- Мы собираемся оспорить утверждение Елены Ковригиной о завещании Айзеншписа, - сказал «Комсомолке» адвокат «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» Алексей Мусатов. - Суд будет проходить по месту жительства нотариуса, который выдал Ковригиной бумагу о наследовании авторских прав на Билана. У нас есть подозрение, что и компания «Союзконцерт» специально создавалась для этого судебного процесса, поскольку у нее нет даже реквизитов: ни реального адреса, ни телефона.
Компания «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» будет уже четвертым юридическим лицом, претендующим на песни Димы Билана. Неужели авторские отчисления от исполнения каждого хита настолько велики, что способны покрыть все судебные издержки? Но, по мнению большинства юристов, песни в России, увы, не товар.
- В нашей стране, к сожалению, невозможно жить на авторские отчисления, - объясняет ситуацию адвокат Дмитрий Жарков. - В случае с Димой Биланом, как и в большинстве сегодняшних тяжб, права на песни используются лишь как инструмент давления на артиста.
- У каждого конфликта своя история, но в ситуации с большинством исполнителей песня - весьма весомый аргумент, - вторит Сергей Пудовкин, продюсер Витаса. - Часть певцов напрямую зависят от репертуара и вряд ли смогут собрать залы без своих шлягеров, отнятых в суде. Чтобы избежать такого давления, я, например, официально зарегистрировал товарный знак «Витас» в Европе.
Нет песни - нет работы
В подобной ситуации оказалась не так давно певица Катя Лель. Суд между исполнительницей и ее продюсером Александром Волковым продолжался почти три года - господин Волков пытался в суде оспорить право Лель выступать на сцене и исполнять половину репертуара. Но президиум Московского городского суда признал иск Волкова не соответствующим Конституции России.
- Речь шла не просто о песнях, а о возможности работать, - утверждает Катя Лель. - Суд был единственным способом защиты. Если артист молодой, он, естественно, подпишет все что угодно. Он незнаком с юридическими тонкостями контрактов и вообще не представляет, что с ним будет завтра. Я знала, что документ, который подписываю, незаконный, но меня принудили.
Что же касается авторских отчислений - это копейки, которые идут создателям песни, а не артистам и продюсерам, - продолжает Лель. - Но если певец не имеет права исполнять свои шлягеры, значит, он не может и зарабатывать на концертах. А это уже совсем другие деньги.
Что в имени твоем
Другой способ давления на исполнителя - права на его имя, которое после регистрации становится товарным знаком. Например, группа «Премьер-Министр» переименовалась в непонятное «ПМ», поскольку права на ее имя принадлежат продюсеру Евгению Фриндлянду, который тут же создал новую группу «Премьер-Министр».
Бывший продюсер Натальи Подольской пытался в суде оспорить не только ее право исполнять определенный репертуар, но и выступать под именем Наталья Подольская.
- К счастью, дело я выиграла и теперь свободный человек, - говорит Наталья. - Игорь пытался отобрать имя, которое мне дали родители. По сути, он хотел запретить мне жить.
ПРОИГРЫШ
Но не всегда артисты, сторону которых почти сразу принимает общественность, оказываются невинными овечками. Например, монстры отечественной попсы «Руки вверх!» проиграли недавно суд столичной музыкальной компании за права на часть творческого репертуара. В суде выяснилось, что сначала музыканты подписали контракт с компанией JSP. Но когда последние обратились за вознаграждением к группе «Руки вверх!», оказалось, что все отчисления за публичное исполнение песен принадлежат Независимому агентству авторских прав (НААП). С этой компаний «Руки вверх!» заключили договор в 2000 году, хотя контракт с JSP у них был подписан еще в 1997-м. В итоге суд постановил, что часть песен принадлежит первой компании, а договор с НААП недействителен. Теперь группе «Руки вверх!» придется расплатиться за торговлю авторскими правами на две стороны.
Комменты