«Новая Россия» открыла юбилейный сезон с Хабенским

25-й юбилейный сезон оркестр «Новая Россия» открыл в Концертном зале им. Чайковского представлением «Евгения Онегина» в авторской версии Юрия Башмета.

От оперы Чайковского в композиции Башмета остались только основные сюжетные линии. Выжимка, по сути, для концертного исполнения. Со всеми плюсами и минусами. Зато есть время для оркестровых дивертисментов, есть содержательные диалоги 7 уцелевших героев, и «закадровый» текст Пушкина от лица автора читают сразу два актера.

«Евгений Онегин»
«Евгений Онегин»

К сожалению, в зале Чайковского не было видеоэкранов, куда обычно в «Евгении Онегине» проецируются пушкинские черновики и просто подходящий видеоряд. Ведущую роль взял на себя сам оркестр, на диво выразительный и чуткий. Оркестр «Новая Россия» в этот вечер был просто в ударе. Играл именно Петра Ильича Чайковского, хрестоматийно выдержанного и в меру темперированного.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Кстати, в оркестре сумел поиграть и Константин Хабенский! Не все зрители даже заметили этот факт. Хабенский скромно сидел в начале увертюры на месте контрабасиста, с инструментом в руках. А опыт музицирования на контрабасе у него богатый, со спектаклем «Контрабас» Хабенский объездил весь мир, в том числе играл и на фестивалях Башмета. Буквально одну-две минуту, но Хабенский сыграл в качестве контрабасиста в оркестре «Новая Россия». А затем незаметно уступил это место штатному контрабасисту. Выглядело как подарок судьбы, с позволения Юрия Башмета, конечно.

Константин Хабенский и Ксения Лаврова-Глинка читали текст Пушкина нервно. Хабенский наизусть, Лаврова — по бумажке. Поначалу неприятно загнали темп, едва успевая проговаривать слова. Затем успокоились, и текст пошел более органично. И все же до самого конца оба актера так и не определились — то ли читать Пушкина хрестоматийно «по-правильному», то ли делать текст сегодняшним, с аллюзиями и иронией. Великий Пушкин позволяет разнообразные трактовки, Башмет дал актерам полную свободу, и они промучались с окончательным выбором до самого финала. Так ничего и не выбрав, в итоге.

Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский

А вот певцы совершенно не метались с выбором, все пели уверенно и вполне хрестоматийно. Ленский в исполнении Сергея Романовского был тем самым бисовым Ленским, ради которого публика готова плакать и стонать, и даже уходить после его смерти с середины спектакля (никто не ушел, впрочем). Романовский пел легко и по-хорошему красиво.

Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова
Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова

Илья Кутюхин в партии Онегина был, как всегда убедительным, ненамного отойдя от памятного «Онегина» в театре-студии РАМ имени Гнесиных и телешоу «Большая опера». Молодому певцу не хватило определенности трактовки — для циника он был недостаточно циничен, для трагика — недостаточно трагичен. Концертному исполнению это не навредит, а полноценная роль в «Онегине» ему еще только предстоит. Технически его исполнение было вполне безупречным.

Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова
Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Жаля Исмаилова в роли Татьяны Лариной и Ирина Шишкова в роли Ольги Лариной упорно не выстраивались в пару, однако по отдельности были хороши. Прозрачное меццо Шишковой парило небесным колокольчиком, а насыщенное сопрано Исмаиловой показало подлинный драматизм, особенно в финале, в высоком регистре.

Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова

Бас Олег Цыбулько набирает популярность в оперных кругах, у него уже есть свой фан-клуб. В партии князя Гремина он вышел как бисирующий солист, и у него снова все получилось. Может быть, не хватает опорного дыхания в самых нижних регистрах, хочется побольше «мяса». Но сделаем скидку на возраст. У артиста прекрасные перспективы.

Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько
Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько

Для сцен бала привлекли артистов Хоровой капеллы имени Юрлова — и они не подвели. Прозвучали чисто, сыграли ровно то, что требовалось в качестве массовки, и даже поимпровизировали. Режиссер постановки Илья Ильин может быть ими доволен.

Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина
Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина

В целом, открытие 25-го сезона для оркестра Башмета прошло чрезвычайно успешно. Если абстрагироваться от собственно постановки и приглашенных артистов, и слушать только «Новую Россию», - оркестр звучит весьма достойно и находится в отличной творческой форме. Может быть, это и стало главным событием в этот юбилейный вечер.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Константин Хабенский
Константин Хабенский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ксения Лаврова-Глинка
Ксения Лаврова-Глинка
Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова
Дуэль. Ленский
Дуэль. Ленский
Бал
Бал
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты

Быстрый поиск: