Валерий Гергиев и Лондонский оркестр записали музыку Толибхона Шахиди

Новый альбом композитора Толибхона Шахиди вышел в записи Лондонского симфонического оркестра, дирижер Валерий Гергиев.

"...Есть огромное желание играть произведения ныне живущих композиторов - меня, конечно, очень радует возможность такого сотрудничества с Толибом Шахиди. И следующий шаг – сыграть несколько произведений в концертах для живой аудитории. У таджиков огромная древняя культура. Таджики и осетины связаны общими корнями в далеком прошлом. Поэтому музыка Толиба Шахиди мне близка и, наверное, не в последнюю очередь потому, что я сам имею определенное представление об истории и древней культуре своего народа..."

Валерий Гергиев.

...«Яростный и прекрасный мир» музыки Шахиди наполнен дыханием стихий, и композитор является только неким невольным передатчиком той высоковольтной энергии, что разлита в мироздании. В отличие от внешне спокойного автора, музыка Шахиди, трансформируя эту энергию, способна буквально обрушиться на вас с неукротимой мощью лавины, поразить импульсивностью нерегулярных ритмов, ошеломить утробным рёвом каких-то первозданных тембров, найденных на палитре традиционного симфонического оркестра и тут же заворожить звенящей тишиной горных вершин, монотонным лепетом струящихся фигураций, загипнотизировать оцепенением покоя.

Это мир, который был до человека и, возможно, будет после него. Именно так мною воспринимаются экстатические кульминации симфонической поэмы «Садо». «Время – вещь необычайно длинная»,- меланхолично заметил поэт. Индивидуальное время стремительно. Оно неумолимо в своем беге и все быстрее сжимается как шагреневая кожа из философской повести Бальзака. Музыка Шахиди время сохраняет. Это «обретенное время» древних, окрашенных кровью, иранских легенд, субъективное время западных и восточных поэтов, смутное время трагедий; вихревое, не рассуждающее время народных празднеств и мучительно тягостные моменты одиноких раздумий о бренности и тщете существования; гипнотически-мерное, бесконечно тянущееся поступательное время старинных караванных путей и остановившиеся мгновения медитаций.

Борис Бородин, доктор искусствоведения, профессор Екатеринбургской консерватории.

Толибхон Шахиди и Валерий Гергиев
Толибхон Шахиди и Валерий Гергиев

Концерт для кларнета Толибхона Шахиди вызывает у меня особые чувства. Несколько лет назад, впервые прикоснувшись к музыке этого композитора, я понял, что имею дело с чем-то абсолютно уникальным, неповторимым. И тогда я загорелся идеей уговорить Толибхона написать концерт для кларнета с оркестром. К моей большой радости он согласился и получилась невероятная восточная сага, в которой эмоции доведены до самых крайних пределов – высочайшая нежность и трепетность контрастирует с безудержной страстью и силой. Музыка Толибхона вводит в особое состояние как исполнителя, так и слушателя, требует огромного эмоционального напряжения. Для меня было большим счастьем записать эту музыку со знаменитым оркестром Мариинского театра под управлением величайшего дирижёра нашего времени Валерия Гергиева.

Игорь Федоров

Игорь Федоров – один из выдающихся музыкантов нашего времени. Моя встреча с ним была настоящим открытием! Это блестящий профессионал и глубокомыслящий человек, мироощущение которого мне очень понятно и близко. Скажу откровенно, если бы не Игорь, я уже никогда бы не написал концерт для кларнета с оркестром. Ему я посвящаю это сочинение, в котором он был и есть мой сердечный соавтор!

Толибхон Шахиди

«...И всего-то надо быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию» - таков Шахиди. Сейчас много всяких суррогатов, а он пишет настоящую музыку. Жизнь - это чудо, а чудо не запретишь. Да здравствует амплитуда, то падаешь, то летишь...»

Андрей Эшпай, Народный артист СССР, Лауреат Государственных Премий, профессор Московской Консерватории, композитор.

«Музыка Толиба всегда красива, ярка и в ней бьется сердце востока и древней нации таджиков. И вместе с тем эта музыка с чертами всех людей на земле. Это и делает ее, мне кажется, понятной и дорогой каждому человеку, какому бы роду он не принадлежал, где бы он не жил, что бы он не делал».

Роман Леденев Народный артист РФ, Лауреат Государственных Премий, профессор Московской Консерватории, композитор.

Этот альбом адресован прежде всего ценителям симфонической и академической балетной музыки, в основу которой положены мелодика и интонации восточного фольклора. Сегодня такие произведения услышишь нечасто. Тем более в исполнении оркестров, что входят в десятку лучших в мире – Лондонского симфонического и симфонического оркестра Мариинского театра. За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев. Гурманы музыки, думаю, уже в предвкушении истинного наслаждения. Однако если о планетарных успехах нашего блистательного дирижера и человека мира написаны десятки статей, то о художественных взлетах творческого гения замечательного таджикского композитора знают пока не все. Музыка Т. Шахиди необыкновенно «информативна» и празднична. Это Восток во всей его жгучей красе и ментальных парадоксах.

Сергей Соседов, музыкальный критик.

МУЗЫКА НЕБЕСНЫХ СФЕР. Автор рецензии - академик, кандидат филологических наук, доцент ГУ-ВШЭ Хуршеда Хамракулова. 29 марта 2012.

Недавно мой юный друг, знающий о моей слабости к симфонической и одновременно о любви к таджикской музыке, загадочно улыбаясь, подарил мне диск. «Это то, что Вам понравится», – уверенно заявил он. И мне приятно сознаться, что он не ошибся. К сожалению, из-за моей занятости я не сразу смогла послушать диск: то на «круглый стол» надо бежать, то на лекции, то на радио опаздываю, то к внуку, которого – увы! – вижу урывками, то на заседание, посвященное организации и проведению общегородского праздника Навруз, одним из инициаторов которого я и являюсь. А тут так получилось, что упала, как подрубленная, с высокой температурой. Чем же еще утешить душу и чем лечиться от жестокой простуды, как не музыкой? Она всегда в самые трудные минуты спасала меня, примиряя с суровой действительностью, поддерживая мою веру в людей и любовь к ближнему, подпитывая мой природный оптимизм, терпящий порой полное фиаско под ударами жизни….

Итак, я вставила в дисковод вожделенный диск, так долго ожидавший своей очереди. И уже через минуту забыла, где нахожусь (и не только из-за высокой температуры!). Несколько дней к ряду вслушивалась я в звуки музыки, от которой была довольно долго оторвана. Известно: московская жизнь, напоминающая бег с препятствиями, не всегда оставляет время для досуга, для эстетических наслаждений, для занятий любимым делом. А теперь… Слушаю и размышляю, размышляю и снова вслушиваюсь в звуки музыки в исполнении Лондонского симфонического оркестра и Оркестра Мариинского театра. Исполнение виртуозное, что, впрочем, неудивительно: и тем, и другим оркестром дирижирует неповторимый маэстро Валерий Гергиев. Звучат симфонические произведения удивительного таджикского композитора Толиба Шахиди. Звучит музыка, а я чувствую, что Шахиди – мой духовный родственник, а не просто соплеменник, ибо душа моя вибрирует навстречу звукам, рожденным его небесным талантом. Мне то грустно, то страшно, то радостно на сердце, то слезы готовы брызнуть из глаз…

Что же меня так трогает? Вот симфоническая поэма «Садо» («Голос»). В этой музыке мне чудится доносящийся из толщи времен голос веков: звуки древней битвы, бег боевой конницы, дробный топот тысяч копыт, звон скрестившихся в смертельной схватке мечей, боевой клич и предсмертные стоны раненых, победный многоголосый крик воинов… И вдруг всё обрывается – душа замирает от таящей угрозу внезапной тишины, в которую настороженно вслушивается участник битвы… И столь же неожиданно на смену рёву трубы и грохоту ударников приходит тихая лирическая мелодия, исторгнутая из самых глубин нежной трепетной души, чутко прислушивающейся к тишине и будто ожидающей от неё какого-то чуда. Здесь тонко выражает себя душа, переполненная нежности, любви и воспоминаний об оставленном где-то там, за бескрайними степями, за высокими горами, далёком доме, где ждет – недождется своего воина возлюбленная жена, склонившаяся над колыбелью младенца, старая мать, выплакавшая все глаза в ожидании любимого сына…

Музыка Шахиди, несомненно, связана невидимыми узами со всей культурой предков, она ею пропитана насквозь. Более того, она из неё выросла. Хотя каким-то чудесным образом она органически связана и с европейской симфонической академической традицией, пришедшей к таджикам не столь давно. Остается загадкой, как таджикскому композитору удается соединить, казалось бы, несоединимое – европейскую музыкальную пластику со стилистикой сугубо таджикской национальной музыки, со свойственным ей высоким эмоциональным накалом, с её, порой, надрывающим душу содержанием, с вкраплениями отзвуков народных таджикских мелодий, с классическими традициями «Шашмакома» и национальной эпической поэзии (да-да, для меня безусловно присутствие эпического духа «Шахнаме» в этом произведении Шахиди!).

