Михаил Губский

28/02/2021 - 06:32   Classic   Концерты
В Московском театре «Новая Опера имени Е.В. Колобова» представлена премьера «Кармен» Жоржа Бизе, музыкальная драма в двух действиях, либретто А. Мельяка и Л. Галеви по мотивам новеллы П. Мериме. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки - Александр Самоилэ, недавно прибывший в театр.

Режиссёр-постановщик спектакля Юрий Александров, уже ставивший на этой сцене "Пиковую даму" П.И. Чайковского. Сценография и костюмы были выполнены Вячеславом Окуневым. Хореографические миниатюры от Надежды Калининой. Световое оформление - Сергей Скорнецкий. Хормейстер Юлия Синюкова. Оркестром театра "Новая Опера" управлял маэстро Александр Самоилэ.

Александр Самоилэ
Александр Самоилэ

Премьере предшествовала пиар-кампания в СМИ, которой активно пользовался маэстро Александр Самоилэ, пытаясь расставить значимые акценты в предстоящем спектакле. Из публикаций маэстро мы узнали, что эта постановка "Кармен" для него уже седьмая или восьмая, и просто дирижировать ему неинтересно. По словам маэстро, свою сверхзадачу он видит в совмещении Испании с Францией. Нам, зрителям, такого рода приём известен из практики в русской культуре: смешение французского с нижегородским.

«Кармен»
«Кармен»

Далее маэстро Александр Самоилэ поясняет, что Жорж Бизе - француз, и в его музыке присутствует всё это изящество, charmant ("очаровательно"). При этом, продолжает маэстро, сама Кармен - не просто испанка, а и цыганка. Это же, утверждает маэстро, коррида и бушующие со страшной силой эмоции! И все эти инфернальные, буйные, кровожадные порывы гораздо ближе человеческой психологии, по мнению маэстро. Публика, по словам маэстро, конечно, очень любит красное: кровь, ревность, убийства. Свою сверхзадачу маэстро определил как взгляд на Испанию через призму композитора-француза. Сохранить французскую сдержанную страсть в испанской трагедии - вот наша задача, - заключил маэстро Александр Самоилэ.

Кармен (Анастасия Лепешинская)
Кармен (Анастасия Лепешинская)

Режиссёр-постановщик Юрий Александров определил свою творческую задачу как новое прочтение, переосмысление извечных проблем. Меня всегда интересует, говорит он, что у человека внутри. Новую постановку маэстро определил как спектакль-сюиту о любви и смерти. Раскрытию этих смыслов подчинены пластические и танцевальные эпизоды, а также декорации великого и неповторимого Гауди, добавил маэстро.

Кармен (Анастасия Лепешинская), Хозе (Михаил Губский)
Кармен (Анастасия Лепешинская), Хозе (Михаил Губский)

Творческий замысел предстояло воплотить на сцене артистам театра "Новая Опера имени Е.В. Колобова". В титульной партии Кармен предстала сопрано Анастасия Лепешинская. Её героиня, дерзкая, вероломная, беспощадная, холодная, не вызывает эмоций сочувствия, сострадания, восхищения, хотя и собой хороша, и танцует прекрасно, и голос, меццо-сопрано красивого, бархатного тембра. Как говорит Юрий Александров, Кармен - бандерша, ... хищница, вышедшая на охоту. ... Взаимоотношения Хозе и Кармен, которые часто называют красивым словом "страсть", грубы, циничны и предсказуемы, со слов маэстро. Такой предстала Кармен на сцене театра "Новая Опера" в исполнении Анастасии Лепешинской.

Кармен (Анастасия Лепешинская), Эскамильо (Анджей Белецкий)
Кармен (Анастасия Лепешинская), Эскамильо (Анджей Белецкий)

Кто будет противовесом Кармен? Может, Микаэла? Эту партию исполнила сопрано Екатерина Петрова, став "светлым лучом в тёмном царстве" бандитского дна, в которое угодил несчастный, наивный, набожный Хозе. Их встреча, как утверждает режиссёр-постановщик Юрий Александров, нужна была композитору, чтобы противопоставить чистоту и невинность этой прелестной девочки - Кармен и её окружению.

Микаэла (Екатерина Петрова)
Микаэла (Екатерина Петрова)

Исполнение партии Микаэлы сопрано Екатериной Петровой расширило рамки, очерченные режиссёром-постановщиком. Так, во втором действии в стане контрабандистов появляется Микаэла, чтобы спасти Хозе. В её страстном монологе звучат слова, обращённые к Богу: "Боже милосердный, помилуй и от беды спаси его". Героине трудно свой страх побороть, но она полна решимости всё преодолеть. "Молю, дай силы мне, Господь!", - поёт Микаэла. И далее - "Боже милосердный, помилуй и от беды спаси его, молю тебя, Боже мой! ...Я молю тебя, Бог мой!" Это моление о спасении Хозе произвело глубокое впечатление, покорив публику искренностью и достоверностью чувства. Вся сцена живо напомнила библейскую историю в Гефсиманском саду, именуемую во Всемирной истории "Моление о чаше". Смысловой и эмоциональный эпицентр оперы на этот раз был здесь! Конец арии зал встретил абсолютной, ничем не колебимой тишиной. Такое бывает, но очень редко. И только потом последовал мощный взрыв аплодисментов.

Кармен и Хозе
Кармен и Хозе

Мужские партии, а это Хозе - Михаил Губский и Эскамильо - Андрей Белецкий, были исполнены вполне достойно и соответствовали характерам исполняемых персонажей. В конце оперы несчастный облик Хозе вызывал чувство сострадания и даже больше, чем убиенная Кармен.

Хозе и Эскамильо
Хозе и Эскамильо

В массовых сценах, по достоверным сведениям, одновременно участвовало до 60 человек, что создавало впечатление перенаселённости скромного сценического пространства.

«Кармен»
«Кармен»

Костюмы не сочетались с изысканным стилем декораций Антонио Гауди. Пожалуй, только балетная пара, ОН и ОНА, гармонично вписывались в это пространство.

ОН и ОНА
ОН и ОНА

Таким предстал переосмысленный спектакль, опера "Кармен" Жоржа Бизе на сцене театра "Новая Опера имени Е.В. Колобова".

Людмила КРАСНОВА

15/10/2015 - 01:40   Classic   Концерты
В Концертном зале им. Чайковского прошел VII Большой фестиваль РНО, основателем и худруком которого является Михаил Плётнев.

В сентябре в столице один за другим начинают сезон музыкальные театры и концертные организации: проходят сборы трупп и объявляются репертуарные планы. В это же время в Москве царствует Фестиваль РНО и Михаил Плетнёв. Фестиваль с нетерпением ждут москвичи, ведь каждый год для них готовятся не просто интересные, а порой уникальные программы, и на этот раз московские меломаны не обманулись в своих ожиданиях. Михаил Плетнёв предложил сольные выступления исполнителей на различных инструментах и сам, не только дирижировал, но и, к великой радости слушателей, сел за рояль.

Огромный интерес представил концерт, в котором своим талантом покорили переполненный зрительный зал испанский валторнист Хавьер Боне, приехавший в Москву впервые, и трубач, солист РНО Владислав Лаврик. К тому же программа их выступления была неординарной.

Хавьер Боне
Хавьер Боне

Хавьер Боне известен во всём мире как крупнейший специалист в области исторического исполнительства на натуральной валторне, и в тоже время как солист, в совершенстве владеющий всеми возможностями современного инструмента. Хавьер начал заниматься музыкой со своим отцом, продолжил обучение в классе Мигеля Родриго в консерватории Валенсии, затем завершил образование в Германии у известного валторниста и педагога Германа Баумана. Именно под его руководством он начал осваивать игру на натуральной валторне и вскоре стал первым в Испании музыкантом, играющим на этом инструменте. Он одинаково преуспел в игре как на натуральной, так и на современной валторне, став лауреатом многих престижных конкурсов. С 1987 года Боне - солист Национального оркестра Испании, выступает со многими престижными и оркестрами и камерными составами, участвует в различных фестивалях, записывает компакт-диски, активно занимается педагогической деятельностью. В данный момент ведет класс валторны и натуральной валторны в Высшей школе музыки Каталонии в Барселоне и в Мадридском университете им. Альфонса Х Мудрого. Со своим уникальным ансамблем натуральных валторн Corniloquio Боне выпустил на звукозаписывающей фирме Arsis диски с музыкой французских композиторов, валторнистов-виртуозов XIX столетия Жака Франсуа Галлэ и Луи Франсуа Допра.

Среди последних записей музыканта — Концерт для валторны с оркестром «Человеческая природа», написанный испанским композитором Хуаном Хосе Коломером специально для Боне. Со второй части этого концерта «Пустота» и начал свое выступление в Москве испанский музыкант на валторне, изготовленной ему мастером Engelbert Schmid. Затем Хавьер предложил слушателям Концерт для валторны с оркестром Р. Глиэра, российского композитора, произведения которого сегодня совсем не исполняются на его родине. Концерт был написан Глиэром по просьбе солиста оркестра Большого театра, блистательного валторниста Валерия Полеха. Его премьера состоялась в мае 1951 в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижировал автор, солировал Полех. Успех был огромный, финал Концерта был повторен «на бис», а произведение сразу вошло в репертуар многих советских и зарубежных валторнистов.

Поразило звучание валторны Боне. Наряду с яркостью в исполнении была мягкость, масса разнообразных оттенков, нежнейшее piano, которому могли бы позавидовать и струнники, удивительная пластика фразы, стерильная чистота интонации, что завораживало, хотелось слушать музыку без конца. В небольшой второй части Концерта Глиэра в сопровождении струнных валторнист красиво и выразительно провёл лирико-созерцательную тему, близкую русской народной песне. Слушатели долго не отпусками со сцены Хавьера Боне, и ему пришлось играть «на бис». Прозвучал шедевр мастера — народная каталонская песня «Пение птиц» в аранжировке Enric Casals.

Владислав Лаврик
Владислав Лаврик

Трубач Владислав Лаврик — музыкант с мировым именем, выступающий со многими российскими и зарубежными оркестрами, участвующий в фестивалях в России и за границей, увлеченный педагогикой. К тому же он занимается в РАМ им. Гнесиных на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе профессора В. Федосеева и нередко выступает в концертах в качестве дирижёра. Владислав Лаврик исполнил Концерт для трубы с оркестром замечательного армянского композитора Александра Арутюняна (1920-2012). Концерт был создан в 1950г. для трубача Айказа Месиаяна. Большую роль в популяризации этого сочинения сыграл знаменитый трубач Тимофей Докшицер. В своей книге он писал, что «сделал редакцию трубной партии, написал каденцию, одобренную автором, и исполнил этот концерт на разных континентах более 200 раз». И сегодня каденция , созданная Докшицером, является неотъемлемой частью Концерта. Владислав Лаврик сыграл его ярко и виртуозно, получив в награду восторженные аплодисменты слушателей.

Вечер провел со своим оркестром Михаил Плетнев, закончив его исполнением Шестой симфонии ми-бемоль минор Сергея Прокофьева. Написанная сразу после войны (ее премьера состоялась 11 октября 1947г. в Ленинграде) Шестая симфония, наполненная болью, страданиями, осмыслением страшных событий прошедшей войны и раздумий автора о жизни и смерти, сегодня прозвучала ещё жестче и трагичней. Михаил Плетнев, художник чуткий и анализирующий сегодняшнюю взрывоопасную жизнь на современной планете, вместе со своими музыкантами-единомышленниками не смог сыграть её по-другому.

