Ассоциация музыкальных театров: Театр жив!

Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац совсем недавно стал не только любимым местом для знакомства с театральным искусством для детей и их родителей, но и центром притяжения ведущих театральных деятелей России.

В театре прошло расширенное собрание Ассоциации музыкальных театров России (АМТР), которую с 2014 года возглавляет художественный руководитель Театра Сац Георгий Исаакян.

Заняв этот пост, режиссёр декларировал, что общение и сотворчество разных театров невероятно важны сегодня. Разобщённость должна остаться в прошлом, и такой форум, как собрание Ассоциации, становится уникальной возможностью исчерпывающе обсудить многие насущные проблемы и наметить планы. В своём выступлении, открывающем программу собрания, Г. Исаакян назвал важнейшими несколько тем, среди которых первой стала копродукция.

Практика совместных постановок давно существует во всем мире, и среди участников собрания были театры, реализовавшие такие проекты, да и в самом Театре Сац заметными постановками стали «Приключения Пиноккио» Дж. Доува и «Маленький Арлекин» К. Штокхаузена. Проблемам и перспективам копродукции было посвящено отдельное закрытое заседание руководителей театров, входящих в АМТР, на котором, по отзывам его участников, каждый почерпнуть важный опыт и оценить, что мешает в плане сотрудничества и создания совместных продуктов.

Вторым важнейшим вопросом Г. Исаакян назвал работу с репертуаром и подчеркнул, что в Театре Сац практически в каждом новом проекте ведётся поиск новых форм общения с юной аудиторией. «Но в этом направлении приходится часто противостоять многочисленному ханжеству, нелепостям, даже дебилизации детей, - подчеркнул режиссёр. - И как флагманы культуры мы призваны противостоять этому отуплению. Это проблема не только России, она актуальна для всего мира. Но я уверен, что оперный театр ДОЛЖЕН разговаривать сложным языком. Именно такой, сложный язык был задействован в спектакле «Маленький Арлекин», жанр которого определялся как авангард для маленьких детей. Я помню наши сомнения, опасения и споры за кулисами: не слишком ли мы рискуем и не слишком ли мы переступаем границы того, что привычно в детском театре?.. А в итоге спектакль сопровождал успех и многие дети не просились выйти из зала, как нас пугали, а воспринимали этот час авангардного искусства совершенно естественно».

Ассоциация музыкальных театров
Ассоциация музыкальных театров

Вот и на собрании Ассоциации музтеатров едва ли не самый большой интерес вызвала ярмарка молодых театральных деятелей, в рамках которой шесть молодых режиссёров и композиторов представили замыслы своих будущих постановок. И эта часть собрания Ассоциации стала самой живой, необычной и неожиданной страницей программы.

Куратор этой лаборатории (названной «Презентация проектов молодых оперных режиссеров и композиторов») - руководитель петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров подчеркнул, что помимо важности такого непосредственного знакомства молодых постановщиков и директоров театров, необходимо сопоставить разные взгляды нового поколения, увидеть сразу многих и наблюдать амплитуду взглядов, - в таком контексте собрание Ассоциации театров России стало подлинным катализатором наиболее ярких и знаковых тенденций театра нового поколения.

Режиссер Олег Еремин, известный постановками и актерскими работами в Александринском театре, представил проект постановки оперы «Альцина» Генделя. По замыслу Еремина, это должен быть кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра - вот чем объясняются возможные купюры. Говоря о своем замысле, Еремин сравнивал его со спектаклями знаменитого Театра марионеток в Зальцбурге, однако кукольный мир в его постановке предполагается соединить с сюрреалистическими картинами-инсталляциями.

26-летний композитор Юрий Лобиков рассказал о своей работе в «Седьмой Cтудии» Кирилла Серебренникова и о спектаклях, к которым писал музыку (они идут в Центр Драматургии и Режиссуры, Театре им. М. Н. Ермоловой, «Гоголь-центре»). Монолог композитора, хоть и показался кое-кому из мэтром излишне подробным, был донельзя самоироничен, а главное - полон уважения к педагогу Лобикова, композитору Александру Маноцкову, которого ученик несколько раз поблагодарил. «Без знаний и умений, данных Маноцковым, на «Охоту на Снарка» я бы точно не отважился», - признался Лобиков. Опера «Охота на Снарка» по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэрролла, фрагменты которой показал композитор, была поставлена в 2012 году Кириллом Серебренниковым и ждет своего нового воплощения.

