Музыкальный театр им.Н.Сац

31/03/2019 - 06:00   Classic   Концерты
Премьера оперы «Орландо, Орландо» на музыку Георга Фридриха Генделя и Габриэля Прокофьева позвала в театр «Геликон-Опера».

До начала пресс-показа оперы было приятно пройтись по парадным залам княгини Шаховской и обозреть экспозицию. А там были выставлены гобелены с сюжетами «галантного века», с атрибутикой, соответствующей этому направлению. Много цветов, изящные дамы и кавалеры, музыкальные инструменты. Понятно, что герои этих картин заняты мыслями о высоких материях.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Композитор Гендель принадлежал веку сентиментализма, который в Европе длился довольно долго, вырабатывая прочные основы этого значимого направления в искусстве. Главным было обращение к сфере изысканных чувств, к «жизни сердца» и всему тому, что с этим связано.

Перед началом спектакля гендиректор и худрук театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман, - добрейший, хлебосольный, абсолютно традиционно московский по нормам нашего гостеприимства хозяин, - представил постановочную команду премьерной оперы. Ими оказались и наши люди, и гости из Европы абсолютно партикулярного, лучше сказать, совсем нетрадиционного для такого торжественного случая вида. Это, прежде всего, режиссёр-постановщик Георгий Исаакян, дирижёр-постановщик Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания), художник-постановщик Хартмут Шоргхоффер (Австрия), а также хормейстер Евгений Ильин и художник по свету Алексей Николаев. Композитор Габриэль Прокофьев, внук Сергея Прокофьева, участвовал в спектакле как автор техно-музыки, которая по ходу сценического действия звучит в ночном клубе.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Кроме того, как рассказал музыкальный руководитель постановки Эндрю Лоуренс Кинг, в оркестре используются музыкальные инструменты эпохи барокко. Клавесин, принадлежащий театру «Геликон-Опера», а также теорба. А вот барочную арфу Эндрю привёз с собой. Все эти непростые усилия были предприняты с целью создания барочного стиля исполнения и, особенно, для достижения барочного ритма, со слов Эндрю.

Исходную позицию спектакля Эндрю Лоуренс Кинг определил как видение окружающего мира избирательно, в зависимости от того, какой телеканал мы смотрим, что читаем в соцсетях. Из этого складывается наше представление об окружающем мире. Это та информационная среда, которая формирует наши представления о мире вокруг нас. И тут важно задать самим себе вопросы: что происходит? почему? кто это сделал?, - считает Эндрю.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Исторической основой сюжета оперы послужили трагические события 2016 года в Орландо, в штате Флорида, когда в ночном гей-клубе произошло массовое убийство. Ответственность за произошедшее взяла на себя запрещенная в РФ организация «Исламское государство». Хозяйка ночного клуба превратила это место в мемориал, надеясь, что оно станет местом исцеления.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Всех главных героев оперы, а это молодые люди, - сам Орландо (Рустам Яваев), Доринда (Елена Семёнова), Анжелика (Юлия Щербакова) и Медоро (Ирина Рейнард), - объединяет поиск любви, поиск гармонии с окружающим миром. Если герои обретают гармонию в любви, то их мир не терпит насилия, как это происходит у Анжелики и Медоро. Герои проходят испытания любовью, ненавистью, ревностью, жаждой мести. Орландо в своих поисках приходит к мысли о мести всему миру. Его попытки заставить Анжелину полюбить себя терпят крах. В припадке безумия Орландо убивает всех вокруг. Он остаётся один над телами убиенных. Сия картина повергает Орландо в ужас.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Понятно, что содержание представленной оперы достаточно мрачно. Отсюда и постановочное решение избирает мрачные краски. В основном, это почти голая сцена, чёрные стены, световые блики на фоне черноты. Костюмы героев не привязаны ни ко времени, ни к индивидуальностям персонажей. Они вне времени, вне культур, они никакие и могут быть всегда и везде. Этим определяется их универсальность.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Премьера состоялась. Актуальность избранной темы очевидна. Всё представленное на сцене кого-то обратило к невесёлым мыслям о том, что происходит вокруг нас каждый день, а кого-то и к горьким личным воспоминаниям о пережитом. Только барочная тема в спектакле, аутентичное звучание музыкальных инструментов той эпохи напоминает нам о красоте и гармонии, к которым во все времена стремился человек.

«Орландо, Орландо» в «Геликон Опере»

Людмила КРАСНОВА
Фото: Ирина Шымчак и Антон Дубровский

29/08/2018 - 09:54   Classic   Новости
Сегодня Театр Наталии Сац можно назвать настоящим центром барочной и ренессансной оперы в Москве: здесь можно не только услышать старинные оперы, но и увидеть их в полноценном сценическом, а не концертном, воплощении – и не в формате фестивального разового показа, а как репертуарные спектакли, которые регулярно появляются в афише.

