Жанр: бардовская музыка.
«Настанет день» вышел аккурат под 145-летие со дня рождения Ивана Бунина, первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе. Выход в прошлом году фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» по книгам Бунина вновь всколыхнул общественный резонанс и споры на тему, считать ли Бунина великим и как соотносится его поэзия к прозе. «Я поэт больше, чем писатель», - считал сам автор. Но парадокс в том, что посреди буйства авангардистов и белого стиха в начале прошлого века Бунин скорее ретрограден: его стихи нарочито идилличны и силком отсылают к классической русской поэзии XIX века (в отличие от прозы). Чистота и гармония его русского языка в стихотворениях любого периода жизни провоцирует на умиротворенность и созерцательность. Что и сделала Ольга Никитина.
Альбом «Настанет день» состоит из 15 стихотворений Ивана Бунина разных лет, от ранних «Месяц задумчивый» и «Зимний вечер», датированных 1886-1887 годами, до позднего «Только камни» 1926 года. Стихи Бунина написаны так, что петь их иначе, чем романсы — почти невозможно. И Сергей Рахманинов, и Эдисон Денисов писали на эти стихи только романсы. Даже Диана Арбенина ушла от рок-балладности к романсовости, когда пела «Я помню всё». А уж бардам минуть романсовую стезю и вовсе невозможно.
Альбом Ольги Никитиной производит невероятно теплое впечатление. Уютный, убаюкивающий тембр голоса Никитиной, мурлыкающие мягкие мелодии — это абсолютно классический подход. Забираемся с ногами на диван, укутываемся пледом, и слушаем. Ольга Никитина облекает элегичные строки Бунина в задумчивые «домашние» интонации, полностью повинуясь воле самого поэта, желавшего воздвигнуть башни из слоновой кости, но не плыть по прихоти революционных волн времени.
Аранжировки тоже вкрадчиво-мягкие. Фортепиано, гитара, где-то на заднем плане — шуршащая перкуссия.
Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
Аккуратные, бережные переливы акустической гитары или грустная мелодия электрической — вот и все, что нужно к отменным строкам Бунина. Если представить, что сам Бунин услышал бы этот альбом, - наверняка порадовался бы. Как минимум, его бы ничего не покоробило, как бывает иногда с чересчур вольными интерпретациями.
Можно было бы попенять Ольге Никитиной, что свои же нежные мелодии она поет недостаточно бережно, то и дело проглатывая мелизмы. Но, возможно, это тоже форма уважения к классику — слово Бунина остается на первом плане, а собственная музыка — уважительно на втором.
С нетерпением остается ждать выходов других релизов из серии «Дыхание Серебряного века» - столь же вневременных, чутких к слову классиков.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz»
Комменты