Юрий Башмет сотворил счастье на день рождения

Юрий Башмет в свой 72-й день рождения сыграл в зале Чайковского особенный, очень короткий (по его меркам), искрящийся и радостный концерт. Такой можно сыграть в Новый год или на Рождество.

Обычно-то Башмет на свои дни рождения играет тут четырех-, а то и семичасовые концерты, когда зрители уходят далеко за два часа ночи. А тут всего полтора часа без антракта. И программа обыкновенно тяжелейшая, насыщенная трагической музыкой. Но в этот раз все было не так.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Поскольку это не юбилей, а проходящий, можно сказать, день рождения, - программа будет проникнута теплотой, лирикой. Может быть, не все произведения вы слышали. И я многое буду исполнять впервые сегодня», - объявил Башмет перед концертом.

Программа, которую традиционно держат в секрете, и ее в буклете просто нет, - получилась действительно очень непривычная. Башмет начал с довольно редкого произведения Брамса «Песнь судьбы» / Schicksalslied в исполнении своего Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова п/у Геннадия Дмитряка, разместившегося на боковых балконах КЗЧ.

Грозные триольные литавры с самого начала отождествляют собой образ роковой судьбы, а хоровые мажорные песнопения — томление духа, противоречие между ними и есть смысл текста немецкого поэта Иоганна Фридриха Гёльдерлина. Капелла Юрлова основательно поработала над сочетанием мужских и женских голосов, причудливо переплетаемых в партитуре Брамса. Мажорные флейты и тромбоны «Новой России» уже вот-вот возвращают в мир жизнелюбия, но литавры снова грозно триолят, возвращая к теме неизбежного противоречия жизни между предопределенностью и тщетными людскими усилиями. Невероятной силы исполнение.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

Надо упомянуть, что у концерта есть и световая партитура, тонкая и деликатная. На заднике — светодиодные экраны, транслирующие нечто вроде морских волн и взаимопревращений в природе, ко второй половине добавился еще и приглушенный звук журчания воды. А посреди оркестра возвышаются световые столбы, транслирующие свою эмоциональную повестку. На зрителей же и даже на потолок зала льются волны особенного голубого света: то ли снег, то ли дождь. Это очень атмосферно.

Затем зазвучал Первый концерт Прокофьева для скрипки с оркестром в исполнении Вадима Репина, романтичный и светлый. Репин в этом замедленном ре-мажоре расчерчивал свои молнии аки демиург, прибавляя бесовской сладости на вспыхивающих литаврах. А то и вовсе тянул на одной ноте, окрашивая ее штрихами и вибрациями. «Новая Россия» отвечала сполохами и сосредоточенными струнными группами.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Юрий Башмет и Вадим Репин
Юрий Башмет и Вадим Репин

Дочь маэстро, замечательная пианистка Ксения Башмет исполнила редко встречающуюся «Симфоническую рапсодию» Хоакина Турина для фортепиано с оркестром. Получилось солнечно и даже местами знойно, по-испански.

Сопрано Ольга Бородина спела две песни из цикла Шостаковича «Сон» и «Звездочки». Не часто доводится их слышать. Роскошный голос.

Ольга Бородина и Юрий Башмет
Ольга Бородина и Юрий Башмет

Затем оркестр Башмета мягко и нежно сыграл Adagietto из Пятой симфонии Малера. И закончил лучезарным «Вальсом» Равеля.

И все это было днем рождения Юрия Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Быстрый поиск: