Если Герзмава хорошо известна и любима, то Франческо Аниле - для многих темная лошадка. С российско-абхазской примой он познакомился только этим летом, когда они совместно работали над оперой Верди «Отелло» в Метрополитен-Опера. Многие арии из той постановки «Отелло» прозвучали в этот вечер.
Франческо Аниле - 53 года, он учился сначала на баритона, а только затем на тенора. Сейчас поет только теноровые партии во множестве опер Италии, в том числе партию Туридду в «Сельской чести» Пьетро Масканьи на сцене Ла Скала. Излюбленные роли — Отелло, Канио, Каварадосси, Радамес, Поллиона. В Россию приехал впервые.
Программа новогоднего концерта была заявлена сугубо итальянской — Хибла признанный мастер бельканто, а Франческо — самый носитель этой культуры. ГАСО имени Светланова под рукой уже практически «российского» дирижера Фабио Мастранджело составило весьма противоречивую компанию этому дуэту — необузданная экспрессия Мастранджело все-таки не раз ставила певцов в весьма затруднительное положение, когда tutti в неочевидных местах почти полностью заглушало вокал. В остальном оркестр был на высоте, а положенные ему по программе увертюру из «Сицилийской вечерни» и интермеццо «Манон Леско» отыграл легко, эмоционально и с видимым удовольствием.
Хибла Герзмава и выглядела, и звучала одинаково великолепно. Восхитительная трепетность колоратуры удивительным образом сочетается в ней с плавным бельканто, буквально архитектурной изощренности и оттеночности. Легчайшее интонирование смещает смысловые акценты партии полностью соответственно образу самой Герзмава - получается конгениальный микс из образов героинь и её самое. Это филигранная, тончайшая работа.
Мы много видели разных Дездемон. Дездемона от Герзмава — скала, требовательная к себе и к другим, ценящая свой внутренний мир и не позволяющая никому, даже собственному мужу, разрушить хоть микрон своей личности. Трагическая развязка конфликта со вспыльчивым африканским деспотом очевидна заранее. Но Герзмава ведет свою роль через доказательность, через поиск мира с Отелло на приемлемых для себя условиях, не поступаясь принципами.
Об «Отелло» хочется говорить прежде всего потому, что арии и дуэты из постановки в Метрополитен-Опера составили добрую половину концерта. И смогли дать представление о ходе мысли артистов. Но звучало и другое. Ария Лючии была превосходна, Лиу из «Турандот» окрашена не только трагичностью, но и величественностью. Ария Адриенны Лекуврер в исполнении Хиблы — кукольной красоты номер, и при этом внутренне драматичен до предела.
Франческо Аниле, конечно, вряд ли можно назвать выдающимся певцом бельканто, но он очень старался. Немного подводил «песок» в нижнем регистре, а верха он то и дело туговато выталкивал заметным усилием связок. Когда же Аниле обретал легкость — тут же появлялось высокое искусство. Особенно хорош оказался Калаф из «Турандот», тут игривость и легкость сошлись воедино, получился убедительный образ. Для Отелло в Москве, как минимум, ему явно не хватило темперамента и ревнивости. Зато в дуэтных сценах с Герзмава у них оказалось отменное взаимодействие, - они то поглядывали друг друга краешком глаз (весьма интригующе), то обнимались, а то и вовсе разбегались по углам и смотрели друг на друга волком. Взаимодействие превосходное. На бис прозвучал знаменитый дуэт из «Травиаты», обретший неожиданно новогодний оттенок.
Благотворительным же концерт был назван потому, что всем зрителям раздали конвертики с просьбой положить в них денег для фонда «Арифметика добра», помогающему детям-сиротам. Сама Герзмава прямо на концерте подарила фонду 1 миллион рублей, на что основатель фонда бизнесмен Роман Авдеев (владелец МКБ) тут же пообещал удвоить эту сумму из собственных средств. Собранные средства пойдут на создание психологическо-юридической помощи для приемных семей. Сам Авдеев — отец 23 детей, из которых 19 — приемные.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты