Александр Лазарев

20/02/2023 - 15:50   Classic   Концерты
К сожалению, Александр Лазарев играет в Москве в Зале Чайковского довольно редко. Поэтому каждый концерт его особенно ожидаем.

Сибелиус – Концерт для скрипки с оркестром. Солист П. Милюков.
Шостакович – Симфония № 10. Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. Дирижёр А. Лазарев

Программы его выступлений составлены с особой тщательностью. Как правило, он исполняет тех композиторов, ту музыку, которую с полным основанием можно назвать его личной. Или же так часто получается, что сочинения и имена неожиданные, в результате концерта остаются у слушателей как истинно Его музыкой, таков уж этот замечательный дирижёр. Вот таким Его концертом был состоявшийся 31 января в Зале им. Чайковского, открывший его новый год. Зал, конечно был битком, так уж повелось…

Казалось бы, скрипичный концерт Сибелиуса для Лазарева изначально непривычен. Казалось бы… А на деле всех нас, оказывается, ждало очередное лазаревское откровение. И его творческое содружество с талантливым Павлом Милюковым тоже было даже изначально интересным, что оказалось очень интересным и на деле, хотя это сочинение Милюков играет часто и всегда очень хорошо. Мне кажется, что в этот раз Концерт звучал как-то по-новому, более углублённо, более лирично, более по-своему импульсивно и особенно красиво. Очень хорош был самого начала диалог с отлично (не могу не отметить сразу!) выступающим молодёжным оркестром. Общее дыхание, тщательная фразировка, тщательно продуманное дирижёром разноцветье голосов и красок – буквально с первой фразы – в мрачноватом – на фоне отдалённого звучания леса – появления в нижнем регистре – элегантном и одновременно нервном оркестре. Вдруг появилась и совсем, думается, непривычная tutti-тема птичьего щебетанья (оно прописана и у автора, но как-то не очень обычно выделяема оркестровыми решениями). Тут Лазарев не пропустил её в общем хрустальном звучании в piano. Короче можно и должно немало о своеобразии решения главной темы, а можно просто поздравить оркестр и солиста.

ТЕКСТ
ТЕКСТ

…Картины северного колорита, чем-то перекликающиеся с настроениями первой части Первой симфонии Чайковского. Просторные панорамы снежного (именно снежного) чувственного пространства. Возникающая экзальтация всего «коллектива». Захватывающая сила финала, особенное движение в ритме и звуке у всех струнных, и, разумеется, сумасшедшая внутренняя энергия дирижёра. Разумеется, самое сильное впечатление оставляет элегическая, бесконечно вдумчивая вторая часть. Тема грустная и светлая, редкостно красивая. Сибелиус – это Сибелиус! Его надо слушать и уметь играть. В этом исполнении было и то, и другое. И всё-таки ложка дёгтя: в первой части Концерта у Милюкова порой была некая вялость. В плавном движении (да и в стремительном тоже) эта нечаянная вялость не могла быть незаметной. А жаль…

Что касается Симфонии № 10 Дмитрия Шостаковича, то нельзя не говорить об удивительном великолепии прочтения этой изумительной музыки. Как отмечают маститые музыканты-музыковеды, симфония трагична от начала и до конца, но при этом исповедальна и автобиографична. Но в ней скрыта и дальновидная надежда, которую нельзя не заметить после ошеломительной трагичности Седьмой и Восьмой симфоний. И, в самом деле, не случайно композитор ввёл в своеобразный четырёхчастный образ-(символ) монограмму из четырёх звуков d-es-c-h (первые буквы имени и фамилии автора). С самого начала властно захватывает мрачноватая и в чём-то полуторжественная тема. Она по своему меняется, становится меланхолической, постепенно «вбирая» весь оркестр и выходя на tutti с отголосками страдания. Где-то нельзя не ощутить связь со своеобразной «пасторалью» первой части Шестой симфонии Бетховена. Тут же явная связь и со знаменитой темой Седьмой симфонией Шостаковича. Лазарев буквально «парит» над оркестром. Он «ведёт» героический характер главной темы, за ним синхронно устремляется оркестр, с истинным, искренним энтузиазмом. А вторая часть! Просто фантастическая по силе! Пожалуй, в общем прекрасном решении этой симфонии первое место нельзя не отнести именно ко второй части – очень нервной и ожесточённой, стремительной, громкой, короткой, но редкостно насыщенной. А как удивителен финал! – с его захватывающей, знаменитой изящной мелодией, которая постепенно захватывает все оркестровые группы…

Трудно даже найти точные слова, чтобы охарактеризовать эту немыслимую симфонию, которую немыслимо исполнил же феноменальный дирижёр Александр Лазарев. И вот что хочется сказать об этой милостью Божией Десятой симфонии. Это слова Родиона Щедрина: «В ней пульс жизни. Хотите познать время – слушайте её, проникните в мир глубоких и ёмких мыслей её создателя, мир удивительной гармонии сердца и ума. Она полна страстного протеста против жестокости, мещанского благодушия. И в то же время эта музыка всегда гимн человеку, гимн вере в него, хвала её мудрости и доброте… Музыка Дмитрия Шостаковича – это исповедь художника. Сильная своей откровенностью, иногда даже трагичная в своей беспощадной правдивости, не оставляет слушателя равнодушным…» Убедительное подтверждение этих слов – концерт Молодёжного оркестра под управлением Александра я Николаевича Лазарева.

Наталья ЛАГИНА

26/09/2022 - 00:42   Classic   Концерты
Когда с ГАСО им. Е.Ф. Светланова играет Александр Лазарев, зал всегда переполнен. Лазарева любят, и его выступления (каждое) – праздник для меломанов – независимо от того, какая программа предстоит на сей раз.

ГАСО им. Е.Ф. Светланова, дирижёр Александр Лазарев;
солист Александр Рудин (виолончель).

А. Дворжак – Концерт для виолончели с оркестром;
П. Чайковский – «Манфред» - симфония по драматической поэме Дж. Байрона;
Финал Гран-па из балета «Щелкунчик»

А сами программы очень интересны - это уж без всяких сомнений. Маэстро всегда по-настоящему увлечён, когда встаёт за пульт. Кстати, то же самое можно и должно повторить по поводу его нынешнего солиста – виолончелиста Александра Рудина. Вот эти два блистательных Александра открывали второй концерт знаменитого оркестра в этом сезоне, в Концертном зале им. Чайковского. Он заведомо был ярким, зажигательным и очень красивым, потому что другими концерты Лазарева и Рудина просто не бывают.

И какая удивительная пара – Дворжак и Чайковский! Редкостно хороша!...

Александр Рудин и Александр Лазарев
Александр Рудин и Александр Лазарев

Уже самые первые фразы виолончельного концерта – тихие, какие-то необычно шелестящие, приглашающие слушателя к совместному сопереживанию и солюбованию предлагаемой оркестром красотой. Тихое и очень умное малое tutti приводит к грандиозному звучанию – торжественному, утверждающему, как распахнутая высоченная арка в будущее. И повторю, зовущая куда-то в дальнюю даль жизнеутверждающая красавица-мелодия… Это начало. Оно растёт, видоизменяется, постоянно напоминая и первую, и нежную побочную темы первой части Концерта. И вдруг – вступает виолончель, от которой – простите – невозможно оторвать собственное сердце. Так оркестр и виолончель пойдут рядом, играя и общее, и очень своё. И страдая, и радуясь, в поисках чего-то очень важного и личного, борясь с невзгодами, и радуясь открытиям и откровениям. А, главное – отдавая всего себя и всю нервную, прозрачную, а порой и мрачную, ослепительно самопереживательную внутреннюю «песню» ‑ движению мысли и чувства.

К примеру, редкостное эмоциональное чувство, которое привносят в виолончельное соло беспокойные, «взрывчатые» валторны. Так на вдумчивом и глубоком переживании идут рядом, в своей острой и выстраданной, беспокойной красоте и оркестр, и солист, и, разумеется, милостью Божией дирижёр Александр Лазарев.

О Виолончельном концерте Антонина Дворжака можно говорить долго, особенно когда он звучит в таком редкостном ансамбле. Отдельно можно и должно акцентировать идеальное звучание всех оркестровых групп, и почти умилительно (в лучшем смысле слова) замирать на красотах солирующей виолончели, на что Рудин – очень большой мастер, поражаться откровению буквально каждого звука. Проще и справедливее сразу сказать, что оба Александра с прекрасным оркестром, по сути, заново открыл давно знакомое великолепное сочинение, ещё значительнее и справедливее «прикипев» его к нашим сердцам своей душевной красотой, теплотой, неожиданностью, переживаниями и… Да что говорить, когда перед нами подлинный шедевр, подаренный на сей раз «шедевральными» музыкантами!...

Александр Рудин и Александр Лазарев
Александр Рудин и Александр Лазарев

Вторая пьеса программы тоже великое сочинение ‑ симфония Чайковского «Манфред». Если о виолончельном концерте мы замечали, что по объему мысли, философии, симфонизму он приближается к жанру симфонии, то сейчас перед нами подлинная симфония, да ещё столь дефицитная, потому что программная (на сюжет драматической поэмы Джорджа Байрона). Эта программа была мудро подсказана Чайковскому тем же Милием Балакиревым, который подсказал ему сюжет увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

ГАСО им. Е.Ф. Светланова
ГАСО им. Е.Ф. Светланова

Симфония эта очень значительна и величественна, глубока, горька и радостна, невероятно красива и полна откровений, переживаний, страданий души и сердца. Она полна той потрясающей красотой, в которой потерявший свою любовь Манфред ищет тень любимой, ищет тщетно, страдательно, бродя среди таинства полей и лугов фантастических Альп, спускающегося в тайны мрачного Аида в поисках успокоения. В поисках той красоты, которая должна спасти мир.

Жизнь и страдания, искания и трагические неожиданности этой человеческой жизни – всё это глубоко ранит человека, заставляя душу трепетать в бесконечных поисках покойной отдушины. И всё это, как сказал бы оперный режиссёр Дмитрий Бертман, всё это – музыка! И в этой музыке практически трудно (да и зачем) говорить, что и кто в оркестре был лучше всех, какая музыка (а хороша она была чрезвычайно) звучала как-то особенно. Нет, особенным было всё. Даже (простите мне некую крамолу) обычно неукротимые валторны звучали, как говорится, на самом высоком уровне. Цимбалы, дерзко ворвавшиеся в первую часть вместе со всеми, вроде бы, медными. Лёгкие, полётные, порхающие «птички»… И вновь, и вновь возникающая тема главной части, проходящая через всего «Манфреда» с очаровательными тремоло. И вновь меняются, напоминая друг о друге, темы из всех четырёх частей. А в безмятежной, неожиданно возникшей тишине треугольник вызывает на помощь свой отзвук… И tutti с «Dies Irae»…

Александр Лазарев
Александр Лазарев

Позволю ещё одно полукрамольное замечание сугубо личного характера: до нынешнего концертного вечера я довольно прохладно, «не прицельно» относилось к «Манфреду» Чайковского, более тяготея к тому же названию, но у Шумана. Теперь же… Теперь же Александр Николаевич Лазарев помог мне многое понять. И думаю, не только мне. Большое ему спасибо. И не только от меня.

Наталья ЛАГИНА
Фото: Вера ЖУРАВЛЁВА

10/12/2013 - 03:06   Classic   Концерты
Один из наиболее известных современных российских дирижёров Александр Лазарев продирижировал концертом Академического симфонического оркестра Московской филармонии в Большом зале консерватории.

