О сегодняшнем состоянии рынка, особенностях ценообразования и о влиянии
пиратов – в эксклюзивном интервью с «гуру» отечественной
звукозаписи.
Каково разделение труда среди главных игроков российского рынка звукозаписей?
Весь рынок состоит их трех секторов. Во-первых, это компании, которые записывают российских исполнителей. На этот рынок сейчас стремительно выходят и западные фирмы. Например, Universial music, которая выпустила Линду, Алсу и Тату. Но все же активнее здесь национальные игроки. Вторая группа – компании, выпускающие в России диски западных правообладателей. На сленге эта продукция называется «кирилликой». Проще говоря, это западная музыка с обложкой на русском языке. Третий тип – компании, которые занимаются импортом дисков западного производства.
«Союз» присутствует во всех трех секторах. На локальном рынке позиции слабые – объем не превышает 3%. На «кириллике» – сильнее, до 10%. По импорту – очень сильно – до 30%.
Сколько разных дисков Вы ежегодно выпускаете?
Где-то по 30 новых дисков в год. И с таким количеством связаны большие риски. Вообще-то любой бизнес – это риск, только в звукозаписи он больше. Скажем, парфюмерия выводит на рынок счетное количество продуктов ежегодно, а музыкальная индустрия (в целом – не только «Союз») – десяток в неделю. Поэтому ошибок у нас больше.
Каким методом Вы планируете величину тиража новых альбомов?
По западным исполнителям ориентируемся на основе рейтингов ведущих иностранных изданий. По российским же главный инструмент определения тиража – насколько часто песни из альбома крутятся на FМ-радиостанциях. Если альбом попадает в ротацию, и там есть 2–3 хита, которые многократно прокручиваются по радио задолго до его выхода, – диск просто обречен на успех.
Как устроена система цен в магазинах «Союз»? Какая музыка подлежит уценке?
Система ценообразования проста. По импортируемым дискам есть единые европейские цены. Каталоги западных издателей делятся на три категории: новинки звезд (идут по высшей стоимости), новинки новичков, переиздания классики или стареющие звезды (средняя цена) и записи предыдущих лет (низкая цена). К этому добавляется транспорт и таможня – кстати, безумно дорогая в России, по западным меркам вообще запретительная. Плюс торговая наценка. А уценивается все с течением времени, переходя из одной категории в другую.
Вы не пробовали менять цену на диски в зависимости от спроса, как поступают отели в высокий сезон?
Если диск начинает пользоваться «незапланированной» популярностью, увеличивается тираж, но цена – никогда. В противном случае, компании, взявшие продукцию на реализацию по изначальным расценкам, и те, что берут потом, окажутся в неравных условиях. А они этого страшно не любят – сразу возникают проблемы в их учетной системе. Кроме того, есть ограничительная покупательная способность, ее тоже надо учитывать, чтобы не отпугнуть покупателя, привыкшего к определенной цене.
Какие роялти Вы платите правообладателям?
Роялти зависят от того, как заключен контракт, и платятся либо в одно, либо в два места. Авторские – собственно автору (комозитору, поэту), и так называемые смежные права – права исполнителя. Часто исполнитель выкупает у автора права на произведение, чтобы другие потом не пели. Тогда все расчеты только с ним. «Союз» тоже покупает права, когда начинает работать с кем-то из молодых. Но авторские – не бизнес «Союза». Потому что они получаются не только с дисков, но и с исполнения на радиостанциях, на самолетах, кораблях, в Интернете, мобильных телефонах и даже в ресторанах. У нас нет возможности следить за всем этим.
Себестоимость дисков ничтожно мала – 20-25 центов. Но авторские права, к примеру, Мадонны – 9 долларов с каждого CD. С этим ничего нельзя сделать и это главная причина, почему ничего нельзя сделать с пиратством. Отношение стоимости производства и авторских прав не в пользу легальных производителей.
Каковы издержки легального производителя на выпуск конкретного диска?
Вычислить средние издержки – все равно что сказать среднюю цену по больнице. Понятно, что диск Пугачевой и начинающего музыканта по цене будут разными, потому что у них разные запросы. Звезда ее уровня не согласится отдать свой проект компании, которая будет издавать диск меньше чем за $250 тыс. предоплаты. Если издательская программа будет перевыполнена, она захочет получать потиражные проценты.
Предположим, звукозаписывающая компания делает прогноз, что продаст 100 тыс. дисков звезды N. Авторское право на каждый диск обойдется, скажем, в $2,5. Дальше диск (25 центов) плюс коробочка, полиграфия, дизайн, поделенные на тираж. Итого – 75 центов производство плюс $2,5 авторских. Итак, $3,25 – складская цена. Но тот, кто занимается оптовой торговлей, содержит кладовщиков, транспорт, склады и т. д. Поэтому он на каждый диск делает наценку 20-30 центов. Получается, что при попадании на рынок розничных продавцов диск стоит уже $3,5. Розничники делают наценку, чтобы платить зарплату продавцам, аренду, налоги. Обычно это где-то 75%, поскольку цена торговых помещений в Москве безумно высокая – в хорошем магазине примерно $1000 за метр.
Так что в этой индустрии на каждом этапе закладывается небольшая прибыль. Все хотят заработать на объеме. Но в результате общей ситуации в стране (таможня, налоги, цена площадей) выходная цена – высокая.
Мучают ли Вас «пираты», и какие убытки они приносят «Союзу»?
Суммарный объем российского кино- (домашнее видео) и музыкального рынка – больше $2 млрд. При этом объем легального рынка – $200 млн. Если пиратский рынок вдруг исчезнет, легальный его не восполнит, поскольку произойдет резкое ограничение по покупательской способности. Зато исчезнут экзотические виды продуктов, типа – на одном DVD по 4 фильма. Через некоторое время резко увеличится количество творческих людей, которые в условиях засилья пиратской продукции просто не успевают подняться.
Пирату не надо платить авторских. Если это западный диск, где авторские больше, да еще есть таможня, то разница получается 10 против 1. Законопослушная фирма в любом случае, даже имея нулевые затраты на производство, будет играть с пиратом десять против одного.
Уступают ли пиратские диски фирменным по качеству?
Пиратские диски ничем не хуже. Они делаются на той же самой фабрике. В России все так устроено. Недавно инженер ночной смены в Зеленограде был осужден за то, что днем он печатал легальный тираж, а ночью – пиратский, на том же оборудовании. Может, у пиратов дешевле полиграфия, менее аккуратные коробки, продаются в подворотнях, поэтому больше внешних дефектов, неудобств. Но в 95% случаев – нелегальный музыкальный диск ни в чем не уступает легальному. Несколько иная ситуация с DVD. Там, в погоне за скоростью, пираты делают «экранки»: ставят камеру и со штатива «поливают» экран со всем вытекающим отсюда качеством.
Правдивы ли слухи, что легальные производители специально портят произведенные ими самими диски, и продают их там же, где пираты, чтобы дискредитировать тех?
Первый раз слышу – во всяком случае, мы этим никогда не занимались. Да и смысла нет. Пиратские точки – по всей Москве, по всей России. И места продаж все время меняются – сегодня здесь, завтра там.
Как по-вашему, будет когда-либо создана непробиваемая защита звукозаписей против нелегального копирования, или это в принципе невозможно?
Насколько мне известно, последние разработки в этой области вела компания Sony. Но, по моей же информации, защита уже «сломана». Так что от таких защитных механизмов могут пострадать лишь рядовые слушатели, которые хотят в домашних условиях, например, записать для себя же сборник с нескольких дисков на один – через CD-ROM. А пиратов это не остановит.
Недавно Александр Розенбаум заявил, что не получает авторских отчислений с 90% его записей, продаваемых в московских магазинах. Где гарантии того, что продукция, попадающая в сеть магазинов «Союз», не контрафактная?
Не знаю насчет Розенбаума, «Союз» с ним не работает. Но, в принципе, таких гарантий нет. Когда «Союз» издает сам, на проверку работает целая бригада юристов. Но у нас лишь 10% продукции собственного производства, за которую мы полностью отвечаем. Все остальное мы проверять не можем.
Учитывая, что скачать музыку из сети стоит 20 центов, как Вы думаете, если бы широкополосный Интернет был у всех, стали бы люди покупать фирменные диски?
Можно сказать определенно, что будущее – за электронными носителями. Но возможно появление новых носителей – к примеру, чипов, а не дисков. Человечество такое переживало неоднократно. Но заметьте, книги не умерли. Диски, видимо, тоже не умрут – по крайней мере, не скоро. Ведь их еще покупают не только для себя, но и в подарок. Хорошо сделанный диск – своего рода произведение искусства.
Когда человек приходит в магазин «Союз», то видит массу звуконосителей. Если он не фанат, то сориентироваться сложно, и нет никаких гарантий от ошибки. Тратится слишком много времени на поиск. На Ваш взгляд, что может облегчить «навигацию» потребителя в море музыки?
Мы ничего нового не изобретаем. Пока из-за негативного соотношения объемов легального и пиратского рынка мы не в состоянии платить такую высокую зарплату продавцам-экспертам в магазинам, как платят на Западе. Настоящий эксперт знает все про любой альбом, знает постоянных клиентов. У нас объем рынка меньше, и высокие зарплаты конечных продавцов держатся лишь в центральных точках. Поэтому мы стараемся точно разложить продукцию, музыкальные журналы. Сейчас даем все слушать перед покупкой. Вскоре у нас вводится дорогостоящая система, когда диск не надо распечатывать, чтобы прослушать – достаточно показать компьютеру его код. На такую дорогую систему нас подвигло то, что московское правительство ввело специальные идентификационные знаки на упаковке. Если его вскрываешь, то он автоматически становится контрафактным. Теперь слушать можно будет, не открывая упаковки. Новая технология будет запущена совсем скоро – в большом торговом центре на Пятницкой улице.
Если не секрет, как Вы сами ориентируетесь в музыкальных новинках? Если у Вас есть в семье подростки, то где они берут новую музыку?
Я меломан, но не претендую быть экспертом. К сожалению, не хватает времени – а так многое хотелось бы послушать. Дети мои любят – один тяжелую, а другой этническую музыку. Пиратскими записями не пользуются.
Как, на Ваш взгляд, становится ли с годами хорошей музыки меньше?
Если раньше для успеха альбома нужно было 6–7 хитов, то теперь одного достаточно. И его крутят на радио, показывают клип по TV, а потом продают на диске наряду с девятью убогими поделками. Но платят-то за десять, а не за один!
Любая культура проходит пики и падения. Сейчас падение. В какой-то момент общество стало более сытым, у него стало меньше духовных запросов. Параллельно сама индустрия переживает плохие времена – компании заняты реструктуризацией. Если такие монстры, как BMG и Sony объединились, потому что в одиночку не справляются, это говорит о многом. Ничего подобного раньше не бывало. Думаю, с Universial вскоре произойдет нечто подобное.
Обычно такие циклы длятся 10–15 лет. Этот начался лет 7–8 лет назад. Так что подождем.
Беседовал Михаил Грунин, artpragmatica.ru
Каково разделение труда среди главных игроков российского рынка звукозаписей?
Весь рынок состоит их трех секторов. Во-первых, это компании, которые записывают российских исполнителей. На этот рынок сейчас стремительно выходят и западные фирмы. Например, Universial music, которая выпустила Линду, Алсу и Тату. Но все же активнее здесь национальные игроки. Вторая группа – компании, выпускающие в России диски западных правообладателей. На сленге эта продукция называется «кирилликой». Проще говоря, это западная музыка с обложкой на русском языке. Третий тип – компании, которые занимаются импортом дисков западного производства.
«Союз» присутствует во всех трех секторах. На локальном рынке позиции слабые – объем не превышает 3%. На «кириллике» – сильнее, до 10%. По импорту – очень сильно – до 30%.
Сколько разных дисков Вы ежегодно выпускаете?
Где-то по 30 новых дисков в год. И с таким количеством связаны большие риски. Вообще-то любой бизнес – это риск, только в звукозаписи он больше. Скажем, парфюмерия выводит на рынок счетное количество продуктов ежегодно, а музыкальная индустрия (в целом – не только «Союз») – десяток в неделю. Поэтому ошибок у нас больше.
Каким методом Вы планируете величину тиража новых альбомов?
По западным исполнителям ориентируемся на основе рейтингов ведущих иностранных изданий. По российским же главный инструмент определения тиража – насколько часто песни из альбома крутятся на FМ-радиостанциях. Если альбом попадает в ротацию, и там есть 2–3 хита, которые многократно прокручиваются по радио задолго до его выхода, – диск просто обречен на успех.
Как устроена система цен в магазинах «Союз»? Какая музыка подлежит уценке?
Система ценообразования проста. По импортируемым дискам есть единые европейские цены. Каталоги западных издателей делятся на три категории: новинки звезд (идут по высшей стоимости), новинки новичков, переиздания классики или стареющие звезды (средняя цена) и записи предыдущих лет (низкая цена). К этому добавляется транспорт и таможня – кстати, безумно дорогая в России, по западным меркам вообще запретительная. Плюс торговая наценка. А уценивается все с течением времени, переходя из одной категории в другую.
Вы не пробовали менять цену на диски в зависимости от спроса, как поступают отели в высокий сезон?
Если диск начинает пользоваться «незапланированной» популярностью, увеличивается тираж, но цена – никогда. В противном случае, компании, взявшие продукцию на реализацию по изначальным расценкам, и те, что берут потом, окажутся в неравных условиях. А они этого страшно не любят – сразу возникают проблемы в их учетной системе. Кроме того, есть ограничительная покупательная способность, ее тоже надо учитывать, чтобы не отпугнуть покупателя, привыкшего к определенной цене.
Какие роялти Вы платите правообладателям?
Роялти зависят от того, как заключен контракт, и платятся либо в одно, либо в два места. Авторские – собственно автору (комозитору, поэту), и так называемые смежные права – права исполнителя. Часто исполнитель выкупает у автора права на произведение, чтобы другие потом не пели. Тогда все расчеты только с ним. «Союз» тоже покупает права, когда начинает работать с кем-то из молодых. Но авторские – не бизнес «Союза». Потому что они получаются не только с дисков, но и с исполнения на радиостанциях, на самолетах, кораблях, в Интернете, мобильных телефонах и даже в ресторанах. У нас нет возможности следить за всем этим.
Себестоимость дисков ничтожно мала – 20-25 центов. Но авторские права, к примеру, Мадонны – 9 долларов с каждого CD. С этим ничего нельзя сделать и это главная причина, почему ничего нельзя сделать с пиратством. Отношение стоимости производства и авторских прав не в пользу легальных производителей.
Каковы издержки легального производителя на выпуск конкретного диска?
Вычислить средние издержки – все равно что сказать среднюю цену по больнице. Понятно, что диск Пугачевой и начинающего музыканта по цене будут разными, потому что у них разные запросы. Звезда ее уровня не согласится отдать свой проект компании, которая будет издавать диск меньше чем за $250 тыс. предоплаты. Если издательская программа будет перевыполнена, она захочет получать потиражные проценты.
Предположим, звукозаписывающая компания делает прогноз, что продаст 100 тыс. дисков звезды N. Авторское право на каждый диск обойдется, скажем, в $2,5. Дальше диск (25 центов) плюс коробочка, полиграфия, дизайн, поделенные на тираж. Итого – 75 центов производство плюс $2,5 авторских. Итак, $3,25 – складская цена. Но тот, кто занимается оптовой торговлей, содержит кладовщиков, транспорт, склады и т. д. Поэтому он на каждый диск делает наценку 20-30 центов. Получается, что при попадании на рынок розничных продавцов диск стоит уже $3,5. Розничники делают наценку, чтобы платить зарплату продавцам, аренду, налоги. Обычно это где-то 75%, поскольку цена торговых помещений в Москве безумно высокая – в хорошем магазине примерно $1000 за метр.
Так что в этой индустрии на каждом этапе закладывается небольшая прибыль. Все хотят заработать на объеме. Но в результате общей ситуации в стране (таможня, налоги, цена площадей) выходная цена – высокая.
Мучают ли Вас «пираты», и какие убытки они приносят «Союзу»?
Суммарный объем российского кино- (домашнее видео) и музыкального рынка – больше $2 млрд. При этом объем легального рынка – $200 млн. Если пиратский рынок вдруг исчезнет, легальный его не восполнит, поскольку произойдет резкое ограничение по покупательской способности. Зато исчезнут экзотические виды продуктов, типа – на одном DVD по 4 фильма. Через некоторое время резко увеличится количество творческих людей, которые в условиях засилья пиратской продукции просто не успевают подняться.
Пирату не надо платить авторских. Если это западный диск, где авторские больше, да еще есть таможня, то разница получается 10 против 1. Законопослушная фирма в любом случае, даже имея нулевые затраты на производство, будет играть с пиратом десять против одного.
Уступают ли пиратские диски фирменным по качеству?
Пиратские диски ничем не хуже. Они делаются на той же самой фабрике. В России все так устроено. Недавно инженер ночной смены в Зеленограде был осужден за то, что днем он печатал легальный тираж, а ночью – пиратский, на том же оборудовании. Может, у пиратов дешевле полиграфия, менее аккуратные коробки, продаются в подворотнях, поэтому больше внешних дефектов, неудобств. Но в 95% случаев – нелегальный музыкальный диск ни в чем не уступает легальному. Несколько иная ситуация с DVD. Там, в погоне за скоростью, пираты делают «экранки»: ставят камеру и со штатива «поливают» экран со всем вытекающим отсюда качеством.
Правдивы ли слухи, что легальные производители специально портят произведенные ими самими диски, и продают их там же, где пираты, чтобы дискредитировать тех?
Первый раз слышу – во всяком случае, мы этим никогда не занимались. Да и смысла нет. Пиратские точки – по всей Москве, по всей России. И места продаж все время меняются – сегодня здесь, завтра там.
Как по-вашему, будет когда-либо создана непробиваемая защита звукозаписей против нелегального копирования, или это в принципе невозможно?
Насколько мне известно, последние разработки в этой области вела компания Sony. Но, по моей же информации, защита уже «сломана». Так что от таких защитных механизмов могут пострадать лишь рядовые слушатели, которые хотят в домашних условиях, например, записать для себя же сборник с нескольких дисков на один – через CD-ROM. А пиратов это не остановит.
Недавно Александр Розенбаум заявил, что не получает авторских отчислений с 90% его записей, продаваемых в московских магазинах. Где гарантии того, что продукция, попадающая в сеть магазинов «Союз», не контрафактная?
Не знаю насчет Розенбаума, «Союз» с ним не работает. Но, в принципе, таких гарантий нет. Когда «Союз» издает сам, на проверку работает целая бригада юристов. Но у нас лишь 10% продукции собственного производства, за которую мы полностью отвечаем. Все остальное мы проверять не можем.
Учитывая, что скачать музыку из сети стоит 20 центов, как Вы думаете, если бы широкополосный Интернет был у всех, стали бы люди покупать фирменные диски?
Можно сказать определенно, что будущее – за электронными носителями. Но возможно появление новых носителей – к примеру, чипов, а не дисков. Человечество такое переживало неоднократно. Но заметьте, книги не умерли. Диски, видимо, тоже не умрут – по крайней мере, не скоро. Ведь их еще покупают не только для себя, но и в подарок. Хорошо сделанный диск – своего рода произведение искусства.
Когда человек приходит в магазин «Союз», то видит массу звуконосителей. Если он не фанат, то сориентироваться сложно, и нет никаких гарантий от ошибки. Тратится слишком много времени на поиск. На Ваш взгляд, что может облегчить «навигацию» потребителя в море музыки?
Мы ничего нового не изобретаем. Пока из-за негативного соотношения объемов легального и пиратского рынка мы не в состоянии платить такую высокую зарплату продавцам-экспертам в магазинам, как платят на Западе. Настоящий эксперт знает все про любой альбом, знает постоянных клиентов. У нас объем рынка меньше, и высокие зарплаты конечных продавцов держатся лишь в центральных точках. Поэтому мы стараемся точно разложить продукцию, музыкальные журналы. Сейчас даем все слушать перед покупкой. Вскоре у нас вводится дорогостоящая система, когда диск не надо распечатывать, чтобы прослушать – достаточно показать компьютеру его код. На такую дорогую систему нас подвигло то, что московское правительство ввело специальные идентификационные знаки на упаковке. Если его вскрываешь, то он автоматически становится контрафактным. Теперь слушать можно будет, не открывая упаковки. Новая технология будет запущена совсем скоро – в большом торговом центре на Пятницкой улице.
Если не секрет, как Вы сами ориентируетесь в музыкальных новинках? Если у Вас есть в семье подростки, то где они берут новую музыку?
Я меломан, но не претендую быть экспертом. К сожалению, не хватает времени – а так многое хотелось бы послушать. Дети мои любят – один тяжелую, а другой этническую музыку. Пиратскими записями не пользуются.
Как, на Ваш взгляд, становится ли с годами хорошей музыки меньше?
Если раньше для успеха альбома нужно было 6–7 хитов, то теперь одного достаточно. И его крутят на радио, показывают клип по TV, а потом продают на диске наряду с девятью убогими поделками. Но платят-то за десять, а не за один!
Любая культура проходит пики и падения. Сейчас падение. В какой-то момент общество стало более сытым, у него стало меньше духовных запросов. Параллельно сама индустрия переживает плохие времена – компании заняты реструктуризацией. Если такие монстры, как BMG и Sony объединились, потому что в одиночку не справляются, это говорит о многом. Ничего подобного раньше не бывало. Думаю, с Universial вскоре произойдет нечто подобное.
Обычно такие циклы длятся 10–15 лет. Этот начался лет 7–8 лет назад. Так что подождем.
Беседовал Михаил Грунин, artpragmatica.ru
Комменты