Список фаворитов получился весомым: Басё и Артюр Рембо, Александр Вертинский и Мстислав Ростропович, Дева Мария и булгаковская Маргарита, Чебурашка и Волк из «Ну, Погоди!», Лиля Брик и Антон Павлович Чехов. Ни в одном альбоме «Ундервуда» еще не было такого пестрого калейдоскопа известных имен и культурологических ассоциаций. Ни в одной пластинке Ткаченко и Кучеренко нет столь резких перепадов настроения и разнообразно аранжированных песен.
Группа «Ундервуд»
Свой пятый по счёту альбом «Все, Кого Ты Так Сильно Любил» группа «Ундервуд» вынашивала, как ребенка, десять месяцев, из которых один был отведён на зачатье, а девять – на рождение. Ткаченко и Кучеренко максимально позаботились о том, чтобы их детище появилось на свет легко и безболезненно. Пластинка получилась достойной преемницей предыдущего (очень успешного) диска «Опиум для народа» – музыкальная палитра свежего альбома «Ундервуда» получилась очень насыщенной. Впервые Кучеренко и Ткаченко решили привлечь к работе над альбомом «стилиста по звуку», функцию которого блестяще выполнил штатный мультиинструменталист группы Владимир «Корней» Корниенко. «Корней очень хорошо играет на гитаре и басу и, не будучи клавишником, тем не менее, хорошо придумывает какие-то, зачастую, органные пассажи, – размышляет Владимир Ткаченко. – Он это интуитивно чувствует, и в этом плане с ним легко экспериментировать, потому что он очень не любит слова «стиль». Несмотря на это, мы в этом альбоме выделили ему функцию художника по стилю. Потому что, невзирая на свое неприятие стилей, он умеет чётко лавировать между ними, правильно находить нужные ноты и нужные формы».
Вторым «художником по стилю» «Ундервуд» избрали композитора Илью Шипилова – их творческие пути пересеклись ещё во время работы последнего над альбомом «Опиум для народа». На новом альбоме Ткаченко и Кучеренко доверили Шипилову более широкий фронт работ. На откуп Илье были отданы такие композиции, как «Смерть в Венеции», «Все, Кого Ты Так Сильно Любил», «Черный Пьеро» и «Мама, я нашел нефть». А поскольку у Шипилова есть чёткое представление, как музыка должна выстраиваться драматически, то каждое произведение в его руках превратилось в мини-пьесу. При помощи музыки ему удалось передать самые тонкие оттенки смысла и затейливые пейзажи.. «Илья – большой художник, он работает с масштабными контекстами. И у него есть странное чувство ответственности за современную культуру, что пугает!» – говорит Максим Кучеренко.
Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко с гордостью признаются, что в альбоме «Все, Кого Ты Так Сильно Любил» присутствуют неожиданные песни, аналогов которым они ещё не сочиняли. Музыканты назвали эти композиции «новыми трендами», причислив к ним бойкую «Чехов – это я» и замороченную «Черный Пьеро». В их аранжировках Ткаченко с Кучеренко проявили воистину раблезианскую щедрость и всеядность. При записи пятого альбома Максима Кучеренко увлекла отнюдь не праздная проблема: как человек переживал музыку в XIX веке, когда она первоначально появлялась на бумаге, а не сразу в голове.
В своем исследовательском запале «Ундервуд» пытались нащупать в XIX веке… истоки русского панка. По поводу проблемы, откуда есть пошел российский панк-рок, было сломано немало копий. В числе его предтеч называли скоморохов и махновцев, Достоевского и обэриутов, Маяковского, и Вертинского. А вот Максим Кучеренко считает, что первым панком на Руси был Антон Павлович Чехов и подводит под эту теорию мощную доказательную базу: «Чехов был человеком очень, как бы это сказать, лохматым в своей душе. Мне кажется, сейчас его фигура переживает переосмысление. И я не очень верю заточенному образу русского интеллигента. Я верю его переписке с друзьями, биографии сахалинского периода. И в этом смысле для меня Чехов, конечно, панк».
Вертинскому, впрочем, тоже нашлось место на просторах альбома «Все, Кого Ты Так Стильно Любил». Именно из его воспаленных фантазий вышел угрюмый «Черный пьеро», заливающей свой творческий кризис траурной водкой, продираясь к слушателю сквозь арию Понтия Пилата из библейской мистерии Уэббера и песенку Курта Вайля на слова Бертольда Брехта. Правда, когда герой песни задается логичным вопросом «кто я, кукла или фрик», из-под уродского колпака Пьеро вдруг начинает проглядывать челка депрессивного эмо-боя, а гипертрофированно длинные рукава начинают окрашиваться в розовое… «Нас всегда волновала судьба фрика в отдельно взятой песне, очевидно потому, что мы фриками никогда не являлись, но с интересом следили за их поведением», – ёмко заметил Владимир Ткаченко.
Фрики фриками, но параллельно группу «Ундервуд» всегда интересовали и варианты развития отношений между двумя полами – от нежно-романтического до цинично-похотливого, и от трагического-суицидального до гомерического. «Нас волновали отношения между поколениями – мы сосредоточенно слушали то, что происходит внутри нас и в отношениях между нами и нашими родителями, – делится Владимир Ткаченко. Мы обзаводились семьями и рожали детей, взрослели, матерели, старели и пытались всё это отразить в песнях. В общем, «Ундервуд» это не совсем тот случай, когда автор не соответствует ни внешне, ни внутренне тому, о чём он пишет».
И в пятом альбоме фронтменам «Ундервуда» удалось к привычным любовным балладам присовокупить песню о любви ребенка к родителям («Дитя моё») и трогательное объяснение Владимира Ткаченко с собственной мамой Татьяной Мефодиевной («Татьянин день»). А в заглавной песне явившийся во сне маэстро Ростропович открывает Максиму Кучеренко тайну, что ноты – это буквы ангелов. Не потому ли лидеры группы так бережно отнеслись к построению каждой песни из пятого альбома? И не потому ли они намеренно дистанцируются от возможных критических стрел в адрес альбома, интуитивно чувствуя, что на этот раз они создали нечто объективно значимое. «И нам, в принципе, всё равно, как это будут называть тонко чувствующие критики с натренированными ушами – олдскульным роком, ретро-роллом или псевдоинтеллектуальным попом. Им виднее, чем отличаются «причитания местечковых графоманов» от «арий заморского гостя» – они за это деньги получают» (Владимир Ткаченко).
Альбом «Все, Кого Ты Так Сильно Любил» – очень точный срез нынешнего дня. Всем думающим людям, которые ищут в новых песнях трепещущий нерв времени, он должен прийтись по душе. Вряд ли кто-то после этой работы осмелится назвать участников «Ундервуда» оторванными от жизни романтиками.
«Может быть, это путешествие между падением и возрождением одного и того же Железного Занавеса, который придумала нам История, создав иллюзию движения длинною в чёртову дюжину лет. Ровно столько понадобилось людям времени, чтобы снова полюбить хоккей и теперь уже футбол и с гордостью смотреть на рубиновые звёзды. А пока что, 12 песен-пассажиров сели в маленький аэроплан и удаляются в неизвестную нам белую пустоту. А мы смотрим на них глазами преданной собаки, точно как преданно мы сидели в студии и лепили все эти песни из таких маленьких мозаичных кусочков нашей нервной творческой системы» (Максим Кучеренко).
18 октября, Б2, 22:00.
Комменты