Это музыка, в которой чувствуется биение напряженного пульса современной жизни и краски мира давно ушедшего, воспоминания о котором живут в генах представителя народа, создавшего одну из самых неповторимых древних цивилизаций, оказавшую мощное благотворное воздействие на формирование и развитие культур многих сопредельных народов.

Эпический размах симфонической поэмы «Садо» сменяют то драматические, то лирически нежные мелодии балета «Смерть ростовщика», сразу напомнив о классической повести С.Айни. Торжественно приподнятая тональность балета «Сиявуш» (на диске помещен «Танец юношей» из этого балета) и «Шествия вельмож» (из балета «Рубаи Хайяма»), тревожные звуки битвы, чреватой трагедиями («Черные войны»), соседствуют со светлой, прозрачной мелодией, напоминающей звонкие переливы журчащей в горной реке прозрачной воды («Вариация Ситоры» из балета «Рубаи Хайяма»). Звуки горной лавины, обвала (симфоническая картина «Дариус») сменяются мелодией торжественного марша, жизнеутверждающего, насквозь прошитого нежными лирическими мелодиями в национальном духе.

В одной из статей о творчестве Толиба Шахиди я с удивлением прочитала такие, несколько смутившие меня, слова, в которых мне почудилось не совсем точное понимание предмета, о котором мы говорим: «…его (Толибхона Шахиди) стиль нельзя отождествлять с современным европейским стандартом того, каким должен быть композитор из стран Востока… Шахиди не стремится быть цивилизованным «дикарём» и «варваром», эффектно дополняющим антураж современной World Music».

Какое снисходительное превосходство звучит в этих словах! Видно, для автора в качестве эталона существует только одна цивилизация – европейская, которая и диктует некие «стандарты» того, каким должен быть или не быть восточный композитор. На мой непросвещенный взгляд композитор (любой!) должен отвечать только одному ожиданию любителей музыки – быть профессионалом, ни на кого не похожим, со своим неповторимым голосом, а вовсе не соответствовать (и лучше не соответствовать!) неким выдуманным «стандартам».

Толиб Шахиди и есть, слава Аллаху, талантливый, нестандартный композитор, органично сочетающий в своем творчестве европейский академический симфонизм с непростым ладом классической ирано-таджикской музыки, корнями уходящей в глубокую древность. В этом причудливом сочетании и состоит, пожалуй, неповторимая особенность стилистики симфонических произведений замечательного таджикского, глубоко национального, а потому внятного и представителю любого другого народа композитора Толибхона Шахиди.

Трек-лист:


1. САДО - симфоническая поэма
СМЕРТЬ РОСТОВЩИКА. Фрагменты из балета
2. Вариация Кори-ростовщика
3. Адажио
4. Адажио-дуэт
5. Царица денег и смерть Кори
СИЯВУШ. Фрагмент из балета
6. Танец юношей
РУБАИ ХАЙЯМА. Фрагменты из балета
7. Шествие вельмож
8. Вариация Ситоры
9. Черные воины

ОРКЕСТР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Дирижер Валерий ГЕРГИЕВ

10. Концерт для кларнета с оркестром. Cолист - Игорь Федоров
11. ДАРИУС - Симфоническая картина
12. Торжественный марш

Produced by Shakhidi&Sons

© 2012 ЗАО "Империя Музыки". Дистрибьюция: "Фирма МЕЛОДИЯ".

Звукорежиссер Владимир Рябенко. Ассистенты звукорежиссера: Юрий Егоров и Федор Наумов

(Концертный Зал Мариинского театра, оркестр Мариинского театра; Март 2011). Звукорежиссеры записи Лондонским Симфоническим Оркестром - Jonathan Stokes & Neil Hutchinson (компания “Classic Sound”; Август 2010). Мастеринг - cтудия Владимира Осинского (Москва). Отдельная благодарность за содействие и большую дружбу заместителю генерального директора Мариинского театра ФАТИМЕ МИСИКОВОЙ.

Послушать Толибхон ШАХИДИ - "САДО". Симфоническая поэма. Дирижер - Валерий ГЕРГИЕВ