Михаил Плетнев: Вернулся к фортепиано, решил тряхнуть стариной!

Выдающийся российский пианист и дирижер Михаил Плетнев считает, что нынешнее время - безвременье.

В этом году лауреатом Платоновской премии одноименного ежегодного фестиваля искусств, завершившегося в Воронеже, стал Михаил Васильевич Плетнев.

15 июня создатель и художественный руководитель Российского национального оркестра, выдающийся российский музыкант, пианист и дирижер принял участие в фестивале. РНО под управлением маэстро Плетнева исполнил «Времена года» Александра Глазунова и симфонию №12 Дмитрия Шостаковича.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Михаил Васильевич начал общение с прессой, что случается крайне редко, с экскурса в эпоху Платонова и Шостаковича:

- Платонов - это гигант... Платонов и Шостакович – люди, жившие примерно в одно время. В нашей программе – Шостакович. Сталин говорил про Платонова: «Талантливый человек, но сволочь». Примерно так же Сталин относился и к Шостаковичу. Что касается слова «сволочь», Платонова ведь перестали печатать. Думаю, многие тогда подпали под такое определение. Все они говорили эзоповым языком. …12-я симфония посвящена Ленину. При этом Шостаковичу удалось музыкальными средствами написать скорбную и жестокую поэму, чтобы люди поняли одно, а тот, кто знает больше, совсем другое. Он писал смело. Как говорил мне Мстислав Ростропович, долгое время у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича стояла дома котомка, в ней лежали сухари на случай, если его заберут. Когда он слышал, что приезжала какая-то машина, то выходил на лестничную клетку. Не хотел, чтобы дети и жена видели, как его арестовывают. Большое чудо для нас всех, что эти две личности не были перемолоты режимом. Отношение художника и власти – вечная тема.

- Что можете сказать о вашей программе концерта на Платоновском фестивале?

- Она построена так, что в первом отделении вы будете улыбаться, вспоминать детство, какие-то патриархальные ценности, услышите, как птички поют, почувствуете приход весны (Глазунов). А во втором отделении мы все это уничтожим музыкой Шостаковича – в общем это то, что произошло в жизни.

- Михаил Васильевич, сейчас вы работаете как композитор?

- Пишу мало - альтовый концерт, джазовая сюита… Раз деньги приходят на счет, значит их кто-то играет.

- В этом году вы вновь вернулись к пианистической карьере…

- Решил тряхнуть стариной. Обещал сыграть фантазию Чайковского на фестивале. Или еще заинтересовала Оратория Массне – вроде бы Петр Ильич Чайковский был на этой премьере и пролили слезы…

название
Решил тряхнуть стариной!

- Сегодня мы говорим об отражении платоновской эпохи в искусстве. На ваш взгляд, творчество какого композитора отражает наше время?

- Считаю, что Александра Пахмутова - это Шуберт нашего времени по качеству мелодий, мелодизму, разнообразию, по умению находить интонации. Но в целом теперешнее время мне непонятно. Его скорее можно охарактеризовать как безвременье.

- Маэстро, у вас много премий, званий. Что для вас значит Платоновская?

- Это стало совершенной неожиданностью, до этого ни одного музыканта в списке не было... Что я такого написал? Однако мне приятно. Думаю, она присуждается достойным, и ее надо отнести к РНО.

- Вы любите самолеты. Управление самолетом можно сравнить с управлением оркестром?

- Самолетом проще. Сейчас вертолет изучаю, там ничего не получается. С оркестром раньше начал. Но и этому учишься все время, на каждом концерте.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото автора