Александр Созонов рассказал о трёх проектах, каждый из которых крайне необычен. Первый, «Салтан-электро», - современная версия оперы Римского-Корсакова, прочитанной сквозь призму мифологии Толкиена, где часть музыки звучит в электронной аранжировке. Экспликация на первый взгляд выглядит диковато, но странным образом убеждает: и «три девицы», плетущие нити судьбы, - светодиодные ленты, и Гвидон, уподобленный Леголасу, и диджей, чье соло украшает путешествие Гвидона с матерью в бочке - все это может сложиться в яркий спектакль, если только для него найдется театр. Второй проект убедил меньше: рок-опера «Дракон» Д. Марина, где действие одноименной пьесы Шварца перенесено в будущее, через триста лет после Третьей мировой войны, в изложении Созонова выглядела бледной копией фильма Алана Паркера «Стена» по мотивам альбома группы «Пинк Флойд».

Наиболее привлекательно звучало описание третьего проекта - оперы «Сон Немо» по мотивам известного американского комикса «Немо в стране снов». Его герой - мальчик, который видит сны, где он превращается в супергероя и спасает от катастрофы сказочную страну. О будущей опере рассказал композитор Александр Маноцков (его комментарий был самым лаконичным и внятным - максимум информации, ни одного лишнего слова): «Сделать оперу по комиксам – отличная идея! Комиксы – очень архаичная форма, бытовавшая от пещерной живописи до любой житийной иконы – вспомните, вокруг лика святых на иконах – клейма, которые, по сути, являются комиксами – там мало текста, а действие передаётся в картинках. Обычно книжная иллюстрация комментирует текст, а здесь наоборот – картинка намагничивает смысл, и меня как музыканта это очень привлекает. У нас уже сложилась команда, и это важно, что команда существует заранее: художник Виктор Шилькрот, дизайнер Наталья Шендрик, автор либретто Валерий Печейкин. В США уже написали оперу по мотивам этих комиксов, но она вышла очень детская, сентиментальная. А мы хотим сделать что-то подобное русским колыбельным, с детства приучавших детей к мысли о смерти».

Режиссёр театра «Зазеркалье» Василий Заржецкий, начав с рассказа об опыте постановок «Снегурочки» и «Дидоны и Энея», представил проект постановки трех одноактных опер Пуччини. Оперы «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» предполагается поставить как средневековую мистерию о семи смертных грехах. Героями «Плаща», по замыслу Заржецкого, повелевают гнев и похоть, в «Сестре Анжелике» обыгрывается грех гордыни, в «Джанни Скикки» выходят на сцену уже все семь смертных грехов, и помост, который сооружается во время спектакля, становится эшафотом. Когда становится ясно, что спасение невозможно, помост разваливается, все артисты исчезают, остаются только Лауретта и ее возлюбленный. Елизавета Бондарь изложила концепцию постановки «Дон Жуана» Моцарта. Речь шла о том, чтобы использовать в спектакле пространство всего театра с вовлечением публики в действие. В ее видении Дон Жуан и Лепорелло – персонажи ада, похожие на героев средневековых фресок: именно во время исполнения увертюры фреска трескается и из неё появляются герои - туда же в финале и возвращается Дон Жуан.

Подводя итоги, можно без преувеличения сказать, что каждый из проектов молодых режиссёров поражал смелостью, оригинальностью и, порой, некоторым даже безумием идей, однако эта безудержная фантазия была настолько искренней, раскрепощенной и азартной, что невольно заставляла поверить всех в возможность воплощения даже самых эксцентричных замыслов. А еще, убеждала, что театр – жив! Впрочем, уверенность в этом вселяли все мероприятия расширенного собрания Ассоциации, та творческая, увлечённая и доброжелательная атмосфера, объединявшая все обсуждения и конференции. И это – лучшее доказательство нужности и важности инициатив, задуманных Ассоциацией музыкальных театров России.

Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Быстрый поиск: