Земфира сыграла концерт для студентов

В СКК "Петербургский" с размахом прошел студенческий праздник Татьянин день. Студентов поздравляли Валентина Матвиенко и Земфира — каждый по-своему.

Студенческий праздник Татьянин день — милый симбиоз официальной и молодежной культуры. Организаторы мероприятия в этом году не стали мелочиться: хедлайнером концерта сделали Земфиру. Аншлаг был гарантирован, особенно если учесть, что билеты среди студентов распространялись бесплатно. По разным данным, на концерт пришло от 17 тыс. до 20 тыс. человек.

Земфира
Земфира

В фойе СКК были выставлены стенды, агитировавшие за участие в деятельности Красного Креста и помощь бездомным животным, на сцене цвела самодеятельность — то итальянские арии, то песня "Жара" группы "Чичерина". Праздник начался с появлением ведущих Ренаты Литвиновой и Михаила Козырева. Кинозвезда с непередаваемо-порнографическими интонациями прочирикала спич о Викторе Цое. Когда госпожа Литвинова договорилась до песни "Следи за собой", на лице ее коллеги мелькнула растерянность, кажется, такой прыти он не ожидал и слова тоже вспоминал с трудом.

В остальном конферанс был сведен к минимуму — господин Козырев с батяня-комбатскими интонациями вещал, а Рената Литвинова по мере возможностей подбрасывала комментарии. Потом ее лицо на экране-заднике сменил российский триколор, а на сцене появились ответственные лица из образовательной сферы. Один из них гордо сообщил, что профессиональное образование в России появилось раньше, чем возникли Соединенные Штаты, и в следующем же предложении перепутал падежи.

Группа "Вельвет", поставленная на разогрев, пала жертвой не только плохо отстроенного звука, но и губернатора Петербурга. После третьей песни музыканты были отправлены за кулисы, а Валентина Матвиенко обратилась с кратким приветствием, в котором, впрочем, уместилось все — от имени Татьяны до Года молодежи и прорыва блокады Ленинграда. Лишь после этого "Вельвету" дали доиграть еще две вещи. Не повезло и британскому диджею Бонобо. Первый запланированный сет музыканта с лейбла Ninja Tune свернулся буквально через пять минут. Позже ему пришлось растанцовывать тех, кто задержался после выступления Земфиры.

"Популярной молодежной певице", как она была названа в планах мероприятия, на все про все отводился час. Вместо этого был сыгран полноценный большой концерт. С нынешним составом группы и подходом к аранжировкам Земфира проявляет удивительную гибкость. Считаясь ведущей артисткой в русском роке, она на самом деле по уровню аранжировок улетела от него в какие-то уже совсем заоблачные выси. Ей удается сделать прифанкованную эстраду из "Прогулки" или грохнуть шумным гитарным роком в "Брызгах", к "Мы разбиваемся" приделать "All You Need Is Love" The Beatles, а из "Небомореоблаков" изобразить что-то вроде Primal Scream. И все это легко, как бы само по себе.

Среди благодарностей Петербургу единственный раз мелькнуло и упоминание о поводе праздника. Объявив "самую студенческую песню", Земфира исполнила композицию "Повесица". Возможно, бывают более четкие и срежиссированные выступления, но в этот раз на протяжении всего концерта присутствовало ощущение того, что в просторечии называется "живяк" — когда хорошо и музыкантам, и публике, когда получается все. Исполняя бис, Земфира призвала попрощаться с зимой и выдала "Песню Деда Мороза" из "Ну, погоди" и "Январскую вьюгу" из "Ивана Васильевича".

Казалось, на этой теплой и слегка разнузданной ноте концерт и должен был завершиться, но не тут-то было. Михаил Козырев, собравшийся было произнести прощальную речь, поддался на крики публики и, проигнорировав слова Ренаты Литвиновой про поезд, пообещал сбегать за кулисы и упросить Земфиру спеть еще немного. В ожидании результата зал нестройно, но дружно прогудел "Ариведерчи", а ведущий появился вновь со словами: "Если я и должен был сделать что-то важное, то я это сделал, и вы это запомните".

В полной темноте зажглись тысячи мобильников, и незаметно вернувшаяся на сцену Земфира под клавиши начала "Не отпускай". К этому времени ее выступление вышло за рамки всех планов, но, кажется, дела никому до этого не было. Подобных моментов на концертах можно ждать годами, и люди дождались, получив "Почему" и "Бесконечность" с электронным кусочком "Спасибо". Здесь было ясно, что требовать больше ничего не стоит, да и не нужно — Земфира сделала все, что могла, и даже больше. Этот день с полным правом принадлежал ей.

"Коммерсант"