Владимир Шахрин: Мы поем о своей России, а не об "Единой" или "Справедливой"

В ближайшее воскресенье нестареющие "дети гор", объединенные в уральский "Чайф", станут хэдлайнерами крупнейшего отечественного рок-фестиваля "Эммаус-2007", открывающегося в пятницу в Тверской области.
У звезд екатеринбургского рока лето вообще выдалось насыщенным. Они активно летают и плавают в рамках своего всероссийского "Золотого тура" (завершат который в августе в олимпийском Сочи), недавно дали большой концерт в столичном саду "Эрмитаж", а первую декаду июля посвятили фестивалям под открытым небом.

Чайф
У звезд екатеринбургского рока лето выдалось насыщенным

вопрос: В этом году "Чайф" опять обратил внимание на опен-эйры. У вас ведь бывали разные периоды: то вы несколько лет подряд появлялись на всех крупных летних фестивалях, то брали паузу. Нынешним летом, значит, решили откликаться на приглашения?

ответ: Видимо, так, - отвечает Шахрин Известиям. - Во-первых, несколько изменились сами фестивали, их организаторы превратились в профессиональные команды, которые все делают толково. Фестивали хорошо рекламируются, хорошо посещаются публикой, для артистов условия нормальные. В этом году мы выбрали два крупных фестиваля: "На волне" в Екатеринбурге и "Эммаус". К первому из них я сам имею отношение в плане организации, а к "Эммаусу" причастен Дима Гройсман (арт-продюсер "Чайфа" - прим. автора), так что это тоже чуть-чуть наш фестиваль. Еще у нас были большие открытые площадки в нашем "Золотом туре" — в Ярославле и Нижнем Новгороде. И в Нижнем, например, мы собрали порядка 25 тысяч зрителей. Многие фестивали могут позавидовать.

в: Если бы вам предложили выступить, предположим, на "Нашествии", которое в этом году, видимо, не состоится, а Гройсман сказал бы, что не стоит этого делать, как решился бы вопрос?

о: Думаю, мы нашли бы компромиссный вариант. Скорее всего, сыграли бы на "Нашествии" при некоторых условиях. Мы много помогали этому фестивалю, и хочется, чтобы фестиваль уже тоже мог дать нам определенные гарантии, скажем, по поддержке нашего нового альбома или еще что-то. Но там очень странная политика. Организаторы фестиваля говорят, что за радио ("Нашествие" является мероприятием "Нашего радио". - прим. автрора) они не отвечают и ничего гарантировать не могут. Но так как "Нашествие" гонораров не платит, то хотелось, чтобы хоть "борзыми щенками" что-то давали. С другой стороны, я точно знаю, что "Нашествие" выстраивает специфические отношения с молодыми группами. Иногда им рекомендуют не выступать на других фестивалях, чтобы их не перестали крутить на "Нашем радио", и тут получается, что организаторы "Нашествия" все-таки имеют отношение к "Нашему радио". Думаю, время все расставит по своим местам.

в: Почему эти фестивали удаляются все дальше от Москвы? Рок уже не нужен столице?

о: Чем ближе к Москве, тем дороже. Думаю, фестивальные бюджеты начинают просто не выдерживать столичных цен.

в: Что-то меняется в повседневной жизни "Чайфа" в связи с приближающимися думскими и президентскими выборами? Вам начинает поступать больше звонков с интересными предложениями, где-то выступить, во что-то вступить?

о: На концертах иногда подходят заинтересованные люди, после того как видят, что большой зал поет вместе с нами "Оле-оле, Россия — вперед!". Мол, вот это нам и надо. Мы объясняем, что здесь люди поют абсолютно искренне, о той России, которую любят, о своей России, а не об "Единой", "Справедливой" и т.п. И нам очень не хочется обмануть этих людей. Прямых предложений о сотрудничестве с кем-то, впрочем, не было, и предвыборных планов мы не составляем.

Мне, кстати, почему-то кажется, что грядущие выборы будут не так скучны, как многие предполагают. По-моему, ведется определенная психологическая подготовка населения: вы, дескать, даже не думайте, все уже понятно, решено. При этом традиционно считается, что определять все будут в первую очередь активно голосующие пенсионеры. Но ведь это уже другие пенсионеры. Люди, которым сейчас по 60, — это те, которым в начале 90-х было по 45—47 лет. Они все воспринимают уже немного по-другому. Думаю, и молодежь, прежде игнорировавшая выборы, может прийти и активно повлиять на ситуацию. Поэтому, мне кажется, интрига есть, и я с нетерпением жду выборов.

в: В центре Твери только что установили памятник Михаилу Кругу. Твое отношение к данному факту?

о: Я с легкой снисходительностью отношусь к шансону, но встречал весьма адекватных, молодых, образованных людей, которые любят песни Круга. И если он действительно знаменитый человек своего времени и жители данного города решили, что им такой памятник необходим, меня это не смущает.

в: А если когда-нибудь тебе скажут, что в твоем родном Екатеринбурге на центральной площади планируют воздвигнуть памятник Александру Новикову (дай ему, конечно, Бог долгих лет), как ты отреагируешь?

о: Ну, я предложу: давайте, может, не памятник, а почетную доску на доме, где родился и вырос певец Александр Новиков, установим. Почему нет? Многие люди что-то знают о нашем городе благодаря его песне "Город древний, город славный". Что касается его, так сказать, уголовного прошлого, я точно знаю, он никого не убил, не зарезал. Новиков просто пытался организовать собственный бизнес чуть раньше, чем это стало можно.

в:"Чайф" — чуть ли не единственная уральская группа, к которой не имел никакого отношения Илья Кормильцев. Но и вы, наверное, восприняли его смерть не как посторонние люди?

о: Помню, на какой-то большой рок-клубовской пьянке, в закрытом городе Новоуральске, где, по-моему, отмечали 10-летие группы "Отражение", мы сидели с Ильей рядом, болтали на разные темы, и вдруг он мне сказал: есть у тебя одна хреновая черта — тексты сам пишешь, а я бы с тобой с удовольствием поработал...

Илюха — мощнейшая, неоднозначная личность. Не всегда он был комфортным человеком, как в дружбе, так и в творчестве. У него много было таких иголочек, шипов, на которые и люди натыкались, и он сам. Но Кормильцев из тех индивидуумов, знакомство с которыми делает твою жизнь ярче. У Ильи было одно важное свойство — он четко обосновывал все свои претензии к людям. Поэтому даже те, на кого он принципиально наезжал, в этой сложной, трагической ситуации простили ему все.

в: При этом многие обратили внимание, что главный его друг и союзник по року, Вячеслав Бутусов, на похороны Кормильцева все же не приехал. Как ты отнесся к его решению?

о: Думаю, что Слава был в очень сложной ситуации. Как бы он в тот момент ни поступил, все равно это могли истолковать неоднозначно. Если бы приехал, сказали бы: вот, пока живой был Кормильцев, не нашлось времени помириться с ним, найти компромисс, а теперь появился... Поэтому, может, он и правильно поступил, что сделал какую-то паузу в поступках, в словах.

в: У Кормильцева были к Бутусову, кроме разных деловых вопросов, претензии, скажем так, нравственного характера, например, из-за того, что Слава, по мнению Ильи, иногда исполнял его песни на заказных мероприятиях с политической окраской. Наверное, он упрекнул бы и вас за выступление в июньском концерте на Красной площади, посвященном Дню России?

о: Я спрашивал у организаторов того концерта, что за публика будет на площади? Мне ответили: будет свободный доступ. Придут с флажками, для картинки, человек 500 активистов нынешних политдвижений, вроде "Наших", Единой России, но в остальном соберутся обычные люди. А вышло так, что туда привезли тысяч восемь организованных, политически активных граждан, и больше никого не пустили. Мы выходим играть и чувствуем, что все это напоминает день рождения Ким Ир Сена. В самом конце был вообще странный момент. Все музыканты вышли на финал, петь гимн России — в самом концерте-то ничего плохого не было, в кои-то веки на главной площади страны выступили известные и молодые рок-музыканты, — и вот они вместе поют гимн своей страны, что тоже, само по себе, в общем-то, хорошо. И мы стоим с Костей Кинчевым, и вдруг на втором куплете гимна появляется какой-то молодой человек с флагом какой-то политорганизации и раз — перед нами с флагом встает и работает на телекамеры. Мы с Костей переглянулись и незаметно так, на третьем куплете, решили со сцены удалиться.

в: Считается, что большинство рок-групп распадаются по двум причинам: из-за денег и из-за женщин. С "Чайфом" не случилось ничего подобного, значит, вы не совсем рок-группа?

о: Ну, не все же рок-группы должны сталкиваться с этими проблемами и распадаться. Мы никогда не вмешивали наши отношения с женщинами в жизнь группы. Наши жены не ездят с нами не гастроли, ни одной из наших женщин в голову не придет подойти, предположим, к устроителям концерта и сказать что-то в повелительном наклонении, предъявить какие-то претензии. Это нонсенс. Если они и появляются где-то, их никто не видит. Иногда ведь случается, что у жен артистов пафоса едва ли не больше, чем у самих артистов. Они — первые леди. Что касается денег, мы в 1992-м обо всем договорились внутри коллектива и с нашей администрацией, с Димой Гройсманом, с Ильей Спириным, и с тех пор условия эти не меняли и не подписывали никаких бумаг. Нас всё устраивает. Мы доверяем друг другу. Я не инициирую никаких ревизий, не проверяю бухгалтерию нашей группы. Зачем? Мы умеем сочинять песни, делать шоу, но мы абсолютно не умеем делать бизнес. Поэтому шоу-бизнес у нас не получается. И для этого нам нужны люди, профессионально умеющие заниматься финансовой стороной проекта. И такие люди нашлись. Я стал получать с тех пор гораздо больше, чем получал до встречи с Гройсманом.

в: "Чайф" еще способен пойти на какой-то музыкальный эксперимент или вы уже в том статусе и состоянии, когда любое резкое движение всё испортит?

о: Допускаю, что в этом случае мы скорее всё испортим. Есть уже у нас некий стиль. И что самое важное, я голос свой все равно не переделаю. Поэтому, думаю, есть смысл продолжать хорошо делать то, что у нас получается.

Михаил Марголис, "Известия"