Виктор Третьяков прилетел в Воронеж со скрипачкой и супругой Натальей Лихопой, чтобы сыграть в филармонии с местным симфоническим оркестром Брамса, Баха и Бартока в рамках Первого Платоновского фестиваля, который проходит с 4 по 17 июня.
Перед выходом на сцену народный артист СССР, скрипач, чей стиль игры называют безупречным, пообщался с журналистами.
Виктор Третьяков
- Виктор Викторович, вы говорили в своих немногочисленных интервью, что скрипка Страдивари очень капризная: реагирует на погоду и настроение. А что вы можете сказать о вашей скрипке Николо Гальяно?
- То же самое - все старинные инструменты обладают такой особенностью, что при всех их достоинствах, они реагируют на погоду, влажность. Но такие мелочи даже разнообразят нашу жизнь. Колоссальное удовольствие мне доставляет игра на скрипке Николо Гальяно. Хотя в свое время я и на Страдивари играл. На этой скрипке я играю с 1972 года – уже 41 год. Срослись частицы меня и ее. Слава Богу, она всегда мне помогает, несмотря на капризы.
- Скрипач Гидон Кремер часто меняет скрипки...
- Я в этом смысле более консервативный. От добра добра не ищут. Те же скрипки Страдивари тоже разные - есть скрипки, которые звучат потрясающе, есть инструменты, которые звучат хорошо. Смена инструмента в наше время не такое простое дело. Представляете, Страдивари сколько стоит...
- Виктор Викторович, вы ведете преподавательскую деятельность в Кельне. Есть ли у вас среди учеников россияне?
- В основном у меня русские студенты, то есть выходцы из бывшего СССР. У нас немцев очень мало - это особенности системы музыкального образования. Вот Наталья Лихопой - представитель русской скрипичной школы, моя студентка, лауреат конкурса Чайковского. Иностранцы - это японцы, корейцы, китайцы, а немцев мало.
- Где скрипичная школа лучше?
- Русская школа все равно лучшая. Но она теперь находится не в России…
- В интернете писали, что на ваши мастер-классы записываются за несколько лет. А можете кого-то послушать вне очереди?
- Естественно, я стараюсь кого-то послушать вне очереди, если студент меня заинтересовал, если я от его педагога услышал, что он представляет из себя что-то необычное.
Наталья Лихопой добавила:
- Если раньше присылали со всего мира диски, теперь можно выйти в интернет - в Ютьюбе есть все те, кто претендует на мастер-класс. Уже открываются консерватории по интернету. Чудовищно, но может, теперь только через интернет и будем учиться.
Русская школа все равно лучшая. Но она теперь находится не в России…
- Виктор Викторович, как вы относитесь к «осовремениванию» классической музыки - к цифровому звучанию, к звучанию вне филармонии, на открытых площадках. Вы в этом плане консерватор?
- В принципе я консерватор - предпочитаю звучание классической музыки в хорошем зале. Но при этом я понимаю, что такого внедрения в массы классической музыки недостаточно, особенно сейчас, когда из любого «утюга» мы слышим неклассическую музыку. Я думаю, что в обработке классики в различных жанрах есть какие-то позитивные ростки. Кто-то из этих плевел выберет зерно, западет в душу мелодия хотя бы. Есть такая надежда. На открытых площадках также - это масса людей. Туда приходят и любители классики. Хотя только один процент земного шара знает классическую музыку. Не то что любит, а именно знает. Поэтому надо что-то делать, иначе конец - не классической музыке, а духовности…
- Как подходили к выбору произведений для сегодняшней программы?
- Брамс и Бах не очень связаны с Платоновым, но с другой стороны Брамс и Бах - вечны. В наши дни они звучат, имея определенную окраску и мысли, созвучные современности. А вопрос человеческого существования - это то же самое, о чем говорил Андрей Платонов. Это все взаимосвязано.
Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото автора
Комменты