Для любого артиста петь под симфонический оркестр - мечта. В этом признавались и еще будут признаваться многие маститые поп- и рок-музыканты. Однако для Ирины Богушевской - это еще более особенная история. Тончайшая вязь ее песен, благородная изысканность и одновременно трогательная беззащитность - вопиют и требуют оркестра, как тончайшего музыкального инструментария в искусстве.
Концерт в Зале им. Чайковского стал именно таким контрапунктом в прихотливой карьере Ирины. Предыдущим пунктом был феерический Кремль 2005 года - совпадение или нет, но там тоже играл симфонический оркестр МВД России п/у Феликса Арановского, но скорее в качестве десерта. Дело в том, что у Богушевской тогда была супер-группа, состоящая из выдающихся и абсолютно звездных самих по себе музыкантов, которые творили в 6-тысячном Кремле что-то невероятное, зажигая и заставляя буквально стонать публику.
Промелькнули какие-то необязательные «детские» концерты, написание и чтение книг, разбежались и снова собрались музыканты, и вот - новая художественная вершина. В зале Чайковского в этот вечер сошлось все - разошедшийся не на шутку оркестр, искрящийся юмором и светом Феликс Арановский, превосходные оркестровки Вячеслава Сержанова и Геннадия Корнилова, ощущение последней возможности насладиться оркестровой мощью (заканчивается какой-то там контракт) и, наконец, сама воодушевленная, пронзительная, лучащаяся Ирина Богушевская.
Парадокс в том, что песни Богушевской не существуют без самой Богушевской, по крайней мере, пока. Они могут показаться манерными или наивными, они балансируют на грани китча и высокого искусства. Стоит их исполнительнице заломать руки и начать изображать из себя бестелесного высокодуховного эльфа - они вмиг обратятся в пошлость. «О, как же тебе тогда будет больно за то, что ты сделал со мной средь сада земного, печальный ангел мой». Феномен Богушевской в том и состоит, что она поет их без заламывания рук - поет как земная, вполне юморная женщина, с детишками по лавкам. Богушевская поет о рае так же мечтательно, как иные - о букете цветов. Масштаб мечтаний другой. И искренность - другого порядка.
До нынешнего концерта было еще несколько оркестровых, но все как-то не укладывалось. А тут вдруг сложились все паззлы. Арановский чувствует свой оркестр так, будто играет за каждого. Удачные аранжировки Сержанова и Корнилова - это факт, но их же еще надо конгениально сыграть. Получилось!
Переломным стало, пожалуй, исполнение «Нежных вещей». Не секрет, что на одноименном альбоме эта ударная песня звучит в наложении нескольких вокальных партий Ирины, - иначе не удавалось достичь должной плотности и одновременно воздушности звука. Почти моцартовская напевность была получена наложением всех этих многочисленных опеваний, плетением вязи. Оркестр же легко справился с этой задачей, не утруждаясь - под лид-вокалом искомые опевания перебрасывались из одной оркестровой группы в другую, от духовых к струнным, от арфы к перкуссии. Эффект - феноменальный. Об арфе, кстати, стоило бы сказать отдельно - настолько ее звук оказался гармоничен песням и даже тембру Богушевской, что стоило бы подумать об отдельной программе исключительно с арфой и фортепиано...
Первое отделение, целиком сотканное из лирических баллад, получилось отменным. Ирина Богушевская звучала прозрачно и изысканно, буквально заставляя припоминать всех див аналогичного калибра - от Марлен Дитрих до Далиды.
Второе отделение случилось более эстрадным, и занятно было послушать, как звучит латино-репертуар Богушевской в сдержанном звучании оркестра Арановского. В яркости и «бразильскости» тому золотому составу группы 2005 года он уступает значительно, стоит признать. Скорее он напомнил творения Жобима или Вила-Лобоса в версии какого-нибудь оркестра Джеймса Ласта (самому Арановскому это явно ближе) - когда светит, но не греет. Ну, можно еще это назвать кавер-версиями, в конце концов.
Парадоксально преобразилась и Богушевская - относительно меланхоличное латино вывело не первый план ее вокал, отчего многие песни заиграли новыми красками.
Тот же «Парад» превратился в кабареточный эстрадный номер (раньше музыканты акцентировали на груве и маршевой мощи), неожиданно вернувшись к незатейливой развлекательности авторских исходников. А духовая секция еще и сардонически погоготала в проигрышах. Такого еще точно не было...
Словом, концерт оказался полон сюрпризов. Было заметно практически физическое удовольствие Богушевской от пения под чуткий и деликатный оркестр Арановского. А удовольствие артиста всегда передается в зал.
Такого восхитительного концерта у Ирины Богушевской еще не было, и стоит зафиксировать этот момент в карьере замечательной певицы.
Ну, и куда идти дальше?
Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Комменты