2CD. «Бомба-Питер», 2015.
Жанр: бардовская музыка.
Скачать/слушать «Белая страна»: «Бомба-Питер» | iTunes | Яндекс-Музыка
Первый «Ты свети, свети...» составлен из фольклорных текстов Бальмонта, второй «Белая страна» - скорее из романтическо-символических стихов.
Бальмонт до сих пор вызывает множество споров. Один из самых известных символистов в России, он будировал общественное мнение своим вольнодумием, аффектацией, самовлюбленностью, позерством, страстью к «красивости». Отстраняясь от этих споров, несомненно, что к русскому языку энциклопедически образованный Бальмонт, объехавший едва ли не весь мир, относился довольно прохладно. Большинство его стихов, при всей образности и даже вычурности, невероятно похожи на переводные тексты. Конструируя язык из эффектных повторов и красочных эпитетов вроде «сумрачно-странно-безмолвны» или «челн томления», Бальмонт рисовал стихи, как импрессионистические картины, щедро кидая на холст звуки, образы и мимолетности (кстати, это слово именно он ввел в оборот).
И все же главным достоинством Бальмонта всегда была музыкальность. Обилие аллитераций, звукоподражаний, даже похожих на нарочитость самопародийности, - все это тоже Бальмонт. Ольга Никитина сделала ставку на элегичную музыкальность Бальмонта, полностью оставив в стороне его взрывную музыкальность, смены ритмов, эмоциональные акценты — все то, что Бальмонт взял из французского импрессионизма (Дебюсси, Сати, Равель). Просто потому, что самой Никитиной элегичность явно ближе.
«Ты свети, свети...» почти весь — на акустической гитаре, ее переборах, уютном идеалистичном почвенничестве. Ценность бессознательного перед разумным возведен Бальмонтом и вслед за ним Никитиной в культ. Стихия ветра, колышущихся колосков, эмпатии, преклонения перед «вечерней звездой» и «курями» - все это Никитина облекает в обаятельные интонации, традиционалистские мелодии, почти балалаешные пиццикато, задумчивые клавишные мелизмы непременно с духовыми тембрами — флейт, фагота и прочего. Тембры лужайки, что и соответствует символической азбуке Бальмонта.
«Белая страна» уходит от пущей почвенности, и говорит о сугубо романтической составляющей лучших стихов Бальмонта. Тема христианства запутанна и противоречива у греховодника по жизни Бальмонта, и Никитина пытается сделать ее органичной, духовной, а не самовлюбленной и декоративной.
А вот как только дело касается все той же бессознательной чувственности — стихи Бальмонта начинают играть всеми красками. «Плачет лебедь умирающий» исполнен трогательно и минималистично, любовная «Нет дня» - как воспоминание о страстной любви (и это свежее прочтение жарких признаний Бальмонта), элегичная «Поздно» и вовсе абсолютно совпадает с привычным настроением Никитиной (парадоксально отсылая по мелодике с «Одинокой гармони» Мокроусова). Инструментально более щедрый альбом, соотносимый то с киномузыкой в разных стилистиках, то с жанровой музыкой разных времен.
Оба альбома аранжировал, к слову, Сергей Пахотин (Александр Барыкин, Ирина Аллегрова, Михаил Шуфутинский, «Свободный полет»). Сведение делал Валерий Цуркан.
Можно как угодно относиться к поэзии Бальмонта, но Ольга Никитина сделала эти альбомы с огромной любовью к поэту, его манерам и специфике. Стоит Бальмонту стать барочным — и Никитина такая же. Стоит уйти в фольклористику и былины — тут и былинные напевы Никитиной. Певица невероятно чутка к посылам великого поэта. Хотя и отсекает из его творчества все, что выходит за рамки лирического благожелательного песнопения. И имеет на это право.
Помимо факта явления песен на стихи не так уж часто звучащего с эстрады Бальмонта, многим любителям музыки наверняка захочется сверить свое ощущение музыкальности фраз поэта с версией Ольги Никитиной.
Гуру КЕН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты