"Фабрика звезд 7" не заплатила налоги

Начиная «Фабрику звезд-7», Первый канал объявил о целом ряде изменений в правилах проекта. В частности, «фабрикантов» решили больше не кормить на халяву и теперь они должны сами зарабатывать на пропитание.

О том, что получилось из этого начинания и какие проблемы выявились в ходе его реализации, нам поведала бессменная ведущая, а с недавних пор еще и шеф-редактор «Фабрики звезд» Яна Чурикова. - Сначала зарабатывание денег ограничивалось концертами перед «Звездным домом», - рассказывает "Экспресс-газете" Яна. - Специально для этого построили сцену, и, пока было тепло, ребята выступали там по средам. Но в середине октября мы стали замечать, что они возвращаются с этих концертов с осипшими голосами. Решили перевести историю с заработками в другое русло. Предполагалось, что ребята должны петь в ночных клубах. Однако устраивать платные выступления для еще «сырых» артистов показалось нам неправильным. Пришлось разрешить им работать по специальностям, с которыми они пришли на проект. Например, Корнелию Манго, которая получила у себя в Астрахани художественное и педагогическое образование, отправили учить детей живописи. А Насте Приходько, которая окончила Киевское высшее музыкальное училище имени Глиера, подыскали место преподавателя игры на флейте в музыкальной школе.

Яна Чурикова
Яна Чурикова

Но вскоре и это мы были вынуждены свернуть, так как близился финальный концерт и ребята сосредоточились на подготовке к нему.

- И много «фабриканты» зарабатывали?

- Если говорить о преподавательских заработках Корнелии и Насти, то они получали обычную учительскую ставку - полторы тысячи рублей. А со «средничных» концертов суммы поступали самые разные. Первый концерт принес им под «тридцатку». Учитывая, что до этого они неделю питались в кредит, за счет этой суммы они рассчитались и прожили следующую неделю. Потом пошел спад до 7 - 9 тысяч. Ребята начали влегкую «ловить звезду» и готовить концерты левой пяткой. Мол, нас и так все любят и дадут нам денег. Юрий Аксюта и Константин Меладзе провели с ними воспитательную работу. После этого они стали готовиться к концертам более ответственно. И тогда заработки снова возросли.

- Как технически осуществлялся сбор денег с этих концертов? Ведь билеты на них не продавались.

- В народ пускали кофр от гитары, и зрители бросали в него деньги. После концерта ребята приносили их в «Дом», считали и передавали нашим администраторам.

- Кто и как распоряжался деньгами?

- Эта обязанность возлагалась на дежурного продюсера, которого выбирали после каждого отчетного концерта. Он выяснял, кто что ест, и составлял некую калькуляцию, сколько нужно на всех хлеба, сыра, яиц и т.д. А наши администраторы закупали необходимые продукты. Между прочим, в роли дежурного продюсера очень много народу пораскрывалось гораздо ярче, чем в вокале. Например, Наташа Тумшевиц на первой неделе жизни в «Доме» себя никак не проявила. А на третьей неделе ее выбрали продюсером. И она всех удивила деловитостью и педантичным подходом. А вот Настя Приходько сразу честно сказала: «Ребята! Если вы не хотите проблем, не выбирайте меня продюсером! Во-первых, вы будете ходить голодные. Во-вторых, я вас заставлю вставать в 8 утра и ложиться в 12». Зато Марк Тишман был дежурным продюсером два раза. Так всем понравилась его работа!

- Сколько в среднем «фабриканты» тратили на еду?

- В неделю у них уходила где-то «десяточка». Они же там особо не шиковали. Помню, какой скандал у них разразился, когда кто-то заказал банку красной икры. «Кто это сделал?! - кричал Тема Иванов. - Икру мы не потянем. У нас каждая копейка на счету».

На крайний случай у нас была предусмотрена подстраховка: если дети вдруг все еще хотели есть, а денег не заработали, мы им открывали кредит, который гасился из доходов следующей недели. На момент, когда заработки были прекращены, мы вышли в ноль: никто никому не должен.

- А как заработанные «фабрикантами» деньги оформлялись?

- Вы хотите узнать, была ли на это дело какая-то финансовая калькуляция? А чего тут считать, если деньги сразу же тратились на продукты? У нас все было абсолютно прозрачно: сколько заработали - столько и потратили. Все суммы мы оглашали в эфире. И как они ели колбасу и сыр, купленные на эти деньги, тоже всем показывали.

- Но ведь с заработанных денег должны платиться налоги?

- Налоги они будут платить, когда заключат контракты с продюсерами. А для телешоу это слишком сложно. Поди зрителю объясни: минус НДС с этой суммы, минус то, минус сё. Возможно, это будет следующий этап реалити, когда мы будем приучать «фабрикантов» еще и налоги платить.

Денежки счет любят

Согласно данным, предоставленным пресс-атташе «Фабрики звезд», «средничные» концерты перед «Звездным домом» принесли «фабрикантам»:

29.08 - 10 300 руб.

05.09 - 23 307 руб.

12.09 - 22 800 руб.

19.09 - 9210 руб.

26.09 - 6500 руб.

03.10 - 25 480 руб.

Кроме того, в индивидуальном порядке «фабриканты» заработали:

18.10. Корнелия Манго - 1600 руб. за мастер-класс по рисованию в детской художественной школе «Чердачок».

18.10. Татьяна Богачева и Сергей Ашихмин - 9500 руб. за бэк-вокал в караоке-клубе.

22.10. Наталья Тумшевиц - 2000 руб. за выступление в качестве спарринг-партнера по теннису у Светланы Кузнецовой.

24.10. Анастасия Приходько - 1500 руб. за мастер-класс игры на флейте в детской музыкальной школе № 21 имени Баха.

29.10. Все девочки - 9000 руб. за выступление в качестве моделей на показе Киры Пластининой (на руки они получили 6 конвертов по 1500 руб. в каждом).

Таким образом, в общей сложности заработки «фабрикантов» составили 120 597 рублей. С этой суммы у них должны были удержать подоходный налог в размере 15 677 рублей 61 копейки. Однако, как выяснилось, не только сборы со «средничных» концертов, но и все остальные деньги были получены «черным налом», через бухгалтерию не проходили и налоги с них не платились.

- Кто вам сказал такую чушь, будто мы что-то заплатили этой девочке из «Фабрики звезд»?! Это что за игрища такие?! - возмутилась директор музыкальной школы № 21 Серафима Львовна Севастьянова. - Они пришли, попросили разрешения эту девочку у нас поснимать, чтобы лишний раз ее попропагандировать… или как это сейчас называется… да-да, правильно, попиарить. Ребяткам нашим это было, естественно, интересно. Она для них вроде какая-то звезда. И я разрешила ей с ними пообщаться.

Может, она им и на флейточке играла. Но ни о каком уроке речь не шла. А об оплате - тем более. Это с них еще нужно было бы деньги взять. Слава Богу, у меня своих педагогов хватает. Чем платить такие большие деньги непонятно кому, я лучше своим заплачу. Они сделают все гораздо профессиональнее. А к этой «Фабрике звезд» я вообще отношусь очень плохо. Ведут они себя там не лучшим образом. А то, что из них потом получается, - еще хуже. Поскольку их «Дом» находится на территории нашего района Бескудниково, на День города управа попросила их принять участие в концерте. От них приехал какой-то товарищ с кавказской фамилией из первых «Фабрик» (очевидно, имелся в виду Ираклий Пирцхалава. - прим. авт.). Потоптался на сцене и сказал, что ему не годятся наши микрофоны. Спрашивается, что он за певец в таком случае?! У нас дети и без всяких микрофонов поют замечательно.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

- Если артист получает вознаграждение за свое выступление «черным налом», но хочет быть чистым перед государством, есть два выхода, - просветил нас руководитель компании «Кремль-концерт» Сергей Лавров, организующий гастрольные туры Софии Ротару, Валерии и других звезд. - Первый - заявить о полученном доходе в налоговую инспекцию и заплатить налог как физическое лицо в размере 13 процентов. Но в последнее время более выгодным считается другой способ - зарегистрироваться в качестве индивидуального частного предпринимателя (ИЧП), оприходовать полученные деньги как доход от продажи билетов и платить либо по упрощенной схеме 6 процентов от дохода, либо 15 процентов от чистой прибыли, то есть от дохода за вычетом расходов. А расходы могут быть любыми.

Например, равными доходу или даже превышающими его. И тогда вообще ничего платить не надо. Сейчас почти все артисты, начиная от Аллы Пугачевой и заканчивая бывшими «фабрикантами», являются ИЧП. Учетом расходов, как правило, никто не запаривается. Просто платят по «упрощенке» 6 процентов. Причем закладывают эти 6 процентов в свой гонорар, то есть сразу просят, условно говоря, не 100 тысяч, а 106 тысяч. А то недавно налоговики трясли весь шоу-бизнес и с изумлением обнаружили, что у нас 90 процентов артистов раньше якобы выступали вообще бесплатно.

В частности, Глюк’Oza, по данным журнала «Форбс», имеющая годовой доход более миллиона долларов, Юля Савичева и другие артисты компании «Монолит» уверяли их, что ездили на гастроли исключительно в целях промоушена, не получая за это ни копейки. А когда их спрашивали, куда же девались деньги, вырученные от продажи билетов, они разводили руками и говорили, мол, ничего об этом не знают.

Наиболее ушлые артисты задним числом заключали договоры с уже несуществующими фирмами, которые полгода назад еще существовали. И деньги, ранее полученные с концертов «черным налом», «вешали» на эти фирмы.