Виктория Муллова, Жоао Луис Ногейра Пинто, Мэтью Барли, Пол Кларвис
Виктория Муллова, Жоао Луис Ногейра Пинто, Мэтью Барли, Пол Кларвис

Следующий концерт Фестиваля был камерным, но не менее интересным. Программа называлась «Страдивари в Рио», а представляли её наша соотечественница скрипачка Виктория Муллова и ее коллеги зарубежные музыканты: виолончелист Мэтью Барли, ударные — Пол Кларвис (оба из Великобритании) и бразильский гитарист Жоао Луис Ногейра Пинто. Виктория Муллова, победительница двух престижных скрипичных конкурсов им. Сибелиуса в Хельсинки и им. Чайковского в Москве, покинула СССР в 1983 г. Круг музыкальных интересов скрипачки велик, простираясь от аутентичного исполнительства на исторических инструментах до различных направлений современной музыки. Свои последние концертные проекты Муллова представляла в Великобритании, Нью-Йорке, Европе и Латинской Америке. Один из них она привезла в Москву. Это уже называвшаяся программа «Страдивари в Рио», которая состояла из классики популярной бразильской музыки в обработке для скрипки и ансамбля. Виктория вместе с друзьями-музыкантами Мэтью Барли, Полом Кларвисом и Жоао Луисом Ногейра Пинто дарила москвичам замечательные песни бразильских композиторов Антониу Карлоса Жобима, Каэтану Велоза и Клаудио Нуччи.

Всем известна любовь Плетнева к опере. Этим и объясняется включение в фестиваль оперных концертных исполнений. В программу вошли оперы Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и Россини «Семирамида». Концертное исполнение «Кащея», как и в прошлом году «Майской ночи» Римского-Корсакова осуществил сам Плетнев. Одноактная опера с подзаголовком «Осенняя сказочка» на либретто композитора при участии его дочери по фольклорному сценарию Е. Петровского резко отличается от предыдущих сказочных опер Римского-Корсакова. В ней явно ощущается политический подтекст и атмосфера неспокойного времени в России начала XXвека. В этой опере композитор обращается к иным художественным средствам. Это единственная его опера, в которой в центре образ зла, сложные диссонирующие гармонии и жесткие оркестровые краски, где даже природа оказывается враждебной человеку. Здесь всё сосредоточено на характеристиках Кащеева царства, самого Кащея и Кащеевны. Что же касается положительных героев - Ивана-королевича, его невесты Царевны Ненаглядной Красы и помощника Королевича Бури-богатыря, - то у Римского-Корсакова не нашлось ни красивых и светлых гармоний, ни индивидуальных характеристик. К тому же плотная оркестровка всё время заглушала положительных героев и содержание происходящего на сцене далеко не всегда было понятно...

Михаил Губский - Кащей Бессмертный
Михаил Губский - Кащей Бессмертный

Надо отдать должное Михаилу Плетневу — оркестр в его сольных фрагментах звучал отлично, создавая мрачное и жестокое Кащеево царство с его символикой хаоса и разрушения. Но долго слушать мрачную и тяжёлую музыку, которая не трогает сердце и душу, было тяжко. Из исполнителей выделялись тенор Михаил Губский - Кащей и баритон Борис Дьяков – Иван-королевич. М. Губский нашел точную краску — противный скрипучий голос , выражающий сущность Кащея Бессмертного, который не смотря на всю свою изворотливость всё-таки умирает, а вместе с ним гибнет и его царство. Борис Дьяков красивым кантиленным баритоном умело расцвечивал свою роль, чем и привлек внимание зрителя. Анастасия Москвина была очень скучной Царевной, к тому же Колыбельную спела невыразительно и не всегда интонационно чисто. К сожалению, не получилась роль Кащеевны у солистки «Геликон-оперы» Ксении Вязниковой, голос звучал тускло, а иногда его просто не было слышно. Она даже не смогла достойно исполнить знаменитую арию своей героини.

Несмотря на все старания исполнителей, «Кащей Бессмертный» подтвердил приговор истории — опера не принадлежит к лучшим созданиям композитора, и прежде всего по музыкальному материалу. Недаром же её не ставят в России, а если и знают о ней, то только по самой яркой и эмоциональной арии Кащеевны. Что уж говорить о ее концертных исполнениях. Правда, сам Римский-Корсаков видел оперу только на сцене. Известны его режиссёрские пометки. Музыка «Кащея» мало драматургична, но когда к опере прикасается талантливая режиссёрская рука, то опера оживает. Вспоминается удачный спектакль «Кащей Бессмертный» в постановке Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере».

Опера Римского-Корсакова одноактная, поэтому очень логично было исполнить во втором отделении Сюиту из музыки балета И. Стравинского «Жар-птица». Многое роднит эти два произведения. Оба написаны в близкое друг от друга время: «Кащей» в 1902, «Жар-птица» в 1910 и оба на сюжет русских народных сказок. К тому же по своим музыкальных средствам «Кащей» предвосхитил творчество русских композиторов ХХ века, в том числе и Стравинского. Слушая «Кащея» и «Жар-птицу» одновременно, находишь некоторые переклички, но каждый раз в авторском преломлении. Премьера балета в рамках «Русских сезонов» Дягилева триумфально прошла в Париже в «Театре Елисейских полей». Пресса и публика отмечали яркость, красочность и самобытность стиля молодого автора. Именно «Жар-птица» принесла до того мало кому известному композитору мировую славу. Стравинский очень трепетно относился к своей «Жар-птице». Он уже в 1911 г. составил оркестровую сюиту из музыки балета, заботясь прежде всего о более совершенном звучании в условиях концертного зала. В 1919 г. появилась вторая, а в 1945 — третья, более полная редакция. РНО п\у Михаила Плетнева удалось донести до слушателей красочность и многослойность партитуры и каждый выразительно написанный Стравинским образ: от Жар-птицы, Ивана–царевича до Поганого пляса и Финального гимна.

Первой оперой Россини на Фестивале РНО была «Золушка», которой дирижировал Михаил Плетнёв. Её нельзя было назвать удачей ни дирижера, ни оркестра, ни солистов. На прошлом Фестивале давали оперу Россини «Танкред», для которой был приглашён легендарный дирижёр и исследователь Россини Альберто Дзедда. Это уже была частичная победа. Дзедде не всегда удавалось справляться с оркестром, который так и не смог полностью войти в россиниевскую стилистику. Ныне представляли «Семирамиду» опять же с музыкальным руководителем и дирижёром Альберто Дзеддой — наконец-то свершилась долгожданная победа всех участников концертного исполнения оперы.

Семирамида —реально существовавшая историческая фигура. Знаменитая царица единолично правила Ассирией в конце IX века до н. э. и была известна не только красотой, но и завоевательными войнами. О ней существуют разные легенды. По одной из них Семирамида убила своего мужа царя Нина, чтобы завладеть престолом. Эту легенда французский писатель Вольтер положил в основу своей одноименной трагедии, которая послужила в свою очередь Г. Росси основой либретто для оперы Россини. Недовольная мужем царём Нина Семирамида велит своему фавориту Ассуру отравить его. Затем она пятнадцать лет правит Вавилоном, и вдруг ее начинает мучить совесть. Вот тут и происходит наворот самых неожиданных событий. Царица решает избавиться от Ассура, и с одобрения явившегося ей призрака Нина выходит замуж за молодого военачальника Арзаче, оказавшегося её сыном Ниниасом, которого все считали погибшим. Ниниас случайно в полной темноте закалывает свою мать. Семирамида перед смертью прощает сына и благословляет его на царство.

«Семирамида» — последняя опера-серия Россини и является одним из лучших образцов в своём жанре. Все вокальные партии в опере виртуозны, а партия Арзаче в духе времени предназначена для женского голоса. Важная роль отводится большим ансамблям и хорам, велика роль и оркестра, особенно в массовых сценах, которые порой достигают огромных масштабов. Точно выстроена дирижёром музыкальная драматургия оперы, идеально соблюдены темпо-ритм и баланс звучания между оркестром, хором и солистами. Никто никого не заглушает, слышен каждый солист в сложнейших больших ансамблях, которые так любил Россини. Какое гармоничное звучание хора и оркестра!

В концертном исполнении оперы участвовал Хор Академии хорового искусства им. В. Попова п\у Алексея Петрова. Кого бы ни пели артисты жрецов, воинов царской гвардии, жителей Вавилона, чужеземцев, рабов, всегда это было стилистически и эмоционально точно. Покоряет пластичность вокальной линии и чистота интонации, умение гармонично существовать с оркестром и певцами.

Саломе  Джикия — Семирамида и Вардуи Абрамян — Арзаче
Саломе Джикия — Семирамида и Вардуи Абрамян — Арзаче

Замечательно были подобраны исполнители центральных и небольших партий. В общем, ни к кому из них не было претензий. Главными же были две певицы: грузинка Саломе Джикия — Семирамида и армянка Вардуи Абрамян — Арзаче. Известность Саломе Джикии в Европе только еще начинается. Она успешно выступила на нескольких международных конкурсах, в том числе и на конкурсе им. Ф. Виньяса в Барселоне. Прошёл ее дебют в Италии, где она спела главную партию в опере Моцарта «Мнимая простушка» в постановке Оперно-концертной ассоциации (Аs.Li.Co). В 2016 она исполнит партию Донны Анны в Дворцовом театре Дроттнингхольме в Швеции. Имя Вардуи Абрамян уже хорошо известно в ведущих оперных домах и на престижных фестивалях Европы. И репертуаре певицы самый разнообразный от барочной музыки и русских опер до Верди, Бизе, Дворжака. У обеих певиц большие оперные голоса, виртуозные и лиричные, умелое владение техникой и стилем Россини, и что очень важно, красиво сливались сопрано Саломе и меццо-сопрано Вардуи, погружая слушателей в запредельные высоты виртуозной стихии оперы. Меня просто потрясла своим актёрским и вокальным перевоплощением Вардуи Абрамян. В начале сентября я слушала в ее исполнении партию Кармен на Исторической сцене Большого театра. Вардуи не просто отлично спела героиню. Она вдохнула жизнь в безлико-занудную постановку режиссёра Алексея Бородина оперы Бизе. С появлением на сцене Кармен-Абрамян по-другому зазвучал оркестр п\у Т. Сохиева, другим стал и партнёр Олег Долгов-Хозе. Уже не обращалось внимание на нелепые мизансцены режиссёра и бутафорские декорации художника Станислава Бенедиктова. Передо мной проходили жизнь, любовь и поединок цыганки Кармен и деревенского парня солдата Хозе, абсолютно соответствующие гениальной музыке Бизе. Хозе навахой убивал свою возлюбленную, но победительницей была она, Кармен и их любовь!

Когда Абрамян появилась в партии Арзаче, я невольно стала искать в ее облике и голосе «похожесть» на Кармен и не нашла. В Зале им. Чайковского тоже произошло полное погружение в оперу Россини «Семирамида», и к огромному счастью, не только армянской певицы, а всех исполнителей во главе с Альбертом Дзеддой. Поэтому такие яркие впечатления от концертного исполнения «Семирамиды» Россини и восторженные аплодисменты всего зрительного зала.

Фестиваль завершился двумя симфоническими концертами. В первый вечер звучала музыка А. Скрябина: «Мечты» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор ( редакция М. Плетнева) и Симфония № 2 до-минор, во второй — музыка С. Рахманинова: Концерт для фортепиано с оркестром до минор и «Симфонические танцы». Дирижер Хобарт Эрл (США). Солист — Михаил Плетнев.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»