Так получилось, что Алена Свиридова не выпускала альбомов со своими песнями уже восемь лет. Последним был авторский альбом "Линия жизни" (NOX Music, 2000). За эти годы Свиридова сочинила немало песен, играла их на концертах, и уже было почти собралась выпускать с ними очередной номерной альбом. Как вдруг пошли новые песни, и настолько отличающиеся от прежних, - что Свиридова передумала делать альбом из наигранных концертных песен. А выпустила совершенно другой альбом - из новых.
- Но почему? Можно было бы выпустить двойной альбом.
- Нет, неправильно, они слишком разные по стилистике. Поэтому хочется сейчас донести те новые песни, которые я написала... Я не знаю, может быть, и правы радиостанции, может быть, они не так хороши. Вот сейчас я не могу, честно говоря, вот это все оценить. Я вообще не могу оценивать обычно то, что я пишу. Вот мне скажут, что это хорошо, - я буду радоваться. Мне скажут, что это плохо, - я могу поверить, что это плохо. В какой-то момент я реально теряю ориентир.
- А что говорят радиостанции по поводу этого альбома?
- Это альбом как-то всем нравится. Если даже говорят, что, к сожалению, у нас это не встанет, но это говорят по-другому., чем раньше Потому что я сама понимаю, что вот тут это не встанет, реально все другое. Если раньше у меня был синдром кукушки, абсолютно точно - я снесусь, и это яйцо куда-то кину, и оно заживет своей жизнью. Что с ним дальше происходит, меня как-то мало волнует. Песня пошла, и я, если честно, вообще ничего не делаю. Стучусь куда-то, если говорят нет, - ну и идите в баню! Выживет ребеночек - хорошо, не выживет - нежизнеспособный. В этот раз я перестала быть кукушкой, у меня есть ощущение миссии, что яйцо нужно обязательно до людей донести, и я с ним бегаю, как с писаной торбой реально.
- Куда-нибудь уже взяли?
- "Авторадио" сейчас крутит, "Алла" крутит. Надеюсь, будет "Серебряный дождь", потому что вчера звонили оттуда с восторженными криками в час ночи, что меня, естественно, сильно обрадовало.
- Отлично. А что будет на концерте? Я правильно слышал, что Вилкс будет режиссером концерта, а не только клипа?
- Надеюсь, что так и будет. У нас пока небольшие трения. Он все-таки человек не совсем от мира сего. И где-то это хорошо, а где-то - нет. Поэтому приходится бороться, и возвращать его на грешную землю. Потому что концерт - это вещь очень и очень реальная. Мне хочется сделать такое действие, создать другую реальность действительно, чтобы произошло именно погружение публики в ту реальность, в которой написаны песни. Я использую все средства для этого: и сценография, и приглашенные музыканты, и какие-то вставные номера. Что будет происходить на экранах, что будет происходить со светом... Сказать, что будет что-то такое, чего ни у кого не было в жизни, - такого я не могу сказать. У меня нет таких бюджетов, как у Мадонны, и в принципе, оно и не нужно, потому что слишком многое заложено в музыке. Если последний альбом Мадонны просто так слушать никому не придет в голову, а когда это все вместе с шоу, тогда действительно это оригинально. Если убрать шоу... Представьте, стоит Мадонна и поет на черном заднике? Все оплюются и уйдут на третьей песне. Я думаю, что мы смогли бы легко отыграть этот концерт на черном заднике. Вот реально - потому что слишком много есть в музыке. Много чего, что этот черный задник сделает не черным. Эх, как я сказала!...
Алена Свиридова и Валерий Леонтьев - на презентации радио "Алла"
- Никаких подробностей пока? Может, имена какие-то?
- Все приглашенные друзья с именем будут сидеть в зале, я клянусь. Я этот концерт хочу отработать сама, и приглашенные номера будут у людей, которые неизвестны широкой публике, но которые создадут правильную атмосферу. Мне кажется, это будет что-то захватывающее и даже психоделическое.
- Мне всегда казалось, что ваша музыка не просто изысканная, стильная и т.д., но она еще тяготеет к кабаре как к жанру, в хорошем смысле, высоком смысле этого слова. И мне казалось, что они требуют большой и мощной доли театрализации, помимо черного задника. Я видел не все, конечно, но большую часть ваших концертов, и не припомню какого-то мощного шоу, которое достойно бы было этих песен. Это беда бюджетная, или нет площадок для такого шоу?
