Первой была опера «Так поступают все женщины, или «Школа влюблённых» («Cosi fan tutte»). Теперь в афише появилась «Свадьба Фигаро».
Если постановочная группа «Cosi» была почти целиком зарубежной, за исключением главного хормейстера Валерия Борисова: музыкальный руководитель и дирижер Стефано Монтанари, режиссёр Флорис Виссер, сценограф Гидеон Дейви, художники по костюмам Девеке ван Рей и по свету Алекс Брок, то «Свадьбу Фигаро» делала в основном отечественная команда. Приглашенным был только дирижёр Уильям Лейси из Великобритании. Режиссёр Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин, художник по костюмам Виктория Севрюкова, художник по свету Дамир Исмагилов, хореограф Альберт Альбертс, хормейстер Валерий Борисов. Для драматического режиссёра Евгения Писарева это второй оперный спектакль —первой была «Итальянка в Алжире» Россини в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича. Оперный дебют Писарева прошёл более чем успешно. Он сразу заявил о себе как режиссёр с уважением относящийся композиторскому тексту, или как он сам говорит, что бороться с музыкой не намерен.
Граф Альмавива — Константин Шушаков, Керубино — Юлия Мазурова
Вот в соответствии с партитурой Моцарта и поставлена «Свадьба Фигаро». Она состоит из двух частей: арий, дуэтов, ансамблей и речитативов, которые являются двигателем действия.
Чувствуется, что с певцами была проведена тщательная проработка речитативов. Этим, помимо исполнителя партии на хаммерклавире Артёма Гришаева (кстати, отличная работа музыканта), занимались режиссёр Писарев и хореограф Альберт Альбертс. Затем, когда были выучены вокальные партии, что для певцов более привычное занятие, и подготовлены речитативы, их объединили. Получилась роскошная музыкально-игровая партитура спектакля, на фоне которой и был разыгран «Безумный день женитьбы Фигаро» Бомарше.
Действие оперы перенесено в середину прошлого века. Оно развивается в доме богатого и публичного человека Графа, владельца крупной компании, в которой масса сотрудников. Сценограф Зиновий Марголин предложил оригинальное полифоническое оформление. Дом в разрезе, что дает возможность подсматривать всем и везде. Сначала дом упакованный, графичный, дизайнерский, но постепенно его растаскивают на отдельные комнаты по всей территории участка, что позволяет быстро менять место действия, и наблюдать сразу за несколькими персонажами в разных ситуациях. Оформление помогает созданию комического спектакля и четкому проведению игрового начала. Здесь все играют, все влюблены и изменяют друг другу не тяжело и мучительно, а вдохновенно.
Спектакль не бытовой, красивый и радостный. Одевала артистов художник по костюмам Виктория Севрюкова. Она умело играет разными цветами. Сначала все одеты в чёрное и желтое, потом появляются оттенки синего, а свадьба получается бело-красной. Все костюмы элегантны и изящны, подчеркивающие у женщин фигуры и их сексуальность. Все дамы на высоких тонких каблуках. Много непривычных в обыденной жизни предметов из другой жизни: шляпки, перчатки, сумочки. Всё вместе взятое создаёт атмосферу карнавальности, яркой праздничности финальной свадьбы.
Сюзанна — Ольга Кульчинская, Марселина — Лолитта Семенина, Бартоло — Максим Кузьмин-Караваев, Фигаро — Александр Виноградов
Было подготовлено два состава исполнителей. Увлечённые непривычными задачами, поставленными перед ними режиссёром Писаревым, хореографом Альбертсом и художниками Марголиным и Севрюковой, певцы в основном - это артисты Молодёжной программы и её выпускники, уже солисты театра, обладатели молодых красивых голосов, с радостью окунулись в стихию карнавальности и влюблённости. К ним присоединились певцы старшего поколения Большого театра, играющие возрастные роли, артисты хора и миманса. Все великолепно двигаются, легко выполняют порой сложнейшие мизансцены. Получился яркий, живой спектакль. Это был действительно «Безумный день женитьбы Фигаро».
Бартоло — Олег Цыбулько, Сюзанна — Анна Аглатова, Фигаро — Александр Виноградов, Марселина — Ирина Рубцова
Конечно, главный центр — Фигаро. Великолепен в этой партии Александр Виноградов. Она словно создана для его высокого баса, ровно звучащего на всем диапазоне. Изумительна фразировка как в речитативах, так и в ариях и ансамблях. Его речитативы стремительны и выразительны, а арии покоряют красотой тембра и виртуозностью исполнения. Под стать Фигаро-Виноградову его невеста Сюзанна-Анна Аглатова. В прошлом году Анна впервые спела Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Её героиня была очаровательной плутовкой, всегда готовой на любые проделки, только бы выбраться из-под опеки старого доктора Бартоло, мечтающего жениться на молоденькой девушке. Какие-то черты Розины певица взяла для своей Сюзанны: решительность, умение выходить из любой сложной ситуации. И, конечно же, настоящую влюбленность в своего избранника Фигаро.. Её яркий вокал отлично сочетался с басом Виноградова. Они были весёлой и гармоничной парой, захватившей весь зрительный зал своей изобретательной борьбой за личное счастье. Вторая Сюзанна в исполнении Ольги Кульчинской - другая. Она более спокойная и уверенная в счастливом конце. Её Сюзанна обольстительна в сценах с Графом, и в тоже время как бы со стороны смотрит на его ухаживания, мечтая, чтобы рядом поскорее был любимый Фигаро, а не уверенный в себе ловелас Граф.
Две Графини тоже разные. Графиня Розина Екатерины Морозовой, обладательницы роскошного сопрано, более взрослая и более страдающая от охлаждения своего супруга, что и изливает в ариях, покоряя искренностью. Она снисходительна к влюбленности в неё пажа Керубино и искренне прощает Графа, каждый раз надеясь на возвращение его любви. Анна Крайникова представляет свою героиню изысканной и томной, которая радостно принимает знаки внимания любвиобильного Керубино, постепенно проявляя активность в розыгрыше своего мужа. Хороши обе исполнительницы партии Керубино Юлия Мазурова и Александра Кадурина, играющие юного стилягу, в котором просыпается мужское начало и начинается период влюблённости во всех молодых женщин сразу. Их меццо-сопрано отлично ложится на партию Керубино и запоминается яркостью и выразительностью, а сами певицы органичностью актёрского существования.
Андрей Жилиховский играет Графа настоящим мужчиной, в которого влюблены все сотрудницы компании, и который, как все неверные мужья, все время подозревает жену в изменах. А когда раскрывается беспочвенность его претензий, он искренне просит прощение у Розины, чтобы снова заняться охотой за молоденькими женщинами, недаром его любимое занятие — охота. Граф у Константина Шушакова более мягкий и интеллигентный, что не мешает ему постоянно быть влюблённым в очередную красотку. Очень достойно спели и сыграли небольшую партию Барбарины Руслана Коваль и Анна Налбандянц.
Необходимо отметить и певцов, исполняющих возрастные роли. У всех отличные вокальные и актёрские работы: Ирина Рубцова и Лолитта Семенина — Марселина, Олег Цыбулько и Максим Кузьмин-Караваев — Бартоло, Станислав Мостовой и Марат Гали — Базилио, Валерий Гильманов и Александр Науменко — Антонио, садовник.
Что же касается второго исполнителя партии Фигаро Александра Миминошвили, то проведя репетиции, он заболел к премьерному циклу спектаклей, и пел только в последний вечер. Это его выступление было не лучшим. То ли он не совсем поправился, а скорей всего его баритон оказался не подходящим для партии Фигаро. Певца было очень плохо слышно, особенно в первой части спектакля, а все его речитативы были невыразительны настолько, что спектакль потерял свою энергетику. На сцене и в зале поселилась скука, которую без Фигаро-Мимоношвили разгоняли все остальные прекрасные исполнители. Вот таким был последний показ «Свадьбы Фигаро» в отсутствии главного героя. Но будем считать это кратким временным явлением.
Сцена из спектакля
Серьезные же претензии у меня только к одному представителю успешной в целом постановочной группы — к музыкальному руководителю и дирижёру Уильяму Лейсли. Известно, что он часто дирижирует операми Моцарта. В данном случае Лейсли оказался не моцартовским дирижёром. Оркестр играл тяжело, в полном отсутствии легкости, нюансов и подтекстов, которыми переполнена «Свадьба Фигаро». Несбалансированность звучания оркестра с певцами и хором приводила к нарушению ансамблей. К тому же дирижёр менял темпы, и только музыкальность и хорошая вокальная школы позволяла певцам успешно справляться со всеми дирижёрскими просчетами. Очень хочется надеяться, что следующий цикл спектаклей в июне проведёт дирижёр Большого театра Александр Соловьёв, и тогда «Свадьба Фигаро» в полную силу засверкает моцартовскими красками на фоне замечательной работы постановщиков и исполнителей.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Дамир Юсупов, Большой театр
Комменты