Сегодня А. Лазарев не самый частый гость на столичных концертных площадках, и посему его редкие появления за пультом ведущих российских оркестров всегда вызывают большой интерес. Так, событием прошлого сезона стало исполнение под его управлением Госоркестром им. Е. Ф. Светланова Четвёртой симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале консерватории. Хотя в последние годы его слышали больше за рубежами России, и выросло целое поколение молодых меломанов, редко слышавших Александра Лазарева вживе, на его редких концертах в Москве в зале можно заметить много молодых лиц. Поэтому стоит рассказать новым слушателям основные вехи его биографии.

Александр Лазарев
Александр Лазарев

Он родился в 1945 году в Москве и окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу симфонического и оперного дирижирования у Лео Морицевича Гинзбурга.

Слава А. Лазарева началась с победы в 1971 году на Всесоюзном конкурсе дирижёров, жюри которого возглавлял Кирилл Петрович Кондрашин. Я помню, что тот конкурс был очень сильным по составу. Достаточно сказать, что вторую премию тогда получил Вольдемар Нельсон, впоследствии с успехом выступавший на Западе. Год спустя А. Лазарев получил I премию и золотую медаль на конкурсе им. Г. фон Караяна в Берлине, что ещё больше утвердило авторитет молодого дирижёра.

С 1973 года А. Лазарев дирижёр, а с 1987 по 1995 год – главный дирижёр и художественный руководитель Большого театра России. В 1978 году он основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки советских и зарубежных авторов.

Александр Лазарев осуществил постановки опер: «А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Похищение Луны» О. Тактакишвили, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Орлеанская дева» и «Чародейка» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» С. Рахманинова; балетов: «Чайка» и «Дама с собачкой» Р. Щедрина. Несколько постановок театра: «Жизнь за царя» М. Глинки, «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Млада» Н. Римского-Корсакова – записаны на видео.

В Большом театре маэстро дирижировал операми: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» П. Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева; «Дон Карлос», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Тоска» Дж. Пуччини, балетами: «Весна священная» И. Стравинского, «Анна Каренина» Р. Щедрина, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева.

Александр Лазарев активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Государственным симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Берлинским и Мюнхенским филармоническими, Оркестром Баварского радио, Королевским оркестром «Консертгебау» и другими. Выступал он и с оперными труппами брюссельского Королевского театра Ла-Монне, Арены ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного театра, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.

В 1992–1995 гг. А. Лазарев – главный приглашённый дирижёр Симфонического оркестра BBC, в 1994–1997 гг. – главный приглашённый (1997–2005 гг. – главный, сейчас почётный) дирижёр Королевского Шотландского национального оркестра. Результатом его работы с этими коллективами стала запись всех симфоний Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность.

В 2008 он стал главным дирижёром Японского филармонического оркестра. В настоящее время с этим коллективом маэстро готовит запись всех симфоний Прокофьева (Octavia Records). В 2009 году Александр Лазарев вернулся в Большой театр России в качестве постоянного приглашённого дирижёра.

Репертуар дирижёра охватывает произведения от XVIII века до авангарда. Александр Лазарев осуществил множество записей.

Программу рецензируемого концерта в этот раз составили две часто исполняемые симфонии: № 9 А. Дворжака («Из Нового света») и № 4 И. Брамса.

Александр Лазарев, как всегда, продемонстрировал свой фирменный плотный (иногда даже плакатный) и яркий звук, который он умеет извлекать из самых разных оркестровых коллективов.

При этом вступительное Adagio в симфонии «Из Нового света» прозвучало на прозрачном пианиссимо. Лейттема, которая пронизывает всю симфонию, была подана ярко. В дальнейшем она проходит у разных инструментов и сразу узнаваема.

К исполнению симфонии «Из Нового света» есть некоторая претензия к темпам третьей и четвёртой частей: Scherzo и Allegro con fuoco – они мне показались несколько завышенными.

Четвёртая симфония Брамса прозвучала очень цельно и стильно во всех отношениях, с хорошим вкусом. Здесь все темпы, предложенные Лазаревым, были органичны, убедительны и несуетны, позволив ощутить масштабность этого симфонического полотна.

Концерт прошёл с большим успехом – маэстро был просто завален цветами.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»