- Это беда, конечно, и бюджетная, прежде всего. Может, и отсутствие, кстати, потребности что ли. Я не припомню каких-то шоу, которые бы были жизнеспособны в неизменном виде в гастрольном варианте у кого-то.
Если делать только в Москве, то получаются настолько неоправданные материальные затраты… Должна быть какая-то гармония. В любом случае, безусловно, ты вваливаешь эти деньжищи в имидж, но все равно получается артель «Напрасный труд». Чтобы сделать такое шоу, какое должно быть, требуются какие-то нереальные средства. Нельзя сделать хороший экшн за три копейки.
- Но спонсоры же есть для этого... У Киркорова потрясающее шоу было. Он там около полутора миллионов привлек, ему дали спонсоры. Не знаю, расплатится он с ними или нет.
- Я была на его шоу. И я не думаю, что он с ними расплатится. В том-то и дело. Если повезет, и ты найдешь спонсоров, которые дадут тебе полтора лимона и не потребуют их назад, то это, конечно, очень хорошо. Будем считать, что вложили деньги в искусство, и подарили народу праздник. Но если ты собираешься потом это все отрабатывать, то не хватит ближайших лет, чтобы расплатиться. Может быть, все-таки творчество Киркорова гораздо ближе нашему народу, оно, может быть, я не знаю, более массовое.
- Но он тоже по сути за все годы только один раз такое сделал. Программу «Лучшее, любимое, и только для вас» с самолетом провез по всей стране. Все, что он сейчас в театре Оперетты показал, как я понимаю, в провинции не будет показываться просто по техническим причинам.
- По техническим причинам - да. Получается, для чего ты это делаешь? Ты делаешь безвозмездный вклад в искусство себе или все же народу? Надо понимать. Конечно, если бы мне удалось привлечь полтора миллиона, это хороший способ потратить деньги, я считаю. Гораздо лучше, чем на девиц, на бриллианты, на самолеты и на яхты. Может быть, мне и удастся когда-то как-то так...
Почему раньше не было таких шоу... Я, наверно, менее амбициозна что ли, чем Киркоров. У меня нет ощущения, что я должна стать номером один в стране, и все для этого сделать. Может быть, к сожалению. Я определяю свое существование в том, что я делаю то, что мне нравится, получаю от этого удовольствие, это еще и публике нравится, какое счастье, мне еще за это и деньги платят, отлично просто. Что еще можно представить? Может быть, это реально неправильный путь, и нужно идти по пути Киркорова и сказать: «Нет, я самый крутой!» Да черт его знает, я ведь не заигрываю с народом, я делаю то, что мне нравится, всегда. Будет ли иметь это массовый успех или нет, этот вопрос меня не волнует, честно говоря... Я как-то об этом не думаю.
Я не знаю, как написать песню, которая бы нравилась всем и поголовно. Не знаю, что для этого нужно сделать, вот честно. Все, что я писала, и то, что становилось каким-то массовым, - это было помимо вообще всех моих расчетов, воли и пониманий.
Я сейчас в первый раз... я четырнадцать лет нахожусь в шоу-бизнесе, ужасное слово... я первый раз занимаюсь этим столь серьезно. Вот я в данном случае продюсирую сама себя. И это требует таких сил, честно говоря, что уже на сегодняшний момент я чувствую, - остались от козлика рваные плавки. Я не могу ни спать, ни есть, у меня постоянно насморк. То есть я не успеваю отдохнуть и расслабиться, потому что голова не вмещает все то, что нужно делать, и то, что нужно проверить.
У нас нельзя отпускать на самотек ничего. Мы делаем обложку, - я сижу с дизайнером, с каждой фотографией. Мы делаем афиши, - я сижу с дизайнером. Мы делаем цветопробу, - я должна это проверить, я должна специально приехать, я должна показать. И фактически я не могу ничего упустить. Я перфекционист, и я считаю, что весь стиль находится в нюансах. Вот чуть-чуть недосолил или переперчил - все. Это нюансы - один взмах руки. И не все это понимают. Вот, например, в одном варианте обложки явно много зеленого цвета. Есть такая зелень, ее нет в природе, она здесь на этой картинке, но я понимаю, что этого не должно быть. Если чуть-чуть зелени - одно впечатление, если ее совсем нет - другое впечатление. А кто-то это, может быть, и не заметит по большому счету.
Алена Свиридова - «Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете»
- А я, конечно, в шоке от этой фотографии на обложке.
- А почему в шоке?
- Неузнаваемо.
- Неузнаваемо? Хм. В принципе, даже некоторые песни, когда я ставлю, народ узнает мой голос только к концу.
- Ничего себе...
- Потому что некоторые песни я писала в тональности где-то не кварту выше, чем обычно. Вот именно для получения кристально чистого высокого... Я ставлю записи, и народ говорит: «А кто это?» Здрасте-мордасти.
- Жизнь артиста всегда связана с авантюрами, даже ваш приезд из Минска в Москву был чистейшей авантюрой. А после этого были какие-то еще большие авантюры в жизни?
- Ну, банки не грабила, к сожалению. Хотя, может быть, это было бы и интересно. Шучу. Мой авантюризм заключается в том, что я открыта для любых предложений. Например, такая история. Позвонил мне Валера Тодоровский и сказал мне, что они сняли фильм «Человек-Амфибия». И там нужно спеть две песни, которые еще Петров написал, из старого фильма. И вот им кто-то там спел, им не нравится, и не спою ли я? Не вопрос, хорошо, конечно, спою. Мне говорят: «Сделай все, как ты делаешь по-своему, и аранжировку тоже». Я никогда не писала раньше музыку к кинофильмам. Давайте, говорю, я вам напишу музыку. Я вам офигительно напишу музыку! Конечно, чистой воды блеф. Потому что я ни разу этого не делала, и у меня никаких представлений, как это делается. Но как-то я так убедительно всю эту телегу прогнала, что в результате подсидела бедного композитора Чекрыжова. Стала смотреть фильмы, стала смотреть, по каким законам это все делается. С энтузиазмом взялась за дело, и очень оказалась довольна этой работой, и довольны все окружающие. Единственный, кто был недоволен, это Чекрыжов. Но, надеюсь, он меня простит когда-нибудь.
- Могу я спросить про ЖЖ? Ведь вы сами ведете свой блог alenasviridova.livejournal.com?
- Да.
- Просто, когда он только появился, первое ощущение было, что его ведет какой-то пиарщик. Выкладывались фотографии, пиарщики часто так ведут. А потом неожиданно прорвало что-то, и пошли очень интересные умные мысли авторские. Что случилось?
- А поначалу так и было на самом деле, я же не сама придумала вести ЖЖ. Пришли и сказали: «А давайте вести ЖЖ». Я сначала долго думала, зачем мне это надо и как это делать. Поначалу, когда первые шли фотки, это я действительно как раз отдавала им фотки и диктовала по телефону. Мне говорят: «Не хотите ли написать? Например, вот такая тема. Что вы скажете?» Я: «Ля-ля-ля, тополя». А потом как-то села в первый раз, и втянулась. И стала все писать сама, правда, перестала фотки выкладывать, потому что не знаю, как это делается.
- Появилось ощущение, что это настоящий дневник?
- Есть ощущение. Ощущение прямой связи с публикой. И если раньше, когда это все только началось, писали мне там всякую ахинею, гадости писали. Правда, их удаляли еще раньше, чем я успевала заметить, но парочку таких мне попадалось. Но потом перестали, вот реально. Больше там ничего не фильтруют – и ничего гадкого мне уже никто не пишет. Возникло ощущение, что у меня действительно есть друзья, с которыми я могу поделиться своими мыслями, в общем, любыми. Так, как я хочу, - если я хочу употребить слово «жопа», - я его употреблю, если оно будет к месту. Оно не для того, чтобы произвести какое-то впечатление, а просто, если есть, чем поделиться, ты можешь этим поделиться, собственно говоря.
- А сами вы читаете френд-ленту?
- Дело в том, что поначалу мне сгрузили определенное количество френдов, и я их читаю. Вот вы - guruken.livejournal.com в том числе, и я их читаю. Потом я не знаю, как их добавлять и на что нужно кликать, честно говоря. Как все было у меня, так оно и осталось. Сейчас собираюсь этим заняться, немножко реанимировать.
- Вы были и в жюри «Народного артиста», и «СТС зажигает суперзвезду». Мне интересно общее впечатление от таких конкурсов. Ни один из этих конкурсов звезды пока не зажег. На «Фабрике звезд» хоть какие-то звезды появляются. Какое ощущение?
- Есть элемент шоу - просто интересно смотреть, как человек находится в критических обстоятельствах. Для меня конкурс - это страшно критические обстоятельства. Это как когда ты выходишь один на один с вратарем и забиваешь гол, а все на тебя смотрят, и ты должен его забить. Нужно иметь очень сильную психику, чтобы не сломаться в данный момент. Я всегда жалею людей, которые оказываются в ситуации конкурса, и что-то еще при этом выдают хорошее.
Что касается вопроса, звезд зажигают или не зажигают… Возвращаемся к вопросу о природе мужского характера. Если у этих мальчиков и девочек есть, что сказать, что петь, и они сами что-то пишут, то, возможно, какой-то шанс у них есть. Хотя в последнее время пробиться очень сложно, - сейчас игроки, кланы, продюсерские центры и прочее остальное. Поэтому если человеком будут заниматься, у него есть возможность стать звездой. Если им не будут заниматься, никакой возможности нет. Поскольку все-таки «Фабрика Звезд» нацелена изначально на то, чтобы деньги, которые вкладывают в этих исполнителей, потом отбивались, то они этим и занимаются. А все остальные устраивают разовое шоу – отсняли, и до свидания.
- Тут я хочу задать язвительный вопрос. На «СТС зажигает суперзвезду» я увидел, когда некая Лена Князева пела очень фальшиво и мимо нот, а вы поставили ей десятку. Не могу не задать вопрос: как же вы так? Вы же профессионал, на вас миллионы смотрят.
- Я поняла одну вещь - все члены жюри играют свою игру. То есть все члены жюри занимаются не «жюрением», а показыванием себя, какие они хорошие, добрые, позитивные. И вдруг я оказываюсь в роли Бабы Яги, я же там завалила сначала рэпера одного, как котлету. И я понимаю, что настраиваю против себя аудиторию. Потому что мои вкусы совсем другие. Я по-честному всех сужу. А потом думаю, - на фига мне это надо? Я полезу на амбразуру, как Александр Матросов? Так я не хочу.
На самом деле уровень артистов на СТС был гораздо ниже уровня артистов, чем на РТР. Изначально надо было встать и сказать: «Друзья, все это, конечно, полный детский сад и междусобойчик. Если вам все это нравится, и вы хотите это делать, хорошо, пока». Мы снимали до пяти часов утра. Я потом просто умыла руки, если честно. Да, Лена Князева пела ужасно тогда, и, кстати, ее почему-то сильно лоббировали.
- Потому что она же протеже Яны Рудковской.
- Вот Барбара Брыльска на конкурсе «Две звезды 2». Она реально ставит те оценки, которые должны быть. Потому что она вне тусовки, вне того, к кому надо как относиться. И она многих режет, потому что ей так нравилось или не нравилось. Я за нее порадовалась, честно говоря.
- Вопрос про машину. Правда, что вы паркуетесь в Храме Христа Спасителя?
- К сожалению, правда. У меня есть гараж, но в него машина просто не поместилась. Машина большая. Там подъемник лифтовой, и имеется лимит по весу и по высоте. В голову мне не могло прийти, что она туда не влезет. Новая машина BMW X5 досталась мне на таких условиях, которые я могу считать подарком судьбы. И поэтому, когда я приехала в гараж и поняла, что она туда не влезет, мне стало грустно. А бросать ее на улице, конечно, нельзя, и я поставила ее обратно в Храм Христа Спасителя. Слава богу, там сейчас изменились условия. Это был первый мой гараж - Храм. Когда я переехала сюда, в эту квартиру, как раз они сделали подземный гараж. Но были такие жуткие армейские условия, которые противны разуму и понятию сервиса. Делалось все, чтобы человек, который ставит там машину, чувствовал себя пигмеем, уродом, нежеланным гостем. Кем угодно, только не тем человеком, который платит за это деньги, причем не малые. Поэтому я себе сказала, что будет самый счастливый день в моей жизни, когда я уйду из этого гаража. И когда я из него ушла, я была действительно самым счастливым человеком на свете. И потом мне пришлось вернуться. Никогда не говори никогда. Но теперь у них поменялись условия, сейчас более нормально это все.
- А правда, что вы сейчас лицо Escada в России?
- Одно из лиц, не основное. Это очень облегчает жизнь, честно говоря. Во-первых, не напокупаешься себе кутюрных платьев, которые одеваешь один раз.
- Помогают с нарядами?
- Безусловно, они помогают с нарядами для концертов. Вот сейчас я буду использовать одно платье от них. И проблема гардероба решена. Мне подарили целый мешок нарядов. И им хорошо, и мне. Эта марка сейчас, слава богу, изменилась. Раньше была такой консервативной, но всегда славилась хорошим немецким качеством. Вещь можно было через век отдать в музей, потому что она не портилась, настолько было хорошо сделано. Но она была достаточно консервативна. Сейчас они привлекли итальянцев в дизайн, я считаю, что у нее большое будущее, у этой марки. Качество осталось тоже, а идеи стали гораздо лучше.
Комменты