурс, и уже пришло очень много заявок на него.

Сколько времени нужно для обучения горловому пению

По разному. Кто-то может сразу запеть, кто-то годами обучается этому. Все очень индивидуально. Самое главное — музыкальность. Человек должен быть готов имитировать звуки природы, осознавать это. Образования для этого не нужно.

О чем поете

О человеческой судьбе, о любви к родине, к матери, к любимой девушке, к коню. О солнце и природе. Тувинская культура — культура кочевников, и у нас многое взаимосвязано. Охотничьи и пастушьи песни. Обычные человеческие истории. У нас выражено скорее светское, нежели религиозное искусство. Кайгал-оол Ховалыг, наш основной певец, сочиняет авторские песни, и слова и музыку. Берем песни сторонних авторов иногда. Но в основном это народные тувинские песни.

О нынешних отношениях с Альбертом Кувезиным, одним из основателей «Хуун-Хуур-Ту»

Каждый из нас идет своим путем. Каких-то конфликтов и недоговоренностей не было и, надеюсь, не будет. Мы относимся друг к другу как коллеги.

Об экспериментах с электроникой

На концертах это не очень востребовано сейчас. Бывают, конечно, фестивали или сборные концерты, где просят выступить с электроникой. Тогда мы вызываем нашего приглашенного музыканта Кармена Риззо, который обычно живет в Америке, но сейчас в Праге. С ним было много концертов. И сейчас еще много предстоит в связи выходом нового релиза с Карменом Риззо и сыном Джорджа Харрисона Дхани. Мы записали альбом Dreamers In The Field в духе эмбиента, он вышел 16 апреля. И мы, надеюсь, сделаем концерт или тур с этими музыкантами. Я давно знаю Дхани, он бережно относится к нашей культуре, и его отец был неравнодушен к народной музыке. А с Карменом Риззо — это уже третий наш совместный альбом.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

О названии группы

«Хуун-Хуур-Ту» состоит из двух слов: «хуун» - это солнце, «хуур-ту» - пропеллер. Можно перевести как солнечный пропеллер, или солнцеворот, как древний символ Земли.

О ближайших концертах

В Москве мы планируем сыграть концерт осенью в «Зарядье», и может быть, поучаствуем в каких-то фестивалях. Про Питер пока информации нет. А в Ярославле, кстати, мы в первый раз выступаем. Город мы не успели еще посмотреть, но может быть, после концерта получится.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

14/09/2014 - 17:09   Mix   Концерты, Джаз
Главным событием второго дня фестиваля Koktebel Jazz Party стало, конечно, выступление знаменитого трубача Валерия Пономарева с его американским проектом We remember Art Blakey.

Так оно и есть, но перед этим стоит рассказать об остальных участниках фестиваля. Во второй день заработала вторая сцена, Открытая — вход на нее действительно бесплатный. Любопытно, что она расположена на нудистском пляже Коктебеля, отчего публика перед сценой смешалась в невероятный коктейль из гордо прогуливающихся нудистов, загорающих обнаженных женщин и того хиппи-хипстер-радостной публики, что и составляет изюминку этого самого джазового на крымском побережье курорта.

Стартовала программа Открытой сцены с любопытной московской группы Shoo. Абсолютный фьюжн и творческая свобода отличает Shoo от большинства участников этого все-таки скорее мейнстримного феста. Соул и босанова, блюз и фолк, и все это на довольно прочной роковой основе с отменным вокалом выпускницы Гнесинки.

Впервые после долгого перерыва именно на сцене фестиваля Koktebel Jazz Party воссоединилась архангельская группа The Break Orchestra, играющая изощренный сплав прог-рока, фьюжна и тяжелого блюза. Сочные риффы Николая Куликова на клавишных, и его же упругие басовые ходы — в трио нет басиста — все это сыграно в настроении, с мощной эмоциональной подачей.

А вот крымский диксиленд «Джон» скорее разочаровал, его трактовки популярных мелодий чрезмерно отдают кабацким духом, удивить своим музицированием артисты тоже не сумели.

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Главная сцена открылась сетом великой тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». Музыканты демонстративно не стали делать скидку на пляжный релакс, и исполнили полноценную программу из аутентичного тувинского фольклора высочайшего художественного уровня. Заодно между композициями прочитав небольшую лекцию о разных стилях горлового пения в Туве и вкратце пересказав содержание песен (что тоже оказалось не лишним).

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»

Особенное впечатление произвел проект Дениса Швытова «Серебряная женщина». Отменный саксофонист, Швытов здесь в полной мере проявляет себя как изобретательный автор. Это абсолютно современный европейский джаз, немного со скандинавским оттенком, стильный и элегантный. Можно даже сказать, отсылающий к Серебряному веку, если таковой существовал бы в джазе.

Довольно противоречивым получилось выступление у самба-джаза — Анны Клестун и группы Esh. Вот что Анна Клестун говорила на пресс-конференции перед выступлением, когда я спросил у нее о конкуренции с Ириной Богушевской, тоже часто поющей Жобима:

- Играть бразильскую музыку можно кому угодно. Главное, чтобы она звучала на португальском языке (тонкий намек на русскоязычность Богушевской). Продвигать бразильскую музыку сложно, потому что у нас привыкли слушать скорее кубинские ритмы. Стен Гетц, Аструд Жильберту у нас были известны, но ведь это не бразильская, это адаптированная американская музыка. Мы хотим делать адаптированное джазовое направление на португальском языке, и раскрыть интеллектуальность этой музыки. Мы хотим играть более горячую музыку!

Анна Клестун и группа Esh
Анна Клестун и группа Esh

Именно с горячей музыкой и не получилось в этот раз. Музыканты Esh весьма технично играли стандартный латино-джаз, а сама Анна Клестун довольно отстраненно пела бразильские, не слишком на русское ухо запоминающиеся, мелодии. И это на холодном ветру, когда слушатели с пляжа зябко кутались в любые подручные теплые материалы — полотенца, спальники... Танцевать под такую самбу даже на холоде было решительно невозможно. И лишь две последних композиции получились теми, какими обещали музыканты — Анна Клестун словно проснулась, ожила, вспомнила про бразильское солнце, и наконец-то спела хоть отчасти тепло — и публика мгновенно откликнулась и принялась танцевать.

Но все ждали, конечно, мэтра — трубача Валерия Пономарева и его секстет We remember Art Blakey. Музыканты даже не начали играть без овации. Веселый Валерий Пономарев вышел к микрофону, и заявил, что пока овации не будет — концерта не будет. Овация немедленно последовала. Это было самое веселое выступление пока в Коктебеле! Раскрепощенность, благожелательность музыкантов друг к другу, изысканный мейнстрим высочайшего класса — все это проект имени Арта Блейка.

Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey
Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey

Валерий Пономарев то и дело крутил руками колеса, призывая зрителей поддержать музыкантов. Танцы на пляже начались немедленно. Вперед вышла духовая секция — именно на них сконцентрировано внимание: салочки-выручалочки в виде диалогов между трубой Пономарева, саксофоном Питера Брайнина и тромбоном Стэффорда Хантера. Чуть меньше внимания достается сидящему за барабанами Виктору Джонсу — а ведь именно он ученик и даже друг того самого великого Арта Блейка, барабанщика от Бога. Впрочем, время от времени все музыканты смолкают, и звучит роскошное джазовое барабанное соло от Виктора Джонса: как положено, с затиханиями, шебуршаниями, мгновенной сменой темпоритма, и непременным бросанием палочек в публику.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Ведущий уже было объявляет музыкантов, приглашая заканчивать. Но неугомонный Пономарев вновь подходит к микрофону и иронично говорит: «Мы можем, конечно, закончить, но...» Получив очередную порцию восторженного рева зрителей, музыканты продолжают играть. И даже когда после этого музыканты уходят, а публика снова требует бисы, - подскакивает с трубой бесенок-Пономарев, и выдает ершистую руладу! Знай, дескать, наших! Феерическое выступление, первоклассный джаз — яркий, эффектный, техничный, заводной, - именно то, чего и ждешь от музыкантов такого уровня.

На этом второй день фестиваля Koktebel Jazz Party не завершился, впрочем. В одном из кафешек на набережной фестиваль продолжился ночным джем-сейшном с участием многих участников фестиваля, и даже только что подъехавших в Коктебель музыкантов самого Тома Фаррелла...

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
19/06/2014 - 03:53   Mix   Концерты, Этно и world-music
Лидер группы «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа уверен, что горловому пению можно научить каждого.

В рамках Четвертого Платоновского фестиваля в Воронеже выступила фольклорная группа из Тувы «Хуун-Хуур-Ту». Перед аншлаговым концертом в воронежской филармонии лидер группы «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа рассказал журналистам о своем коллективе.

Саян Бапа
Саян Бапа

- Как устроен ваш квартет?

- У нас есть иерархия, но сугубо в творческом плане. У нас есть старейшина. Но внутри у нас равноправие благодаря нашей музыке. Наша музыка импровизационная, издревле наши старики собирались и играли ее. Мы продолжаем традиции, стараемся быть мультиинструменталистами, играть на всех наших инструментах. Благодаря этому наша группа имеет много красок, много возможностей. Многие инструменты мы возрождали сами, но некоторые в Туве сохранились. После революции было уничтожено много музыкантов и инструментов. В каком-то роде мы археологи – ездим по нашей республике, общаемся с нашими стариками, собираем по крупицам материал.

- Насколько далека ваша музыка от аутентичной?

- В каком-то смысле она аутентичная, потому что мы многое знаем о ней. Но плюс что-то изобретаем. Мы пропускаем музыку через себя. Кто-то может сказать, что это новодел, но мы так не считаем. Все-таки корни нашей музыки сидят глубоко в нас, мы их искали и нашли.

- Это правда, что ваши тексты имеют сакральное значение, идут от шаманизма?

- Конечно. Неслучайно мы начинаем наши концерты с песни «Молитва», она была взята как раз из пантеона шаманизма, шаманы-горцы ее сочинили. Это песня о молитве духам. Но в основном у нас песни про жизнь во всех ее ипостасях - о любви к земле, к племени, к женщине, к природе. Я считаю, что это все глубоко сакрально.

90-95% песен нашего репертуара – оригинальные, мы их сами нашли. Остальные пишет наш старейшина. Есть древние тексты, но они дошли до нас на уровне саги. Наши песни действительно связаны с шаманизмом, потому что и шаманы использовали приемы горлового пения в своих ритуалах. Считается, что есть три основных стиля горлового пения и до десяти производных. Мы даем им названия: подражатели звукам природы, стременам и так далее.

- Насколько сложно научиться горловому пению?

- Талант человек, безусловно, должен иметь. Каждый второй мужчина в Туве может петь. А вообще многие исследователи этно-музыки отмечали, что 90% населения Тувы – поющие. Мужчины обладают способностью к горловому пению. Когда ребенок с 3-4 лет начинает подражать отцу, брату, дяде, деду, это как язык, который он схватывает по мере взросления. Только уши в этом помощники. Также и с горловым пением, мы постигаем его благодаря ушам, подражая старшим. У нас такая традиция была: надо научиться на коне ездить и петь, что считалось особой гордостью. Пробовали все, но только талантливые становятся знаменитыми певцами. Наш солист как раз принадлежит к династии, он из поющего рода, его дедушка Хебебе был знаменитым певцом.

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

- Вы обучаете горловому пению других?

- Научиться этому может каждый, потому что физически мы не отличаемся, все мы люди. Просто мы знаем, как возбуждать «спящие» связки. В Нью-Йорке нам вставляли в нос и рот микро-камеры, наблюдали, как это происходит на уровне физиологии. Мы тогда сами в первый раз увидели, как это работает. А работают те самые «фальшивые» связки, которые в нашей обычной жизни никогда не используются. Только при глубоком кашле и крике они могут реагировать. А мы знаем, как ими руководить, расслаблять и шаманить. Путешествуя по миру, мы даем мастер-классы по горловому пению. Если человек внимательно слушает, организм подскажет, как это делать. Американцы, бельгийцы, немцы, японцы, русские – у многих получалось. Некоторые подражают, слушая наши записи.

- Расскажите о ваших инструментах.

- Мы привезли инструменты, которые используем во время всех своих концертов. Они имеют древние корни, но наши мастера их делают поныне. Они сделаны из природных материалов: конский волос, кожа горного козла, лиственница, которая растет только у нас, она очень крепкая. В мире нет аналогов нашим инструментам. Поэтому возникают сложности, когда на гастролях у нас что-то ломается - невозможно найти запчасти.

Самый популярный двухструнный смычковый инструмент, один из самых древних на земле, игиль («дедушка» виолончели), хомус («губная арфа»), дошпулуур (родственник банджо), шоор (вертикальная флейта), тунгур (шаманский бубен), хапчык (кожаный мешочек с косточками), дуюглар (высушенные копыта лошади) отображает разные ходы.

- Поговаривают о терапевтическом эффекте вашей музыки. Вам это известно?

- Многие люди говорят, что они очень хорошо поспали на нашем концерте. Много людей отдыхают душой и телом. Практика шаманизма помогала при многих болезнях. «Я возьму твою боль», - говорят в шаманизме.

- Удивительно, что в Туве насколько хорошо сохранились традиции.

- Всякая традиция имеет свои моменты развития и упадка. В Туве тоже были тяжелые моменты. Но трепетное отношение тувинцев к своему культурному прошлому сохранялась. Если бы этого не было, мы бы не сидели перед вами. Радует, что сейчас много молодых этим занимаются, много команд, групп. Это культивируют, исполняют на международных фестивалях. Народ не теряет своих корней. Мы помогаем этому развиваться. Наши записи, треки используют диджеи по всему миру.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора

Быстрый поиск:
21/03/2005 - 13:58   Mix   Этно и world-music
Фестивальный клуб Goldenmask.Club будет работать в дни театрального фестиваля 'Золотая маска' - с 24 марта по 1 апреля - в Театральном центре 'На Страстном'. В программе клуба - серия концертов известных этно-музыкальных проектов, а так же семинары на различные театральные темы, мастер-классы ведущих деятелей театра, традиционные встречи участников фестиваля, вернисажи, фотовыставки и др.

На открытии клуба, которое состоится 24 марта, выступит этно-трио 'Троица' из Белоруссии, как уже ссобщал NEWSmusic.ru. 25 марта на сцену клуба выйдет электронный этнический коллектив 'Волга'. Мила Кикина со своим арт-фолк-роковым проектом 'Калитку прикрой' откроет клубную программу 26 марта. 31 марта в 'масочном' клубе выступит группа 'Ва-Та-Га' из Петрозаводска (ранее известная как Reel), исполняющая смесь северного фолка, рока и эмбиента.

1 апреля выступит специальный гость фестиваля - Нино Катамадзе и группа Insight (Грузия), оплетающие грузинский фольклор джазовыми импровизациями. Значимым событием обещает стать выступление 2 апреля экс-басиста легендарных King Crimson Трея Ганна с Сергеем Старостиным, Инной Желанной и группой Farlanders.

7 апреля один из организаторов этого этно-марафона, российский музыкант-фольклорист Сергей Старостин выступит в составе проекта с Владимиром Волковым ('Волков-трио') и с лидером группы 'АукцЫон' Леонидом Федоровым. 8 апреля в клубе прозвучит тувинское горловое пение в исполнении группы 'Хуун-Хуур-Ту'.

Закрытие Goldenmask.Club с участием питерской группы 'Добраночь', где собрались музыканты с различными этническими корнями, исполняющие пестрый балкано-еврейский пост-фолк, состоится 9 апреля.

Начало DJ-сетов в 22.00. В концертные дни начало концертов в 22.00, DJ-сетов - в 23.30.