Это стало возможно благодаря тому, что вот уже несколько лет театр возглавляет Георгий Исаакян, один из открывателей и пропагандистов опер Ренессанса и Барокко в России, режиссер, который поставил целый ряд старинных партитур, среди которых: «Альцина» и «Геракл» Георга Фридриха Генделя, «Китаянки» Кристофа Глюка, «Орфей» Клаудио Монтеверди, «Игра о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко и другие. «Как ни странно, первые образцы оперы как жанра явились величайшими ее вершинами, которые и четыреста лет назад, и сегодня вызывают восхищение», – говорит он. Близким другом Театра Наталии Сац, центра старинной оперы в современной музыкальной России, стал Эндрю Лоуренс-Кинг, один из самых авторитетных и именитых барочных арфистов мира, лауреат премий Grammy, Echo, Gramophone, основатель ансамбля The Harp Consort, создатель Академии старинной оперы OPERA OMNIA в Театра Наталии Сац. Под его музыкальным руководством в театре были осуществлены такие постановки, как «Игра о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери (1600) – первая итальянская опера, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко (1660) – первая испанская опера.

«Любовь убивает»
«Любовь убивает»

Вместе Георгий Исаакян и Эндрю Лоуренс-Кинг создали на базе Театра Наталии Сац Академию старинной оперы OPERA OMNIA. «В России интерес к барочной музыке возник относительно недавно, и, в основном, прикосновения к этой богатейшей культуре носят разовый характер: привозят европейский спектакль по старинной опере, все смотрят его как некий образец, и его увозят. Но так техникой не овладеешь. С одной стороны, наша Академия носит аутентичный, исследовательский характер, с другой неразрывно связана с живым театром, - рассказывает Георгий Исаакян. - На занятиях прорабатываются конкретные партитуры, проводятся мастер-классы для инструменталистов, вокалистов, режиссеров, музыковедов. Заканчивается же каждая сессия показом подготовленной со студентами постановки. В прошлом году ею стало театральное исследование / реконструкция утраченной оперы Клаудио Монтеверди «Аrianna a la recherche / Ариадна — в поисках утраченного». Студенты Академии этого года будут работать над партитурой оперы Генри Перселла «Король Артур».

Расписание Осенней сессии OPERA OMNIA

2 — 11 сентября — мастер-классы всемирно известных мастеров музыки барокко Эндрю Лоуренса-Кинга, Хавьера Диаз Латорре, Майкла Чанса и Тани Скок для вокалистов, инструменталистов, артистов, музыковедов. Участие по регистрации: https://www.facebook.com/katerina.antonenko или https://www.opera-omnia.net/kingarthur2018

2 сентября — лекция Георгия Исаакяна «Режиссер в барочной опере в современном музыкальном театре» \ 12.00, Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

3 сентября - лекция Эндрю Лоуренса-Кинга на тему «Дирижер в барочной опере в современном музыкальном театре» \ 12.00, Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

2-3 сентября — конференция Round Table Academy, посвященная Генри Перселлу \ 14.00 — 18.00, Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

3 сентября - Гала-концерт студентов осенней сессии Академии старинной музыки OPERA OMNIA. В программе — произведения Генри Перселла \ 19.00, Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

6 сентября - Гала-концерт всемирно известных мастеров мастеров барочной музыки: арфиста-виртуоза, основателя ансамбля The Harp Consort, лауреата премий Grammy, Echo и Gramophone маэстро Эндрю Лоуренса-Кинга, легендарного контр-тенора, директора The Grange Festival Майкла Чанса, испанского гитариста, профессора кафедры старинных щипковых в ESMUC Хавьера Диаз Латорре, и Тани Скок, специалиста по барочному танцу. \ 19.00. Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

12 и 13 сентября – заключительный показ студентов осенней сессии Академии старинной музыки OPERA OMNIA: Генри Перселл «КОРОЛЬ АРТУР» \ 19.00 Малая сцена МГАДМТ им. Н.И. Сац

21/06/2017 - 17:47   Classic   Новости
Заключительной премьерой сезона в Театре имени Наталии Сац станет премьера оперы Владимира Мартынова “Упражнения и танцы Гвидо” в постановке Георгия Исаакяна.

“Это уникальное произведение создано Владимиром Мартыновым, одним из лидеров советского еще авангарда, одним из главных экспериментаторов с электронной музыкой. Он написал оперу фактически о возникновении музыки – музыки в том виде, какой мы сегодня ее знаем; произведение, которое за 20 лет его существования ни один театр пока не рискнул поставить. – говорит режиссер. – Это история об одном из главных для мировой культуры персонажей, о великом Гвидо д’Ареццо, придумавшем тот нотный стан, которым мы пользуемся уже тысячу лет. Эта опера равно важна и как произведение для изысканных профессионалов, и как просвещенческое, образовательное полотно, потому что в ней рассказывается о том, чего сегодня уже практически никто не помнит: что когда-то не было ни нот, ни нотного стана, ни современной системы записи музыки, и что это все придумал один человек, бенедиктинский монах, который жил на рубеже Х-ХI веков, тот самый Гвидо. Каждый эпизод оперы основан на одной из ступеней музыкальной гаммы – и в спектакле тоже будет семь картин. Семь – вообще очень важное число для спектакля, ведь семь ступеней нотного стана – это семь небесных сфер, семь цветов светового спектра, семь дней творения, семь чудес света… – тот шифр, за которым кроется идеальная гармония, ключ к музыке, что способна открыть любое человеческое сердце”.

Упражнения и танцы Гвидо
Упражнения и танцы Гвидо

Театр создает этот спектакль в пространстве живописного цеха, где на полу разложены театральные задники, кисти и краски, в зале, где создаются декорации к спектаклям; и что сама дорога в это пространство – через закулисье – и посещение этого зала превратится для зрителя в необычное путешествие.

Музыкальным руководителем и дирижером спектакля будет главный дирижер театра Алевтина Иоффе, художником-постановщиком – Валентина Останькович, художником по свету – Евгений Ганзбург.

Премьерой оперы Владимира Мартынова завершится нынешний театральный сезон.

27, 28 и 29 Июня, Театр имени Наталии Сац, 19:00.

10/05/2017 - 11:28   Classic   Новости
Анна Нетребко и Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац - стали лауреатами Международной оперной премии Opera Awards.

Церемония вручения состоялась 7 мая в Лондоне на сцене Английской национальной оперы в здании "Колизей" (Coliseum). Об этом ТАСС сообщил вернувшийся с наградой в Москву художественный руководитель театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.

По его словам, русская опера сегодня - одна из важнейших составляющих европейской карты музыкального театра. "Оперы Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича не сходят с афиш крупнейших театров континента, а российские певцы, музыканты, дирижеры и режиссеры входят в мировую элиту этого вида искусства", - отметил Исаакян.

"Теперь театр Наталии Сац и его обширная образовательная и просветительская работа удостоились престижной Международной оперной премии Opera Awards. Мы очень гордимся этим и благодарим наших коллег из Европы за такую высокую оценку нашей деятельности", - сказал худрук.

Анна Нетребко
Анна Нетребко

Исаакян также проинформировал, что лауреатами премии вместе с театром имени Наталии Сац стали в 2017 году Лионская опера, Гранд Опера Хьюстона, Штутгартская опера, Лондонская национальная опера, а также исполнители: Анна Нетребко, которая получила приз как лучшая оперная певица, и Лоуренсе Броунли, названный лучшим оперным певцом года.

15/03/2017 - 10:16   Classic   Новости
В Театре Наталии Сац открывается «Неделя старинной оперы», приуроченная к Международному дню старинной музыки, который отмечается 21 марта.

Откроется «Неделя старинной оперы» 16 и 17 марта спектаклем «Игра о Душе и Теле», первой в России и на русском языке постановкой оперы итальянского композитора Эмилио де Кавальери, написанной в 1600 году. Этот спектакль стал первой совместной работой Георгий Исаакяна и одного из самых авторитетных и именитых барочных арфистов мира, лауреата премий Grammy, Echo, Gramophone, и основателя ансамбля The Harp Consort Эндрю Лоуренса-Кинга, который стал музыкальным руководителем и дирижером постановки. «Игра о Душе и Теле» была удостоена специального приза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2013 году и уже четыре сезона с успехом идет на Малой сцене.

18 и 19 марта в Театре Наталии Сац состоятся мастер-классы Эндрю Лоуренса-Кинга по барочной опере. На них маэстро расскажет об испанской опере эпохи Барокко и проведет занятия для певцов и музыкантов, которые играют на инструментах группы Континуо (особенно клавишных, органа, клавесина и регаля), лютневых и барочных гитарах, барочной арфе.

Сцена из оперы
Сцена из оперы "Любовь убивает"

21 марта, в честь Международного дня старинной музыки, в театре пройдет открытая репетиция оперы Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает» по пьесе Педро Кальдерона, а 22 и 23 марта можно увидеть и сам спектакль, который Георгий Исаакян поставил вместе с Эндрю Лоуренсом-Кингом в нынешнем сезоне.

10/02/2017 - 02:24   Classic   Новости
Глава правительства Дмитрий Медведев распорядился присудить 16 премий в области культуры. Согласно документу, опубликованному на сайте кабмина, размер премии составляет 1 миллион рублей.
Награды правительства получат в том числе дирижер Юрий Башмет и его директор Дмитрий Гринченко (за создание Всероссийского юношеского симфонического оркестра), пианист Денис Мацуев (за фестиваль «Звезды на Байкале»), худрук театра им. Сац Георгий Исаакян и композитор Александр Чайковский (за оперу «Легенда о граде Ельце»), руководители Национального ансамбля песни и пляски Карелии «Кантеле» (за программу «Русские Карелии»), худрук Хора Турецкого Михаил Турецкий (за проект «Праздник песни - народное караоке №1 в стране», генеральный директор Музея им. Глинки Михаил Брызгалов (за выставку «Гимн России»), авторам цикла Благотворительного фонда Владимира Спивакова «Дети - детям».
Юрий Башмет дирижирует Всероссийским юношеским симфоническим оркестром
Юрий Башмет дирижирует Всероссийским юношеским симфоническим оркестром

Премии присуждаются деятелям и работникам культуры за наиболее талантливые произведения в области литературы, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, циркового и аудиовизуального искусства, архитектуры и дизайна, за выдающуюся просветительскую деятельность в сфере культуры, а также за создание для детей и юношества наиболее талантливых творческих проектов и произведений.

29/11/2016 - 14:43   Classic   Новости
Театр имени Наталии Сац презентует детскую оперу «Ноев ковчег» крупнейшего английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена.

К специально созданным для детской аудитории произведениям оперного жанра в наследии Бриттена принадлежат оперы «Маленький трубочист, или Давайте делать оперу» и «Ноев ковчег».

Опера основана на знаменитой библейской притче из «Книги Бытия» о Великом потопе, о гибели и возрождении жизни на Земле. Либретто базируется на текстах Честерского средневекового миракля XVI века по мотивам ветхозаветной истории о Ноевом ковчеге. Миракли (от латинского слова miraclium – «чудо») – средневековый жанр театрализованного представления, основанного на сюжетах из жизни святых или из Священного писания.

Задумывая детскую оперу, композитор предполагал, что дети будут не только в зрительном зале – он предусмотрел участие детей в исполнении произведения. Взрослым певцам поручены роли Господа Бога, Ноя и его супруги, в то время как роли детей героя, а также роли животных, которым суждено обрести спасение в ковчеге, рассчитаны на юных исполнителей.

Впрочем, не только участие сверстников в спектакле способно увлечь детей при просмотре оперы «Ноев ковчег». Композитор включает в партитуру множество остроумных звуковых приемов. Наряду с эффектными, но все-таки традиционными ударными инструментами – такими, как литавры или колокольчики – здесь можно услышать такие необычные «музыкальные инструменты», как чашки, подвешенные на веревке, или даже… наждачная бумага. А звукоизобразительные эпизоды (такие как раскаты грома, шум морской стихии, появление радуги, символизирующее божественный исход) прекрасно демонстрируют богатство палитры оркестровых инструментов и их разнообразие тембровых красок.

Однако, красота музыки не затмевает главной идеи произведения, направленного на познание библейских истин и основ веры. Поэтому изначально композитор не предполагал театральных постановок этой оперы, она предназначалась лишь для исполнения в церкви или в духовных училищах и воскресных церковных школах. Премьера оперы состоялась 18 июня 1958 года в церкви Орфорд (графство Суффолк) в рамках Альдебургского фестиваля. Очень быстро опера стала любимой детской постановкой в церквях. Первой «светской» постановкой оперы можно считать её исполнение на телевидении 22 июня 1964 года, а премьера на радио последовала 30 ноября того же года. Сегодня «Ноев ковчег» Бриттена считается одним из ключевых произведений для детей в оперном жанре и ставится на сценах крупнейших театров мира.

Музыкальный театр им.Н.Сац
Музыкальный театр им.Н.Сац

Театр имени Наталии Сац предлагает свою версию этого оперного шедевра. К персонажам оперы добавлены Адам и Ева, Каин и Авель, наверняка самый непосредственный отклик у детей вызовет стремящийся попасть в ковчег великан Ог... Привлекая новых действующих лиц, режиссёры спектакля Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов стремились подчеркнуть эпический характер оперы.

«За время работы над спектаклем мы изучили огромное количество материалов о всемирном потопе», - рассказывают постановщики, - «Открытия, сделанные нами, нашли отражение в спектакле. У нас это рассказ не про веселый круиз с животными, как в некоторых современных интерпретациях для детей. Это история о тяжком труде, силе и сплоченности семьи, которой удалось пронести свет через гибель всего мира. Им удалось возродить мир заново. В нашем спектакле мы используем кукол, анимацию и элементы теневого театра на огромном экране, добавляем танцевальные эпизоды… У нас на сцене вообще будет много необычного, как и должно быть в детском спектакле».

20/11/2015 - 04:22   Classic   Концерты
В оперной жизни Москвы произошло очень важное событие — сразу в двух театрах столицы состоялась премьера оперы малознакомого россиянам чешского композитора Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

К его произведению обратились Детский музыкальный театр им. Сац, посвятив спектакль 50-летию театра, и Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского. Постановки очень разные, они даже по-разному называются: в Театре им. Сац — «Лисичка. Любовь», в Театре им. Покровского - «Лиса-плутовка».

Леош Яначек занимает в истории чешской музыки такое же значимое место, как и его старшие соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Помимо того, что Яначек является крупным композитором, он еще незаурядная и разносторонняя личность - известен как педагог, фольклорист, дирижер, критик, теоретик, организатор филармонических концертов и Органной школы в Брно, создатель музыкальной газеты. Увлекался русской культурой, написал произведения по мотивам русской литературы, среди которых оперы «Катя Кабанова» по пьесе А. Островского «Гроза», «Из мёртвого дома» по Достоевскому, создал кружок по изучению русского языка.

Сегодня Леош Яначек - востребованный на Западе оперный композитор. Самой же известной является его опера «Похождения Лисички-плутовки», которая признана классикой мировой оперы. У нас же в стране его оперы — очень редкие гостьи, а его «Лисичку» поставили единственный раз в Свердловске, в далеком 1989 году.

В 1920 году в чешской газете «Народные новости» были опубликованы комиксы журналиста Рудольфа Тесноглидека и художника Станислава Лолека о похождениях Лисы-плутовки. Композитора они заинтересовали. Постепенно заинтересованность переросла в идею написать оперу, где среди действующих лиц появились бы звери и птицы, а главной героиней стала бы хитрая лисица. Позднее он написал в «Автобиографии»: «Я играл с Лисой-Остроушкой, будто бы приручая ее. Удивительно, но ее рыжий мех постоянно сверкал перед моими глазами». В 1923 году Яначек завершил оперу, премьера которой состоялась 6 ноября 1924г. в Национальном театре Брно, и с тех пор «Лисичка-плутовка» не покидает мировые сценические подмостки.

Либретто создал сам композитор на основе комиксов. Сохранив картины живой природы, где все взаимосвязано, и несколько изменив акценты, он написал сложную и удивительную по красоте музыку. Насытил ее таким глубоким содержанием и массой подтекстов, что каждый зритель, начиная от маленьких детишек и кончая старшим поколением, найдет в ней для себя самое важное и необходимое на сегодняшний день. При этом никто не останется равнодушным к истории Лисички. Опера семидесятилетнего композитора начала прошлого века оказалась современной и интересной на все времена.

Лисичка — Вера Азикова, Лис — Юлия Макарьянц
Лисичка — Вера Азикова, Лис — Юлия Макарьянц

Каждый из московских режиссеров тоже выбрал свое направление для разговора со зрителем. Худрук Детского музыкального театра им. Н. Сац Георгий Исаакян считает, что «детей надо воспитывать на высокой музыке, на сложной музыке. Ребенок готов ее слушать. Но ему нужен модератор. Хороший учитель, собеседник». И театр им. Сац стал таким умным учителем... Правда, Исаакян делает небольшую оговорку. «У нас получился совсем не детский спектакль. Именно поэтому мы решились на смену названия, чтобы даже на уровне афиши дать понять, что эта «Лисичка» — не для трехлеток. Наша работа адресована в первую очередь подросткам, тинейджерам, молодым людям, только вступающим во взрослую жизнь, задумывающимся о ее смысле, о любви, о потерях и своем месте в этом огромном, сложном и прекрасном мир». Но спектакль так умело поставлен Исаакяном, что и дети помладше тоже найдут в нем «свое», и им не будет скучно.

Свою лепту, более чем важную, внес в постановку дирижёр Евгений Бражник. Он сделал собственную редакцию оперы для театра, исходя из возможностей труппы и оркестра, и сделал это высоко профессионально и музыкально. Оркестр звучит превосходно, и не смотря на сокращение музыкального материала, слушатели успевают насладиться изысканной и не простой постмодернистской музыкой Яначека, увидеть и услышать объемные характеры главных зверушек и людей. Текст тоже пришлось редактировать с учетом перевода с чешского языка на русский. Но если с музыкой все в порядке, то с текстом сложнее, не у всех исполнителей хорошо с дикцией. Не все доносят слово, а оно так важно в опере Яначека, иносказательной и философской. Конечно, надо работать над дикцией еще более тщательно, но здесь не помешали бы и титры, с помощью которых зритель, что не дослышит, то «дочитает».

Спектакль Георгия Исаакяна - притча о цикличности жизни, и художники Филипп Виноградов и Валентина Останькович в этом направлении очень удачно оформили спектакль. На сцене большой наклонный помост. Вокруг него хор, миманс, детская группа — черные костюмы, яркие шапочки-полумаски и перед нами зайцы с белыми длинными ушами, лисички с острыми рыжими ушками, лягушки с выпуклыми глазами и зеленой головкой, дятел в ярко красной шапочке, барсук, сова и сойка, порхают бабочки, летают жуки. На помосте меняются времена года, и идет жизнь обитателей небольшой деревушки и героини оперы Лисички с семейством. Слуги просцениума быстро и четко меняют детали оформления: лето сменяет осень, за ней приходит зима, затем весна и опять лето. Так будет всегда, и в этом смысл жизни. Постановщики Бражник, Исаакян, Виноградов и Останькович рассказали своим зрителям историю маленькой рыжей лисички-плутовки, которая вырастает, влюбляется, заводит очаровательных лисят и погибает, защищая своих детишек от браконьера. Сделали это убедительно, превратив банальную историю из жизни зверей в серьезные раздумья о жизни человека, с ее радостями и большими потерями, как поется в песне Давида Тухманова получилась «радость со слезами на глазах».

Лисичка — Вера Азикова, Пес — Константин Ивин
Лисичка — Вера Азикова, Пес — Константин Ивин

Хочется сказать о трех актерских удачах. Это прежде всего Вера Азикова — исполнительница роли Лисички-плутовки. Красивая, стройная пластичная певица и актриса, с ярким выразительным голосом, очень органичная. Ей подвластна целая гамма вокальных и пластических красок. Она может быть злобной и влюбленной, озорной и задумчивой, по-матерински заботливой и отчаянной в своих проказах. Под стать ей и ее избранник – Лис Златогривек в исполнении Юлии Макарьянц. Стройный, изящный, очень нежный и влюбленный. Лучшей у них была сцена любовного свидания. А как они спели дуэт! Проникновенно, красиво и самозабвенно. Какую же «человеческую» музыку написал Леош Яначек для своей Лисички и ее любимого Лиса! На уровне лучших классических «взрослых» шедевров. Денис Болдов в роли Егеря раскрылся только во второй части спектакля. В первой, очевидно из-за волнения, он был скован, вокально и актерски маловыразителен. Во втором акте Денису Болдову удалось подняться над бытом и раскрыть душу егеря-философа. Его размышления наполнились смыслом и завоевали внимание зрителей, и артист смог на высоком духовном уровне закончить потрясающую оперу – притчу Леоша Яначека.

Сцена из спектакля «Лиса-плутовка»
Сцена из спектакля «Лиса-плутовка»

Главный режиссер Театра им. Покровского Михаил Кисляров поставил спектакль «Лиса-плутовка», ориентируясь прежде всего на взрослого зрителя. Музыкальный руководитель театра Геннадий Николаевич Рождественский, знаток и интерпретатор чешской музыки, взял для постановки камерную редакцию оперы, сделанную английским композитором Джонатаном Давом, осуществив тем самым ее российскую премьеру. Как показала премьера театра им. Покровского, режиссер и дирижер не были единомышленниками, каждый из них шел в своем направлении.

Спектакль Кислярова начался еще до начала оперы Яначека. Зритель, входящий в зал, слышал звучащую современную музыку, под которую на сцене танцевали молодые люди то ли в кафе, то ли в дискотеке. Режиссер ввел в свой спектакль персонаж, о котором говорят на протяжении всей оперы, но который так и не появляется на сцене. Это таинственная и прекрасная девушка Теринка, в нее влюблена вся деревня, ее постоянно обсуждают, а в финале из разговоров героев оперы зрители узнают, что девушка наконец согласилась выйти замуж за охотника-браконьера Гарашту. Теринка постоянно будет появляться в течение всей оперы. Свою героиню, лишенную текста, режиссер наградил пластикой, танцем и яркой внешностью: роскошные длинные рыжие волосы, длинное ярко рыжее платье. На эту роль пригласили Уну Ягер, артистку «Театра в полях» (Чехия). Танцевала она великолепно. Но кто же эта рыжеволосая красавица? То ли это лисица в человеческом обличье, то ли второе «я» героини Лисички-плутовки. Во всяком случае, судьба девушки счастливей. По иронии судьбы Лисичку убивает жених Теринки, и, очевидно, шкурка животного станет подарком его будущей жене. Жизнь продолжается. Это хотел нам сказать режиссер?

Настало время начала оперы. В зале погас свет. Появился Геннадий Николаевич, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка Яначека. Оркестр играл замечательно, Рождественский вдохновенно творил оперу своего любимого композитора, с тонкостями и подтекстами. Но постепенно дискотечная атмосфера начала проникать в оперу: много суеты, шума, танцев... А в лесу не любят шум ни люди, ни звери. Разве что медведь с треском будет выбираться из чащобы.

Лиса - Екатерина Ферзба
Лиса - Екатерина Ферзба

Певцы стали петь громко и невыразительно. Екатерина Ферзба, отличная певица и очаровательная Лисичка, сначала уверенно шла за дирижером, но и она постепенно перешла на громкое пение. А уж когда появился Лис-Игорь Вялых, то уж тут все утонуло в крике. Игорь Вялых оказался очень неудачным исполнителем этой роли. Огромный, неповоротливый и кричащий— вот такой нам достался Лис Златогривек. Одна из зрительниц сначала даже приняла его за медведя. Этому артисту наверное уместнее было бы играть медведя. Но не написал композитор партию медведя. Одну из лучших в опере любовную сцену Лисички-плутовки и Лиса Златогривека, покоряющую красотой и одухотворенностью, наполненную нежнейшим и огромным чувством, Екатерина Ферзба и Игорь Вялых благополучно прокричали. Особенно в этом преуспел Игорь Вялых. А ведь Леош Яначек написал такую проникновенную и страстную любовную песнь в честь своей любимой женщины Камиллы Штёссловой.

Лесничий - Александр Полковников
Лесничий - Александр Полковников

Наверное, единственный певец прошел с Рождественским всю оперу— это Александр Полковников в роли Егеря или, как его обозначили в программке, Лесничего. Этот серьезный певец и артист, тонко чувствующий музыку, попытался и довольно успешно раскрыть душу своего героя, который олицетворяет самого композитора, с его болью, сомнениями, любовью и надеждами. Другое дело, что в постановке превалировала дискотечная атмосфера.

По-своему спектакль Михаила Кислярова интересный, современный, наполненный энергетикой, но …как же он далек от оперы Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Елена ЛАПИНА и Ольга ЧУМАЧЕНКО

17/03/2015 - 18:25   Classic   Анонсы
Театр имени Наталии Сац представляет уникальную постановку – оперу «Женитьба» Александра Гречанинова.

Партитура «Женитьбы» по праву признана подлинным музыкальным раритетом – ноты этого, одного из последних сочинений Гречанинова долго считались утерянными, и своё сценическое воплощение опера получила благодаря исследованиям дирижёра Театра имени Н.Сац Леопольда Гершковича, 80-летию которого посвящена премьера.

Первое сценическое воплощение опера получила на Малой сцене Театра Сац в апреле 2009 года, но тогда опера исполнялась в сопровождении фортепиано, потому что симфоническая партитура к тому времени еще не была восстановлена. Сейчас работа по расшифровке сохранившихся записей нотного материала завершена, и теперь, с фактом реконструкции симфонической партитуры, можно говорить о полноценном сценическом воплощении редкой оперы Гречанинова.

- Опера «Женитьба» - интереснейшая и очень колоритная партитура Гречанинова. Она стала практически музыкальным завещанием композитора. В опере использована система лейтмотивов, благодаря которой каждый герой получает яркую характеристику, умело и тонко в ткань вкрапливаются элементы русского фольклора, - рассказывает Л.Гершкович. - Так, в сцене, где Кочкарёв описывает будущую семейную жизнь Подколёсина, композитор использует мотив русской народной песни «Вдоль по Питерской», а в 3 картине в песне Агафьи Тихоновны слышны интонации народного причитания с характерным недоговариванием последнего слова.

Премьера симфонической версии «Женитьбы» 22 марта завершает цикл постановок, посвящённых юбилею Леопольда Гершковича. В этот юбилейный ряд с 8 по 22 марта вошли: балет «Лебединое озеро» и «Синяя птица», оперы «Снежная королева» и «12 месяцев». Финалом ретроспективы юбилейных спектаклей М.Гершковича, 22 марта на Малой сцене Театра Сац, станет премьера симфонической версии камерной оперы «Женитьба» одного из последних русских композиторов-классиков – Александра Гречанинова. Режиссёр-постановщик спектакля А.Леонов, художник Анна Нежная.

22 марта, начало в 18.00
Малая сцена

13/11/2014 - 05:08   Classic   Новости
Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац совсем недавно стал не только любимым местом для знакомства с театральным искусством для детей и их родителей, но и центром притяжения ведущих театральных деятелей России.

В театре прошло расширенное собрание Ассоциации музыкальных театров России (АМТР), которую с 2014 года возглавляет художественный руководитель Театра Сац Георгий Исаакян.

Заняв этот пост, режиссёр декларировал, что общение и сотворчество разных театров невероятно важны сегодня. Разобщённость должна остаться в прошлом, и такой форум, как собрание Ассоциации, становится уникальной возможностью исчерпывающе обсудить многие насущные проблемы и наметить планы. В своём выступлении, открывающем программу собрания, Г. Исаакян назвал важнейшими несколько тем, среди которых первой стала копродукция.

Практика совместных постановок давно существует во всем мире, и среди участников собрания были театры, реализовавшие такие проекты, да и в самом Театре Сац заметными постановками стали «Приключения Пиноккио» Дж. Доува и «Маленький Арлекин» К. Штокхаузена. Проблемам и перспективам копродукции было посвящено отдельное закрытое заседание руководителей театров, входящих в АМТР, на котором, по отзывам его участников, каждый почерпнуть важный опыт и оценить, что мешает в плане сотрудничества и создания совместных продуктов.

Вторым важнейшим вопросом Г. Исаакян назвал работу с репертуаром и подчеркнул, что в Театре Сац практически в каждом новом проекте ведётся поиск новых форм общения с юной аудиторией. «Но в этом направлении приходится часто противостоять многочисленному ханжеству, нелепостям, даже дебилизации детей, - подчеркнул режиссёр. - И как флагманы культуры мы призваны противостоять этому отуплению. Это проблема не только России, она актуальна для всего мира. Но я уверен, что оперный театр ДОЛЖЕН разговаривать сложным языком. Именно такой, сложный язык был задействован в спектакле «Маленький Арлекин», жанр которого определялся как авангард для маленьких детей. Я помню наши сомнения, опасения и споры за кулисами: не слишком ли мы рискуем и не слишком ли мы переступаем границы того, что привычно в детском театре?.. А в итоге спектакль сопровождал успех и многие дети не просились выйти из зала, как нас пугали, а воспринимали этот час авангардного искусства совершенно естественно».

Ассоциация музыкальных театров
Ассоциация музыкальных театров

Вот и на собрании Ассоциации музтеатров едва ли не самый большой интерес вызвала ярмарка молодых театральных деятелей, в рамках которой шесть молодых режиссёров и композиторов представили замыслы своих будущих постановок. И эта часть собрания Ассоциации стала самой живой, необычной и неожиданной страницей программы.

Куратор этой лаборатории (названной «Презентация проектов молодых оперных режиссеров и композиторов») - руководитель петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров подчеркнул, что помимо важности такого непосредственного знакомства молодых постановщиков и директоров театров, необходимо сопоставить разные взгляды нового поколения, увидеть сразу многих и наблюдать амплитуду взглядов, - в таком контексте собрание Ассоциации театров России стало подлинным катализатором наиболее ярких и знаковых тенденций театра нового поколения.

Режиссер Олег Еремин, известный постановками и актерскими работами в Александринском театре, представил проект постановки оперы «Альцина» Генделя. По замыслу Еремина, это должен быть кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра - вот чем объясняются возможные купюры. Говоря о своем замысле, Еремин сравнивал его со спектаклями знаменитого Театра марионеток в Зальцбурге, однако кукольный мир в его постановке предполагается соединить с сюрреалистическими картинами-инсталляциями.

26-летний композитор Юрий Лобиков рассказал о своей работе в «Седьмой Cтудии» Кирилла Серебренникова и о спектаклях, к которым писал музыку (они идут в Центр Драматургии и Режиссуры, Театре им. М. Н. Ермоловой, «Гоголь-центре»). Монолог композитора, хоть и показался кое-кому из мэтром излишне подробным, был донельзя самоироничен, а главное - полон уважения к педагогу Лобикова, композитору Александру Маноцкову, которого ученик несколько раз поблагодарил. «Без знаний и умений, данных Маноцковым, на «Охоту на Снарка» я бы точно не отважился», - признался Лобиков. Опера «Охота на Снарка» по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэрролла, фрагменты которой показал композитор, была поставлена в 2012 году Кириллом Серебренниковым и ждет своего нового воплощения.

Александр Созонов рассказал о трёх проектах, каждый из которых крайне необычен. Первый, «Салтан-электро», - современная версия оперы Римского-Корсакова, прочитанной сквозь призму мифологии Толкиена, где часть музыки звучит в электронной аранжировке. Экспликация на первый взгляд выглядит диковато, но странным образом убеждает: и «три девицы», плетущие нити судьбы, - светодиодные ленты, и Гвидон, уподобленный Леголасу, и диджей, чье соло украшает путешествие Гвидона с матерью в бочке - все это может сложиться в яркий спектакль, если только для него найдется театр. Второй проект убедил меньше: рок-опера «Дракон» Д. Марина, где действие одноименной пьесы Шварца перенесено в будущее, через триста лет после Третьей мировой войны, в изложении Созонова выглядела бледной копией фильма Алана Паркера «Стена» по мотивам альбома группы «Пинк Флойд».

Наиболее привлекательно звучало описание третьего проекта - оперы «Сон Немо» по мотивам известного американского комикса «Немо в стране снов». Его герой - мальчик, который видит сны, где он превращается в супергероя и спасает от катастрофы сказочную страну. О будущей опере рассказал композитор Александр Маноцков (его комментарий был самым лаконичным и внятным - максимум информации, ни одного лишнего слова): «Сделать оперу по комиксам – отличная идея! Комиксы – очень архаичная форма, бытовавшая от пещерной живописи до любой житийной иконы – вспомните, вокруг лика святых на иконах – клейма, которые, по сути, являются комиксами – там мало текста, а действие передаётся в картинках. Обычно книжная иллюстрация комментирует текст, а здесь наоборот – картинка намагничивает смысл, и меня как музыканта это очень привлекает. У нас уже сложилась команда, и это важно, что команда существует заранее: художник Виктор Шилькрот, дизайнер Наталья Шендрик, автор либретто Валерий Печейкин. В США уже написали оперу по мотивам этих комиксов, но она вышла очень детская, сентиментальная. А мы хотим сделать что-то подобное русским колыбельным, с детства приучавших детей к мысли о смерти».

Режиссёр театра «Зазеркалье» Василий Заржецкий, начав с рассказа об опыте постановок «Снегурочки» и «Дидоны и Энея», представил проект постановки трех одноактных опер Пуччини. Оперы «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» предполагается поставить как средневековую мистерию о семи смертных грехах. Героями «Плаща», по замыслу Заржецкого, повелевают гнев и похоть, в «Сестре Анжелике» обыгрывается грех гордыни, в «Джанни Скикки» выходят на сцену уже все семь смертных грехов, и помост, который сооружается во время спектакля, становится эшафотом. Когда становится ясно, что спасение невозможно, помост разваливается, все артисты исчезают, остаются только Лауретта и ее возлюбленный. Елизавета Бондарь изложила концепцию постановки «Дон Жуана» Моцарта. Речь шла о том, чтобы использовать в спектакле пространство всего театра с вовлечением публики в действие. В ее видении Дон Жуан и Лепорелло – персонажи ада, похожие на героев средневековых фресок: именно во время исполнения увертюры фреска трескается и из неё появляются герои - туда же в финале и возвращается Дон Жуан.

Подводя итоги, можно без преувеличения сказать, что каждый из проектов молодых режиссёров поражал смелостью, оригинальностью и, порой, некоторым даже безумием идей, однако эта безудержная фантазия была настолько искренней, раскрепощенной и азартной, что невольно заставляла поверить всех в возможность воплощения даже самых эксцентричных замыслов. А еще, убеждала, что театр – жив! Впрочем, уверенность в этом вселяли все мероприятия расширенного собрания Ассоциации, та творческая, увлечённая и доброжелательная атмосфера, объединявшая все обсуждения и конференции. И это – лучшее доказательство нужности и важности инициатив, задуманных Ассоциацией музыкальных театров России.

Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Страницы